2013. ПОРТУГАЛИЯ. Коимбра: каф. собор Se Velha, ц-вь Монастыря Святого Креста, ц-вь Сантьяго, ц-вь св. Варфоломея. Порту. 7 май. 7 день. III часть.

 

«Солнышко ещё высоко»! … мы продолжаем осмотр симпаптюлечной Коимбры. Её историческое сердце находится на живописном холме над рекой Мондегу и сконцентрировано вокруг старого университета. Кстати, — население города чуть больше 140 тыс. человек…   Знаменит не только своим университетом — старейшим в стране, но и фантастической коллекцией красивых церквей, древних монастырей и великолепных музеев. Вторая половина нашего дня была в большей степени посвящена именно храмам…

Старый кафедральный собор Se Velha de Coimbra …

Холм над рекой Мондегу (где сейчас расположен исторический центр) был заселён ещё в римскую эпоху и известен под названием Aeminium. Между 569 и 589 годами город был разграблен свевами и вестготами. В 8 веке Коимбра стала столицей одноимённого графства. Между 711 и 715 годами город был захвачен маврами и принадлежал им до 11 века. В 1064 году Коимбра была отвоёвана королевством Леон. В дальнейшем город и окрестности были включены в графство Португалия. В период с 12 по 13 столетия Коимбра была столицей независимого португальского королевства.

Уже в средние века Коимбра была разделена на Верхний город (Cidade Alta), где жили аристократия и духовенство, и Нижний город (Cidade Baixa), где проживали торговцы и ремесленники. Средневековое поселение было окружено крепостной стеной, остатки которой сохранились до нашего времени. В 1290 году в Коимбре был основан университет, который является старейшим учебным заведением Португалии. В 15 и 16 веках город был одним из художественных и культурных центров португальского королевства.

Коимбра имеет великолепный старый город, сердце которого расположено на холме над рекой Мондегу. Здесь средневековые монастыри, соборы и несколько прекрасных музеев группируются вокруг старого университета. … и один из соборов мы и посетили. Жаль, — время на осмотр было просто дико ограничено…

Се-Велья благодаря своим высоким зубчатым стенам собор Се-Велья напоминает замок. Подобные же ассоциации рождаются при виде узких, как бойницы, окон.

 

Черты крепости собор приобрел не случайно: во времена строительства он располагался на границе, разделяющей территорию христианства и территорию ислама. Освящен Се-Велья был в 1184 году, когда Коимбра была столицей государства. Хотя со стороны это сооружение в романском стиле кажется довольно строгим и грозным, интерьер его изысканно красив. Внутренние стены собора украшены прекрасными геометрическими узорами и животными мотивами, а элегантные галереи представляют собой восхитительное сочетание готического и романского стилей.

 

Несмотря на довольно мрачный вид, старый кафедральный собор имеет красивый интерьер, в котором выделяется позднеготический высокий алтарь 15 века и работы фламандских мастеров по дереву.

К строительству собора приступили после битвы при Оурике. Сражение выиграли португальцы во главе с графом Альфонсу Энрикешем, который провозгласил себя королем Португалии Альфонсу I. Столицей свободной Португалии стал город Коимбра.

Альфонсу I приступил к возведению собора приблизительно в 1140 году. Строительство поддерживал также епископ Мигуэль Саломао, поскольку в храме должна была располагаться его кафедра. Возведение собора вместе с крытыми галереями полностью завершилось только в начале XIII века.

Проект здания предположительно разработал французский архитектор Робер, который руководил строительством Кафедрального собора в Лиссабоне. По сведениям историков, мастер часто приезжал в Коимбру. К созданию главного храма города также приложили руки архитекторы Бернар и Соэйеро. Когда он еще не был достроен, здесь короновали второго короля Португалии, Санчо I, в 1185 году. Старый Кафедральный собор примечателен еще и тем, что здесь похоронен первый граф города Сисинандо Давидеш. Храм строился в неспокойное для страны время, поэтому он был спроектирован еще и как оборонительное сооружение. Об этом легко догадаться по зубчатым стенам и узким окнам, напоминающим щели.

В XVI веке в соборе были проведены дополнительные работы: капеллы, стены внутри и опоры нефа были покрыты керамической плиткой. Был переделан северный фасад и южная капелла апсиды в стиле Ренессанс, хотя в основном храм построен в романском стиле.

 

В 1772 году, спустя некоторое время после изгнания иезуитов из Португалии, епископат из старинного средневекового собора Се Велья перевели в иезуитскую церковь, построенную в стиле маньеризма, которая позже стала называться Новым кафедральным собором Коимбры. Старый храм не утратил своего значения – в нём до сих пор проводятся службы.   Дизайн главного входного портала и фасадов вызывает неподдельное восхищение у посетителей. Внутри сделан высокий неф с цилиндрическими сводами, украшенными оригинальными романскими элементами.

 

Самой прекрасной частью Собора, без сомнения, является алтарь с романскими капителями, носящий название «Вознесение Девы Марии». Запрестольный образ покрыт позолотой и посвящен Вознесению Девы Марии.   Из всех римско-католических церквей Португалии Старый Кафедральный собор Коимбры выделяется отсутствием библейских сцен и изображений человека. Так сказывается арабское влияние.

Обед…   Что — что, а вот с питанием «групповухи» в большинстве случаев имеют огромное преимущество. Не нужно долго искать кафе или ресторан… Не нужно зацикливаться в выборе блюд… Да и в большинстве случаев — нет долгого ожидания пока официант принесёт что-либо.   Вот и в этот раз всё произошло крайне удобно. …

 

… наша столовка была как раз на пути следования маршрута. Прямо напротив очень красивого ландшафтного парка Parque da Cidade Manuel Braga. Мы его пофотографировали издалека, но увы – в нём так и не побывали. … а было бы совсем не плохо после сытного обеда немножко отдохнуть в лоне природы…

 

… обед — как обед… Ничего запоминающегося… — Сытно, вкусно, … в тёплой обстановке с подогревом скусненького винца… Пожалуй, одно запомнилось больше всего: красивое название ресторанчика — «Дон Педро»!

 

Церковь Монастыря Святого Креста (Mosteiro de Santa Cruz) …

Любим мы с Супругой всевозможные храмы, мечети, синагоги, соборы, монастыри … церкви… … буддийские храмы…

Объяснение тут крайне простое: всегда все люди в мире строили подобные культовые сооружения на самых высоких и красивых местах. На центральных площадях. В сами подобные здания приглашали самых лучших архитекторов и почти всегда не скупились на денюшку, дабы увековечить не только религиозный объект, но и себя – любимых…

Всегда в таких местах – тишина. Исключения составляют лишь некоторые гейропейские и пиндосские костёлы в современном мире, когда в ранее намоленном месте устраивают рок фестивали и музеи. Когда батюшки стали рекламировать радужные флаги и воспевать песни о трансгендерах и прочей мерзости. Дошло дело до того, что Иисус представляется уже негром и тем более – хохлом. Да, — я очень толерантный человек. Для нас нет каких-либо расистских взглядов. Всегда придерживаемся принципа, что абсолютно бОльшее население планеты – хорошие люди, но в любой стране – найдётся кучка дерьма, которая «портит воздух» …

… что-то я разошёлся в изливании нагоревшего… Мы на шикарной… главной площади. Если не ошибаюсь она обзывается – Торговая… нет… перепроверил и оказалось, что площадь «8 мая». Извиняюсь…

Частая ошибка гидов – дают излишне много времени на какой-нибудь отдых, вместо пятиминутного, а потом старт как будто учувствуем в массовом забеге на короткую дистанцию. Так было и великолепной церковью. Чуть ли не пол часа пили кофе в ближайшей кафешке… а потом «побежали» по храму так, что пятки сверкали и не успевали сделать более-менее приличные снимки. Да и рассказа гида уже не слышали. В автобусе об этой церкви и монастыре, как я уже писал, Людмила читала стандартные фразы по бумажке… Так что, приходится тырить из инета некоторые данные.

 

Церковь или Монастырь Святого Креста расположена в нижней части города Коимбра, это одно из самых старых строений города.

 

Монастырь был основан в 1131 году за пределами защитных стен города. То время считается зарождением монархии в Португалии, и монастырь был самым важным религиозным учреждением. Святой Феотоний основал здесь общину каноников-августинцев и стал первым настоятелем их обители. Сам монастырь и церковь были построены между 1132 и 1223 годами.

Монастырю были предоставлены папские привилегии и королевское пожалование, которые позволили обители стать очень богатой и значительно укрепить свои позиции в культурной и политической жизни Португалии. При монастыре была школа и обширная библиотека. Школа высоко ценилась и очень часто была местом встречи ученых, священников и представителей власти.

 

В свое время это был важный научный и познавательный центр молодого королевства Португалия: там была собрана обширная библиотека, открыты скрипторий и монастырская школа. В начале XVI в. по приказу короля Мануэля I монастырь был перестроен и значительно расширен — с того времени он приобретает свои архитектурные черты в стиле мануэлино.

Этот монастырский комплекс состоит из церкви, часовни, зала Капитула, ризницы и внутреннего дворика, названного «двориком Молчания».

 

Гробницы первых королей были созданы французским скульптором и архитектором Николя Шантереном в 1520 г. в разгар португальского Ренессанса, и представляют собой настоящие произведения искусства.

  

Не меньшее впечатление производит резная каменная кафедра того же скульптора, а также красно-золотой барочный орган, монументальное панно из азулежу, великолепные картины португальских мастеров религиозной живописи и другие детали внутреннего убранства.

 

Первый португальский король дон Афонсу Энрикеш сделал столицей нового государства город Коимбру. Еще будучи графом, в начале 1130-х годов он содействовал основанию в Коимбре святым Теутониу монастыря Санта-Круш, ставшего интеллектуальным центром средневековой Португалии.

Здесь же в монастыре он завещал себя похоронить. В начале XVI века король дон Мануэл I полностью перестроил древнюю церковь монастыря в «современном» стиле (мануэлино) и заказал новые надгробия для дона Афонсу Энрикеша и его сына, дона Саншу I, которые перенесли из нартекса (пространство при входе в церковь) в алтарь.

Пы. Сы. — Дон Афонсу Энрикеш (Афонсу I), первый король Португалии. Правил в 1139-1185 гг. … Дон Саншу I, второй король Португалии, сын дона Афонсу Энрикеша. Правил в 1185-1212 гг.

Церковь Сантьяго… (Igreja de Santiago) …

… с одной стороны, — хорошо. Нас «отпустили» дав свободное время на «чё-хош». … С другой – слишком мало времени… В принципе у нас и была возможность только прогуляться на улице и в ускоренном режиме зайти в две церквушки…

…на площади Коммерции пред нами предстала древнейшая церковь, освящённая в честь святого апостола Иакова (Сантьягу). Резко ощутили старину… мгновенно уловили атмосферу средневековья…

 

Церковь расположилась на крутой боковой лестнице, которая ведёт с Верхнего города на набережную Коимбры.

Трудно говорить об изящных формах, когда смотришь на церковь Сантьяго: кругом феноменально элегантная застройка, а это сооружение стоит и смотрит как будто исподлобья, набычившись. Строили-то храм в конце XII века, когда об элегантном будущем центра Коимбры ещё и речи не шло, и к тому же в моде был романский стиль. Тут он и есть романский, только строгий, без лишнего декора и более суровый, чем красивый.

 

Предположительно, церковь была построена в XII веке, хотя до сих пор идут споры по поводу точной даты строительства этого храма. До нашего времени церковь пережила несколько реконструкций. Существует легенда, что церковь была основана в XI веке королем Леона, Фернандо I, после того, как он одержал победу над мусульманами и освободил город Коимбра. Освятили церковь в 1206 году.

Эта церковь простая, строгая, даже слишком простая — но и христианство тысячу лет назад было другим. Нынешнее здание давно уже не образец романского стиля, его достраивали и перестраивали, а часть снесли для расширения улицы.

Фасад храма считается одним из самых лучших образцов романской архитектуры Португалии. Портал храма формируют арки, поддерживаемые колоннами с изображениями растений и животных. Так же портал украшают четыре архивольта и капители. Внутри церковь имеет три нефа, которые разделены квадратными и круглыми колоннами. Внутри церкви находятся великолепные запрестольные образы XVIII века, украшенные позолотой, в стиле рококо. Обязательно стоит посетить капеллу Святого Петра XV века.

Храм кому-то покажется слишком простым — да, здесь нет изящества и полета готики, нет узорчатости мануэлино. Но это такая Средневековая мощь!

 

Одна из более ранних реконструкций церкви была в XVI веке, когда к зданию была пристроена боковая капелла с порталом в готическом стиле. Работы, проведенные в это время, значительно изменили внешний вид церкви, была построена вторая церковь, церковь Милосердия. Но чуть позже эта церковь была снесена. В XIX веке при расширении улицы была также снесена часть капелл храма….  Запомнилось прежде всего — великолепная акустика и внутри потрясающая энергетика. А снаружи очень красивая лестница…

Церковь святого Варфоломея… (Igreja de Sao Bartolomeu)…

Совсем рядышком с площадью коммерции нашли хоть и не слишком изящную, но по-своему красивую церковь св. Варфоломея. Церковь стоит на улице Руа-душ-Эштейрош и считается одним из самых старинных зданий в городе Коимбра.

 

Храм был построен в X веке и посвящен Святому Варфоломею, который был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и упомянут в Новом Завете. За все время существования храма дважды проводились реконструкционные работы: в XII веке и в XVIII веке. Фасад церкви венчает портал и две башни с колоколами по углам крыши. Так же фасад украшает зарешеченное окно овальной формы, которое является характерным признаком стиля барокко.

  

Внутри церковь однонефная, стены украшены картинами, написанные известным итальянским художником Паскалем Паренте. Притягивают взор капелла и запрестольный образ больших размеров XVIII века, выполненный в стиле барокко из дерева и мрамора и украшенный позолотой. Над образом висит большая картина, изображающая страдания Святого Варфоломея, написанная также итальянским художником Паскалем Паренте. Алтарь XVI века выполнен в стиле маньеризма и украшен картинами, на которых изображены сцены смерти и воскресения Иисуса Христа.   Изначально церковь была построена в романском стиле. Здание, которое мы видим сегодня, результат реставрационных работ XVIII века, когда было внесено много элементов барокко.

Скромный храм с выбеленными стенами, тишина и покой. Таким и должно быть место, где можно уединится, помолчать и помолиться.

Мы покидаем Коимбру… Супруга, явно не довольна… Хотелось бы ещё часок-второй здесь погулять…

отель «Star Inn Porto» … 3 звезды …

… мы уже в автобусе. Ехать до Порту около 120 км и примерно полтора часа просиживания пятой точки …, но всё прошло незаметно, т.к. почти все погрузились в сладостную дремоту. А когда уже проснулись, — оказались перед отелем «Star Inn Porto», где нас разместили.

 

Мы успели даже вечером выйти из номера и подкупить фруктов и пивасика в ближайшем магазинчике. Огромные апельсино-мандарины… слабость Супруги – клубнику и какие-то две штуки жёлтых фруктов, которые уже в номере впервые в жизни попробовали… … ща, — попробую отыскать в тырнете как они обзываются…, … — увы… слишком много версий. Даже не буду перечислять… Если интересует – сами сделайте вывод и напишите в комментариях. Я вставлю в текст…

 

От себя скажу, — вполне приятные на вкус… внутри насчитал 7 косточек…

Коротко о отеле и номере: Дизайн и архитектура – в современном стиле (я такой терпеть не могу и предпочитаю классический консервативный с элементами ажурных светильников, ковров и всевозможных рюшечек – финтифлюшечек … и в тёмных тонах…

 

Две сдвинутые кровати… Рыльно-мыльные и сама ванная комната – очень хорошие… Посмотрим что будет завтра на завтрак…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх