2021. КРЫМ-II. Ялта — Массандровский дворец и парк — Никитский ботанический сад — Ялта. 4 июнь. 4 день

Предупреждаю сразу: эта запись о двух парках, где «проживает» множество деревьев, кустов и цветочков. В ней – почти всё будет посвящено цветочкам, Супруге с цветочками … и совсем немножко о дворцах и парках!

Почему смотреть только женщинам? … Мужчины (в большинстве) недолюбливают парки и цветы… У них нет такого экстаза от вида лютиков и сорняков… , а вот женщины … женщины – это одно слово: — женщины!

Мы будем в двух местах, которые так любят одна разновидность человечества — женщины (мужчины, геи, трансгендеры, …транссексуалы… … — весь список из 54 полов  — ниже…  — не в счёт. У них наверняка, — другая любовь к чему-то… ) … Правда в этом списке, я так и не нашёл себя и Супругу – в чистом виде Man и Woman…

Agender — бесполый; 2. Androgyne — андроген, гермафродит (мужчиноженщина) ;3. Androgynous — мужеженственный (внутренне, по ощущениям) ;4. Bigender — ощущающие себя в разное время то мужчиной, то женщиной;5 Cis — латинск. «пред-», т.е. «недо-» (без негативной коннотации) ;6. Cis Female — предженский, недоженский;7. Cis Male — предмужской, недомужской;8. Cis Man — предмужчина, недомужчина;9. Cis Woman — предженщина, недоженщина;10. Cisgender — предполовой, недополовой;11. Cisgender Female — женский предпол, недополовой женский;12. Cisgender Male — мужской предпол, недополовой мужской;13. Cisgender Man — предполовой мужчина, недополовой мужчина;14. Cisgender Woman — предполовая женщина, недополовая женщина;15. Female to Male — от женского к мужскому;16. FTM — женщина, хирургически, внешне, принявшая облик мужчины;17. Gender Fluid — неустойчивый, «текучий» ;18. Gender Nonconforming — отрицающий традиционную классификацию;19. Gender Questioning — пол, остающийся под вопросом;20. Gender Variant — пол, допускающий несколько вариантов;21. Genderqueer — свой особенный, своеобычный;22. Intersex — межполовой;23. Male to Female — от мужчины к женщине;24. MTF — мужчина, хирургически, внешне, принявший облик женщины;25. Neither — ни тот, ни другой (из двух традиционных) ;26. Neutrois — стремящиеся устранить половые признаки во внешнем виде;27. Non-binary — отрицающий систему двух полов;28. Other — другое;29. Pangender — всеобщеполовой; 30. Trans — переходной к другому полу;31. Trans Female — переходной к женскому половому состоянию;32. Trans Male — переходной к мужскому половому состоянию;33. Trans Man — переходной к мужчине;34. Trans Person — переходной к лицу, вне половой классификации;35. Trans Woman — переходной к женщине;36. Trans(asterisk) — переходной к другому полу (* — с сохранением тайны) ;37. Trans(asterisk)Female — переходной к женскому половому состоянию (*);38. Trans(asterisk)Male — переходной к мужскому половому состоянию(*);39. Trans(asterisk)Man — переходной к мужчине(*);40. Trans(asterisk)Person — переходной к лицу, вне половой классификации(*);41. Trans(asterisk)Woman — переходной к женщине(*);42. Transexual — транссексуальный;43. Transexual Female — женский транссексуальный;44. Transexual Male — мужской транссексуальный;45. Transexual Man — мужчина транссексуал;46. Transexual Person — лицо траннсексуал;47. Transexual Woman — женщина транссексуал; 48. Transgender Female;49. Transgender Male;50. Transgender Man;51. Transgender Person;52. Transgender Woman;53. Transmasculine — «за пределами мужского» (фантазии на тему мужского пола) ;54. Two-spirit — две души, «двудушный» (без негативной коннотации) ; https://echo.msk.ru/blog/kosmopletov_aristarhh/1258672-echo/

Массандровский дворец…

Пока Вы читали этот длиннющий список полов из 54 разновидностей тех, кого видите «ежедневно» (мужчина и женщина — в нём нет)… — мы уже проснулись. Обрадовались солнышку из окна… Без спешки оделись… Объелись в обалденной столовке отеля… … проходя мимо Ялтинского Крокодиляриума запечатлели себя с крокодилом Геной, который, уже четвёртый день нас ожидал развалившись на скамейке в позе отдыхающего и балдеющего туриста… Сели на автобус и доехали до остановки на трассе перед  «Массандровским дворцом». Это у нас была как бы пересадка…

 

Что дальше делать? … Ждать пол-часа ещё одного автобуса?… Решили взять такси, хоть как нам казалось, — ехать совсем недолго. И не бздря! Дорога на пол часа…Извилистая… да ещё к тому-же были небольшие пробки, которые опытный водила живущий в соседних домах, с успехом объезжал…

… Высадили ещё в полу-километре от забора парка. Ещё пришлось «покорять» эти 500 метров в довольно-таки крутом подъёме. Не все пенсионеры смогут… (мы, кое-как одолели…). У забора «боевой пост», который не только раздаёт билеты, но самое главное — пресекает курильщиков от соблазна подышать никотиновым воздухом. … Т.е. получается, что в этом лесу — курить можно…, а в этом нельзя!!! Дебилизм противников курения крепчает и крепчает!!!

 

Часто задаю себе простой вопрос: почему у нас (да и все Эвропы и прочие «процветающе-загнивающие» страны мира…) ставят на должность идиотов?! Архитекторов, дизайнеров, ландшафников,… которые не знают предназначение такого инвентаря, как обычная скамейка? … Похоже она (скамейка) слишком дешёвая и не входит в разряд тех вещей, на которых можно «отмыть» государственные деньги! Ещё предстояло пройти от входа в парк до Дворца метров 500… и ни одной. Как будто на все экскурсии ходят только спортсмены … Дебилизм — он и в Африке — дебилизм !!!

 

… далее всё было просто, как трусы за рупь-сорок: … красивейший парк… огромное множество различных пешеходных дорожек среди лесных массивов, скверов… , полян.  Везде различные клумбы с лютиками-цветочками бесконечного множества «пород», расцветок … и запахов… Бегающая и прыгающая Супруга между грядками и посадками… Постоянные окрики с оттенками «воя» — сфоткай меня здеся… и здеся… и тут хочу… и у этой пальмы… … бегающий за ней, как преданный пёс, муж (т.е. — я…) и ублажающий прихоти сходящей с ума женщины…

 

… был для меня и «перекур\отдых»… — подошло время нашей экскурсии (во-дворце жёстко — только одна экскурсионная группа проводит осмотр) … … одели «намордники» от коронавируса… бахилы… и потихоньку прогулялись по комнатам… залам… этажам…

 

… Прочитал путеводитель вдоль и поперёк… Насмотрелся\начитался множество различных сайтов и записей посетителей… — как итог, резюмирую, что везде какая-то «солянка» из всевозможных фактов и событий о дворце. Причём, — очень много противоречий… Т.к. я не историк … и денег мне никто не платит за написание этих строк (даже рекламу у себя на сайте, я исключил…) – решил не брать на себя ответственность «за истину первой инстанции» … просто скопирую (приХватизирую) выдержки из путеводителя и нескольких сайтов интернета…

 

Массандровский дворец … Начинал строительство граф Воронцов, а закончил император Николай II. Официальное название — Дворец Александра III.

Он расположился в ялтинских горах на фоне серых каменных скал и зелёного векового леса. Дворец-музей скрыт от людских глаз, лишь высокие острые шпили крыш виднеются среди густой заросли деревьев.

Добраться до дворца легче всего на троллейбусе №3. Также подходит троллейбус №41 или №42, если ехать из Ялты. Ехать нужно до остановки «Массандровский дворец» и немного пройти от трассы в сторону гор, лицезрея и наслаждаясь шикарной природой и пейзажем. Если пройти от трассы вниз, в сторону моря, то можно попасть в знаменитый Массандровский парк.

Массандровский дворец (Ялта богата историческими тайнами и необычайными событиями) манит своим загадочным происхождением. История Дворца очень необыкновенная, даже немного мистическая. Два владельца хотели построить среди скал и вековых деревьев загородную резиденцию, чтобы вся семья имела уютное место для отдыха в летнее время.

Граф Воронцов хотел построить небольшой дворец, который по замыслу талантливого Бушара напоминал бы французский замок в эпоху Возрождения. Но, к сожалению, мечтам не суждено было осуществиться.

В XIX веке … Изначально, когда в 1830 г. Массандра перешла во владение Воронцовых, граф приказал построить домик в этом прекрасном живописном месте. Была построен двухэтажный особняк с беседками вокруг, с тропами в прилегающие леса для прогулок царской семьи.

Дом стоял нетронутым ещё очень много лет, никто не решался изменить привычный уклад. Возможно, мир никогда бы и не узнал о существовании современного дворца, потому что по сути, его еще не существовало.

Если бы не сильнейшая буря 1878 г., которая нанесла огромный ущерб имению, и практически полностью разрушила его, новый дворец никогда бы и не построили.

И в момент, когда нужно было что-то делать, было принято решение не восстанавливать прежний особняк, а построить совершенно новое здание, дворец, который будет похож на рыцарский замок.

Облик его должен был стать сдержанным, строгим, с высокими шпилями и башнями.

Для этого сложного проекта пригласили нескольких известных архитекторов, которые презентовали своё видение будущего дворца. По итогам презентации был выбран знаменитый архитектор того времени Этьен Бушар, который и взялся за проект.

После различных утверждений проекта, само строительство началось в 1881 г., дворец был почти достроен. Был разбит сад вокруг дворца и выложены дорожки в лес для прогулок.

И в этом же году 30 ноября неожиданно умирает архитектор Бушар, не доведя работу до конца. Через год, в 1882 г., ошарашила всех и смерть самого Воронцова. На фоне этих трагических событий строительство заморозили на долгие 10 лет.

Недостроенный дворец граф Воронцов завещал своей семье, которая не была особенно заинтересована в нем. Его жена уехала за границу и впоследствии продала его императорской семье.

 

Массандра вместе с недостроенным дворцом перешла во власть Александра III в 1889 г. Императорская семья очень любила Крым, поэтому они решают закончить дело, начатое Воронцовым и Бушаром, но уже для своих потребностей.

 

Александр III взял на работу одного из самых лучших и известных архитекторов того времени -Максимилиана Месмахера. И в 1892 г. строительство возобновилось. Новый архитектор решил дополнить уже существующий дворец некоторыми деталями, которые сделали бы дворец похожим на замок.

Массандровский дворец по проекту Месмахера… Но Александру III тоже не удалось достроить дворец. Он тоже внезапно умер. И его сын Николай II решил закончить строительство и сохранить название в честь отца. Таково трагическое начало дворца.

Дворец в XX веке … Наследник Александра III не особо любил бывать в Массандре. Во дворце он оставался крайне редко, в основном только после охоты, чтобы немного отдохнуть. По историческим данным, с ночевкой семья Николая II ни разу так и не осталась в Массандровских апартаментах.

В итоге Массандровский дворец остался не обжитым. Император больше предпочитал свой личный дворец в Ливадии, оформленный в белом стиле.

В советское время … Дворцы во времена СССР использовались изначально с целью стереть память об их прошлом. Не был исключением и Массандровский в Ялте. Он был отдан под санаторий для тяжело больных туберкулёзом.

Целых 12 лет здесь занимались исцелением и восстановлением от опасной болезни. Хвойные леса и вековые деревья в этом отлично помогали. После Великой Отечественной войны во дворце создали научно исследовательский институт виноградарства «Магарач». Здесь изучали сорта винограда и выводили новые.

Затем решили использовать его, как резиденцию для высшего руководства СССР. Для этого обустроили верхний этаж для комфортного пребывания. В своё время Сталин, Хрущёв и Брежнев останавливались во дворце. Естественно, в это время дворец был закрытым от посетителей и туристов.

В постсоветское время … После распада СССР, в 1992 году дворец Александра III национализировали и открыли для туристов как музей. Здесь осталось много предметов эпохи Романовых в очень хорошем состоянии, много подлинников картин. Этим и манит дворец туристов в любое время года.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации дворец, как памятник культуры и истории попал под юрисдикцию Управделами Президента РФ.

Всю эту красоту также дополняют каменные резные детали: карнизы; капители; наличники; скульптурные украшения.

Острую крышу покрыли чешуйчатым шифером и создали уникальные дымоходы.

В экстерьере Месмахер использовал декоративные вазы и скульптуры, которые изображали древних греческих существ: богов; сфинксов; химер; сатиров.

За дворцом, с его восточной стороны, построили подпорную стену, чтобы защитить особняк от оползней и огромных потоков воды, несущихся с гор во время сильных дождей и таяния снегов. Ялта известна строительством таких стен, ведь это довольно распространённое явление в горной местности. Таким образом укрепляют дороги и здания, предотвращая их разрушение.

Но Месмахер был настоящим профессионалом своего дела. Он украсил подпорную стену фонтанами, статуями, высокими колоннами, вазами и нишами. Таким образом она стала ещё одним украшением самого дворца и его неотъемлемой частью, и никто из гостей не мог догадаться о её истинном предназначении.

Интерьер дворца выдержан в одном стиле и напоминает сказочный замок. Комнаты небольшие, но очень уютные, царская семья собиралась здесь отдыхать, а не вести приёмы. Необходимо отметить, что Александр любил все русское и хотел, чтобы убранство дворца напоминало русскую избу. Именно поэтому здесь в изобилии можно увидеть: деревянные панели, покрытые искусной резьбой; изразцы; витражи; лепку; мраморные камины; выжигание по дереву с подкраской. Для того периода в архитектуре преобладала мода смешения различных стилей. Поэтому каждая комната выполнена в особом стиле. Здесь можно увидеть классицизм и барокко, рококо и ампир, и ещё несколько модных в то время направлений архитектурного искусства.

… мы окунулись в эпоху правления Романовых, а также сделали много фотографий на память. Благодаря тому, что во дворце Александра III так никто и не жил, все экспонаты, предметы мебели и прочее сохранились лучше, чем в других дворцах Крыма. 

Никитский ботанический сад…

… вроде бы Дворец и Никитский ботанический сад находятся совсем рядышком… Но, это «вроде бы» — могли растянуться на лишний час… , а то и два дороги. В тот день большой участок был «на ремонте»… на другом были пробки… и очень хорошо, что мы оставили у себя телефон того же водителя, который нас вёз в Массандровский парк\дворец. Не успели мы перекурить в месте назначенной встречи — он уже тут как тут… И ехали (из-за пробок цена удвоилась) почти пол часа… Расстояние, которое обычно проезжается за 5-10 минут.

Высадил около центрального входа… И … И началось!… Всё то же самое, что и в парке Дворца… — сфоткай у этого лютика… сфоткай у этого сорняка… и тут хочу… и так хочу…

Хотя, если ляпнуть реально — действительно, обалденно везде всё красиво!!!

Я совсем не разбираюсь в сорняках (от слова СОВСЕМ !) … мне доступно только отличить пальму от ромашки с колокольчиком… не более. И будет совсем не честно, если я вдруг начну комментировать фотографии … Поэтому, чтобы не выставлять просто кучу фотографий подряд… заполню промежутки с одного из сайтов (ссылка на него внизу)…

После присоединения Крыма к России в 1783 г. полуостров стал активно заселяться переселенцами: греки, болгары, украинцы, молдаване, немецкие колонисты получали по царскому указу здесь земли. Мягкий климат и удивительно красивый ландшафт привлекли на Южный берег Крыма русское дворянство. Прекрасные дачи, дворцы и поместья требовали соответствующего оформления. Возникла насущная потребность в саженцах, посадочном материале, семенах южных культур; не хватало специалистов, знающих особенности южного земледелия. Частные ботанические сады графа Мордвинова, графа Потемкина не справлялись с нагрузкой. Идея создания казенного Ботанического сада на Южном берегу Крыма принадлежит большому любителю природы, энтузиасту южного края, военному губернатору Дюку де Ришелье. По его ходатайству, при активной поддержке графа Воронцова, главного инспектора по шелководству Бибирштейна и Таврического губернатора Бороздина 10 июня 1811 г., был подписан указ об учреждении в Крыму Казенного Императорского экономо-ботанического сада с ежегодным денежным содержанием в 10 тысяч рублей. Сумма, отпускаемая казной, была незначительной, если учесть, что на содержание частного ботанического Сада графа Разумовского в Горенках (под Москвой) ежегодно расходовалось 150 тысяч рублей.

Дюк де Ришелье, на которого были возложены обязанности по организации Сада, определил и место для его закладки. В 7-ми верстах от Ялты, южнее деревни Никиты, по названию которой он и получил наименование «Никитский». Ранее здесь жили греки, впоследствии выселившиеся в Мариуполь, а их одичалые многочисленные сады стали собственностью коллежского советника Н. Смирнова. Из выкупленных в 1807 г. у вдовы Н. Смирнова земель для Сада отводилось всего 375 десятин: 100 пригодных для возделывания, остальное — неудобья: скалистые склоны и овраги.

Дюком де Ришелье была подобрана кандидатура на должность директора Сада. Известнейший в то время ученый-натуралист, помощник главного инспектора по шелководству юга России — Христиан Христианович Стевен. Швед по происхождению, он был русско-подданным. Родился в Финляндии, а образование получил в Санкт-Петербурге в медицинской академии по классу биологии.

1 марта 1812 г. Х. Стевен назначается директором Никитского сада. В июле 1812г. вместе с садовником из Москвы Конрадом Вальдом он прибыл на место. До наступления холодов занимались строительством и обустройством домов для себя и рабочих, подготовкой почвы. В сентябре 1812 года, не взирая на трудности, Стевен с рабочими высаживает первые растения и семена. Вот почему сентябрь 1812 г. является по праву датой основания Никитского ботанического сада.

Благодаря продуманной программе развития и «огненному» темперамент Х. Стевена, его преданности цели и умению, уже на третьем году существования Никитский ботанический сад заявил о себе публикацией в «Северной почте» каталога предлагаемых к продаже растений. За 12 лет работы Стевеном были налажены связи с 40 учреждениями и частными лицами, присылавшими семена и саженцы из различных уголков Европы. При нем была создана библиотека и кабинет ботанических растений — прообраз музея.

Преемником Х. Х. Стевена был Николай Андреевич фон Гартвис — капитан артиллерии из войск фельдмаршала Кутузова, юрист, который вышел в отставку, приобрел небольшое имение на территории современного Артека и занялся своим любимым делом садоводством. Интерес к новым культурам привел его в Сад. По рекомендации графа Воронцова в 1824 году Х. Стевен предложил Николаю Андреевичу пост главного садовника, и он согласился. А с 1827 года — Гартвис Н. А., стал директором Никитского Сада на долгие 33 года.

При нём к Никитскому Саду было присоединено урочище Магарач, где были заложены опытные и маточные питомники итальянских, французских и испанских сортов винограда (более 400 сортов!). На этой базе в 1828 году открылось Магарачское училище виноделия и виноградарства. Коллекция дендрария выросла в 2 раза. Гартвис собрал великолепные образцы хвойных пород, роз и других цветочных культур. Проводил опыты с маслиной, чаем, табаком.

В ознаменование 100-летия Никитского ботанического сада в 1912–1914 годах заложили Приморский парк, в котором было высажено более 100 наиболее теплолюбивых, субтропических видов и форм растений. Вход в Нижний Парк был оформлен белой колоннадой в дорическом стиле.

Первым советским директором сада, по существу, является Феофил Клементьевич Калайда — 1922–1927 г.г. — бывший до этого более 30-ти лет главным садовником Сада. Еще до официального утверждения его директором, он в 1919 г., в связи с отсутствием директора Н. И. Кузнецова, исполнял его обязанности. В 1920–21 г.г., официально замещая директора, он фактически руководил Садом. Главным образом, именно ему, его заместителю А. И. Паламарчуку и плодоводу Э. А. Альбрехту принадлежит заслуга сохранения коллекции Сада в тяжелейшие годы разрухи и голода. При нем, несмотря на огромные трудности, Сад претерпевает колоссальные изменения: растет земельная площадь, увеличивается научный коллектив, создаются новые отделы: генетики и селекции, энтомологии и фитопатологии, агрохимии и физиологии растений.

В связи с общей реорганизацией научно-опытного дела в СССР и переходом Сада в качестве Южнобережного отделения во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (1931 г.) начинается передача некоторых коллекций специализированным зональным опытным станциям, которые впоследствии становятся самостоятельными НИИ: Всесоюзный научно-исследовательский институт эфиромасличных культур; институт табака и махорки; известный «Магарач» — виноделия и виноградарства; опытная станция лекарственных ароматических растений. Организуется Симферопольское отделение, как база для продвижения изучаемых культур на север.

К 1940 г. в НБС было собрано около 2 тысяч сортов персиков, абрикосов, вишен, слив, алычи, миндаля, яблонь и других плодовых. В питомниках выращивались саженцы для хозяйств Крыма и юга страны, более 300 тысяч штук посадочного материала было передано в производство.

Годы Великой Отечественной войны явились тяжким испытанием для коллектива Сада. С первых же месяцев началась работа в помощь фронту. Лаборатории работали над изобретением и массовым производством воспламенителей для горючей смеси, применявшейся в противотанковых боях. Срочно изучали состав и действие лобелина, возможности его применения в борьбе с параличом дыхательных путей.

Позднее всё, что возможно, было эвакуировано на Кавказ (Ленкоранская опытная станция чая и субтропических культур). Оккупация Крыма немецкими фашистами нанесла коллекциям Сада колоссальный ущерб. По данным послевоенного учета в парках оказалось вырубленными или погибшими 3962 экземпляра растений (225 видов и разновидностей), среди которых были очень редкие экземпляры.

Ценнейший Гербарий, создававшийся в течение 130 лет трудами нескольких поколений отечественных ботаников, был вывезен (вместе со шкафами, где он хранился) в Германию по инициативе немецкого ботаника Генриха Вальтера, который был во время оккупации Крыма «шефом» Никитского Сада и вполне понимал его исключительную научную ценность.

К счастью, в 1945 году, по окончании войны, Гербарий все же был найден в Германии прямо на железнодорожных путях возле небольшого городка Бейгена, близ Берлина. Большая заслуга в его поисках и возвращении принадлежит директору Сада А. С. Коверге и хранителю Гербария — Симанской Лидии Анатольевне. Возвращение Гербария позволило продолжить издание «Флоры Крыма», начатой еще Е. Ф. Вульфом.

С 1958 г. по 1977 г. директором Сада был Кочкин Михаил Андреевич, почвовед, доктор сельскохозяйственных наук. Занимался комплексной разработкой рационального использования природных условий в сельском хозяйстве, борьбой с водной эрозией почв.

При М. А. Кочкине происходит стремительный рост материальной базы Сада, расширение его площади, строительство и оборудование лабораторных корпусов (трехэтажный лабораторный корпус — 1960–1963г.г.; в 70-е годы высотное здание научных отделов) и жилых домов (поселок у Метеостанции), в 1975 году — Музей Сада. По его инициативе созданы Приморское отделение (пос. Партенит) декоративного цветоводства и карантинный питомник в Степном Крыму.

В 1973 году на территории Сада организуется заповедник «Мыс Мартьян» и на его базе — отдел охраны природы. Он занимает 120 га реликтового дубово-можевелового леса и 120 га акватории моря.

Общая площадь земель, занимаемых всеми отделениями Сада составляет около 2000 га. Коллекция отдела дендрологии и декоративного садоводства сосредоточена в 4 парках. http://jalita.com/big_yalta/nikita/nbc_history.shtml

 

… пройдя через бамбуковую рощицу (всю исписанную на тонких стволах мелкими буковками, что здесь был Вася и его подруга Фрося…) — мы вышли из Сада… Рядом — остановка, на которую столпилась уже порядочная очередь… С боем и криками «Ура»! мы умудрились занять почётные первые места… так что, — ещё и в обратной дороге пред нами была небольшая «обзорка»…    Что дальше? … обед в привокзальной столовке… отдых… сон…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх