… 1 -ый день. День вылета …
Куда ехать в следующую поездку? Выбор огромный. Почти максимальный. Просто потому, что мы в принципе ещё нигде и не были… Можно было тыкать «наобум» пальцем на глобус — и не ошиблись бы… Но, хотелось в Европу. Хотелось посмотреть старинную архитектуру, лицезреть которую, — мы очень даже любим… Хотелось отведать хорошей «новой» кухни… Естественно, — чтобы страна была «не дорогой»… — посмотрев «параметры» наших запросов, — выбор пал на Чехию.
В 2010 ещё не было никаких больших проблем с Шенгенской визой… и доллар не творил «чудеса» скачков и падений… Так же, — не было проблем с выбором тур-операторов… И со-сборами чемоданов — мы уже не были полными «чайниками»… Во Франции и Италии — приобрели хоть какой-то, но всё же опыт. … Я дома даже сделал в Excel специальный файл, обозвав его «сделать-купить-взять с собой в поездку в …» , где начал всё добавлять и добавлять новые вещи и барахло, которое может пригодиться для поездки … и одновременно в соседней графе уже после поездки отмечал потребовалась ли эта вещь\барахло в поездке… и брать ли её … и в каком количестве в следующую поездку. А так же и небольшие нюансы типа какое такси заказывать… подстригаться или нет… покупать справку больничного или брать за свой счёт…на кого оставить наших котов… сколько корма купить «Шмульке» («Говнюши» у нас ещё не было)… Много-много мелочей. …
Вылет был из Шереметьево. До Праги лететь совсем недолго, — всего 2 с половиной часа… Да нам ещё и «свезло» т.к. хоть салон и был заполнен «под завязку», но были и во-всём самолёте четыре пустых места. Одно из них как раз было рядом с нами. …
… похоже — это уже Прага… или пригород Праги… или спальный район Праги… но, это уж, точно — аэропорт Праги и наш самолёт !
Вылет состоялся в 17-15 … прилетели в 20-15 … Был небольшой Эвропейский бюрократический казус на паспортном контроле, когда нашу очередь обслуживали с большой «неохотой»… и пришлось простоять как во-времена любимого Леонида Ильича в гастроном за колбасой по 2.20 за кило (докторской). Но, наш «Амиго-турс» оказался на высоте и мало того, что нас «дождались» — ещё и прокатили нас до отеля на шикарном микроавтобусе…
(об отеле — позже…) … Выгрузили чемоданы… Немного отдохнули и вышли прогуляться по вечерней Праге. Дошли аж, до «памятника с мужиком, который сидит на кобыле с шестом в руке, причём двумя задницами к нам». Что в переводе на русский обозначает — Памятник Святому Вацлаву, который стоит на Вацлавской площади… (спиной к нам)…
Было давно уже — темно. К тому же прохладно и дул сильный ветер. Тут и обнаружилась наша некомпетентность при сборе чемоданов — не взяли с собой каких-либо свитеров… Меня продуло. Подзамёрз … И на следующий день, я уже разбрызгивал соплями и сел на таблетки… Но, только-только почувствовав недомогание, я «нашёл в себе силы» дойти до Пражского пивного подвальчика\ресторанчика\бара (а может и болезнь выдумал, лишь бы за пивком сходить) … Теперь прошу сидеть на стуле, предварительно надев памперсы: — сколько бы вы дали за 2 литра настоящего… живого… бочкового пива? … Сидите? — всего 136 крон. В переводе на Эвро — 5 евро и несколько центов. … и доллар тогда стоил на уровне всего 30 рублей…
2 -ой день…
Prague Centre Plaza… наш 3-х звёздочный отель
Согласно инструкции «Злата Прага» нашего тура — мы должны встретиться у Пороховой башни в 9-00 утра. … Соответственно проснулись мы заранее. Чтобы очухаться… освоиться… достать нужные вещи и собрать «технику» в виде фотоаппаратов и видеокамеры… и … и естественно, — позавтракать. Завтрак у нас был включён в тур.
Со-слов Супруги — завтрак превосходный! (мои требования вообще сводятся к нулю, т.к. чувство голода у меня возникает не раньше 11 часов утра). … 2 вида хлопьев, йогурты, колбасы, сосиски (очень вкусные), салаты, кофе, чай, молоко, соки — несколько видов, хлеб…. …всё даже не рассмотрели…
Шли к месту встречи не спеша… Спокойно разглядывали фасады домов, которые кроме как восхитительные эмоции- не вызывали. Бывшие доходные, купеческие дома, а также резиденции аристократов и тайных оккультных орденов… чего только мы за эти дни не увидели. В основном – готика. Но, встречается и современные дома… и модерн…и …чёрт – знает каких ещё стилей (не знаю к какому стилю отнести совмещение райских птиц и именно – чертей…). В очередной раз пишу с сожалением, что сайт «не резиновый». Чем больше в него «засунешь» фотографий – тем больше он будет не «летать», а загружаться по полчаса. К примеру, только за 1 день у нас с Супругой почти 800 фото. Выставляю 90. С учётом того, что на моём Кэноне – они тяжёлые и привилегией фотографии Ирины….
… через мульён пивнушек на первых (и подвальных) этажах … мы пришли на площадь Республики, где и находится Пороховая башня…
Пороховая башня …
Так, как и в последствии (хоть мы и неоднократно мимо неё проходили) мы так и не смогли на неё подняться. Причины не помню. Скорее всего она была просто закрыта для посещения – ведь мы, большие любители подниматься и штурмовать подобные высоты. А у неё всего 186 ступенек до высоты в 44 метра. До шпиля – 65 метров в современном виде.
Из рекламки туристических посещений которые были выложены в отеле (раньше я этой мукулатуры (инет был ещё слабым) – привозил пол чемодана) выбираю «характеристики»: Всё сделано в готическом стиле. Полно внутри при подъёме и на смотровой площадке куча готических скульптур на стенах. Пороховая башня была заложена в 1475 г., заменив собой одну из прежних башен крепостной стены. Иногда называется «Пороховые ворота» — ведь дорога ведёт в сторону реки Влтавы к Пражскому граду. Раньше перед ней был ров глубиной 9 метров и соответственно и был подъёмный мост, которого ща нету. Ров засыпали… Только в XVII в. для башни была построена временная крыша, а затем в ней был размещен пороховой склад, вследствие чего она и получила, наконец, свое современное название — Пороховая башня …
… вот и часы около Пороховой башни — место встречи с группой и нашим гидом Татьяной. Замечательным Гидом (специально накалякал с большой буквы)…
«Учиться нужно на чужих ошибках, а не на своих …» !!!
Здесь я делаю очень важное отступление\рассказ о том, что действительно нужно читать и ставить на видное место перед каждым выездом в любую страну, где менталитет…, язык…, обычаи… — отличаются от Российских. Я уже писал о том как нас, буквально, — десятки раз пытались развести в Париже. И в первую и во-вторую поездки. (в Италии, вроде — нет… или не помню…).
В Праге мы торжественно прилепили на свои лбы надпись масляной краской — «ЛОХИ» !!!
Тысячу раз мы из разных источников слышали простую фразу — меняйте деньги только в официальных обменных пунктах! Тысячу !!! Но, всегда побеждала мысль только о том, что в обменниках разные курсы. И только в этом мы «видели» возможную потерю денег. … У нас были в кошельке и рубли … и евро. Чехия до сих пор живёт на Кроны… Нам нужно было расплатиться за будущие экскурсии при встрече с гидом. Соответственно, — мы искали место где можно было бы поменять денюшки… По пути — ни одного «exchange» не встретили… Зато стали попадаться «доброжелатели» предлагающие выгодные курсы прямо на улице… Одного турнули (морда не понравилась)… второго… третьего! А вот четвёртый говорил уже на чисто русском языке… и морда — привлекательная… и глаза добрые и честные-пречестные. Курс — вообще очень и очень выгодный и привлекательный… … Клюнули !!! … размышляли просто — возьмём в руки Кроны… пощупаем, понюхаем…надкусим, но не позволим обмануть себя на подделку или «куклу». …Ещё хорошо, что дали ему всего 150 евро (он «уговаривал» менять больше… по какой то экстренной причине). … … Реально, — сначала щупали, считали и нюхали. Всё было «честно»… Купюры даже хрустели, как будто только что выданы в Банке….
Пришли на встречу группы… И тут как раз зашёл разговор на эту тему. Как раз. Мы показали свою пачку — и гид Татьяна поведала, что у нас деньги настоящие…. но, не кроны, а форинты!!! Венгерские денюшки! 4000 форинтов и 50 крон. … Итог: нас просто нае…бали… Лоханули… на 140 евро из 150!!! (форинты мы позже сдали Банк)…
Этот эпизод был очень поучительным! Частенько мы его вспоминаем и ко-всем советам обмана в каждой стране уже относимся уже более серьёзно…
Вацлавская площадь…
С гидом Татьяной, — нам реально, — свезло! Некоторые слишком медленно идут (такие гиды — редкость)… Большинство «летают и скачут» так, что за ними хрен угонишься… Встречаются такие, что из них слова не услышишь… Многие тарахтят и «всё ни о чём»… … Татьяна — молодец! Спокойный темп… Есть возможность встать и что нибудь сфотографировать, а потом чуть прибавив шаг быстро догнать и дослушать рассказ. Говорит «по-делу». Интересно. Не голыми информационно\энциклопедическими фразами, а как бы из души. Для простых людей, чтобы им было «привлекательно». Умеет заинтересовать…. … мы уже на Вацлавской площади…
Самая популярная площадь Праги. Место, где всегда что-то происходит, проводятся рождественские и пасхальные ярмарки, демонстрации, выставки современного искусства, всяческие акции, — это Вацлавская площадь. Она всегда полна веселящегося народа, который курсирует из магазина в магазин, посещает кафе, пьет кофе на вынос. На Вацлавской площади расположены бутики самых известных брендов, самые фешенебельные отели. Ранее на месте Вацлавской площади располагался конский рынок, где устраивали смотры лошадям и осуществляли выгодные покупки. Местные называют эту вытянутую на 700 метров площадь Вацлавак.
Это знаковое место в городе, где происходили важные для Чехии события. Например, в 1918 году тут праздновали основание Чехословацкой республики, а в 1989 народ вышел на митинги, которые вылились в «бархатную» революцию. Название площади связано с памятником, который украшает ее около Национального музея. Памятник святому Вацлаву – любимое место встреч пражан и гостей чешской столицы. Святой Вацлав со штандартом в руке словно обозревает свои владения. На площади расположено несколько значимых достопримечательностей. В первую очередь, это гранд-отель «Европа» — замечательный памятник местного модерна. Также нельзя пропустить дом Моравского банка под номером 40/34. Сейчас в нем расположен крупный торговый центр. Если войти в середину, то можно увидеть вывеску, сохранившуюся от магазина, который держал дед чешского президента Вацлава Гавела. Через пассаж дома 28 можно попасть в чудесный Францисканский садик.
пассаж «Луцерна» …
Есть такой современный чешский скульптор, которого очень ценят пражане. Зовут его Давид Чёрный. Он широко известен своими скандальными креативными работами, кои удивят любого не только своими нестандартными формами, но и провокационностью, социальным и политическим подтекстом… В 1999 году напротив самой знаменитой конной статуи Праги – Святого Вацлава на Вацлавской площади – Черны установил новую скульптуру. Это был все тот же Святой король Вацлав, но примостившийся на брюхе своего мертвого коня, подвешенного за ноги. На Вацлавской площади скульптура «Конь» провисела недолго. Теперь лошадь со свисающим языком и коронованным седоком находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице. Высота скульптуры 470 см, длина 290 см. Язык, кстати, периодически отламывают на сувениры. И так же регулярно восстанавливают, но, по слухам, из крашеного пенопласта.
Франтишканский сад… (Františkánská zahrada) …
Франтишканский сад — исторический парк в Новом городе Праги. Он расположен в центре хаоса шумного города, прямо в сердце современной столицы — между Вацлавской площадью и площадью Юнгманна. Сад небольшой, но уютный, почти квадратной формы с поперечным делением, площадью 0,6 га. Он окружён стенами зданий, которые надежно защищают от шума города и создают впечатление закрытого пространства. Парк является кратчайшей пешеходной связью между двумя площадями, поэтому он довольно оживлённый, и его территория широко используется. Однако, даже такой маленькой площади достаточно, чтобы скрыться от последствий делового и коммерческого района центра Праги.
Сад был создан в 1348 году в период постройки Нового города, основанного Карлом IV как монастырь и сад кармелитов, принадлежащий храму Девы Марии Снежной. Изначально он служил площадкой, где выращивали фрукты, овощи, травы, специи и различные виды цветов. Растущие дома, которые постепенно возводились в этом районе, уменьшили его площадь до сегодняшних размеров. До 1604 года монастырь и парк находились под властью францисканцев, которые несколько раз архитектурно и структурно модифицировали его в стиле ренессанс. В XVII веке францисканцы были вынуждены покинуть монастырь, так как на его территорию ворвались грабители. По возвращении, они превратили сад в своеобразную аптеку, где выращивали виноград и лекарственные травы. Во-время 2-й мировой войны монастырь был разрушен, а орден изгнан коммунистами. В 1950 году парк открыли для публики. После революции в 1989 году монастырское здание в результате реституции вернули церкви, а в период между 1989 и 1992 годами отремонтировали. Местный газон окаймлен низкими живыми изгородями тиса, фруктовыми деревьями и кустами роз. Территория оборудована рядом скамеек, над которыми возвели металлические арки, нагруженные цветами роз. В середине парка располагается жёлтая беседка в художественном стиле XVI—XVIII века, в которой сегодня располагается небольшой магазин. Художественную ценность представляют фонтан со скульптурой Мальчика с ракушками, автор Станислав Ганзик, и Летяга — скульптура с тремя танцующими феями, автор Иосиф Климеш. В процессе реконструкции к ближайшему входу к Вацлавской площади, на въезде прохода Aero, были установлены декоративные металлические ворота, на которых демонстрируются 16 сцен из жизни святого Франциска.
Костёл Девы Марии Снежной …
В ночь на 5 августа 352 года одновременно двум людям – папе Либерию I и богатому римскому патрицию Джованни во сне явилась Дева Мария, повелевшая им построить храм на римском холме Эсквилин в том месте, где выпадет снег. Утром папа римский вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на холм и к своей радости увидели чистый яркий белый снег, сверкающий в лучах жаркого летнего солнца. Это место сразу же было освящено, здесь возвели церковь во имя Девы Марии Снежной, а позднее католические соборы и храмы с таким именем появились и в других городах средневековой Европы.
Костёл построен еще во времена Карла IV, в первой половине XIV в. По замыслу императора, костел должен был стать вторым по величине после собора Св. Вита, однако замысел не удался. История этого костела весьма драматична — он так никогда и не был полностью достроен и, кроме того, постоянно подвергался разрушениям, как от времени, так и от многочисленных войн.
Вместо задуманного грандиозного сооружения была отстроена только небольшая часть костела — пресвитерий и две боковые часовни.
До Гуситских войн на северной стороне костела находилась высокая величественная башня, украшенная тимпаном с изящной рельефной резьбой. С юга тоже должна была располагаться башня, однако она не была достроена. Размеры костела были точно определены при раскопках, проведенных вокруг него. Были обнаружены остатки окон, свидетельствующие о том, что здание первоначально доходило до места, где ныне расположена площадь Юнгмана. Костел, принадлежавший монастырю кармелитов, в период Гуситских войн стал штабом наиболее радикального крыла гуситов во главе с Яном Желивским, которые захватили власть в Новом Городе. После сражений, закончившихся победой дворян, была снесена северная башня, с которой во время войны велись обстрелы Старого Места.
В 1483 г. костел снова пострадал — были испорчены и уничтожены многие элементы декора храма. После этого костел долгое время был заброшен, пока в XVI в. не рухнули его своды и фасад. В начале XVII в. полуразрушенный храм был передан ордену францисканцев, которые и начали его восстановление. В настоящее время двухэтажное здание монастыря францисканцев, построенное в XVII в. располагается рядом с костелом, а рядом с комплексом — красивый Францисканский сад.
Храм восстановили почти в первоначальном виде и теперь он, несмотря на то, что его высота стала меньше на 4 м, чем при создании, все равно является одним самым высоких в Праге.
Перед входом в храм находятся статуи святых Яна Непомуцкого и Петра Алкантарского работы Майера, установленные в 1715 г. Северную часть монастырского двора занимает часовня Яна Непомуцкого, а над ней находится монастырская библиотека.
В интерьере костела имеется несколько интересных деталей прежде всего это главный алтарь, выполненный в стиле раннего барокко и являющий самым большим в Праге, и 10 статуй францисканских святых, расположенные вдоль стен. В левой части храма расположена часовня Св. Антония, построенная в XVIII в. С южной стороны к костелу пристроена часовня Св. Михала.
Староместская площадь…
Староместская ратуша…
… пройдя небольшой рынок мы вышли к главной площади Праги…
(лень было собирать материал с брошюр предоставленных отелем и купленной нами книги о Праге. Просто понравилась статья на сайте https://info.wikireading.ru/295437 с которого много материала откровенно скачал…)
… сначала к башне Староместской ратуши. Ратушу эту никто специально не строил, поэтому вида она немного дикого. В 1338 году, когда Ян Люксембургский даровал Старому Месту статус города, городская община выкупила дом у владельца, пристроила третий этаж и башню и, особенно не заморачиваясь, открыла в нем орган самоуправления. Дальше горожане тоже особенно не морочились – когда чиновники переставали помещаться в здании, докупались соседние дома. Теперь в них находится туристический офис и главный свадебный зал города, над ренессансным окном которого написано Praga Caput Regni («Прага – глава королевства»).
Главные часы Чехии – Орлой (Orloj)…
Прямо напротив выхода с Целетной улицы на Старую площадь сотни зевак, как магнит, притягивают главные часы Чехии – Орлой.
С 8.00 до 20.00 над ними открываются два небольших окошка, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов. Чуть ниже оживают еще четыре персонажа: скелет одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой; гордец смотрится в зеркало, а еврей, по соображениям политкорректности замененный после войны на купца, звенит кошельком с деньгами. Как только пройдет процессия из апостолов и прокричит петух, колокола на башне отбивают полный час.
Часы изготовил в 1410 году мастер Микулаш из Кадани, который получил за это в подарок целый дом и много денег. Помогал ему профессор Карлова университета, астроном и математик Ондрей Шиндлер, бывший также личным императорским лекарем. Мастер Гануш эти часы не cтроил и не ломал, а лишь отремонтировал в 1490 году. Фигуры апостолов в часах пару раз уже меняли. В последний раз в 1948 году скульптор Войта Сухард поставил новые взамен расстрелянных в мае 1945 года. На верхнем циферблате римскими цифрами обозначается среднеевропейское время, а арабскими – время старочешское. В Средние века сутки делили на 24 часа, считая от захода солнца. Таким образом, арабское число 24 всегда соответствует на римском циферблате часу заката. Темно-коричневый сектор часов соответствует ночи, светло-коричневый – предзакатным сумеркам и рассвету, голубой – дню.
Маленькое золотое солнце, путешествуя по ним, показывает, где сейчас находится солнце настоящее. Другой кружочек показывает текущее положение Луны. Маленькая звездочка, пересекая кривые линии, отмечает звездное время. Кроме того, по этим часам можно определить дни равноденствия, планетарные часы и позицию Солнца в зодиаке. Поправку на летнее и зимнее время часы делать не умеют.
На нижнем циферблате – календарь, по которому можно определить день, месяц и знак зодиака. Ежемесячные события деревенской жизни на часах нарисовал в 1865 году папа современной чешской живописи Йозеф Манес. Этот циферблат поворачивается каждый день на один из своих 365 зубчиков.
Ряд домов слева от Староместской башни заканчивается домом «У минуты», расписанным сграффито. По поводу названия есть две версии. В соответствии с первой, в доме когда-то был магазинчик, который торговал «минутовым», то есть мелким, товаром. По второй, этим магазинчиком владели потомки голландца Минута, того самого, который в свое время купил у индейцев остров Манхэттен. Этот готический в основе дом XV века позже получил ренессансный фасад, который был обнаружен в начале XX века и отреставрирован. Из двух десятков пражских домов Кафки этот – самый красивый.
Перед ратушей в мостовой выложено белыми крестами место, где в 1621 году были казнены после поражения у Белой Горы 27 чешских дворян и горожан. Каждая казнь сопровождалась барабанной дробью. Жертвы выходили по рангам: первыми были казнены три свободных господина – граф Шликовкский Яхим Ондржей, Вацлав Будовец из Будова и Криштоф Гарант из Полжиц; за ними – семь рыцарей и 17 горожан. Их имена выбиты на доске на стене рядом. Там же – бронзовый бюст Яна Желивского, казненного в ратуше в 1422 году, еще одна доска – в память о жертвах Пражского восстания в мае 1945 года, а последняя, самая маленькая мемориальная досочка внизу, на которой написано просто «Dukla 1944», призывает помнить о героях битвы за перевал Дукла в Словакии. Битва длилась с 8 сентября по 27 ноября 1944 года, там погибли 80 тысяч советских солдат и 6, 5 тысяч чехов и словаков.
Напротив башни ратуши на Староместской стоит вторая доминанта площади, храм Девы Марии перед Тыном. Он выглядит, как замок ведьмы из диснеевского мультфильма, особенно ночью, когда черные башни теряются в черном небе. В отличие от большинства пражских церквей, эта сохранила готический облик XIV века и не подвергалась позднейшим барочным перестройкам.
В начале XVI века гуситы сделали из него свой главный храм. На фасад водрузили статую гуситского короля Иржи из Подебрад и золотую чашу – символ борьбы за возможность для мирян причащаться не только хлебом, но и вином, как священники. После поражения гуситов на место Иржи поставили Деву Марию, а из чаши сделали ей нимб.
Главный алтарь и интерьер церкви расписывал один из художников двора, певец официоза Шкрета. Скульптуры для алтаря святого Вацлава справа от входа делал Бендл. В боковом нефе стоит готическая Мадонна с Иисусом, а в его конце есть ниша с консолями в виде голов короля и королевы. В храме были похоронены те дворянские головы, которые провисели десять лет на башне Карлова моста, и, по легенде, сердце Иржи с Подебрад (тело его лежит в соборе Святого Вита). За готическим амвоном под мраморным надгробием покоится придворный астроном Рудольфа II Тихо Браге.
Слева от Тынской церкви стоит Тынская же школа, сохранившая свой вид с XVI века, бежевого цвета и с фронтонами в стиле венецианского ренессанса. Дом «У каменного колокола» слева от школы построен тогда же, когда и Тынский храм. Об этом никто не подозревал до 1961 года, пока не начали ремонтировать более поздний дом, стоявший на этом месте. Барочная скорлупа раскололась, и из нее, как из киндер-сюрприза, появилась готика начала XIV века. Мало того, архивные записи доказали, что этот дом был построен как резиденция короля Яна Люксембургского и его жены Элишки Пржемысловой.
Строительство соседнего дворца Гольц-Кинских 10 лет шло за большим забором. Когда над ним показался второй этаж, власти были неприятно удивлены: здание аж на несколько метров вылезало вперед из общего строя домов, решительно нарушая все градостроительные принципы. Архитектор тут же предъявил разрешение, выданное за очень немалую сумму тремя членами магистрата. Взяточников, в назидание потомству, повесили прямо перед строящимся дворцом. А архитектора, подумав, отпустили и даже разрешили продолжать все как есть. Заказчик, граф Гольц, умер, лишь чуть-чуть не дожив до окончания дворца, и вдова продала дворец графу Кинскому. После очистки фасада дома «У каменного колокола» он выпирает вперед еще больше, чем прежде.
В XIX веке во дворце была немецкая гимназия, где учился молодой Кафка, а позже нижние этажи арендовал его отец для своего галантерейного магазина. С балкона в 1948 году Готвальд провозгласил приход к власти коммунистов и призвал народ к бдительности и готовности дать отпор реакционным силам. А сейчас здесь расположилась графическая коллекция Национальной галереи.
Стоящий в центре площади памятник Яну Гусу работы Шалуна был открыт в 1915 году, к пятисотой годовщине сожжения проповедника. На ступеньках у Гуса раньше любили передохнуть молодые люди, приезжавшие с рюкзаками со всех концов Европы. Количество оставленных шприцев и презервативов росло с каждым годом и в конце концов переполнило чашу терпения магистрата. Вокруг памятника разбили газончик, а газончик обнесли заборчиком.
Огороженный Тынский двор Унгельт был сооружен для иностранных купцов, приезжающих торговать в Прагу. Караванам предлагали охрану, комнаты и склады, а за гостеприимство двор брал с купцов таможенный сбор. Пражане называли это место «Веселым двором»: кутили купцы на широкую ногу.
Cлева от выхода из Тынского двора на Малой Штупартской улице темнеет барочная церковь Святого Иакова, часть бывшего монастыря францисканцев-миноритов. В 1611 году, когда Прагу заняли прусские войска, отдельные несознательные граждане решили воспользоваться ситуацией и помародерствовать. Сознательные граждане, напротив, защищали от грабителей церковное имущество. Церковь Святого Иакова решила охранять пражская гильдия мясников. Один мясник Томаш поддался уговорам любовницы и остался дома, в постели. С тех пор, даже мертвого, его мучает совесть. По ночам его привидение с огромным топором ходит вокруг церкви, высматривая потенциальных вандалов.
Внутри церкви – 21 алтарь (больше только в соборе Святого Вита), а у входа в железной клети лежит иссохшая человеческая кисть. Это Дева Мария схватила за руку вора, посягнувшего на ее драгоценности; подоспевшей охране пришлось конечность отрубить, так как вытащить было невозможно. На хорах церкви сохранился самый большой и старый чешский орган (1705): благодаря ему, а также особенностям акустики здания здесь проходят одни из лучших органных концертов. В свое время здесь играл и Антонин Дворжак.
Третий храм на площади – барочная церковь Святого Николая. Закладывали ее немецкие купцы в XIII веке, перестраивал Динценхофер в 1702 году. В 1871 году Австрия, искавшая тогда союза с Россией, подарила храм Русской православной церкви. Сейчас церковь принадлежит чехословацким гуситам, но по большим праздникам там проводятся православные богослужения. Кстати, совершенно не вписывающаяся в интерьер огромная хрустальная люстра была подарена в конце XIX века русским царем. А купил ее царь у чехов, на стекольном заводе в Гаррахове.
… этой таблички уже нет …
Памятную табличку на Староместской ратуше установили 8 мая 1946 года. На ней было сказано: «Стремительным ударом войска 1-го Украинского фронта доблестной Красной армии под командованием Героя Советского Союза маршала Ивана Степановича Конева освободили восставшую против немецких оккупантов Прагу». Весной 2017 её сняли. Сначала объяснили, что «подправят текст» … Потом и вовсе сказали (мэрия), что вообще ставить не будут…
Не хочу быть циником, но не получается… Сколько тысяч солдат Красной армии погибло освобождая Прагу?… не единиц… не сотен… — тысяч! Если у чехов такая короткая память… Если им приятней «лежать под кем-то»… Зачем такие жертвы?! Знало бы наше командование, что такое будет в будущем отношение…Знали бы, что чехи потом будут считать, что их освобождали не воины Красной Армии, а «власовцы»… — … уверен, — использовали бы тяжёлую артиллерию, танки… и плевать на достопримечательности. Жизнь – дороже….
Старое Еврейское кладбище… в Еврейском квартале…
Следующим нашим пунктом был — Еврейский квартал. Татьяна (гид) очень много интересного нам поведала. Много того, чего нет в официальных источниках… Но, не хочу «двоиться и повторяться». Просто мы с Супругой через несколько дней туда пойдём уже на более расширенную прогулку. Самостоятельную. Там я и подробно всё что помню, — изложу. Здесь же — коротко: … — Чехии есть место, притягивающее к себе всех мистиков Европы – это Старое еврейское кладбище. В самом сердце столицы расположился Еврейский квартал, который только в 1850 году стал частью Праги. В пределах ограниченного гетто, в одном месте на протяжении нескольких столетий хоронили умерших. Историки подсчитали, что на погосте около 200 тысяч захоронений и 12 тысяч надгробий.
Прогулка по Влтаве на кораблике …
Честно говоря, — мы уже устали. Устали ходить… Время обеденное, а мы всё ножками… ножками… ножками… И было очень приятно нашим ушам услышать, что рядом с кладбищем… всего через квартал … нас ждёт прогулочный кораблик на пристани реки. Самая лучшая примета, по которой можно понять, в каком месте находится эта пристань, это знаменитый Пражский метроном, расположенный как раз практически на оси моста, если смотреть с противоположной стороны реки, в Летенских садах . ….. а вдали виден нависающий над городом Пражский Град и громада собора Святых Вита, Вацлава и Войтеха, хотя двух последних, обычно, при упоминании данного храма опускают. Наш корабль пришвартован около Чехова моста.
Первый мост, под которым мы проплыли – Чехов…. От Чехова моста мы поплыли в сторону Карлова моста ….
Чехов мост (Čechův most) …
В Праге много мостов. И каждый из них имеет свою историю, свою особенность, выделяющую его из множества пражских мостов. Каждый мост в чем-то «самый». Вот, например, Чехов мост, самый короткий в Праге. К тому же он единственный из пражских мостов, выполненный в стиле модерн. Он пересекает Влтаву, соединяя набережную Дворжака с набережной Эдуарда Бенеша. Причем следует отметить, что его назвали в честь чешского писателя и путешественника 19 века Сватоплука Чеха… Прежде всего, мост украшают бронзовые колонны с гениями, или ангелами, работы скульптора Антонина Поппа. Каждый столб высотой 17,5 метров, а ангелы держат в руках по золотой ветке. Существует, правда, мнение, что указанные «ангелы» вовсе не ангелы и не гении, а скульптуры Виктории – богини победы, которую, естественно, принято изображать с позолоченной пальмовой ветвью в руках. Кроме того, на опорах моста установлены статуи двух видов: по течению – весьма живописные гидры с гербом Праги, а против течения – светочи в виде женщин с факелами..
На четыре фигуры ангелов, установленных на мосту, просто невозможно не обратить внимания. Они выглядят очень легкими и воздушными. С кораблика, сфотографировать их, к сожалению, толком не удалось.
По пути пересекаем по воде несколько мостов…
…не менее красочно выглядит здание – филармония Рудольфинум… …Мне очень нравилось, как во время этого совсем небольшого путешествия с краткими заметками в раздаточном материале у меня в голове складывалась карта центральных зданий Праги, расположенных по обоим берегам Влтавы.
Карлов мост …
Когда мы впервые увидели показавшийся Карлов мост, то давление наверняка поднялось… пульс участился… … и в какой бы его части палубы мы не стояли, помимо Карлова моста, мои взор всегда притягивал возвышающийся Пражский град…
… знаменитый Карлов мост … А над ним, на заднем плане, мы видим любимейший мой, и не только в Праге, холм Петршин с Петршинской же башней, или как её зовут сами чехи «разгледной» (до чего же иногда выразителен чешский язык)), или же Эйфелевкой, по образцу, глядя на который и была возведена эта башня.
Отсюда, с борта теплохода, открывается самый лучший вид на мост: видно все его арки, и в то же время совершенно не видно толп туристов, которые так мешали нам насладиться моментом на самом мосту. Пройдя под древним мостом, мы видим, защищающие его опоры так называемые ледорезы, деревянные конструкции, защищающие опоры моста от того же льда …
Мала Страна … речушка «Чертовка»…
… более подробно об этом райончике около Карлова моста — в следующих записях… Мы опять же, — будем там самостоятельно гулять через денёк…
Сейчас же хочется показать экскурсионные мини кораблики по этой речушке и весёлых морячков …
… и вот мы на Карловом мосту. … Татьяна (гид) прекрасно рассказала о мосте… как строился… о каждой скульптуре на нём… о казусах и приколах… но, более подробно — чуть позже… На этом наша прогулка с гидом закончилась…
Западные башни моста построены в разное время. Более низкая и более мощная первоначально (в XII в.) была романской, после 1591 года перестроена в стиле ренессанс. В период правления короля Йиржи из Подебрад (1464 год) была заложена вторая, более высокая башня. Стилем и архитектурными деталями она похожа на Староместскую, на противоположном конце моста, которая была построена зодчими из мастерской Петра Парлержа и которая, вероятно, и послужила образцом. При короле Вацлаве IV были построены ворота между башнями. До тех пор, пока на мосту не начали устанавливать скульптуры, башни на обоих его концах были единственным его украшением.
Самая популярная скульптурная группа Карлова моста. Она изображает пустынника Иоанна Чешского в сопровождении французских святых Иоанна де Мата и Феликса де Валуа, которые в 1199 году основали монашеский орден Тринитарии для выкупа у иноверцев пленных христиан. Постамент представляет собой пещеру, где пленные христиане молят о пощаде. Их стерегут турок и собака.
На этом месте, как свидетельствует история, мосты строили ещё в 12 веке. В 1172 году был построен Юдитин мост. Своё имя он получил в честь королевы Ютты Тюрингской, жены Владислава II, но в 1342 году наводнение смыло это сооружение. Римский император и король Чехии Карл IV, по легендам, был человеком суеверным. Дату закладки моста он подсчитал вместе с астрологами. В результате была выбрана дата, которая одинаково читалась с обеих сторон. Первый камень в основание моста был заложен в 1357 году девятого числа седьмого месяца в пять часов тридцать одну минуту — 135797531. Такой вот получился палиндром. Архитектором стал Петр Парлерж, ему тогда было 22 года. И он дожил до ввода в эксплуатацию своего детища, хотя строили мост 50 лет. Несколько веков мост, который соединяет исторические районы Мала Страна и Старое Место, носил название Пражского. Своё нынешнее название он получил в 1870 году. Длина сооружения — 520 метров, ширина — 9,5 метров. Главное украшение моста, скульптуры, стали устанавливать с 1683 по 1714 год. В основном, на мосту — произведения ваятелей Матиаша Б. Брауна, Яна Брокофома и его сыновей. На Карловом мосту установлено 30 памятников: правда, сегодня здесь стоят копии, в начале ХХ века оригиналы перенесли в музей Праги.
Бронзовая скульптура «Голгофа» является самой старой на Карловом мосту (1629 год, Вольф Брон). Первоначальное деревянное Распятие было установлено на средства пражского магистрата в 1361 году. На этом месте в те времена проводились казни, осужденный у креста читал свою последнюю молитву, поэтому в 1419 году крест был уничтожен гуситами. «Голгофа» представляет собой скульптуру Христа, распятого на кресте, слева — Дева Мария, справа – апостол Иоанн Богослов. На скульптуре есть надпись в виде дуги на иврите: «Свят, свят, свят Господь Воинств». Буквы сделаны из золота, оплаченного в 1696 году деньгами оштрафованного еврея, который богохульствовал над этим Распятием. Чешская королева Елизавета Стюарт, жена Фридриха I по прозвищу «Зимний король», часто высказывала недовольство, что крест на Карловом мосту мешает ей смотреть на Прагу. Однажды зимой, проезжая на санях по мосту, даже сказала, что не может видеть «этого нагого бородача на кресте». Она оказывала давление на своего мужа, слабого короля, так долго, пока он не приказал сбросить крест в воду. Но это безбожное действие очень скоро было наказано. В день проигранной ее мужем битвы на Белой горе (8 ноября 1620 года) королева Елизавета, спасая свою жизнь, спешно и навсегда покидала Прагу через Карлов мост с восстановленной «Голгофой». В 1648 году Карлов мост, как единственная пражская переправа через Влтаву, стал ареной сражения Тридцатилетней войны, когда шведская армия безуспешно пыталась пробиться со стороны Пражского Града в Старе-Место. Предание рассказывает, что шведское войско во время своих многочисленных атак на мосту далее креста никак не могло подвинуться. Думая, что Распятие помогает пражанам в их мужественной защите, захватчики пытались расстрелять крест из пушек, но ни один швед не смог его поразить. Но нашелся чешский воин, перешедший на сторону шведов, который первым же выстрелом из пушки сразил крест и тот упал в воду. За это действие предателю сразу присвоили звание офицера, но недолго он гордился своим выстрелом — в тот же день был застрелен защитниками Праги у постамента «Голгофы».
Святые Норберт, Сигизмунд и Вацлав (1853 год, Йозеф Макс). В первом варианте скульптуры 1708 года Святой Норберт был изображен вместе со Святыми Андрианом и Иаковом. В 1764 году ветшающие фигуры были заменены и рядом с Норбертом стояли ангелы. Постоянное желание сохранить именно образ Святого Норберта связано с тем, что его мощи находятся в Страговском монастыре Праги. Норберт Ксантенский состоял в родстве с германским императорским домом, вел светскую жизнь, наполненную удовольствиями, не смотря на занимаемую духовную должность каноника. Резкую перемену в образе жизни Норберта вызвал инцидент, произошедший с ним во время поездки верхом: лошадь, испугавшаяся грома, понесла, и Норберт лишь чудом не погиб.
Каноник воспринял этот случай, как Божье чудо и знак, удалился от двора и начал вести благочестивую монашескую жизнь. В 1120 году на собственные средства основал во французском местечке Премонтре аббатство, которое дало имя новому католическому монашескому ордену премонстрантов. Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии. Именно по его распоряжению в X веке была построена церковь, послужившая основой собора Святого Вита в Пражском Граде. Король Бургундии Сигизмунд, как ревностный католик, постоянно пытался склонить к христианской вере древнегерманские племена. В 522 году, по наговору второй жены, в приступе ярости убил родного сына. Придя в себя и ужаснувшись преступлению, король ушел в основанное им аббатство, где помогал бедным и страждущим, пожертвовав часть своего состояния. Позже, в результате разгромной для его королевства войны, он длительное время скрывался в аббатстве под видом простого монаха, но был обнаружен, перевезен с семьей в Орлеан и казнен. В четырнадцатом веке император Карл IV перевез мощи Святого Сигизмунда в Прагу и с тех пор он считается покровителем Чехии. На скульптуре в руках у Святого Норберта дарохранительница, Святой Вацлав держит знамя, а Святой Сигизмунд — меч.
Святой Вит, раннехристианский римский мученик, покровитель Чешских земель, именем которого назван кафедральный собор в Пражском Граде (1714 год, Фердинанд Брокоф). Будучи сыном римского сенатора-язычника с Сицилии, мальчик принял христианство под влиянием своего наставника, которого убили на глазах Вита за исповедование Христа. Но это событие только усилило веру будущего святого и стремление обратить сограждан к милосердию и любви Христовой. Легенда гласит, что изгнавший из души императора Диоклетиана бесов Вит отказался молиться римским богам, за что был посажен в клетку к свирепым львам. Но звери не тронули Вита и тогда в 303 году его бросили в котел с кипящим маслом. В средневековой Европе существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей Святого Вита в день его именин 15 июня. С той поры праведник считается покровителем танцующих и хранителем от болезни, называемой «пляской Святого Вита». На скульптуре Святой Вит в одежде римского горожанина и средневековом головном уборе стоит на постаменте в виде скалы с пещерой, на которой расположились львы, изображенные не свирепыми и кровожадными хищниками, а испытывающими симпатию к своему пленнику и как бы защищающими его. Один из львов светлее других, потому что его реставрировали по экспериментальной лазерной технологии, которую потом решили не применять.
Самая известная из скульптур Карлова Моста изображает Святого Яна Непомуцкого, небесного покровителя Праги и всей Чехии (1683 год, Ян Брокоф). Чешский король Вацлав IV постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутри церковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике. Неприязнь монарха к архиепископу росла по мере того, как последний рьяно отстаивал права церкви и противился конфискации церковного имущества для передачи королевской казне. Утром 20 марта 1393 года во время встречи Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Енштейна король приказал схватить и заточить в тюрьму архиепископа и его свиту, в которую входил викарий (помощник) архиепископа Ян Непомуцкий. Вскоре все были отпущены, кроме Яна, которого подвергли жестоким пыткам. Затем, еще живого Непомуцкого зашили в мешок и сбросили с Карлова моста во Влтаву. Убийство священника имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава IV с германского престола (но остался королем Чехии), об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах в Констанце Яна Гуса, который отрицал свою поддержку короля. Ян Непомуцкий был духовником королевы Софии Баварской, жены Вацлава IV, и был посвящен в ее тайны. По легенде, ревнивый король требовал от Яна под мучительными пытками рассказать все, что было известно священнику о королеве.
Но Ян Непомуцкий, свято храня тайну исповеди, не произнес ни слова, за что и был сброшен с моста. Не менее жестоко поступили и с королевой Софией, подозреваемой в неверности – ее отдали на растерзание собакам. В том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой видели свечение в виде 5 звезд, означающих «T.A.K.U.I.» («Я молчал» на латыни), и с тех пор Ян Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой.
Когда бравый солдат Швейк вез на извозчике мимо этого места пьяного фельдкурата Каца, тот «…проявил страстное стремление к мученичеству, требуя, чтобы ему оторвали голову и в мешке бросили во Влтаву: «Мне бы очень пошли звездочки вокруг головы. Хорошо бы тоже штук десять…». Вы спросите, почему 10, а не 5 звездочек? Да от выпитой сливовицы у армейского священника двоилось в глазах! На статуе Карлова моста Святой Ян Непомуцкий держит в руках пальмовый лист и распятие, а у подножия имеются 2 барельефа, на которых изображены сцены гибели святого и королевы Софии. Считается, что стоит приложиться рукой к отполированным фигуркам, и загаданное желание непременно сбудется. Поэтому у скульптуры Яна Непомуцкого всегда можно увидеть туристов, натирающих бронзовые изображения, в надежде на исполнение заветных желаний.
На мосту осталось ещё куча скульптур… если все рассматривать… если о всех рассказывать – в сон, боюсь потянет… поэтому оставлю на будущую запись. Так же как и о башне на другом конце моста…
Спустились. Перед нами оказался Костёл. Костёл святого Франтишека Серафинского— пражский католический орденский и приходской костёл на Кршижовницкой площади (площади Крестоносцев) в историческом районе Старе Место.
Костёл является главным орденским храмом чешского Ордена рыцарей креста с красной звездой. Сначала церковь была скромной, нынешнее великолепие отстроили в XVII веке, когда магистры ордена стали одновременно и пражскими архиепископами. Столб со святым Вацлавом XVII века на углу храма, увитый каменной лозой, был перенесен сюда от здания Виноградарского управления на противоположной стороне площади. У его подножия сохранилась часть мостовой с самой старой пражской брусчаткой…
Через несколько дней мы уже «бесясь с жиру» заглянем в него и послушаем небольшой концерт органной музыки… и фотографии выложу… , а вот с красивым памятником Карлушке четвёртому «грех» не сфотографироваться… Карл IV — император Священной Римской империи с 1346 г.; король Чехии с 26 августа 1346 г. (под именем Карел I, коронация 2 сентября 1347 г.), первоначально его имя было Вацлав. Памятник был открыт в 1848 году по случаю 500-летия Карлова Университета.
Потихоньку начали «обратный путьдомой… — к отелю… … с другой стороны моста — интересное сочетание Влтавы и старинных домов…
На первый взгляд чешская столица состоит из красивых старых домов, красных крыш и готических шпилей, но если копнуть глубже, город откроется вам совершенно с другой стороны! Когда речь идет об уличном искусстве, … Стрит-арте … , возможно Прага уступает некоторым европейским столицам, однако и в ней можно найти довольно много интересных мест. Проблема лишь в том, что нужно знать где искать. Конечно, множество пражских зданий, покрыты любительскими рисунками, но по-настоящему достойные фрески, оригинальные картины и необычные плакаты встречаются намного реже. Ниже предлагаем ознакомиться с небольшим гидом по пражскому стрит-арту.
Староместская площадь …
Мы опять вернулись на Староместскую площадь… второй раз за день…
Мы обратили внимание на небольшую и узкую, но довольно заметную полосу, выложенную в мощении Староместской площади. Полоса заканчивается похожей на стрелку латунной табличкой с надписью на латыни. Надпись гласит: «Меридиан, по которому в прошлом определяли пражское время». Мы утром «прослушали» (не услышали) Татьяну… Скорее всего она про этот меридиан рассказывала… Сфотографировали и оставили для «выяснения» на будущее. Уже приехав в Москву – я узнал… и всё подзабыл. … лишь сейчас полностью осознал, что мы были в 2010 году… — столба не было! Если приехать сейчас в Прагу – он будет стоять на древнем месте… Теперь подробности: Марианский столб более 350 лет оставался одной из важнейших достопримечательностей Староместской площади. В начале 20 столетия на площади был установлен памятник Яну Гусу, и в течение нескольких лет вертикаль фигуры крупнейшего чешского реформатора церкви уравновешивала высоту Марианской колонны. Однако после окончания Первой мировой войны и провозглашения Чехословацкой республики в 1918 году Марианский столб, как символ бывшей Австро-Венгрии и габсбургской рекатолизации страны, был разрушен пражанами, возвращавшимися с демонстрации против правления Габсбургов.
В течение следующего столетия прилагалось много усилий для реконструкции Марианской колонны, однако у восстановления этой исторической, художественной и религиозной достопримечательности Праги всегда были сторонники и противники. Фрагменты разрушенного Марианского столба – статуя Девы Марии, поврежденные статуи ангелов, каменные перила и ступени хранятся в пражском Лапидарии, а место колонны на Староместской площади много лет было обозначено большим светло-серым квадратом с четырьмя небольшими квадратами по углам. После Бархатной революции было основано Общество реставрации Марианской колонны, и начата работа по ее восстановлению. Копия Марианского столба, созданная скульптором Петром Ваней, была установлена на первоначальном месте на Староместской площади в начале июня 2020 года. Как и оригинальная колонна, копия сделана из песчаника, а наверху расположена статуя молящейся Непорочной Девы Марии с нимбом из 12 позолоченных звезд. Дева Мария стоит на крылатом драконе, символизирующем грех, зло и страдания, от которых святая дева защищает пражан. Кроме исторической, религиозной и художественной ценности Марианская колонна имеет и важное астрономическое значение – спустя несколько лет после возведения Марианский столб стал служить гномоном, или указателем солнечных часов. Меридиан направлен строго с юга на север и в тот момент, когда тень от Марианского столба точно совпадала с мощеной линией меридиана, жители Праги знали, что наступил полдень. Такой метод определения времени был широко распространен в 17 и 18 столетиях. Пражский меридиан отмечен латунной табличкой с последнего десятилетия прошлого века, однако только теперь солнечные часы вернули свой гномон и снова стали полностью функциональными.
… мы опять подошли к часам Орлой… ещё раз внимательно посмотрели как открываются окошки… выходят апостолы… хулиганит скелетик… еврей трясёт кошельком… услышали кукареканье петуха… и колокола отбили полный час.
Но, вернулись мы не только повторно побывать на красивом месте… — в наших планах было посещение\восхождение на Староместскую Ратушу…
… купили билеты… Можно воспользоваться лестницей, а можно — футуристическим стеклянным лифтом, за проект и реализацию которого авторы получили премию «Интерьер года 2000». Башня ратуши — единственная в городе, на которую можно подняться даже в инвалидном кресле… на лифте поднялись на смотровую площадку. … Слева — выход на Староместскую площадь, а дорога вправо ведет к Карлову мосту. Это самый оживленный туристический маршрут, но если сверху смотреть — вроде не так и много народу.
На другой стороне площади, напротив ратуши, стоит впечатляющий Храм Богоматери перед Тыном, строившийся с середины 14-го до начала 16-го века. Башни высотой 80 метров называются Адам и Ева, причем Адам выше на метр.
Переходим на следующую сторону. На холме видна Петршинская башня. … на правой фотографии: Внизу — сквер, разбитый на месте северо-восточного крыла ратуши, а напротив — еще один собор Святого Николая. Именно в нем, а не в малостранской церкви Святого Николая, висит хрустальная люстра, подаренная российским императором Александром II.
… красивый вид… на памятник Яну Гусу…
Далее на смотровую площадку башни можно подняться либо по достаточно широкой лестнице расположенной внутри башни по ее периметру. Скорее не лестнице, а наклонной поверхности, по которой можно подняться на верх, после чего надо будет еще чуть чуть подняться по железной винтовой лесенке, имеющей ширину в одного человека, и чтобы не было нелепой ситуации когда два человека, спускающийся и поднимающийся не смогли разойтись, на входе и выходе этой лестницы установили светофор регулирующий движение.
С огромным удовольствием… не замечая усталость в ногах за натоптанные километры за целый день побывали ещё и на смотровой площадке Башни ратуши. Понаслаждались видом на одноименную Староместскую площадь с расположенными на ней памятником Яну Гусу и церковью Святого Николая, а также Тынских храм и извилистую улочку Karlova.
С высоты башни хорошо была видна и выполненная во французском стиле улицка Rue de Paris, идущая от набережной Влтавы к Староместской площади. Также со смотровой площадки хорошо были видны Петршинская башня, Пражский град и Жижковская телебашня с ползущими по ней младенцами. … Нам ещё предложили бесплатно отрубить себе головы…., но мы отказались…
… сил уже не было. Напомню простой медицинский диагноз- «флорентийский синдром». Это когда от огромного количества увиденных шедевров, красивого, раритетного за маленькое количество времени и на маленькой территории — у людей может «поехать крыша». У нас она ещё не «поехала», но глаза просто устали куда-то смотреть… во что-то всматриваться… ноги устали шлёпать…
… вот и мы, — ускоренным темпом, хоть и неспеша… попёрлись к дому. Встретили по пути ещё и Костёлы, и башни, и очень симпаптюлечные дома… Но, уже было не до них. Зашли только в продуктовый магазинчик, где «наши» гастарбайтеры из «богатой» Окраины заняли все должности продавцов и уборщиц продали нам пивка … и мы уже дома. В отеле «Prague Centre Plaza» … в номере № 105…