= немножко Италии =
площадь Навона (Piazza Navona) …
Достопримечательности итальянской столицы известны на весь мир. Колизей, римский форум, большое количество соборов, церквей и храмов, увлекательных музеев, площадей и пр. притягивают к себе туристов из разных уголков планеты. Для осмотра всех культурных и исторических объектов мегаполиса одного дня точно не хватит. Сейчас мы с Супругой подошли к одной из самых примечательных достопримечательностей Рима, которая носит название площадь Навона.
Пьяцца Навона в Риме получила свое название в честь состязаний — агонов, которые проводились в древнем государстве до IV века. Своему появлению площадь обязана Гаю Юлию Цезарю, который в 46 до н.э. построил первый стадион, предназначенный для соревнований атлетов. Во времена правления Домициана объект был расширен. В 85 году н.э. стадион имел длину 275 м, ширину – 106 м. Такие большие размеры достопримечательности позволяли вместить 15 000 зрителей одновременно. Объект был декорирован многочисленными произведениями искусства, большая часть которых относилась к греческому стилю. Вход на стадион был возможен с 2 боковых сторон. С внешней стороны здание было оснащено аркадами из травертина, где находились торговые и ремесленные лавки, а также публичные дома. Во времена античности на стадионе проходили кулачные бои, соревнования по метанию диска и бегу.
В Средние века стадион Навона был разрушен, на его месте появилась площадь, окруженная зданиями. На месте одного из борделей в XII веке построили церковь, посвященную Святой Агнессе. С этим зданием площади связана одна красивая легенда.
Девушка Агнесса, жившая в Риме в III веке, приняла христианство и поклялась никогда не выходить замуж. Однажды благочестивую деву увидел городской чиновник, и решил жениться на ней. Агнесса ответила отказом, за что была помещена в заточение. В тюрьме стало известно, что девушка исповедует христианство, которое было под запретом в Риме. Ей предложили преподнести жертвоприношение богам города, или отправиться в бордель. Агнесса отказалась поклоняться нехристианским божествам, и очутилась в публичном доме. С нее сорвали одежду, но волосы святой отрасли так сильно, что прикрыли ее наготу. Находясь в борделе, ни один мужчина не смог овладеть девушкой. В заведение явился сам чиновник, однако увидев Агнессу, умер. Родные префекта попросили деву помолиться за умершего, и вскоре он воскрес. Это событие вызвало в римском обществе множество толков, и Агнессу было решено сжечь на костре. Огонь и факелы, предназначенные для девушки, не зажигались, после чего один из римских солдат убил ее ножом.
Также в Средневековье на площади Навона появилась церковь, посвященная Деве Марии. Та форма, которая была характерна для древнеримской арены, сохранилась до нашего времени благодаря строительству на фундаменте и остатках стен средневековых зданий.
Существенные изменения ждали площадь в эпоху барокко. В XV веке Антонио Памфили приобрел 3 здания на Пьяцца Навона, а его потомок – Джованни Батиста Памфили, также известный как папа Иннокентий X, построил здесь дворец. Это событие произошло в 1644 году. Здание было подарено донне Олимпии, которая оформила всю площадь в виде древнеримского форума. На территории объекта был оборудован акведук Девы, который был переделан в фонтан 4-х рек. Также были проведены работы по усовершенствованию 2 водоемов, которые впоследствии стали фонтанами Нептуна и Мавра. Также в эпоху барокко был перестроен храм св. Агнессы.
Фонтан четырех рек (Fontana Dei Quattro Fiumi) …
Реально, фонтан считается одним из красивейших фонтанов в Италии. Фонтан был создан Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), гением эпохи Барокко. В середине XVII века на площади Навона завершалось строительство Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Иннокентий X, Папа Римский (Papa Innocenzo X), глава семьи Памфили решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан. Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили.
В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). В башнях появились трещины, и из-за финансовых проблемы строительные работы были прекращены, а колокольни снесли. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе.
Мастер все же изготовил макет, а покровитель Бернини, муж племянницы Иннокентия Х, принес серебряную модель фонтана высотой в полтора метра в столовую папы. Тот был ошеломлен красотой архитектурного макета. Конкурс был отменен и Джованни Лоренцо приступил к строительству шедевра. По второй более интересной версии на решение папы повлияла Олимпия Майдалькини (Olimpia Maidalchini) более известная как Донна Олимпия (в Риме есть даже улица названная в ее честь), которая была замужем за Памфилио Памфили, братом Иннокентия X и являлась его любовницей. В любом случае в этом эпизоде карьеры мастерство Бернини пробивать себе государственные заказы и договариваться с людьми, даже в самых неблагоприятных периодах карьеры, проявилось во всей красе. Описание 16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством. Композиция фонтана – боги четырех великих рек того времени – Дуная (il Danubio), Ганга (il Gange), Ла-Платы (il Rio della Plata) и Нила (il Nilo) – которые олицетворяют части света.
Материал скульптуры – белый мрамор. У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки. Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии. Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили. Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом. Есть у фонтана особенность – он лишен характерных для руки Бернини плавных линий. Специалисты полагают, что великий мастер лишь нарисовал скульптуру, а воплощали творение в жизнь его ученики. Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).
Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone)…
Архитектурный памятник римского барокко. Церковь XVII века стоит на остатках античного строения, которое традиционно считается местом казни девственницы-мученицы Агнессы Римской (около 291-304). Мощи двенадцатилетней девочки (её череп), которым начали поклоняться ещё в VII веке, в настоящее время находятся в одной из часовен базилики.
Наряду с официальным названием базилика известна также как «Сант-Аньезе-аль-Цирко-Агонале», «Сант-Аньезе-де-Криптис-Агонис» или «Сант-Аньезе на площади Навона». Дополнение к имени святой слова agone означает по смыслу не агонию мученицы, а отношение к историческому месту. Во времена античности Piazza Navona имела название Piazza in Agone, что в переводе с греческого означало «на месте соревнований» от латинского agōn – «соревнование». Постепенно в простонародном произношении «ин Агоне» трансформировалось в «Навона».
Известно, что знаменитая площадь появилась на месте древнеримского стадиона, построенного в 86 г. императором Домицианом. История базилики неразрывно связана с этим сооружением. Стадион Домициана (Stadio di Domiziano) или Цирк Агоналис (Circus Agonalis) был построен для народа Рима, требовавшего не только хлеба, но и зрелищ. Здесь проводились спортивные состязания, на которые собиралось около 20 тыс. зрителей. Арена древнегреческого типа отличалась от современной – она имела форму в виде подковы с финишем и стартом на одной южной стороне. Вытянутая в длину Пьяцца Навона повторяет очертания по внутреннему периметру Стадиона Домициана, который оказался сегодня на 5 метров ниже уровня площади.
Мрачную славу этой постройке принесли бордели, публичные пытки и казни, которые были обычным делом в Древнем Риме.
Вот ещё одно описание\версия легенды: Приблизительно в 304 г. н. э. в одном из сводчатых залов под террасами стадиона святая Агнесса подверглась унижению, после чего она была выведена римскими солдатами на арену и казнена. Мученица Агнес История мученицы Агнессы (Агнес), дошла до наших дней только в легендах. Из них можно сложить грустное жизнеописание девочки. Она родилась в римской небедной семье христиан. Когда пришло время замужества, а оно наступало в ту пору по достижению 12 лет от роду, набожная Агнес решила не связывать себя узами брака и остаться невестой Христа. Отказ получил не кто-нибудь, а племянник Диоклетиана. Он не стерпел обиды и решил наказать свою невесту. Девочка, которая предпочла преданность своей вере, была отдана в публичный дом, находившийся под сводами Стадиона Домициана. Такой способ наказания для женщин был известен во время гонений на первых христиан при императоре Диоклетиане. Связанных по рукам пленниц насиловали до полного истощения и смерти.
В случае с Агнес произошло чудо – ни один мужчина не смог лишить её девственности, так как его просто покидали силы. Следующей была попытка покрыть позором девушку, когда её представили толпе совершенно голой. На удивление всех присутствующих волосы Агнес мгновенно отросли и скрыли её обнажённое тело. В день казни юной христианки путём сожжения на костре на арене Стадиона Домициана пошёл дождь и затушил огонь, явив очередное благосклонное отношение Бога. Палач настолько был разъярён этим, что просто отсёк голову своей жертвы.
Так как Агнес происходила родом не из простой семьи, её тело не выбросили, а захоронили вместе с другими казнёнными христианами в катакомбах, над которыми в 342 г. н. э. была построена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура (Basilica di Sant’Agnese fuori le mura). Учитывая паломнический интерес к месту казни девственницы-мученице, в сводчатых помещениях Стадиона Домициана вскоре появилась часовня – освящённое помещение для совместных молитв. Впервые о ней упоминается в сохранившемся римском путеводителе IX в., известном как Маршрут Айнзидельна.
Молельню, посвящённую святой Агнес сначала обслуживали василианские монахи византийского обряда, а с X в. — бенедиктинцы Аббатства Фарфа (Abbazia di Santa Maria di Farfa). Перестройка часовни под церковь была проведена при папе Каликсте II, который в 1123 г. и освятил её. В 1597 г. Сант-Аньезе-ин-Агоне перешла от бенедиктинцев к Ордену меньших регулярных клириков (Chierici Regolari Minori), при которых состоялась капитальная реставрация церкви. В это время на Пьяцца Навона уже было несколько дворцов аристократов, и церковь служила местом упокоения членов их семей.
Всё изменилось, когда часть земли на площади выкупили Памфили (Pamphili) – старинный итальянский род, оставивший заметный след в истории Рима. Аристократическое семейство Памфили родом из Губбио (Gubbio) перебралось в Рим в конце XV в. и постепенно завоевало самые влиятельные позиции в католической церкви и политике. Пик могущества Памфили пришёлся на 1644-1655 г. — период понтификата Иннокентия Х, в миру Джованни Баттиста Памфили (Giovanni Battista Pamphilj). В начале правления вновь избранный папа решил упрочить положение своей семьи. В 1646 г. в самом сердце района Парионе (Parione), к югу от церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, началось строительство великолепного фамильного дворца — Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Тогда же у папы возникла идея сделать соседнюю церковь, посвящённую святой Агнессе, семейной усыпальницей.
Монахи-бенедиктинцы, получив выгодное предложение от Памфили, согласились переехать в Сан-Лоренцо-ин-Лучина (San Lorenzo in Lucina), и приход был закрыт. Строительство и отделка церкви продолжались с 1652 г. по 1672 г., когда она и была освящена.
Работы начались со сноса здания старой церкви, за исключением склепа, являющегося древнеримскими остатками Стадиона Домициана. К разработке проекта новой базилики Иннокентий Х привлёк архитектора своего дворца Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) и его сына Карло Райнальди (Carlo Rainaldi), но их проект не получил одобрения. В 1653 г. папа передал заказ Франческо Борромини (Francesco Borromini). Его архитектурный план оказался более оригинальным, но смерь понтифика в 1656 г. не позволила завершить работы. Пришедший к власти новый папа Александр VII предъявил много претензий к Борромини и в конечном итоге в 1657 г. отправил архитектора в отставку. Племянник Иннокентия X кардинал Камилло Памфили (Camillo Francesco Maria Pamphili) вернул к работам Карло Райнальди, которого вскоре заменил Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Опытного и талантливого архитектора пригласила Олимпия Альдобрандини (Olimpia Aldobrandini) – жена умершего к тому времени кардинала. Переход проекта церкви из рук в руки самых известных архитекторов Рима в конечном итоге ни коим образом не нарушил общий стиль и великолепный вид Сант-Аньезе-ин-Агоне. Принято считать, что план здания принадлежит Райнальди, барочный фасад – Борромини, а идея двух симметричных башен и интерьер – Бернини. Описание Архитектурный план Сант-Аньезе-ин-Агоне довольно сложной. Он включает в себя восьмиугольник (квадрат в круге), наложенный на греческий крест, короткие стороны которого – это трансепт, вершина – апсида с главным алтарём, а нижний конец – вход со стороны Пьяцца Навона. Восьмигранный купол с двойными рёбрами расположен на высоком барабане, оформленном коринфскими пилястрами и прямоугольными окнами. Венчает базилику крест на глобусе, установленный на изящный фонарь работы Джироламо Райнальди.
Фасад, спроектированный Борромини и завершённый Райнальди, имеет вогнутую форму, присущую стилю барокко. Новаторский для своего времени, в будущем он стал прообразом для многих зданий в Европе. Главный вход с большой бронзовой дверью обрамляют две пары коринфских полуколонн, поддерживающих антаблемент с лепным архитравом, глухим фризом и карнизом с модильонами. Треугольный фронтон с плоским тимпаном увенчан гербом папы Иннокентия Х, на котором изображён голубь, держащий в клюве оливковую ветку – символ миролюбия семьи Памфили. Особое великолепие придают фасаду две трёхэтажные кампанилы (башни-колокольни) работы Джованни Мария Баратта (Giovanni Maria Baratta). Стоит обратить внимание на пару часов, помещённых на цоколе второго уровня фасада. Они показывали время, исчисляемое разными способами. Одни из них изначально были установлены на древнеримский лад, по которому циферблат делился на 12 дневных часов, где 0:00 – восход солнца, а 12-00 – закат. Эти часы приходилось постоянно подгонять в зависимости от времени года, но тем не менее по желанию римских пап они сохраняли такой ход до 1842 года. Другие часы сразу показывали «правильное» время, называемое tempo ultramontano, т.е. «время на другой стороне Альп».
Убранство Сант-Аньезе-ин-Агоне очень роскошное, но при этом в нём отсутствуют картины знаменитых художников. По этой причине базилика даже не была включена в путеводитель XIX в., что несправедливо. В интерьере, в котором изобилует редкий цветной мрамор, позолота и богатая лепнина, присутствуют не менее ценные художественные произведения XVII в.: фрески, великолепные рельефные панно и скульптуры. Купол над восьмиугольным пространством интерьера преобладает купол эмпирейской модели – один из немногих существующих в церквях Рима. Купол создан так, что смотрящий вверх ощущает над собой прекрасный небесный свод или эмпирей — бесконечное пространство, населённая душами блаженных, созерцающих Бога. Потрясающая по красоте фреска купола изображает Апофеоз Святой Агнессы во славу Небес.
Роспись выполнили два художника — начал Чиро Ферри, а после его смерти в 1689 г. роспись завершил Себастьяно Корбеллини. Впечатление усиливает надпись на фризе антаблемента внизу барабана: «Агнесса вошла в место стыда и встретила ангела Господня, ждущего её». Фрески на четырёх подвесках купола являются первой серьёзной работой Джованни Баттиста Гаулли (Giovanni Battista Gaulli) по прозвищу Бачиччио (Bacicciа). Художника часто называют «Бернини в красках» за особую технику передачи объёмного пространства в плафонных росписях. Фрески изображают четырёх добродетелей – Благоразумие и Провидение, Справедливость и Мир, Стойкость и Милосердие, Воздержание и Целомудрие. Фигура с розовой короной в последней фреске – это Похоть. Существовало много предположений относительно того, на кого из женщин-врагов семьи Памфили похож этот образ. Фонарь с голубем в центре купола – это и символ Святого духа, и хвастливый намёк на голубя герба Памфили. Часовни Купол базилики поддерживается четырьмя массивными опорами, в каждой из которых находится небольшая апсидная часовня, обрамлённая колоннами из красного мрамора коттанелло. Четыре алтаря посвящены святым Алексию, Эмерентиане, Евстафию и Цецилии.
Алтарные барельефы из мрамора, посвящённые мученикам, — скульптурные шедевры барокко, выполненные известными мастерами: Джованни Франческо Росси (Giovanni Francesco Rossi), Эрколе Феррата (Ercole Ferrata), Мельхиорре Кафа (Melchiorre Cafa), Антонио Рагги (Antonio Raggi). Лепные украшения и ангелы в полукуполах ниш этих часовен выполнены и подарены церкви мастерской Феррата. Капеллы, находящие в противоположных концах трансепта, оформлены идентично с применением жёлтого алебастра, красного и полихромного мрамора, брекчии и богатой золотой лепнины. Иллюзионистическое пространство часовен создаётся за счёт углублённой овальной ниши и голубого фона. Часовня святой Агнес (Cappella di S. Agnese) в правом конце трансепта расположена ближе к месту её мученичества. Её украшает великолепная скульптура Эрколе Феррата, выполненная в 1660 г. по рисунку Бернини. Непорочная Агнес изображена в символических языках пламени, представляющего огонь сексуального искушения. Скульптура в часовне напротив (Cappella di S. Sebastiano) — пронзённый стрелами святой Себастьян работы Пьетро Паоло Кампи (Pietro Paolo Campi), 1719 год. По традиции этот христианский мученик изображается в образе прекрасного юноши, принявшего смерть даже с некоторым изяществом. Кстати, гомосексуалисты считают святого Себастьяна своим покровителем.
Два мраморных ангела, парящих над Себастьяном выполнил Пьер Ле Гро – учитель Пьетро Паоло Кампи. Справа от Часовни святого Себастьяна расположена Часовня Святого Филиппа Нери (Cappella di San Filippo Neri) с прекрасной потолочной фреской Франческо Аллегрини. На алтаре внутри скинии в форме миниатюрного храма хранится главная реликвия церкви – череп святой Агнесы. Он был перенесён в это место в 1908 г. по указанию папы Пия X. До этого святыня являлась частью собрания реликвий папской капеллы святых реликвий в Риме «Святая Святых» (Chiesa di San Lorenzo in Palatio ad Sancta Sanctorum). Маленький по размеру череп действительно принадлежит ребёнку и выглядит очень трогательно в богато украшенной часовне. Одна из часовен посвящена Святой Франческе Романа (Cappella di Santa Francesca Romana), которая крестилась здесь в стенах ещё старой церкви. Купель тех времён, как священная реликвия, хранится под алтарём часовни. Авторство мраморного барельефа и плохо сохранившейся потолочной фрески точно не установлено.
Главный алтарь Главный алтарь базилики посвящён не его покровительнице, как было задумано первоначально, а Иоанну Крестителю. Горельеф из белого мрамора, выполненный в 1688 г. Доменико Гуиди, представляет Святое семейство с младенцем Иоанном, а также его родителями – Елизаветой и Заккарией. Нынешний алтарь был возведён в 1724 г. на основе проекта Карло Райнальди, позже реализованного Чиро Ферри. Интерес представляют четыре ребристые колонны из зелёного мрамора, которые могли быть взяты от снесённой триумфальной арки Марка Аврелия (II в. н. э.). Ризница Борромини Дверь в левой части часовни святой Агнесы ведёт в ризницу. В неё можно также попасть через отдельный вход с Виа дель Анима. Эта так называемая летняя ризница, имеющая структуру обособленной церкви, которая использовалась для частных функций семьи Памфили. Она была построена между 1658 и 1666 годами по проекту Франческо Борромини. Зал восьмиугольной формы богато украшен картинами и позолоченной лепниной. Вдоль боковых стен размещены деревянные хоры, которые указывают на то, что первоначально здесь планировалось проведение собраний коллегии священников.
Цилиндрический свод, расписанный Франческо Аллегрини, показывает истории из жизни Девы Марии. Алтарная икона и фрески стен апсиды так же посвящены Богоматери. В ризнице находится картина XVII в. «Прославление Святой Агнесы», написанная Паоло Гисмонди, известным как Паоло Перуджино. Компактная Ризница Борромини обладает удивительной акустикой, что стало находкой для проведения в ней концертов камерной музыки эпохи итальянского барокко. Самая старая часть Сант-Аньезе-ин-Агоне – Склеп святой Агнессы. Он состоит из трёх комнат, оставшихся от древнеримского Стадиона Домициана. Одна из них являлась борделем и именно в ней святая Агнесс повергалась оскорблениям. Последняя комната – старинная часовня, из которой возникла церковь. Помещения склепа постоянно страдали от сырости, так как часто подвергались затоплению. Это происходило вплоть до 1866 г., в те дни, когда семья Памфили устраивала традиционный праздник и превращала Площадь Навона в озеро, по которому римляне катались на лодках. Фрески склепа, относящиеся к XVII в., пострадали от влаги, но всё ещё представляют интерес. Сильное впечатление производит мраморный барельеф Джованни Буратти с образом святой Агнесы. На нём запечатлена очень реалистичная сцена в момент, когда римские солдаты ведут к месту казни двенадцатилетнюю девочку. Семья Памфили владела Сант-Аньезе-ин-Агоне более 300 лет и только в 1992 г. пожертвовала её Римской епархии.
В Базилике многое напоминает о знаменитой фамилии. Здесь находится фамильный склеп, захоронение останков Иннокентия X (в Часовне Святой Франчески Романа) и его надгробный памятник, созданный в 1729 г. Джованни Баттиста Майни, гербы и узнаваемые голуби с пальмовой ветвью в клюве. Очень дотошно изложено у https://italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/santagnese-in-agone.html где я нагло стырил сей материал…
церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore)…
Церковь Святой Марии — Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (итал. Nostra Signora del Sacro Cuore или San Giacomo degli Spagnoli) построена в 1480 году — при Сиксте IV. Ее фасад украшен великолепной колоннадой. Здание стоит в плотном окружении домов, поэтому немного проигрывает в своей зрелищности. В храме сохранились фрески работы Рафаэля. В 1656 году церковь Марии реставрировали в барочном стиле. Церковь, посвященная Деве Марии, была возведена на руинах стадиона Домициана в XII столетии. Деньги на строительство храма были завещаны королем Фердинандом III Кастильским (Ferdinand III).
С XVI по XVII века базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме. В XIX столетии благодаря усилиям папы Льва XIII церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была отреставрирована. Вход в здание был перенесен с внутренних столичных улиц на площадь Навона. Убранство церковного алтаря и многие картины внутри храма были выполнены ренессансным живописцем Франциско де Костелло (Francisco de Castello). Церковь стоит на части территории галереи бывшего Стадиона Домициана и впервые зарегистрирована как построенная в 13 веке. Стадион просуществовал удивительно долго, оставаясь местом развлечения еще в Средневековье. Регулярное уничтожение его конструкций началось, по-видимому, только в 14 веке, поскольку занимаемое им место приобрело ценность для строительства. Между тем известно, что уже тогда под сводами его зрительских галерей были установлены несколько часовен. Позже самая известная из них дала начало церкви Сант Аньезе ин Агоне (Sant’ Agnese in Agone), а еще одна была посвящена Святой Катерине Александрийской.
Фонтан Мавра (Fontana del Moro) …
Фонтан был спроектирован Джакомо делла Порта в конце 16 века и изначально был частью более крупного проекта по перепланировке площади Навона. Позже, в 1653 году, Джан Лоренцо Бернини спроектировал статую мавра, которую создал Джанантонио Мари.
В 1874 году оригинальные статуи были перенесены в галерею Боргезе, а на их месте установили копии, сделанные Луиджи Амичи. Центральным элементом скульптурной композиции является фигура мавра или африканца, стоящего на раковине и держащего дельфина, в окружении четырех тритонов. Фонтан имеет центральную чашу с четырьмя тритонами или русалками, поддерживающими ее. Эти тритоны изображены в виде людей с рыбьими хвостами, и каждый из них держит дельфина, скульптуры которых извергают воду в бассейн. В центре фонтана находится статуя мавра, от которой, собственно, фонтан и получил свое название. Мавр изображен в виде мускулистой фигуры, держащей в руках большого дельфина. Статуя была добавлена к фонтану в 17 веке, и считается, что она символизирует триумф христианства над язычниками. К сожалению, в сентябре 2011 года вандал ударил по фонтану молотком, причинив значительный ущерб. В ту же ночь он также повредил фонтан Треви.
… в этом же квартале нас ждала ещё одна очень красивая церковь… но, об этом в следующей записи …