2013. ПОРТУГАЛИЯ. Порту: … на кораблике по Дору, Дегустация Портвейна Graham’s — Лиссабон. 9 май. 9 день. III часть.

= релакс на душу… =

 

… прогулка на кораблике по Дору … (Rio Douro) …

Дружной толпой мы загрузились на кораблик. Нас ждало знакомство с мостами. Ведь именно так и называлась наша экскурсия — шесть мостов. Уже, честно говоря, — не помню была-ли наша экскурсия запланирована в общий тур. Т.е. платили мы денюшку или она была уже включена в общую стоимость тура, но суть не в этом. Загрузились все. Даже те, у кого от качки предыдущий завтрак сразу оказывается в штанах и трусиках…

 

Предстояла примерно часовая прогулка, но ежель говорить более дотошно – 50-ти минутная (именно, так было накалякано на рекламном щите у пристани).

 

… кораблик только с виду был деревянным. На самом деле, естественно – металлический и снаружи и внутри отделанный красиво деревяшками. Хоть и выглядит вместительно, но так как туристов в этот день было больше, чем людей – места были под большим «дефицитом».

Все сначала «рванули» занимать места на палубе для фотографирования, но, когда ветерок начал пробираться даже под одежду … и на теле появились мандавошки (всё-таки океан в нескольких километрах) … многие спрятались за стёклами «внутренней» палубы, где в этой закрытой палубе и бар… и туалет.

 

Кораблик заполнен … туристы в радостном предвкушении… — поплыли! Вернее, поехали!

Многие из обращённых окнами на набережную старых зданий некогда являлись одноэтажными складами, позднее их реконструировали и надстраивали, кто во что был горазд. Отсюда и неоднородность фасадов, высоты и всех зданий, и отдельных этажей, разные цвета и стиль облицовки, наличие или отсутствие балкончиков. Верхние этажи занимают жилые помещения, о чём явственно свидетельствуют сушащееся на ветру и солнце постельное бельё и одежда…

Я вообще считаю, что если город расположен около реки, моря или озера, то на него обязательно нужно смотреть со стороны воды. Ведь именно на воду, как правило, выходят самые красивые здания, и именно со стороны воды всегда открывается общая душа города и его истинное лицо. Замечательная возможность увидеть город с воды, сделать фотографии Порту с нового ракурса, а также полюбоваться вблизи мостами, которыми так знаменит Порту. По-иному взглянуть на город, увидеть его парадную сторону. Домики на набережной здесь — как на подбор.

 

Дору — главная артерия Порту берет свое начало в Испании. Река впадает в Атлантический океан, и потому всегда была важной для местных жителей. Они не только выходили по ней в океан на рыболовный промысел, но и отправлялись отсюда в плаванья. Кроме того, Дору соединяет Порту с другими районами Португалии, не имеющими выхода к морю, но важными для страны. Говорить о том, что река разделяет город Порту на две части будет неправильно. Скорее она представляет некоторую границу между двумя соседними городками- Порто и Вила Нова де Гайя.

… кто-то из группы «развесил» уши и слушал через наушники рассказ гида… кто-то «наплевал» на всевозможные подсказки и просто наслаждался открывающимися видами… кто-то смотался пить пиво в бар… — каждому своё! …

 

Изначально мы плыли вверх против течения Дору, а затем в сторону устья — не дойдя около километра до выхода в Атлантический океан. Помимо конечно, видов самое интересное — это, конечно же, мосты над рекой. Всего их порядка десяти, они все разные, строились в разное время и, конечно же, разными архитекторами. В общем, интересно даже тем, кто мостами особо и никогда не интересовался… на берегах тоже масса всего интересного — начиная от городской архитектуры, и заканчивая винодельнями…

… теперь о мостах:

=== мост Луиша I (Ponte Luís I) … мост виден везде, на всех картинках города Порто, названный в честь короля Луиша I.

Прикольно то, что он не соизволил явиться на церемонию открытия моста в 1886-м году, за что обидевшиеся жители выпилили из названия слово «dom», которое в те годы использовалось в качестве почётного и уважительного обращения к знати. Ещё до строительства ажурного моста через Дору на его месте с 1806-го года существовал другой понтонный мост Ponte das Barcas, по которому жители Порту перебирались в Вила-Нова-ди-Гая и обратно. Представлял он из себя вереницу из 20 старых баркасов, соединённых стальными тросами, и с учётом того, что Дору в XIX веке ввиду отсутствия дамб выше по течению была куда более бурной рекой, конструкция такого моста оставляла лишь желать лучшего. Мост многоярусный. Одновременно железнодорожный, автомобильный и пешеходный… Двухэтажный металлический мост поддерживает арка шириной 172 метра, на момент постройки самая длинная в мире.

Несмотря на то, что мост очень напоминает фрагмент Эйфелевой башни, и Густав Эйфель, действительно, построил один из мостов через Дору, именно мост Дона Луиша I — не его проект. Когда в 1879-м году объявили конкурс, проект Эйфеля, получивший приз на выставке в Париже, был отвергнут. Просто месье Эйфель так сильно превысил лимит предыдущей стройки, что город отказался с ним сотрудничать. Выиграл проект бельгийской компании «Société de Willebroeck», в которой работал бывший соратник Эйфеля, немецкий инженер Теофиль Сейриг. Сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году… и соединяет Порто и его соседа Вила-Нова-де-Гайя, где очень много портвейновых мануфактур.

Сразу от моста начинается старинная крепостная стена.Строительство крепостной стены вокруг города началось в 1336 году, во время правления Афонсу IV и длилось в течение 40 лет. Завершилось оно в 1376 году уже под правлением короля Фернанда, в чью честь и была названа стена. Впоследствии часть стены была разрушена, сейчас осталась лишь её часть… Берега реки надежно укреплены каменными стенами.

До того, как построили мост Дона Луиша жители переправлялись через реку по импровизированной понтонной переправе составленной из 20 старых портовых лодок, связанных между собой стальными тросами. «Понте-дас-Баркас» (Лодочный мост), как его называли, был построен в 1806 году. Три года спустя случилась катастрофа. Когда Наполеон вошёл в город, люди бросились к реке. Старые лодки не выдержали веса толпы и разошлись. Рядом с мостом находится памятник Alminhas da Ponte, посвященный горожанам погибшим в тот день.

=== мост Фрейшу (Ponte do Freixo) … Очень красивый, но увы – через чур массивный. Автомобильный мост. 8 дорожных полос, по четыре в каждую сторону. А на вид и не скажешь…, открыт в сентябре 1995 года. Автором проекта выступил профессор и инженер Антониу Рейш. Конструкция состоит из двух мостов, расположенных на расстоянии десяти сантиметров друг от друга.

 

=== мост Марии Пии (Ponte D. Maria Pia) … Инженер Гюстав Эйфель известен благодаря названной его именем башне в Париже, однако его путь к международной славе начался именно в Порту. Это мост, названный в честь королевы Марии Пии Савойской, жены Луиша I, уже однозначно называют мостом Эфеля. Дата его возведения 1877 год, то есть где-то за 10 лет до моста ученика. Уж не это ли объект завышен в стоимости. Фишка сооружения в том, что он не имеет свай, кроме как у берегов.

=== мост Аррабида (Ponte da Arrabida) … красавчик. Национальный памятник Португалии парящий пешеходно-автомобильный — был открыт в 1963 году по проекту Эдгара Кардозу …

 

=== мост Сан-Жуан (Ponte de São João) … железнодорожный… и я бы сказал – интеллигентный…

 

=== мост Инфанта (Ponte do Infante) … Очень элегантный автомобильный и пешеходный Инфант-мост был открыт в честь Инфанте Д. Энрике в 2003 году. Мост был построен как замена верхней части моста Дом Луис I, который был закрыт для движения автотранспорта в 2003 году…  Это уникальный инженерный проект, спроектированный архитектором Адау да Фонсека с эллиптической аркой типа Майарта высотой 25 метров и шириной пролета 280 метров, что является мировым рекордом для мостов такого типа. Мост считается одним из самых красивых в мире для мостов этого типа.

 

А где- то там вдали, начинается океан. Лично для меня, это самое запоминающееся место во всей прогулке. Заодно кораблик тут и развернулся.

… наплавались… насмотрелись… нафотографировались… — пора и ножками потопать! Ножки привели нас на площадь инфанта Энрике которая находится всего в паре кварталов от пристани. Она существует с 1885 г. и имеет квадратную форму. Свое название она получила благодаря установленному там памятнику Генриху Мореплавателю, которого особо почитают португальцы за его вклад в морское дело и открытие новых земель.

 

Инфант Энрике, сын короля Жуана I, известный так же как Генрих Мореплаватель – весьма почитаемая в Португалии фигура. Благодаря его активной поддержке, португальские мореплаватели значительно продвинулись вдоль западных берегов Африки и достигли мыса Доброй Надежды, а Португалия закрепила за собой статус великой морской державы. Родной город Генриха Мореплавателя – Порту. И нет ничего удивительного в том, что в историческом центре города, на площади рядом с домом, где родился инфант, и всего в нескольких шагах от набережной, можно встретить воздвигнутый в его честь памятник. Его строительство было приурочено к 500-летней годовщине со дня смерти Генриха, который вовсе и не был мореплавателем – зато организовал более десятка морских экспедиций, а также основал навигационную школу и обсерваторию. Автор монумента, Томаш Коста, поместил фигуру Энрике на вершину мраморного постамента. У ног Мореплавателя находится глобус. Внизу, у основания памятника – две аллегорические скульптуры, символизирующие Веру и Викторию. Сам постамент украшен барельефами на тему битвы при Сеуте, в которой участвовал инфант, а вокруг него разбит красивый вечнозеленый скверик.

 

Площадь окружают красивые здания, среди которых стоит отметить Биржевой дворец, церковь Святого Николая, церковь Святого Франциска Ассизского и бывший рынок Феррейра Боржеш. … но мы только прошли мимо… нас ждал автобус и … пьянство!

 

Дегустация Портвейна Graham’s …

Разводиловки бывают очень разными. Ну, много толка (денег) можно выжать из группы, если она на заводе, где изготавливают бриллианты? С одной группы – ноль … с другой – ноль… а на сотой попадётся один русский «придурок», который сделает месячный доход… (но, нам – очень интересен процесс огранки).

 

На сырных разводиловках почти вся группа выходит с покупками… правда и съедает\выпивает нахаляву немерено.

Часто вообще – никакого толку фирме кроме рекламы, где впаривают какие-нибудь картины из «папируса»…

Хотя, я не прав. Уж, если какая-либо контора и устраивает что-либо бесплатно\халявное, … — то значит толк – есть! Иначе, — не устраивала бы …

На сей раз у нас была пьянка. Опять же, — лично у меня!

Изначально сообщу факт о себе – хоть и не трезвенник, но водку не люблю. Не по душе то, после которого приходится занюхивать и закусывать… Всякие виски – вообще воротят… Кислятину в виде сухих вин, вообще не понимаю… Пиво уважаю, но от него живот растёт … да и хорошего пива в те годы в России просто не было от слова совсем.

И честно скажу – после пробы настоящего портвейна в Крыму… настоящего Массандровского… — просто обожаю портвейны. Теперь представьте, меня на родине – в Португалии… в Порту… в винном зале Graham’s…  — я «нажрался как свинья»!!!

 

Всё дело в том, что каждому из группы дали по три фужера с 50 граммами портвейна. Представили?! А теперь осмыслите, что группа почти вся – женская… Да мало того – почти все трезвенники!

Выпил я свою «дозу» … Выпил дозу Супруги… … потом Маша, Катя, Варя, Дуся и Фёкла … отдали своё, которое даже не пригубили, т.к. не любят ни крепкое вино… ни, тем более портвейн…

Итог, — вы уже догадались: — я еле-еле вышел из дегустационного зала на свежий воздух… Еле-еле дошёл до автобуса…

Описывать процесс изготовления портвейна не буду – не сумею так правдиво и красочно. Просто по-нечаянности «нарвался» на статью туриста был ну, просто 1 к 1 в том же месте. Жаль он не отметил в каком году. Вот его статья https://all-worlds.ru/portugaliia/  и https://starpi.livejournal.com/92362.html Добавил немножко из тырнета, который обзывается общедоступным…

Настоящий портвейн производят из винограда, выращенного в долине реки Дору, в её верховьях. Прежде всего надо знать, чем портвейн отличается от обычного вина. А отличается он тем, что портвейн, это вино, брожение которого в определенный момент приостановлено с помощью виноградного спирта. Производство портвейна в настоящее время подчинено Португальскому институту виноделия, именно они определяют где, как, сколько и по каким технологиям производить этот продукт. Настоящий портвейн тот, который произведен из винограда, растущего в долине реки Дору и проданный в Порто. Всё остальное не имеет права называться портвейном.

 

Если откупорить настоящую бутылку португальского портвейна, то под фольгой, которая обволакивает пробку, вы обнаружите специальную наклеенную бумажную полоску, на которой будет указано, что обладатель данной бутылки держит в руках именно портвейн, причем его качество гарантированно. На этой полоске также указывается фирма- производитель, организация контролер и номер бутылки.

 

Классифицируется портвейн следующим образом. Если на этикетке бутылки написано full, то это молодой портвейн, изготовленный из темных сортов винограда. Надпись ruby означает, что портвейн выдержан более трех лет. Но такой портвейн качественным не считается. Портвейн, выдержанный в бочке более 10 лет обозначается надписью tawny. Если вам попадется в руки бутылка с надписью tawny poirt very old, то вы являетесь обладателем дорогого портвейна выдержки от 20 до 40 лет. Такой портвейн считается наиболее редким и выпускается в небольших количествах. Если tawny  урожая единственного года, его маркируют как colheita porto. Предел выдержки такого портвейна достигает 50 лет и больше.

 

Поздно разлитое вино урожая одного года маркируют буквами LBV (late bottled vintag). Этот портвейн разливают в бутылки лишь после нескольких лет выдержки в бочках, как правила не меньше пяти. На ценнике это категория обозначена в разделе «Vintage».

Портвейн может быть купажным выдержанным в бутылках или в бочках, а также урожая одного определенного года. Часто для производства ценных сортов портвейна его сначала разливают в бутылки, которые хранятся годами, а потом смешивают.

Существует ещё более точная классификация португальского портвейна, но если вы не сомелье, то этого вполне должно быть достаточно. В настоящее время производство портвейна в Порто принадлежит в основном английским фирмам.

… нас отвезли в компанию Graham’s. Она была основана в 1820 году и более полувека занималась текстильным производством.

Переквалификация произошла в 1890 году, когда были куплены первые виноградники в долине Доуро и построены погреба для выдержки и хранения портвейна. Зал приема посетителей Graham’s Lodge был обновлён и торжественно открыт в марте 2013 года при участии президента Португалии.

 

… осмотр небольшого музея и отдых в прохладе кинозала, где показывают 10-минутный фильм об истории бренда Graham’s и его нынешних владельцах — семействе Symington, входящих в десятку самых известных и влиятельных семей в мире виноделия. Кстати, все шесть мужчин работают в компании на различных должностях. Экскурсия проходит в действующих погребах компании Graham’s. В настоящее время здесь находится свыше 2000 дубовых бочек и 40 больших дубовых чанов (balseiros) для старения портвейна, а также частная коллекция бутылок Vintage Port.

В 1920-х годах A.J.Symington решил приобрести четыре бочки по 550 литров каждая с портвейном счастливого для него и для его семьи 1882 года. Вино сохранилось… Правда, уже не четыре бочки. Почему? Основная причина – естественное испарение, которому и стенка бочки не помеха. Сорокалетний тони теряет до 25% своего объёма! Вторая причина – портвейн время от времени дегустировали, так как винный мастер обязан следить за тем, как развивается вино в бочке. Поэтому бочек стало три.

В 2012 году одну из трёх бочек было решено почать — часть вина пошла на дополнение двух оставшихся, а остаток был разлит в 656 хрустальных графинов производства португальской фирмы «Atlantis». Серебряные кольца на горлышке декантера и ободок пробки с гравировкой изготовлены шотландскими серебряных дел мастерами «Hayward & Stott», a коробка ручной работы с отделкой кожей была заказана у английской компании «Smythson». Стоимость графинчика с названием «Graham’s Ne Oublie» составила 7500$. Это самый дорогой на сегодняшний день портвейн.

Как делают портвейн и почему он такой сладкий? Дело в том, что при производстве портвейна, в бродящий после раздавливания виноградных ягод сок добавляют виноградный спирт крепостью 77 градусов. Это прерывает процесс брожения в момент, когда приблизительно половина естественного сахара из винограда была преобразована в алкоголь.

 

Учитывая столь короткий цикл брожения, портвейн сохраняет много аромата, цвета и танинов из виноградных сока и кожицы, создаёт характерный богатый и сочный стиль вина.

Сначала портвейн выдерживается в огромных дубовых чанах объёмом от 10000 литров не менее 3 лет. Дальнейшая его судьба зависит от решения технолога — взросление в бутылке или в бочке меньшего объема.

Портвейн марки Ruby — купажированный, разливается по бутылкам из больших дубовых чанов и имеет характерный светло-рубиновый цвет.   Портвейн марки Late Bottled Vintage (LBV) — произведён из винограда одного года урожая и выдерживаемый в дубовой бочке от 3 до 6 лет перед бутилированием.

Портвейн Tawny — выдерживаются в дубовых бочках, подвергаясь постепенному окислению и испарению. Его цвет с годами изменяется на золотисто-коричневый, а долгий контакт с деревом даёт ореховые тона во вкусе. Если на портвейне Tawny не указан возраст, то он представляет собой смесь вин, выдержанных в бочках не менее 2 лет. Более качественным является портвейн Tawny с указанием возраста: это тоже смесь, но более долго выдержанных вин. Официальными категориями являются 10 лет, 20, 30, 40 и более лет. Ошибочно мнение, что число лет является минимальным средним возрастом компонент; на самом деле, возраст определяется экспертами, исходя из характеристик получившегося портвейна.

 

Портвейн Colheita (или Old Tawny) — иногда на относительно ранних стадиях развития Tawny эксперт определяет получающееся вино как существенно более многообещающее с точки зрения качества, чем ожидалось изначально. Такой портвейн помечается colheita, что означает по-португальски — урожай, и вино продолжает развитие под особым наблюдением виноделов. 

Портвейн Vintage — самые дорогие сорта этого вина. Хранится и дозревает в бутылке. В течение первых 5 лет, проведённых в бутылке, он сохраняет интенсивный рубиновый цвет, ароматы красных фруктов, диких ягод и чёрного шоколада. После 10 лет в бутылке портвейн Vintage приобретает оттенки граната и спелых красных фруктов. Поскольку он продолжает созревать и развиваться, его цвет меняется на золотисто-коричневый, а прежняя яркая фруктовость становится более тонкой и сложной. Вино имеет потенциал для развития в бутылке от 20 до 50 лет.

… как я уже упомянул — нажрался я як большая свинтус! Хорошо, что ещё не несли меня, а дошёл на своих двоих… кое-как залез в автобус… и с чувством выполненного долга… т.к. меня всегда после алкоголя тянет в сон … — заснул.

 

Очухался, когда уже надо было «выгружаться» в Лиссабоне. В том же самом отеле, что и несколько дней назад… только номер был уже не пятом, а на втором этаже (№206)…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх