2013. ВЕНГРИЯ. Будапешт. Оперный театр, метро, фуникулёр Шикло, Королевский дворец… 3 окт. 2 день. 1 часть.

«Венгерская народная песенка»

 

Выспавшись и проснувшись всегда встаёт вопрос завтрака. Хорошо, ежель отель сурьёзный и держит марку. Естественно и завтраки в подобных отелях очень приличные и не только насытят животы калориями, но иной раз и «снабдит» на пол дня какими-нибудь бутербродами и фруктами… Но, попадались нам и отели с завтраками, где завтраком назвать тот минимум предлагаемого назвать – соврать. Особенно, запомнился отель в Португалии, где «властвовали» уборщицы с окраины и похоже они же заведовали столовкой, где кофе вообще даже не напоминало по запаху кофе… хлеб был месячной свежести… Именно, поэтому гарантированный завтрак всегда бывает в апартаментах и зависит только от нас – купим ли мы вечером продукты и положим ли их в холодильник.

На сей раз хоть у нас и был чартерный рейс авиакомпании Wizz Air, но мы оплатили два места багажа, где можно было провезти до 23 кг и плюс два бесплатных места ручной клади по 10 кг. Именно, это обстоятельство и давало нам возможность не только взять с собой тяжеленный ноутбук, но и «забить пустоты» чемодана всевозможной едой в виде будущих завтраков и перекусов. Не пустовать же холодильнику в апартаментах?! …

Что из Московских продуктов мы ели – не помню, но то, что у нас был всегда в распоряжении чайник, то кофе, чай … и пиво… — всегда были на столе.

Подвезло и с месторасположением апартаментов. Они были в паре сотен метров от Национальной Оперы и одноимённого метро к которому мы и направили свои копыта…

государственный оперный театр (Magyar Állami Operaház) …

Опера Будапешта была построена в конце девятнадцатого века в качестве Королевской оперы. Грандиозное здание строилось почти десять лет — работы начались в 1875 году и закончились в 1884 году. Здание расположено на одном из самых престижных бульваров города — проспекте Андраши.

Появился он в Будапеште, благодаря композиторам Листу и Эркелю, по инициативе которых было начато его строительство. Архитектор Венгрии Миклош Ибль хотел, чтобы новый оперный театр конкурировал с парижской Оперой Гарнье, Венской Оперой и Дрезденом. И ему это удалось. Опера входит в тройку лучших залов по акустике в Европе после миланской Ла Скала и Парижского оперного театра.

Построенный в неоренессансном стиле оперный театр включает элементы барокко, украшена фресками и скульптурами, созданными знаменитыми мастерами. Здание имеет двухэтажный фасад с портиком и лоджией. На балюстраде над карнизом — шестнадцать статуй великих композиторов мира, включая Бетховена, Моцарта, Верди, Бизе, Чайковского и Монтеверди. Но самые выдающиеся статуи посвящены двум наиболее популярным композиторам Венгрии, которые показаны сидящими в больших нишах по обе стороны от главного входа. Справа от входа находится Ференц Лист, а слева — Ференц Эркель, композитор венгерского национального гимна и первый режиссер оперы. Статуи были созданы известным венгерским скульптором Алайошем Штроблем.

Венгерский оперный театр считается одним из лучших в Европе с архитектурной и акустической точки зрения. Тут его сумели опередить только Парижский и Миланский театры.

 

В тырнете пишут, что внутренняя часть государственной оперы еще более впечатляет. Немало килограммов золота использовались для украшения внутренней части огромного зрительного зала, в котором размещается около двенадцати сотен посетителей. Комната украшена массивной вешалкой весом в три тонны. Потолок украшен фреской с изображением греческих богов. Фойе столь же грандиозное — с мраморными колоннами, люстрами и потолочной росписью девяти муз. Внутри сохранились императорские ложи и курительная галерея.

  

Напротив, него стоит великолепный дворец Дрекслера 1886 г., в котором ранее находилась балетная академия. На соседней улице Надьмезе или как ее еще называют Будапештский бродвей, располагаются Будапештский театр оперетты, театр Имре Кальмана, театр драмы Талия и музей современного искусства.

Будапештское метро …

Пожалуй, что-что, а о метрополитене Будапешта можно написать целый трактат. Естественно, я не буду этим заниматься и опишу лишь то немногое, что успели посмотреть и воспользоваться.

Но, без истории – никуда не денешься, ведь Будапештская подземка является второй после Лондонского метро по времени построения. Лондонское открылось в 1863-ем, а Будапештское – начали в 1894 году и торжественно открыли 3 мая 1896 года. Интересно, что называлось оно в те времена «Электрическая подземная дорога Франца Иосифа» и была первой в мире с поездами на электрической тяге.

Мы катались в метро Будапешта в далёком 2013-ом. Тогда было всего 4 ветки. Практически все станции находятся в Пеште, только 8-мь в Буде. Станций по городу много, где бы вы не были (на стороне Пешта), рядом всегда окажется метро, в радиусе 10 минут пешком.

Сейчас, судя по отзывам туристов, — уже построили (или только в планах построить) уже 7 веток. Да и цены уже не те… не те и способы оплаты. Поэтому и писать об этом не имеет смысла. А вот то, что я бы разделил метро на три, — это факт.

Первое метро – современное. Современные поезда… современные станции из железа, стекла и бетона… с дешёвым дизайном, прикрывающимся типа «новыми веяниями Арт искусства». Мне такие – не по душе… Хотя, и в них есть плюсы в виде простора… света… применения современных технологий…

Второе – наше. «Совковое». Явно чувствуется присутствие не только «мозгов», проектов и архитектурно-дизайнерских решений, но и вагонов Мытищинского завода. Очень напоминает станции петербургского и московского метро. Тут и красиво… и уютно… те же сине-голубые вагоны, схожие вестибюли, эскалаторы. Хоть уже и не «современно».

 

Третье – музейно-историческое… Динозавровое. Самый миниатюрный (игрушечный) в мире метрополитен. Это желтая ветка М1. Ветка расположена вдоль проспекта Андраши, станции у основных достопримечательностей. Длина линии составляет 4 с небольшим км, всего 11 станций, соответственно, расстояние между ними составляет не более 0.5 км. Именно на желтой ветке минимальная глубина станций и нет ни одного эскалатора — преодолев путь от 10 до 25 ступенек, вы в метро! Станции как театральные декорации. Все такое миниатюрное! Потолки низкие, вестибюль небольшой.

 

Курсируют по этой ветке трехсекционные составы желтого цвета жутко дребезжащие. В вагоне всего 16 мест! Они похожи на игрушечные паровозики, с очень маленькими количеством мест. Просто посмотреть старое метро можно бесплатно. Спуск на все станции совершенно свободный. Это уже не просто метро, это музей! В принципе, в незнакомом месте необычным может оказаться даже вход в метро. Он может быть похож на обычный подземный переход…

Что ещё запомнилось? — … В метро установлены автоматы для выдачи билетов с русским языком, очень большой плюс. Поезда ходят часто. Они чистые, удобные. Метро тихое! Нет такого шума, как в Московском метро!

… юморист дошутился… или памятник Гезе Хоффману…

Мы с Супругой, — простые туристы. Если и едем в какую-либо страну, то прежде всего видим сливки города. Самую-самую лучшую её часть, где больше всего исторического, красивого и интересного. Естественно, как и в любой стране, помимо хорошего в Венгрии полно и «минусов», которые очень ярко выделяются сравнительным взглядом людей, живущих в другом «мире». Плох он или хорош, рассудит только время.

 

Огромнейший музей «террора» отгрохали и хоть и обличают фашизм, но с таким же рвением уничтожают и коммунизм. Вылезли из-под одного террора с помощь другого «террориста» и … и легли (иначе не назовёшь) под третьего. Начали устанавливать памятники Рейгану разрушив Сталину. … Точно, — страна парадоксов.

Пожалуй, лучше всего это демонстрирует памятник перед фасадом здания театра на Бродвее.

Памятник самому известному венгерскому комику Геза Хофи (Géza «Hofi» Hoffmann) (1936-2002), который одновременно считается у венгров и отличным актёром, артистом кабаре…

Статуя была установлена в 2004 году, через два года после того как великий венгерский комик умер. Хоть скульптура и называется Театр, жители Будапешта называют ее просто – статуя Хофи.

 

Статуя изображает сцену из “Гамлета”, только главный герой и череп поменялись местами. Располагается она неподалеку от театра Микроскоп, где многие годы служил артист. Смерть изображена в виде скелета женщины, облаченную в пальто и шляпу, держащую голову комика Гезы Хофи. Туловище комика так же облачено в длинное пальто, из-под которого видно только ботинки. И череп смерти так же – на каком-то штыре… Однако, — юморист дошутился…

Фуникулер Шикло (Budavári Sikló)

Мы же, держим путь в Будайскую крепость. Это основная цель дня. В исторический памятник венгерских королей в Будапеште. Раньше замок обзывался Королевский дворец ( Királyi-palota) и королевский замок (Királyi Vár).

Честно говоря, уже не помню, как мы добрались до площади Адама Кларка… скорее всего на трамвае. Добрались и сразу встали в очередь на фуникулёр, который не только внесён в список ЮНЕСКО, но и реально историческая достопримечательность. Говорят, — очередь на фуникулёр – постоянная и «вечная» … когда ни придёшь – очередь всегда есть. Но, для «Советских граждан», где очереди бывали не минутные, а суточные – 20-30 минут – сущий пустяк! К тому же мы не просто стояли… мы стояли и любовались красивым видом как на площадь Кларка… на недалеко расположенный Нулевой километр (0 kilométerkő)… на знаменитый цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)… на виднеющийся въезд в замковый тоннель, строительство которого продолжалось с 1853 по 1857 год. Длина тоннеля, проходящего под крепостной стеной, составляет 350 метров. За проезд через него до 1918 года брали плату. В тоннеле есть один из входов в атомное бомбоубежище площадью 7000 квадратных метров.

К сожалению, потерял источник в тырнете, откуда я стащил очень хороший рассказ о авторах и строительстве фуникулёра. (Найду, — обязательно дам ссылку):

… «Есть расхожее выражение о том, что «природа отдыхает на детях гениев». Может, так оно часто и бывает, но не всегда. И графская ветвь Сечени, представители которой сыграли существенную роль в культурном, экономическом и техническом развитии венгерской нации, — лучшее тому подтверждение. В роде Сечени были епископы, писатели, дипломаты, министры, секретные советники. Дьёрдья Сечени,  доктора богословия и примаса Венгрии, называют за его многочисленные существенные пожертвования «чудом щедрости», а Ференца Сечени, политического и государственного деятеля, знают сегодня как основателя Венгерской национальной библиотеки и Венгерского национального музея. Граф Иштван Сечени, венгерский политик-реформатор и писатель, основатель Венгерской академии наук, талантливейший инженер, изобретатель, инициатор строительства Цепного моста и меценат, заслужил имя «самого великого венгра».

Граф Бела Сечени, старший сын Иштвана, был известным путешественником, а младший, граф Эдён Сечени, основал Первую венгерскую туристическую компанию, Будапештское корабельное общество, Венгерское общество садоводов и Венгерский торгово-промышленный союз. В 1867 году Эдён Сечени первым пересёк континент по водному пути и прибыл из Венгрии на Всемирную Парижскую выставку на пароходе под названием «Русалочка». За такое выдающееся путешествие император Франции Наполеон III наградил графа Орденом Почётного легиона, пароход (как экспонат выставки) был награждён золотой медалью. Кроме того, Эдён Сечени стал основоположником Венгерской и Турецкой пожарных служб. Турецкие правители так ценили заслуги венгерского графа, что ему был дан самый высший генеральский титул и его объявили пашой без условия отказа от христианской веры! Музей истории пожарной службы до сегодняшнего дня носит имя Эдёна Сечени. Идея строительства будайского фуникулёра тоже принадлежит Эдёну Сечени.

Фуникулёр (сегодня венгры называют его шиклó – sikló, a вначале он назывался Будайской горной железной дорогой — Budai Hegypálya), был построен всего за два года 1868 – 1870 гг.) по проекту Генриха Вольфахрта (Wohlfahrt Henrik). Тогда по Большому бульварному кольцу горожане ездили не на трамваях, а на омнибусах! На момент открытия фуникулёра это был второй подобный механизм в Европе после аналогичного устройства во французском Лионе. Тогда для поднятия наверх кабин с туристами использовалась паровая тяга. Со дня ввода в эксплуатацию фуникулёр был задействован, как говорится, на полную катушку: только за 1873 год было продано полтора миллиона пассажирских билетов. Автобусы в будайский крепостной район стали подниматься только с 1928 года, к тому времени будапештцы так полюбили кататься на фуникулёре, что поток пассажиров не уменьшился.

Семьдесят пять лет фуникулёр без устали служил городу, а во-время ВМВ верхний павильон и один из вагончиков сильно пострадали от разрыва бомбы. Ещё счастье, что остался целёхонек второй вагон и моторное отделение. После войны дальнейшая судьба фуникулёр очень долго не волновала городские власти. За годы социализма в разное время были составлены шесть проектов реконструкции, но они так и остались на бумаге. Фуникулёр отремонтировали только в 1986 году. Паровая тяга была заменена электрическим механизмом. Ещё через одиннадцать лет вагончики – названные именами королевны Маргариты («Маргит» (в честь принцессы, дочери короля Белы Четвертого)) и архиепископа Геллерта Святого («Геллерт» (в честь просветителя святого Герарда Венгерского)) – по очереди разобрали на части до последнего винтика и скрупулёзно отреставрировали.  На сегодняшний день ежегодно они перевозят от пятисот тысяч до миллиона пассажиров. Длина пути – 95 метров, угол подъёма — 31,75°, перепад высот – 50 метров. В каждую кабинку можно «натолкать» по 24 пассажира» …  По другой версии курсирующие навстречу друг другу два поезда, стилизованные под XIX век. Вагончики «Геллерт» — по названию холма с цитаделью, другой вагончик «Маргит» — по названию острова на Дунае.

Каждый поезд фуникулёра состоит из трёх вагончиков. Увы, скидки для пенсионеров и другие скидки на проезд не предоставляются.

Королевский дворец Будайской крепости (Budai Vár) …

 

Поднявшись вверх, мы вышли из стеклянного здания фуникулера и направились к парапету ограждения и первое, что привлекло наше внимание – очень симпаптюлечная мифическая птичка – Турул с мечом Аттилы вожака варваров в лапах.

Турул является в венгров вестником богов. Во многих мифах и легендах его предсказаниям приписывают важнейшие события в истории венгерского народа, как, например, переселения из Урала на Дунай. По легенде, птица принесла предводителю повстанцев, князю Ференцу Ракоци, потерянный в битве меч. Птица с распростертыми крыльями сидит на камне, в когтях у нее меч. Смотрит она в сторону Дуная и, раскинув крылья, как бы охраняет город. Во времена Великой Венгрии столпы с этой птицей были установлены на всех границах королевства. Когда во время второй мировой войны почти весь замок сгорел, памятник Турул — птицы остался невредимым. В Венгрии находится большое количество статуй этой мифической птицы. Статуи турулов украшают вершины четырёх мачт моста Свободы в Будапеште.

Очень понравилась небольшая площадка над крепостной стеной, откуда открывается живописная панорама города и дворца. Только ради таких замечательных видов уже можно было посетить этот Королевский дворец на Будайских холмах.

 

 

 

История возведения и «жизни\смерти» дворца шипко-слишком длинная. Не одну сотню томов энциклопедий и сотен томов художественной литературы можно прочитать. Попробую собрать коротко отрывки из тырнета в историческом времени:

Первую резиденцию на месте современного замка между 1247 и 1265 годами основал король Бела IV. Самая древняя часть современного замка построена в XIV веке герцогом Славонии Стефаном, младшим братом короля Лайоша Великого. При короле Сигизмунде замок был значительно расширен и, вероятно, стал самым большим в позднем Средневековье. После Мохачской битвы в 1526 году Королевство Венгрия перестало существовать, и турки беспрепятственно заняли замок. При османской власти комплекс зданий крепости использовался как военные казармы и конюшня, часть помещений пустовала. Большая часть средневековых построек замка была разрушена в 1686 году при осаде союзническими войсками Священной лиги в ходе освобождения Буды во время Великой Турецкой войны.

 

В 1715 году король Карл III приказал расчистить территорию замка от развалин и начал строительство нового комплекса зданий. В 1749 году строительство нового Королевского дворца было окончено. 4 мая 1849 года венгерская революционная армия под предводительством Артура Георгия осадила Буду, крепость была захвачена, однако Королевский дворец полностью сгорел.

Вскоре после Венгерской революции, в 1850—1856 годах дворец был восстановлен. После заключения Австро-венгерского соглашения в 1867 году император Франц Иосиф I был коронован в замке как король Венгрии. В XIX веке автономное венгерское правительство приняло решение о строительстве нового здания Королевского дворца, не уступающего любой из известных тогда резиденций европейских монархов. Строительство продолжалось около сорока лет — с 1875 по 1912 год.

После официального открытия в 1912 году новый Королевский дворец был признан самым выдающимся венгерским зданием, олицетворяющим наступление нового века. После смещения Габсбургов в 1920 году Королевский дворец стал резиденцией правителя Венгрии Хорти Миклоша. В 1944 году, во время взятия Будапешта советскими войсками, крепость стала последним очагом сопротивления венгерских войск. Тяжёлые бои вновь превратили крепость в руины.

После Второй мировой войны были проведены археологические раскопки с целью восстановления некоторых средневековых зданий. Результатом стало открытие некоторых построек времён Сигизмунда. Масштабная реконструкция средневековых укреплений серьёзно изменила облик современного Будапешта. Проект реконструкции считается удачным, поскольку удалось совместить вид на средневековые постройки с современной планировкой замка.

 

Поскольку коммунистическое правительство Венгрии считало Королевский дворец символом прежнего режима и угнетения нации, дворец подвергся варварской перестройке, многие ценные архитектурные изыски были удалены либо не были восстановлены в прежнем виде после войны. Замок стал культурным центром Будапешта с музеями (Венгерская национальная галерея, Музей истории Будапешта) и домом Национальной библиотеки. Окончательно дворец был восстановлен в 1966 году, а интерьеры замка полностью восстановлены только к 1980 году. В марте 2006 года Национальный фонд Культурного наследия Венгрии подготовил план долгосрочного развития замка. По результатам исследования утверждается, что послевоенная реставрация 1952—1966 годов привела к безвозвратным потерям многих элементов замка, было предложено восстановить утерянные части комплекса, но окончательного решения пока не принято.

Погода была отличная и нам как-то не хотелось проводить время в помещениях музеев. Решили просто погулять по Будайской крепости – ведь места, где жили короли изначально не могут быть не красивыми.

Все знают, что Будапешт вплоть до 19-го века состоял из 2 городов — Буды и Пешта. И только относительно недавно, после строительства Цепного моста Сечени, был образован один большой город Будапешт. Буда и Пешт очень разные по своей истории и архитектуре. Пешт был и есть более богатый, промышленный. Здесь исторически жили купцы и ремесленники, в Пеште же на берегу Дуная и был построен Парламент. А вот Буда была королевским городом — более элитным, древним и знатным, но совершенно без промышленности. Между этими городами исторически существовала конкуренция. Буду и Пешт соединяют семь мостов. Но самый красивый и знаменитый среди туристов — мост Сечени. Мост не длинный… немногим более 200 метров.

 

Дворец королей Венгрии стоит на Будайском холме — левом высоком берегу Дуная. Замок как бы нависает над городом. Очевидно, его строили таким образом, чтобы подавлять и доминировать, демонстрировать королевскую мощь и власть. Со временем замок окружили строения и появился город, получивший название Буда.

На сегодняшний день Будайская крепость считается одной из основных Будапештских достопримечательностей. Она интересна множеством необычных и разнообразных мест, расположение которых создает ощущение нахождения одного города внутри другого. Это не одно строение, а множество различных объектов, образующих целый район, чтобы его обойти потребуется весь день. На территории находится множество различных фонтанов, ворот и статуй. Королевский дворец в настоящее время является культурным центром столицы Венгрии, потому что там расположен Музей истории Будапешта, а также Венгерская национальная галерея и Национальная библиотека Сечени.

 

На входе в Королевский дворец возле самой большой арки расположена не менее интересная статуя, установленная в честь полководца Евгения Савойского, который возглавлял битву с османской армией под Веной. Памятник был воздвигнут ему, как полководцу, победившему турок. Поэтому на постаменте изображены сцены из военных баталий и побежденные турки.

На Будайском холме не только королевский дворец… площадь Святой Троицы, Рыбацкий бастион, дворец Шандора…  нам больше всего хотелось посетить церковь Святого Матьяша. Но, об этом уже в следующей части… … мы же, уже изрядно проголодались и пока Вы переворачиваете страничку, — мы отведаем Венгерскую кухню …

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх