… Скрипка и Баян для Венгерского танца …
Интересно, получается, когда приезжаешь после какой-нибудь поездки: — есть стандартные популярные места у туристов и они не нуждаются в рекламе, а есть не менее красивые, а порой и гораздо более приятные, о которых мало кто знает. Лувр, Эйфелева башня, Колизей … – в рекламе не нуждаются. Порой, из всяких фильмов и книжной продукции о них знаешь гораздо больше, и увидев их воочию лишь убеждаешься в своих знаниях. Очень часто происходит и разочарование, прежде всего потому, что изображения на картинках в красивых ракурсах профессиональных фотографов, не соответствуют действительности, когда вместо обалденных видов видишь толпы китайских туристов… «обосранные» мостовые… километровые очереди в кассу… Часто бывает так, что, приехав в почти абсолютно незнакомое место, получаешь столько положительных эмоций и впечатлений, что всякие Лос Анжелесы торчат глубоко в заднице…
Вот и поездке в Венгрию, я даже не знаю, что нам больше понравилось – красивейший город мира Будапешт или мало кому известные Сентендре, Эгер, Гёдёлле и Эстергом?! В путешествии по Венгрии огромнейшую роль сыграли путеводители «Венгрия» и «Будапешт». Огромное спасибо их авторам. Именно, они «заманили» нас уже на 4-ый день поехать в город-музей-деревню Сентендре.
Сентендре (Szentendre) …
От Будапешта до Сентендре — всего каких-то 20 км. Расположен он к северо-западу от венгерской столицы. Доехать из Будапешта действительно очень просто: на пригородной электричке, которая отходит от площади Баттяни в Будапеште. Примерное время в пути – 30 минут.
Что касается самого поезда — то это вполне обычная для Европы электричка, похожая на итальянскую.
В Сентендре от станции до исторического центра совсем недалеко — около 10-15 минут пешком, да и это время скучать не придётся: вдоль дороги идут колоритные одноэтажные домики с коричневыми черепичными крышами, декоративными ставнями, стилизованными вывесками…
Конечно, дальше всё это же будет намного интереснее и живописнее, но и «прелюдия» получается очень даже неплохая. Пока идёшь, — создаётся впечатление, что старинный маленький городок «застыл во времени».
В I веке на месте Сентендре стоял военный лагерь древних римлян и крепость под названием Ульцизия-Кастра. Только в XI веке на ее месте был основан город под латинским названием Sanctus Andreas, что в переводе означает «Святой Андрей». В конце XIV века в Сентендре устремились сербы и греки, которые бежали из-под турецкого гнета. Кроме сербов Сентендре заселили венгры, словаки, немцы, румыны, но сербов и греков было больше. Вероятно, смесь наций и религий стала главной причиной своеобразного архитектурного облика города. Каждое сообщество строило свой храм и селилось вокруг него. Множество маленьких домов, покрашенных в разные цвета, сплетаются в какой-то хаотичный праздничный узор.
Среди беженцев было много купцов и ремесленников, благодаря которым городок начал развиваться и процветать. Правда, из-за эпидемий чумы и наводнения Сентендре в своем развитии то и дело оказывался отброшенным назад. Так 18 столетие стало периодом наивысшего расцвета Сентендре — конечно, не считая нынешнего времени, когда благодаря туристическим потокам город переживает свою уже третью «молодость».
В 1900-е годы городок святого Андрея облюбовали художники, открывшие здесь свои мастерские и галереи. Но на сегодня былая богема, обитавшая в Сентендре, перебралась в Будапешт.
По сравнению с венгерской столицей в современном Сентендре практически нет никаких особенных достопримечательностей. Прежде всего, Сентендре любим путешественниками за колорит. Этот городок на холме хаотично застроен старинными домиками. Все они цветные, отчего место получается очень веселым.
Старинные улочки вымощены брусчаткой. Кажется, что ты волшебным образом на машине времени переместился на пару веков назад. Ну, или, по крайней мере, находишься на съемочной площадке какого-то фильма про старину. Здесь, куда ни наведи объектив фотокамеры, снимок получается идеальным. Можно даже не подбирать особо выгодный ракурс. Сентендре кажется игрушечным кукольным городом.
Любопытно заглянуть в узкие улицы Сентендре, называются они “тез”. Это, пожалуй, самая узкая улочка города. Войдя под арку выхода на улицу, видим ее продолжение. Свое начало она берет на уже упомянутой площади Фё. В разных частях города каменные ступеньки лестниц ведут к другим улицам и домам Сентендре. Если пройти по ней до конца, то подниметесь на высоту, с которой хорошо просматривается центральная часть города. Улица “тез”, — считается одной из самых узких улиц в мире. Ширина ее чуть меньше метра.
католический храм Петра и Павла (Péter és Pál-templom)…
Самый крупный храм Сентендре, посвящённый святым Петру и Павлу, построили по заказу православной общины города. Сперва сербы и другие представители балканских народов, осевшие в Венгрии после оккупации их родины турками, построили вскладчину небольшую деревянную церковь в честь святого Николая.
Было это в 1708 году, а спустя полвека верующие решили выстроить храм побольше. По ряду причин строительство затянулось, и хотя основные контуры здания наметились ещё в 1750-е годы, освятили церковь только в конце столетия. Поворот в судьбе храма случился в следующим веке, когда Балканы освободились от турецкого ига и многие православные вернулись в родные края. Какое-то время здание стояло бесхозным, и тогда католическая община собралась выкупить его.
Церковь переосвятили, заодно изменив внутренне убранство. А вот наружный облик остался без изменений, и теперь туристы могут оценить всю красоту зрелого барокко по-венгерски. Большие размеры не мешают храму удачно смотреться среди малоэтажной городской застройки. Смягчает картину и аккуратная, невысокая башня, высотой всего лишь 32 метра – шпиль к ней пристраивать не стали, и такое архитектурное решение придало конструкции дополнительную гармонию.
Площадь Фё (Fő tér) …
К главной площади Сентендре сходятся сразу несколько важных улиц, и миновать её никак невозможно.
Однако даже если бы площадь Фё располагалась у чёрта на куличиках, к ней всё равно следовало бы добраться. Красивейший ансамбль площади составляют невысокие, в один-два этажа, но очень живописные дома, выкрашенные в пастельные тона. Эти постройки характерного вида появились в период ремесленного расцвета Сентендре, и горожане бережно сохраняют их в первозданном виде; для того чтобы видоизменить какие-то детали или, допустим, сменить водосточную трубу, требуется получить специальное разрешение у чиновников из службы охраны памятников, настолько ценной считается застройка на площади Фё.
В центре площади стоит Чумная колонна, украшенная православным крестом святого Лазаря.
Её установили в 1752 году как памятник о жертвах страшной эпидемии, унёсшей жизни множества венгров. Сентендре чума по счастливой случайности обошла, и в благодарность за это чудо жители посвятили монумент святому Лазарю, избавляющему от болезней. Старинные выцветшие иконы, укреплённые на мраморном основании креста, дополняют его образ, вся композиция ограждена и внутри ограды посажены цветы. Поэтому памятник производит очень сильное впечатление, как и вся площадь в целом.
Церковь Благовещения (Blagovesztenszka-templom) …
Церковь Благовещения в Сентендре одна из православных церквей этого венгерского города, находится в его центральной части на площади Фё (Fo ter).
Благовещенская церковь является самым известных и узнаваемым храмом Сентендре, местные жители числят её символом города. Здание выстроено в нехарактерной для Венгрии манере потому что возводили его по заказу православной общины, составленной из бежавших со своей оккупированной турками родины сербов и черногорцев.
Сперва обосновавшиеся в Сентендре беглецы пользовались деревянным храмом, спустя полсотни лет, в середине XVIII века его заменила каменная постройка. Построил ее греческий торговец Андреас Майерхоффер в 1754 году, освятил епископ Дионисий Новаков в 1754 году. Так как историки полагают, так как Благовещенская церковь Сентендре имеет явное сходство с теми зданиями, что он построил в Будапеште. Постройка точно ориентирована по оси восток-запад. Облик церкви определяется смесью стилей рококо и барокко. Декоративного убранства немного, но то, что есть, везде смотрится уместно.
Внутри верующих встречают старинные росписи и запоминающийся великолепный иконостас (1804 год), сделанного сербским художником из Буды Михаилом Живковым, богато украшенный золотой отделкой. Сейчас церковь не используется по назначению, она служит музеем православной культуры.
Немножко расслабившись… можно сказать «нечаянно» — спустились вниз к рукаву Дуная — Сентендрей-Дунай откуда открывались красивые виды на противоположный берег…
Кафедральный Преображенский собор Сентендре (Табачская церковь) …
Преображенский собор Сентендре, как и ряд других храмов города, был построен для нужд православной общины, сформировавшейся из православных сербов, боснийцев и греков, бежавших сюда от турецкого ига. В 1690 г. император Леопольд I учредил Будийское архиепископство, 40 лет спустя началось строительство первого каменного православного храма в Венгрии. Его освятили в 1764 г. во имя пресвятой Богородицы. Здание изначально возводилось как Кафедральный собор, поэтому рядом с ним разбили сад, построили резиденцию епископа. История сохранила имена рабочих и художников, а вот главный зодчий остался неизвестным. В конце XVII века количество жителей Сентендре, исповедующих православие, значительно увеличилось за счёт сербов из Белграда. Собранные ими средства позволили возвести в центре города каменный храм, получивший прозвище Белградского собора.
Здание, посвящённое святой Деве Марии, получилось впечатляющим, его колокольня достигла почти пятидесятиметровой высоты, став самой высокой доминантой Сентендре. Храм выдержан в стиле рококо, но в облике прослеживаются и античные мотивы, такие как дорические полуколонны, украшающие главный фасад.
Трехъярусная красно-желтая колокольня собора — самая высокая башня Сентендре.
На ней установлены часы с 4 циферблатами, фасад разделен вертикальными полуколоннами, над полукруглыми окнами лепные украшения. Нас встречают массивные дубовые ворота. Мы попадаем в просторный зал с огромным деревянным иконостасом, от пола до потолка покрытым резьбой. Полукруглый балкон для хора опирается на мраморные колонны. Внутри обращает на себя внимание, искусно вырезанный из дерева амвон, хорошо сохранились и другие предметы интерьеры, среди них епископский престол, накрытый балдахином. Рядом с собором в помещении бывшей епископской резиденции размещен Сербский православный музей, где собраны реликвии, спасенные от турецкого нашествия — иконы, алтарные покровы, священные книги и сосуды, но он к сожалению, был закрыт. Вход в музей платный. А саму церковь можно посетить бесплатно. Стены храма окружают многочисленные могильные плиты, ухоженный сад полон тишины и покоя. Прихожан немного, сербов в Сентендре осталось совсем мало, зимой собор почти всегда закрыт.
… и по семейной традиции — взял в Москву горсть земли со Святого места всех православных …
Очень интересную статью, я нашёл у https://ruskontur.com/sentendre-czerkov-spasa-preobrazheniya/, которую автор перевёл с сербского:
Преображенскую церковь построили «табачи», производители кожи (так в оригинале, по другим данным «табание» – старинное ремесло, которое заключается в обработке овечьей шерсти – прим. переводчика), в красивом и довольно удаленном от центра города месте. С природной смотровой точки на Ослином холме, с того места где установлен барочный крест табачского цеха, наблюдателю церковь открывает свой декоративно украшенный западный фасад. Вид охватывает также старые крыши небольших домов и широкую поверхность реки, что еще больше подчеркивает стройную колокольню. Запись о строительстве вырезана на мраморной плите, которая установлена над южным порталом и имеет декоративные барочные спирали по сторонам: «Сия святая и божественная церковь православнокатолическая нашего Иисуса Христа, начало строительства лета Господнего 1741-го и окончание 1746-го, месяца июля, трудом и настоянием и иждивением общины ктиторов православных христиан, в городе Святого Андрея». Табачская церковь является одной из самых красивых и высоких сербских церквей во всей Карловацкой митрополии, построенных в первой половине XVIII века. Поэтому она является объектом исключительной важности в истории сербской барочной архитектуры. Неизвестный, на сегодняшний день, австрийский архитектор, который в середине XVIII века построил храм в Венгрии, представил владыке Василию Димитриевичу и церковной общине свой план строительства церкви, который по современным представлениям сербских заказчиков, был смелым и дорогим для исполнения. Мы не должны забывать, что в то время, за исключением Збежской и Соборной церкви, все сентендрейские церкви были деревянными, а план Преображенской церкви указал на каменную церковь неожиданно больших размеров, что соответствовало представлениям и возможностям ктиторов – ремесленников. Однако этот план будет принят, контракт подписан, и строительство начнётся, как написано на плите, в 1741 году. На этом начальном этапе был построен только неф, западный фасад с колокольней завершен в 1777-1778 годах. Фасад несёт декоративные решения в стиле Людовика XVI с гирляндами и бантами, выполненными в гипсе, и двумя вазами из камня в стиле классицизма на краях фронтона. Иконостас Преображенской церкви, изготовленный в 1745-1746 годах, достигает высоты свода – то есть это самый высокий и самый широкий сербский иконостас первой половины XVIII века. Первый ярус украшает восемь колонн с коринфскими капителями, которые отделяют царские врата и престольные иконы.
Царские и боковые врата имеют витиеватую барочную резьбу. Во втором ярусе расположено четырнадцать колонн, которые разделяют праздничные иконы, третий ярус содержит двенадцать колонн, между которыми размещены иконы апостолов. В четвертом ярусе – люнет иконостаса, полукруглое зубчатое барочное резное украшение, которое обрамляет крест и иконы в медальонах. Таким образом, уменьшая колонны и ярусы к вершине, к люнету, резчик по дереву сделал иконостас стремящимся ввысь и удерживающим корону из медальонов, помещенных под вентральной аркой. Архитектурный замысел, расположение зон, стройность колонн, а также цветовая гармония темно-зелёных частей и темно-красных мраморных горизонтальных венцов, позолоченные резные рамы и орнаменты, всё это необыкновенные работы «билдхаорской традиции». Живописные работы выполнены неизвестным иконописцем с Украины, и его помощниками. Он привнес в сербскую живопись, прежде всего, значимое содержание и иконографические новшества, которые появлялись на украинских иконостасах во второй половине XVII века. «Барокизация» – условно говоря, этот термин лучше всего видно на иконах двенадцати праздников, которые, в сербских церквях, появились в рамах иконостаса в первый раз именно в этом месте. Композиция с точки зрения иконографии поставлена по западноевропейским иконографическим образцам, графическое изображение соответствует традициям, которыми богата художественная школа Киево-Печерской Лавры. Тот наставническо-педагогический графический материал киевских «кужбушек» был использован иконописцами как главное напоминание, или как главный образец. Западноевропейская маньеристическая и позаимствованная на Украине барочная композиции, получили свое развитие в сербской живописи, до установления влияния на неё венской школы.
На Преображенском иконостасе, например, являясь одним из первых образцов, если не первым в сербской живописи, композиция Воскресения изображена не как Сошествие в ад или Мироносица на гробу, но как взлет Христа из погребального саркофага с солдатами в нижней части, что характерно для западноевропейской иконографии. Такими же западными решениями характеризуется и композиция Благовещения. Богородица, сложив руки на груди, стоит рядом со столом с открытой книгой, и архангел Гавриил парит над ней в платье и плаще, обнажив выше колена ногу. В композиции Рождества Христова три короля приветствуют младенца Христа, а над ними стоят два воина с копьями. И другие иконы великих праздников показывают, что ни одна из них не поставлена по канонам старой русской иконографии. Среди содержательной новизны, которая появляется на Преображенском иконостасе, следует упомянуть фигуру ангела с убрусом – Нерукотворный лик Христа. Святительские лики и праздничные композиции изображены на золотом фоне, украшенном орнаментом. По своим художественно-эстетическим качествам, этот внушительный образец не имеет для живописи большого значения. Украинский странствующий иконописец, подмастерий коллектива живописцев, выразил своё художественное воплощение в повторении усвоенных решений, что относится как к иконографии, так и к художественному материалу, цвету, методу моделирования и так далее. Тем не менее, несмотря на эти замечания о неоднозначных художественных ценностях, Преображенский иконостас по своим размерам, гармоничной резной раме, по количеству икон, иконографическим и стилистическим особенностям обязывает исследователей обратить на себя особое внимание и продолжить изучение. В Сербском искусстве XVIII века появление иконостаса в 1746 году представляет собой знаменательную дату.
Сладкоежкам будет интересненько (слюньки могут потечь…) в следующей записи …