= после пива немцы поют нашу Катюшу =
(*) – дабы сократить длинное название заголовка страницы (требования к сайту) поставил значок (*). Под ним подразумевается, что основная часть была посвящена БЕЛЬГИИ … день прилёта был посвящён Кёльну (Германия), день вылета – Дюссельдорфу (Германия) и один день ездили в Люксембург (Люксембург).
Открою небольшую тайну наших взаимоотношений с Супругой в отношении вопроса «куда поехать?»:
— ежель, захочется к примеру, — на Луну слетать… — обсуждать прямо с Ириной, — это значит – не полететь! А вот ежель между слов… «издалека» так сказать … намекнуть, что на Луне очень красиво… что там есть парк с лютиками-цветочками… что там на луне красивые пейзажи … и что туда слетать можно, но дорого… — она воспримет это как задачу, которую ей обязательно нужно решить! И как итог: где-нибудь через несколько месяцев уже от неё будет предложение, типа «Вова – я тут нашла очень дешёвый вариант … а не слетать ли нам с тобой на Луну!?». Я делаю счастливую и удивлённую рожу… на этой роже обязательно должна быть гримаса «а как это ты смогла?» … … и вот мы уже одеваем скафандры и летим! …
Вот и с Бельгией произошло по этому сценарию. Тихонечко … как бы невзначай… подкинул ей несколько фоток очень красивых мест из нескольких городков этой страны… и вот, не прошло и месяца, а мы уже готовимся к очень насыщенной поездке не только по Бельгии, но и с захватом двух городов Германии и Люксембурга.
Причём, не сказать, что у Супруги просто талант расчёта поездки, — согрешить. Буквально по минутам путешествия. И самое важное, — без «пустой» траты времени в виде длительных пересадок в аэропорту… торчания в очередях… Если уж, едешь отдыхать, — то отдыхаешь… Ежель на экскурсии, — то смотришь достопримечательности.
В этот раз нашла очень дешёвые авиабилеты, но они в Германию. В Дюссельдорф. А почему-бы не воплотить дешевизну и добавить в неё аж, два города Германии, которую она очень любит?! Вот она и рассчитала так, что, прилетев в Дюссельдорф мы сразу садимся в пендельтак (по-скандинавски – электричка) … добираемся быстро до Кёльна. Всего за пол часа. Полтора дня смотрим город и на скоростном поезде добираемся до Брюсселя. Десять дней на Бельгию и уже в обратном пути смотрим не Кёльн, а Дюссельдорф… и летим домой. Да ещё уделили сутки из Бельгии на поездку в государство Люксембург, ведь специально для осмотра его не полетишь. Вот такой получился «расклад» нашей 12-ти дневной поездки.
Самым тяжёлым, конечно был первый день, когда после работы мы оба быстро дособирали чемоданы (плюс ещё куча домашних дел) … всего пол часа отдохнули (больше не удалось) … и в два часа ночи за нами приехал «Алексей-2» — проверенный шофёр из личного списка. Тогда, … в те «далёкие» годы ещё не было быстрого вызова такси по сотовому телефону. И приходилось «искать» проверенных таксистов, которые по предварительному телефонному «сговору» приезжали в нужное время и увозили в аэропорт. С ними было ещё один колоссальный плюс – они же и забирали из аэропорта, когда летели домой. Нужно было только по «Скайпу» подтвердить номер рейса и время прилёта.
Три с половиной часа перелёта – даже не заметили, т.к. весь перелёт оба просто дрыхли, стараясь сэкономить как можно больше сил на осмотр Кёльна. … Без каких-либо проблем прямо в аэропорте Дюссельдорфа пересели на электричку и через пол часа были уже в Кёльне. Не нужно было специально ехать до отеля – он, буквально в 5 минутах спокойного хода с чемоданами от вокзала.
Просто бесстыдно не упомянуть о вокзале Кёльна, который вправе можно назвать достопримечательностью как исторической, так и современной технологической: …
Центральный железнодорожный вокзал Кельна (Köln Hauptbahnhof) …
Я бы сказал, ежель одной фразой – вокзал сделан для человека!
Всего в 50-ти метрах вход в Кёльнский собор. Высота – не заслоняет вида на город. Внутри крайне всё удобно, именно для пассажиров. От сюда прям с вокзала можно спуститься на подземные поезда — метро или U-bahn. Внутри даже есть небольшой музей …
Кёльнский вокзал является самым оживлённым вокзалом Северного Рейна-Вестфалии. Да и скорее всего – всей Германии. Ежедневно кёльнский вокзал отправляет до 280 000 пассажиров, что является пятым показателем в Германии (после Гамбурга, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне и Берлина). Вокзал сегодня очень большой. Ведь от сюда можно добраться в любой город Германии и многие европейские города, а из-за близости Кельна к западной границе популярны поезда в Амстердам, Париж, Брюссель, Лондон.
В 1850 году в Кёльне существовало 5 вокзалов, которые принадлежали различным железнодорожным компаниям. Необходимость объединения железнодорожного движения с двух сторон Рейна привела к тому, что было принято решение о строительстве центрального железнодорожного вокзала, для чего в 1857 году городской совет выделил территорию, ранее принадлежавшую университетскому ботаническому саду. Для связи двух берегов Рейна в 1859 году одновременно с вокзалом был сдан в эксплуатацию т. н. Соборный мост. 9 января 1883 года муниципалитет Кёльна принимает решение о строительстве вокзала на новом месте. Место для строительства было выбрано берлинским инженером Грюттефином рядом с Кёльнским собором. Проект вокзала выполнил ахенский архитектор Георг Френцен. Это было огромное двухэтажное здание длиной 255 м с большим крытым перроном. Строительные работы начались в 1889 году, а завершены пять лет спустя. Строительство нового вокзала привело к необходимости реструктуризации всего железнодорожного сообщения в Кёльне, которая была выполнена в 1905—1911 годах. В 1907 году не справлявшийся с возросшей интенсивностью движения Соборный мост был снесён, а вместо него в 1911 году был запущен мост Гогенцоллернов о котором поведаю во второй части повествования.
Вокзал имел большое транспортное значение еще до Второй мировой, почему и был подвергнут массовой бомбардировке англичанами и конечно же был разрушен, как и почти весь город. Восстановлению он не подлежал и только 23 сентября в 1957 году был построен новый со знаменитым крытым перроном по проекту архитектора Шмидта. Сразу после войны решался вопрос о переносе главного вокзала, но в конечном итоге было принято решение о восстановлении старого вокзала. Однако здание вокзала восстановлению не подлежало, поэтому первой очередью в 1953 году было построено современное здание с багажным отделением и отелем, а два года спустя были снесены остатки старого вокзала. В 2000 году была затеяна очередная реконструкция, при которой создали огромное количество торговых площадей на которых работает около тысячи человек — это кафе, рестораны, фастфуды, бутики.
Отель «Breslauer Hof Am Dom» …
Как я уже сказал, — от выхода из вокзала мы прошли с чемоданами метров 100 и оказались уже перед отелем, в котором провели лишь одну ночь.
Редко делаю какую-либо рекламу, но здесь, — однозначно рекомендую. Рекомендую бюджетникам и командировочным…, тем кто в Кёльне проездом. Ведь главная «фишка» прелести этого отеля – близость к вокзалу. Номер, который нам достался (а они все в этом отеле – подобные) шипко-сильно маненький, включая и ванную комнату. Особо не развернёшься. Но, — если проводишь лишь одну ночь, и почти не разбираешь чемоданы – это отличный вариант. К тому-же есть и ТВ, тырнет. Из недостатков: нет чайника и пары пакетиков с чаем…, лифт мизерный – только на одного человека с чемоданом…
Кафедральный собор Святых Петра и Марии …
Давным-давно слышали о великолепном соборе в Германии, но одно дело слышать и видеть фото в книжках или видео фрагментах из передач по телевидению, и другое дело выйдя из стен вокзала – вдруг оказаться у его входа. Если точнее — Кафедральный собор Святых Петра и Марии, ведь любой храм строится во имя определенных Святых и это его официальное название. Однако прославлен он во всем христианском мире благодаря мощам трех волхвов.
По легенде, место, на котором стоит Кельнский собор, считалось священным и заповедным с незапамятных времен. Некогда здесь стоял древний языческий храм, а когда его разрушили и возвели на его месте первую католическую церквушку, и вовсе начала твориться всякая чертовщина. Люди часто видели блуждающие огни, слышали жуткие звуки и старались обходить это место стороной. Несмотря на то, что холм был неоднократно освящен, часовни постоянно разрушались, а при их ремонте часто гибли рабочие. В 870 году был закончен и освящен так называемый Старый кельнский собор. По тем временам – огромнейший. Но и этот храм простоял недолго. Через несколько столетий он постепенно разрушился.
И вот 15 августа 1248 года архиепископ Конрад фон Гонштаден заложил, как у нас сейчас говорят, первый камень в строительство этого собора. Только 15 октября 1880 года состоялось торжественное открытие храма. По такому случаю в городе состоялось большое празднество, на которое пожаловал сам император Вильгельм I. Строительство длилось ровно 632 года — целая вечность.
И вот, спустя 767 лет, он предстал пред нашими фотоаппаратами. Как же я сожалею, что в то время у меня был дешёвенький объектив. Он даже четверти собора не мог вместить с довольно-таки большого расстояния … И то, — в некоторых местах были видны строительные леса. Т.е. строительство продолжается до сих пор. Как бы не называли реконструкции и ремонты… отбелки и очистки. Собор постоянно нуждается в реставрации, ведь дожди, загрязнение окружающей среды, а Кельн располагается в наиболее промышленно развитой части Германии, — все наносит неизбежный ущерб собору. И он постоянно нуждается в устранении мелких повреждений.
А начал я – с проклятия. А может всё же святости? Ведь с 1248 стоит! Во вторую мировую тысячи и тысячи бомб разрушили город до основания. Все было разрушено. От города остались только развалины, над которыми возвышался Кёльнский собор. Удивительно, но бомбы и снаряды обходили стороной это величественное здание. Может, если оно и было – проклятие в какой-то момент было снято? Может быть, действительно, как гласит предание, это место священное? …
В тырнете же, ровно, как и в Путеводителе воруют друг у друга один и тот же текст. Я не буду «первооткрывателем» и то же «сворую» строки о проклятии, дабы просто не тратить время на перепечатывание из Путеводителя:
Как гласят предания, когда решение о строительстве нового Кельнского собора было принято, архитектору Герхарду дали ровно год, чтобы он представил окончательный проект храма. Но, как ни бился зодчий, к сроку он не успевал. В сложные расчеты постоянно вкрадывались ошибки, и работу приходилось начинать заново. Гениальный замысел никак не желал переноситься на бумагу.
Как то, расстроенный Герхард в задумчивости бродил по берегу Рейна и нечаянно остановился у большого камня, который в народе называли Чертовым. Неожиданно к архитектору подошел странный незнакомец и начал быстро чертить что-то на песке. Герхард мимолетом глянул на рисунок и буквально остолбенел, в дорожной пыли был изображен законченный чертеж будущего собора.
Потрясенный Мастер немедленно спросил у незнакомца, что он хочет, взамен на свои знания. Строитель немедленно ответил, что ему нужна только душа самого Герхарда, а если тот согласится отдать ему души жены и сына, то он сам построит собор всего за три года. По истечении этого времени, как только петухи прокричат начало первого дня нового, четвертого года строительства, архитектор и его семья немедленно попадут во власть дьявола. Если же нечистого, а это был, разумеется, он, постигнет неудача, договор потеряет силу, и никто не пострадает.
Герхард решил, что такое большое дело не под силу даже самому дьяволу, поэтому немедленно согласился. С тех пор на стройке постоянно кипела работа. Стены храма росли с каждым днем, и так же, с каждым днем Герхард становился все тревожнее. Перемена в настроении мужа со временем насторожила и его супругу. Проявив настойчивость, она все-таки вызнала у мужа все обстоятельства сделки с дьяволом, но решила не отчаиваться.
Прямо перед входом в Собор в 50-ти метрах Супруга сфотографировалась напротив Флерона.
Это не памятник, хотя стоит он как памятник. Это так называемый крестоцвет – декоративная деталь, установленная на макушке башен в готической архитектуре. Именно этот стилизованный цветок хоть и выглядит «под старинку» древним, в реальности сделан в 1991 году. Модель в масштабе 1:1 «кончика» шпиля южной башни Кёльнского Собора.
Выход из, казалось бы, безвыходного положения женщине подсказал крикливый петух на рынке. С того самого дня она стала без устали тренироваться в подражании петушиному крику, и завершила свои тренировки лишь тогда, когда в ответ на ее «кукареканье» стали откликаться все окрестные петухи. В ночь, накануне дня расплаты, жена Герхарда тайком пробралась на строительную площадку уже почти завершенного собора. Подручные дьявола в это время заканчивали возведение куполов. Именно в это время женщина начала громко кукарекать и тут же к ее голосу присоединились все петухи округи. Услышав петушиный крик, дьявол в отчаянье начал крушить только что отстроенные стены собора, но вынужден был уйти ни с чем. А уходя, он наложил на дело рук своих страшное заклятие, что как только собор будет окончательно достроен – наступит конец света. Согласно еще одному варианту легенды, с лица земли исчезнет только город Кёльн.
Виной ли тому дьявольское проклятие или божье Провидение, но Кельнский собор строится до сих пор. Каждого архитектора, который брался завершить строительство, останавливали какие-либо обстоятельства, а многие просто погибали при таинственных обстоятельствах.
Впрочем, спасенному из лап Сатаны мастеру Герхарду, это тоже не сильно помогло. Через некоторое время отчаянный архитектор заключил с дьяволом новую сделку.
Теперь нечистый поспорил, что проведет воду по подземному водопроводу из далекого западного Айфеля в Кельн. Зодчий согласился, так как считал, что Сатана не знает о том, что в подземелье обязательно нужно делать специальные отдушки для тяги, иначе вода просто не потечет. Но здесь дьявол оказался хитрее, с помощью одного из демонов, он выведал все секреты строительства водопровода у жены Герхарда.
Увидев бьющий из-под земли фонтан воды, и осознав, что проиграл спор, Герхард решил отдать Богу душу раньше, чем за ней придет дьявол. Он бросился с крыши своего почти достроенного собора, но еще в полете внезапно обратился в черта и был немедленно утащен в преисподнюю.
По народным поверьям, именно дух несчастного Герхарда постоянно мешает другим архитекторам достроить собор. Он часто внезапно появляется на строительных лесах, пугая рабочих, и сталкивая некоторых из них вниз, поэтому недостатка в несчастных случаях на этой «стройке веков» никогда не наблюдалось. Так что, даже после смерти призрак зодчего, хоть и в такой своеобразной манере, но охраняет собор от завершения, а мир от Апокалипсиса.
Пы.Сы. – ежель кто-нибудь обвинит меня в плагиате – я просто заранее извинюсь и удалю сей, не свой текст.
Прославлен Собор во всем христианском мире своими Святынями. В первых строках я уже упомянул, что на месте собора при раскопках были обнаружены следы церквей, когда ещё поклонялись еще языческим богам. Христиане тоже строили здесь свои храмы, каждый из которых своими размерами превосходил предыдущий. Но до наших дней они не сохранились. Археологи обнаружили только остатки стен и полов, которые невозможно было использовать при восстановлении здания. Дольше всех просуществовал Старый собор. Это было крупнейшее церковное сооружение, которое впоследствии стало резиденцией кёльнских архиепископов.
Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из миланских монастырей были захвачены мощи трех волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара, которые первыми пришли с дарами к новорожденному Христу. В 1164 году архиепископ Райнальд Дассельский привез их в Кельн. Это была, поистине, священная реликвия. 10 лет изготавливали драгоценную Раку Трех Царей — саркофаг из серебра и золота, и украшен огромным количеством драгоценных камней. Только жемчуга и драгоценных камней на нее пошло больше тысячи. На стенках раки изображены евангельские сцены. И, конечно, центральная из них – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии. Для хранения священных реликвий нужно было построить достойное здание. Возможно этот факт и был катализатором строительства нынешнего Собора.
Когда началось строительство нового кафедрального собора, эту драгоценность перенесли в него. И по сей день она в целости и сохранности располагается за алтарем Кельнского собора, а паломники со всего мира стекаются сюда, чтобы поклониться святыне.
С тех пор в соборе хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Это и рака с мощами трех Волхвов, и восстановленная Миланская мадонна. Есть здесь посох Святого Петра, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, сделанные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями. В сокровищнице собора находятся древние рукописи, в которых рассказывается о подвигах святых. В соборе хранится и одно из первых распятий – Крест Геро. Его уникальность состоит в том, насколько детально воспроизведен момент смерти Иисуса.
Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана деревянное изображение Мадонны. Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. Около 1290 года было создано новое изображение, которое получило название «Миланская мадонна» и всю славу утерянного образа. Именно эту, а не оригинальную скульптуру, можно видеть сегодня в соборе.
И третья самая древняя христианская святыня — распятие Геро. Названо так по имени архиепископа Геро (969—976 гг.), который подарил реликвию собору. Это одно из первых европейских распятий, поражающее размерами (2 метра) и реалистичностью изображения мук Христа. Сначала распятие висело в старом храме, а позже было перенесено в новый кафедральный собор, где и находится по сей день.
До конца 19 века Кельнский собор оставался самым высоким в мире (157 м), пока не был достроен собор в Ульме (161 м). Однако он до сих пор является самым большим по размерам готическим собором Германии. Длина его составляет 144 м, ширина — 86 м. Также Кельнский собор остается храмом с самым большим фасадом в мире (ширина западного фасада – 61 м). Во время послевоенной реконструкции была построена винтовая лестница. На смотровую площадку ведут 509 ступеней, а расположена она на высоте 98 метров. Но, увы, — в день нашего посещения Собора доступ на смотровую был закрыт… А вообще там висит самый большой колокол собора и самый большой «действующий» колокол в мире — «Петер» («Decke Pitter»). Его вес 24 тонны, и он отлит сравнительно недавно — в 1923 году. За ним следует «Претиоза» («Изысканная»). Этот старинный колокол весом 11 тонн звучит с изумительной чистотой тона, из-за чего, собственно, и получил свое название. Отлит в 1448 году, в то время «Претиоза» была самым большим колоколом в Европе. Только двенадцати мужчинам было по силам раскачать эту многотонную махину. Сейчас колокола приводятся в действие электричеством. Третий и четвертый по величине колокола называются «Специоза» и «Колокол Трех Царей».
В соборе так много ценностей, что рассказать о каждой из них невозможно. Одна из самых интересных скульптур изображает святую Урсулу. С ней связана поэтичная легенда средневековья. По преданию, Урсула была благочестивой дочерью британского короля. Девушка рано обратилась в христианскую веру, и дабы избежать брака с язычником, снарядила целую экспедицию. 11 кораблей, на которых находились сама Урсула и десять благочестивых девиц в сопровождении еще десяти тысяч девственниц, отправились в сторону Галлии. Пристав к берегу, полчища девиц покинули корабли и пешком пошли в Рим к Папе, а оттуда в Кельн. Под Кельном и приняли все эти многочисленные девушки мученическую смерть от рук гуннов. Позднее Урсула была прославлена как Святая, а в 16 веке был создан монашеский орден урсулинок.
Сразу обращает на себя внимание еще одна скульптура – святой Христофор, несущий на плечах Христа в образе мальчика. Это очень популярный в католической церкви святой, и с ним связана интересная легенда. Он был римлянином по имени Репрев. Рост имел огромный, а характер простодушный. И вот Репрев принимает христианство, но не может сообразить, как же ему лучше послужить Христу. И только святой отшельник смог надоумить великана. Он привел его к реке и наказал переносить путников на своей спине. Тот так и сделал. И вот однажды довелось ему нести маленького мальчика, но чем дальше ступал в воду великан, тем тяжелее становилась его ноша, на середине реки тяжесть стала нестерпимой. И тогда мальчик признался, что он – Христос и несет с собой все тягости мира. Иисус окрестил великана в реке, и тот получил имя Христофор – несущий Христа. Для полноты картины Собора многое честно своровал у https://www.volgograd.kp.ru/daily/26118/3012522/
Мы же, не будучи специалистами и историками, — просто гуляли. Просто наслаждались, как говориться, — тремя шедеврами в одном Соборе: жемчужиной архитектуры, христианской святыней и историческим музеем… Смотрели на невероятные, чарующие взгляд витражи, рисунки, барельефы … глаз не оторвать от бесчисленного множества статуй, орнаментов, узоров, декоративных башен…
Многие говорят, что каждый час звонят колокола собора, и этот звон слышен на весь Кёльн, но то-ли мы глухие… то-ли колокола были на «ремонте», но за 1,5 дня звона так и не слышали …
В заключении хочу немного развеять споры и домыслы о обречении Собора на черноту. Версий в тырнете – множество. И проклятия… и легенды… и копоть фабрик и заводов…
Объяснение нам дала гид в Дрездене, где так же соборы и исторические здания так же все «пропитаны копотью». Почему весь Париж уже много веков стоит «белоснежным», а в Германии «прокопчённые и прокуренные»? Всё дело в известняке, из которого строили здания и Соборы. В каменоломнях Монмартра он просто не содержит какой-то металл, который со временем окисляется. В Германии – он присутствует. И как бы не реставрировали… как бы не пескоструили … — всё равно он потемнеет…