… «увертюра» …
В отеле «Лацио» — неплохой завтрак. Стоит автомат с возможностью налить несколько сортов кофе (мы попробовали пока только капучино и мокачино). Автомат с 3-мя соками (скорее всего «из пакетиков»). Нет, увы, — круассанов. Только булочки. Масло, джем, хлопья, графины с молоком…..
Опять же из-за гида-Натальи возникли проблемы. Серьёзные. … Знали, что встреча для поездки в Помпеи и Неаполь будет в 8-20. А, — где?! Все были уверены, что автобус подъедет к «Лацио»… Оказалось, что она оставила на ресепшн бумажку, что встреча будет у какой-то гостиницы… Где она находится ?! Слава Богу! , наша спутница — девочка … указала на место в ближайшем квартале (но, до него нужно ещё и дойти!). Хорошо, что в ближайшем. Иначе мы просто могли «пролететь» в виде фанеры над Римом…
Сели в автобус «Константина». Молодец парень — половину дороги прекрасно рассказывал о Юге Италии. О Неаполе.
… показался знаменитый Везувий ! …
Приехали. Поменяли гида — гидом по Помпеям и Неаполю становится Иван. На сколько моя память, по истечении, аж 12 лет, — сохранилась… Он коренной Итальянец. Неаполитанец. Знает несколько языков. А Русским владеет почти без какого-либо акцента! Очень весёлый парень с отличными знаниями и прекрасный рассказчик…
Подошли к кассам. Купили билеты по 11 Евро на человека… и вперёд! В Помпеи! Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор). Почему город называется ПОМПЕИ (итал. и неап. Pompei) ? По одной из версий, название произошло от греческого «pompe» (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно («с помпой») прошествовал по городу.
Крепостные стены
Главный вход в Помпеи — Морские ворота
До того, как Помпеи попали под римскую юрисдикцию, эти стены возводили вокруг города с целью защиты от неприятельских набегов. Чтобы попасть в город, нужно было миновать ворота, состоящие из двух арок — одна для пеших путников, другая, более высокая, была предназначена для вьючных животных и торговых повозок. Однако с приходом к власти римского правителя Августа, принесшего мир в империи, потребность в этих стенах фактически отпала, в виду чего многие жители города начали поселение и за пределами этих массивных стен. Более того, население города, на момент строительства стены насчитывавшее 20 тысяч человек, начало стремительно расти, и это обусловило расширение его границ. В настоящий момент власти Италии выделяют большие денежные средства на реставрацию этой достопримечательности Помпей, возраст которой — более 2 тысяч лет.
Красивое словословие …
Экскурсия в Помпеи – настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам – от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок… хватит лирики из моих записей в блокноте. Пора написать «серьёзные строки».
Серьёзная болтология …
Начну повествовании о посещении Помпеи, пожалуй, — с главного. С заблуждения почти всех обычных людей, когда-либо ведущих разговор о том, что-погубило жителей и город Помпеи после извержения вулкана Везувий. Не буду «тыкать пальцем» на других – скажу со «своей колокольни».
Что было в моей башке раньше? …… Внутри земли – раскалённая до бешенных температур – магма. Бурлила… кипела… … и вот нашла «выход» на поверхность земли. Так сказать, «слабое место». Дырочку в земле в виде вулкана Везувий. Прежде чем вырваться наружу – несколько раз побабахало в виде землетрясений. Но, так как в городке Помпеи разрушения «не под ноль» — значит бабахало не шипко-сильно и не сразу, а постепенно. И большинство жителей спаслись. (цифры и факты позже выложу).
Потом из жерла Везувия потекла лава. Посыпались камушки и бульники… Огромные тучки пепла осыпали и засыпали толстым слоем всё вокруг. Погибли все, кто не успел удрать – в основном рабы, которые остались охранять дома и собственность. Вот примерно так думал – я. Простой обыватель. Далее – так же стандартно: прошли столетия. Припёрлись археологи. Копали-копали… откапывали здания, дома, улицы .. , обнаруживали пустоты в слое пепла и заливали в них гипс. Так стали появляться тела погибших в тех позах, при которых они встретили смерть.
А вы, — разве считаете иначе?!… едем в автобусе. Гид Константин рассказывает о Помпеях. И тут я впервые слышу какое-то длинное и не запоминающееся словечко (пирокластический поток). Слышу, что эти потоки при извержениях вулканов бывают очень и очень редко. Что именно из-за него погибли люди в Помпеях. И не только в Помпеях. Гибли те люди, которые уже были очень далеко от города… уже сидели на кораблях и пошли «на дно» вместе с кораблями, хотя камни и пепел до этих мест – не долетали! И люди. Люди погибшие в самих Помпеях… Многие были внутри зданий, где «по идее» их не настигали камни сверху – они были в страшных позах мучительной… почти «мгновенной» смерти…
Так что же такое – Пирокластический поток? Роюсь в инете и цитирую с большими сокращениями:
Пирокластический поток (также известный как ток пирокластической плотности или пирокластическое облако) это быстро движущийся поток горячего газ и вулканическое вещество (вместе известные как тефра), который течет по земле вдали от вулкана со скоростью в среднем 100 км / ч, но способен развивать скорость до 700 км / чю. Газы и тефра могут достигать температуры около 1000 ° C.
Жители Помпей погибли не от медленного удушья, вызванного вулканическим пеплом, их мгновенно убил пирокластический поток температурой 300 °С.
Храм Аполлона
Как самая старая структура в Помпеях, Храм Аполлона расположен рядом с городским Форумом. Он иллюстрирует изменения в архитектурных стилях, которые произошли с его раннего периода в VI веке до н.э. к моменту разрушения в 79 году нашей эры. Оригинальный этрусский дизайн был исправлен греками, а затем расширен римлянами с добавлением внешних колонн по периметру. В то время, как большинство оригинальных бронзовых статуй храма находится теперь в Национальном Археологическом Музее Неаполя, в храм были помещены реплики статуй Аполлона и богини Дианы.
Остались с первого века письменные свидетельства очевидца Плиния: «Наши повозки, находившиеся на совершенно ровном месте, кидало из стороны в сторону; даже с помощью камней нельзя было удержать их на том же месте. Мы видели, как море отходит от берега; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Оно отступало: на песке лежало много морских животных. С другой стороны [т. е. со стороны Везувия] в черной страшной туче там и сям вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими… Туча эта стала опускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи [остров Капри] и скрыла их; унесла из виду Мизенский мыс… Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак — не такой, как в безлунную или облачную ночь, а такой, какой бывает в закрытом помещении, когда огни потушены. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь узнать их по раздававшимся зовам; одни оплакивали свою гибель; другие — гибель своих: некоторые в ужасе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нигде нет и что для мира настала последняя вечная ночь. Не было недостатка в людях, которые увеличивали подлинную опасность страшными выдумками. Рассказывали, что в Мизене одно рухнуло, другое горит: это была неправда, но им верили. Чуть-чуть посветлело; это был, однако, не дневной свет: к нам приближался огонь. Он остановился вдали, вновь настали потемки; пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его — иначе нас раздавило бы под его тяжестью… Наконец мрак стал рассеиваться, превращаясь как бы в дым или туман; скоро настал настоящий день и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Все представилось изменившимся глазам еще трепетавших людей: все было засыпано, как снегом, глубоким пеплом».
Святилище Аполлона
Святилище Аполлона было заложено ещё в 6 веке до н. э., это одно из самых древних мест в городе. По сути, никогда и не было зданием, а представляло собой площадку с алтарём, окружённую колоннами. Было разрушено землетрясением за 15 лет до гибели Помпей, да и во время извержения ему досталось….
Междисциплинарное вулканологическое и биоантропологическое исследование продуктов и жертв извержения, объединенное с численным моделированием и экспериментами, показывает, что в Помпеях и близлежащих городах жара была основной причиной смерти людей, которые ранее считались умершими от удушья пепла . Результаты исследования, опубликованные в 2010 году, показывают, что воздействия горячих пирокластических потоков с температурой не менее 250 ° C на расстоянии 10 километров от вентиляционного отверстия было достаточно, чтобы вызвать мгновенную смерть, даже если люди были укрыты внутри зданий. Люди и здания Помпеи были покрыты до двенадцати различных слоев тефры , в общей сложности глубиной до 6 метров .
Одной из его главных достопримечательностей является Базилика, построенная в 121—78 годах до нашей эры. Она расположена в южной части главной площади города и имеет размеры 25 на 55 метров. Центральная часть базилики являлась перистилем (открытым пространством), обрамленным 28 прекрасными коринфскими колоннами, имеющими диаметр около 1 метра и высоту около 11 метров. Изначально она выступала в роли крытого рынка, а с началом нашей эры стала зданием суда. В глубине базилики построили двухэтажный «трибунал», небольшая часть которого сохранилась до нашего времени. Ранее сооружение имело двойной портик с пятью входами, но, к сожалению, сейчас мы можем полюбоваться только тремя из них. Изнутри стены базилики были украшены двойным ярусом полуколонн. На них оставлено множество граффити и надписей, одна из них гласит: «О стена, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».
Форум
Форум, главная площадь римского города, по периметру окружен колоннами. С севера площадь ограничена храмом Юпитера, построенным на трехметровом фундаменте. Справа от культового сооружения раскинулся Мацеллум, крытый продовольственный рынок. Вокруг Форума сконцентрировано немало храмов, святилищ и других построек, включая храм Ларов, храм Веспасиана, рынок шерсти и Курию, в которой заседали декурионы. Стоящая рядом базилика использовалась как рынок и гражданский суд. Слева от базилики находится храм Аполлона, окруженный 48 ионическими колоннами. Напротив базилики стоит постройка, совсем недавно открытая для публики. Это дом Триптолема, датирующийся вторым столетием до нашей эры. Домом явно владела зажиточная семья. Это видно и по двум атриумам (внутренним дворам) резиденции, и по двум перистилям (дворы с садом, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой).
Рыночная площадь / Мацеллум
Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было
Вообще организаторы музея Помпеи, мне кажется, совершили грубую ошибку тем, что собрали большинство жертв в одном месте. Куда интересней было бы расставить гипсовые фигуры или их копии по тем местам, где их и нашли. Вот лишь некоторые жертвы гибели Помпей….
Эта гипсовая фигура сохранила часть скелета. Видны кости черепа и зубов. Также хорошо виден пояс жертвы. В древности такие пояса из кожи выдавались рабам. На них хозяева писали имя хозяина, адрес и прочую информация. По сути рабы в древнем Риме имели права не больше современных собак. Мягкие ткани трупов были уничтожены в процессе хаотичного извержения, однако они оставили после себя пустые ниши. Археологи заполняют эти пустоты гипсом в результате получают точные копии людей, которые некогда здесь погибли. Достоверно известно, что из 20,000 жителей Помпей погибло по- меньшей мере 2,000 человек. Однако это число приблизительное. Многие тела были найдены за пределами городской черты Помпей, а многие пустоты многих тел были уничтожены ранними археологами, которые не поняли важности своих открытий. Несомненно, что существенная часть населения сумела убежать. Как сложилась их судьба и, что именно они чувствовали возвращаясь на место своего города покрытый лавой нам трудно сказать. Можно лишь представить. Никаких записей личных переживаний этих людей не сохранилось. Мы можем лишь представить это себе по материальным находкам археологов.
Стабиевы термы (Terme Stabiane)
Стабиевы термы — это самые большие и хорошо сохранившиеся термы Италии, находятся они в Помпее. Они построены еще в III веке до нашей эры в виде комплекса вокруг палестры. Стабские бани — самый старый и полный банный комплекс в Помпеях, когда-то отапливавшийся подземными печами. На углу улицы Изобилия (Via dell Abbondanza) и улицы Стабиевой (Via Stabiana) стоят наиболее хорошо сохранившиеся термы во всех Помпеях. Главный вход ведет в палестру с колоннами. Плавательный бассейн находится с левой стороны, справа размещаются мужские и женские бани, разделенные печами для нагрева воды. В каждой бане есть круглый бассейн для холодной воды (фригидарий), раздевалка (аподитерий), теплый бассейн (тепидарий) и бассейн для горячей воды (калдарий). Гладиаторы тренировались в гимнастическом зале, также являющимся частью комплекса. В Древнем Риме термы были неотъемлемой частью повседневной жизни горожан. Термы были общественными банными комплексами, которые были не только местом омовения, но и важным для общения. По крайней мере, ванна состояла из аподитерия (раздевалки), фригидария (холодной ванной), тепидария (теплой ванной) и кальдария (горячей ванной).
Термополий
В древние времена так называли античный трактир… или столовку… или харчевню…. (каждому — своё) , в которой подавали горячую еду и вино с различными пряностями. Блюда разогревались здесь с помощью семи объемных сосудов, которые были встроены в прилавок по самое горлышко, куда наливалась подогретая вода. Сзади нее размещались каменные колонны и кувшины, а также гранитные столешницы, на которые подавали разогретую еду. Термополий пользовался очень большой популярностью среди местного населения. Предлагаемые блюда были достаточно просты: бобы, горох и чечевица, а также крепкое вино, смешанное с горячей водой. Сперва посетители ели стоя, а затем были достроены места для сидения, которые вскоре образовали комнату для гостей.
Туман немного развеялся… и на горизонте показался величественный Везувий…
На некоторых домах сохранились древние вывески с названием улиц и номеров домов. Вставки в стены наглядно говорящие о роде деятельности хозяина дома…
Дом фавна (Casa del Fauno)
Дом Фавна – одна из самых больших частных построек в засыпанном пеплом городе, внутри которого сохранилась мозаичная битва Александра Македонского с персидским царем Дарием и статуэтка танцующего фавна, которая и дала название зданию. Вестибюль дома является богатейшим примером отделки так называемого первого стиля помпейской живописи, которая украшает и другие помещения дома. Верхняя часть стены декорирована изображением пилястр, круглых колонн и ложных дверей. Это настоящий фасад храма, который выполнен в малом масштабе, но со всеми деталями и в полном рельефе. В доме найдено много дверных приборов и серебряной утвари, что говорит о богатстве владевшей домом семьи, которая до гибели Помпей сохранила его старый облик. Дом прекрасно сохранился после бесконечных перестроек и обновлений, которые были в Помпеях в I веке нашей эры. Дом Фавна, насчитывавший 40 комнат, был самым большим и роскошным из всех частных жилищ в Помпеях. Он назван в честь сказочно реалистичной 1-метровой бронзовой статуи Танцующего Фавна (на самом деле бога Пана), найденной в имплювиуме (неглубоком прямоугольном пруду) во внутреннем дворе.
«зебра» …
Поскольку Помпеи стоят на месте, где очень мало чистой питьевой воды, туда провели водопровод из-за города. По свинцовым трубам вода поставлялась в общественные фонтаны, откуда её брали жители победнее, и в дома богачей. Кроме того, в каждом дворе были специальные ёмкости для сбора дождевой воды — имплювии. Улицы Помпей были устроены очень продуманно. Поскольку в городе было оживлённое движение повозок со впряжёнными лошадьми и волами, то мостовая были залита нечистотами. Поэтому по бокам улиц проходили приподнятые над мостовой тротуары, где спокойно и без опаски быть задавленными ходили жители и гости города. Перейти же улицу можно было по пешеходному переходу, выложенному из продолговатых камней так, что он выглядел очень похожим на современную «зебру». Эти камни не только высовывались из грязи — их расположение было просчитано так, чтобы колёса местных повозок спокойно между ними проходили. Вероятно, такое расположение переходных камней также делало невозможным проезд по улицам колесниц противника в случае войны.
В городе мы встречали полным-полно различных колодцев и водопроводных кранов. Жара сыграла своё «вредненькое» дело и мы забыв все меры предосторожностей не только умывались, но и пили из них. Некоторые были без кранов …
… как приятно посидеть… отдохнуть… покурить на античных развалинах ! …
… далеко мы «отпускали» Неаполитанца — Ивана… слишком далеко. И как итог: почти ничего не услышали из его прекрасного рассказа…
… зато наделали тыщу фотографий и теперь в дождливые осенние дни мерзопакостной погоды в Москве — разглядываем солнечную Италию…
В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно…
… иногда попадались и пустынные улицы. В 2009 ещё не было того наплыва китайских групп в каждой из которых — по мульёну китайцев…
… приспособление для перемола муки, а за ним- печь для выпекания хлебобулочных изделий… в которую я залез изображая французский багет…
… тут и не надо ничего изображать — мы, реально, «счастливая пара» …
Еще одно жилое здание названо «Дом хирурга» — в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. … … и водопроводная система (может сток воды с крыши), вмонтированная в стену дома …
Лупанарий
Свое название лупанарии получили от латинского слова lupa (волчица) — так много лет назад в Италии называли женщин легкого поведения. В лупанарий с улицы обычно можно было попасть через маленькую неприметную дверь, при том что найти заведение не составляло труда даже для приезжих, поскольку сюда вели фаллические указатели на стенах и мостовой (что было весьма удобно для моряков и купцов, плохо ориентировавшихся в незнакомом городе). Реставрированные интерьеры комнат в лупанариях были незамысловаты — это каменное ложе с матрасом, и стены, покрытые фресками, изображающими эротические сцены. Труженицы лупанариев по настоянию городских властей носили широкие красные пояса. На стенах полно изображений. Разных … Это не просто развратные картинки- это меню.
Ну да, меню, ведь если вы приходите в ресторан, то вы должны выбрать из того, что вам готовы предложить, так вот, пардон за откровенность, но здесь все тоже самое: вы выбираете как вы хотите предаваться любовным утехам по картинкам. Хочешь гетеро… хочешь с мужчиной… хочешь – с животным… И что меня больше всего поразило из рассказа Ивана – стоимость. Иной раз в те времена … в Италии вино было даже дешевле, чем обыкновенная питьевая вода… Так вот «простолюдины» могли воспользоваться за «услуги» всего за чашу вина… Кто побогаче – за бутылку. … и далее … в зависимости от «волчицы»…
Здание лупанария небольшое. Посередине коридор с меню, а по бокам комнатки с каменными кроватями, на которых все и происходило. Кроме того, что кровати каменные, здесь есть еще одна бросающаяся в глаза особенность- длина кроватей не более 170 см. Это потому, что рост людей в то время редко превышал 160 см.
Обратите внимание на выпуклую фигурку мужского полового органа под на стене. Это не хулиганские проделки современников или жителей древнего города, все гораздо интереснее. Раньше по стороне улицы где был такой знак могли ходить только представители сильного пола, то есть мужчины, женщины же должны были двигаться по противоположной стороне. Знаки такие красуются в городе не только на стенах, но еще и на мостовых. Но, не только. Направление фаллоса указывало место «публичного дома»…
Кстати: -настенная живопись говорит о том, что нетрадиционная любовь вполне себе процветала и в те времена. В виде обслуги в борделях чаще всего были греки. … Римляне валят все на греков, греки намекают на извращенцев римлян. Тем не менее цвета нетрадиционной направленности пошли именно от римлян.
Виа дель Аббонданца… так обзывается этот проспект…
Когда-то эта оживленная пешеходная зона была заполнена магазинами, барами и ресторанами. Каждый день жители Помпеи заливали улицы водой, чтобы очистить их.
Большой театр в Помпеях (Teatro Grande) …
Самым ранним из сохранившихся римских театров является Большой театр в Помпеях. Вмещает 5000 зрителей. Он был построен в III—II вв. до н.э. из камня.
Театр примыкал к форуму и в 75 г. до н.э. был реконструирован. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа. Первоначально Большой театр в Помпеях был близок к греческим театрам. Места для зрителей, называемые театроном, были расположены полукругом и представляли собой ступени, врезанные в холм. Орхестра была греческого типа и круглая в плане. А сцена представляла собой отдельное здание. Сразу за сценой находился портик, который служил фойе. Позже, во время реконструкции, фойе переделали в казармы гладиаторов. Во время реконструкции театра по его краям сделали сводчатый коридор — крипту, которая служила опорой для дополнительных мест. Концы полукружия зрительных мест и сцена соединялись сводами. Над сводами построили места для почетных зрителей — трибуналии. Тем самым отдельные части театра соединились в одно целое. И это стало характерной чертой римского театра.
Также в крипте сделали 3 дополнительных прохода, по которым люди могли попасть в театр. Заполняемость Большого театра в Помпеях достигала 5 тысяч, и люди заходили и покидали театр через главные входы возле сцены и через 3 входа крипты.
Гимнасий …
Одной из главных его достопримечательностей выступает большой гимнасий – огромное помещение, которое использовалось для занятий гимнастикой. С трех сторон оно окружено прекрасным портиком с коринфскими колоннами, а в его центре расположен небольшой бассейн с дном, немного идущим под уклоном. В свое время этот бассейн был расположен под кронами платанов. С западной стороны гимнасия расположены остатки древнего амфитеатра, а за ним – виднеется верхушка давно потухшего вулкана. В древние времена гимнасий представлял собой площадь 120 на 130 метров, в его южной части находились туалеты, очищаемые водой из бассейна. Северная стена сооружения рухнула при катастрофе 79 года и была частично восстановлена археологами. Очень интересным является тот факт, что на одной из колонн гимнасия некогда нашли христианскую криптограмму. Эта загадка остается неразгаданной до сих пор.
На этом наше путешествие по Помпеям закончилось. Вышли за крепостные ворота и прошлись через очень красивую аллею.
Обед …
Недалеко от входа нас уже ждал столик в ресторане. Точнее — столики для всей группы. На столик из четверых человек дали бутылку вина. Ирина его «заценила» как в «нормальное». Столовое. Моё мнение более жёсткое — г.вно! Терпкое. Красное. (но, не кислятина). И с самим обедом наши мнения разделились. Ей — понравился… Мне — так себе….
Кальмары, креветки обжаренные во-фритюре… Картофель фри, салат, Мясо — телятина тушёная в соусе… Всё вроде громко и красиво звучит, но мне …. так себе…
… Зато для аппетита — нам устроили мини концерт итальянской народной песни. … Пара симпаптюлечных мужчин — на гитарах … не особо надрываясь… пытались выудить из наших карманов еврики.
Вышли и напоследок приняли на грудь дозу никотина. Как, чёрт побери — приятно курить на бордюре, а рядом стоят античные фигурки ! … … и припарковываются столь симпатичненькие автомобили из серии «карлики»…
Помпеи удивили. Обычно древние развалины нагоняют скуку и уныние. Помпеи захватывают своей правдоподобностью и реальным ощущением быта того времени. Так что ни капли не пожалели, что отметили на карте местечко под названием Помпеи.
… через 5 минут сядем в автобус и поедем в Неаполь. Но, это путешествие будет описано во-второй части…