= Осетинские мотивы =
отель «Империал» …
… ехали вчерася… ехали… и … и приехали в город Владикавказ. Последней каплей «сверх способностей» мозга Роберта (если у него и есть этот мозг) – было то, что он даже не смог правильно составить маршрут отвоза тех пассажиров, которые не улетали или уезжали по ж\д, а ещё оставались в городе. У нас с Супругой отель в самом-самом центре… нет, дал указание шофёру такое, что нам пришлось целый квартал идти пешком. Всё бы ничего, но мы были с чемоданами. При полной, так сказать, — загрузке…
Зато отель – понравился однозначно. (кроме, конечно, небольших неудобств, о которых ниже…)
Гостиница «Империал» — одна из самых старых гостиниц Кавказа (и России). Ее построили в конце XIX века на деньги предпринимателя Дмитрия Марандова. И, кажется, это один из немногих отелей России, который так долго используется по своему прямому назначению до сегодняшнего дня. Марандов при постройке задумывал «Империал» именно как гостиницу, но что-то пошло не так и некоторое время он сдавал здание в аренду под разные нужды, но в какой-то момент здание снял Михаил Кереселидзе и уже в 1899 году открыл тут фешенебельную гостиницу, проработавшую аж до самой революции. Потом короткое время там располагался Народный комиссариат внутренних дел Горской АССР, но вскоре здание вновь превратилось в гостиницу под известным брендом «Интурист». В 1991 году отелю вернули историческое название и сегодня, как и 124 года назад Империал принимает постояльцев.
Но, похоже, именно наше помещение не было задумано как именно номер. Чует моё сердце, — это было какое-нибудь помещение персонала. Всё дело в том, что чтобы лечь на кровать, нужно было спускаться по четырём ступенькам. Диван и столик – как бы на возвышении. Зато всё было в «порядке». Заметили кавычки? Полотенца, хоть и жёлтые (древние, похоже, как и здание отеля), но в миллионный раз постиранные – один экземпляр. 1 пакетик чая… 1 кофе… 1 тапочки… рыльно-мыльные – так же все в одном экземпляре.
Пришлось мне прогуляться до горничной. Я совсем не хотел ругаться… хотел только попросить… Но, эта горничная, иначе не скажешь, — просто обос.ралась! Видимо, у неё уже были напряжённые отношения с руководством … — Как на крыльях полетела … и у нас появились все недостающие аксессуары даже не в двойном, а в тройном количестве… Так что, — всем на заметку: не ленитесь и просто требуйте то, что вы уже оплатили. И вам обязаны предоставить!
Завтрак даже не знаю, как обозвать… Долго думал и придумал подходящее слово – поштучный. Ни грамма лишнего! Сидит барышня-осетинка и выдаёт всё в 1-ом экземпляре. 1 кусочек сыра… 1 колбасы… 1 йогурт… 1 кусочек хлеба (не корочки) … Создалось впечатление, что отель терпит финансовый крах и экономит буквально на всём. И на завтраках… и на постельном белье с полотенцами, которые уже несколько лет, как пора бы обновить на новые. Ещё не хватало, чтобы заплатки на простынях штопали… … Но, несмотря на минусы, — мы были довольны провести одну ночь в историческом здании.
Вылет в Москву – в 18-55. Аэропорт в наших мерках – совсем рядышком. Чуть больше часа на такси. А так как нам хотелось погулять по центру, — вещи с утра полностью упаковали по чемоданам и сдали их в камеру хранения. До 12-00 помещение нужно было сдать…
… проспект Мира … Парк им. К. Л. Хетагурова … дом Правительства …
Да, — жили мы на одной из главных достопримечательностей Владикавказа. Центральной части города… Начиная историю своего существования с середины 19 века, он успел сменить несколько названий. Среди них Нестеровский, Александровский, Пролетарский и проспект Сталина. Но вот уже 60 лет промежуток между площадью Свободы и улицей Кирова известен как проспект Мира. Как и полагается любому городскому центру, тут сосредоточено большое количество городских достопримечательностей и памятных мест.
Весь проспект является пешеходным с 1957 года, из транспорта здесь ходят только трамваи.
Мы же просто гуляли… Радовало то, что в день приезда на деревьях были только набухшие почки. Прошла неделя и как здорово всё изменилось… Начиная с главного – с солнышка! Вместо моросящего дождика, который встретил нас в аэропорту и низких дождевых облаков с туманом, … сегодня всё совсем в других красках…
Парк Культуры и Отдыха им. К. Л. Хетагурова во Владикавказе — Старейший парк на Северном Кавказе. Отсчет своего основания ведет с 30-х годов 19 века и является старейшим парком на Северном Кавказе. Находится на месте бывшей пойменной зоны реки Терек.
Сперва был сад, который назывался Комендантским. В начале 40-х годов 19 века комендантом крепости генерал-майором П. П. Нестеровым были устроены верхняя часть парка «Монплезир» и бульвар, который до 1888 года носил название Нестеровского. В 60-х годах 19 столетия сад стал называться как Городской парк.
Нижняя часть парка была создана в 1897 году: тогда начальник штаба 21-армии, полковник М. Р. Eрофеев, решил организовать в городе велосипедное общество. Была расчищена площадка между Тереком и Александровским проспектом, потом там высадили деревья и кустарники, устроили фонтан, веранду для оркестра, каток, горки для катания.
В начале 90-х годов 19 века в парке был устроен велодром, а в апреле 1893 года состоялось официальное открытие «Общества любителей велосипедного спорта», с 1911 года — «Спортивное общество «Трек». Парк тоже стал именоваться «Трек», и в нём регулярно проводились велогонки. В середине 90-х годов 19 века М. Р. Ерофеев передал парк в дар городу.
Парк развивался и дальше: была создана система прудов с островами, лодочная станция, купальни и название его стало называться «Монплезир». В начале XX века появился там зоопарк, в зимнее время пруды использовались как катки.
После Октябрьской революции 1917 года парк стал называться «Пролетарский парк».
Имя Косты Хетагурова получил в 1939 году. На сцене парка Коста Хетагуров ставил свою пьесу «Дуня». Здесь выступали Е. Вахтангов и М. Булгаков…
Парк посещала Индира Гандии и посадила глицинию…
… и вышли к дому правительства… Но, о нём нужно немножко окунуться (личиком в грязь)… в историю….
В 1949 на этой площади был установлен памятник революционеру Григорию Орджоникидзе, который в большевистском подполье был больше известен под кличкой Серго.
Еще при его жизни, в 1931 году Владикавказ был переименован в Орджоникидзе, в феврале 1937 член Политбюро ЦК ВКП(б) и нарком тяжелого машиностроения СССР Орджоникидзе по официальной версии скончался от инфаркта (а по слухам не то застрелился сам, не то был застрелен по приказу Сталина). Но в отличие от самоубийц Гамарника и Томского, Орджоникидзе публично развенчивать и объявлять «врагом народа» все же не стали, и даже переименовали Северо-Кавказский край в Орджоникидзевский.
При этом были репрессированы почти все его родственники – жену наркома, двух его родных братьев и двух двоюродных надолго отправили в ГУЛАГ, одного брата и его жену расстреляли, расстреляны были племянник наркома, два двоюродных и троюродный брат. В 1944 году город был переименован в Дзауджикау (в переводе с осетинского – «Селение Дзауга»), а край носивший его имя стал Ставропольским. После смерти Сталина Хрущев вернул из ГУЛАГа выживших родственников Серго, а в 1954 переименовал Дзауджикау в Орджоникидзе. В 1990 городу вернули его историческое название Владикавказ и снесли памятник Орджоникидзе.
На площади находится построенный в 1938 году на месте Пушкинского сквера Дом Советов, нынешняя резиденция правительства, парламента и главы Северной Осетии.
Пушкинский сквер …
Пушкинский сквер во Владикавказе — историческое место. Именно здесь располагалась Владикавказская крепость, откуда начал строиться город.
9 мая 1785 года был издан Указ Государыни Императрицы Екатерины II в котором говорилось о сооружении в центре Владикавказской крепости храма.
В 1818 году вместо храма была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Церковь принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным батальонам.
В ограде собора были погребены герои Кавказской войны, генералы, офицеры, знатные горожане. Здесь находились могилы, как основателей Владикавказа, так и владикавказцев начала XX века.
Перед храмом находился сквер. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, Городская Дума постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора». Этот сквер между Старым собором и Михайловской площадью был разбит давно. В центре его стояла красивая беседка в честь посещения Владикавказа Императором Александром III .
С окончательным установлением советской власти Царскую беседку, как наследие прошлого, быстро убрали. Не угоден, поначалу, новой власти оказался и Пушкин. Сквер переименовали в сквер Красных пожарников, так как рядом разместилась городская пожарная команда. Правда вскоре одумались и скверу вернули прежнее имя. Но, ненадолго.
В середине 30-х годов было решено построить правительственное здание и другого места кроме Пушкинского сквера не нашлось. А вскоре, в 1937 году, в год 100-летия со дня смерти поэта, из Москвы прибыл запрос — в каком состоянии Пушкинский сквер.
Местные власти спешно снесли уже закрытый Спасо-Преображенский собор и заровняли кладбище в его ограде, в центр нового сквера поставили памятник поэту и объявили, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер. Трагизм истории еще и в том, что здесь были похоронены те, с кем А.С. Пушкин общался, посещая Владикавказскую крепость — декабристы и крепостное начальство.
Храм святого равноапостольного князя Владимира …
Совсем рядышком находится очень красивый… и интересный … и необычный … православный храм.
Храм святого равноапостольного князя Владимира находится в здании исторической Архиерейской резиденции.
Первоначально храм был сооружен в 1911 г. и его отличительная черта — алтарь, ориентированный на юг. В советской время храм был закрыт, в здание располагался военный госпиталь. В 2013 г. на основании возврата церковного имущества здание Архиерейской резиденции вместе храмом было возвращено Владикавказской епархии. Здание было в заброшенном, аварийном состоянии. Потребовалось несколько лет чтобы его отреставрировать. Владимирский храм пришлось воссоздавать фактически заново.
В росписях преобладает тема духовной и исторической связи России и Алании. На стенах изображения крещения Руси и крещения Алании.
В парусах образы Марии Ясыни, Александра Невского, Николая Туальского, Сармата Писпирийского, Алония Египетского. На стенах храма изображения просветителей Осетии — Алании – основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, основателя женского образования в Осетии протоиерея Аксо Колиева и апостола Осетии епископа Иосифа (Чепиговского). Также здесь запечатлены знаковые для осетинского народа в духовном и историческом плане события и явления: подвиг Задалески Нана, чудо святого Георгия, явленное Хетагу, встреча апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного с аланами.
Еще одна отличительная особенность – мозаичные композиции. Храм украшают мозаики работы мастеров Московского мозаичного цеха с изображениями Спасителя, Пресвятой Богородицы, святого великомученика Георгия, святого равноапостольного великого князя Владимира.
Владимирский храм действует с 22 сентября 2020 г. Настоятелем храма является епископ Владикавказский и Аланский Герасим.
… на этом наше экскурсионное путешествие по Северной Осетии – Алании и Ингушетии подошло к концу. Осталось только дойти до нашего отеля, который совсем рядышком… Забрать из камеры хранения чемоданы… Заказать такси … и … аэропорт Владикавказа … почти четырёхчасовой перелёт до Внукова…
…и уже скоро-скоро вопрос: — пустят ли в квартиру «предателей» наши коты Шпунтик и Швондер?…