День начался с «прекрасного»! За окошком солнышко… Уютный номер… Хорошо выспались…
…»трудовые» действия как всегда не могут происходить без заварки для меня кофе и для Ирины чая. Пока наш «супер» походный чайник кипятился немного прогулялись по нашему номеру и пофотографировали интерьер. Оделись. Спустились вниз на завтрак.
… — Прекрасный завтрак… Как всегда, «Шведский стол». Несколько видов отличных круассанов. Это всё что я записал в свой блокнот, а на самом деле эта столовка в гостинице – одна из самых лучших, из тех где нам приходилось быть. Каждый день нас ожидали постоянно следующий ассортимент:
— Нарезанные: Арбузы, дыни, апельсины, киви… — Груши, яблоки, бананы, виноград, персики, ананасы… — Сосиски (средней паршивости) , бекон жаренный… — 2-5 видов разных йогуртов
— 2 вида хлопьев… — 3 вида соков… — Кофе. Чай. Молоко. Вода… — 3 вида сыров… — Штук минимум 10 разных круассанов… и с джемом… и с кремами… с шоколадом… колбасой… ветчиной…
— 2-3 вида колбас… — 2-3 вида хомона… — Помидоры с мягким сыром… — яйца варёные… — куча омлетов и запеканок…
Самый богатый стол… Самый богатый выбор! Естественно, — очень хорошо позавтракали…. И я, в очередной раз ругаю свою привычку с детских лет – по утрам не завтракать…. Ну, нет у меня аппетита по утрам…
… Ничего сказать о завтраке не могу. Вроде всё было прекрасным, но уже перед самым отъездом в Монтсеррат был конфуз. ….Уже было пора садиться в автобус, а нас обоих как бы «приспичило»!… В очень быстром темпе почти «побежали» в туалет ближайшей гостиницы. …. И как потом оба друг другу признались – у обоих был очень сильный — жидкий стул…..!!!! Видимо в завтраке, что-то было такое, что на наши желудки так подействовало….
Дом Бальо… Дом Мила… А. Гауди …
…- А, перед этим… после завтрака… у нас было пара часов «лишнего» времени (вышли из гостиницы не как всегда «впритык», а на пару часов пораньше. И решили прогуляться до «Hard Rock» кафе, у которого была назначена наша встреча перед автобусом – по одной из главных площадей Барселоны. По Passeig de Gràcia. Там мы в полной мере полюбовались двумя творениями Антонио Гауди. А, именно Дом Бальо (Casa Batllo)
Дом Бальо (кат. Casa Batlló; по-русски иногда неправильно пишется «Батло» и «Батльо») — жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу: Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), 43 в районе Эшампле (кат. Eixample), Барселона и перестроенный архитектором Антонио Гауди в 1904—1906 годах. Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье.
Пы. Сы. — Почему наши «супер архитекторы» не могут додуматься до очень простых решений установки скамеек для пешеходов? Превосходное решение у мэрии Барселоны, которые сделали и скамейки… и деревья в «безопасности» …
Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе. Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила. Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера.
Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленого персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения, Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу-вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой). Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов. Дом Бальо находится рядом с домом Амалье и домом Льео Морера (кат. Casa Lleó Morera) и вместе с ними является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.
Яркостью дома напоминало подводный мир. Загляденье! Первая эмоция была то, что крыша дома, это спина дракона.
От дома просто дух захватывает, вначале почему-то вспомнилась сказка про пряничный домик, потом пошла ассоциация с карнавалом в Венеции, а потом, когда добрались взгляды где этаж отделан голубой, синей, плиткой с симпатичными витражами, вспомнила почему-то сказку «Алиса в зазеркалье», может просто вид навеял, хотя, когда в свое время ее читал, таких картинок в воображении не мелькало…
Красота ну просто неземная! И днем-то здорово, а вечернее освещение превращает все в сказку… (мы ещё несколько раз проезжали мимо этих домов и в вечернее время).
Да…Против Гауди не попрёшь!
Следующим нашим домом был дом Мила. Около него мы довольно долго прохаживались взад-вперёд… сидели… курили… просто наслаждались….
Дом Мила, Каса-Мила (кат. Casa Mila) — жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антонио Гауди для семьи Мила, одна из достопримечательностей каталонской столицы. Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасия с улицей Каррер-де-Провенса (кат. Carrer de Provenca). Каса-Мила стало последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия. Каса Мила выглядит одновременно примитивным и незаконченным, его формы поражают воображение. Называют множество источников, из которых Гауди мог черпать вдохновение при проектировании. Это и церкви в Каппадокии, высеченные ветром в скалах, и катакомбы святого Петра в зальцбургском холме, и сложенные из песчаника башни для хранения зерна в южном Судане, и глиняные конические башни в Того. Специально для Каса Мила была разработана новая технология строительства. Примером послужили лёгкие промышленные конструкции железнодорожных вокзалов, с той разницей что металлические опоры были заменены колоннами из восстановленных кирпичей. Фасад плавно обтекает вертикальный металлический профиль, но ещё более необычным выглядит поэтажный план здания. До этого каждый дом в Эйшампле был симметричным, с плоскими стенами и прямыми углами. В поэтажном плане Каса Мила прямоугольные формы сменились криволинейными, напоминающими группу свободно плавающих пузырей, каждый из которых представляет собой помещение, случайным образом примкнувшее к остальным.
Существуют многочисленные истории о работе Гауди над Каса Мила. Его чертёжник Хосе Каналета жаловался, что вынужден изготавливать чертежи такого размера, что приходится ложиться грудью на доску, размазывая готовые фрагменты. Быть может, следует разделить чертёж или найти какое-то другое решение проблемы? Гауди посоветовал Канталете прорезать отверстие в центре чертёжной доски, чтобы можно было пролезть под ней, вынырнуть в центре и чертить, поворачиваясь вокруг своей оси. Один педантичный архитектор спросил Гауди, как тот может начинать работы, ещё не имея готовых чертежей. Гауди опустил руку в карман, вытащил скомканный лист бумаги, аккуратно расправил его и, протянув в направлении Каса Мила, торжественно изрёк: «Вот мой проект, сеньор. Bon dia i A Deu!» Таким образом Гауди постепенно превращался в легенду, в самого известного архитектора на Пиренейском полуострове. Но одновременно росло и неприятие его творчества. Толстые кошельки избранных клиентов Гауди, экзальтированный католицизм, непредсказуемые смены настроения и странный уклон в модернизм вызывали поток негатива. Между тем строительство Каса Мила продвигалось вперёд. Гауди умел распределять работу не только на строительной площадке, но и среди других мастеров, например, слесарей. Также он прекрасно знал, когда следует вмешаться самому.
Одна из историй повествует о том, как он довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Эта роза должна была символизировать его клиентку, донью Росарио. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета. Завершить проектирование балконов Каса Мила Гауди поручил Хухолю, и, работая в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии, тот полностью обновил язык кованых железных украшений. В Каса Висенс ворота и ограда, спроектированные в 80-х годах, содержали бесконечное повторение отлитых из чугуна цветов пальмы. Один и тот же фрагмент без каких-либо изменений мог повторяться бесконечно долго. Однако Хухоль нашёл новый, уникальный способ взорвать металл своих абстракций, чтобы сдержать и ограничить их элегантных «балет форм». Метод работы его был не совсем обычен. Для каждого балкона он раскатывал рулон бумаги и делал эскиз углём в масштабе 1:1. Эскизы были разные, но тема одна – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах Каса Мила. Передав эскизы мастерам Бадиа, Хухоль посоветовал им работать fa presto, вытягивая металл и как бы рисуя им в воздухе, играя его прочностью и эластичностью. Получив законченное изделие, Хухоль принимался за его доработку, придавая абстрактным формам нужную выразительность. Испанских архитекторов того времени возмущали своеобразие и спонтанность такого метода, они противопоставляли его своему структурированному аналитическому подходу.
Почти все признавали его почти фетишистский характер, а также необыкновенную способность Хухоля создавать волшебный мир форм, в котором «фантазия неизменно рождалась из царства логики». Наибольшие трудности вызвало возведение фасада здания. Несмотря на то, что формально наружная стена не была несущей, приличная толщина камня Монжуика потребовала от подрядчика разработки системы шкивов и противовесов, позволяющих водружать каждый камень на место. И хотя у подрядчика имелся солидный запас в смысле стоимости, никто не предполагал, что придётся по четыре раза поднимать и опускать один и тот же камень, прежде чем он ляжет на место. Работа с глыбами, такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт, едва не привела Байо к банкротству. Он пожаловался архитектору, и Гауди добился увеличения бюджета. Когда Милу спросили, не теряет ли он деньги на этом строительстве, тот резко ответил, что теряет не деньги, а терпение. И Гауди, и Мила хотели, чтобы Каса Мила стал роскошным жильём, однако работы слишком часто останавливали по разным причинам. Папка, содержащая все материалы долгой юридической эпопеи дона Пере Милы, сохранилась в муниципальном архиве, и, несмотря на отсутствие литературных достоинств, эти документы проливают свет на дьявольскую изощрённость бюрократического ума. 27 февраля 1906 года, всего через неделю после того, как Гауди представил свой проект, Мила обратился в городской совет за разрешением снести старое здание.
В конечном итоге оно было получено – двадцать месяцев спустя. Это было слишком долго. Работы начались без официального разрешения. Через некоторое время Гауди получил распоряжение убрать колонну, сильно выступающую на Пассеч де Грасиа. Этот эпизод, известный как «Дело о слоновьей стопе», стал частью местного фольклора. Гауди велел подрядчику передать ответ: «Скажи им, что если они хотят отрезать кусок от моего здания, как будто это ломоть сыра, мы вырежем на усечённом фасаде надпись: изуродовано по распоряжению городского совета Барселоны такого-то числа…» Городской совет не отступил и потребовал немедленного выполнения всех распоряжений. На этот раз Гауди просто-напросто проигнорировал его абсурдные требования. 16 июня 1908 года Байо, не обращая внимания на то, что официально работы считались приостановленными, обратился за разрешением расширить стройплощадку. Через десять дней разрешение было получено. Эти юридические кошки-мышки продолжались и в следующем году. В июне 1909 года, то есть, через три года после представления проекта, когда Каса Мила уже поднялся на четыре этажа, городской совет одобрил проект Гауди и выдал официальное разрешение. Из тридцати шести месяцев строительство Каса Мила являлось законным в течение всего лишь четырёх недель. В конце весны 1909 года ограждение наконец убрали, и публика впервые смогла увидеть здание, о котором так много говорили. Некоторые увидели в нём «каменное лёгкое, которое едва заметно дышит», богемец Фрэнсис Карко сравнивал его с «фантастическим знаменем из цемента, у которого не хватает только флагштока».
Каждый комментатор отмечал его связь с миром живой природы и экстравагантную интерпретацию барокко. Ещё во время обучения в Школе архитектуры Гауди записал в своём дневнике: «Совершенно очевидно, что в типическом здании всё подчинено единой доминирующей идее». Доминирующая идея Каса Мила – гора. Но гора, оставляющая впечатление движения, столь характерное для арт нуво. Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов. Прозвища возникли незамедлительно, и одно из них приросло – La Pedrera, «каменоломня». Сегодняшняя суровость Каса Мила далека от первоначальной задумки Гауди. Он планировал изменить рукотворный ландшафт, предложив всем жильцам украсить балконы пышной растительностью. Зелёные вьющиеся растения, свисающие корзинки и виноград должны были смягчить резкие очертания, а кактусы, папоротники и пальмы – сбить повторяющийся горизонтальный ритм балконов. Будучи специалистом в области гидравлики, Гауди даже предусмотрел систему самоирригации. Нашлись такие, кому Каса Мила напомнил недавнюю железнодорожную катастрофу. Другие вспоминали о шутке Русиньоля по поводу обитателей, которым остаётся только разводить змей среди скрученных и изогнутых стен. Этот юмор был направлен на разрушение беспощадной серьёзности Каса Мила. Один каталонский писатель, такой же эксцентричный, как Сальвадор Дали, восхищался выдержкой архитектора: «Гауди рискнул всем и элегантно пришёл к примитивной архитектуре, которая тем не менее содержит в себе все достижения современности».
И он был прав. Люди, живущие в Каса Мила, знали, что они поселились в произведении, отражающем современное состояние искусства где-то на пустынных границах стиля. Критики того времени писали о Гауди: Его личность пронизана болезненной, необъяснимой гордостью и тщеславием. В стране, где большинство дел остаются несделанными, а то немногое, что делается, всегда подвергается опасности разрушения или незавершённости, наш архитектор работает так, как будто сама архитектура возникла в момент его появления на свет. Его работа представляет собой имитацию жизни космоса, внутри которого люди должны проходить через мистическо-первобытное существование… Он не римлянин, не католик в том смысле, в каком эти понятия обычно используются в нашей культуре. Он – примитивный христианин лесов. Епископ Рагонези во время одного из посещений собора Саграда Фамилиа назвал Гауди «Данте нашего времени». В главе «Чистилище» его «Божественной комедии» Вергилий отправляется на каменистый остров, где острые вершины торчат прямо из моря. Медленно взбираясь по террасам и карнизам этой горы-чистилища, он попадает в земной рай, где возрождаются невинные души. Добравшись до крыши Каса Мила, посетитель также попадает в совершенно иной мир. Замаскированные под скульптуры дымоходы, вентиляционные трубы и шахты лифтов выстроились здесь в хорошо продуманном порядке. Кажется, эти безглазые великаны спят, но их присутствие ощущается повсюду. Они создают такое же ощущение замкнутости, как скульптуры Генри Мура. Уингфилд Дигби так характеризовал работы Мура: «Создаётся впечатление, что человеческие фигуры не обратились в камень, а вросли в него; человек вобрал в себя часть массивности земли и скал». Фигуры Гауди, подобно скульптурам Мура, были «древними формами», представлявшими собой «полную противоположность современному человеку».
На крыше Каса Мила Гауди проиллюстрировал невидимый мир человеческой психики. Функция этих статуй – замаскировать обычный для крыши беспорядок – была гораздо менее важна, чем их внешний вид. Некоторые из них, туго обвивающие дымоходы, были изогнуты не для того, чтобы усилить тягу, а чтобы явить миру некие мучительные корчи. Крышу Каса Мила следует читать как трёхмерный дневник, историю отчаянной борьбы; каждая фигура – это очередная глава мучительной исповеди. Гауди всегда любил обыгрывать напряжение, существующее между противоположностями. На первый взгляд Каса Мила похож на гриб, выросший прямо из городской мостовой. Архитектор предстаёт перед нами как скромный слуга природы, одновременно проявляя высокомерие, свойственное творцу эпохи романтизма. Как писал Уолтер Бенджамен: «Концепция демонического проявляется тогда, когда современность вступает в союз с католицизмом». В Каса Мила и впрямь есть что-то демоническое. Арнольд Хаузер связывал эту разновидность распада с романтизмом – точно так же, как это ранее делал Гёте. Реальность, от которой бежал Гауди, — это грозный мир материализма. В то же время большую часть жизни он работал на ведущих фабрикантов Каталонии. Эта проблема была общей для всех художников. Настоящий прообраз Каса Мила – не просто гора, а вулкан. Мягкие складки фасада вызывают ассоциации с неумолимым движением лавы. Такая же карающая лава затопила Помпею – город, известный своими сексуальными извращениями. Гауди отправился в свой собственный крестовый поход против материализма. Его подсознательным желанием было желание наказать тщеславных буржуа. Чем нужно было руководствоваться, чтобы написать на туалетном столике доньи Росарио: Memento homo qui pulvis eris et in pulvis reverteris («Человек, помни, что ты вышел из праха и обратишься в прах»)?
Мы были в Барселоне и видели необыкновенные творения А. Гауди своими глазами!!! Ребята (товарищи, братья… и сёстры!) -это великолепные шедевры архитектуры, несравнимыми ни с чем на свете! Все в Барселону! Запомните на всю жизнь! – так или примерно так мне хотелось сказать после увиденного… …- следующим домом Гауди представшим нашим взорам был дом Кальвет. … …внутрь дома не пускают. … нижние этажи используются под склады… первые под офисы… а, остальные заселены обыкновенными жильцами, — заведомо идти к нему нам не захотелось. Было вполне достаточно лицезреть его из окон автобуса при направлении в Монсеррат…. …Что сказать от увиденных творений Антонио Гауди?….. Можно лестно и долго выражать все свои впечатления и мысли…. Но, если попроще: СПАСИБО Господу Богу, что он дал мне и Ирине в нашей жизни возможность увидеть своими глазами завораживающие…уникальные…дивные…необыкновенные…сказочные… творения — шедевры такого чувственного архитектора. Гения !!! … … Я просто Преклоняюсь перед Гауди… ……а, как бы хотелось бы подобный дизайн у себя дома или на фазенде!? … Как повезло Барселоне с Гауди! Посещение Барселоны, видеть творение неповторимого архитектора — ХУДОЖНИКА Гауди своими глазами, ДОРОГОГО СТОИТ!!!!! Красота сказочная!!!
Монтсеррат …
… мы уже сидим в нашем автобусе… и путь наш лежит в Монсеррат!!!
…- Начинается все вполне обычно — с утреннего экскурсионного автобуса, который стартует от «Hard Rock» кафе. Несколько часов езды, сначала по холмам Каталонии, потом по шоссе, пронзающему поросшие лесами горы. Многие побывавшие на горе Монтсеррат очень негативно отзываются о гидах. Мне особенно запомнился рассказ одной туристки, у которых гидом была чешка. Которая была сама уверена, что свободно владеет русским. Но, на самом деле — довольно странная смесь чешского и польского с редкими вкраплениями русских слов. О монастыре на горе Монтсеррат она рассказывала много и интересно. Да только ее не понимал почти никто.
Это по её рассказу оказалось, что мальчики знаменитого монастырского хора «не молодые послушники, нет». Они «дети монахов, которым запрещено жениться». При осторожной попытке уточнить, кому именно запрещено жениться, чешка удивилась нашему недоумению — монахам, конечно. Детям – можно!!!! … – наш же гид – Елена, просто молодец! Мало того, что она сама русская. Да к тому же она только последние из своих (где-нибудь 40) – 16 лет живёт в Испании. Да и в прошлом… в России – она Педагог. Так что даже лично я, нашёл много «общих точек соприкосновения».
В дословном переводе Монтсеррат означает «закрытая гора». Название появилось, скорее всего, из-за формы этого отдельно стоящего горного хребта, самый высокий пик которого достигает 1.236 метров над уровнем моря. Эти скалы — голые, обветренные веками и похожие на зубы огромного неведомого зверя — пользовались особым уважением и почитанием местных жителей еще с дохристианских времен.
Но и для каталонцев, появившихся на свет в конце двадцатого века, Монтсеррат – это не просто гора. Это — сердце самой Каталонии. «Это самое главное, что ты должен увидеть, живя в Испании!» — убеждала меня гид Елена. Убеждать долго не пришлось и вот мы уже в пути. Католический монастырь Монтсеррат является религиозным символом Каталонии.
Расстояние от Барселоны до Монтсеррата около сорока километров.
Монтсеррат видно издалека. Окруженный менее высокими горами, он возвышается как большой зуб (это потом с более близкого расстояния можно разделить один большой зуб на много маленьких).
Снизу может быть солнце, а на вершине — облака и туман. Внизу копошатся люди, что-то выращивают, строят (жилья у подножия горы возводят много, но все очень дорого), а на верху — спокойствие, свежий воздух и … много туристов. Слишком много, чтобы почувствовать, как бьется сердце Каталонии. Но до верха еще надо добраться.
И вот — подъехали. Наш автобус, двухэтажное чудо современной техники, проплыл по городку, расположенному в долине у подножия горы. Затем мы вышли к станции фуникулера… Но, это раньше, чтобы добраться до монастыря, надо было или подниматься пешком, или пользоваться специальным фуникулёром. Необычная по конструкции железная дорога — фуникулер с современными вагончиками, из которых удобно обозревать окрестности.
Пока поезд ползет вверх, разместившаяся в нем компания путешественников фотографирует через тонированные окна склоны горы. Цивилизация идет вперёд и к нашему приезду уже была выложена автомобильная дорога серпантин. По которой мы и поехали вверх к монастырю. Я бы не сказал, что это самое-самое страшное в моей жизни. … Мне всегда припоминалось как по более отлогим склонам гор Таджикистана нас с Валерой Рябовым (царство ему Небесное!) вёз на задрипанном автобусике типа ПАЗ шофёр Мустафа. Одновременно он лузгал семечки… пил чай… болтал с пассажирами…. А, у нас было впечатление, что он вообще второй раз в жизни сел за руль. Когда мы с Валеркой смотрели в окошко вниз……. Склон был абсолютно отвесным…. И мы с ним долго спорили и считали, сколько времени будет падать наш автобус прежде чем шмякнется на дно ущелья…. Думаю, что собрание сочинений Льва Толстого – мы точно бы успели прочитать………
…- Здесь же склоны хоть и были отвесными… но, всё же не такими. Единственное, что здорово смущало, — это рассказ гида Елены, что камнепады в этих горах – ЕЖЕДНЕВНЫ !!!….. Она это сказала… и выждала довольно таки внушительную паузу……. Всем сразу захотелось выйти… или на крайний случай одеть памперсы………… но, после выжданной паузы, она просто добавила небольшой факт… Что «Смуглянка»… или «Чёрная дева Мария»…. Или «Святая Дева Мария Монтсерратская»………… (есть и ещё несколько её названий) – является ЗАЩИТНИЦЕЙ горы Монтсеррат. … Хоть камнепады и происходят каждый день, но никогда и ни один человек не пострадал от них. (Думаю, что скоро эта блажь закончиться, когда русские-пьяные туристы начнут осваивать эти горы…)
Как выглядит гора Монсеррат вблизи? Как гигантский лесистый холм, увенчанный огромными, в десятки метров, скульптурами… Но это не скульптуры. Это каменные столбы, геологические образования, напоминающие фигуры людей. Сходство настолько разительное, что сразу возникает вопрос, как и кто это сделал.
…-И вот наш автобус взобрался на самый верх. Припарковался на специальную парковочную площадку прямо перед монастырём. До центрального входа в монастырь надо пройти всего лишь километр. Но какое же чудо — сам монастырь. Первое, что приходит в голову, когда смотришь на это великолепие, — не может быть. Второе — но он же реален, этот удивительный комплекс рукотворных и природных памятников. Вот каменные столбы, похожие на людей, скалы, в которых угадываются не просто лица — человеческие эмоции, переживания. Вот готический храм. Вот гостиница для паломников, галерея, магазины… Как они поднимали сюда строительные материалы?! И сколько труда было вложено в создание монастыря?
…- Монастырь Монтсеррат (кат. Monestir Santa Maria de Montserrat, исп. Monasterio de Montserrat) — бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии и центр паломничества католиков со всего мира.
Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монтсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10 х 5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы.
Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда. В 1987 году природный комплекс, прилегающий к монастырю, объявлен национальным парком Каталонии. Богатая флора этого уголка природы охватывает более полутора тысяч видов. Украшенные скульптурными произведениями и майоликой и ухоженные горные тропы этого музея под открытым небом, опутавшие окрестности монастыря, оборудованы указателями продолжительности и уровня сложности маршрута и пользуются успехом для прогулок как у туристов, так и у местных жителей. Монастырь обладает развитой туристической инфраструктурой. К монастырю Монтсеррат проложена подвесная канатная дорога. С 2003 года функционирует зубчатая железная дорога «Cremallera de Montserrat». Интерьер восстановленного монастырского собора, над которым трудились художники и скульпторы XIX и XX веков, представляет собой сплав нескольких стилей с преобладанием модернизма. В 1881 году папа Лев XIII присвоил собору Монсеррата титул малой базилики. Алтарь высечен из скалы и богато украшен эмалью и серебром. В Тронном зале, отличающемся особым великолепием, с 1947 года хранится статуя Святой Непорочной Девы Марии Монсерратской.
Трон Мадонны из литого серебра был воздвигнут на народные деньги в знак примирения после Гражданской войны. Святильники для Тронного зала были подарены монастырю различными общинами страны. В оформлении алтарной часовни собора принимал участие Антонио Гауди.Первое упоминание о монастыре Монтсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находилось четыре скита, один из которых был посвящён Деве Марии. В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. К XII веку сложился современный архитектурный ансамбль монастыря. Во время своего второго путешествия Христофор Колумб назвал в честь монастыря Монтсеррат остров в составе архипелага Малых Антильских островов, ныне британская колония. В 1522 году паломничество в Монтсеррат совершил основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. В 1592 году прошло освящение нового собора, построенного в стиле Возрождения с элементами готики. Собор отличался большими размерами, в особенности с учётом того, что находился он на скалистом обрыве. В 1811 году монастырь был подожжён и разрушен войсками Наполеона. От первоначальных построек монастыря сохранились лишь романский портал собора и остатки готического клуатра. Некоторое время бенедиктинский монастырь находился в руинах и запустении. В 1844 году при поддержке бенедиктинской общины и каталонского населения началось восстановление монастыря, которое заняло около ста лет.
В XX веке Монтсеррат стал самым осязаемым символом Каталонии и опорой в тяжёлое время в её истории. Только в стенах собора Монтсеррат во времена диктатуры Франко проводились службы и бракосочетания на запрещённом тогда каталанском языке.
Ежедневно в час дня в исполнении хора мальчиков, обучающихся в музыкальной школе при монастыре «Escolania de Montserrat», в храме звучит гимн деве Марии — известное в Каталонии песнопение «Виролай» (лат. Virolai de Montserrat). Известная во всём мире музыкальная школа была основана в XIII веке и является одним из самых древних музыкальных учебных заведений Европы.
Хор мальчиков принимает участие во всех торжественных литургиях. Чёрная Дева Монтсерратская. Монастырь Монтсеррат хранит национальную святыню Каталонии — статую Богоматери с младенцем на коленях XII века(по легенде-IX века), привлекающую в монастырь паломников со всего света. За свой тёмный цвет 95-сантиметровая статуя из чёрного тополя в золотых одеждах получила название «Чёрная мадонна», а каталонцы ласково величают её «La Moreneta» (кат. «Смугляночка»).
Благодаря заботе спрятавших её верующих статуя уцелела во время разграбления монастыря в 1811 году. К алтарю в Тронном зале поднимается очередь, чтобы поклониться святой покровительнице Каталонии, коснуться её рукой.
В здании собора имеется специальная комната, куда возвращающиеся паломники привозят символы исполнившихся желаний-свадебные платья, уже не нужные ортопедические принадлежности, итп.
Согласно легенде чудотворная статуя Девы Марии была обретена поселенцами в одной из пещер во времена Реконкисты.
В честь Монсерратской мадонны именем Монтсеррат (сокращённо Montse Монсе) в Каталонии называют девочек. Это имя носит, например, известная сопрано Монтсеррат Кабалье. На территории монастыря работает музей, где проходят выставки работ монахов. В музее открыто шесть основных экспозиций: археологическая, посвящённая культурному наследию Ближнего Востока; иконографии Девы Марии; драгоценностей; живописи XV—XVIII вв. и живописи и скульптуры XIX и XX вв., среди которых работы Эль Греко, Караваджо, Луки Джордано и Джованни Баттиста Тьеполо, а также Клода Моне, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Рамона Касас-и-Карбо и Сальвадора Дали; уникальная коллекция православных икон. Попасть в библиотеку крайне непросто. В ней хранятся рукописные средневековые книги, а также издания монастырской типографии, появившейся в XV веке. Типография относится к числу старейших на Иберийском полуострове. Собрание библиотеки насчитывает более 300 тысяч томов, 400 из которых — рукописные. Самый ценный манускрипт библиотеки — сборник XIV века Llibre Vermell, содержащий десять средневековых песен. Доступ разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Исключений по сей день сделано не было. Бенедиктинский орден служит в Монсеррате уже более тысячи лет.
В настоящее время в монастыре обитает около 80 монахов. На монахов возложена работа по непосредственному приёму и обслуживанию прибывающих в Монтсеррат паломников. Для паломников на территории монастыря работают монашеская гостиница, здание с кельями. В свободное время монахи занимаются творчеством, а также производят собственные натуральные продукты: вино, ликёры, торты, мёд, творог, орехи. Посещая монастырь с паломничеством к Черной Мадонне, или с экскурсией, увидеть монаха-бенедектинца-в Каталонии считается счастливой приметой.
…-Из автобуса проходим по длинному то ли мосту, … то ли просто пешеходной дорожке. С одной стороны здания монастыря Монтсеррат, а с другой – пропасть. Глубоко в низу видны города… ущелья… подвесная канатная дорога… необычная по конструкции железная дорога — фуникулер с современными зелёными вагончиками… Дух захватывает одновременно и от красоты, и от страха. А, вроде и боятся нечего – нас оберегают металлические перила…… сделали небольшую остановку около информационного центра. Гид Елена зачем-то туда сходила… Не знаю, — ведь в ход в монастырь бесплатный…
…-по другой версии Бенедиктинская община в горах Монтсеррат начала свое существование с 880г. А в 1025г. аббат Олива на этом месте основал монастырь. И вот мы с Ириной подошли к памятнику этому аббату…
Вышли на площадь перед музеем. Porteria del Monestir. Как всегда прогулялись. Фотоаппаратам так же приходилось «работать».
Дальше была площадь Святой марии и вход атриума. Настраиваемся на встречу с чудесным и проходим в атриум, посвященный таинству крещения. Есть на что полюбоваться и при входе, и внутри.
В середине огромный круг с надписями… Еще можно выбрать момент, когда посетителей мало. Ты один в круге с надписью по латыни: CHRISTVS CAPVT ECCLESIARE TOTO ORBE DIFFVSAEA. Все поняли? Не-е-ет? Я тоже по латыни ни бум-бум… Это Ваш первый шаг к Иисусу. IMHO «Кругом силы» для Вас это место станет после таинства Крещения. Доходчиво?….перед нами роскошный фасад собора….
Внутри базилики священный и роскошный полумрак, тишина. Величие и спокойствие стен берут верх над желанием все запечатлеть. Вот и приходится «работать» как робот. И думать, и смотреть, и наслаждаться…. И одновременно фотографировать…
Так как Знаменитый хор мальчиков поёт в 13:00 в базилике и — для многих это основной момент дня. Поют, кстати, всего 12 минут, — у нас было ещё около получаса свободного времени, Елена повела нас в «музей» исцелённых. Дело в том, что по каталонским преданиям к Смуглянке надо обязательно свозить невесту — гарантия здорового потомства.
Любителям экзотики можно порекомендовать бракосочетание в горах — монастырь предлагает красочную и праздничную церемонию.
А, многие приходят к Святой с различными болезнями. Исцелившись, приносят в этот музей какие нибудь вещи, напоминающие что у них исцелилось. Мы видели множество протезов (значит, исцелилась нога или рука), детские вещички (наверняка родился ребёнок)… сердечки… фотографии…….. И интересно то, что этот «музей» меняет выставленные вещи раз в неделю. Представьте, скольким людям Святая Смуглянка помогла. Исцелила !!!
…- Выходим через крытую галерею по пути Ave Maria, с тысячей торжественно горящих свечей. Имеете право добавить свою. Если не умеете молиться — Ave Maria! Gracia… Мы с Ириной купили большую свечу. Зажгли от «основной» горящей где то в центре…. А, я подошёл к небольшому столу, где была положена специальная книга и сделал свою надпись пожелание… Ничего мудрёного в нём не было. Просто на тот момент тяжело болели мой племянник — Максим и очень хороший человек — сосед по дому Володя Балабан. Пожелание здоровья… … Жаль. Не помогло. Царство им небесное…
Фуникулер, идущий вверх, называется Funicular de Sant Jovan. Там можно купить сразу двойной билет: он действует для верхнего и нижнего фуникулера. Иногда тут скапливается очередь, тогда придется постоять. Однако мы стояли буквально 10 минут, хотя очередь была приличная. Ходят здесь два фуникулера, но рельсы проложены для одного: там на середине пути есть разъезд.
Достоялись, зашли в вагончик. Машинистка вагончика, проверив билеты и запустив народ, закрыла вход на цепочку, закрыла дверь и пошла в верхнюю кабину.
Добрались наверх. Там указатели на четыре туристических тропы разной протяженности: от 15 минут до почти двух часов. Пошли направо, любуясь видами.
Как и любое грандиозное явление природы, скалы окутаны множеством легенд, одна из которых рассказывает о происхождении необычных разломов в горном массиве. Древняя история гласит, что однажды на Монтсеррат опустились ангелы, которые скучали на фоне однообразного ландшафта и не знали, чем им заняться. В конце концов, они принялись раскалывать массивные каменные столбы молниями. В результате их творческой деятельности и появились разнообразные картины сюрреалистического толка. Гора получила имя Монтсеррат (иссеченная), а причудливые каменные образования местные жители назвали так: «Лик Святой Девы», «Божий перст», «Голова Элефанта», «Горбатый верблюд», «Брюхо епископа», «Лошадь Бернарда», «Мумия».
Описывать виды с вершины Монтсеррат — не могу. Просто прекрасные!… мы просто гуляли… наслаждались… И хорошо, что среди нас был «адекватный» мужчина, понимающий «суть жизни»… — мы просто обменялись фотоаппаратами. Он снимал нас… я снимал его. Вот именно поэтому, когда приехали — в нашем архиве оказалось масса фотографий где мы с Супругой вдвоём…
Спустились в низ… В палатке от монастыря купили мёд и ежель память не подводит, — сыр произведённые монахами монастыря… … и в автобус… Обратная дорога в Барселону…
… Приехали … Сил на какую-либо экскурсионно-познавательную прогулку у нас уже просто, — не было. Просто шли «в примерно-приблизительном» направлении к отелю. … с маленькой целью, — ещё где нибудь и поужинать…
… вообще, — очень интересно гулять вечером. Особенно, когда тепло … Жаль только, что не всё можно запечатлеть на фотоаппарат…
… часто лотки с овощами располагаются не только в самом магазине, но и на улице… Поразило бережное отношение к «ихнинским» дыням (кстати, — полное дерьмо, по сравнению с нашими Астраханскими, Таджикскими… Узбекскими…). Да, и цена не в их пользу…. Интересные грибы в левом лотке… и «наши» рыжики в правом …
… очень интересный попался на нашем пути уличный «циркач», который перекатывал большие стеклянные шары по своим рукам… … а мы между тем прокатились несколько станций на метро… отыскали «тёплый» ресторанчик… «отоварились» огромным количеством жрачки (голод не тётка — мы здорово проголодались»!)… и заполнив свои животы свалились «трупами» на своей койке в отеле…