2014. БЕЛЬГИЯ (*). Брюссель: Брюссельские вафли, парк малый Саблон, Нотр Дам де Саблон, дворец Правосудия. 7 май. 2 день. 3 часть

= Бельгийская фольклорная музыка =

 

(*) – дабы сократить длинное название заголовка страницы (требования к сайту) поставил значок (*). Под ним подразумевается, что основная часть была посвящена БЕЛЬГИИ … день прилёта был посвящён Кёльну (Германия), день вылета – Дюссельдорфу (Германия) и один день ездили в Люксембург (Люксембург).

 

Брюссельские вафли …

Обычно в повседневной жизни мы с Супругой крайне негативно относимся ко всевозможным блюдам быстрого приготовления – фастфудам. Чаще всего — слишком калорийные… слишком жирные… и … и слишком вкусные, когда уже здорово проголодавшись встречаешь их на своём пути в поездках.

Не буду вдаряться в кулинарные вопросы, знаю лишь что вообще вафли – произошли от слова «waffel», в переводе с немецкого означающее «ячейки, соты». Т.е. — главная отличительная черта вафель – рельефный узор. Впервые десерт был испечён в XIII веке. Появление первой вафельницы датировано 1869 годом.

Каких только не бывает вафель?! Бельгийские, Венские, Американские, Гонконгские, … по толщине и вкусу… бисквитные и пышные, хрустящие и золотистые, йогуртовые, творожные, яблочные и шоколадные, …с сахаром и без, с сыром, творожные, с картошкой и капустой… и даже у азиатов с рыбой…

Пред нами в Брюсселе предстало огромное множество вафель с начинками из всевозможных ягод, политые джемами, мёдом, шоколадным сиропом и … «нутеллой». Вообще не ели мы её в России… а тут что-то случилось в наших головах … — «отвели душу» …

 

Эх… что может быть лучше поедания чего-нибудь скусненького на одной из самых красивых площадей Брюсселя! Повторюсь, не пожалейте денег. Обеднеете не сильно, а позитива получите на целый день!

 

Топая своими ножками по улице Режанс от Королевской площади мы зашли в …

… парк Малый Саблон (Le Parc du Petit Sablon) …

Начало хочется описать заключением. Уже после выхода из этого парка хотелось не просто сказать, а заорать словами песенки про хохлов, которые десяток лет назад скакали с криками «москаляку на гиляку», а теперь ноют «а нас за що?» … — «ху.йли вы ноете?». У нас был небольшой разговор с группой туристов с Окраины, которые были недовольны не только Брюсселем, но и всей Бельгией. Смысл его был в том, что в городе, кроме «писающего мальчика», пива и Атомиума – больше ничего интересного нет. Спорить с ними было бессмысленно и тем более, что они, получив с нашей с Супругой стороны резкий отпор быстро перевели «беседу» в политику, где опять прозвучала чушь в виде Спартак и Иисус Христос были хохлами и приводили доказательства того, что именно хохлы основали Рим… — нам оставалось только повернуться к ним задом и ретироваться…

 

Сейчас подобным приезжим туристам хочется посоветовать только пересилить лень и отойти пару шагов от Атомиумов и Гнан Пласов… оторваться от кружки Брюссельского пива… и пяток минут просто посидеть на скамейке в подобном, практически идеальном парке. Просто посидеть в уголке города, откуда совсем не хочется уходить …

 

В путеводителях (а у нас их целых три) об этом парке написано довольно-таки скупо и поэтому просто копирую оттуда:

Но когда-то давно, вплоть до конца XIII века – это было малонаселенное место, находившееся за пределами городских стен XII века. В то время местность эта была покрыта лугами, болотами и песчаными карьерами, которые и дали название этому месту, ведь по-французски «песок» — «sable».

С 1289 по 1706 году на месте, где теперь парк Petit-Sablon, находилось кладбище, принадлежащее больнице Святого Иоанна. В 1304 году, монахини больницы Святого Иоанна уступили часть своей земли гильдии лучников с условием, что они построят на этой земле церковь и сохранят кладбище. Таким образом, в 1304 году на средства гильдии лучников была построена небольшая часовня, которая со временем стала важным местом паломничества. В 1348 году одной благочестивой женщине было видение Божьей Матери, которая просила ее привезти из Антверпена статую Мадонны и установить ее в часовне на Саблоне. Поскольку статуя почиталась как чудотворная, количество паломников еще больше увеличилось. Скоро область Саблон стала более населенной (часовню окружили многочисленные дома) и была в XIV веке включена в городские стены. По заказу гильдии лучников с 1436 года до начала XVI века маленькая часовня была преобразована в красивый готический собор – церковь Богоматери на Саблоне (Eglise Notre-Dame du Sablon).

 

Парк в том виде, в котором его знают сейчас, был разбит в 1879 году по указу тогдашнего мэра Брюсселя Шарля Булса. Его назвали Petit Sablon что означает Маленький Саблон. Архитектор Henri Beyaert, работавший над проектом применил симметричную планировку, где всё имело символическое значение.

 

Так, девять кустарников, подстриженных в виде колец, символизируют девять исторических бельгийских провинций: Антверпен (Antwerpen), Брабант (Brabant), Восточную Фландрию (Oost Vlaanderen), Западную Фландрию (West Vlaanderen), Лимбург (Limburg), Льеж (Liege), Люксембург (Luxembourg), Намюр (Namur) и Эно (Hainaut)

 

Малый Саблон небольшой, но очень уютный парк, окружённый оградой с 48-ю столбами. И стоящими на них скульптурами, изображающими то рабочих, то мастеровых, то аристократов, соединённые кованой оградой. Они установлены в 19 веке.  Лес этих фигур, изображающих отражает еще одно свойство Брюсселя: тут не только любят городскую скульптуру, которой рассыпано великое множество по всему городу, но и любят удивить ее необычностью и оригинальным решением.

В верхней части парка расположен фонтан. Над фонтаном — памятник двум графам — Эгмонту (Egmont) и Орну (Horn), героям сопротивления владычеству испанского короля Филиппа II. Сопротивление, однако ж, закончилось не в их пользу и оба серьёзных джентльмена были в итоге были лишены голов путём отделения их от тела испанским герцогом Альбой на площади Брюсселя Гран-Плас в середине 16-го века. Этот фонтан был изначально установлен на месте казни на площади Гран-пляс в 1864 году. А в 1880 году его перенесли в парк Petit Sablon.

Вокруг памятника в зелёных нишах прячутся в зарослях статуи … Все скульптуры сделаны столь тщательно и натуралистично (в стиле 19-го века), что кажется, будто они живые.

 

Собор Саблонской Божьей Матери … (Нотр Дам де Саблон (Notre-Dame du Sablon)) …

На примере Собора, расположенного через дорогу от парка, в который мы зашли можно увидеть факт обыкновенной «раскрутки» и «впаривания» «шедевров», которые хоть и реально – шедевры (уже без кавычек), но должны стоять на более низких ступенях в рейтингах.

 

Возьмите в пример дико раскрученные Соборы Парижа — Норт-Дам, часовня Сен-Шапель, Сен-Себастьян, монастырь Клюни – мы были во-всех. Да, бесспорно, — они все прекрасны.

Но, есть и побочный фактор – они все когда-то были разрушены и то, что мы видели – уже вид после восстановления и реконструкции. И наиболее яркий пример тому тот же Нотр Дам в Париже, который неоднократно с 13 века уже «ремонтировали», а сейчас (два дня назад перед написанием этих строк) вновь открыли после глобальной реставрации после пожара 15 апреля 2019 года.

Трижды мы были в этом Соборе. Трижды более-менее тщательно смотрели и восторгались. И вот я в тырнете вижу видео открытия… Смотрю почти покадровые снимки. Десятки раз нажимаю на паузу и сравниваю с тем, что осталось у меня в домашнем архиве. … … Хочется просто кричать — Люди! … что же вы натворили… Это же просто «новодел»! Да приезжайте вы в Париж и просто посмотрите на свежий Парижский песчаник, из которого, к примеру, сделан Сакре Кёр. Он же хоть и белый, но имеет чуть серовато-жёлтый оттенок. Нотр Дам – блестит белизной. Чем его покрасили? Зачем? Я уж не говорю про сам пожар. Посмотрите видео (в тырнете полно) – там же почти ВСЁ внутри сгорело, что могло сгореть. Следовательно, — сейчас установлены «новодельные» копии.

Но, пожар – лишь добавил «раскрутки» и будет Собор ещё более популярным среди простых туристов, а на реальные Соборы как в Брюсселе – внимания будут обращать меньше. Хотя большинство церквей и Соборов – построены в то же время. Это оригиналы!!! Они не только больше… — они масштабнее и монументальнее…

… (правда придут подобные туристы с Окраины, которые нам пару часов «до» попались и будут утверждать, что построили их Великие Укры! … Хазлы…)

 Собор Саблонской Божьей Матери считается шедевром средневековой архитектуры. он строился почти полтора века, с 1400 по 1549 год, и включил в себя все элементы как средневековых стандартов строительства, так и местные фламандские стили.

Не буду изобретать велосипед и просто «сворую» текст истории Собора из Путеводителя:

В 1304 году на средства пяти военных гильдий Брюсселя здесь была построена небольшая часовня в честь Святой Девы Марии. Предание гласит, что Дева Мария помогла стрелкам из арбалета победить в соревнованиях. С тех пор арбалетчики стали почитать её как покровительницу гильдии и в благодарность за помощь построили в её честь часовню. Название Богоматери Побед было дано храму в память о битве при Ворингене 1288 года, в результате которой Люксембург перешёл во владение к герцогам Брабантским.

 

Популярность часовни Нотр-дам дю Саблон многократно возросла после того, как благочестивая дама Беатрис Сотникс в 1348 году украла в одном из храмов Антверпена статую Мадонны и принесла ее в эту часовню. Поскольку делала она все это по повелению Богородицы, явившейся ей, интерес к украденной статуе сильно возрос, и множество паломников протоптали основательную тропу к скромной церквушке. Благодаря этому с 1436 года и до начала 16-ого столетия военные гильдии смогли перестроить часовню в готический собор.

Считается, что хоры возводили стрелки из арбалета, трансепт лучники и фехтовальщики с участием аркебузиров. Каждая из гильдий воздвигла в храме алтарь в честь своего покровителя: у арбалетчиков это Богоматерь и святой Георгий, у аркебузиров святой Христофор, святой архангел Михаил у фехтовальщиков, святые Антоний и Себастьян у лучников. В 1581, когда городская власть оказалась в руках кальвинистов, храм на некоторое время закрыли, однако он не был разорён, об этом позаботились гильдии. В конце 18 века церковь закрывали ещё раз, но ненадолго: уже в 1803 году здесь возобновились службы. В период с 1878 по 1907 несколько архитекторов последовательно занимались реставрацией храма. Вторая волна восстановительных работ прошла недавно, с 1995 по 2005 год.

 

Увы, на возведение церковной башни не хватило средств, поэтому фасад здания, вместо башни, сегодня увенчан шпилем с золотым петушком.

Внутри церкви стены расписаны гильдийскими гербами. 11 витражей по 15 метров высотой с преобладанием голубых и зеленых цветов, посвечиваемые ночью, создают необычное световое оформление интерьера с резными элементами декора и большим органом. Оригинальные витражи не сохранились, те, что можно видеть сейчас, созданы в 19 веке.

В центральной части нефа находится кафедра, украшенная символами четырёх евангелистов, а также изображением Девы Марии в окружении святых.

Вплоть до 1784 года церковь служила также усыпальницей для уважаемых аристократических семейств. В частности, одна из часовен церкви принадлежала знатному роду Турн-и-Таксис. Эта семья стояла у истоков создания европейской почтовой службы. Так, в 1490 году была учреждено первое регулярное почтовое сообщение между Брюсселем и Веной, позже возникли и другие направления – Рим, Неаполь, Лион, Париж, Инсбрук.

В 1929 году папа Пий Одиннадцатый назначил церковь Саблон официальной церковью бельгийского Рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

 

Дворец правосудия (юстиции) (Palais de Justice) …

От собора рукой подать до гигантского монументального Дворца Правосудия. Гигантское здание буквально горой возвышалось над городом, и было заметно «тыщу-мульёнов километров до него и является отличным ориентиром в городе. Дворец Правосудия расположен на холме с говорящим названием «виселичный холм», откуда можно насладиться чудесным видом на город. Несколько секунд подумав и пошевелив извилинами в кочерыжках, мы все же решили добраться до этой — самой масштабной достопримечательности Брюсселя — здания государственного суда в Брюсселе или Дворца Юстиции (Palais de Justice de Bruxelles)

 

Подойдя к зданию, ощущаешь себя какой-то букашкой около ступни великана страстно желающего тебя раздавить. Стены из серого грубого камня, не придают торжественность, а реально давят… как будто реально ты находишься перед гильотиной, и она скоро сорвётся и… Чувствуется мрачность, хотя на улице стояла хорошая погода. мрачно и неприступно нависали над близлежащими домами и улицами. Да и с фотографиями возникла проблема – из далека мешаются близ стоящие здания… подойдя ближе всегда в кадр влезает только какая-то часть Дворца. Я тогда «поклялся» купить вместо КИТовского объектива пару посерьёзней (какой-нибудь теле и широкоугольник).

Инициатором строительства Дворца Правосудия в Брюсселе выступил один из первых бельгийских монархов — король Леопольд II, архитектором проекта стал Жозеф Пуларт, известный также по строительству собора Святой Богородицы в Лакене. Строительство Дворца Правосудия длилось более 20 лет и было окончено в 1883 году, Жозеф Пуларт не дожил до его открытия 4 года. Возведение Дворца Правосудия в Брюсселе с самого начала сопровождалось громкими спорами и возмущением и это неудивительно, ведь на осуществление этого проекта было потрачено огромное количество средств — 45 миллионов тогдашних бельгийских франков. Причем она превысила запланированные на строительство средства в 13 раз. Для освобождения подходящей площадки под дворец было снесено около сотни частных домов, что вызвало гнев местных жителей … В день открытия Дворца Правосудия местные жители осквернили строение, а слово «архитектор» долгое время оставалось ругательным. «Schieven architek», что можно вольно перевести с местного диалекта нидерландского языка как «архитектор недоделанный».

Это огромное по размерам строение, втрое превышающее размеры Королевского Дворца, его просто невозможно не заметить в черте города. Высота Дворца Правосудия составляет 142 метра вместе с куполом, а его размеры по периметру — 160 метров в длину и 150 метров в ширину, общая площадь строения — 52,464 тыс. кв. метров, а площадь внутренних помещений превышает 26 тыс. кв. метров. Согласно некоторым рейтингам, Дворец правосудия в Брюсселе призван самым грандиозным строением XIX века.

 

Хорошо, что это строение до сих используется по своему прямому назначению – в здании 27 залов суда и кассационная палата Бельгии, кроме этого в здании 245 помещений, используемых для иных целей и 8 прилегающих дворов.

 

Накануне освобождения Брюсселя во время Второй мировой войны отступающая немецкая армия подожгла Дворец правосудия. Тогда рухнул купол. Новый купол построили на 2,5 метра выше, чем предыдущий. Через 50 лет он снова нуждался в незамедлительном ремонте. С 2003 года длится реконструкция самого здания.

 

Площадь, на которой расположено это здание, Place Poelaert, названа в честь его архитектора Жозефа Пуларта. Находится площадь на высоте 63 м над уровнем Нижнего города и раскинулась без малого на 8 гектаров, что делает её самой широкой площадью Брюсселя и она разбита на холме Галгенберг (Гора виселиц), где прежде вешали приговорённых к смерти.

 

На площади в 1935 году установлен памятник 32 тысячам бельгийским пехотинцам, павшим в Первой мировой войне. Впоследствии в надпись на обелиске добавили даты «1940-1945».

С правой стороны по ходу нашего движения — дворец оборудован просторной террасой, и с Холма висельников открывается великолепный вид на лежащий у самого подножия город.

 

На панорамном стеклянном лифте, можно спуститься в еще один интересный район города Маролль (Marolles). К сожалению, время у нас было ограничено, поэтому вниз мы так и не спустились, а уставшие поехали «домой» в отель наполнив свои животы вечерним ужином в небольшой кафешке …

Ежель будет желание позырить нашими глазёнками Антверпен, то он на следующей страничке…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх