2009. ВАТИКАН (музеи Ватикана, Сикстинская Капелла, Собор св.Петра, ). 2 октябрь 7 день. 1 часть.

… «увертюра» …

…нормальный… стандартный завтрак. Парочка стакано\чашечек кофе, пара соков, сыр, булочка в виде хлеба, масло.

… пол часа ожидания автобуса с уезжающими в Римини (они собирались уже с чемоданами и после Ватикана уезжают ближе к аэропорту) … и едем в Ватикан …

Ватикан… Резиденция Папы Римского, святой город для всех католиков… Расположен на Ватиканском холме (переводится с латинского, как»место гаданий»), ранее здесь цвели сады Нерона. Святое место — потому что по преданиям, здесь приняли мученическую смерть Апостол Петр и другие христианские мученики.
Ватикан занимает площадь всего 44 гектара, является самым маленьким государством мира — город-государство, расположен в центре Рима и про него можно сказать, что это государство, находящееся в столице другого государства. Свою независимость Ватикан получил не так давно, в 1929 году, хотя существует очень и очень давно, история его возникновения начинается с 326 года. Он ничего не производит, но живет припеваючи и его экономическому благополучию могут позавидовать практически все государства Европы. Экономику поддерживают туристы, миллионами посещающие великолепные музеи этого мини-государства. Несмотря на свои крохотные размеры, Ватикан выпускает свою газету, имеется своя почта, своя железная дорога, вокзал и у них тоже бывают пробки… аж в 10 машин!!! Это единственное в мире государство, где никто не рождается, но время от времени кто-то умирает, поэтому есть свое кладбище(тихий зеленый закуток).

Музеи Ватикана …

Музеи Ватикана — это комплекс из 26 музеев, основанных папой Юлием II в. начале XVI века. На территории музеев, длиной около пяти километров: 54 галереи; 1400 залов и 20 двориков-музеев, где хранятся более 60 000 произведений искусства.

Один из входов в Ватикан, ведущий в его музеи. Ватикан обнесен мощной крепостной стеной. И пока мы ждали пока тот же гид, который и вёл экскурсию в первый день нашего пребывания в Риме, — оформляла\покупала билеты — присели на бордюрный камень дороги перед стенами Ватикана. Некоторые даже умудрились вздремнуть …

 

Выслушав, план путешествия по Ватикану от нашего Гида мы примерно представили вот такой маршрут:

… — посещение музеев Ватикана начнётся с дворика Сосновой Шишки, где рядом с шедеврами античности выставлены произведения современности.

… — в восьмиугольном дворике – увидим произведения, которые покорили своей красотой и совершенством мастеров Возрождения: Аполлон Бельведерский — идеал мужской красоты, и Скульптурная группа Лаокоон с сыновьями, открытие которой положило начало коллекции музеев. Увидим торс Бельведерский, любимую скульптуру Микеланджело

… -затем, теоретически, должны попасть в Галерею Гобеленов, сотканных в Брюсселе по картинам школы Рафаэля… где нас должен поразить (не током) эффект «подвижной перспективы».

…- в галерее Географических карт Италии, типа мы должны совершить путешествие по всем регионам Италии

… — побывать потом должны в апартаментах папы Юлия II — Станцах Рафаэля, расписанных самим мастером и его школой в начале XVI в.

… — типа, потом мы попадём наконец, в знаменитую Сикстинскую капеллу – жемчужину Ватикана.

…- на этом наши экскурсии по музеям закончатся, и мы отправимся в собор Святого Петра – самый большой католический собор в мире.

Один из входов в Ватикан, ведущий в его музеи. Ватикан обнесен мощной крепостной стеной. Для посетителей музея существует ряд строгих правил. Запрещены короткие шорты, юбки, декольте, нельзя проносить спиртные напитки и оружие. В Сикстинской капелле строго запрещено пользоваться мобильной связью, фотографировать и громко разговаривать. На всей остальной территории музея фотографировать разрешено, но без вспышки.

Двор Пинии или Сосновой шишки Главная достопримечательность Ватикана, как Двор Сосновой шишки или как его называют Двор Пинии, заслуживает внимания, своей своеобразностью и непохожестью на другие. Двор Сосновой шишки, располагается в Ватикане прямо перед Больведерским дворцом. Своим названием, а точнее его необычности, двор обязан большой бронзовой шишке, установленной перед дворцом. Шишка, датируемая I и II веками н.э., в свое время была центральной фигурой старинного фонтана, находившегося в районе Марсова поля.
Впоследствии Шишке, нашли иное применение, и она была установлена в центре входного атриума Базилики Святого Петра, построенной императором Константином.
Она была покрыта роскошным балдахином, опирающимся на четыре колонны из порфира и украшенного бронзовыми павлинами из близлежащего Мавзолея Адриана.
Использовалась как фонтан, в котором паломники совершали омовения прежде, чем войти в собор. Во дворе сейчас копии павлинов, оригиналы хранятся в Новом Крыле музеев.

Земной шар Арнольдо Помодоро — «Сфера в сфере». Скульптура несет в себе глубокий смысл: меньший шар-это наша Земля, больший, вокруг нее — Вселенная. Разрушая свою планету человек уничтожает Вселенную и себя, ведь поверхность Вселенной зеркальная и каждый человек отображается в ней.

 

 

 

 

 

 

Потолки великолепные везде, их можно рассматривать бесконечно, пока не закружится голова, но времени на все дается очень мало. Начала осмотр с музеев Этнологического и Пио-Кристиано, в котором представлены разнообразные саркофаги, украшенные барельефами, а также рисунками на античные темы. В центре-статуя величайшего охотника Мелеагра и очень много животных в различных позах, в движении, некоторые выглядят гротескно, другие, как живые… …Зал бюстов. Знаменитые военачальники, императоры, правители и их фавориты, все, кто хоть чем-то отметился в истории.

 

Совет (бесплатный): Если Вы располагаете на посещение Ватикана только сутки или того хуже — пол дня… — не задерживайтесь в них… осмотрите так сказать — бегло. Просто далее будет намного интереснее, а сил уже не будет, а ещё лучше, если вообще их пропустите, как это делают экскурсионные группы.

Внутри — длинный коридор с античными статуями. Первое, что поражает при посещении музеев Ватикана, – обилие античных экспонатов. Причем все они превосходны в плане искусства и неотличимы от Ренессансных. Если это скульптуры, то они безупречны. Античности здесь не много, а очень много. Наверное, основная часть всех экспонатов – античность. Меньшая часть – Ренессанс. Вопрос: а где же то, что было между этими двумя периодами, разделенными примерно целым тысячелетием?

 

… далее мы проследовали в галерею Гобеленов, где практически все гобелены созданы по эскизам Рафаэля и его учеников. В зале полумрак, солнечный свет вреден этим произведениям искусства, вытканным на шелке, шерсти и золоте. Ручная работа, воплотившая в картинах, политические истории и религиозные сюжеты. Галерея гобеленов длинной 100 метров с 27 великолепными вытканными картинами с сюжетами из Библии. Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя всего лишь 6 цветов. В галерее всегда столпотворение, поэтому снимать отдельные картины просто невозможно.

… и сразу после Гобеленов мы попали в галерею географических карт. 120 метровая галерея географических карт расписана 40 фресками. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Их изготовление заняло 3 года (1580–1583 года). На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, а моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами. Потолок украшен изображениями из жизни апостолов, а также 24 сценами из Ветхого Завета.

 

Капелла Никколина … Здание самой капеллы, достаточно скромное. Ее размеры составляют всего 6,6 на 4 метра, хотя она и состоит из 2-х ярусов. Капелла Никколина, имеет свою особенную историю, заслуживающую внимания туриста. Кроме истории основания капелла будет интересна и любителям старинной живописи и искусства. Большая часть фресок, отражает жизнь Святого Стефана и Святого Лаврентия в красочных сюжетах. Все расписные сцены были созданы знаменитым художником итальянцем Фра Беато Анджелико. … далее мы прошли в Станци Рафаэля. К сожалению фотографии, получились не «ахти»….

 

Станцы Рафаэля с фресками — это четыре небольших помещения, расписанные в 1508–1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам. Необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа, в апартаментах которого отказался жить Папа Юлий II. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала создать подлинный шедевр. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси: философию, теологию, правосудие, поэзию. К сожалению, не удалось посмотреть все комнаты.

 

— Апартаменты Борджиа … некогда бывшие личными покоями самого Папы Александра VI. Личные апартаменты состоят из отдельных залов, каждый из которых украшен на отдельную тему. В качестве украшений тут представлены фрески 15 века. Стоит упомянуть о том, что все сюжеты фресок, которые тут можно видеть, были выбраны лично Папой Александром VI. На этом ваше удивительное посещение не закончиться, поскольку апартаменты Борджиа, вмещают в себя не только названные залы, но и другие любопытные помещения. Например, стоит пойти в дворцовую сокровищницу или же спальню самого Папы. Данное место по-настоящему любопытно, поэтому сюда обязательно стоит сходить, посещая Ватикан…

Сикстинская капелла …

Череда галерей просто шикарная, пока добрались до Капеллы увидели много потрясающего. Помимо расписанных потолков, на стенах имеются шикарные картины, фрески, по бокам — скульптуры и прочие произведения искусства. Всё это стоит того, чтобы увидеть. Производит неизгладимое впечатление. Повсюду есть таблички. Но на русском языке табличек нет. Так что иностранный язык вам в помощь (английский или итальянский), или же — аудиогид.

… время было уже из головы просто вычеркнуто. Сколько мы лицезрели шедевры – сказать трудно…но, наконец, вышли к Сикстинской капелле, где людей было, как в автобусе в час пик. После похода по музеям она уже не воспринималась, как должна была.

На всем протяжении пути имеются таблички с указателями. Это удобно, хоть как-то ориентируешься в этих бесконечных коридорах и комнатах и видишь, куда движешься. Сикстинская капелла просто фантастическая. Фотографировать было можно везде, кроме Сикстинской капеллы. Но и там туристы фоткали. Я видел. Но, охрана – не зря получает деньги. Несколько снимков я всё же сделал. Помог «опыт разведчика» … — просто медленно передвигал фотоаппарат на уровне пояса и щёлкал. Естественно, — получился только каждый двадцатый снимок… … Закончилась моя «разведывательная» функция уже ближе к выходу. Хотел заснять капеллу во-всю длину… но, «отреагировала» контр-агентура капеллы. Наряженный охранник в штатском резко загородил объектив фотоаппарата газетой … сделал кислую-обиженную рожу… и стал материть меня на непонятном наречии языка макаронников. Я не стал вступать в дискуссию на русском – просто повернулся к нему пятой точкой и ушёл….

Сикстинская капелла носит имя папы Сикста IV делла Ровере, повелевшего построить ее в 1477 г. С 1481 по 1483 гг. Сикстинская капелла-это не просто музей, здесь с 15 века и по сей день проходят Конклавы, где избирается новый Папа. В прежние времена представляла собой домовую церковь: Всемирную известность обрел также и хор Сикстинской Капеллы, состоящий из профессиональных церковных католических исполнителей.

Стены капеллы украшены сценами из Библии, здесь мы видим изображены три тематических комплекса: Сотворение мира, Изгнание из рая, История Ноя. Трудились такие художники, как Боттичелли, Перуджино, а потолок расписывал Микеланджело, один, 4 года, лежа на спине в, построенных им специально для этой цели, «летящих» лесах. Фрески по сырой штукатурке давались сложно, художник по окончанию работы приобрел множество заболеваний, в том числе заболевания позвоночника… Алтарная стена » Страшный суд» тоже работы Микеланджело.

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. … Красота конечно невероятная – потолки! Эти потолки в Ватикане — самые шикарные и оторваться от них по доброй воле лично мне невыносимо трудно. Часами бы на них смотрел. Иногда я даже не замечал, что там на стенах висит… Судя по тому, что вся толпа туристов ходит с задранными вверх головами, мучая свой остеохондрозный позвоночник, который у меня, кстати, дал сбой после такого экстремального вида спорта, как прогулка по Ватикану — не я один «балдею» от ватиканских потолков.

Микеланджело работал над оформлением потолка и много позже над огромной фреской «Страшный суд» на боковой стене капеллы. Он считал себя исключительно скульптором и до просьбы Папы никогда не занимался фресками, но отказать в просьбе Папы не мог. В итоге, он расписал весь потолок, площадью 1115 кв. метров за четыре года (1508 — 1512 г.) Четверть века спустя уже 60-летним Микеланджело будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд (1541 год). Папа Павел III был настолько поражен картиной, что пал на колени и предался горячей молитве. Спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и Даниэле да Вольтеру, ученику Микеланджело, пришлось приводить фреску в «пристойный» вид, за что получил прозвище «Штанописец».

Собор Святого Петра …

… начну с истории создания Собора. Естественно, — пришлось порыться в инете и «стащить» текст из большой книги о Ватикане…

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён Цирк Нерона. Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.      Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название Базилика святого Петра. Строительные работы были завершены в 326 году. Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.      В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра). В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире. Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте, проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти, вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло. Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта.Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.      Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:
Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева — «Усекновение главы святого Павла, справа — «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».     Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.     Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.     Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.     Портал Таинства. Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Огромные бронзовые двери центрального входа принадлежат работе флорентийского мастера Филарета (XV в.). В их верхней части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра.

За статуями Святого Павла и Святого Петра есть еще одна известная достопримечательность Ватикана: Святая Дверь. Это одна из пяти дверей Базилики Святого Петра, расположенная в дальнем правом углу церкви. Святую Дверь открывают только в годы так называемого Юбилея. В Католической Церкви традиция Юбилейных лет началась при Папе Бонифации VIII в 1300 году. Первоначально Юбилей проходил раз в сто лет, однако начиная с 1475 года было решено праздновать Юбилейный год раз в 25 лет, чтобы дать возможность каждому поколению пережить хотя бы один Святой год. Внеочередные юбилеи провозглашались в особых случаях начиная с XVI века. Последний Юбилей был внеочередным, и прошел в декабре 2015 года. Дата начала Юбилейного года, 8 декабря, связана с пятидесятой годовщиной завершения II Ватиканского собора — самого важного события в истории Церкви в XX столетии, когда Церковь “вступила в новый этап своей истории” (MV 4). Закрытую во все остальное время Святую Дверь (а также другие 3 Святые Двери, расположенные в главных Папских Базиликах Рима) откроют и всем, кто войдет в нее (а также в три остальные) церковь и Папа отпустит все грехи.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Можно долго спорить, — но моё мнение однозначно – Православные храмы гораздо теплее. Домашнее. Нет в них напыщенности. Ложного величия. Храм – место для верующих, а не «концертной показухи». Католические – скорее роскошные дворцы. Православные место для обряда…. Но, это сугубо моё мнение…

 

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение. В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма. Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом. Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки. Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности…. …Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины. Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации скульптурного шедевра. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны скульптуры. Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром. … …Мраморная Пьета – единственная скульптура мастера, на которой расположен его автограф. Писатели-биографы и искусствоведы рассказывают, что причиной этого стали неугасающие споры завистников о подлинности творения и авторстве Буонарроти. Мастер тайно остался в капелле, где была представлена Пьета, и написал на перевязи Марии свое имя. Поскольку римский скульптор был малограмотен, то допустил ошибку в имени, которая стала визитной карточкой работы. И сегодня никто не решается исправить эту ошибку, чтобы не нарушить целостность и уникальность композиции… …Серьезный скандал разразился вокруг юности Богородицы. Скульпторы эпохи Возрождения говорили о том, что скорбящая мать изображена чересчур молодой. Микеланджело же дал отпор нападкам, высказав утверждение, что девственницы гораздо дольше сохраняют юношескую красоту.

  

на плане  располагается небольшая капелла Святых тайн…

 

Балдахин над могилой св. Петра…

Baldacchino di San Pietro – это истинный шедевр руки творения мастера Бернини в Ватикане. Четыре мощные бронзовые колонны как бы ввинчиваются в пространство, заставляя его дрожать переливами золота и бронзы. Балдахин имеет огромные размеры. Так, его высота составляет 29 метров, для его установки применены четыре витые колонны. На них, в свою очередь, можно увидеть статуи ангелов. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Кафедра апостола Петра…

По заказу папы Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским. В честь кафедры Святого Петра отмечается одноимённый католический праздник 22 февраля. Кафедра содержит в себе древнюю христианскую реликвию — деревянный трон св. апостола Петра, который по церковному преданию принадлежал апостолу. Реликвия была подарена папе Иоанну VIII Карлом Лысым в 875 году. После создания кафедры Бернини деревянный трон находится внутри неё и скрыт от глаз, однако в 1867 году в празднование 1800-летия мученичества апостолов Петра и Павла он выставлялся для почитания верующими. По средневековой традиции реликварий, содержащий святыню, должен в той или иной степени повторять её форму. Поэтому центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, причём двое западных учителей, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин, находятся с внешней стороны и изображены в западных митрах; а двое восточных, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий находятся с внутренней стороны трона и изображены с непокрытой головой.

 

 

Огромный интерес представляет созданное в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти. Этот наконечник был подарен римскому папе турецким султаном Баязидом II, в обмен на то, чтобы в плену в Риме находился его заклятый враг, он же брат султана. Острие этого наконечника, хранившийся в Париже, исчез во время Великой французской революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В завершающей арке центрального нефа установлена бронзовая статуя св. Петра, который сидит на престоле и благословляет верующих, в левой руке он держит ключи от рая. За спиной апостола находится мозаика, которая очень похожа на ткань. В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью. Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресто относят к раннему Возрождению.

 

Надгробие Александра VII работы Бернини. 1678 г. Последний шедевр 80-летнего Бернини.    Монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте. Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.     Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом. Молитву понтифика не нарушает даже внезапное появление Смерти, приподнимающей тяжелый полог и протягивающая песочые часы, напоминая о бренности жизни.

Надгробие Климента XIII. Надгробие Климента XIII выполнено в неоклассическом стиле скульптором Кановой (1792 г)…       Ясная и гармоничная композиция, подчеркивающая пустоту дверного проема, имитирующего вход в гробницу. Только крест в руке аллегории Религии несколько великоват.

… в первые поездки по странам «одичавшего запада» у меня была в фотоальбоме папка — «колодцы». Фотографировал в каждой стране… в каждом городе — интересные люки колодцев. Иногда попадались настоящие шедевры. Вот и сейчас в соборе св.Петра наткнулся на восхитительный люк. … Но, в последствии оказалось, что это вовсе люк колодца, а большой круг из порфира. Он обозначает место, где в Рождественскую ночь 800 года Карл Великий, первый император Священной Римской империи, преклонил колени перед короновавшим его папой Львом III.

 

надгробие Блаженного Иоанна XXIII  (25 ноября 1881 — 3 июня 1963), римский папа с 1958. Дипломат Ватикана, исполнял обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 созвал II Ватиканский собор. Он умер 3 июня 1963 от рака желудка, отказавшись от операции. Как недавно выяснилось, тело святого отца было тотчас же после смерти забальзамировано ассистентом Института анатомии медицинского факультета Католического Университета Сердца Иисуса Дженнаро Голья. Поэтому при эксгумации 16 января 2001 года оно было найдено совершенно нетленным. В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его); это первый шаг к канонизации одного из самых популярных пап XX века. Память папы Иоанна XXIII Католическая церковь чтит 11 октября. Итальянцы называли его «Добрый папа».

… реально чувствуется, что глубина собора более двухсот метров, а вместимость порядка 60000 человек. Вдали….в  центре базилики, прямо под куполом – 29-метровый балдахин (киворий), созданный Бернини.

Именно здесь взгляд непроизвольно устремляется вверх, под купол. Видны «букашки», если приглядеться. Правда, — это не букашки, а люди забравшиеся на обзорку внутри купола. Скоро и мы с Супругой там будем…….   Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом.Лев, орел и вол — называемые «апокалиптическими зверями», о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

Очень часто туристы любят фотографировать местных швейцарских гвардейцев. Свыше пятисот лет охрану Ватикана и папы римского несет швейцарская гвардия, полное официальное наименование которой в переводе с латинского языка звучит как «Пехотная когорта швейцарцев священной охраны римского папы».  Швейцарская гвардия Ватикана была образована в 1506 году. Данный факт по праву позволяет считать швейцарскую гвардию старейшей среди всех армий мира. Ей удалось сохраниться до XXI века. За всю свою более чем 500-летнюю историю швейцарским гвардейцам лишь раз приходилось вступать в бой. Это произошло 6 мая 1527 года. В этот день Рим был захвачен войсками императора Священной Римской империи Карла V. Войска императора разграбили город и устроили бойню возле собора святого Петра. В историю это событие вошло как «Разграбление Рима». На 6 мая 1527 года в Ватикане находилось всего 189 швейцарских гвардейцев. Несмотря на всю безнадежность положения, они остались охранять папу Климента VII. В армии, осадившей Рим, было около 20 тысяч человек, защитников города было примерно 5 тысяч. После прорыва войск нападающих за стены города в неравном сражении на ступенях собора святого Петра погибли 147 гвардейцев, однако выжившие смогли обеспечить охрану папы, выведя его через секретный подземный ход в замок Святого Ангела. За толстыми стенами замка понтифику удалось переждать осаду. При этом день 6 мая навсегда вошел в историю швейцарской гвардии Ватикана. С тех пор и на протяжении уже почти 500 лет именно в этот день новобранцы гвардейцы принимают присягу.  В настоящее время швейцарская гвардия официально является единственным видом вооруженных сил Ватикана. В это трудно поверить, но не так давно, ещё в 1970 году, в армии Ватикана было четыре вида вооруженных сил: дворянская гвардия, палатинская (дворцовая) гвардия, швейцарская гвардия и папская жандармерия. После реформы вооруженных сил крошечной страны, которую провел в 1970 году папа Павел VI, для охраны государства была оставлена только швейцарская гвардия. В 2002 году папа Иоан Павел II вновь восстановил жандармерию, но больше она не входит в состав вооруженных сил Ватикана, выполняя исключительно полицейские функции.  Штатное расписание швейцарской гвардии — 135 человек, но на службе на данный момент находится чуть больше сотни гвардейцев. Как и раньше, на службу отбираются только мужчины-добровольцы, имеющие швейцарское гражданство. возраст от 19 до 30 лет, рост не менее 174 см. Обязательным является принадлежность к римско-католической церкви, помимо этого, в ряды гвардии принимают только холостяков. Жениться они могут, уже находясь на службе и по специальному разрешению, при этом их избранница обязательно должна также придерживаться католического вероисповедания.  Все они обладают необходимым уровнем военной подготовки и в случае возникновения опасности готовы защищать папу римского не алебардой, а вполне современным стрелковым оружием. В настоящее время на вооружении гвардейцев находятся пистолеты SIG Sauer P220 и Glock 19, пистолеты-пулеметы Heckler & Koch MP5A3 и MP7A1, а также штурмовые винтовки SIG SG 550 и SG 552.

 

Площадь Святого Петра …

Площадь Святого Петра — граница между Римом и Ватиканом. Чтобы попасть из Рима в Ватикан не нужны визы и визовые сборы, но нужно соблюсти дресс-код …Площадь была возведена уже после того, как построили Собор. В Ватикане решили, что такому бриллианту нужно не менее прекрасное обрамление. Строительством руководил Лоренцо Бернини, известный своей любовью к утонченным деталям и изящным решениям.  Мы так же не упустили возможность посмотреть на рукотворный оптический эффект, достигнутый Бернини при строительстве колоннад, обрамляющих площадь Святого Петра. На самом деле в колоннаде четыре ряда колонн, просто колонны, стоящие в первом ряду толще, колонн второго и последующих рядов. …. Если встать в определенных точках площади на белых мраморных кругах, то можно наблюдать оптический эффект: колонны всех рядов колоннады выстраиваются в один ряд. Диву даешься—как вообще такое возможно было построить аж в 1657 году…

 

Египетский обелиск, пл. св. Петра в Ватикане…

Проще об обелиске не строчить длинный текс, а просто систематизировать основные факты:  …..Vaticano Egyptian Obelisk установлен прямо посреди площади св. Петра в Ватикане……Для обелиска был использован розовый гранит……. Высота монумента составляет 25,5 м…….В Рим его в 37 году привез император Калигула…..Примерно в 1450 году папой Николо V было принято решение перенести обелиск на площадь. Однако большие размеры монумента не позволили реализовать эту идею……Лишь спустя полтора века, когда папой в Ватикане был уже известный нам деятельный Сикст V, перенесение обелиска все же состоялось…….Руководителем этого действа был Доменико Фонтана……По плану архитектора, монумент поместили на крепкий и широкий монолит, окружив роликами и специальными лебедками. Это позволило положить его вдоль дороги……Все эти манипуляции потребовали участия 900 человек, было задействовано 44 лебедки и 140 лошадей……Средневековые римляне полагали, что в бронзовом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Сейчас в его навершии хранятся части Святого Креста…..Обелиск, кстати, является и солнечными часами, благодаря разметкам на брусчатке площади.

 

Площадь обрамляют спроектированные гением-архитектором Бернини полукруглые колоннады тосканского ордена, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра». Всего тут находится 284 пятнадцатиметровых колонны в 4 ряда, а прямо над ними — 162 гигантские статуи святых…………На площади находятся два фонтана. Один — работы Альберто да Пьяченца, он был перестроен в 1516 году Карло Мадерна, второй фонтан создал Бернини по модели первого, чтоб не нарушать гармонию площади.

 

«покорение» купола Микеланджело …

На купол базилики туристы поднимаются с улицы, следуя указателю. К этому подъёму всегда стоит очередь. Естественно, — и у нас она была просто «километровая» … Мы как всегда «потеряли» время. Были в Соборе дольше, чем нужно и к назначенному времени сбора группы у одного из фонтанов – просто опоздали. Поискали группу в очереди… — не нашли. У Супруги «сработал рефлекс самосохранения» и с уверенностью, что мы (группа) очередь уже отстояли встали в самое начало. Уверенно… «ласково» … она «доказала что мы уже отстояли и просто отстали от группы … и … и в кассе мы «обошли очередь» и проникли «законно». … Уже после подъёма на купол и узнав, что группа ещё «стоит» в километровой толпе – поняли – мы нагло «прошли без очереди» … … Скажу честно, — мы никогда не «лезем без очереди». Не позволяет простая культура, выработанная у нас Пионерией и Октябрятией… Чувство стыда – было. Но, почему-то мы особо сильно не расстроились….

 

У нас был выбор. Выбор из двух вариантов восхождения: полностью пешком (551 ступенька) или на лифте до крыши собора – основания купола, а затем пешком в самом куполе на вершину (320 ступенек). То есть идти пешком в куполе придется в любом случае.

Мы выбрали второй вариант.  На специальном лифте (заплатив, чуть больше) поднялись до балюстрады внутри собора. Она расположена выше золотой надписи, проходящей по окружности внутренней части купола. Туристы движутся вдоль мозаичной стены. От глубокой пятидесятиметровой пропасти идущих отделяет мелкоячеистая сетка, сквозь которую видны кафедра и напольная мозаика главного нефа. Только с такой большой высоты можно по-настоящему оценить красоту мозаичной композиции. Совсем близко к идущим расположен овальный купол Микеланджело. Отсюда можно рассмотреть детали его росписи…

Вторая остановка в пути – крыша собора.  Здесь же, прямо на крыше, расположено ещё одно почтовое отделение и работает кофейня. Под куполом расположились ватиканские мастерские, сувенирные лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп «Кровля Святого Петра».

 

По внешнему краю установлены огромные статуи – к ним можно подойти вплотную.13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Огромный купол Собора возвышается, как будто, над всем Римом. В Риме его называют cupollone («куполище»).

 

Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана… представляет собой высокое прямоугольное строение, интерьер которого имеет размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету (40,9 м в длину и 13,4 м в ширину). Внешний облик капеллы не отличается какими-либо декорациями или особыми архитектурными элементами, что, в общем-то, характерно для итальянских церквей эпохи Средневековья и периода Возрождения. Нет у нее и фасада, поскольку вход в капеллу осуществляется из комнат Папского дворца. Само строение разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой весьма высокий цокольный этаж с несколькими окнами и дверным проемом, ведущим во двор. Далее следует главное помещение, собственно, Сикстинская капелла, высота сводов которой достигает 20,7 м. Здесь можно увидеть шесть высоких арочных окон. А над сводом расположены караульные помещения для стражи.    Когда приходит время выбирать нового Папу Римского, именно здесь собирается Конклав, и по давней традиции никто из епископов не может выйти, пока не избран новый понтифик.   По традиции, дым, идущий из трубы Сикстинской капеллы, информирует верующих о том, избран ли новый предстоятель Римско-католической церкви.    Если дым черный — голосование пока не принесло результата, если белый — новый Папа избран.   Ватикан раскрыл технологии, благодаря которым удается получать нужный цвет дыма, который информирует верующих о ходе выборов нового Папы Римского: Чтобы из трубы пошел черный дым, используют смесь перхлората калия, антрацена (кристаллы, получаемые из каменноугольной смолы) и серы. Для белого дыма в устройстве сжигают бертолетову соль, лактозу и канифоль. До 2005 года для того, чтобы получить черный дым жгли смолу, а для белого дыма — сырую солому.

 

Третья, самая последняя остановка в пути – верх купола. По узкой лестнице, проложенной между наружной и внутренней оболочками сферического сооружения, наиболее стойкие путники проходят к смотровой площадке возле окна-латерны. 323 ступенек…. Поход через купол интересен сам по себе: нам пришлось идти внутри внешней стены купола в проходе на ширину плеч взрослого человека, стены которого еще и находятся под углом в соответствии с закругленной формой купола. Крупным людям разойтись почти невозможно, дышать нечем. У впечатлительных людей здесь может закружиться готова. Но оно точно того стоит! В конце же пути вообще оказалась каменная винтовая лестница, настолько узкая, что для внутренних перил не было места и вместо них сверху свисал толстый канат – чтобы не свалиться, приходилось руками держаться за него. Но, пожалуй, — самое главное в этом подъёме – отсутствие какой-либо вентиляции. Душно как бане. С нами шли две русские женщины, проживающие в Чикаго … они дошли только до середины пути… … вернулись. Не от усталости. Скорее всего – от духоты…

 

 

 

 

 

 

 

 

С вершины купола — открывается великолепный вид на Рим и сады Ватикана, расстилающиеся с обратной стороны базилики.

Здание главной администрации Ватикана. Здесь сидит губернатор, назначаемый папой из числа кардиналов. Население Ватикана составляет около 500 человек, в основном, это духовенство и армия. Гражданство не наследуется и дается на время служения Святому Престолу. Закончил трудиться – отдай паспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сады Ватикана включают в себя парковую зону, которая охватывает больше половины из всей площади Ватикана, а это 44 гектара. Великолепные сады расположены в западной части государства.   Впервые о садах на территории Ватикана упоминается в период существования папы Николая III. Когда-то здесь выращивали специальные растения для медицины, фрукты и овощи. Папа Иннокентий VIII в 1485 году начал строительство Ватиканских музеев. В 1559 году папа Пий IV разбил в северной части территории парк эпохи Возрождения. В 1607 году нидерландские мастера построили в садах эксклюзивные фонтаны.  Во второй половине XVII века Ватиканские сады используют для посадки редких растений. В 1888 году папа Лев XIII открыл здесь зоопарк.

… и небольшой фото-репортаж со смотровой площадки на куполе Микеланджело…

 

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра. Восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. На концах поперечины креста купола установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.

… как приятно принять дозу никотина … и посмотреть на площадь Святого Петра свысока …

 

… Семейное фото …

Перед спуском вниз … совместно с монашкой неизвестной национальности — ещё один вид на Рим …

 

Пы. Сы.  Хотел вставить очень интересную инфу (с моей точки зрения) куда-нибудь в текст… и забыл. Вот теперь вставляю в самый конец повествования о Соборе:

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.    И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

… и напоследок две фотографии…  на первой — стою на территории Ватикана, но ещё один шаг и я уже в Италии.

На второй — очередной развод. Почти официальный. Зазывала «примагнитил» меня к столу. Почти на русском призвал поставить подпись на бумажке, что типа «Я за мир»… «всем кошкам — по пакетику Вискас»… «голодным по чашке горячего супа»……. — подпись я поставил… но, потом оказалось, что нужно ещё и денюшку дать… и не малую….   Пришлось объяснить, что …… короче — денег не дал… и быстро ретировался….

 

Не всё в жизни должно быть таким величественным, богатым и красивым как Собор Святого Петра … Ватикан… творения Рафаэля и Микеланджело…  … не успели отойти от границы Ватикана и десятка шагов… как пришлось снять крышку с объектива и заснять реальность нашего времени….

… продолжение во-второй части………….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх