2024. РОССИЯ. Верея. …………………………………………… 5 сентября

 

последние записи НЕ читать и НЕ ЗЫРИТЬ, ПАТАМУШТА сочиняю и ВРУ ПРЯМА ЩАС !!!     последние части НЕ читать и НЕ ЗЫРИТЬ, ПАТАМУШТА сочиняю и ВРУ ПРЯМА ЩАС !!!

Владимир Трошин «Подмосковные вечера»   слова М. Матусовского — музыка В. Соловьева-Седого

 

«В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит» — эта народная мудрость, ежель её немножко переосмыслить, — будет шипко-сильно применима к нам с Супругой. Всё дело в приоритете целей, которые мы поставили в нашей совместной жизни. Во-что в первую очередь уходят финансы во многих семьях? В дачу, … в квартиру, … в покупку\замену автомобиля, … в новый холодильник в конце концов…. Мы же сделали приоритетом – путешествия, а старые обои можно поменять, и они потерпят. Причём, в самые дальние по расстоянию и самые дорогие если есть возможность. И ежель глянуть на карту (которую я добросовестно обновляю), то где только мы не оставляли отпечатки наших башмаков…, но в самых близких к СССР и России государствах, увы – белые пятна. Те же белые пятна и городках собственной страны… Белые пятна и в Москве, коренным жителем, которой я являюсь.

Рядышком с нашей фазендой всего в 37-ми километрах расположился древний городок Верея. Со стороны Супруги – белое пятно. Я хоть и был в нём тыщу-мульёнов раз, но было это ещё когда мамонты питались Подмосковной травушкой или как скажут хохлы времён Майданов и поисков «кружевных труселей» — «когда на месте Москвы были болота». Просто, с 1-го класса половину лета я проводил в деревне, а вторую – в пионерском лагере, что находился почти в прямой видимости от этого городка и многократно мы ходили в него на экскурсии. Уже немного повзрослев и работая в лагере как обслуживающий персонал ходили в городок за портвейном, т.к. ближайший магазин друзей «зелёного змея» — был там.

Но, эти посещения города были либо к какому-нибудь памятнику героям ВОВ…, либо в винный магазин или на автобусную станцию для отъезда в Москву и обратно.

… … …

Прошла уже вечность… … … Последний раз моя нога ступала на Верейскую землю, аж в июне 1982 года. Т.е. прошло 42 года с копейками.

Какой вид имеет город сейчас? Что изменилось? Что реставрировали, восстановили и построили? – Ведь последние годы очень много изменений произошло в провинциальных городках, ежель денюшку государства не шипко-сильно разворовали (без воровства в наши дни ни одна страна не существует). Если воровали, но «умеренно», то большая надежда на то, что городок «воскресает» … — примерно такие мысли у меня были перед поездкой.

У нас с Супругой частенько всплывает в семейной болтовне вопрос: куды поехать в ближайшие недели или в далёкой перспективе? Когда же мы находимся в «отдыхающем рабстве на фазенде» этот вопрос, географически сокращается и «претенденты» обычно обрезаются до пальцев только рук. Пальцы ног – уже лишние. Можайск, … Руза, … Звенигород, … Кубинка, … Наро-Фоминск, … Бородино, более дальний (почти «заграница») – Смоленск …

Верея – всегда в этом списке.

И вот, — только-только закончился август. Усталость от дачных работ уже превышает любое желание забить куда-либо гвоздь. Уже потихоньку начинаем готовиться к «закрытию сезона» и пару раз «расслабились» поездкой в парк «Патриот». И после последней всего неделю назад, уже твёрдо решили ехать в Верею. Причём, для более весёлого путешествия было решено попробовать уговорить составить нам компанию двоюродную сестру Ирины – Наталью, дача которой, всего в 15 километрах от нашего СНТ. Инициатива была с моей стороны, просто потому, что они ежедневно часами болтают по дебильнику, обсуждая посадки всяческих сорняков. От слова «гортензия» … — меня уже только при упоминании подташнивает. Вот я и «схитрил» — если, думаю, они поедут вместе, то за целый день наболтаются… да и я буду более «свободен» что-нибудь пофотографировать…

Уря! … Наталья – клюнула! И мы договорились ехать вместе, хотя она год назад уже была в Верее со своим Супругом.

Так как мы все пензионеры и нас ничего не обязывает, то проснулись не по будильнику, а как выспались (разбудил мочевой пузырь) … неспешно оделись… и вот мы уже на даче Натальи.

… после телячьих нежностей в виде чмоканья в щёчку – дамы предались болтологии и осмотру цветников на фазенде Натальи… еле-еле оторвал их от сей процедуры…

… и вот, через пол часа мы уже въехали в Верею.

Прелюдия… т.е. предварительное вступление – закончилось.

Ещё раз хочу упомянуть, что терпеть не могу источники в виде Википедии – политические фейкоплёты. Стараюсь больше доверять бумажным источникам в виде книжечек-буклетов из музеев, официальным сайтам храмов и городов… и печатных книг написанными историками, на которые всегда можно сослаться. Тырнет же, — просто пестрит переписанными у друг друга текстами.

Чтобы не повторяться с написанием какой-нибудь фразы, даты или текста, — сразу скажу, что в основном пользовался книгами «Города Подмосковья» известного краеведа С.Поспелова, «Земля наро-фоминская» Козлов В.Л., «История Российская с древнейших времен» Татищев В.Н. а также официальным сайтом краеведческого музея г. Верея.

Верея … немного исторических строк о городе…

Верея – подмосковный город на берегу реки Протвы в стиле русской провинции конца XVIII века имеющий площадь всего 5 квадратных километров и населением 5282 человека по данным 2015 года. До Москвы – 95 километров. И к бабке не ходи – меньше его, ой как тяжело найти меньше даже на просторах всей России.

Первый вопрос, который возникает у всех нормальных путешественников, — дата основания города (не нормальные – ищут пивную или пляж). Но, когда начинаешь рыться, то дата «рождения» города – слишком часто бывает шипко-сильно условная. Как пример – день Варенья Москвы. Официально, «родилась», как скажут школьники, — «типа» в 1147-ом. Множество историков после долгих и продолжительных споров за чашкой чая (с коньячком для блаженства) – даже день определили — 5 апреля.

Но, с ними не согласились археологи (их на распитие коньячка не пригласили). Так они (видимо, в поисках заныканных бутылок коньяка историками) стали рыться в земле и вместо спиртного стали находить каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры. Специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Самые ранние находки —например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры, а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше. Т.е. археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле.

Так что является более правильным: артефакты в виде наконечников стрел или какие-то письменные упоминания в виде выдолбленных рисунков на камнях или надписи на берестяных грамотах? … И если этих древних костяных топоров и рыболовных крючков найдено на одном месте было много, то явно там было какое-то городище… т.е. — город. Упоминание конкретных дат?!… — так и письменность в первобытных веках ещё не существовала… а городища – были!!!

Я всю эту свою болтологию к чему? – К дате основания Вереи. … Она сводится лишь к письменным упоминаниям! Сам город – мог существовать и жить гораздо в более, чем 1371 год, когда литовский князь Ольгерд и смоленский князь Святослав совершили поход на Москву. Набег кончился неудачно, но по дороге были разорены несколько городов, в числе которых и Верея. Город тогда входил в состав Рязанского княжества. Это первое бесспорное документальное упоминание о Верее. Но существует предположение, что упомянутая в летописи под 1159 годом Вереисча — это Верея. Если это так, то Верея — ровесница Москвы! И историки утверждают, что здесь были поселения и раньше. Только вот не было тогда компьютеров… да и берестяные грамоты имеют свойство не только теряться, но и гнить… … так что, ежель археологи ещё немножко покопают землю, библиотекари покопаются в рукописях… — то последняя точка под истиной датой возникновения города – ещё не поставлена.

После 1371 года уже о городе всё больше и больше различных письменных материалов, и документов. Не буду слишком много описывать различные события и перечислю лишь наиболее важную для города историографию:

— Согласно договору Дмитрия Донского и рязанского князя Олега, с 1382 Верея становится частью Московского княжества.

— В конце 14 века Верея превратилась в укрепленное городище с валами и деревянной крепостью.

— 1408. Был разрушен и разграблен татарскими войсками темника Золотой Орды Едигея.

— 1432. Верея стала административным центром Верейского княжества.

— В 1435 году Верею разграбили войска литовского князя Казимира.

— В 1486 году город включили в состав Великого княжества Московского, а с 1519 года по 1567 год находилась в составе Старицкого удельного княжества. Старицкое удельное княжество окончательно было упразднено только в 1566 году. Следует, однако, иметь в виду, что все эти вошедшие в российскую историю удельные княжества являлись лишь небольшими территориями Великого Московского княжества, которое к концу XV века уже сложилось как Российское централизованное государство. Верея, таким образом, вошла в число исконно русских городов. И сполна хлебнула горя и радости, доставшихся богатой и обильной, могучей и бессильной «матушке Руси».

— В конце XIV века площадь городища (около трех тысяч квадратных метров) была обнесена земляным валом достигавшим 6 метров с деревянными стенами и башнями. Выше вала возвышались стены деревянной крепости с двумя башнями. В крепости располагались княжеские церковь и терема. Валы древнего кремля сохранились до наших дней.

— В середине 16 века на берегу реки Протвы основали Спасский монастырь, который просуществовал до 1764 года.

— 1782. По указу императрицы Екатерины II Верея получила статус уездного города Московской губернии. Расцвет Вереи приходится на XVIII век, когда город становится крупным центром ремесла и торговли: кожевенное, сыромятное, сапожное, кузнечное, вяжут сети и неводы. Верейские купцы заключали торговые сделки в разных городах Западной Европы. В городе активно ведётся каменное и деревянное строительство. Город получает регулярную планировку, сохранившуюся до сих пор: основная часть города — прямоугольную, а Заречье — радиально-кольцевую.

— В годы Отечественной войны 1812 года в старорусской земляной крепости Вереи французами были построены укрепления, в которых располагался батальон для защиты Смоленской дороги. И разместило там батальон для защиты Смоленской дороги с востока и юга. М. И. Кутузов приказал генералу И. С. Дорохову разбить вражеский гарнизон и уничтожить укрепления, что тот со своей армией и сделал.

— 13 октября 1812 года отступающая армия Наполеона после сражения под Малоярославцем была вынуждена повернуть на север и вскоре прошла через Верею, где во время короткой остановки Наполеон встретился с отрядом маршала Мортье. Уходя из Вереи, французы сожгли город.

— В XIX века Верея постепенно утрачивает своё торговое значение и во второй половине столетия, оставшись в стороне от железных дорог, превращается в небольшой уездный город. Жители занимались торговлей, садоводством и огородничеством. В городе была старообрядческая община поповцев (продолжает действовать до настоящего времени). А в конце XIX века около Вереи обнаружили минеральные источники, а также отложения известняка.

— 1929. Город Верея стал административным центром новообразованного Верейского района.

— В 1930-е гг. в окрестностях Вереи возникают Дома отдыха и пионерские лагеря. И открыли овощесушильный, молочный и кирпичный заводы.

— Во время Великой Отечественной войны с приближением немецких войск к Москве в июле-октябре 1941 года в окрестностях Вереи создаётся Можайская линия обороны. Немецкое командование превратило Верею в узел обороны. 19 января 1942 года советские войска освободили Верею. Именем командующего генерала Ефремова названа одна из улиц города.

— В 1959 году Верейский район упразднили, а Верею включили в состав Наро-Фоминского района.

— В начале 1970-х о Верее «заговорили», так здесь стали шить джинсы под собственной торговой маркой. Известно, что джинсы «Vereya» есть в коллекции музыканта Девида Боуи (может это просто сплетни).

— В 2016 году по постановлению от 28 апреля 2016 Московской областной Думы городу присвоили почетное звание «Населённый пункт воинской доблести».

Интересные строки вычитал о гербе Вереи:

Герб города был утверждён 29 октября 1782 года. Вот его описание: «в 1-й части щита герб Московский, во 2-й части в серебряном поле, в диком лесу две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающие собой имя сего города».

«Герб Московский» в верхней части это понятно — город принадлежал Московской губернии, а «воротные вереи» — это столбы для навески створок ворот.

Любопытно, что в древности город упоминался под двумя названиями: «Верея» и «Веретея».

В Древней Руси вереей назывался столб, на который навешивались ворота. От этого старинного слова и происходит название города, стоящего на старых рубежах Московского княжества. Сейчас это самый маленький город Подмосковья, сохранивший облик русской провинции конца XVIII века, а потому примечательный сам по себе.

По Далю слово «веретья» рязанское, означающее «непоёмную (не заливаемую в половодье) гряду, род природного вала, какие бывают на поймах, на луговой стороне рек в несколько рядов и с поперечными перерывами». Город первоначально принадлежал Рязанскому княжеству и его пойму ограничивают валы по сей день.

Другое название — «Верея» — отражено в описании герба города. Но историки пошли дальше и предположили, что впоследствии обе формы совместились и название «Верея» стало иносказательным: этот город был воротами в Московское княжество, воротами, закрывающими дорогу на Москву.

Верея … нашими глазами …

От дачи Натальи, ехать пришлось совсем не долго. Всего 26 км, если Яндекс карты не врут и около 25 минут. Город расположен на правом берегу реки Протвы, впадающей в Оку в Наро-Фоминском районе Московской области в 95 километрах к юго-западу от Москвы,

Маленький городок затерян среди лесов. Даже когда мы подъехали к монументальному знаку «Верея» мы всё ещё были в лесу и ничто кроме дороги и столбов, проводящих электричество, вообще не напоминало о городе.

Самый маленький город Подмосковья славится своими храмами, среди которых есть даже старообрядческий… и вспоминаются строки Пушкина:

… Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг! …

В нашей дружной компании был собственный, бесплатный штурман и так же бесплатный гид. Штурман чётко выбрал маршрут к первой точке:

Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим …

Погода нас «баловала». Никто и ничто не торопило …, и мы неспешно пошли на осмотр монастыря и храма…

Сразу излагаю, что изобретать велосипед не собираюсь и исторические факты тырю с официального сайта монастыря https://храмверея.рф/история/ . Т.к. информации очень шипко-много, то выделю лишь малую толику, делая множество сокращений (иначе придётся осмысливать очень много):

В северной части города на высоком берегу реки Протвы в Зареченской части города находится церковь Входа Господня в Иерусалим. Когда-то здесь находился Спасский монастырь, но был упразднен в 1764 году указом Екатерины II. Монастырский собор, построенный в 1679 году, стал приходской церковью.

Сегодня Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим, как и триста с лишним лет назад, радует глаз гармоничной архитектурой, белоснежными стенами и сверкающими куполами, покрытыми медными листами. Гордо устремлена в небо звонница с новенькими колоколами, полностью восстановлена монастырская ограда с угловыми башнями — она напоминает хорошо укреплённую крепость и даёт представление о былом величии старинной обители.

К сожалению, сведений о том, когда возник монастырь и кто является его основателем, не сохранилось. Но нужно понимать, что одной из наиважнейших государственных задач было строительство монастырей. И, конечно, об этом заботились и удельные князья Верейские и Белозерские — сын и внук святого великого князя Димитрия Донского, Андрей Димитриевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский

Первые письменные упоминания о двух монастырях в Верее связаны с началом ХVII века и Смутным временем. Две царские грамоты, подписанные Михаилом Феодоровичем Романовым в 1627 и 1642 гг., разрешали монахам Верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве на территории соседнего Обновления Храма Воскресения Христова во Иерусалиме монастыря, пока шло его восстановление. Его так и не воссоздали, а разрешение действовало ещё долго. В указанной грамоте есть косвенное подтверждение древней истории верейских монастырей, государь ссылается на вклады предыдущих царей в верейские обители: «Да Воскресенского женского монастыря рыбные ловли в реке Поротве прежних Государей жалованье на фимиям и на ладан, и на свечи на вино церковное Входа Иеросалимской женский монастырь.»

В 1677 году старую монастырскую деревянную церковь снесли, а на её месте монахи начинают возводить каменный собор. Строительство его благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким Савелов (1620-1690), которому эти места не были чужды — его род владел сельцом Сивково близ Вереи. Закончилось возведение нового каменного, храма в 1679 году. Новый антиминс был выдан в сентябре 1680 года.

Точную дату начала строительства каменного собора можно увидеть на закладной плите, вмурованной в стену с левой стороны от входа в верхний храм. Надпись на закладной доске гласит: «Божиею милостию и по благословению Великаго Господина Святеишего Иоакима Патриарха Московськаго и всея Росии при благочестивиишем Государе Царе и Великом князе Феодоре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерьжце зачета сия Богом созданная церковь Спаса Входиеросалим лета 7185 году (1677) а совершена во 187-м году (1679) а строена сия церковь тоя обители при игумене Андреяне и при келаре старце Захарии и при казначеи старце Иосифе».

Выстроенный монастырский собор стал самым большим каменным сооружением в Верее, которая в начале ХVII века, накануне Смутного времени, насчитывала до девяти православных церквей, включая два монастыря. Однако у новой церкви имелся один существенный недостаток — она была холодной, как и большинство храмов в те времена. Теплым приделом Входо-Иерусалимская церковь обзаведётся только через семьдесят лет.

В 1764 году, 8 марта, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднён и Спасский Входо-Иерусалимкий монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего семь иноков, включая игумена, и нескольких служителей. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились. Как церковь, так и колокольня находились в очень плохом состоянии.

В описи верхнего придела упоминается резное изображение святителя Николая Мирликийского, находящееся между клиросом и северным входом в алтарь. Оно являлось святыней и достопримечательностью Спасского монастыря. Популярность его у верующих была настолько велика, что церковь зачастую называли «Св. Николая в Соснах». Вот что пишет историк И. Токмаков в 1889 году посетивший древний храм: «Между левым клиросом и входом в олтарь, как бы на страже к Святая Святых, стоит в грозном величии символическое резное изображение Святителя Николая Чудотворца, как блюстителя и защитника православия, с обнаженным мечем в деснице и с изображением церкви в шуйце, с митрою на главе, в парчовом Святительском облачении. Это изваяние перенесено в Спасский монастырь от разоренной литовцами во время самозванцев Никольской церкви в городе». З.Иванов добавляет: «Изображение св. Николая, высотою около двух аршин, находилось прежде в г. Верее, в деревянном храме во имя св. Николая, и в монастырь взято было иноками, которые увидели его в реке Протве во время большого пожара… Место бывшей деревянной церкви св. Николая доныне известно под именем Никольского могильника, близ старой Можайской дороги». Дважды в год совершался Крестный ход с образом по Верее и окрестностям.

 

После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь. Во второй половине ХVIII века Верею охватил бум храмостроительства, связанный по всей видимости, с появлением в городе богатых меценатов. Этому способствовало развитие промышленности и торговли в регионе. Город оказался на пути мощного транзитного торгового потока с востока на запад и обратно. Только одних купцов в городе насчитывалось около тысячи! Во второй половине ХVIII века на средства графини Александры Борисовны Толстой (1748-1805) во Входо-Иерусалимском храме был проведён ремонт. Её трудами и заботами нижняя церковь храма — Покрова Пресвятой Богородицы — была приведена в порядок.

Сама графиня, её муж Алексей Петрович и их сыновья были похоронены рядом с храмом. Надгробная плита госпожи Толстой с младенцем Павлом Алексеевичем Толстым сохранилась до наших дней и находится за алтарем храма. Следует также отметить, что в 1877 году к 200-летнему юбилею верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры ХVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы. Так, в 1882 году обновили звонницу. Средства на отливку нового «Благовеста» в 35 пудов пожертвовал местный крестьянин, житель деревни Хрупенка Яков Дмитриев. Но самые существенные ремонтные работы были проведены с 1899 по 1915 года. Тогда же впервые со дня постройки храма художники расписали его стены, и эта роспись частично дожила до реставрации 2007 года.

Приблизительно в середине ХIХ века на территории рядом с храмом был построен двухэтажный дом причта. На первом этаже размещались кухня и столовая, на втором — жилые комнаты. Сохранилось описание дома за 1910 год: «Печей русских 5, голландских 3 штуки, крыльцо при доме деревянное, обшитое тесом». У восточной стены храма ранее находилось кладбище, которое было разорено в советское время — надгробные плиты сбросили в глубокий овраг. Уже в наше время настоятель храма отец Роман нашёл некоторые из них и установил на старом месте. Самое древнее — это каменная плита с братской могилы 26-ти человек, по-видимому, защитников Вереи и монастыря при отступлении оккупационных войск из Москвы в Смутное время. На ней стоит дата — 20 декабря 7120 года (02.01.1613). Один из фрагментов этой плиты вмуровали в стену апсиды — получился своеобразный памятник. Надгробие братского 26-ти человек захоронения 1613 года некрополя Верейского Спасского Входо-Иерусалимского бывшего мужского монастыря. Текст гласит: «Лета 7120 году месяца декобря в 20 день на память святаго мученика Игнатия престави раби 26»

 

Входо-Иерусалимский храм на Протве официально закрыли в 1934 году, хотя, как утверждают местные жители, фактически службы прекратились пятью годами раньше. За годы советской власти церковное здание превратилось практически в руины. До этого храм был разграблен, в том числе исчез весь церковный инвентарь, исчезли иконы с некогда богатого иконостаса… Кого здесь только небыло. В 1930-х годах в помещении размещалась ветлечебница, а перед самой войной — пионерский лагерь. В годы войны взрывная волна от упавшей по соседству бомбы снесла одну из пяти главок, сильно пострадал и барабан, который она венчала.

После войны в храме и на прилегающей территории разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения. Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда ещё начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проёмы, цоколь… Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились. Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине.

В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения Входо-Иерусалимского храма. Восстановлен сам храм, дом причта, ограда и угловые башни, то есть весь прихрамовый архитектурный комплекс в объёме ХVII века.

В 2012 году внутри храма установили деревянное резное изображение Св. Николы Верейского. Икону разместили на том же месте, где изначально до разорения храма находилась прежняя. 14 марта 2012 года состоялось освящение первых восьми колоколов, вес самого большого из которых, названного «Архангел Михаил», достиг 164 килограммов. Но летом того же года на звонницу был поднят ещё более весомый колокол — 700-килограммовый «Благовест». Сегодня прихожан Входо-Иерусалимского храма у ворот встречают замечательные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Их создали художники мастерской церковного искусства «Благовещение» Алексей Жучков и Светлана Темчук. Местные старожилы сегодня с улыбкой вспоминают, что ещё недавно над входом имелась надпись «Пионерлагерь».

В 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали от свирепствовавшей там холеры. Обессиленные борьбой с эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказывают помощи, симбуховцы обратились к милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской города Вереи церкви была принесена икона святого угодника и в предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестного хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. В благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обет ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что исполнялось до 1930 года.

Из воспоминаний Анатолия Борисовича Свенцицкого (1921-2007) заслуженного артиста России и Литвы: «С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на весеннего Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт, действовали еще и близлежащие храмы бывшего монастыря, и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища). Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. …

… По обычаю, два раза в год из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми… При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который стоял на Базарной площади среди старинных торговых рядов… «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола… Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы.

Уже взрослый, до «перестройки» побывал я в Верее. Собор реставрировали, восстановили памятник Дорохову, разрушены до основания храм Св. Георгия и торговые ряды. Реставрирован и храм монастыря, но почему-то двери храма оказались не заперты, окна без стекол, а внутри хулиганили подростки — портили, разумеется, реставрацию. Я увидел голые свежеоштукатуренные стены храма, но на стенах вместо живописи хулиганские рисунки и нецензурные надписи… Невольно подумал — вот они потомки люмпена и беднейшей крестьянки — без стыда, совести и памяти… И одолел меня ужас! И невольно пришли на ум не идеи христианского примирения, а возмездия. Заорал я на подростков, они разбежались, приняв меня за … иностранного туриста с фотоаппаратом, как испуганно крикнули они» … …

Сейчас открыт лишь нижний придел во имя Покрова Святой Богородицы. А главная достопримечательность, ради которой сюда едут паломники, находится в верхнем храме – резная деревянная икона Николы Верейского. В руке он держит Входо-иерусалимскую церковь. Иконостас и сама фигура святого – ручная работа, выполненная умельцами из Оптиной пустыни. Центральная люстра здесь – не паникадило, а хорос, а ещё есть стасидии — откидные кресла, на которых можно сидеть. Обычно они встречаются в православных храмах за пределами России.

Бывалые туристы советуют начинать постижение Вереи с обозрения его панорам и окрестностей с высоких точек, откуда открываются замечательные по зрелищности ракурсы. Природа здесь является неотъемлемой частью архитектурных ансамблей, а красота ландшафта естественным фоном городских перспектив.

Храм, изначально обладавший статусом Спасского монастыря имеет два уровня. Верхний предел посвящен Пресвятой Богородице, нижний построен в честь Входа Господня в Иерусалим.

Церковь выстроена из кирпича. Она кубической формы. Сверху перекрыта глухим сводом и увенчана пятью главами. С западной стороны расположено высокое крыльцо. К северо-западному углу примыкает колокольня.

На территории храма есть детский уголок. Из церкви есть выход к смотровой площадке на Протву, но к сожалению, мы об этом не знали и смотрели на чистейшую речку только через ограду… Ворота к ней открыты каждый день до 21:00. Вообще туристы пишут, что после воскресной службы все желающие могут посетить трапезную и посидеть за одним столом с батюшкой.

Церковь Богоявления Господня в районе Заречье …

Даже не знаю, как Супруга разбирается в навигаторе, — я вот сейчас залез на Гугл карты и офигел. Адрес есть, а церкви нет. Номера жилых домов — есть… всякие бензоколонки и кафе – есть, а вот историческую достопримечательность пиндоссы не удосужились обозначить. Строение 2 на улице 19 января – и всё!

Совсем немножко поплутали, ориентиром являлась прежде всего колокольня, и очень хорошо припарковались прямо у ограды самой церкви.

Опять же – не надо доверять каждому сочинителю в тырнете, а лучше пользоваться официальными сайтами храма. В них – правды, однозначно больше, чем я естественно и воспользовался как источником. https://palomnikodintsovo.ru/blagochiniya/naro-fominskoe-blagochinie/bogoyavlenskiy-khram-g-vereya/    и   http://www.hram-bogojavlenija.prihod.ru/

 

Помимо основных достопримечательностей Вереи, эта церковь очень часто попадает в объективы фотоаппаратов, как профессионалов, так и любителей. Дело в том, что Богоявленская церковь находится в центре Заречья, на которое открывается потрясающий вид с горы Верейского Кремля.

 

В 1673 году на этом самом месте стояла деревянная церковь, названная в честь святых Косьмы и Дамиана. Деревянная постройка сильно обветшала, и в 1777 году вместо этой церквушки был возведен новый кирпичный храм в стиле барокко на средства верейского купца М.Е. Сидельникова.

 

В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году.

 

Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа «восьмерик на четверике» с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли — подчёркивают вертикализм здания. Небольшая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней (1786 г.). Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром.

 

Церковь была закрыта в конце 1930-х. Во время Великой отечественной войны храм сильно пострадал. Пол храма был разобран.

В советское время храм был закрыт, в его помещениях располагался магазин со складом.

 

В 1967-1969 годах обветшавший храм реставрировали, но не доделали до конца.

 

Лишь в 2004 году, когда Богоявленскую церковь отдали православному приходу, она открылась. В период 2004-2007 года Церковь Богоявления Господня отреставрировали. Храм был оштукатурен внутри и снаружи, и побелен. Полностью заменили кровлю, установили новые главки и кресты. Заменили оконные рамы и установлены новые двери. В трапезной сделали новый пол, который выложили плиткой. Проведено электричество, газ и отопление. Закрывающие храм старые деревья удалили, а территорию огородили металлической оградой. На колокольню подняли 7 колоколов. Придел святых Косьмы и Дамиана обрел новый иконостас, также облагородили иконостас центрального Богоявленского Алтаря.

 

На Богоявленской церкви вывешены 2 таблички. Одна табличка гласит:

«Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е. Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году.»

Вторая табличка:

«В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября)».

 

Престолы: Главный Богоявления Господня; Предельный Святых Косьмы и Дамиана.

 

Святыни: Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;

Частицы мощей: Свт. Ианна Милостивого, Сщмч. Фаддея Тверского, Свт. Феодосия Черниговского, Прп. Иисуса Анзерского, Вмч. Пантелеимона, Прп. Лаврентия Черниговского, Прп. Алексия — человека Божия, Прп. Михаила Малелеина, Прп. Серафима Саровского, Прав. Алексия Бортсурманского, Мч. Трифона, Прав. Иоанна Кормянского.

В храме хранится икона адмирала Ушакова, причисленного за праведность к лику святых.

 

У храма – есть Купель на реке Протве, недалеко от храма. Купель готовит администрация города. На купель идет Крестный ход в ночь под Богоявление, купель освящается по чину Великого освящения воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх