Владимир Трошин «Подмосковные вечера» слова М. Матусовского — музыка В. Соловьева-Седого
«В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит» — эта народная мудрость, ежель её немножко переосмыслить, — будет шипко-сильно применима к нам с Супругой. Всё дело в приоритете целей, которые мы поставили в нашей совместной жизни. Во-что в первую очередь уходят финансы во многих семьях? В дачу, … в квартиру, … в покупку\замену автомобиля, … в новый холодильник в конце концов…. Мы же сделали приоритетом – путешествия, а старые обои можно поменять, и они потерпят. Причём, в самые дальние по расстоянию и самые дорогие если есть возможность. И ежель глянуть на карту (которую я добросовестно обновляю), то где только мы не оставляли отпечатки наших башмаков…, но в самых близких к СССР и России государствах, увы – белые пятна. Те же белые пятна и городках собственной страны… Белые пятна и в Москве, коренным жителем, которой я являюсь.
Рядышком с нашей фазендой всего в 37-ми километрах расположился древний городок Верея. Со стороны Супруги – белое пятно. Я хоть и был в нём тыщу-мульёнов раз, но было это ещё когда мамонты питались Подмосковной травушкой или как скажут хохлы времён Майданов и поисков «кружевных труселей» — «когда на месте Москвы были болота». Просто, с 1-го класса половину лета я проводил в деревне, а вторую – в пионерском лагере, что находился почти в прямой видимости от этого городка и многократно мы ходили в него на экскурсии. Уже немного повзрослев и работая в лагере как обслуживающий персонал ходили в городок за портвейном, т.к. ближайший магазин друзей «зелёного змея» — был там.
Но, эти посещения города были либо к какому-нибудь памятнику героям ВОВ…, либо в винный магазин или на автобусную станцию для отъезда в Москву и обратно.
… … …
Прошла уже вечность… … … Последний раз моя нога ступала на Верейскую землю, аж в июне 1982 года. Т.е. прошло 42 года с копейками.
Какой вид имеет город сейчас? Что изменилось? Что реставрировали, восстановили и построили? – Ведь последние годы очень много изменений произошло в провинциальных городках, ежель денюшку государства не шипко-сильно разворовали (без воровства в наши дни ни одна страна не существует). Если воровали, но «умеренно», то большая надежда на то, что городок «воскресает» … — примерно такие мысли у меня были перед поездкой.
У нас с Супругой частенько всплывает в семейной болтовне вопрос: куды поехать в ближайшие недели или в далёкой перспективе? Когда же мы находимся в «отдыхающем рабстве на фазенде» этот вопрос, географически сокращается и «претенденты» обычно обрезаются до пальцев только рук. Пальцы ног – уже лишние. Можайск, … Руза, … Звенигород, … Кубинка, … Наро-Фоминск, … Бородино, более дальний (почти «заграница») – Смоленск …
Верея – всегда в этом списке.
И вот, — только-только закончился август. Усталость от дачных работ уже превышает любое желание забить куда-либо гвоздь. Уже потихоньку начинаем готовиться к «закрытию сезона» и пару раз «расслабились» поездкой в парк «Патриот». И после последней всего неделю назад, уже твёрдо решили ехать в Верею. Причём, для более весёлого путешествия было решено попробовать уговорить составить нам компанию двоюродную сестру Ирины – Наталью, дача которой, всего в 15 километрах от нашего СНТ. Инициатива была с моей стороны, просто потому, что они ежедневно часами болтают по дебильнику, обсуждая посадки всяческих сорняков. От слова «гортензия» … — меня уже только при упоминании подташнивает. Вот я и «схитрил» — если, думаю, они поедут вместе, то за целый день наболтаются… да и я буду более «свободен» что-нибудь пофотографировать…
Уря! … Наталья – клюнула! И мы договорились ехать вместе, хотя она год назад уже была в Верее со своим Супругом.
Так как мы все пензионеры и нас ничего не обязывает, то проснулись не по будильнику, а как выспались (разбудил мочевой пузырь) … неспешно оделись… и вот мы уже на даче Натальи.
… после телячьих нежностей в виде чмоканья в щёчку – дамы предались болтологии и осмотру цветников на фазенде Натальи… еле-еле оторвал их от сей процедуры…
… и вот, через пол часа мы уже въехали в Верею.
Прелюдия… т.е. предварительное вступление – закончилось.
Ещё раз хочу упомянуть, что терпеть не могу источники в виде Википедии – политические фейкоплёты. Стараюсь больше доверять бумажным источникам в виде книжечек-буклетов из музеев, официальным сайтам храмов и городов… и печатных книг написанными историками, на которые всегда можно сослаться. Тырнет же, — просто пестрит переписанными у друг друга текстами.
Чтобы не повторяться с написанием какой-нибудь фразы, даты или текста, — сразу скажу, что в основном пользовался книгами «Города Подмосковья» известного краеведа С.Поспелова, «Земля наро-фоминская» Козлов В.Л., «История Российская с древнейших времен» Татищев В.Н. а также официальным сайтом краеведческого музея г. Верея.
Верея … немного исторических строк о городе…
Верея – подмосковный город на берегу реки Протвы в стиле русской провинции конца XVIII века имеющий площадь всего 5 квадратных километров и населением 5282 человека по данным 2015 года. До Москвы – 95 километров. И к бабке не ходи – меньше его, ой как тяжело найти меньше даже на просторах всей России.
Первый вопрос, который возникает у всех нормальных путешественников, — дата основания города (не нормальные – ищут пивную или пляж). Но, когда начинаешь рыться, то дата «рождения» города – слишком часто бывает шипко-сильно условная. Как пример – день Варенья Москвы. Официально, «родилась», как скажут школьники, — «типа» в 1147-ом. Множество историков после долгих и продолжительных споров за чашкой чая (с коньячком для блаженства) – даже день определили — 5 апреля.
Но, с ними не согласились археологи (их на распитие коньячка не пригласили). Так они (видимо, в поисках заныканных бутылок коньяка историками) стали рыться в земле и вместо спиртного стали находить каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры. Специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Самые ранние находки —например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры, а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше. Т.е. археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле.
Так что является более правильным: артефакты в виде наконечников стрел или какие-то письменные упоминания в виде выдолбленных рисунков на камнях или надписи на берестяных грамотах? … И если этих древних костяных топоров и рыболовных крючков найдено на одном месте было много, то явно там было какое-то городище… т.е. — город. Упоминание конкретных дат?!… — так и письменность в первобытных веках ещё не существовала… а городища – были!!!
Я всю эту свою болтологию к чему? – К дате основания Вереи. … Она сводится лишь к письменным упоминаниям! Сам город – мог существовать и жить гораздо в более, чем 1371 год, когда литовский князь Ольгерд и смоленский князь Святослав совершили поход на Москву. Набег кончился неудачно, но по дороге были разорены несколько городов, в числе которых и Верея. Город тогда входил в состав Рязанского княжества. Это первое бесспорное документальное упоминание о Верее. Но существует предположение, что упомянутая в летописи под 1159 годом Вереисча — это Верея. Если это так, то Верея — ровесница Москвы! И историки утверждают, что здесь были поселения и раньше. Только вот не было тогда компьютеров… да и берестяные грамоты имеют свойство не только теряться, но и гнить… … так что, ежель археологи ещё немножко покопают землю, библиотекари покопаются в рукописях… — то последняя точка под истиной датой возникновения города – ещё не поставлена.
После 1371 года уже о городе всё больше и больше различных письменных материалов, и документов. Не буду слишком много описывать различные события и перечислю лишь наиболее важную для города историографию:
— Согласно договору Дмитрия Донского и рязанского князя Олега, с 1382 Верея становится частью Московского княжества.
— В конце 14 века Верея превратилась в укрепленное городище с валами и деревянной крепостью.
— 1408. Был разрушен и разграблен татарскими войсками темника Золотой Орды Едигея.
— 1432. Верея стала административным центром Верейского княжества.
— В 1435 году Верею разграбили войска литовского князя Казимира.
— В 1486 году город включили в состав Великого княжества Московского, а с 1519 года по 1567 год находилась в составе Старицкого удельного княжества. Старицкое удельное княжество окончательно было упразднено только в 1566 году. Следует, однако, иметь в виду, что все эти вошедшие в российскую историю удельные княжества являлись лишь небольшими территориями Великого Московского княжества, которое к концу XV века уже сложилось как Российское централизованное государство. Верея, таким образом, вошла в число исконно русских городов. И сполна хлебнула горя и радости, доставшихся богатой и обильной, могучей и бессильной «матушке Руси».
— В конце XIV века площадь городища (около трех тысяч квадратных метров) была обнесена земляным валом достигавшим 6 метров с деревянными стенами и башнями. Выше вала возвышались стены деревянной крепости с двумя башнями. В крепости располагались княжеские церковь и терема. Валы древнего кремля сохранились до наших дней.
— В середине 16 века на берегу реки Протвы основали Спасский монастырь, который просуществовал до 1764 года.
— 1782. По указу императрицы Екатерины II Верея получила статус уездного города Московской губернии. Расцвет Вереи приходится на XVIII век, когда город становится крупным центром ремесла и торговли: кожевенное, сыромятное, сапожное, кузнечное, вяжут сети и неводы. Верейские купцы заключали торговые сделки в разных городах Западной Европы. В городе активно ведётся каменное и деревянное строительство. Город получает регулярную планировку, сохранившуюся до сих пор: основная часть города — прямоугольную, а Заречье — радиально-кольцевую.
— В годы Отечественной войны 1812 года в старорусской земляной крепости Вереи французами были построены укрепления, в которых располагался батальон для защиты Смоленской дороги. И разместило там батальон для защиты Смоленской дороги с востока и юга. М. И. Кутузов приказал генералу И. С. Дорохову разбить вражеский гарнизон и уничтожить укрепления, что тот со своей армией и сделал.
— 13 октября 1812 года отступающая армия Наполеона после сражения под Малоярославцем была вынуждена повернуть на север и вскоре прошла через Верею, где во время короткой остановки Наполеон встретился с отрядом маршала Мортье. Уходя из Вереи, французы сожгли город.
— В XIX века Верея постепенно утрачивает своё торговое значение и во второй половине столетия, оставшись в стороне от железных дорог, превращается в небольшой уездный город. Жители занимались торговлей, садоводством и огородничеством. В городе была старообрядческая община поповцев (продолжает действовать до настоящего времени). А в конце XIX века около Вереи обнаружили минеральные источники, а также отложения известняка.
— 1929. Город Верея стал административным центром новообразованного Верейского района.
— В 1930-е гг. в окрестностях Вереи возникают Дома отдыха и пионерские лагеря. И открыли овощесушильный, молочный и кирпичный заводы.
— Во время Великой Отечественной войны с приближением немецких войск к Москве в июле-октябре 1941 года в окрестностях Вереи создаётся Можайская линия обороны. Немецкое командование превратило Верею в узел обороны. 19 января 1942 года советские войска освободили Верею. Именем командующего генерала Ефремова названа одна из улиц города.
— В 1959 году Верейский район упразднили, а Верею включили в состав Наро-Фоминского района.
— В начале 1970-х о Верее «заговорили», так здесь стали шить джинсы под собственной торговой маркой. Известно, что джинсы «Vereya» есть в коллекции музыканта Девида Боуи (может это просто сплетни).
— В 2016 году по постановлению от 28 апреля 2016 Московской областной Думы городу присвоили почетное звание «Населённый пункт воинской доблести».
Интересные строки вычитал о гербе Вереи:
Герб города был утверждён 29 октября 1782 года. Вот его описание: «в 1-й части щита герб Московский, во 2-й части в серебряном поле, в диком лесу две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающие собой имя сего города».
«Герб Московский» в верхней части это понятно — город принадлежал Московской губернии, а «воротные вереи» — это столбы для навески створок ворот.
Любопытно, что в древности город упоминался под двумя названиями: «Верея» и «Веретея».
В Древней Руси вереей назывался столб, на который навешивались ворота. От этого старинного слова и происходит название города, стоящего на старых рубежах Московского княжества. Сейчас это самый маленький город Подмосковья, сохранивший облик русской провинции конца XVIII века, а потому примечательный сам по себе.
По Далю слово «веретья» рязанское, означающее «непоёмную (не заливаемую в половодье) гряду, род природного вала, какие бывают на поймах, на луговой стороне рек в несколько рядов и с поперечными перерывами». Город первоначально принадлежал Рязанскому княжеству и его пойму ограничивают валы по сей день.
Другое название — «Верея» — отражено в описании герба города. Но историки пошли дальше и предположили, что впоследствии обе формы совместились и название «Верея» стало иносказательным: этот город был воротами в Московское княжество, воротами, закрывающими дорогу на Москву.
Верея … нашими глазами …
От дачи Натальи, ехать пришлось совсем не долго. Всего 26 км, если Яндекс карты не врут и около 25 минут. Город расположен на правом берегу реки Протвы, впадающей в Оку в Наро-Фоминском районе Московской области в 95 километрах к юго-западу от Москвы,
Маленький городок затерян среди лесов. Даже когда мы подъехали к монументальному знаку «Верея» мы всё ещё были в лесу и ничто кроме дороги и столбов, проводящих электричество, вообще не напоминало о городе.
Самый маленький город Подмосковья славится своими храмами, среди которых есть даже старообрядческий… и вспоминаются строки Пушкина:
… Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг! …
В нашей дружной компании был собственный, бесплатный штурман и так же бесплатный гид. Штурман чётко выбрал маршрут к первой точке:
Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим …
Погода нас «баловала». Никто и ничто не торопило …, и мы неспешно пошли на осмотр монастыря и храма…
Сразу излагаю, что изобретать велосипед не собираюсь и исторические факты тырю с официального сайта монастыря https://храмверея.рф/история/ . Т.к. информации очень шипко-много, то выделю лишь малую толику, делая множество сокращений (иначе придётся осмысливать очень много):
В северной части города на высоком берегу реки Протвы в Зареченской части города находится церковь Входа Господня в Иерусалим. Когда-то здесь находился Спасский монастырь, но был упразднен в 1764 году указом Екатерины II. Монастырский собор, построенный в 1679 году, стал приходской церковью.
Сегодня Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим, как и триста с лишним лет назад, радует глаз гармоничной архитектурой, белоснежными стенами и сверкающими куполами, покрытыми медными листами. Гордо устремлена в небо звонница с новенькими колоколами, полностью восстановлена монастырская ограда с угловыми башнями — она напоминает хорошо укреплённую крепость и даёт представление о былом величии старинной обители.
К сожалению, сведений о том, когда возник монастырь и кто является его основателем, не сохранилось. Но нужно понимать, что одной из наиважнейших государственных задач было строительство монастырей. И, конечно, об этом заботились и удельные князья Верейские и Белозерские — сын и внук святого великого князя Димитрия Донского, Андрей Димитриевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский
Первые письменные упоминания о двух монастырях в Верее связаны с началом ХVII века и Смутным временем. Две царские грамоты, подписанные Михаилом Феодоровичем Романовым в 1627 и 1642 гг., разрешали монахам Верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве на территории соседнего Обновления Храма Воскресения Христова во Иерусалиме монастыря, пока шло его восстановление. Его так и не воссоздали, а разрешение действовало ещё долго. В указанной грамоте есть косвенное подтверждение древней истории верейских монастырей, государь ссылается на вклады предыдущих царей в верейские обители: «Да Воскресенского женского монастыря рыбные ловли в реке Поротве прежних Государей жалованье на фимиям и на ладан, и на свечи на вино церковное Входа Иеросалимской женский монастырь.»
В 1677 году старую монастырскую деревянную церковь снесли, а на её месте монахи начинают возводить каменный собор. Строительство его благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким Савелов (1620-1690), которому эти места не были чужды — его род владел сельцом Сивково близ Вереи. Закончилось возведение нового каменного, храма в 1679 году. Новый антиминс был выдан в сентябре 1680 года.
Точную дату начала строительства каменного собора можно увидеть на закладной плите, вмурованной в стену с левой стороны от входа в верхний храм. Надпись на закладной доске гласит: «Божиею милостию и по благословению Великаго Господина Святеишего Иоакима Патриарха Московськаго и всея Росии при благочестивиишем Государе Царе и Великом князе Феодоре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерьжце зачета сия Богом созданная церковь Спаса Входиеросалим лета 7185 году (1677) а совершена во 187-м году (1679) а строена сия церковь тоя обители при игумене Андреяне и при келаре старце Захарии и при казначеи старце Иосифе».
Выстроенный монастырский собор стал самым большим каменным сооружением в Верее, которая в начале ХVII века, накануне Смутного времени, насчитывала до девяти православных церквей, включая два монастыря. Однако у новой церкви имелся один существенный недостаток — она была холодной, как и большинство храмов в те времена. Теплым приделом Входо-Иерусалимская церковь обзаведётся только через семьдесят лет.
В 1764 году, 8 марта, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднён и Спасский Входо-Иерусалимкий монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего семь иноков, включая игумена, и нескольких служителей. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились. Как церковь, так и колокольня находились в очень плохом состоянии.
В описи верхнего придела упоминается резное изображение святителя Николая Мирликийского, находящееся между клиросом и северным входом в алтарь. Оно являлось святыней и достопримечательностью Спасского монастыря. Популярность его у верующих была настолько велика, что церковь зачастую называли «Св. Николая в Соснах». Вот что пишет историк И. Токмаков в 1889 году посетивший древний храм: «Между левым клиросом и входом в олтарь, как бы на страже к Святая Святых, стоит в грозном величии символическое резное изображение Святителя Николая Чудотворца, как блюстителя и защитника православия, с обнаженным мечем в деснице и с изображением церкви в шуйце, с митрою на главе, в парчовом Святительском облачении. Это изваяние перенесено в Спасский монастырь от разоренной литовцами во время самозванцев Никольской церкви в городе». З.Иванов добавляет: «Изображение св. Николая, высотою около двух аршин, находилось прежде в г. Верее, в деревянном храме во имя св. Николая, и в монастырь взято было иноками, которые увидели его в реке Протве во время большого пожара… Место бывшей деревянной церкви св. Николая доныне известно под именем Никольского могильника, близ старой Можайской дороги». Дважды в год совершался Крестный ход с образом по Верее и окрестностям.
После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь. Во второй половине ХVIII века Верею охватил бум храмостроительства, связанный по всей видимости, с появлением в городе богатых меценатов. Этому способствовало развитие промышленности и торговли в регионе. Город оказался на пути мощного транзитного торгового потока с востока на запад и обратно. Только одних купцов в городе насчитывалось около тысячи! Во второй половине ХVIII века на средства графини Александры Борисовны Толстой (1748-1805) во Входо-Иерусалимском храме был проведён ремонт. Её трудами и заботами нижняя церковь храма — Покрова Пресвятой Богородицы — была приведена в порядок.
Сама графиня, её муж Алексей Петрович и их сыновья были похоронены рядом с храмом. Надгробная плита госпожи Толстой с младенцем Павлом Алексеевичем Толстым сохранилась до наших дней и находится за алтарем храма. Следует также отметить, что в 1877 году к 200-летнему юбилею верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры ХVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы. Так, в 1882 году обновили звонницу. Средства на отливку нового «Благовеста» в 35 пудов пожертвовал местный крестьянин, житель деревни Хрупенка Яков Дмитриев. Но самые существенные ремонтные работы были проведены с 1899 по 1915 года. Тогда же впервые со дня постройки храма художники расписали его стены, и эта роспись частично дожила до реставрации 2007 года.
Приблизительно в середине ХIХ века на территории рядом с храмом был построен двухэтажный дом причта. На первом этаже размещались кухня и столовая, на втором — жилые комнаты. Сохранилось описание дома за 1910 год: «Печей русских 5, голландских 3 штуки, крыльцо при доме деревянное, обшитое тесом». У восточной стены храма ранее находилось кладбище, которое было разорено в советское время — надгробные плиты сбросили в глубокий овраг. Уже в наше время настоятель храма отец Роман нашёл некоторые из них и установил на старом месте. Самое древнее — это каменная плита с братской могилы 26-ти человек, по-видимому, защитников Вереи и монастыря при отступлении оккупационных войск из Москвы в Смутное время. На ней стоит дата — 20 декабря 7120 года (02.01.1613). Один из фрагментов этой плиты вмуровали в стену апсиды — получился своеобразный памятник. Надгробие братского 26-ти человек захоронения 1613 года некрополя Верейского Спасского Входо-Иерусалимского бывшего мужского монастыря. Текст гласит: «Лета 7120 году месяца декобря в 20 день на память святаго мученика Игнатия престави раби 26»
Входо-Иерусалимский храм на Протве официально закрыли в 1934 году, хотя, как утверждают местные жители, фактически службы прекратились пятью годами раньше. За годы советской власти церковное здание превратилось практически в руины. До этого храм был разграблен, в том числе исчез весь церковный инвентарь, исчезли иконы с некогда богатого иконостаса… Кого здесь только небыло. В 1930-х годах в помещении размещалась ветлечебница, а перед самой войной — пионерский лагерь. В годы войны взрывная волна от упавшей по соседству бомбы снесла одну из пяти главок, сильно пострадал и барабан, который она венчала.
После войны в храме и на прилегающей территории разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения. Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда ещё начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проёмы, цоколь… Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились. Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине.
В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения Входо-Иерусалимского храма. Восстановлен сам храм, дом причта, ограда и угловые башни, то есть весь прихрамовый архитектурный комплекс в объёме ХVII века.
В 2012 году внутри храма установили деревянное резное изображение Св. Николы Верейского. Икону разместили на том же месте, где изначально до разорения храма находилась прежняя. 14 марта 2012 года состоялось освящение первых восьми колоколов, вес самого большого из которых, названного «Архангел Михаил», достиг 164 килограммов. Но летом того же года на звонницу был поднят ещё более весомый колокол — 700-килограммовый «Благовест». Сегодня прихожан Входо-Иерусалимского храма у ворот встречают замечательные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Их создали художники мастерской церковного искусства «Благовещение» Алексей Жучков и Светлана Темчук. Местные старожилы сегодня с улыбкой вспоминают, что ещё недавно над входом имелась надпись «Пионерлагерь».
В 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали от свирепствовавшей там холеры. Обессиленные борьбой с эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказывают помощи, симбуховцы обратились к милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской города Вереи церкви была принесена икона святого угодника и в предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестного хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. В благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обет ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что исполнялось до 1930 года.
Из воспоминаний Анатолия Борисовича Свенцицкого (1921-2007) заслуженного артиста России и Литвы: «С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на весеннего Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт, действовали еще и близлежащие храмы бывшего монастыря, и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища). Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. …
… По обычаю, два раза в год из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми… При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который стоял на Базарной площади среди старинных торговых рядов… «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола… Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы.
Уже взрослый, до «перестройки» побывал я в Верее. Собор реставрировали, восстановили памятник Дорохову, разрушены до основания храм Св. Георгия и торговые ряды. Реставрирован и храм монастыря, но почему-то двери храма оказались не заперты, окна без стекол, а внутри хулиганили подростки — портили, разумеется, реставрацию. Я увидел голые свежеоштукатуренные стены храма, но на стенах вместо живописи хулиганские рисунки и нецензурные надписи… Невольно подумал — вот они потомки люмпена и беднейшей крестьянки — без стыда, совести и памяти… И одолел меня ужас! И невольно пришли на ум не идеи христианского примирения, а возмездия. Заорал я на подростков, они разбежались, приняв меня за … иностранного туриста с фотоаппаратом, как испуганно крикнули они» … …
Сейчас открыт лишь нижний придел во имя Покрова Святой Богородицы. А главная достопримечательность, ради которой сюда едут паломники, находится в верхнем храме – резная деревянная икона Николы Верейского. В руке он держит Входо-иерусалимскую церковь. Иконостас и сама фигура святого – ручная работа, выполненная умельцами из Оптиной пустыни. Центральная люстра здесь – не паникадило, а хорос, а ещё есть стасидии — откидные кресла, на которых можно сидеть. Обычно они встречаются в православных храмах за пределами России.
Бывалые туристы советуют начинать постижение Вереи с обозрения его панорам и окрестностей с высоких точек, откуда открываются замечательные по зрелищности ракурсы. Природа здесь является неотъемлемой частью архитектурных ансамблей, а красота ландшафта естественным фоном городских перспектив.
Храм, изначально обладавший статусом Спасского монастыря имеет два уровня. Верхний предел посвящен Пресвятой Богородице, нижний построен в честь Входа Господня в Иерусалим.
Церковь выстроена из кирпича. Она кубической формы. Сверху перекрыта глухим сводом и увенчана пятью главами. С западной стороны расположено высокое крыльцо. К северо-западному углу примыкает колокольня.
На территории храма есть детский уголок. Из церкви есть выход к смотровой площадке на Протву, но к сожалению, мы об этом не знали и смотрели на чистейшую речку только через ограду… Ворота к ней открыты каждый день до 21:00. Вообще туристы пишут, что после воскресной службы все желающие могут посетить трапезную и посидеть за одним столом с батюшкой.
Церковь Богоявления Господня в районе Заречье …
Даже не знаю, как Супруга разбирается в навигаторе, — я вот сейчас залез на Гугл карты и офигел. Адрес есть, а церкви нет. Номера жилых домов — есть… всякие бензоколонки и кафе – есть, а вот историческую достопримечательность пиндоссы не удосужились обозначить. Строение 2 на улице 19 января – и всё!
Совсем немножко поплутали, ориентиром являлась прежде всего колокольня, и очень хорошо припарковались прямо у ограды самой церкви.
Опять же – не надо доверять каждому сочинителю в тырнете, а лучше пользоваться официальными сайтами храма. В них – правды, однозначно больше, чем я естественно и воспользовался как источником. https://palomnikodintsovo.ru/blagochiniya/naro-fominskoe-blagochinie/bogoyavlenskiy-khram-g-vereya/ и http://www.hram-bogojavlenija.prihod.ru/
Помимо основных достопримечательностей Вереи, эта церковь очень часто попадает в объективы фотоаппаратов, как профессионалов, так и любителей. Дело в том, что Богоявленская церковь находится в центре Заречья, на которое открывается потрясающий вид с горы Верейского Кремля.
В 1673 году на этом самом месте стояла деревянная церковь, названная в честь святых Косьмы и Дамиана. Деревянная постройка сильно обветшала, и в 1777 году вместо этой церквушки был возведен новый кирпичный храм в стиле барокко на средства верейского купца М.Е. Сидельникова.
… пока девушки-спутницы осматривали территорию Храма, я чуть ли не впервые в жизни «взял интервью» у волонтёров, плетущих сети для бойцов СВО. Правда стоит сказать, что из четырёх человек изначально стоящих у «ткацкого станка», включая одного мужчину, как только взору предстал мой фотоаппарат, имеющий вид профессионального – осталась только одна, самая «смелая». Да, — фотоаппарат «напугал». Зачем представлять свои лица незнакомому человеку? Поэтому я даже и не пытался фотографировать. Предупредил только, что сделаю лишь пару снимков, и то – только ткацкого станка с уже частично изготовленной сетью.
Было немного времени, — просто задал пару вопросов женщине-волонтёру, на которые она с не очень большим желанием поведала, что на территории Храма организовано для бойцов на передовой производство сетей, маскировочных полотен и костюмов. В работу вовлечено много людей разных возрастов. Помимо тех, кто непосредственно плетёт сети, в команду входят люди, которые помогают финансово или привозят материал.
Каждое маскировочное покрытие — это результат ручного труда. Для его производства привозится дель — сетка из капроновых нитей. Её кроят под нужный размер, обматывают шнуром с петельками для крепления и натягивают на ткацкий станок. После этого вплетают в неё маскировочную ткань или спанбонд (тонкий нетканый материал, изготовленный из полипропиленового волокна) нужного оттенка.
Группа Верейских волонтёров изготавливает сети на любую технику, блиндажи, укрытия, а также маскировочные полотна 1,5 × 2 м для спецназовцев и разведчиков. Их сети не блестят на солнце и не привлекают внимание, поскольку перед отправкой её вымачивают в специальном растворе и делают матовой. Подбирают ткань, которая не плавится под горячими гильзами, кроме того, используем влагостойкий и не преющий в полевых условиях материал. Группа волонтёров подбирает и материал, и расцветку, исходя из заявок военных. Во время холодов поверхность земли на линии боевого соприкосновения не всегда белая, а летом — необязательно зелёная, если мы говорим о южнорусских степях. Поэтому палитра цветов для каждого ландшафта и времени года своя. Например, для зимы есть сети белого, серого, желтовато-бежевого и коричневого оттенков.
Женщина поведала, что одна из самых трудоёмких, но в то же время нужных маскировочных сетей — имитация травы. В начале работы основу для любой сети тщательно обрабатывают. Затем на перекрестия в каждой ячейке привязываются по две тонких зелёных полоски. По периметру изделия остаётся множество хвостиков, которые они обжигают, а потом обматывают шнуром и закрепляют специальной ниткой.
Наша основная задача, продолжала волонтёр — изначально делать сети, которые идеально сливаются с местностью. Группа стремимся избавить ребят в зоне СВО от необходимости подкрашивать сети баллончиками или использовать для улучшения их маскировочных качеств «природный декор» — ветки и мох. Каждая сеть — результат кропотливого труда, занимающего от одного до трёх дней в зависимости от размера и числа занятых волонтёров. В работе помогают разные люди, начиная со школьников и заканчивая пенсионерами.
В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году.
Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа «восьмерик на четверике» с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли — подчёркивают вертикализм здания. Небольшая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней (1786 г.). Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром.
Церковь была закрыта в конце 1930-х. Во время Великой отечественной войны храм сильно пострадал. Пол храма был разобран.
В советское время храм был закрыт, в его помещениях располагался магазин со складом.
В 1967-1969 годах обветшавший храм реставрировали, но не доделали до конца.
Лишь в 2004 году, когда Богоявленскую церковь отдали православному приходу, она открылась. В период 2004-2007 года Церковь Богоявления Господня отреставрировали. Храм был оштукатурен внутри и снаружи, и побелен. Полностью заменили кровлю, установили новые главки и кресты. Заменили оконные рамы и установлены новые двери. В трапезной сделали новый пол, который выложили плиткой. Проведено электричество, газ и отопление. Закрывающие храм старые деревья удалили, а территорию огородили металлической оградой. На колокольню подняли 7 колоколов. Придел святых Косьмы и Дамиана обрел новый иконостас, также облагородили иконостас центрального Богоявленского Алтаря.
На Богоявленской церкви вывешены 2 таблички. Одна табличка гласит: «Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е. Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году.» Вторая табличка: «В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября)».
Престолы: Главный Богоявления Господня; Предельный Святых Косьмы и Дамиана. Святыни: Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; Частицы мощей: Свт. Ианна Милостивого, Сщмч. Фаддея Тверского, Свт. Феодосия Черниговского, Прп. Иисуса Анзерского, Вмч. Пантелеимона, Прп. Лаврентия Черниговского, Прп. Алексия — человека Божия, Прп. Михаила Малелеина, Прп. Серафима Саровского, Прав. Алексия Бортсурманского, Мч. Трифона, Прав. Иоанна Кормянского.
В храме хранится икона адмирала Ушакова, причисленного за праведность к лику святых.
У храма – есть Купель на реке Протве, недалеко от храма. Купель готовит администрация города. На купель идет Крестный ход в ночь под Богоявление, купель освящается по чину Великого освящения воды.
Следующим пунктом у нас был самый центр города — главную городскую площадь – сейчас Советскую, а в прошлом Торговую. Припарковав машину прямо у Торговых рядов, нормальные люди нас поймут, мы направились в поисках сортира типа М\Ж к автовокзалу. Прогулка по скверу у нас в планах не стояла, но, если уж, ноги (мочевой пузырь) сами привели к нему. Вполне приличные туалеты находились совсем рядом. Итак:
Сквер памяти воинов-верейцев …
Сразу обращает на себя внимание красная Казанская часовня в зелени сквера. Ее построили в 1995 году в память воинов-верейцев, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. В сквере – братская могила солдат, павших при освобождении города, могилы партизан, расстрелянных фашистами ребят-молодогвардейцев из отряда Николая Нечаева – первой в Подмосковье подпольной комсомольской группы, действовавшей против оккупантов… Мемориальный сквер – еще одно место в Верее, живо напоминающее о той войне.
Буквально через дорогу – городская площадь – сейчас Советская, ранее Рабочей, а в прошлом Торговая.
Торговые ряды …
Считаются визитной карточкой города.
… Прежнее название подходило лучше: от «советского» в площади нет ничего, кроме, может быть, автобусной станции в южном углу, на месте разобранного храма Георгия Победоносца. Церковь, отметим, сослужила даже при сносе добрую службу верейцам – после войны ее, уже полуразрушенную, пустили на кирпич для лишившихся своих домов горожан. Какое-то время существовало еще одно название — «площадь Труда», но уж явно не с трудом ассоциировался суматошный городской рынок.
После войны 1812г. завершается осуществление перестройки города в соответствии с новым регулярным генеральным планом, утвержденным Екатериной II в 1784г регулярному генеральному плану города. На центральной городской площади заканчивается сооружение торговых рядов, одноэтажного каменного здания с глубокими подвалами для хранения товаров. Ряды представляют собой одноэтажное здание с глубокими подвалами в виде каре с замкнутым внутренним хозяйственным двором и въездами по центру каждого из фасадов. Внутри рядов был двор, где в будние дни был базар. Двор и сейчас используется как место для торговли. Все фасады были решены простой открытой аркадой, куда выходили окна и двери лавок. Торговые ряды придали площади архитектурно оформленный вид.
В прошлом верейская ярмарка славилась на весь Московский регион. Приезжали сюда не только из соседних Можайска и Боровска, но и из губернских центров – Тулы, Калуги, из самой Первопрестольной. Ведь в XVIII веке Верея была не как сейчас, маленькой точкой на карте Подмосковья, а крупнейшим уездным городом Московской губернии, с оживленной торговой жизнью и матерым купечеством. Классические торговые ряды были построены местными купцами в складчину в конце XVIII – начале XIX века. Выглядят они, может быть, на первый взгляд «типовыми», однако в Московской области это едва ли не единственный такого рода памятник в стиле классицизма. Скупое убранство рядов традиционно для подобного типа сооружений — фасады оживляют лишь мерно чередующиеся арки проходов к магазинам.
В начале XX века в рядах были лавки купцов: Абросимовых, Богдановых, Глушковых, Гречишкиных, Долговых, Зиминых, Ивановых-Поморцевых, Митюгиных, Нечаевых, Погожевых, Раковых, Стрепихеевых, Сидельниковых, Тимофеевых, Чеблоковых, Хомутинниковых, Щелковых и др.
На ежегодные ярмарки в июне в Верею съезжались купцы из Москвы, Тулы, Калуги, Можайска, Боровска, Серпухова и других городов. Площадь на время ярмарок была украшена, устанавливали карусели. Площадь была просторная, и, вместе с тем, уютная: мощена камнем, скверов не было. Даже на фотографиях начала XIX века деревьев на площади почти нет. Дома, окружающие площадь, были только двухэтажные. В уездных городах выше строить не разрешалось.
После революции торговые ряды использовались для размещения магазинов. В Великую Отечественную, ряды превратились в развалины и были сильно разрушены, особенно южная часть. Восстановление торговых рядов началось в середине 90-х годов XX века.
То, что мы видим сейчас – плод работы реставраторов в середине 2000-х.
Подлинной является северо-западная часть рядов, северо-восточная частично восстановлена, Торговые ряды юго-восточная отстроена заново, а остатки юго-западной части разобраны в 1970-е годы XX века и на этом месте построено здание универмага.
В 2020 году в Верее было произведено благоустройство центральной исторической площади, построена современная детская площадка, установлен фонтан. Причем недавно на площади сняли асфальт и обнаружили брусчатку. Асфальтировать больше не стали. Воссоздана каменная кладка.
До сегодняшнего времени верейские торговые ряды используются по прямому предназначению — в них находятся магазины разного профиля. Уже перед отъездом домой мы с удовольствием, хоть и на тот момент уже здорово устали, — прогулялись по рядам. Правда, — только по продуктовым.
Так как город был купеческим, то рядом с Торговыми рядами была построена часовня Параскевы Пятницы, так как она считалась покровительницей торгового люда и женского рукоделия. Часовня недавно была восстановлена. Внутри находится
Северо-восточный угол площади фиксирует небольшая Пятницкая часовня. Построена она примерно во второй половине XIX столетия, приписана к Христорождественскому собору, в советское время использовалась как подсобка. Снова действует с 1999-го, а год спустя в часовню торжественным крестным ходом вернулась из Ильинской церкви резная икона Параскевы Пятницы XVI века. Здесь она хранится и поныне. Икона необычная — резная (скульптурная). Она «пришла» в город по воде: ее выловили из реки. В советское время в часовне был магазин мороженого….
Собор Рождества Христова на городище…
Всё-таки, — нет ничего лучшего для школьника, — это списывание. Думать не нужно – взял и списал!
Только есть одно условие – списывать нужно у «отличницы». В моём случае сейчас «отличницей» стал официальный сайт Верейского историко-краеведческого музея. http://vereyamuseum.ru/
Опять-таки информации там слишком много, и чтобы не списывать всё один к одному, мне пришлось отформатировать и повырезать\прибавить «от себя».
До революции в Верее было 14 церквей. Сейчас осталось шесть, зато почти все недавно восстановленные. Главный и старейший храм города — Собор Рождества Христова на городище занимает центр кремлевского холма и известен с 14 века. Белокаменный собор (кирпичный, с деталями из белого камня) — это одно из главных строений Городища. В камне он был возведен в 1552 году (время Ивана Грозного) князем Владимиром Андреевичем Старицким и дважды капитально перестраивался. Многоярусная колокольня в формах барокко и трапезная были построены намного позднее — в 1802 году.
Его объем типа «восьмерик на четверике» поставлен на высокий подклет, представляющий основание собора XVI в. Древнее здание полностью сохранило свой план с четырьмя круглыми столбами и трехчастной апсидой, сильно выдвинутой к востоку. Сохранились южный и северный перспективные килевидные порталы из белого камня и фрагменты окон второго света.
Трапезная и многоярусная, украшенная колоннами колокольня в стиле классицизма — 1802 г.
Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В Верхнем храме три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Храмовые святыни: рака с частицей мощей священномученика Иллариона Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и главная святыня — старинная резная икона XVI века великомученицы Параскевы Пятницы — находится в часовне Святой Параскевы (Советская площадь), приписанной к собору.
Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 г. Летописных сведений о постройке церкви не существует (официальное летописание удельную жизнь традиционно игнорировало).
О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая «над дверью храма до пристройки и поновления». Храмозданная на медной доске являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». По характеру резьбы и приемам обработки камня, — это подделка или добросовестная имитация древних надписей такого рода, заказанная в XVIII- XIX вв. соборным причтом.
Содержание надписи должно вызывать полное доверие, поскольку надписи такого рода по традиции списывались с церковной утвари и богослужебных предметов в соборной ризнице, например с запрестольного креста: «Божиею милостию по благославению Приосвященнаго Митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России повелением Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверныя Княгини Ефросиньи».
В источниках собор Рождества Христова в первый и едва ли не единственный раз упомянут в Писцовой книге 1625 г: «… а в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…» «Указание на «пределы» является очень важным, поскольку в крестовокупольном храме, каким до постройки в 30-е годы XVIII в. и являлся собор Рождества, больше одного придела (в дьяконнике) быть не может. Данное указание сразу же заставляет предполагать какую-то более оригинальную конструкцию, например, собор с приделами «в полатях».
О посвящении приделов мы узнаем известно из доношения соборного протопопа с прихожанами от 18 марта 1729 г., где называется один придел «вверху» — « во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския» и один «внизу» — Петра и Павла. Доношение было подано в связи с желанием перестроить собор. После перестройки, 23 сентября 1734 г. выдан указ об освящении двух возобновленных приделов. Поскольку оба придела «запустели», — как сказано в доношении, — «от литовского разорения», — они древние, а их расположение «вверху» и «внизу» подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими «с полатями».
Перестройка 1730-х гг. была первой капитальной перестройкой собора. Своды полатей были сохранены, своды, барабан, столбы и стены приделов самого храма были разобраны, а центральный трансепт перекрыт лотковым сводом с опорою на стены и на сохраненные постаменты всех четырех столбов. Восточная сторона четверика, создавшая аварийную ситуацию в восточной части храма, была разобрана, а вместо нее по линии восточных столбов возведена новая с тремя алтарными проходами.
Внизу, в северо-западном углу возле бывшей внутристенной лестницы была поставлена печь. Ее дымник выходил у северо-западного угла наружу. Лестница была заложена. Для доступа в верхнюю церковь перед западным фасадом была устроена двухэтажная трапезная или паперть с каменным сводом внизу с деревянными балочными перекрытиями вверху. Проход из паперти в храм был пробит в древней западной стене. Полы в новых храмах — верхнем и нижнем, — были из гжельской лещади «в шашку». Вверху они частично сохранились. Полы верхних приделов сохранились, — они из того же большемерного кирпича, что и весь храм, — уложенного рядами.
Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802 г. Еще раз были перестроены апсиды и в них устроены громадные окна с крещатыми решетками из прута квадратного сечения, такими же, как в окнах новой трапезной и пр. Была пристроена Колокольня, и на колокольню был поднят самый большой колокол в округе. Стены в соборе были украшены фресковой живописью венецианского стиля. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных архангелов, на гранях — истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом слепого, изгнание из храма Иерусалимского торгующих, прощение грешницы, приведенной к Иисусу, милосердной Самаритянки, под ними с правой стороны — избиение младенцев Иродом, несение Креста; с левой — хождение апостола Петра по водам и убийство святого Стефана. На западной стене по сторонам входа — Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лица в настенной живописи. В нижнем храме на круглых столбах, поддерживающих низкие своды, изображены великие святые.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением нижних дверей старинной резной работы. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже шесть колонн коринфских. Все золоченные, украшали иконостас, иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон в них вызолочен. Над царскими вратами — изображение великого Голгофского события.
Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбная Богородица со святыми женами, Пилатом на коне, слева — святой Иоанн и Лонгин Сотник, в глубине по сторонам Богочеловека — два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было над входом в трапезную. С правой стороны — картина Страшного суда. Вверху, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась Владимирская икона Божией Матери, во имя которой устроен этот храм. Под этой иконой помещалась медная доска, на которой написано, что, по преданию, устно передаваемому из поколения в поколение, икона явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после разорительного литовского набега и принесена детьми в соборную церковь. Эта икона считалась даром Божьим и в 1806 г. богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями. На другой стороне доски этой иконы был изображен лик святого Николая Чудотворца в серебряной ризе. Рядом с Владимирской иконой стояла икона, изображавшая лики всех святых, празднуемых в продолжение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. Внизу иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых, такая же икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась в зимнем нижнем храме. Из-под жертвенника храма когда-то имелся тайный ход к берегам Протвы, лаз в который после войны 1812 г. был замурован.
В 1815г. в трапезе нижнего храма был погребен герой войны 1812 г. генерал Дорохов (в начале 30-х гг. XX в. прах генерала был осквернен и могила разграблена и уничтожена).
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три предела. Третий — Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма.
В 1918 году, по решению митинга красноармейцев, убывающих на фронт, могила генерала Дорохова была разграблена.
В 1924 году храм был закрыт, его использовали под хозяйственные нужды. В 1999 году возвращен верующим, началось восстановление собора. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в погром 30-х гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все реконструкции, а революцию пережить не смогли.
В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего храма собора. Начались регулярные богослужения. Первое торжественное богослужение 26 декабря 2000 г. возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С. Дорохова были с почестями перезахоронены в подклете трапезной Рождественского собора. Перезахоронен шеф Изюмского гусарского полка и начальник армейского партизанского отряда Иван Семёнович Дорохов (1762—1815 гг.) — генерал-лейтенант и кавалер, герой Отечественной войны 1812 года, освободивший город. Увы, спуститься к захоронению Дорохова сейчас нельзя – в соборе идёт реконструкция.
В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов. 12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.
В настоящее время силами общины ведутся реставрационные работы. Проведено отопление в верхний храм, выполнен большой объем работ по штукатурке стен, начались работы по восстановлению наружного облика храма.
Городище …
Нам здорово повезло, — мы зашли в Собор как раз перед закрытием для посетителей. Единственная прислужница, хоть и впустила нас, но постоянно «подстёгивала» чтобы мы не «застаивали» в рассмотрении икон и интерьера. Так что, — время на осмотр было здорово ограничено.
И хоть в наших планах был осмотр ещё нескольких храмов, но увы, — ехать к ним уже было бессмысленно. Они наверняка так же были уже закрыты. Естественно, меня тянуло на вершину города. На вершину городища, где установлен памятник И.С. Дорохову. Место для меня имеет какую-то святость. Не в религиозном плане, а просто как воспоминание о детстве и юности. Всё дело в том, что, будучи отдыхающим\работающем — октябрёнком\пионером\комсомольцем, тыщу-мульёнов раз был у этого памятника. В планах работы пионерского лагеря «Спутник» от кинофикации СССР было почти обязательным каждое лето 22 июня, в трагический день начала ВОВ, — возложение венков к могилам погибших солдат. И не только в самом городе Верея, но и в лесу, недалеко от пионерского лагеря. Интересно, — в нынешнее время в каком состоянии могилы? Вообще, насколько я знаю, был какой-то приказ в Министерстве Обороны, что ближайшие воинские части «обязаны» обеспечить надлежащее состояние могил и памятников.
Обязательной было в п\лагере и игра «Зарница». Мы бегали, стреляли (из деревянных пулемётов\автоматов), взрывали… кайфом было надевание противогазов… и т.д. Но, финалом всегда был штурм, как нам казалось огромнейшего и наикрутейшего холма\горы на который самый резвый отряд и пионер водружали красный флаг победителя.
К чему это я всё пишу? К тому, что с годами память стирается, как двойка в дневнике. Мне почему-то казалось, что когда мы при штурме покоряли гору, то на вершине стоял именно, памятник Дорохову. Но, это оказалось только желаемым, а не действительным. Скорее всего там стоял другой памятник – погибшим в ВОВ, что на юге. Реальный же – совсем на другой части Вереи – на севере. Так «сломались» мои детские воспоминания…
Но, то что реально было в мою последнюю поездку – это исковерканная вандалами сабля Дорохова. В 1982-ом она как змея была изогнута…
Мы только немного прогулялись по холму городища. Вообще Верейский кремль или городище, как у любого древнерусского города, является историческим центром. До наших дней дошли земляные валы XIV века на высоком, крутом берегу реки Протва, сами крепостные сооружения не сохранились — они были утрачены уже к XVII веку. На месте городища в 1838 году было построено каменное здание присутственных мест со служебными постройками и тюремная Владимирская церковь (1878 г.), сейчас в них располагается психоневрологический интернат.
На территории кремля так же находятся братские могилы времен Гражданской и Великой Отечественной войн, памятник Дорохову И.С., памятник Воину-освободителю и 2 скульптуры солдата. Памятник Воину-освободителю — это уменьшенная копия знаменитого монумента «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Автор — Евгений Вучетич. В отличие от оригинала у Верейского Воина нет в руках меча.
Кроме того, в городе есть несколько монументов, посвященных событиям Великой Отечественной Войны. Памятник комсомольцам: Н. Нечаеву, В. Скворцову, К. Ракову, Б. Захарову и Н. Кононову, расстрелянным немецкими оккупантами — на лесной опушке в северо-западной части города недалеко от городской больницы, восстановленный силами молодёжи города 2013 году. Могилы жителей города, умерших во время немецкой оккупации — около церкви Входа Господня в Красной слободе. Некоторые из них мы видели на отдалённом расстоянии, но уверен, — в следующую поездку в 2025-ом мы обязательно к ним подойдём.
Дорохов И.С. …
Дорохов Иван Семенович родился 26 апреля 1762 года в Туле, в семье дворянина и военного, участника нескольких русско-турецких компаний. С детства был определен воспитанником Инженерного кадетского корпуса, который закончил в 1787 году в чине прапорщика. Для дальнейшей службы был направлен в Смоленский пехотный полк, который был включен в корпус самого Суворова. Дорохову повезло не только начать свою военную карьеру под руководством талантливого и знаменитого полководца, но еще и быть отмеченным великим Суворовым после знаменитой победы над турками при Рымнике. Благодаря этому он получает повышение служебного чина – звание капитана и перевод в Фанагорийский гренадерский полк — своего рода гвардию великого Суворова. Ничего удивительного, что в 1794 году он вместе с Суворовым участвует в военной операции по подавлению польского восстания. За личное мужество во время этой операции Иван Семенович получает чин секунд-майора и золотой крест, а также и первые раны. Характерно, что даже раненым он продолжал бой. Получив в 1798 году чин полковника, он уходит в отставку, но в 1802 году, как и многие другие отставные офицеры, возвращается в русскую армию, чтобы воевать против Наполеона. Затем следует чин генерал-майора и командование Изюмским гусарским полком. Его полк за время заграничных походов становится одним из лучших кавалерийских полков, и за героические заслуги награжден Георгиевскими трубами. Сам Дорохов также получает несколько боевых наград. Талант военачальника, который сможет найти выход из самой безвыходной ситуации, Иван Семенович проявил в самом начале Отечественной войны 1812 года. Не получив вовремя приказ об отступлении, он со своими полками оказался отрезанным переправлявшимися войсками Наполеона от армии Барклая де Толли. По сути, оказался в окружении, но сумел, маневрируя и вступая в небольшие бои, пробиться к армии Багратиона и соединиться с частями генерала Платова. За время выхода из окружения он понес минимальные потери. Вместе с арьергардом армии Багратиона, гусарский полк Дорохова дошел до Москвы, ведя постоянные бои с французами. Его участие в Бородинской битве, Кутузов назвал весьма «смелыми” и поблагодарил чином генерал-лейтенанта.
После оставления французами Москвы, командование создает под командованием Дорохова сводный партизанский отряд, который состоит из гусар, драгун и казаков. Очень скоро отряд наводил на французские войска ужас. Гусары и казаки всегда появлялись внезапно – разбивали отряды, грабили обозы, захватывая большое количество пленных. Во время войны 1812 года в городе Верее был расквартирован гарнизон французской армии. Разгромить его было поручено генерал-майору Ивану Семеновичу Дорохову. Кутузов отдал приказ, который гласил следующее: «Поручается Вашему превосходительству отправиться через Боровск к Верее, где неприятель, по разным известиям, укрепляется, для чего и нужно его предупредить и стараться налечь на него, разбить, разрыть все его укрепления». Он прошел турецкую войну, был личным адъютантом А.В. Суворова. Принял участие во многих военных компаниях в начале 19 века. В войне 1812 года прославился в Бородинском сражении. Получив приказ Кутузова, Дорохов с отрядами отправился в район Боровска. Штурм Вереи был осуществлен усилиями отряда в 1300 штыков. Вестфальцы встретили русских свинцом. Огненной лентой оделась линия вала и укреплений кремля. Палисад заволокло пороховым дымом. Но сказалась внезапность, на что и рассчитывал Дорохов. Теперь и без подзорной трубы он видел, как колонны с развернутыми знаменами с наката ударились о палисад и потекли в обхват, сжимая в смертельных объятиях опорный пункт обороны противника. Застигнутый врасплох вестфальский батальон упорно защищался. Прошедшие огонь Смоленского и Бородинского сражений, гренадеры прекрасно действовали в обороне. Но удача была на стороне русских. Развивая успех, генерал Дорохов послал в бой третью колонну, состоявшую из солдат Вильманстрандского полка, в рядах которого храбро действовал рядовой по фамилии Старостенко. Физически отменно крепкий, он за годы несения военной повинности виртуозно освоил приемы штыкового боя. Через полчаса после начала штурма этот «русский медведь» вместе с товарищами, преодолев палисад, завязал рукопашную схватку, укладывая врага одного за другим. Нет ничего страшнее, чем русский штыковой бой», — говорили ветераны Наполеоновских походов. Вестфальцы, оставшиеся в живых после Вереи, вспоминали этот страшный бой до конца своей жизни. Немцы дрогнули, стали отступать. В этот момент Старостенко увидел неприятельское знамя. Прокладывая путь штыком, он одним ударом сразил знаменосца, выхватив из его рук символ доблести и славы вестфальцев. Победоносное «Ура!» было ему ответом. Противник тотчас же был сбит с парапета и бросился искать убежища в домах и храме, откуда, заняв оборону, вновь открыл ружейный огонь. В этот момент генерал Дорохов въехал в расположение опорного пункта на Верейском городище. После кратких переговоров неприятель выбросил белый флаг и сложил оружие. На форштадте еще гремела перестрелка. Оборонявшиеся отчаянно дрались до тех пор, пока их не атаковал майор Розен с одной ротой Вильманстрандского полка и двумя эскадронами гусар, принудив капитулировать. Верея была взята в 5 часов 30 минут утра. Командир гарнизона, полковник Ля Рюэль, получивший сабельное ранение в колено, а с ним четырнадцать офицеров и более трехсот пятидесяти рядовых признали себя пленными. Два инженерных офицера и триста восемнадцать гренадеров были заколоты штыками. Наши потери составили не более тридцати человек. История нашей армии может по праву отнести бой за Верею к лучшим штыковым сражениям 1812 года. Началось отступление французов через Верею и Можайск. И в октябре они опять заняли город, здесь же, во время отступления, ночевал Наполеон. Но спустя два месяца остатки французской армии были отброшены за пределы России. Дорохов был награжден саблей с надписью на рукоятке «За освобождение Вереи», но она так и не была вручена генерал-майору, лишь после его смерти жена выкупила саблю… Дорохов ушел из жизни 25 апреля 1815 года. Перед кончиной он пожелал быть захороненным в Верее, и направил письмо горожанам такого содержания: «Если Вы слышали, почтенные соотичи, о генерале Дорохове, который освободил Ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от Вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его наголову, за что дети мои будут Вам благодарны». Там он и был похоронен.
А в 1913 году на городище установили памятник И.С. Дорохову работы скульптора Б.В. Пациорковского в соавторстве командира Сумского гусарского полка А.О. Рахманинова. Памятник был установлен на самой высокой точке Верейского городища на въезде в город на искусственной скале, в основании которой укрепили бронзового орла с короной на голове. Рядом с орлом расположили 8 артиллерийских ядер. Табличка под памятником содержит надпись: «Перезахоронение героя Отечественной войны 1812 года Ивана Семёновича Дорохова. Верея, 26 декабря 1999 года». «Партизану 1812 года генерал-лейтенанту И.С.Дорохову. Участники дела при Верее: протоиерей Иоанн Скобеев; горожане: Гречишкин, Шушукин, Прокудин, Жуков, рядовой Старостенко». «Храбрый Дорохов! Ты не умрешь, пока сердца Русских будут жить для России! Прах твой в гробе; но слава дел твоих гремит на полях отечественных!» — восклицал дореволюционный автор. Увы, пришли другие времена. 16 августа 1918 года в Рождественский собор Вереи ввалилась толпа вооруженных красноармейцев. Только что состоялся митинг войск, отправлявшихся на борьбу с белочехами, на котором была принята резолюция по поводу «царского генерала». Действовали «уполномоченные» открыто и дерзко: прошли в нижний храм, отодвинули и сбросили тяжелую надгробную плиту. Открылась глубокая ниша, на дне которой покоился гроб с останками Героя. Пришедшие что-то говорили о золотой сабле с алмазами и фамильном перстне на руке покойного. С помощью веревок они подняли гроб и, поспешно вскрыв крышку, застыли от неожиданности: перед ними лежал человек, который, казалось, спал … «Первое же прикосновение руки к одежде покойного было роковым, — писал верейский краевед Сергей Александрович Поспелов, — вся она и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Стали копаться в гумусе: искали перстень, нательный золотой крестик, драгоценную саблю, ордена. Орденов не обнаружили. Сабля нашлась, но она оказалась не наградной, а боевой. Перстень и нательный крестик тоже отыскали и забрали. Останки «царского генерала», руководствуясь воспаленным самосознанием, вынесли из подклета и выбросили с высокого откоса над Протвой. Бронзовый памятник на валу тогда же был обстрелян, а затем снесен… Примечательно, что, как видели люди, при расстреле памятника генерал-гусара одна из пуль отбила бронзовую шпору и литой каблук сапога…» Орла волоком перетащили к старому каретному двору и бросили в колодец. Вероятно, он находится там до сих пор. В ночь после разорения могилы генерала, две пожилые жительницы собрали валявшиеся на откосе останки Ивана Семеновича и, как утверждает молва, тайно захоронили их в потайном месте. Был снесен памятник Дорохову на валу Городища. Вместо него на постамент коммунисты установили огромную гипсовую голову Карла Маркса. На гранитной скале выбили слова создателя «Манифеста…»: «Рабочим нечего терять, кроме своих цепей, а завоюют они весь мир». Бронзового орла своротили, пушечные ядра растащили по городу. Однако марксовой голове недолго суждено было «украшать» Верею. 12 октября 1941 года при наступлении на город немцев ударной волной от взрыва бомбы или снаряда изваяние сорвало с места и разнесло вдребезги. Жители усмотрели в этом знак свыше и шептались, что не к добру «чужую голову» поставили на освященное место. Сама искусственная скала оказалась прочной и выдержала все испытания. После освобождения Вереи на постаменте установили пирамиду со звездой с надписью: «В память Отечественной войны 1812 г. Генерал-лейтенанту И.С.Дорохову освободившему г.Верея от французов 11 октября 1812 г.» В 1957 году по просьбе жителей города на Городище был установлен новый памятник, выполненный скульптором С.С. Алешиным. Памятник восстановили, но захоронение было по-прежнему в разграбленном виде, а Рождественский собор постепенно разрушался. В 1999 году начались реставрационные работы Рождественского собора. В этом же году во время расчистки бывшего склепа Генерала-освободителя были найдены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Как археологи, снимали слой за слоем. Язык не поворачивается назвать это «культурным слоем». Сначала нашли ящики из-под пива и сами бутылки, датированные 1968 годом. Потом лопаты еще раз звякнули о стекло — это была уже бутылка «Бадаевского пива» с двуглавым орлом, но без корон. Мы поняли, что близки к цели. Всю землю, которую доставали, мы аккуратно просеивали, чтобы случайно не выбросить чего-либо ценного. Вот показалась одна кость, вторая… а когда нашелся череп, точнее, его фрагменты…Помимо некоторых костей сохранилась часть черепа, который, по всей видимости, разбили прикладами винтовок. В этом нет ничего удивительного: «красные» поступали в полном соответствии с революционной моралью… Много наворовал из https://historical-fact.livejournal.com/48647.html
… На западной окраине Вереи, в конце современной Больничной улицы есть холм, на котором, по предположению историков, Наполеон наблюдал за выходом своих войск из города. Так начиналось отступление «великой армии» по старой, разорённой Смоленской дороге… Уходя из Вереи, французы сожгли город …
Верейский историко-краеведческий музей …
Шипко-сильно интересное было после городища посещение Верейского историко – краеведческого музея.
В 1996 году достопримечательности Вереи дополнились еще одним объектом – историко-краеведческим музеем. Здание разместилось в старинном жилом доме купца Митюшина, в котором после революции размещались различные городские органы управления, прокуратура, типография.
Сейчас здание музея соединено со зданием уездного училища, построенного в 1788 году в стиле классицизма Ульяном Федоровичем Сидельниковым, открытого для мальчиков Вереи. Раньше между зданиями находился небольшой двор. Здание уездного училища является наиболее интересным в Верее. Угол, обращенный к площади, выделен ротондой с плоским куполом прозванное в городе «круглой школой». И до революции, и после – в ХХ веке здесь поочередно располагались начальная школа, Дом пионеров, ныне – Дом творчества школьников. В советское время два здания соединили. В «митюшинской» части, побывавшей и милицией, и фотомастерской, и газетной редакцией, теперь располагается небольшой, но очень интересный историко-краеведческий музей.
Значительная часть экспонатов заведения повествует об историческом прошлом города и его культурной жизни. Отдельная экспозиция посвящена событиям Великой Отечественной войны.
В 1784 году императрица Екатерина Великая утвердила генеральный план Вереи, который сохранился до наших дней. План города, подписанный Екатериной II, пожалуй, самый ценный экспонат историко-краеведческого музея.
Историко-краеведческий музей Сайт: vereyamuseum.ru. Стоимость: 100 руб., мне как инвалиду – бесплатно…
На этом наш экскурсионный день подошёл к концу. Мы просто уже устали.
Осталось только пообедать и в путь домой. Искать ресторан или кафе долго не пришлось … Прямо с торговыми рядами нашли здание кафе «Престиж». Первое впечатление оставил запах перед кафе, — почему-то воняло какими-то клопами, но, когда зашли внутрь запаха уже не было. Пред нами предстал очень маленький зал на 6 столов, и мы уже собрались ретироваться, но сотрудница предложила стол в абсолютно пустом банкетном зале, который был и огромным…
Съели всё «под ноль», но скорее всего из-за того, что были просто голодными. На самом деле, — стоило было от половины блюд вообще отказаться. У Ирины было второе с жареным лососем. Но, рыбой вонял и гарнир… Мало того, — у меня паста была с запахом рыбы… Видимо, они изначально рыбу пожарили, а потом в целях экономии на той же сковородке и на том же масле делали другие блюда…
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по Верее. В виде заключения ещё несколько строк:
Маленькая Верея затеряна среди лесов. Расположение — типично для среднерусской полосы. Сегодня, как и много столетий назад, город ещё на подъезде неожиданно открывается среди лесных подмосковных далей… В Верее нет ярких, всемирно известных шедевров, но разве только их количеством измеряется красота города? Хотите погрузиться в атмосферу русского уездного города? Отправляйтесь именно сюда. Это единственный город в Подмосковье, который сохранил планировку конца 18 века. Живописность, соразмерность частей, полное слияние с природой вот что определяет образ и душу маленькой Вереи. Сколько раз через город проходили вражеские рати: от литовцев и татар до немцев. Но Верея уцелела. И даже когда в XXI веке её решили понизить в статусе – до городского поселения, свои права перед властью горожанам удалось отстоять. Верея осталась городом. Пусть и самым маленьким в Подмосковье: за час можно обойти. Практически одноэтажным — современные «высотки» в пять этажей есть только на окраинах. Населения пять тысяч человек, как и 200 лет назад. Но многие-то соседние городки и вовсе сгинули. Или сохранились, но стали деревнями.
Ещё очень много того, что мы хотели увидеть, но увы – не всесильны. Поэтому, — твёрдо решено в 2025-м «быть второй серии»! Как и полагается директивному документу плана Вереи утверждённый Екатериной II в 1784 г и начертанный в оригинале рукой императрицы гласит: «Быть по сему».