2013. ШВЕЦИЯ. Стокгольм. остров Лайдинго. Парк-музей скульптур Миллеса «Миллесгорден». 8 август. 6 день. II часть.

«шведская народная увертюрочка»

 

остров Лайдинго. Парк — музей скульптур Миллеса Миллесгорден…

Пригодилась ещё одна, вроде бы мелочь – полное чтение путеводителей. Не только самых-самых, обычно первых, — так сказать главных достопримечательностей… Но и тех, что в конце. Иной раз они гораздо более интереснее. И тут главное – попасть в нужную точку.

Мы оба не деятели искусства. Не разбираемся в живописи и скульптурах… Оцениваем картину не как искусствоведы, а проще – прандравилась, иль не прандравилась…

Вот и в этот раз вроде бы ехали в музей скульптур человека, о котором вообще ничего не знали. От слова «совсем». Был риск того, что это не музей, а просто красивая вывеска с каким-нибудь бездарным творцом «Арта». В путеводителе были очень скупые строки, а более тщательно искать в тырнете не было времени.

Как я уже упомянул, — мы не искусствоведы. И всё что увидим, увы – описать чисто профессионально не могу… да и не имею права. Поэтому позже лишь выложу партию сделанных нами фотографий, а выводы делать уже Вам!

Но, от себя скажу, что именно этот музей… парк… — запомнился от всей Швеции как-то особенно. С положительной, естественно стороны.

Ехали из почти центра Стокгольма на остров Лайдинго (или Лидингё) … (или Лидинг) … примерно пол часа на автобусе до остановки — Millesgarden… Минут 15 шли мимо респектабельных домов, утопающих в зелени… мимо деревянных заборов, давно требующих ремонта или вообще замены … Контраст богатства и нищеты – был налицо… Так же и вход в музей был ничем не примечательный и скорее напоминал контору по сбору у бомжей металлолома, чем здание искусства. Мы чуть его не прошли … парк скульптур Миллесгорден, расположился на крутой скале Херсерюд острова …

Теперь немного истории из общедоступного тырнета и строк путеводителя:

Удивительна судьба человека, благодаря которому появился этот парк скульптур под открытым небом. Карл Миллес родился 23 июня 1875 года в городке Лагге шведской провинции Упланд в семье кадрового офицера. В семье любили и понимали искусство. Отец Миллеса в период службы в Риме изучал античное искусство. Сестра Рут с детства увлекалась созданием пластических композиций, став со временем известным в Скандинавии скульптором. Сводный брат Эверт посвятил жизнь архитектуре.

Карл с детства страстно хотел стать скульптором и создать в Стокгольме удивительный парк, где в гармонии должны были находиться изваянные им скульптуры и природа. Его детские мечты полностью сбылись. Путь к воплощению мечты для него начался в Королевском техническом институте в Стокгольме. Хорошая техническая подготовка впоследствии позволяла ему создавать скульптурные шедевры с одной точкой опоры, размещаемые на высоких колоннах.

Получив в 1897 году небольшую стипендию от Общества кустарных ремесел, он отправился в Париж учиться в Академии Коларосси. Карлу повезло, выдающийся скульптор Огюст Роден рассмотрел в его еще не совершенных работах явные признаки самобытного таланта и взял юношу в ученики. Благодаря Родену молодой скульптор смог выставить в Париже свои работы и даже получил за них почетный диплом.

 

 

Первой работой Миллеса, признанной мастерами скульптурного творчества, стал памятник шведскому политику Стену Стуре. И хотя этот памятник был установлен в бывшей столице Швеции, городе Уппсала, спустя десятилетия, уже его эскиз продемонстрировал настоящий талант Карла Миллеса. За этой работой последовали статуи и фонтаны, скульптурные ансамбли и отдельные скульптуры на постаментах.

Появилось мастерство, а вместе с ним и заказы. Карл смог совершить поездки в Бельгию и Голландию. На время поселился в Мюнхене, где продолжил учебу. В 1905 году он женился на художнице-портретистке Ольге Граннер, с которой познакомился во время учебы в Париже. В 1906 году супруги приехали в Швецию, где решили воплотить в жизнь детские мечты Карла. Денег хватило для приобретения на острове Лидинго небольшого участка скалы, поросшей соснами. Вскоре под соснами появился просторный дом с мастерскими, построенный архитектором Бенгтссоном. В этом уютном доме созданы шедевры, украшающие сегодня площади и парки многих городов мира.

Скульптор начал работать на природе вынужденно, из-за заболевания легких: ему было противопоказано вдыхать пыль. Он начал творить на свежем воздухе, работы оставались прямо под открытым небом, так и возник парк скульптур…

К Карлу пришла заслуженная слава, благодаря престижным заказам, приносившим хороший доход, он смог выкупить ряд соседних участков, доведя площадь имения, названного Миллесгорден, до 1,8 гектара. Большой перепад высот позволил ему создать причудливую череду террас, лестниц и фонтанов, где в окружении цветов и деревьев разместились копии его лучших работ.

 

 

Вскоре парк, ставший музеем, был открыт для посещения. Нередко экскурсии по нему проводил сам скульптор, неизменно по окончанию осмотра приглашая посетителей на бокал вина. Миллесгорден быстро стал одной из достопримечательностей Стокгольма, неизменно привлекающей значительное количество туристов. Здесь есть чем полюбоваться.

 

 

Одна из первых работ мастера, получивших широкую известность, имеет красивое название «Солнечный блик» — это созданная в 1918 г. фигура молодой наяды на дельфине. Невдалеке от наяды разместилась еще одна композиция, навеянная мифами Древней Греции. Обратившийся в быка Зевс похищает прекрасную финикийскую принцессу Европу. Такую же фигуру, но из белоснежного камня, можно увидеть и в мастерской скульптора. На восточной стороне Нижней террасы разместилась группа музицирующих ангелов, поднятых мастером на высокие колонны.

 

 

Самая обсуждаемая работа Карла Миллеса – Рука Бога. Вслед за своим учителем Огюстом Роденом, изобразившим Руку Бога, где в ладони размещаются слившиеся в одно целое фигуры мужчины и женщины, Миллес представил свою версию философской идеи. В его композиции на огромной открытой ладони стоит маленький, переполняемый эмоциями человек. Может, он растерялся в бесконечном пространстве, или испуган, или удивлен… Скульптура установлена на высоком цоколе и, рассматривая ее, невольно приподнимаешься в пространство и испытываешь подобные чувства.

 

В 1949−50 гг. эти ангелы были созданы скульптором для нескольких фонтанов в США, но здесь Миллес объединил их в одну выразительную композицию. Невдалеке еще несколько композиций, которые скульптор специально разместил на высоких колоннах, чтобы зритель видел их на фоне неба. Этим создается впечатление, что фигуры буквально парят в воздухе. Это одни из самых известных произведений мастера «Человек и Пегас» и «Рука Бога», подлинники которых установлены в США, а авторские копии в нескольких городах мира.

 

 

 

К. Миллес был истинным трудоголиком, что подтверждает его девиз: Lt mig verka medan dagen brinner (позвольте мне поработать, пока солнце высоко).

 

 

 

Вместе с братом, архитектором Эвертом Миллесом, он принимается за расчистку и обустройство террас. В результате образовалась территория в 18000 кв. м, на которой три просторные террасы ступенчато спускаются к морю, и несколько маленьких террас связываются каменными лестницами с основными площадками. При обустройстве парка максимально сохранены естественные насаждения. Фонтаны и клумбы здесь разбиты между соснами и березами. Колонны и цоколи, на которых установлены скульптуры, дополняют природный ландшафт.

 

 

На одной из верхних террас (Ольгиной террасе) разместился фонтан Аганиппа, который мастер создал для музея Метрополитен в Нью-Йорке. Композиция фонтана лаконична, но выразительна. Лежащая на камне Аганиппа любуется своим отражением в водах источника, над которым парят три мужские фигуры, символизирующие Музыку, Живопись и Скульптуру. Благодаря мировой известности Миллес смог получить разрешение на вывоз из Греции античных произведений, которые органично вошли в экспозицию парка-музея.

 

 

После эмиграции семьи в США, вся собственность была передана в дар государству.

 

Были у скульптора и моменты творческого отчаяния: в 1921 году, в мастерской, он разнес на маленькие кусочки все свои работы… Карл и Ольга похоронены на территории парка, в небольшой капелле…

 

Античные колонны стали украшением одной из верхних террас, а скульптуры разместились в доме в специально отведенных для них залах. О доме Миллесов стоит сказать особо. В нем сохранены жилые интерьеры, а также разместилась интереснейшая экспозиция, рассказывающая о творчестве Карла, Ольги и Рут Миллесов. Здесь же можно проследить все этапы работы скульптора над своими произведениями. Уже после смерти Миллеса в 1955 году в парке были построены несколько зданий, в которых разместились магазин сувениров, выставочный зал и кафе… В доме скульптора сохранены жилые интерьеры, выставлены как работы Миллера, так и скульптуры, которые Миллес привозил из своих поездок.

Скульптуры самые разные, у каждой свой характер и свое место, они так органично вписались в ландшафт усадьбы, что Миллер чувствовал себя у них в гостях…

Вот, тут точка, пожалуй… .

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх