= прелюдия =
Наконец-то остались в прошлом все тяготы и невзгоды переездов и перелётов первых дней. Наконец-то наступили обыкновенные экскурсионные дни с познаванием страны и в негативных и очень позитивных видах.
Вчерася, после галопа к аэропорту нас очень быстро обслужили на сдаче багажа… нам даже не пришлось рыскать глазёнками в поисках терминала, так, как и Арвин, и Нима – уже знали куда вести заблудшую группу из России. В темпе бегом-бегом даже не заметил, как мы уже сидели в Фоккере. Редчайший случай, — самолёт был очень и очень старым, но не по годам эксплуатации (не проверял борт по flightradar, что иногда делаю), а по косметическому ремонту внутри салона. Ну, очень старые и обшарпанные кресла… авиакомпания Iran Aseman Airlines, похоже уж слишком сильно экономит на своих финансах, что даже уборку салона самолёта проводит не после каждого перелёта. В кармашках за сиденьями был похоже недельный «запас» мусора… Стандартную процедуру «для отдыха ног» — снятие кроссовок в полёте, поначалу вообще не хотел проводить, — пол в лайнере пылесосят лишь раз в году… Но, ноги были настолько уставшими – плюнул на носки и просто выбросил их заселившись в отель. Мы уже летали на Фоккере-100 из Цюриха в Париж. Неплохой самолёт Польской авиакомпании «OLT Express». И в этот раз радость, что мы из-за задержки рейса, всё же вылетели – перечеркнула негативные мысли. Даже тряска «хвоста»… а нам достались предпоследние кресла… … гудение двигателей, которые были прямо напротив нас… — не смогли нарушить моих сновидений…
Не заметил, как пролетели 1,5 часа перелёта. Не заметил мы быстро погрузились в автобус… Как быстро доехали до нашего отеля…
Karimkhan отель …
Только там, я начал «приходить в себя» и наконец-то удалил защитную плёнку, которой всегда обёртываю чемоданы в перелётах (а не «советы советчика Юрия» чехлами, которые приходится выбрасывать уже после 3-4-х катаний по линиям выдачи в аэропортах) … Достали «рыльно-мыльные» аксессуары из «семейной», а не у каждого — своя косметички (лишний вес и объём) … Свежую одежду «на завтра» … Наконец-то мой, столь привычный за годы и годы пития гранулированный Nescafe Gold !!! … – да, там мало кофе… да, фигня…, но я привык к этой фигне !!! (к тому-же в отелях Ирана кофеем отдыхающих не балуют… видимо кофе у них дефицит)
Супруга, решила попробовать столь разрекламированный чай Ирана, ежедневно подкладываемый нам в номер. Стандартно – 2 пакетика. А вот с сахаром… — сахар всегда с огромным перебором!!! Похоже все Иранцы – страшные сладкоежки и употребляют по десятку кусочков на маленькую чашечку…
Обычно, у нас с Супругой при первых шагах переступая очередной номер отеля – осуществляется процедура фотосъёмки. Для чего? Ну, во-первых, на память. Бывают такие моменты, когда, просматривая воспоминания о поездке в фотоальбоме хочется увидеть и том, как мы жили-проживали в отеле или номере в монастыре, каюте лайнера или турбазе… Для того, чтобы более правдиво написать честный отзыв т.к. всегда пишу после поездок. У нас нет каких-либо «диких» придирок к жилью… главное, чтобы была чистая и удобная кровать! Но, никто и никогда не отменял простую истину, что мы уже оплатили за услуги и будьте любезны предоставить нам эти услуги. Прежде чем, забронировать отель, всем даём простой совет читать не только положительные, но и отрицательные отзывы, чтобы потом не плакать о шуме от соседей или отсутствием простого мыла…
Если кратко – этот отель просто Супер! В чём его прелесть спросите – в том, что для меня-курильщика была на столе пепельница!!! То, что окно открывалось и можно было подышать «свежим» воздухом, а не воздухом из кондиционера…
Фото выложу в следующей записи… — у нас уже был глубочайший сон с элементами храпа с подвываниями и похрипываниями…
Проснулись… Умылись… Оделись… и на завтрак, который я бы назвал обыкновенным стандартным. Без каких-либо выпендриваний как в положительную, так и в отрицательную сторону. Завтрак, — он не только в Африке, но и в Иране – завтрак!!!
«Розовая Мечеть» Nasir al-Mulk Mosque …
Много пытался прочитать что-нибудь о нашей первой достопримечательности Шираза – мечети Nasir al-Mulk Mosque. Но, в голове осталось только зацикленная буквально у всех, причём, почти через слово — Розовая мечеть… Розовая мечеть… Розовая мечеть… Отбросив эту занудную фразу, я бы назвал её – самое-самое популярное место для фотосессии у женщин!
Я реально, ходил и подсматривал за туристами, которых Слава Аллаху, было не очень много – все… буквально все только и заняты были фотосъёмкой! 100% мужчин – фотографировали женщин… Женщины снимали своих подруг… и никто не стоял «в позе» разглядывающего саму мечеть… витражи и обалденную мозаику, плитку и своды, купол и минарет… Только один маленький мальчик увлекательно смотрел на золотых рыбок в бассейне…
Вход в «радужную мечеть» украшен мозаикой и стихами из Корана… а когда мы попали во внутренний двор, сразу обратили внимание на необычайно приятный цвет отделочной плитки элементов внутреннего фасада, хорошо гармонирующий с фоном чистого неба. Поражает интерьер мечети. Великолепные колонны, мозаичные стены и своды, красивые ковры.
Как известно, на мечетях запрещено изображать фигуры людей и животных, поэтому абстрактные узоры и геометрические формы стали основными элементами исламской архитектуры. Человечество за всю историю существования создало огромное количество культовых сооружений с неповторимым дизайном. Однако в Иране, в городе Шираз есть уникальная мечеть, которая по праву считается самым удивительным творением рук человеческих, ведь завораживающую красоту ее витражей нельзя описать словами ее только нужно увидеть собственными глазами.
Снаружи мечеть ничем не примечательна, а вот внутри… там есть на что посмотреть! Пожалуй, самая необычная мечеть из всех, где мы когда-либо были.
Кстати, очень важно, что Иран исповедует шиитское направление ислама, которое является гораздо более терпимым к различным проявлениям светской жизни по сравнению с суннитским направлением – может быть, поэтому и мечети в Иране гораздо красочнее, чем в странах с более аскетичной версией ислама.
Nasir al-Mulk — довольно большая мечеть, площадь внутреннего пространства составляет практически 2,9 тыс. м², не говоря о том, что у нее есть еще внутренний дворик и обширная дворовая территория. Особое восхищение вызывает Жемчужная арка, которая находится на северной стороне двора. Ее своды расписаны геометрическими фигурами, прекрасными розами и стихами из Корана. На восточной стороне находится неф, созданный с помощью 7 каменных колонн, а вот с южной расположены 2 минарета.
Этот безусловный шедевр мировой архитектуры был построен в период с 1876 по 1888 гг. по приказу шаха Насир аль-Мулька, в честь которого мечеть и получила свое название. Интересно, что это уникальное строение было спроектировано Мухаммадом Хасан-е-Мемар и Мухаммедом Реза Каши Паз-и-Ширази, которые в качестве главного украшения использовали несвойственные для архитектуры мечети витражи, которые я бы сказал, как никогда точно сочетаются с потолками и сводами. Только здесь эти элементы настолько красивы! Мечети мусульманского мира представляют собой одни из самых изысканных и изящных образчиков архитектуры, когда-либо созданных руками человека. В них так много потрясающей красоты, что иной раз просто забываешь, что есть в мире и не менее красивые синагоги и буддистские храмы, католические костёлы и храмы индуистов. (Православные церкви – не в счёт. Они стоят выше всего этого!)
Единственную в своем роде мечеть украшают витражи с изображением огромного количества роз, которые стали главным узором, изображенным как на внутренних элементах культового сооружения, так и на внешних. Именно это обстоятельство довольно ярко выбивается из общепринятых правил и канонов в оформлении мусульманских святынь и делает ее неповторимой. Такое обилие роз очень просто объясняется – Шираз в прямом смысле слова утопает в розах и на его территории можно встретить более 300 видов этого прекрасного цветка.
Западную часть ансамбля занимает основной зал мечети, который благодаря потрясающей красоте витражей вызывает неописуемые чувства, особенно если находиться в нем в солнечный день. Когда человек впервые попадает в основной зал мечети, он ощущает себя внутри настоящего калейдоскопа, причем в прямом смысле этого слова. Помимо витражей стены, своды потолков и арки мечети украшены мозаиками, состоящими из многочисленных разноцветных стеклышек. Как только солнечный свет попадает в витраж, все здание заливается яркой радугой цветов, отражающейся в мозаике. Это своего рода призыв к утренней молитве, поскольку именно в утренние часы верующие способны получить благословение Всевышнего. И это немудрено, несколько огромных витражных окон, расписанных в разном стиле и невероятно яркими красками, пропуская солнечные лучи, превращают огромный зал в фантастической красоты дворец, хотя роскоши в нем абсолютно никакой нет. Этому поспособствовала хитрость, которую применили художники во время росписи.
Не только благодаря витражам и мозаике солнечные лучи вызывают умопомрачительную игру цветов, отчасти в этом помогает и напольная плитка семи цветов — белого, голубого, синего, красного, терракотового, черного и желтого. Это я начитался ещё до поездки. Мы были в ноябре, а ноябрь в Иране уже «зима».
Фото из своего фото альбома любезно предоставила Елена Носырева
В зимнее время мраморный пол покрывают разноцветными коврами. Но с краёв ковров не было и была видна эта плитка. Такие цвета плитки были выбраны неспроста, ведь они полностью отвечают канонам ширазской архитектуры тех времен. Учитывая потрясающую игру света, мечеть, имеет еще множество названий – «Розовая мечеть», «Радужная мечеть», «Мечеть Калейдоскоп», еще ее называют «Мечеть цветов».
Мало того, что каждое стекло расписано по-своему: на одном только геометрические фигуры в виде треугольников и ромбов, на другом – цветочно-растительные орнаменты, на третьем – калейдоскопические фигуры, на остальных – завитки и абстрактные линии, так в работе они одновременно использовали теплые и холодные тона, что позволило создать объемные рисунки. Именно эта техника исполнения дает невероятные цветовые переливы во время прохождения солнечных лучей.
Фото из своего фото альбома даром предоставила Елена Носырева
В дополнение к великолепному отображению переливов цвета и света через витражи в мечети можно увидеть и другие поразительные элементы дизайна и архитектуры, среди которых замысловатые геометрические узоры на величественных колоннах, украшенные арки и ниши и не менее впечатляющие купола. Помимо ярких витражей все стены, арки и своды украшены мозаикой, созданной из кусочков разноцветного стекла, причем каждый элемент интерьера имеет определенный рисунок и несет особую смысловую нагрузку, потому что в центре каждого можно увидеть мудрые слова из Корана.
Добавляют впечатление 12 очень красивых спиралевидных каменных колонн, которые символизируют 12 шиитских имамов.
Наличие огромного количества декоративных элементов, больше присущих европейской культуре, и к тому же изображения цветов в оформлении мечети, которые никак не вписываются в каноны мусульманской архитектуры. В 1979 года иранские власти вывели мечеть из разряда культовых объектов и превратили в музей. Но это никак не отразилось на самой святыне.
Экстерьер хоть и не такой впечатляющий, но все же есть на что посмотреть, особенно если отправиться во внутренний дворик. Его разноцветная плитка, небольшой бассейн с рыбками помогают создать возвышенную и умиротворенную атмосферу.
Кавам Хаус («Наренджестан-и-Гавам»)…
Почти в полу шоковом состоянии от увиденной мечети, где наши барышни из группы почти плакали от болей в руках … нашлёпавших от мульёна… …нет, даже мульярда сделанных фотографий … мы после небольшого переезда очутились около ещё одного шедевра.
Прикол вообще в Иране – заборы и улицы. Едешь – едешь… а по сторонам одни глиняные заборы-мазанки глины перерубленной соломой. Бедненько… Такое впечатление, что и за этими невзрачными заборами такая-же беднота и серость. Ведь и силуэты возвышающихся над заборами домов не вызывали какой-либо привлекательности.
Вообще мне очень хочется возразить нашим дамам, которые приехав в Россию увидели в ней серость ноябрьской погоды. Мне почему-то показалось, что прелесть наших деревьев под лёгким слоем снежка ничуть не хуже этих глиняных заборов, хоть и иногда мелькающими перед ними зеленью… Спорный и никогда не разрешимый вопрос – что лучше?!
Нас подвезли к комплексу Наренджестан Гавам, который представляет собой пример типичного ширазского сада и жилых помещений богатого горожанина.
Наренжестан или как его еще называют Сад- музей Наренжестан – одна из самых ярких и хорошо сохранившихся достопримечательностей Шираза, интересных как с точки зрения культуры и архитектуры, так и истории древней страны. Построен Дом Кавамов (или Гавамов – еще одна встречающаяся транскрипция) в 1879-1889 годах верховным судьей Шираза Али Мохаммед ханом Кавам-оль-Мольк из влиятельной аристократической семьи Кавам, а в 1922 Мирзой Мухаммедом Резой, его внуком. Красоту в нем навел, декорировав зеркальной мозаикой и росписями стен и потолков Ибрахим Кавам. С 1969 по 1979 в Наренжестане располагался музей Института Азии под руководством известного американского археолога Индианы Джонса Артура Апхема Поупа. С 1998 года часть помещений занимает факультет искусства и архитектуры Университета Шираза.
Комплекс, занимающий полквартала, включал в себя как жилые помещения, так и связанные с ними подземным ходом помещения для приема гостей. Кроме этого в комплекс входили семейная и общественная бани, небольшая «домовая» мечеть и других строения, ныне не существующие.
Своим внешним видом и оформлением здание отображает тенденции иранской архитектуры того периода, когда у власти в стране стояла династия Каджаров: внешний лоск и заимствования европейских достижений.
Зайдя внутрь, перед нашими взорами распростёрся сад с бассейном с фонтанами посреди. Название сада (Наренжестан) происходит от naranj – “наренж”, сорта горько-кислого апельсина, из деревьев которого преимущественно и состоит сад. Справа и слева от входа находились служебные офисные помещения – напомню, что хозяин дома был верховным судьей Шираза. Такое расположение офисов исключало для посетителей, среди которых было много простых горожан, возможность свободного прохода в сад, предназначавшийся только для знатных гостей.
Сад, имеющий традиционную прямоугольную форму, окружен с трех сторон стенами, а с северной расположено – biruni – “бируни” – помещение для организации вечеринок торжественных приемов гостей. В прежние времена и сад, и его здания, были лишь частью большого жилого комплекса семьи Кавам.
Сад разделен узким водным каналом, выложенным голубой плиткой и заканчивающимся красивым фонтаном в окружении цветочных клумб, пальм и апельсиновых деревьев. Все дорожки, проложенные в саду, покрыты плиткой из мрамора. Сам бассейн украшает изображение, созданное из мозаики, и орнамент традиционного для здешнего края стиля.
Дом Кавамов включает в себя как жилые помещения (андаруни) – там сейчас расположен музей истории провинции Фарс, так и связанные с ними подземным ходом помещения для приема гостей (бируни). По центру бируни расположен talar – “талар” – традиционная терраса перед “тронным залом” – залом официальных приемов, по сути – зал ожидания, приемная. Длина талара 9 метров, ширина – 5,2 метра, высота – 6 метров.
Талар и расположенный за ним зал приемов – наиболее роскошные помещения, украшенные зеркальной мозаикой и большими витражами. Самыми интересными являются несколько помещений в главной (северной) части комплекса, потолки и стены которых сплошь покрыты зеркалами. Комнаты вокруг талара и тронного зала предназначались для отдыха гостей. Комнаты второго этажа отличаются расписанными деревянными брусьями потолка.
Да, — программа тура по Ширазу, насыщена аж по горло. Не успевали очухаться от одной красоты – за ней мгновенно следует другая… На сей раз…
крепость Керим-Хан …
В самом центре Шираза находится внушительная крепость Карим-Хан с четырьмя круглыми башнями. Это сооружение принято называть Арг Карим-хана – по имени ее основателя. Не знаю, был ли Карим-хан в Бухаре и видел ли тамошний Арг (крепость), но то, что его архитекторы использовали бухарскую крепость в качестве образца для подражания, это факт (впрочем, возможно это был типичный оборонительный комплекс Среднего Востока). К сожалению, внутрь мы не заходили. Только устроили 15-ти минутную фотосессию…
Но, для ликвидации безграмотности и восхождения в познавании истории, поведаю то, что нарыл в общедоступном интернете:
… Крепость Керим Хана, построена в период правления династии Зендов. После того, как Карим-хан Зенд сделал Шираз своей столицей и выбрал это место для проживания, она стала известна как крепость Карим-хан.
Конечно, начиная строительство Арга в 1766 году, Карим-хан не мог не понимать, что ни одна крепость из глиняного кирпича не могла бы представлять серьезную защиту от артиллерии, поэтому его замысел, очевидно, был ограничиться чисто декоративным, стилизованным под древность, дворцом.
Фото – Елена Носырева, одна из членов нашей банды, — предоставила бесплатно!
Фото – Надежды Мамаевой, лидера-революционера группы…
Его постройкой он знаменовал перевод столицы в Шираз и противопоставлял свое детище дворцовым комплексам Исфахана. Для отделки внутренних помещений использовались самые дорогие, в том числе и импортные, материалы и занимались ею ведущие художники того времени. Снаружи тоже все неплохо получилось – четыре круглые башни высотой 14 метров, украшенные узорчатой кирпичной кладкой, очень эффектно смотрятся по углам крепости. А одна из этих башен – южная — стала и вовсе архитектурным символом Шираза – ее фундамент не выдержал нагрузки и вся башня сильно накренилась, от чего представляет из себя некое подобие Пизанской.
Могучие стены из глиняных кирпичей тоже удались – они, как и башни, увенчаны зубцами и окошками-бойницами, их (стен) высота – 12 метров, толщина у основания – 3 метра, у вершины – 2,8 метра. В XIX веке Арг Карим-хана использовался как резиденция военного губернатора провинции Исфахан, в 1932 году его приспособили под тюрьму, а в 1971 году было решено провести реставрацию (начавшийся в 1977 году сей неспешный процесс продолжается и поныне) и превратить его в музей, который и был открыт в 1981 году.
Следующей точкой нашего, уже пешего маршрута стала мечеть Вакиль…