2020. АДЫГЕЯ. Гуамка. Гуамское ущелье. 7 сент. 2 день.

«ищо один вариант Адыгейской Лезгинки»

 

Хутор Гуамка … Гуамское ущелье… р. Курджипс …

Вот что-что, а турпрограмма «базы Земля» сделана просто превосходно. И выгодно отличает от множества подобных баз. Всё дело в том, что программа включает в себя так сказать «активную» и «спокойную». Молодые люди могут лазить по горам и ловить кучу адреналина… люди в возрасте или имеющие ограничения в физических нагрузках – небольшие прогулки. В распоряжении базы – несколько автомобилей и несколько гидов, которые могут ехать на разные объекты или все вместе на одну какую-нибудь достопримечательность.

 

Вот в этот день мы и выбрали с Супругой поездку в Гуамское ущелье после хорошего завтрака. Посадили на Ленд Ровер Дефендер, потому что бездорожье там везде… а наши водители — настоящие асы … и в путь… Путь не близкий, ведь местность не равнинная… и ехать довольно-таки долго – почти два часа.

 

Ландшафтный памятник природы находится на землях Апшеронского района. Расположено в северной части Лагонакского нагорья, на участке долины р. Курджипс, врезанной между хребтами Лагонакским и Гуамским.

Ущелье выработано в мощной толще известняков и доломитов верхней юры и нижнего мела. Неповторимость Гуамского ущелья заключается в разнообразии окраски горных пластов, это, в основном, доломитизированные известняки разных оттенков, образующих живописные скалы на склонах теснины возраста 130 миллионов лет. Известняки залегают слоями разных цветов: белого, розового, коричневого, дымчатого, зеленого, жёлтого и красного, всего 19 цветов насчитали студенты с географического факультета Кубанского университета. Разная окраска пластов объясняется тем, что на дне юрского моря, где отлагались известняки в разное время, в зависимости от изменяющихся условий менялся и состав красителей – живой органики и неорганических соединений. Ущелье достигает длины 3 км при ширине по руслу р. Курджипса до 400 м. На некоторых участках ущелья ширина расщелин сужается до 2-х метров. В пределах ущелья р. Курджипс падает на 95 м. Каньонов на земном шаре немало, но неповторимость Гуамского ущелья отмечается всеми, кто его видел. На Земле ничего подобного нет. Гуамский каньон – это гигантский музей под открытым небом. Гуамский каньон вода протачивала несколько тысяч лет, пройдя мощную толщу известняков и доломитов. После ледникового периода на месте большой карстовой воронки Северо-Западного каньона, т.е. на том, где сейчас расположен посёлок Мезмай, находилось горное озеро. Вода из озера вытекала к равнине между Лагонакским и Гуамским хребтами. В те времена известняки были относительно мягкими, недоломитизированными, за счёт чего размывались водой, так за несколько тысяч лет образовался Гуамский каньон.

  

  

О происхождении названия Гуамского ущелья и прилегающего к нему поселка Гуамка существует много версий.

По одной из версий название происходит от имени храброго воина Гуама, под предводительством которого в 1717 году адыги заманили в это ущелье 5-тысячное войско крымского хана Давлет-Гирея и почти полностью уничтожили его.

Вот как описывает это событие Джафар Чуяко: … «Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Река привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них. Воины мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак… Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора. Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса… Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады…»

  

По другой версии, в переводе с адыгейского слово Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села Гуамка издавна занимались бортничеством.

 

Некоторые утверждают, что Гуама в переводе означает «неприятное сердцу», не без основания намекая на кровавое прошлое ущелья. В 1942 г. фашисты производили здесь массовые расстрелы. Расстрелянные падали в реку Курджипс с высоты 15-20 метров. Самые отчаянные прыгали в воду еще до выстрелов.

 

В верхнем конце ущелья, у моста через Сухую балку, на скале укреплена мемориальная доска. Раньше она была неказистого вида и гласила: «Здесь 12 сентября 1942 г. группа партизан Апшеронского отряда под командованием Стаканова В. З. в момент, когда заходил железнодорожный состав с фашистами на мост, произвела его взрыв, в результате которого было уничтожено более 50 гитлеровцев». В 2008 г. доску обновили и теперь она бросается в глаза каждому прохожему, напоминая о подвигах наших защитников.

  

Даже само строительство узкоколейки связано с потерянными жизнями. Советской власти нужна была древесина в больших количествах. Её нашли в верховьях Курджипса. Но на пути стояло узкое Гуамское ущелье. Был найден типичный для тех времен выход — прорубить нишу в стене ущелья и пустить по ней полотно узкоколейной железной дороги. Строительство узкоколейной железной дороги сквозь Гуамское ущелье, в зависимости от времени, считалось то жутким испытанием поколения 30-х годов ХХ века, преступлением государства против собственного народа, то великим подвигом. С помощью заключённых была проложена железнодорожная узкоколейка, служившая для связи посёлков Гуамка и Мезмай. Если знать историю строительства водоканала Москва-Волга, то несложно догадаться, сколько жизней было загублено в этом ущелье при строительстве железки. Перевозили на ней грузы различного характера, в том числе древесину для изготовления мебели: в здешних краях до определённой поры производилась вырубка лесов.

Любуясь красотами, мало кто задумывается над трудом строителей. Ведь столько препятствий и осложнений было. Основной инструмент строителей — взрывчатка, кирка и лом, лопаты применялись мало — взорванная порода валилась в Курджипс. Работали в основном нависая над ущельем на страховочных тросах. Перед взрывом прятались за выступ скалы или забивались в расщелину: если каждый раз перебираться далеко, многого не сделаешь. Только ручная и сугубо опасная работа. Это была технология, позаимствованная у турок, прокладывавших дорогу на Красную Поляну еще до революции. В первую пятилетку (1928 — 1932 г.г.) восьмикилометровая узкоколейка сквозь ущелье соединила прежде почти автономный Мезмай с остальным Краснодарским краем. Еще совсем недавно эта узкоколейная железная дорога действовала, по ней возили лес, продукты и пассажиров. Природа разрушила полотно паводками и оползнями. Сейчас лишь небольшой участок дороги действует и по нему перевозят туристов.  Использовал источник: https://www.liveinternet.ru/community/4707634/post331639742 и рассказ гида.

  

Экскурсия началась уже сразу после выгрузки из Ленд Ровера прямо на берегу реки Курджипс. Пока мы «разминали» тело и ноги после длительной поездки, гид рассказывал нам длинную историю образования ущелья и событий, происходивших за последние столетия в нём, о чём я более-менее подробно уже написал выше, добавив его рассказ лишь более точными датами.

Сразу в хуторе Гуамка видны шпалы и рельсы железной дороги прямо на территории рыночных и сувенирных палаток. Но, мы их просто «пробежали», т.к. поезд у рядом стоящей станции отходит по расписанию через каждые 40 минут. И чтобы не «прозевать», — пришлось поторопиться. Гид быстро приобрёл билеты на всех, и мы расселись по вагончикам.  Билеты без мест, войти в вагончики можно только с правой стороны по ходу поезда, поэтому необходимо выбрать для себя подходящее место внутри любого вагона. И нам повезло, — почти не было других туристов и тем более групп. Весь состав был почти пустым. Говорю это потому, что в принципе все виды находятся с одной стороны… с которой вид на реку. Другая сторона почти упирается в отвесные скалы и там, увы – ничего не увидишь. И если бы вагончики экскурсионного поезда были полными, то наслаждаться и фотографировать могли бы только двое-трое тех, кто с краю. Остальные 6-8 человек, увы ничего бы не увидели. Поезд на внешний вид ну конечно же очень старенький. Он при движении очень сильно скрипит из-за старости колёсных пар и довольно-таки резких поворотов узкоколейки.  По пути следования по громкоговорителю звучал рассказ — история происхождения Гуамского ущелья и об уникальных растениях, произрастающих там, и животных там живущих. Но, никто не слушал… Все были заняты фотосъёмкой и рассмотрением потрясающих красотой видов. Да и дух захватывал и ножки тряслись от страха, когда иной раз смотрели вниз… — там просто была пропасть… рельсы часто были проложены в метре от бездны…

 

Эта железная дорога была сделана еще в 1930 году и ее протяженность около 8 км, она в свое время соединяла поселки Гуамка и Мезмай. Сначала из-за наводнения в 2002-м частично смыло рельсы, а в 2011 году в ущелья был оползень, и он повредил часть этой железной дороги, завалив его камнями. До настоящего времени она так и не отремонтирована, а завал вы можете преодолеть самостоятельно пешком по тропе, что мы и сделали после того как проехали примерно 1,7 км до «станции» под названием «1707» минут за 15 …

…дальше?… — дальше, как в песне: по шпалам… опять по шпалам иду по привычке! Вторую часть прогулочного маршрута топали по рельсам мимо шикарных пейзажей и небольших водопадиков… а виды вокруг открываются просто изумительные. Справа по ходу движения над вами возвышаются скалы хребта Гуама, а слева хребта Лаго-Наки. Стремительная горная речка Курджипс как раз и является своеобразным водоразделом между двумя хребтами.

 

От местных пейзажей просто дух захватывает. Жаль, что потрясающей красоты природа омрачается зловещими событиями.

В 1979 году здесь случилось событие, которое унесло жизнь всего лишь одного человека Марии Дедовой. Она была дежурной по станции и ценой своей жизни, успела по телефону предупредить о смертоносном селе в месте, где должен был пройти пассажирский состав, который вовремя был остановлен при въезде в ущелье.

 

Наше внимание привлек в одном из обрывов, упавший в реку железнодорожный вагончик, свалившийся в реку много лет назад, сказали, Слава Богу, что при этом никто не пострадал. Но местные жители рассказывают, что произошел обвал полотна и состав почти полностью свалился с обрыва. Что-то подняли, а один вагон так и продолжает валяться в реке. Видимо, его оставили в качестве еще одной достопримечательности.

 

Идти под нависающими глыбами несколько страшновато. Время от времени предупреждающие таблички пугают нас камнепадом. Слева виды не менее страшные. Внизу шумит бурными водами Курджипс. Одно неверное движение и лететь до речки придётся очень долго… один из томиков Льва Толстого можно успеть прочитать… Переломы конечностей в этом случае будут наиболее благоприятным исходом. Лишь в немногих местах есть металлические ограждения. В других опасных местах натянута строительная лента или вовсе отсутствует какое-либо ограждение. Свалиться в бездну и в обычную сухую погоду довольно легко. А ведь здесь ходят в дождь или зимой в гололед.

 

Если обобщить, — прекрасная … спокойная… пешая прогулка с невероятно красивой природой Гуамского ущелья… с великолепными пейзажами.

 

 

И очень бы хотелось, чтобы организаторы (владельцы) собирающие большие деньги с туристов стремились не только зарабатывать деньги на эксплуатации таких красот, но и предоставляли соответствующие услуги, отвечающие требованиям безопасности… соорудили нормальные ограждения и сделать навес от камней на наиболее опасных участках.

 

Теоретически можно было пройти и дальше, но последний участок для обычных туристов уже не представляет особого интереса, как нам сказал гид, и до конечной точки узкоколейки добираться не имело смысла. Там уже нет таких шикарных видов… Мы развернулись и спокойно пошли в обратном направлении уделяя больше времени фотосъёмке, примериванию нового головного убора из лопухов, искусно сделанной девушкой из группы … разглядыванию всевозможных сувениров и пробой местных деликатесов, горного мёда и «чинариков» — впервые нами продегустированных в сувенирных рядах Гуамки…

 

Вот так прошла наша экскурсия в Гуамское ущелье — очень красивое место, почти нетронутое рукой человека, сделанное самой природой. Надеюсь, что и вам понравилась пусть виртуальная, но все же экскурсия в Гуамское ущелье.

По приезду на базу… нас ждала очередная поездка на геотермальный источник. …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх