2016. ХОРВАТИЯ — КРУИЗ. «Коста» — Сплит — Триест — Сплит — «Коста». 26 июнь. 10 день.

Жалко, одно — мы вообще ещё не посмотрели корабль, а уже надо идти на экскурсию… Вчера, только и успели бегло посмотреть во-время учебной тревоги… немножко во-время ужина в ресторане… да и в тот момент, когда я бегал и искал своё любимое место — курилку. За вчерашний, насыщенный день, — естественно, — здорово устали. Очень быстро легли спать…

Проснувшись — мы как раз подплывали к берегам Хорватии. К городу Сплит…

Быстро нашли наше следующее любимое место — столовку. От ресторана остался большой негатив, а тут удобный шведский стол с огромным количеством блюд на выбор… Одно меня всегда удручаете, — моя дурацкая привычка не есть по утрам. Скажу честно, — аппетит приходит не раньше 11 утра (часто — гораздо позже). Есть не хочу, а надо….

Этот день так же очень насыщенный… тяжёлый… с огромной кучей фотоматериала и описанием мест, которые мы посетили… — поэтому не буду останавливаться и подробно описывать столовку. Позже и напишу и представлю фотографии… отмечу лишь, что завтрак был сравнительно «лёгким». Без «переуплотнения» желудков…

 

Спустились на лифте по, пожалуй, — самому красивому месту Лайнера — «лифтовой шахте». … стеклянные кабины… интересные подсветки из разных углов и щелей… прилепленные фигурки чундриков на стенах …

Я уже описывал сервисы Лайнера «MSC» в путешествии по Персидскому Заливу… У компании «Costa» и конкретно нашего Лайнера «Costa Mediterranea» — подобные. На Русском языке !, — каждый вечер под дверь подсовывали брошюру о жизни корабля. Погода, откуда-куда-зачем-почему-за сколько-где…

Вот и сегодня, по написанному в брошюре ожидается от 22 до 32 градусов тепла… В море — небольшое волнение…

… пока завтракали — уже пришвартовались в порту Сплита… Время было 9-00 … оставалось только одеться, собрать сумку с фото-видеотехникой… и спустившись к выходу с корабля — начать поиск транспорта…

 

Отплытие Лайнера — в 18-00. Следовательно, — нужно быть уже на борту за час … Супруга, как главный стратег в изобретениях маршрута, обладая математическим умом (по математике у неё настоящая, а не перевёрнутая пятёрка)… вычислили, что мы можем успеть посмотреть не только Сплит, но и Трогир.

Трогир …

На выходе из порта отыскали обыкновенный рейсовый автобус, который за 40 минут довёз нас центральной автобусной станции города (Bus Station Trogir). Очень удобно она расположена — почти со всех сторон загорожена естественной зеленью, хотя если пройти пару деревьев окажешься на берегу проливчика разделяющего остров Исторического центра Трогира.

Северные городские ворота…

Северные городские ворота – точка, с которой обычно начинается обзор исторического центра Трогира. Эти ворота являются главными и открывают путь в Старый город. К воротам подведен короткий мост через небольшой канал, который отделяет остров от материка. На воротах установлена скульптура покровителя города — блаженного Иоанна Трогирского (Урсини). Скульптура датируется XV веком, ее автор – известный зодчий из Милана Бонино. Ворота возводились во времена венецианского владычества, когда были построены и городские стены. А в XVII веке ворота были отделаны в стиле ренессанса. Над аркой был расположен рельеф льва Св. Марка, который является символом Венеции.

церковь Св. Себастьяна…

 

церковь Св. Себастьяна был построена в 1476 году как жертвоприношение за спасение города от чумы. В настоящее время его образ и остаток представляют собой небольшую башню с часами с непропорционально большими городскими часами. Это одна из самых характерных достопримечательностей старого города Трогира. Фасад башни украшают несколько статуй — Св. Себастьяна, Христос и статуя, известная как Справедливость, работа известного мастера эпохи Возрождения Николы Фирентинака (Никколо ди Джованни Фьорентино), датируемая 1471 годом. Эта скульптура подчеркивает прежние функции башни, на стене которой раньше была цепь, которой приковывали осужденных, чтобы публично унизить их. Рядом с башней находится лоджия 15 века — место, также связанное с отправлением правосудия и правосудием. Именно здесь оглашались важные объявления и решения городских властей.

крепость Камерленго…

… от центральной площади мы пошли через очень узкие улочки старого города. Настолько узкие, что я даже не брал в руки фотоаппарат… всё надеялся на более-менее широкое… Но, так и не встретив мы вышли к крепости…

 

Когда-то западная окрестность острова, так называемый Старый город, славился Башней цепей, однако в 1420 году здесь построили укрепление города — крепость Камерленго, чтобы защитить канал и порт Венецианской республики, которая на тот момент главенствовала на острове.

На стенах крепости красовались эмблемы Венеции — лев святого Марка, знамена адмирала Пьетро Лоредана и князя Маддалено Контарини. Вокруг крепости был непроходимый ров, а около открывающихся ворот с области севера была высокая насыпь.В средине 19 века, часть крепости, предназначенная для обитания надзирателя и стражей была разрушена, захватив с собой и часовню святого Марка. В наше время двор внутри цитадели славится празднованиями, фестивалями, представлениями и гуляниями, которые там часто происходят в теплое время года. А само здание крепости — ныне известный музей, который имеет смотровую площадку, с которой открывается вид практически на весь остров. Северная часть вместо насыпи сейчас славится стадионом местного футбольного клуба «Трогир», который всегда рад принять на своем стадионе около тысячи посетителей. А напротив стадиона стоит Башня Святого Марка, которая ранее была соединена с крепостью.

Трогир — город на юге Хорватии в регионе Далмация. Расположен на побережье Каштеланского залива в Центральной Адриатике между городами Сплит и Шибеник. Трогир — небольшой древний город, средневековый исторический центр которого является одним из самых хорошо сохранившихся в Европе и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Трогира, богатый культурными и историческими памятниками, аутентичной архитектурой и лабиринтом очаровательных улиц, находится на небольшом острове и называется «Маленькая Венеция». Это отличное место для однодневной поездки из Сплита, которое не похоже на другие города Южной Хорватии. Трогир расположен на юге Хорватии на берегу Каштеланского залива. Город находится в 27 км северо-западнее Сплита и в 61 км южнее Шибеника.

Климат — средиземноморский субтропический. Лето в Трогире жаркое и сухое. Зима мягкая и влажная. Для пляжного отдыха самым оптимальным временем будет июнь — сентябрь. Хотя купальный сезон начинается в мае и длится до сентября. Море прогревается летом до 24-26° C. Трогир — древний город. Он был основан греками в 3 веке до нашей эры. Поселение называлось Трагурион. С приходом римлян Трогир находился в тени богатого Сплита (Салоны). В 7 веке город вошёл в состав Хорватского королевства. В 12 веке Трогир был практически полностью разрушен сарацинами. Город достаточно быстро отправился от ран и в 13 веке был одним из самых процветающих городов Далмации. В дальнейшем судьба Трогира повторяла судьбу этой части хорватской земли. В 1420 году город стал частью Венецианской республики, в 1797 году — империи Габсбургов.

После Первой мировой войны Трогир входил в состав королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия). В период Второй мировой войны город был оккупирован Италией. После окончания войны вернулся в состав Хорватии, которая до 1991 года была частью Югославии. Традиционные блюда Трогира, как и в большинстве своём кухня Далмации, включают в себя различные дары моря: жареная рыба, мидии, скампии, ризотто, солёные сардины, а также жареный ягненок, говядина в томатным соусе, паста. Другими важными ингредиентами являются пршут (ветчина), оливковое масло, овечий сыр, вино. Трогир — жемчужина Далмации, главной достопримечательностью которого является очаровательный старый город. Исторический центр совсем небольшой и расположен на острове между материком и другим островом Чиово. С континентальной частью средневековое ядро Трогира соединяется каменным мостом, с Чиово — разводным.

Несмотря на то, что площадь старого города совсем небольшая, здесь находится множество памятников истории и культуры: древние церкви, средневековые городские укрепления, старинные здания. Исторический центр Трогира представляет собой уникальное сочетание романской, барочной и ренессансной архитектуры с лабиринтом атмосферных улочек, которые пересекаются в самых неожиданных местах. Всё это делает его таким непохожим на другие города Далмации. Город окружён пышной растительностью, островами, скалистыми и песчаными пляжами, из которых самыми известными являются пляжи Пантан и Слатина. Центральная Далмация представляет собой живописное побережье с потрясающими пляжами, захватывающими островами с покрытыми лавандой холмами, маленькими средневековыми и ренессансными городами, древними римскими руинами. Трогир является одним из самых живописных городов этого региона.

По обе стороны от него расположены отличные пляжи с чистым и тёплым морем. В 12 веке Трогир был разрушен сарацинами и отстроен заново. В 13-15 веке историческое ядро было окружено стенами и башнями. До нашего времени сохранилось две башни 13-го века и фрагменты мощных средневековых укреплений (с северной и западной стороны). Центральным входом в старый город являлись Северные ворота, построенные в 1665 году в стиле барокко. На них установлена готическая скульптура 15-го века, посвящённая св. Иоанну Трогирскому (Джованни Орсини) — покровителю Трогира. Крепость Камерленго — средневековый форт 15-го века, расположенный в западной части исторического центра практически на набережной. Крепость была построена для защиты Каштеланского залива. Главная площадь — центр средневекового ядра Трогира.

Площадь имеет удивительную концентрацию интересных достопримечательностей: дворец князей (13 век), ратуша (15 век), кафедральный собор св. Лаврентия (13-15 век), башня с часами (часть церкви св. Себастьяна 15-го века), романский храм св. Иоанна Крестителя (13 век), церковь св. Марии и церковь св. Варвары.

Церковь св. Петра — небольшая готическая церковь, которая когда-то была частью бенедиктинского монастыря. Полагают, что здание было построено в 14 веке. Церковь имеет простой фасад и богатый интерьер с произведениями Молинари и Лаззарини, скульптурами 17-го столетия. Доминиканский монастырь был основан в 13 веке. Церковь была построена в 14 столетии. Здесь хранятся многочисленные важные произведения искусства и религиозные реликвии. Интерес представляют триумфальная арка и деревянный алтарь, а также ряд старинных гробниц. Церковь св. Иоанна Крестителя — простое однонефное романское здание, построенное в 13 веке мастером Радованом на месте более раннего христианского религиозного сооружения разрушенного сарацинами.

Эта средневековая церковь принадлежала мужскому бенедиктинскому монастырю. Дворец Чипико — старинное здание в стиле готики, которое было построено в 15 веке для одноимённой аристократической семьи на фундаменте нескольких романских домов. Одной из самых интересных особенностей здания является резное окно в венецианском стиле работы Алези. На главном входе установлена деревянная статуя петуха, которая была захвачена с турецкого судна одним из членов семью Чипико в середине 15 века во время морского сражения. Бенедиктинский монастырь св. Николая был основан в 11 веке и находится на набережной Трогира. Колокольня была добавлена в 16 веке. Монастырь имеет великолепный интерьер, который был полностью изменён в стиле барокко в 18 столетии. Из множества произведений искусства, которые хранятся здесь, наиболее заметными являются работы Антонио Занчи, Паоло Венециано и Никола Грасси, а также Мадонна с младенцем 13-го века.

Собор Святого Лаврентия…

Собор Святого Лаврентия (Собор Святого Ловро)— кафедральный собор города. Расположен в северной части главной городской площади. Собор был построен в XIII—XVI веках на фундаменте старой базилики. Главными достопримечательностями храма являются резной портал мастера Радована (1240 года) и часовня Св. Иоанна Трогирского (часовня Ивана Урсини), возведённая в XV веке учеником Донателло Николой Фирентинацом (1430—1505), Собор также украшен скульптурными работами Андрия Алеши (1425—1505) и Ивана Дукновича (1440—1514). В казне собора хранится коллекция средневекового изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Колокольня сочетает в себе черты романского, готического и ренессансного стилей. Собор начали строить в первой половине XIII века (не позднее 1213 года) на месте старого, который пострадал в конце XII века в результате венецианского опустошения.

Собор был посвящён святому Лаврентию. Участок, на котором возведён собор, вероятно, с давних времен был культовым местом, поскольку в фундаменте колокольни были найдены остатки жертвенника богини Геры, которые свидетельствуют о том, что на этом месте находился древнегреческий храм. В раннехристианский период здесь находилась базилика. В народе собор известен как «Святой Иоанн», в память о блаженном Иоанне, трогирском епископе, мощи которого хранятся в пристроенной к собору часовне. Собор Святого Лаврентия — романская трёхнефная базилика с тремя полукруглыми апсидами. Внешняя компактность и значительность изнутри ещё больше выражена, благодаря крепким пилонам, разделяющих просторный и высокий центральный неф от боковых.

В отличие от других далматинских церквей, которые строились в период поздней романики, трогирский собор имеет портик, спроектированный уже на начальной стадии строительства, причём по бокам планировалось возвести две колокольни. Однако, исторические обстоятельства повлияли на облик здания.

Строительство собора было завершено в середине XIII века. К северной стороне храма примкнул ряд пристроек ещё до начала эпохи Возрождения.

Особенно долго, на протяжении почти трёх с половиной веков продолжалось строительство только одной колокольни, которое было завершено лишь в 1603 году. Построенная в юго-западной части собора и украшенная каменной пластикой колокольня доминирует над всем пространством площади. Стена южного бокового нефа, так же как и среднего, поднятого, а также портик украшены сдержанным романским декором, простыми пилястрами, между которыми вставлены узкие окна с полукруглой аркой, а на самом верху расположен ряд слепых аркад. Почти таким же образом декорированы и три полукруглые апсиды, которые также завершаются вереницей слепых аркад, в то время как оконные проёмы разделены между собой спиральными колоннами романского стиля.

В центре южного бокового фасада открывается романский портал, возвышающийся над уровнем площади рядами полукруглых лестниц. Латинская надпись на портале свидетельствует о том, что строительство его было завершено в 1213 году, во времена епископа Трегуна, бывшего родом из Тосканы. Плиты стен хорошо вырезаны, все архитектонические членения и украшения выполнены с высоким чувством меры и мастерством каменщиков.

В высоту колокольни собора достигает 47 метров. Её строительство было начато еще в конце XIV века, однако в 1420 году она сильно пострадала в результате венецианской осады и завоевания города.

Строительство первого яруса было завершено в 1422 году в ходе работ по восстановлению собора от последствий разрушений. Колокольня возводилась в сдержанных готических формах с использованием сплошных стеновых плоскостей и тонко высеченных капителей на готических двухарковых окнах. На ярусе есть надписи мастеров Матфея и Степана. Восстановительные работы полностью завершил мастер Матей Гойкович. Второй ярус строился уже в 40-е годы XV века уже в стиле венецианской готики, причём авторство архитектурного проекта приписывается Лоренцо Пинчино, который до этого был ведущим мастером в сооружении собора Святого Иакова в Шибенике. Пинчино, который в Венеции участвовал в строительстве палаццо Ка’ д’Оро, применил свой опыт тонкого использования плоскостей в стенной поверхности и создания изысканной каменной сетки и тонких высоких столбиков при строительстве колокольни.

 

По замыслу и изысканности отделки, колокольня считается одним из лучших образцов венецианской готики на хорватском побережье Адриатического моря. Третий ярус колокольни и пирамидальную крышу, законченную ранее, но сильно поврежденную, восстановил и в её формах позднего Ренессанса и завершил в 1605 году мастер Трифун Боканич (1575—1609). Последний ярус своей достаточно небольшой высотой и несколько тяжелыми элементами архитектонического декора испортил готическую концепцию колокольни.

 

С четырёх сторон основы пирамидальной крыши Боканич установил четыре скульптуры венецианского маньеристского скульптора Алессандро Витториа (1525-1608). Ныне по случаю недавней реконструкции колокольни скульптуры были заменены копиями. Оригиналы вместе с другими произведениями сакрального скульптурного искусства выставлены в соседней церкви Святого Иоанна Крестителя. В шар, венчающий вершину колокольни, были помещены мощи святых для того, чтобы защитить собор и город от невзгод.

 

… потихоньку… в обход (нормальные герои — всегда идут в обход)… обошли центральную площадь… вышли на набережную… помыли мою мордочку (традиция у меня такая — мыть морду в речках и морях, где бываю) в водах Брачского пролива… дошли до автостанции… автобус…  … и вот, наступила вторая часть нашего обзорного дня…

Сплит …

Немного ошиблись с остановкой… — возможно вышли чуть раньше… Пришлось пару кварталов топать пешочком к исторической части города, которая для нас начиналась с Народной площади…

Народная площадь — площадь 15-го века в историческом центре Сплита с множеством интересных зданий эпохи Возрождения, готики и венецианском стиле. Самыми красивыми зданиями являются венецианско-готический камбийский дворец, а также здание ратуши в стиле эпохи Возрождения, в котором находится этнографический музей. На площади установлена статуя Гргура Нинского работы Мештровича, который был епископом в 10 веке и оставил важный след в истории Хорватии. На удачу нужно потереть большой палец на ноге статуи.

Сплит — город на юге Хорватии в исторической области Далмация. Расположен в центральной части Адриатики и является центром популярного курортного региона. Один из древнейших городов страны и второй по численности населения после Загреба. Он был построен вокруг античного дворца римского императора Диоклетиана, который пытался найти покой на тёплых берегах Адриатики после отречения от престола.

Достопримечательности Сплита включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в старом городе до сих пор можно увидеть остатки римских стен, площадей и храмов. Сплит — яркий портовый город, который считают столицей Далмации.

Сами жители называют его «самый красивый город в мире» и «средиземноморский цветок». Он находится в потрясающей бухте между горами и Адриатическим морем. Город был заселён на протяжении 1700 лет. Здесь жили римляне, хорваты, венгры, венецианцы и австрийцы, поэтому он может похвастаться разнообразной архитектурой и богатейшем культурным наследием. Сплит обладает всей привлекательностью и богатством современного средиземноморского города, но живёт в медленном ритме, к которому очень легко привыкнуть. Сплит расположен в центральной части Далмации на юге Хорватии у подножия холма Марьян. Город находится на одноимённом полуострове и окружён островами Брач, Хвар, Шолта и Чиово. Климат — тёплый субтропический. Лето жаркое и сухое, зима мягкая и влажная. Курортный сезон длится с мая по октябрь.

В период Римской империи на территории современного Сплита находилась римская провинция Салона. Остатки римского города можно посмотреть в северо-западной части исторического центра.

Считается, что в 3 веке нашей эры здесь родился будущий римский император Диоклетиан, который организовал несколько реформ и жестоко преследовал христиан. После отречения от власти он поселился в специально построенном дворце и здесь же был похоронен.

Город развивался вокруг дворца Диоклетиана. В 7 веке Салона была разрушена аварами. В конце этого столетия на территорию Далмации пришли славяне. В 12 веке Сплит признал власть венгерского короля, при этом сохраняя фактическую независимость до начала 15 века. В 1420 года почти вся Далмация стала принадлежать Венеции. Под властью венецианцев Сплит стал одним из важнейших торговых центров Адриатики. В конце 18 века Далмация была завоёвана Австрией. Сплит принадлежал Габсбургам до начала Первой мировой войны.

В ходе Первой мировой войны Далмация была оккупирована Италией. После войны Сплит вошёл в состав Югославии. В 1991 году здесь случилось несколько вооружённых столкновений между хорватами и частями югославской армии, которые не нанесли существенного вреда историческому центру.

Дворец Диоклетиана — главная достопримечательность Сплита и настоящий символ города. Является одним из самых хорошо сохранившихся античных сооружений такого типа в Европе. Дворец был построен для римского императора Диоклетиана в 305 году нашей эры. После отречения от власти бывший император жил здесь на протяжении 8 лет до самой смерти. Вместе с историческим центром Сплита является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Фактически весь исторический центр Сплита был построен вокруг этого древнего сооружения. Дворец имеет форму прямоугольника, длина которого 190 метров, а ширина около 160 метров. Сооружение разделена двумя улицами (кардо и декуманус) на 4 части.

В южной части дворца располагалась вилла Диоклетиана с главной площадью под названием Перистиль, мавзолей и два храма (круглый и гексагональный храм). Северная часть дворца была построена как типичный римский военный лагерь.

Дворец был окружён высокими стенами, в углах которых находились башни. В него вело четверо ворот: Золотые, Серебряные, Бронзовые и Железные. Это сооружение играло большую роль на заре образования Сплита, защищая местных жителей во время войн и набегов врагов. Сейчас римский дворец содержит некоторые готические и другие перестроенные здания, которые идеально сочетаются и не выглядят чужеродными элементами.

Перестиль — одна из самых важных и красивых частей дворца Диоклетиана. Первоначально это был внутренний двор виллы бывшего императора. Теперь здесь располагается площадь. Одной из её главных особенностей являются колонны. Скорее всего Диоклетиан здесь не отдыхал, а принимал гостей и проводил мероприятия. На западной стороне двора он построил три храма. Единственный, который сохранился до наших дней, это храм Юпитера.

Вестибюль дворца Диоклетиана — отлично сохранившийся вход в древний дворец. Интересно, что это сооружение прямоугольное снаружи, а внутри имеет круглую структуру. Древние кирпичи идеально подогнаны, а в стенах имеется множество ниш, в которых раньше находились мраморные скульптуры. Точно неизвестно, когда обвалился купол и что было причиной его обрушения. Теперь куполом является небо. Археологи и историки считают, что стены и полы вестибюля были выложены мраморными плитами и сложной мозаикой, а купол был покрыт впечатляющими цветными фресками.

Сплитский собор (храм св. Дуйма) — самая популярная достопримечательность Сплита. Этот древний католический храм был построен в 7 веке фактически на мавзолее Диоклетиана (интересно, что этот римский император считал христиан одной из угроз империи и при нём были организованы жестокие гонения) и считается старейшим до сих пор действующим кафедральным собором в мире.

Собор св. Дуйма состоит из двух частей: церкви, посвященной Деве Марии, и колокольни, посвященной святому Дуйму (Дуэ), который был епископом Салоны (римской столицы Далмации) в 3 веке. Он был казнён по приказу Диоклетиана и считается святым покровителем города.

С момента своего строительства этот древний храм практически не изменился. В 11 веке начали строить 60-метровую колокольню. Предполагают, что её строительство заняло 300 лет. Собор построен в коринфском стиле (многие колонны оригинальные римские) и содержит множество древних элементов: гексагональную романскую каменную кафедру 13-го века, алтарь святого Дуэ 15-го века, алтарь св. Анастасии этого же периода.

Баптистерий — небольшое древнее сооружение недалеко от площади Перистиль. Является единственным сохранившимся римским храмом на территории дворца Диоклетиана.

Храм был посвящен богу Юпитеру. Храм Юпитера был построен между 295 и 305 годами н.э. В 6 веке он был преобразован в христианский баптистерий.

 

Сейчас это древнее здание окружает лабиринт улиц, которые позволяют легко представить, как развивался Сплит от дворца Диоклетиана.

Считается, что при строительстве храм Юпитера имел шестиколонный портик, который позже разрушили. Чёрный сфинкс без головы был сделан во время египетского фараона Тутмоса III. Обезглавили его христиане, которые считали сфинкса языческим символом. Интересные особенности баптистерия: красивый сводчатый потолок, рельеф над дверью из белого известняка, добытого на острове Брач, современная бронзовая статуя святого Иоанна Крестителя, созданная одним из самых известных хорватских скульпторов 20-го века Иваном Мештровичем (она стоит там, где раньше стояла статуя Юпитера), старейший образ хорватского царя.

… от набережной до места стоянки нашего Лайнера совсем рядышком… , но время мы «прозевали»… пришлось идти убыстрённой рысью, чтобы успеть к крайнему сроку -17-30. Ведь в 18-00 уже отплываем…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх