= дю — дю — ля — ля =
Земун …
Как невозможно понять «Русский дух», так и невозможно понять женскую логику…
Это я к тому, что в самом Белграде – сотни мест с достопримечательностями, где ещё не ступала наша нога, а Супруга с яростью супер-мупер гида поволокла меня в ентот день в какой-то пригород, обещая не только «златы горы», но и Счастье и Благодать в одном флаконе.
Удовольствие и познание я конечно, получил… но, не в той разрекламированной степени, как выложила мне Супруга… С восхищением как-то не совсем получилось.
Что такое Земун? … Город в городе, … отдельный город в западной части Белграда, который когда-то был венгерским, а позже — австрийским, … самобытный исторический район на левом берегу Савы, которая впадает в Дунай, … самый аутентичный район столицы… — как только его не называют. Эти, в чём-то бравадные фразы, видимо и сподвигли Супругу посетить район, поменяв ещё ни «изученный» Белград. Завышенные ожидания — большой вред в наших туристических поездках.
Земун по- сербски Земун, Zemun, по — немецки Semlin, по-венгерски Zimony. О происхождении названия Земун много десятилетий спорят учёные. Одни утверждают, это имя — Божественной коровы, от которой образовалась Вселенная. В Сербии считают, что название Земун происходит от слова «землин», что означает «земляной город». Раньше люди в этом месте жили в землянках.
Если копнуть в историю, то будут действительно два города-соседа, но по разные берега рек и с разными правителями-начальниками. Один из них, Белград, многократно переходил из рук в руки, доставаясь то сербское правление, … то венгерское, … то турецкое, … то снова сербское. Дольше всего — больше 200 лет, хоть и с перерывами, Белград был под османами, но окончательно освободившись от них после 1867 года, не стал сохранять турецкое архитектурное наследие и отстраивался уже как столичный европейский город в модных тогда архитектурных стилях — неоклассика, модерн, неоренессанс, арт-деко. Такой он и сегодня.
У Земана всё сложилось по-другому. Первое письменное упоминание Земуна относится к 12-му веку, когда на земли недалеко от впадения Савы в Дунай пришли венгерские завоеватели. С тех пор Земун практически всю свою историю входил в состав сначала Венгрии, затем — Австро-Венгрии и был все время небольшим поселением, самым южным форпостом страны. Его старая малоэтажная застройка с черепичными крышами в значительной степени сохранилась до сих пор.
В состав Сербии Земун вошёл только в 1918 году, после распада Австро-Венгрии, но еще 16 лет после этого оставался самостоятельным городом. А в 1934 году его включили в черту Белграда, и сегодня Земун — это окраинный район сербской столицы, ее северо-западная часть. И хотя Земун и Белград уже больше восьми десятков лет — это единое территориальное целое, но и сегодня за характерную архитектуру и самобытную культуру Земун часто называют кусочком Австро-Венгрии в Белграде.
Как я уже писал, — площадь Республики просто центр многих троллейбусно-автобусных маршрутов, поэтому мы просто изначально дошли до неё… доехали до автобусной станции и на автобусе за пол часа добрались почти до центра Земана, где уже по привычке держим курс на виднеющийся над крышами домов шпиль церкви …
Церковь Отца Николая (Николаевская ц-вь) (ц-вь переноса мощей Николая Чудотворца в Бари) …
Как пишет Азбука Паломника, — храм Сербской Православной Церкви – самая старая церковь в Земуне. Ещё одно название церкви – «Николаевская церковь» или Церковь Отца Николая (Николаевска црква или Црква оца Николаjа). Храм построен в первой трети 18 века, в 1725-1731 годах, после ухода османских завоевателей из Земуна в 1717 году.
Храм имеет архитектурные черты, характерные для храмов в стиле барокко, построенных в Воеводине и Военной Краине в 18 веке.
Над входом в Николаевскую церковь находится мозаичное изображение святителя Николая.
Роскошный иконостас в стиле барокко 1761 года – работа выдающегося резчика по дереву Аксентия Марковича, он украшен 73 иконами Димитрия Бачевича, одного из самых известных сербских художников 18 века.
Считается, что это один из самых старых иконостасов в стиле барокко. Фрески созданы в 1847 году земунским художником Живко Петровичем. Окна церкви украшены великолепными витражами, которые были установленные в 1930-х годах 20 века.
Храм был отреставрирован в 1870 году после пожара 1867 г. Дата «1870» указана на колокольне храма.
Святыни, хранящиеся в церкви: Частица мощей святителя Николая Чудотворца; Ковчег, который принадлежал святому Василию Острожскому с частицами мощей святого Андрея Первозванного; святого архидиакона Стефана и частица Животворящего Креста Господня; Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» и другие чтимые святыни. В Николаевской церкви находится одна из богатейших ризниц, где хранится множество старинных предметов обихода, церковной литературы и коллекция икон 18-19 веков.
Сам храм расположен рядом со средневековой крепостью Гардош.
Видимо, и Сергей Лавров когда-то побывал в ентом месте, где все «нормальные» Русские после удивления начинают смеяться. И у него, похоже, именно здесь родилось знаменитое высказывание «дебилы – б.ля» (с). Но, если без смеха, — «Дебела» — это просто толстые на Сербском, а не «дебилы» как рождается в нашем понимании.
Башня (кула) Гардош (башня Тысячелетия или башня Миллениум или башня Яноша Хуньяди или башня Янко Сибинянина) …
Следующая наша «цель» — башня Гардош. К ней мы добирались по довольно-таки крутой винтовой кирпичной лестнице, которая ведёт на самый верх холма Гардош, к башне, главной достопримечательности Земуна.
Башню называют по-разному. Официально — Кула Сибињанина Јанка (башня Сибинянина Янко), по имени Яноша Хуньяди, талантливого бесстрашного венгерского военачальника. Янош Хуньяди командовал сербско-венгерской армией при осаде Белградской крепости турками-османами в 1456 году. Но мои бабуськи у подъезда говорят, что полководец на самом деле умер в старой крепости за четыре с половиной столетия до того, как башня была построена. Ну а название Гардош объясняется просто — возвышенность, на которой находится башня, раньше называлась Гардош.
Это одна из четырёх башен, построенных Австро-Венгрией в ознаменование 1000-летия расселения венгров в Паннонии, по берегам Дуная. Официально открыта властями 20 августа 1896 года. Её высота — 36 метров. Будучи самым южным городом тогдашней Венгрии в составе Австро-Венгрии, башня была построена на руинах средневековой крепости на холме Гардош, которая едва сохранилась до наших дней (только угловые башни и части оборонительной стены). Башня была построена как сочетание различных стилей, в основном под влиянием римских элементов. Будучи естественной смотровой площадкой, она десятилетиями использовалась пожарными Земуна.
Теоретически, на башню можно залезть, заплатив немножко денюшек, но нам увы, не повезло – в такую прекрасную погоду, почему-то смотровая площадка была закрыта… а как нам хотелось посмотреть с холма на Земун и Дунай …
Но, вот от чашечки кофе из, стоящей вокруг башни площадки – кафешки, мы не отказались.
Вокруг башни находится большое земунское кладбище, по которому вполне можно гулять как по музею. Что мы и сделали … Вообще о кладбищах, тем более старинных – отдельный разговор. Места почти всегда святые… тихие… и в чём-то очень красивые. Но, … но лет так 40 назад, «сбылось как бы проклятие» о котором я узнал уже позже – нельзя на погостах фотографировать, а то могут в этом месте «преждевременно» и объекты съёмки оказаться. Увы, … с одним из моих близких друзей подобное произошло. Больше я фото с людьми на кладбищах не выставляю… и фотографирую лишь красивые надгробия известных в мире людей… Именно, из этих соображений – фото не выставляю…, хотя кладбище, реально как музей скульптур и архитектуры в каком-то роде…
Церковь святого Димитрия Солунского (часовня Хариша) …
Православная церковь святого великомученика Димитрия Солунского на земунском православном кладбище была построена в период между 1874 и 1878 годами и посвящена святому великомученику Дмитрию Солунскому, покровителю рода Петровичей. Часовню построил Григорий Хариш, купец из Земуна, по завещанию своей жены Марии, урожденной Петрович. В народе этот храм известен как часовня Хариша (Харишева капела).
Во время Первой мировой войны часовня Хариша была разрушена. Восстановлена в 1931 году и заново освящена 28 августа.
Мы даже подходить слишком близко не стали, т.к. не только сам храм был в строительных лесах, но и подход к нему – сплошные брёвна, доски, кучи песка и кирпича… Видимо, была ещё одна серьёзная реставрация.
Пожалуй, после башни Сибинянина Янко главное достоинство холма – это виды, открывающиеся с него! Просто потрясающие виды на Земун с черепичными крышами среди которых возвышается колокольня церкви Святого Николая Чудотворца, … водная гладь — место слияния Дуная и Савы Дунай, Ратный остров, … На горизонте — исторический центр Белграда. Виды настолько шикарные, что никакими фотографиями не передать.
Ашкеназская Синагога …
Очередной вопрос националистического характера возник сразу, прежде чем я стал рыться в блокноте с записями о поездке. В тыщу-мульённый раз говорю, — мы с Супругой не националисты. И базовая фраза в этом – в каждой стране мира абсолютное большинство людей – прекрасные люди. И так же – в каждой стране мира всегда можно найти большую кучу «говна».
Редкие исключения из этого правила – страны, где на данный момент политиканы перевернули всё с ног на голову и наоборот. В них, — однозначный национализм уже на уровне государственности и вернуть их к нормальному восприятию ситуации может быть только шипко-большая порка жопы. Что ярко проявилось в нашей поездке в Польшу (https://ponu002.ru/evropa/2023-turtsiya-italiya-polsha-domodedovo-stambul … и далее), где я заклеил скотчем рот и надев на руки варежки, чтобы не мог стучать по клавиатуре, — многие свои эмоции в душе, просто оставил «в себе» и промолчал.
Это прелюдия была. Суть моего вопроса – еврейский вопрос. Если посмотреть трезво (без пития священного 40-ка градусного напитка), то что такое сионизм?
Сионизм – это еврейское национальное и политическое движение, ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине.
Ключевое в этом определении – «на его исторической родине». Тогда у меня в голове рождается другой вопрос: почему на исторической Родине евреев – земле обетованной в Израиле проживает где-то около 10 миллионов человек, а остальные? Остальные сотни миллионов? С обрезанием и без… прошедших гиюр как мужчин, так и женщин и не прошедших… с фамилией Рабинович и Иванов… Ведь границы открыты и любой еврей … в почти любой стране… может без проблем уехать на историческую Родину и жить в гораздо более лучших условиях.
Вот теперь я перехожу к евреям в Земуне и почему у меня возник этот «еврейский вопрос».
Жили-были евреи на территории и Сербии и Австро-Венгрии не одно столетие. Но тут появляется на свет в еврейской семье, ровно на 100 лет раньше, чем я — Теодор Герцль (1860-1904). Именно он, становится в недалёком будущем основоположником идеологии сионизма и основатель всемирной сионистской организации. Т.е. истоки сионизма родились не где-нибудь в Париже, Вене, Лондоне или Будапеште, а именно в Земуне! Идеология возрождения евреев на исторической родине. Так почему вместо того, чтобы ехать спокойно в Израиль, где на данный момент уровень жизни на порядок выше, евреи просят восстановить или построить новые синагоги? Это же противоречит самому понятию сионизма.
Как я понимаю, в 19 веке, в городе было две синагоги. Сефардская после бомбардировки Земуна (как всегда – пиндоссами и мелкоБританцами) в 1944-ом слишком сильно пострадала. Простым языком – разрушена до основания. И хоть после освобождения и Сефардская и Ашкеназская синагоги возвратили еврейскому муниципалитету, финансовых средств на их восстановление у общины не было. Не будет еврей — евреем, если даже из руин не найдёт выгоду… Оставшиеся целыми двери, балки, кирпичи — община продала. На месте синагоги городские власти построили жилой комплекс. Продали и здание еврейской школы – опять-таки доход еврейской общине.
А что со-второй, Ашкеназской, к которой мы подошли? Опять-таки немножко окунёмся в историю: первые еврейские семьи появились здесь ещё во времена средневековья.
Но официально история еврейской общины исчисляется с 1739 года, когда сюда из Белграда перебралась группа из всего двадцати ашкеназских семей. Сделали свой «молитвенный дом». Через столетие в 1833 году Якоб Исаак Альбахари от имени всей тогдашней еврейской общины подал в магистрат Земуна просьбу одобрить возведение новой синагоги на месте старого молитвенного дома. Последовал отказ с пояснением – «нет желания способствовать увеличению еврейского населения в Земуне». Но, еврей не будет называться евреем, ежель не проявит настойчивость, исчисляемую годами и годами. Ашкеназская синагога была всё же построена в 1850 году как часть еврейского культурного центра со школой и муниципалитетом. Здание, за которое евреи так долго боролись было построено, но больше десяти лет пустовало и освящение синагоги состоялось только в 1863 году.
Ещё один вопрос: почему пустовало, если так долго добивались его постройки? Далее – трагическая часть истории не только синагоги, но и самих евреев – Вторая Мировая. Почти 95% всех членов еврейской общины – погибли.
Почти все они были убиты в концлагере Ясеновац, который удалось пережить всего лишь одному земунцу – Эрвину Розенбергу, чьи воспоминания ныне хранятся в Яд Вашеме. Обе синагоги были разграблены, все реликвии уничтожены. Здание ашкеназской синагоги превратили в склад. Тору из неё спасли просто чудом.
Одна синагога полностью разрушена, но сохранилась вторая Ашкеназская. Зачем… почему… в 1962-ом Союз еврейских муниципалитетов Югославии продаёт её? Продаёт под лишь словесное обещание использовать её как культурный центр. Это что за очередной «торговый» еврейский выкрутас? Десятки (скорее сотни) лет бились, а тут просто берут и продают свою святыню?
Власти, естественно использовали её по-своим «надобностям» — синагога побывала и складом, … и дискотекой, … и «Домом общественно-политических организаций», … и ночным баром, … и в конце концов стала рестораном (кафаной) «Сач».
Но, на этом вопросы не закончились, ведь в 2016 году, когда мы как раз и посетили синагогу, после долгих судебных разбирательств здание молитвенного дома было возвращено еврейской общине.
Но, судя по отзывам путешественников – уже сейчас в 2025-ом – вывеска ресторана «Сач» так и висит до сих пор… Это что, — модная тенденция пидар-эвропы, когда в католических храмах устраивают рок-концерты и выставки арт-«искусства» … когда хохлы в святой Киево (Куыво)-Печорской лавре для военных устраивают обеды и шоу-концерты…?! … и евреи – туда же? … мир, однозначно, — сходит галопом с ума!
Само же здание синагоги, в которую мы пришли — построено в духе романтизма. Состоит из двух частей — передней, узкой и короткой, и задней, гораздо более вместительной. Здесь когда-то была деревянная женская галерея, на которую было можно попасть и с бокового входа через зал. Купол надстраивать не стали, зато украсили потолок прекрасным орнаментом.
Ресторан же «Сач», — очень популярный и у горожан, и у туристов. Говорят, что здесь готовят вкуснейшие блюда из мяса. Но, мы только выпили по чашечке кофе…
Вообще, не только в Сербии, но и в других странах очень любопытно разглядывать смешение различных культур. В Сербии свой след оставили и древние римляне (здесь успели побывать и кельты, и гунны, и авары), здесь жили сербы, приходили воевать и периодически удерживали территории австро-венгры, несколько веков владычествовали турки, свой вклад вносили другие народности, как например те же евреи, о чём написано выше.
Мы же уже подошли к городскому парку Земана. Их в городе — пять официальных парков, хотя зеленых зон гораздо больше. Есть парк Кей Ослобоченья, … парк Калвария, … Еловац и Армейский парк. Но, самый большой и старый – Городской парк (Градский), был открыт в 1886 году.
Прямо в парке расположилась
Церковь святого Рока (Црква Светог Рока) …
Храм Римско-католической церкви. Построена в 1836 году на месте старой католической часовни.
Церковь была частично перестроена в 1923 году, а затем, из-за сокращения числа верующих во времена Коммунистической Югославии, Храм был закрыт и заброшен. Повторная попытка реконструкции произошла в 1980-х годах, но уже в течение следующего десятилетия работы прекратились. Затем часовня вновь открылась в 2006 году. На средства, пожертвованные посольством Норвегии, часовня была полностью отреставрирована и открыта в 2014 году. Сегодня открывает свои двери для верующих — раз в неделю, в основном для нужд верующих из Нового Белграда.
Часовня оформлена в духе барокко, как однонефное сооружение с прямоугольным основанием с полукруглой апсидой и двухэтажной колокольней.
Буквально в нескольких шагах расположился …
Монастырь святого Архангела Гавриила (Манастир Светог архангела Гаврила) …
Вот что пишет о церкви Азбука Паломника: … «На месте современного городского парка Земуна с 1730 по 1871 год находился «контумац» или санитарное учреждение карантинного типа. Так как город Земун был приграничным, он был первым городом, куда попадали все путешественники и купцы, следующие из Османской империи. Мир в то время был охвачен эпидемией чумы, поэтому всех пребывавших путешественников и купцов отправляли на карантин. Одновременно тщательно обеззараживались и ввозимые ими товары. Для нужд, находящихся на карантине в «контумаце» была построена часовня. Контумац просуществовал более века, постепенно утратив своё значение, когда карантинные меры перестали быть актуальными.
Часовня святого Архангела Гавриила была возведена в 1786 году на средства земунского купца Теодора Апостоловича. Иконостас расписан иконописцами Димитрием Братогличем и Константином Лекичем. Фонд движимых предметов включает в себя ценные картины XVIII и первой половины XIX века. В 1920-е годы и до конца Второй мировой войны, с прибытием значительного числа русских эмигрантов в Сербию, часовня святого Архангела Гавриила была русской церковью.
Во второй половине XX века в богоборческое время здание церкви использовалось как складское помещение. В 1981 году заброшенная церковь была восстановлена» …
… ещё в сотне шагов …
Францисканский монастырь святого Иоанна Крестителя и святого Антония …
Единственный францисканский монастырь в современном Белграде. Основан францисканцами в 1717 году.
Монастырь имеет богатую историю, отмеченную многочисленными переездами и значительными разрушениями на протяжении многих лет, в том числе разрушениями и пожарами во время войны. Несмотря на эти трудности, монастырь продемонстрировал стойкость и упорство.
В 1807 году монастырь подвергся масштабной реконструкции, которая обновила его структуру и предназначение. К 1838 году была пристроена башня, которая усилила его архитектурную выразительность. Одной из примечательных особенностей монастыря является францисканский крест, который с XVIII века является важным духовным символом этого места и остаётся там по сей день.
В пределах францисканского монастыря есть библиотека, столовая, приёмная, а из произведений искусства выделяется картина Чёрной Леди, которая была создана в XVIII веке как копия знаменитой Ченстоховской «Чёрной Мадонны» из Польши, названной так из-за тёмного оттенка лика и, по преданию, написанной евангелистом Лукой. В 1990-х годах во францисканском монастыре хранилась впечатляющая коллекция из почти 6000 книг …
… Время уже послеобеденное и наступил час двигаться к автобусной остановке.
Впрочем, это была ещё одна возможность пройтись по извилистым брусчатым и по другим улочкам Земана… и увидеть другие интересные здания Земуна. И вполне современного района … и старые кварталы с кривыми улочками и очень трогательными домиками.
Попадаются дома — очень старые … обшарпанные, не ухоженные, … а есть очень даже милые и приятные, но все это придаёт изюминку и незабываемый колорит.
Уже приехав опять в «центральный» Белград … в очередной раз прошлись по площади Республики, т.к. через неё – самый удобный был способ добраться до наших Апартаментов … в очередной раз посидели на скамеечке в сквере перед памятником князю Михаилу Обреновичу… и «домой» — на двухчасовой отдых перед очень важной поездкой к Собору Св. Саввы …
Собор Святого Саввы …
Что сказать – у нас на глазах только «слёзы» … Были мы в 2016-ом у Собора Св. Саввы в Белграде, но поставили, грубо говоря – лишь галочку … были в 2023 в Константинополе (Стамбуле) у Собора Святой Софии и там только прогулялись «вокруг да около» … И если в Стамбуле у нас просто физически не было времени (через несколько часов у нас уже был вылет в Москву), то с Собором вина в незавершённости строительства. Т.е. – Храм «готов», но увидеть внутри ничего не можешь.
Ещё как только вышли с остановки автобуса – поразила величественность… грандиозность… красота Собора. Но, зайдя внутрь – оказались как будто, когда в квартире идёт побелка потолка. Когда всё и вся затянуто целлофаном, чтобы защитить дорогую мебель от возможного попадания краски. «Руки опустились» и фотографировать не то, что не хотелось… — снимать сплошной ремонт было «не интересно». Да, — прямо на наших глазах строители, реставраторы, художники… что-то делали. Работа «кипела»! Много фресок были уже готовы и оставалось только снять защитные плёнки … но, в некоторых местах вместо мраморного пола был виден песок «подушек» под будущую укладку гранита, мрамора и драгоценных камней… Говорить о том, что шли финишные работы было ещё рано. В очень многих местах было видно, что мозаика ещё только будет устанавливаться… колонны, загрунтованы, но ещё без нанесения фресок … Так как подобные работы очень трудоёмкие – полное окончание всех работ будет ещё только через несколько, не месяцев, — через несколько лет…. И лишь несколько установленных по периметру Собора священных икон для верующих были доступны. Можно было и свечи поставить и помолиться.
К посещению Собора Святого Саввы – мы, конечно, — серьёзно готовились. Много литературы было просмотрено и прочитано. Из основного попробую собрать общие, уже исторические тезисы:
Еще в начале XIX века, а если точнее – в 1879 году, сразу же после обретения Сербией независимости, на вершине холма Врачар сербы решили построить церковь. Всё дело в том, что по легенде именно на этом холме по приказу турецкого военачальника визиря Коджи Синан Паши были сожжены мощи Святого Саввы Сербского, а он для сербского народа очень почитаемая личность. Настоящее его имя Растко Неманич, младший брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Когда Растко стал монахом, получил церковное имя Савва. Он много путешествовал пешком по святым местам Сербии, некоторое время жил на Афоне. Он видел, как живут простые люди, и понимал их тяготы жизни. После этого он вернулся ко двору с единственной целью поменять жизнь людей к лучшему. Он обладал дипломатией и своей мудростью помирил своих старших братьев, которые вели войну между собой за власть. Святой Савва стал основателем Сербской Православной Церкви, получив её независимость от Константинополя. В 1219 году он становится её первым архиепископом.
Строительство нового белградского собора — от идеи до воплощения — растянулось больше, чем на столетие.
В 1906 году был объявлен конкурс различных проектов будущего Собора, но ни один из предложенных проектов не был признан победителем. Тут наступила пора различных войн – две Балканские и 1-ая мировая. И после них Сербия уже «разрослась» в своих границах и была в Королевстве, где были не только сербы, но и словенцы… и хорваты. И как следствие старые проекты были отложены в сторону – так как требовался более грандиозный Собор. Эталоном был Софийский собор в Константинополе и хотелось сделать что-то подобное, но с Сербской «изименкой».
В 1926 году был объявлен ещё один архитектурный конкурс. И хоть и в этот раз победителя опять не оказалось, но уже в 1932-ом было озвучено, что будет реализован проект Богдана Нестеровича и Александра Дероко в котором было и национальное с подобием монастырской церкви в Грачанице и грандиозное как в Соборе Святой Софии. Строительные работы начались в 1935 году и были прерваны в 1941 году, когда Югославия была оккупирована. За эти годы стены будущего Собора были подняты на высоту 7-11 метров.
Уже после войны произошёл самый страшный кошмар присущий коммунистическим режимам – государств стало строить коммунизм и не только «плюнули» на «недострой», а и конфисковали фонды для его строительства. Сербская патриархия неоднократно пыталась возобновить строительство, но власти поворачивались к ней своей жопой…
В 1985 году, видимо выпив лишние 100 грамм, ни с того – ни с сего, президент Сербии Душан Чкребич сообщил патриарху Герману и синоду Церкви, что строительство может быть возобновлено. И как итог — 12 мая 1985 года в недостроенном здании была совершена литургия, в которой приняли участие до 100 тысяч верующих, а уже 12 августа начались работы по строительству. Был назначен руководителем работ Бранко Пешич, который взял за основу проект Нестеровича и Дероко, но с применением, где это было признано необходимым, новых материалов и технологий.
В июле 1989-го … а если точнее – в течении целых двадцати дней, с помощью мощных кранов произошла установка огромного купола, с его 12 метровым позолоченным крестом, сооружённого на земле.
Ещё один раз работы были прерваны в 1999-ом, когда пиндоссы и англо-пидар-эвропейские выблядки бомбили Сербию. Возобновились в 2001 году и внешние… поверхностные работы были завершены к 2004 году.
Ясно — такое огромное здание требует колоссальных усилий и очень много времени на внутреннюю отделку. И реально испытываешь колоссальное чувство гордости, что мозаичным панно «Вознесение Христово» и многие другие мозаики в Храме выполняли наши семьдесят российских и сербских художников во главе с народным художником России Николаем Мухиным и Е.Н. Максимовым. Мозаики из стекла и натурального камня на куполе, в алтарной и центральной частях храма были выполнены в России. Мозаику привезли в Белград по частям и потом монтировали на месте. Общая площадь мозаичных полотен составила 15000 кв. метров.
Двоякие мысли только возникают о пожертвовании нашим «Газпромнефтью» 4-х млн. евро на работы над центральным элементом купола. Да, — молодцы! Но, вообще-то это национальное достояние и народ должен определять «давать иль нет» иностранному объекту, а не чиновники, объявляющие себя владельцами.
… был закрыт и нижний храм в крипте храма Святого Саввы в честь святого князя Лазара Сербского, убитому османами в битве на Косовом поле в 1389 году. Рядом с собором установлена очень впечатляющая православная церковь Святого Саввы, но огромный «сосед» оставляет ее в тени.
Малый храм Святого Саввы …
Оба храма расположены в историческом районе Белграда Врачаре. В уютном парке Неймар (холм Врачар) с фонтанами и фонтанчиками, и хотя малый храм средних размеров, но на фоне большого храма кажется совсем незаметным.
Все поверхности внутри храма покрыты красивыми фресками и росписью в сочетании белого и синих оттенков. Здесь находится саркофаг сербского патриарха Варнавы. В храме постоянно идут традиционные службы: крестят детей, венчаются новобрачные.
… мы же, — едем «домой» в апартаменты ложиться в кроватку и смотреть сладостные сны, так как завтра нас ждёт поездка в Смедерево …