= музыка для настроения =
Само слово «баталия» нам, русским, знакомо, и означает буквально «сражение», поэтому история возникновения этого архитектурного шедевра напрямую связана с победой в бою с кастильцами в августе 1385 года при Алжубарроте. Битва была нешуточная и, тогдашний португальский король Жуан I поклялся себе и Богу, что в случае победы построит великолепный монастырь, посвященный Деве Марии — Победительнице. Сражение чудом было выиграно, португальцы при малой численности войска отстояли свою правоту и независимость от кастильцев, и теперь надо было выбрать место для строительства нового монастыря. Трубящий ангел победы дал королю «наводку»: рядом с Алжубарроте, всего в трех километрах, находилось безлюдное место, долина реки Лена, где круглый год ярко светило солнце.
Баталья расположена всего в 20 км от Алкобасы. Доехали настолько быстро, … настолько быстро, — что я подумал о том, что это почти один город. Сейчас долго рылся в тырнете, чтобы хоть что-нибудь нарыть-стырить о самом городе. …Увы, кроме как об основной достопримечательности – монастыре, больше ничего нет. (кроме, конечно, — всевозможных кафе, отелей и бензоколонок…)
Может именно, поэтому … из-за этих ресторанов и кафешек, нас изначально отвели на обед. Ничего особенного в меню ресторанчика не было, кроме конечно, — наисвежайшей красной рыбки. Чувствовалось сразу то, что океан находится в паре десятков километров… а вот картошечка, увы – в Португалии фиговая. Не в какое сравнение с нашенской Тамбовской или Белорусской, — не идёт. Фигня на постном масле, хоть и выглядит аппетитно…
Так как времечко дали на обед слишком много (лучше бы это времечко приплюсовали на осмотр монастыря…) мы с Супругой чуть-чуть прогулялись … Совсем рядышком располагается приходская церковь Воздвижения Креста Господня. Мануэл Счастливый приказал построить её в 1514 году. Среди трудившихся над порталом храма был великий мастер стиля мануэлино Диого Бойтак. … Рядом памятник знаменитому Албукерке, губернатору Португальской Индии и Мозамбика, тому самому, который прислал королю Мануэлу I в. Лиссабон несчастного носорога, утонувшего позднее в водах Атлантики и увековеченного бюстом на башне Белен.
Для пожалуй, всех жителей северных стран, — доставляет бешенное удовольствие видеть не голые ветки ёлок (шишки не в счёт)… не голые ветви плачущих ив и берёз с серёжками… а деревья на которых висят апельсины…
И плевать на то, что большинство апельсиновых деревьев в городах – не пригодны для еды (кроме, нас конечно, — Россиян) – главное удовольствие сорвать «халявный» плод… надкусить … и потом выкинуть… (правда в нашем случае – в Баталье – апельсины были вкусные… съедобные) …
Монастырь Санта Мария да Витория …
Помните Русскую сказку про царевну-лягушку… трёх сыновей… и Ваньку Дурачка?!
Существует легенда, что после победы король Жуан I встал на поле сражения и выпустил стрелу из лука, словно Иван — в поисках своей лягушки. Там, где упала стрела, начали строительство монастыря. Впоследствии в его тени вырос городок, даже сегодня численностью всего 7 тысяч жителей, но место, скажу я вам, очень приятное.
Плодородная долина Лены, наполненная ароматом яблонь, усаженная виноградниками, усеянная цветами, и посреди этого природного праздника — триумфальный готический красавец — монастырь Санта — Мария — да — Витория. Правда, за ним больше закрепилось другое имя — монастырь Битвы, Баталья. От светлой охры до оранжево — коричневых оттенков, монастырь кажется огромным и величественным на фоне малонаселенной равнины.
Доминиканское аббатство, которое является главной достопримечательностью данного региона. Считается настоящим шедевром португальского готического стиля. Португальцы до сегодняшних дней гордятся победой над войсками Хуана Кастильского, который решил оспорить свои права незаконнорожденного наследника.
В наши дни — это здание является настоящим символом независимости страны. Несмотря на то, что сооружение строили 130 лет, оно так и не было возведено до конца. Работа прекратилась спустя два столетия после начала. В 1834 году монастырь распустили. Но в XIX столетии местные власти начали его полную реставрацию. Храмовый комплекс снова открылся лишь в 1980 году, но уже в качестве музея.
Внутреннее убранство и интерьер здания сочетают в себе несколько разных стилей, чаще всего можно увидеть готику, неоготику и уникальный стиль этого региона (мануэлино). Над главным входом красуется скульптурная композиция, которая вмещает несколько разных героев – 12 апостолов, Спас, библейские цари, Дева Мария. Недалеко от Аббатства расположена старинная часовня с восемью углами, которая была построена во всех традициях Средневековья.
Памятник Нуно Алвариса Перейре
Располагается перед входом в Аббатство Батальи. Это конный памятник предводителю португальцев, благодаря которому страна одержала важную победу над кастильцами. Местные жители с особым благоговением относятся к Нуно Алварису Перейре, так как он сегодня считается символом суверенитета. Статуя была торжественно открыта в 1968 году.
Монастырь Санта-Мария-да-Виториа… Монастырь Богоматери Победы…, а более известный всем нам как Монастырь да Баталья, возможно является одним из самых красивых произведений португальской и европейской архитектуры, а также одним из самых значимых монументов португальской готики… Это факт! Факт неоспоримый!
Не могу не сказать о моём самом-самом любимом в посещении соборов в Эвропе – о горгульях (горгульки) и химерах, олицетворяющие грехи и пороки человеческие. Не буду вдаряться в подробности – я их уже сполна описал в наших путешествиях во-Францию, — скажу, что очень сожалею, что не имел в те годы объектива – телика… В монастыре химер – масса. Но, увы – и фотоаппарат не берёт… и времени подойти поближе – у нас просто не было….
Великолепное дневное освещение обеспечивают витражи с изображениями сцен Благовещения и Рождества Христова, Поклонения волхвов и Бегства в Египет. Некоторые витражи датированы 1514 годом.
Главный алтарь, как и в других готических храмах, весьма аскетичен.
По бокам от алтаря — 4 часовни — Плачущей Богородицы, святого Михаила, Богородицы Розариа и святой Варвары.
Интерьер монастырского храма возвращает к периоду трезвого готического величия: неф и проходы разделены толстыми колоннами с растительными узорами, окна украшены красивыми витражами XVI века, отбрасывающими разноцветные блики на стенах, что придает ощущение особой духовности храму.
Справа от входа в церковь есть восьмиугольная часовня XV века. В центре часовни находится огромная средневековая гробница короля Жуана I и его жены, королевы Филиппы — первая супружеская могила в Португалии. В отсеках стен расположены могилы их сыновей, в том числе принца Генриха Мореплавателя.
После Алкобасы она не кажется уж такой огромной, но те, кто приезжает сюда, не посетив прежде готических храмов Португалии, впечатляются размерами храма — 83 метра длины и 32 метра ширины. Жуан I очень хотел этим масштабом показать всю мощь и потенцию Ависской династии.
К сожалению, — мы больше НЕ увидели, чем увидели. Самые-самые шедевры для нас так и остались не увиденными. Гиды, как всегда, — ссылались на недостаток времени … ведь нам ещё нужно было ехать в Томар… и потом в обратный путь – Лиссабон.
Пантеоне, который повелел воздвигнуть король Жуан I – не увидели… её ещё принято обзывать — Капелла Основателя Монастыря… Королевский клуатр… церковь монастыря…… ой, лучше прекращу перечислять… а то спать не смогу несколько дней…
Как бы в заключении о поездке в этот город-монастырь, скажу-посоветую всем путешественникам одно: не ездите в такие места в «групповухах»! Именно, таких, когда за один день – сразу четыре города… Это очень здорово мне напомнило нашу первую поездку в Италию, — когда вроде везде были… …объехали почти весь «сапожок» от коленки до мыска» … везде отметили галочки… а по сути – не были нигде… Весь сегодняшний день нужно было бы растянуть на два дня! Тогда бы и в Баталье увидели монастырь в полном объёме, а не лишь обёртку.
(пы. сы. – написал это заключение потому, что увидел фотографии и места других путешественников в тырнете… и очень… ну, очень расстроился. Мы увидели лишь красивый фантик…)