2016. ИТАЛИЯ-II — КРУИЗ. Верона — Падуя (Музей Цукерманна, Капелла Скровеньи, Эремитани, площадь Прато делла Валле). 21 июнь. 5 день.

Есть у нас «разумная» традиция при выборе будущих маршрутов путешествия – беречь силы. Заключается она в простой логике что, чем дольше находишься в поездке, тем больше устаёшь.

Именно поэтому, сначала у нас самые тяжёлые маршруты, постепенно переходящие на всё более и более лёгкие. Сначала, пока есть силы, — забираемся наверх, чтобы потом спускаться… Сначала уезжаем далеко-далеко, чтобы потом постепенно приближаться к «дому».

Вот и в этом длительном путешествии мы выбрали самую дальнюю базу – Верону (с осмотром из неё озера Гарда)… далее – уже ближе к месту отплытия круизного Лайнера – Падуе… потом ещё ближе – к Венеции… затем уже к порту Триеста. Из него – уже круизное путешествие…

Итак – последняя ночь в Вероне прошла. Следующая «базовая» — уже в городе Падуя, куда мы после завтрака и отправились по «наезженному» маршруту на своих «четверых» … с чемоданами до ж\д станции ляпиздричек Вероны… даже чуть меньше часа до ж\д станции Падуи… от него сели на автобус и уже через час мы уже осматривали наши …

Апартаменты Residenze La Torre Padova…

… видели бы вы наши лица после открытия дверей в апартаменты! После четырёх ночей на чердаке виллы в Вероне — этот номер казался дворцом какого-нибудь падишаха. Очень просторно… Огромные окна (которые открываются и можно подымить…) … небольшое помещение\гардероб …

 

Шикарная кровать с занавесками… На кухне — всё самое нужное и необходимое… И туалетная комната с душевой кабиной, стиральной машинкой и столь «необходимого» биде…

 

Время ещё «детское»… Разобрав частично чемоданы и выпив по чашечке кофе, — направились на экскурсию по городу… В нескольких сотнях метров от нас расположился наш первый объект осмотра…

Дворец-Музей Цукерманна…

В одном из концов довольно широкого проспекта Гарибальди, соседствующего с красивейшими живописными садами Амфитеатра, возвышается дворец Цукерманна.

Огромное просторное здание по своей структуре разделено на 2 части – два абсолютно разных тематических музея. Первый и второй этажи строения отведены более новому Музею Прикладного искусства, что касается третьего этажа, то здесь расположен Музей Боттачин, который обладает одной из трех самых значительных коллекций в мире, состоящих из монет и медалей. Огромный вклад в экспозицию внес довольно богатый коммерсант Никола Боттачин, собравший за свою жизнь большую часть современной коллекции, отдав ее спустя некоторое время в дар городу. На сегодняшний день в музее Прикладного искусства можно увидеть более двух тысяч различных предметов, которые принадлежат Городскому Музею Средневекового и Современного искусства.

Перед посетителями представлены изделия из различных материалов (стекла, керамики, серебра, а также слоновой кости), старинные резные украшения, богато расшитые ткани, различные предметы обстановки. Кроме всего этого великолепия в музее хранится хоть и небольшая, но примечательная коллекция предметов, относящихся к восточному искусству. Данные экспонаты были привезены в Падую после путешествий по Востоку городских исследователей в XIX столетии. Стоит отметить, что данное собрание представлено широкому кругу гостей совсем недавно.  Изюминкой музея по праву считается ценное собрание рисунков и гравюр, датируемых XVI-XX столетиями.

Оно состоит из 14 тысяч эстампов и 9 тысяч портретов, которые были написаны художниками из Франции, Голландии и Германии.

В величественном здании Дворца Цукерманн, расположенного в самом сердце исторического города, находится музей прикладного искусства. Его экспозиция состоит из более чем двух тысяч экспонатов. Самыми популярными среди посетителей являются коллекции керамики, сбор которых был начат еще в XVI столетии, и инкрустированной антикварной мебели, датируемой XVIII столетием. Кроме этого в залах музея представлены мужские и женские костюмы, аксессуары и украшения, которые были популярны среди самых богатых горожан в XVIII и XIX столетиях в Италии. В 1865 году музей прикладного искусства получил в дар нумизматическую коллекцию Николы Боттачина. Стоит отметить, что данный экземпляр особенно ценен, так как он состоит из греческих, римских и византийских монет и медальонов.

 

Кроме этого в ней имелись старинные средневековые монеты, собранные в эпоху Возрождения, и сборка итальянских монет, выпускаемых до наших дней. Что касается художественных работ, то стоит отметить множественные интересные картины и скульптуры, а также подборку антикварного оружия.

… Интересно то, что прямо из окон наших апартаментов видны остатки Римского Амфитеатра в виде «обычных развалин заборного типа» и огромный парк с небольшими строениями, некоторые из которых похожи на очертания религиозных сооружений… Ну, не знали мы тогда, что живём прямо в паре сотен метров от Величайшей достопримечательности Мира — Капеллы Сокровеньи… Уступающей своими фресками лишь Сикстинской…

… Время детское плюс час… Погода прекрасная… Естественно, мы просто перешли дорогу… прошлись вдоль руин Римскоского Амфитеатра (Арены Падуи)… и вот мы уже у цели:

Капелла Скровеньи …

Слово капелла часто переводят как часовня, что не совсем точно. На самом деле в католичестве это небольшое культовое строение, часто приватного характера. Вот и церковь Святой Марии Милосердной была построена как домашняя одним из представителей богатого купеческого семейства Скровеньи на принадлежащих ему землях Падуи. Говорят, Энрико Скровеньи сделал это во искупление грехов своего отца, который, вероятно, был настолько успешен в ростовщичестве, что сам Данте поместил его в какой-то соответствующий круг своего ада. Как бы то ни было, она была построена в самых первых годах XIV века, а расписать ее фресками Энрико Скровеньи пригласил Джотто. Вот он, Энрико, вручает ангелам модель капеллы (фото заголовка всей записи), посвящая ее Богоматери.

Первое, что нас встретило — это огромное количество кустов с непонятными плодами. Что это? То-ли «дикий виноград»… то-ли его разновидности… может отдельный вид … листья только немножко похожи… ямочки на ягодах…  Но, уж больно симпаптюлечные плоды, которые хочется сразу сорвать и положить в пасть и слопать…

Принято считать, что это чуть ли не первый персональный портрет в западной живописи. Что, конечно, одно из тех попсовых утверждений, истинность которых не стоит преувеличивать, но не будем сейчас углубляться в эти рассуждения.

Фреска, т.е. живопись по сырой штукатурке, субстанция довольно нежная, подверженная любым механическим воздействиям, колебаниям влажности и температуры.

В ХХ веке капелла реставрировалась. Касалось это, в основном, рам, сводов и фасадов, пострадавших не только от времени, но и от бомбардировок в войну. А все последние десятилетия основные усилия направлены на сохранение фресок. Для этого даже изменили трафик движения по прилегающей улице, чтобы исключить воздействие колебаний. Многочисленные датчики постоянно мониторят показатели микроклимата внутри капеллы. На результатах этого мониторинга и основан график наиболее безопасных климатических периодов, когда капелла открыта для посещений.

Для этого к капелле пристроена специальное буферное помещение. Вход в него загерметизирован уплотнителями, примерно, как дверь холодильника. И внутри там практически и есть холодильник, в котором поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы.

… жалко, — нельзя посидеть за этими сиденьями, которым несколько сотен лет…

 

Посетителей впускают небольшими группами, максимум 25 человек. Но вы не можете сразу войти в капеллу — предварительно вам придется минут 20 просидеть в этом буферном холодильнике.

Смысл в том, что даже два десятка людей, если бы они, потные и горячие, вошли с жаркой итальянской улицы, уже тем самым вызвали бы скачок изменений влажности и температуры, угрожающий сохранности фресок. Поэтому их самих нужно сначала в буферном помещении охладить. Вы это почувствуете, уверяю вас, там реально холодильник!

И только когда датчики буферной камеры покажут, что микроклимат выровнялся после запуска очередной партии посетителей, вас, хорошенько охлажденных и насладившихся информационным роликом на экране, через еще один уплотненный портал впустят в саму капеллу. Где вы, впрочем, не будете находиться слишком долго. Собственно, у вас будет ровно столько времени внутри, сколько потребуется следующей за вами партии посетителей чтобы, в свою очередь, охладиться до приемлемой температуры.

Но, возможно, для одного сеанса этого времени и достаточно. Потому что концентрация впечатлений слишком велика и порог восприятия достигается очень быстро. Но о том, что внутри, нужно говорить отдельно.

Официальное название капеллы — церковь Святой Марии Милосердной. Она была заложена в 1300 году и через три года освящена в день Благовещения. Называют её и капеллой дель Арена или Скровеньи, потому что построена на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи. В качестве фундамента использовались остатки древнеримского театра. Энрико, как и и его отец Реджинальдо Скровеньи, занимался ростовщичеством и мог себе позволить строительство капеллы в искупление грехов своего отца, а ему самому грех ростовщичества отпустил папа Бенедикт X.

Заходишь в капеллу, и на тебя обрушивается бесконечная Вселенная Джотто. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. На выгнутом своде изображено звёздное небо. Первые 10 минут, вообще, ощущение как будто вышел в космос. На 38 фрагментах — сцены из жизни Христа и Марии, Иоакима и Анны. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Фотографировать, вообще-то, можно — только зачем и что, когда у тебя всего 15 минут, т.е. на один сюжет приходится всего лишь 24 секунды. Верхний ярус посвящён истории Иоакима, отца девы Марии, затем хронологически — истории девы Марии.

Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая о его детстве, слева — уже о взрослых годах Иисуса. Третий ярус сосредотачивается на Страстях Господних. Нижний ярус изображает цикл из аллегорий семи добродетелей и семи смертных грехов. Общий колорит — светлый и праздничный. В качестве фона — глубокий лазурный цвет. Впечатление просто поразительное — как будто находишься в большом соборе, а не в маленькой капелле.

Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Это главное произведение художника. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

М.В.Алпатов писал: «Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг.»

Павел Муратов: «Работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства»

Название  капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра. Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи.

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной — для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Только  в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились. Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления.         Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения. Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами. Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Джотто работал над фресками с 1302-1305г,ему помогали 40 мастеров.

Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья. Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса.  Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне. Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Свою работу Джотто завершил в совсем молодом возрасте, когда ему не было еще и сорока, но созданный им шедевр считается во всем мире сравнимым только с  расписанной кистью Микеланджело Сикстинской Капеллой (Cappella Sistina) в Риме.

… в десятке шагов расположилась —

Пинакотека Эремитани (Pinacoteca Eremitani)…

Музей средневекового и современного искусства Падуи (Musei Civici di Padova) расположен на территории бывшего монастыря Ордена Святого Августина, рядом с руинами древнеримского амфитеатра, построенного около 70 года н.э. на берегу протоки реки Баккильоне.

В средние века арена использовалась для извлечения строительных материалов на хозяйственные нужды, поэтому сегодня, помимо остатков эллиптических внешних стен из известняковых блоков, от древнего театра почти ничего не осталось. Монахи-отшельники-августинцы, предшественники нынешнего Ордена Святого Августина, прибыли в Падую в 1237 году. Благодаря покровительству жены местного дворянина Захария дель Арена (Zaccaria dell’Arena) и городских властей, между 1260 и 1276 годами была построена церковь, которую освятили в честь святых Филиппа и Иакова. В XIV веке арену и прилегающий к ней земельный участок купила богатая семья Скровеньи, построившая здесь свой дворец и знаменитую капеллу. Монахи оставались в управлении монастыря и церкви до 1806 года, когда наполеоновское правление распустило орден и закрыло монастырь. Церковь была вновь открыта для богослужений в 1808 году, а в 1817 году преобразована в приходскую. Дворец был разрушен в XIX веке, капелла до сих пор стоит рядом с руинами арены.

Под крышей бывшего монастыря, восстановленного по проекту архитекторов Франко Альбини (Franco Albini) и Франки Хельг (Franca Helg), с 1985 года нашёл себе место и Археологический музей. Падуанская археологическая коллекция берет свое начало из коллекции XVI века Магги да Бассано, одного из самых известных интеллектуалов своего времени, коллекционера надгробий и монет, которые он хранил в своем доме-музее (доме зеркал). В XIX веке падуанский аббат Джузеппе Фурланетто (Giuseppe Furlanetto) вынес коллекцию из дворца известного учёного и поместил её на внешние лоджии Палаццо делла Раджионе. Так родилось первое лапидарное ядро, торжественно открытое в 1825 году императором Австрии Франциском I. К этой дате относится самая старая публичная археологическая коллекция Падуи, к которой были добавлены материалы из пожертвований и раскопок из города и его окрестностей. В 1994 году был создан и упорядочен лапидарий с коллекцией спорадических находок римской архитектуры, обнаруженных в центре города Патавиум (большей частью в районе Педрокки-Кавур, где располагались форум и порт Патавиум).

В экспозиции представлены основные архитектурные сооружения Рима в их основных компонентах: колонны, капители, перемычки, фризы и рамы. Лапидарий имеет богатую дидактическую и иллюстративную композицию со стилистической и типологической информацией. Среди выставленных находок следует отметить обнаруженный на Ривьере Тито Ливио фриз, который, вероятно, был частью храма. В 2008 году был открыт участок, посвященный Аннии, великой дороге, построенной в римские времена для соединения северо-востока Италии с остальной частью дорожной сети полуострова. Это проект восстановления и улучшения маршрута, который соединил Аквилею, пересекая территории Падуя-Алтино и Конкордия, с южной конечной точкой, которую ученые всё ещё обсуждают, выбрать ли её в Адрии или Болонье. Благодаря мультимедийной станции и сенсорному экрану можно познакомиться с археологическими музеями на маршруте и ближе узнать историю этой дороги, прочитав то, что она хранит. Самая старая часть музея – это коллекция Латеранских канонов Сан-Джованни ди Вердара, обнародованная в 1784 году. Монастырь Сан-Джованни был закрыт в 1783 году и а художественные коллекции передали муниципалитету. После роспуска религиозных организаций в наполеоновскую эпоху, в 1825 году музею было дано название коллекции венецианских, греческих и римских надписей, которые аббат Фурланетто (Abbot Furlanetto) выставил в лоджиях Палаццо делла Раджионе.

Коллекции Эремитанского музея средневекового и современного искусства в Падуе начали формироваться в конце XVIII века из сокровищниц закрытых монастырей, церковной утвари и частных завещаний. Картинная галерея насчитывает около 3000 картин, среди которых работы Джорджоне и Тициана, которые предоставляют исчерпывающий набор венецианской живописи между XV и XVIII веками. Богатая коллекция прикладного искусства, состоящая из предметов мебели, текстильных тканей, драгоценностей и изделий из слоновой кости, была перемещена в Палаццо Цукерманна. Другие коллекции, такие как большое собрание резных фигурок (около 20 000 единиц), рисунки (около 3 000 единиц) и коллекция скульптур, охватывающих период с XIV по XX века, а также орнаментальные и архитектурные фрагменты лапидарных надписей, всё ещё систематизуються, в то время как можно любоваться видом около 3.000 картин, принадлежащих городу Падуя.  Музей построен в хронологическом порядке: маршрут осмотра начинается со скульптурных работ тринадцатого века на первом этаже и продолжается наверху картинами XIV века.   Первый зал посвящен венетской культуре железного века.   В 1994 г. профессор Калоджеро Казуччо (Calogero Casuccio) подарил Археологическому музею Падуи свою богатую коллекцию из 170 предметов, которая сейчас собрана в последней комнате музея. В основном она состоит из двух групп: греческой керамики (коринфская, аттическая черная фигура, аттическая красная фигура, восточно-греческая и лаконская) и итальянской керамики (апулийская красная фигура, стиль Апулии Гнатия, геометрическая Дауния, Мессапика и Пеуцеция. Черная глазурь).

… с Городским музеем, буквально, соприкасается Церковь Эремитани. Мы просто вышли из музея… прошли несколько десятков метров до входа в церковь —

Церковь Эремитани (Chiesa degli Eremitani)…

… или — Церковь отшельников Эремитани (св. Филиппа и св. Иакова)

Конечно, церковь дельи Эремитани (Chiesa degli Eremitani) явно не дотягивает по степени известности до капеллы дельи Скровеньи с фресками Джотто, но внимания любознательных туристов она заслуживает. Вы вполне можете заглянуть сюда после посещения капеллы дельи Скровеньи и окрестных музеев, благо эта церковь находится совсем рядом с ними. Эремитани – это монахи-отшельники Августинского ордена, жившие в расположенном в этих местах монастыре. Церковь для них городское управление Падуи решило построить в 1276 году. Стоит заметить, что дельи Эремитани — это, так сказать, название бытовое. На самом деле эта церковь посвящена двум апостолам – Филиппу и Иакову (Filippo, Giacomo). Строительство церкви дельи Эремитани продолжалось до начала XIV века. Храм получился довольно масштабным, но не слишком сложным.

Он однонефный, сложен из кирпича и белого камня и снабжён так называемым ложным портиком (эдакая псевдогалерея с колоннами, прилегающая к фасаду). В ходе Второй мировой войны храм сильно пострадал в ходе бомбардировок и был в значительной степени разрушен; впрочем, в 1950-х годах его восстановили. Одной из самых интересных частей церкви дельи Эремитани является капелла Оветари (Cappella Ovetari), украшенная фресками середины XV века. Для росписи капеллы были наняты четыре художника, но значительную часть фресок в итоге выполнил Андреа Мантенья, который тогда ещё был совсем молодым. Он жил в 1431-1506 годах, а в момент начала проекта ему было 17 лет. Наверное, самая известная часть интерьера церкви дельи Эремитани – это остатки фресок Андреа Мантеньи. Они были созданы в 1448-1457 годах, но, увы, бомбардировки 1944 года привели их в негодность. Некоторые фрески удалось восстановить; это лишь малая часть оригинала, но и она представляет немалый интерес. Кроме того, в церкви дельи Эремитани находятся богато украшенные гробницы двух правителей Падуи XIV века – Убертино да Каррара и Джакомо II да Каррара. Обе гробницы выполнены Андриоло де Санти.

 

Помимо этого, в храме имеется гробница юриста Бенавидеса (XVI век), изготовленная Бартоломео Амманнати. В числе прочих достопримечательностей интерьера можно упомянуть фрески падуанского художника Гварьенто (Guariento, жил в 1310-1370 годах), росписи створок алтаря (рубеж XV-XVI веков), а также большое резное деревянное Распятие.

… уже вечерело. Но, время ещё для просмотра какого-нибудь шедевра ещё было. Вышли из церкви и решили немножко перекусить, зайдя в небольшую кафешку со столиками на открытом воздухе. Легонечко перекусили, пастой – так обзывают обыкновенные макароны «макаронники»… и бутербродами с теми продуктами, которые «лишние» в холодильнике, красиво обзываемые англо-саксами «фаст фудами»… … Сели на автобус и приехали к Прато-делла-Валле – весьма своеобразной достопримечательность Падуи. Это огромная площадь, которая по праву считается самой большой площадью во всей Европе. Но, нашей целью была Базилика Святой Иустины…

Базилика Санта-Джустина (итал. Basilica abbaziale di Santa Giustina)— католическая церковь в городе Падуя, Италия, памятник архитектуры. Расположена в юго-восточной части площади Прато-делла-Валле.

Нам не повезло. Базилика хоть и была открыта, но до закрытия у нас было всего минут 10… Ничего не оставалось, как только быстро-быстро пробежаться по некоторой территории. Именно, — пробежаться, так как нас уже «подгоняли» служащие. … И комментарии оставляю — сокращённые, взятые скупо из Википедии, которой стараюсь никогда не пользоваться, т.к. она полностью политизирована… Завтра мы её ещё раз посетим, — поэтому и напишу подробнее…

Первая христианская церковь на этом месте была построена в VI веке на могиле мученицы Иустины Падуанской (Джустины). Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась, возведение современного здания базилики было начато в 1530-х годах и завершено в начале XVII века. Доминирующий архитектурный стиль базилики — ренессанс, хотя заметны черты византийской архитектуры.

 

Интерьер создавался во второй половине XVI века, алтарь и хоры базилики авторства Паоло Веронезе. Базилика Санта-Джустина принадлежит к числу крупнейших церквей Италии, её длина 122 метра, ширина — 82 метра. Верующими почитаются хранящиеся в базилике мощи нескольких святых — евангелиста Луки, Иустины Падуанской, Просдоция и ряда других.
Первоначально базилика играла роль монастырской церкви при одноимённом аббатстве бенедиктинцев, в 1810 году монастырь был закрыт Наполеоном. В 1919 году монастырь был открыт вновь, кроме того после второй мировой войны в монастыре разместилась государственная библиотека Санта-Джустина.

Вышли. Если точнее, — выскочили из Базилики. Солнышко на наших глазах заходило за здания… Прямо перед нами — последний объект в светлое время дня (пока не стемнеет) — площадь Прато делла Валле.

площадь Прато делла Валле…

Прато делла Валле является самой большой площадью Италии и одной из самых больших в Европе, она занимает 88260 кв.м. (для сравнения Красная площадь в Москве 24750). Но кроме размеров впечатляет и её оригинальность. Представьте себе площадь, в центре которой расположен остров, окружённый водами небольшого канала, вдоль его парапета установлены два ряда прекрасных скульптур и плюс ещё четыре небольших мостика. Мы такое увидели впервые. Конечно же у такой площади есть своя интересная история. В годы правления римских императоров в северо-западной её части располагался театр «Овальный» (Zairo), который вмещал 6400 зрителей. В представлениях участвовал даже сенатор Публий Клодий Тразеа, бывший современником Нерона и состоявший к нему в жёсткой оппозиции. Рядом находилось Марсово поле, где проходили военные смотры. Кроме театральных постановок здесь разворачивались гладиаторские бои, устраивались праздники, соревнования колесниц, а в обычные дни разворачивался рынок. С падением империи всё стало приходить в упадок, театр был заброшен, разрушался, но, говорят, что в средние века монахи-бенедиктинцы использовали его камни для постройки базилики Св. Джустины (Basilica di Santa Giustina), выходящей фасадом на Прато.

К этому времени площадь стала назвываться «Луг Долины» (Pratto della Valle). В результате наводнений и подъёма грунтовых вод площадь превратилась в пустынное топкое место, которое к тому времени стало принадлежать монастырю, но из-за нехватки средств мелиорация так и не была произведена. Такой она оставалась до середины 18 века, тогда венецианский Сенат объявил Прато делла Валле общественной собственностью, а венецианский прокуратор Андреа Меммо привел этот указ в исполнение, поручив благоустройство и художественное оформление площади архитектору и инженеру Доменико Черато, преподававшему в местном университете. Первоочередной задачей было осушение болота, этим занялся Симоне Стратико, с этой целью был прорыт канал, который выполняет не только декоративную функцию, но и является частью дренажной системы, его соединили трубопроводом с рекой Бакильоне. Через него перекинуто четыре моста, под прямыми углами друг к другу. Два из них украшены обелисками, а один украшен скульптурами римских пап, поэтому и носит название — Папский.

Канал окружает небольшой остров, названный «Меммия», в честь веницианца, на нём разбит сквер, который пересекают аллеи, идущие от мостов. В центре находится фонтан, вокруг него по кругу установлены каменные скамейки, на которых приятно посидеть, правда днём здесь довольно-таки шумно. Много молодёжи, туристов, но всё равно приятно отдохнуть, слушая журчание воды и любуясь красотой этой необычной площади. А посмотреть здесь есть на что. Вдоль канала установлено 78 статуй, из которых сорок стоит на внешней стороне и тридцать восемь на внутренней. Сделаны они были в 18 — 19 веках разными скульпторами из камня близ Виченцы. Статуи изображают известных людей, жизнь и деятельность которых так или иначе была связана с Падуей, в том числе: Галилео Галилей, Франческо Петрарка, Андре Мантеньи, Тит Ливий, легендарный основатель Падуи Антенор, ваятель Антонио Канова, а также полководцы, врачи, артисты. Решение об установлении скульптур приходилось согласовывать с народом. Так статую Цицерона пришлось демонтировать, так как горожане решили, что он никакого отношения к Падуе не имеет.

А вот Наполеон Бонапарт свои решения ни с кем не согласовывал, в 18 веке Падуя некоторое время находилась под его владычеством, и он приказал уничтожить все статуи венецианских дожей. Приказание было исполнено, но только вот солдаты снесли и скульптуру Галилео Галилея, приняв его за дожа, по прошествии времени её восстановили, а остальные не стали. Как интересна сама площадь, так интересны и здания её окружающие. Главной достопримечательностью является Базилика Санта-Джустина, построенная по проекту архитектора Риччио в 1521-1532 годах. Святая Джустина — покровительница Падуи, она погибла в 304 году от рук гонителей христиан в Римской империи, была зарублена мечом. Базилика была построена на её могиле, сейчас её мощи покоятся под алтарём. Также в ней находятся мощи святыха Луки, Просдоция. Базилика поражает своими размерами, она имеет форму латинского креста длиной 122 и шириной 82 метра.

Фасад её кажется незаконченным, но пишут, что так и есть на самом деле. У базилики восемь куполов разного размера в византийском стиле, на самом высоком установлена пятиметровая бронзовая статуя Святой Джустины. Украшением площади является и здание в неоготическом стиле — Лоджия Амулеа, построенная в 17 веке на месте разрушенных владений кардинала Амулео, в честь которого и была названа. Фасад её украшают девять арок на каждом из этажей. Перед зданием установлены скульптуры выдающегося поэта Данте Алигьери и талантливого художника Джотто ди Бондоне, которые были гениями эпохи Возрождения. В жизни они дружили и сейчас стоят неподалёку.

Статуи создал известный скульптор Винченцо Вел. В 20 веке в здании лоджии располагалась пожарная часть, а в настоящее время ее помещения занимают офисы муниципалитета. Рядом находится палаццо Закка, на фото с башенками на крыше, построенное в середине 16 века по проекту архитектора Бергамо Андреа Морони, который участвовал в строительстве многих известных строений Падуи. Семейство Закка прожило в нём около трёхсот лет. В 1839 году его передали конгрегации армян, в нём проживали студеты, учившиеся в Падуанском университете. Затем в нём находились различные службы, а в середине 20 века находился армейский клуб. Палаццо Гримани. Это здание 14 века было куплено известной семьёй Гримани в 1561 году, затем неоднократно перестраивалось. Из этого семейства происходят три дожа, двадцать один прокурор, три кардинала, а также дипломаты и адмиралы. Еще одно здание на площади, достойное упоминания — Дворец Палла Строцци Бетлемме. Он богато украшен многочисленными, разнообразными балконами, фресками, а вдоль одной из стен длинная аркада с расписным потолком, красивыми фонарями.

… Ужинать мы решили в сосредоточении нескольких площадей — историческом центре — Палаццо делла Раджоне. Пока ехали на автобусе и топали пешёчком — полностью стемнело…

 

этом районе несколько очень красивых церквей…

 

даже площадей несколько… С красивыми названиями «площадь фруктов»… «площадь трав»…

 

Красивая и очень вкусная была и пицца, которую мы кушали у стен  Палаццо делла Раджоне. Даже не поленюсь и выставлю её в увеличенном масштабе. Она не только (пицца) огромная… она ещё и — слюнеотделительная !!!

 

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх