= музыка из Вьетнама =
Шо-шо, а без статистики я просто не могу. Знаю, что во Вьетнаме много жителей, но сколько? Знаю, что Сайгон (Хошимин) был столицей, но когда и почему его лишили этого почётного звания? Вот пришлось чуточку порыться в общедоступном тырнете, не на минуту, не заходя в википедию, где лжи больше, чем блох у дворовой собаки в деревне Кукуево …
Во всём Вьетнаме проживало в 2014-ом примерно 100 млн. жителей. Сейчас, естественно на десяток (а то и два) –больше. Хошимин (примерно 8 млн. человек, в 2014-ом) — крупнейший вьетнамский город центрального подчинения. С 1887 по 1901 год — столица Французского Индокитая, с 1955 по 1975 год — столица независимого Южного Вьетнама (Сайгон). Хошимин расположен на юге Вьетнама в 1719 км к югу от столицы страны (Ханоя), на реке Сайгон на восточной границе дельты Меконга, в городской черте имеется несколько небольших речек и каналов. Река Сайгон, длинной 256 км, с высоты выглядит как гигантская змея, впадает в реку Донгнай, расположенную к востоку от города. Местный климат субэкваториальный с влажным сезоном (с мая по ноябрь) и сухим сезоном (с декабря по апрель). Среднегодовая температура составляет 28 °С и незначительно меняется от зимы к лету.
В 16 веке на берегу реки Сайгон возник Прей-Нокор (Prey Nokor), важный кхмерский морской порт, захваченный вьетнамцами в 17 веке и позже переименованный в Сайгон. После захвата города французами в 1859 году, Сайгон превратился в процветающий торговый центр и столицу Кохинхина – французской колонии, включающей части современной Камбоджи, Лаоса и Вьетнама.
После поражения в битве при Дьенбьенфу в 1954 году, французы покинули контролируемый ими Индокитай, Вьетнам разделился на две части и Сайгон стал столицей независимого Южного Вьетнама, исповедовавшего антикоммунистическую идеологию. Началась гражданская война против Северного Вьетнама при активном участии армии США. Эта борьба закончилась выводом американских войск, падением Сайгона 30 апреля 1975 года и объединением страны. 2 июля 1976 года Сайгон официально переименовали в Хошимин, в честь коммунистического лидера и президента Вьетнама Хо Ши Мина. У местных городских жителей название «Сайгон» по-прежнему распространено. На англоязычных сайтах часто используют аббревиатуру «HCMC» (сокращенное название от английского Ho Chi Minh City). С победой коммунистов начался спад в экономике, частное предпринимательство почти полностью искоренили, особенно пострадали китайские торговцы. Началась массовая миграция вьетнамцев в поисках работы. Конец 1980-х годов ознаменовался началом новой экономической реформы (doi moi), и город постепенно начал возрождаться. Ныне Хошимин – наиболее развитый город Вьетнама, здесь проживает почти 9% населения страны, вырабатывается свыше 20 % ВВП и почти 28% промышленной продукции страны. Доходы одного жителя почти в три раза превышают средний показатель по стране. Хошимин является одним из самых густонаселённых городов мира. Около 94 % населения составляют вьеты, 7 % — китайцы (хоа), 0,3 % — кхмеры, 0,1 % — тямы. В городе проживает самая большая китайская община Вьетнама.
Мы же, подъехали к центральному району Хошимина …
Городская ратуша …
… частенько пользуюсь, как альтернативой общему, иной раз навязанному, мнению – картой ВикиМапия. Как истиной первой инстанции её категорически называть нельзя, но иной раз она очень многое раскрывает.
Вот и сейчас, буквально «по нечаянности» зашёл в неё и узнал, что Городская ратуша – уже не ратуша, а отель Де Вилль. Причины искать не стал – уже даже не интересно «проданные» толстосумам исторические объекты. А вообще — здание Городской Ратуши построено в 1908 году по проекту французского архитектора П. Гардеса в стиле, характерном для колониальной Франции. Идею для своего проекта автор подсмотрел у Парижской Ратуши, которая очевидно имеет что-то общее с сайгонской. Здание Городского совета получилось очень нарядным и торжественным, красиво украшено колоннами, скульптурами и богатой лепниной — наследство французской колонизации.
Здание Народного комитета занимает 2 этажа и подвал, но при этом его высота сопоставима с 5-этажным домом. В начале прошлого века это была одна из самых грандиозных построек центральной части города. Сегодня же здание окружили современные высотки, поэтому выглядит оно совсем маленьким. Так, справа расположен небоскреб Vincom Center высотой в 27 этажей.
Теперь об архитектурных особенностях. Ширина фасада Ho Chi Minh City Hall составляет около 200 метров. Он выполнен в итальянском и французском стилях – это выражается в наличии лепнины, барельефов, колонн и арочных окон. Крыша покрыта черепицей красноватого цвета.
Здание имеет 3 основные башни: Центральная – самая высокая башня с часами и вьетнамским флагом наверху; ее видно издалека. В верхней части находится колокольня, расположенная на пирамиде, точно на пьедестале. Ее присутствие свойственно архитектуре Ренессанса: в таком же стиле выполнено большинство европейских ратуш.
Внутри здания располагается более 100 комнат с большими залами и широкими коридорами. А главный зал для приемов вмещает 800 человек. Интерьер выполнен в стиле необарокко, что является следствием влияния императора Наполеона III.
Через дорогу от Здания Народного Комитета, прямо напротив главного входа, находится мемориальный парк.
В нём пред нами стоял «старый» памятник Хо Ши Мину (Hồ Chí Minh). Он был лидером революционного движения, который всю свою жизнь посвятил борьбе за освобождение жителей Вьетнама. Хо Ши Мин – это не настоящее имя президента. На данный момент известно более 50 псевдонимов, а согласно разным источникам, их более 200. Дата и место рождения президента также до сих пор являются предметом споров. Но, несмотря на все тайны этого политика, он считался одним из самых влиятельных людей в мире.
Мы видели и фотографировались с памятником, спроектированный художником Нгуен Минь Чау (Nguyen Minh Chau). В скульптуре была запечатлена фигура президента с ребенком и книгой в руках. Таким образом художник хотел увековечить любовь президента к детям и показать его именно с этой стороны. Потому что Хо Ши Мин делал все ради блага будущего поколения.
Чем он (памятник) не понравился властям, я не в курсе. И даже рыться в тырнете не хочу. Поставили новый… как дедушке Ленину (чтоб ему в гробу фигово было) – стоячее бревно с поднятой рукой (броневика не хватает). Статуя сделана из медного сплава и достигает 7,2 м в высоту. Это работа скульптора Лама Куанг Ноя (Lâm Quang Nới). Всего на сооружение памятника было затрачено 7 миллиардов донгов.
И установили его через год с копейками – в мае 2015 года, за два дня до 125-ого дня рождения Хо Ши Мина (17 числа), вместо старого памятника установили новый. Считается, что памятник будет способствовать воспитанию молодого поколения как порядочных и уважающих свою страну людей.
Ничего и не скажешь – всё очень красиво и ухожено.
Музей жертв войны … Музей преступлений США и их марионеток …
Первое, о чём я подумал, когда нас привезли в этот музей – это о его названии. Как-то оно (название) не соответствует своему предназначению. Что-то в этом названии – не то… Я много подбирал своих версий, но и они не соответствуют истине, когда твари пиндоссы устроили просто массовое убийство мирных людей… даже не войну, а бойню с применением адских химических бомбардировок … Дословно название этого музея переводится как «Музей последствий войны» (War Remnants Museum, также известен как Музей жертв войны), а изначально он был назван как «Музей преступлений США и их марионеток» (Exhibition House for US and Puppet Crimes), однако, в связи с нормализацией отношений с США, был политкорректно переименован в его нынешнее наименование. Но на самом деле по содержанию это именно музей военных преступлений США, совершенных во время американо-вьетнамской войны против населения Вьетнама.
Музей, реально не только популярный, но, пожалуй, и самый шокирующий. Людям со слабой психикой, я бы вообще не рекомендовал его посещать. Лично у меня, — полностью отпало желание что-либо фотографировать внутри… да и снаружи сделал лишь пару десятков снимков…
Реально тяжело смотреть. Внутри здания находятся, по большей части, работы военных фотографов и журналистов. Практически все экспонаты посвящены именно теме зверств и преступлений США, которые они творили по отношению как к солдатам, так и к мирному населению Вьетнама. Основу экспозиции, расположенной на трех этажах, составляют фотографии и оружие, крупногабаритная техника выставлена во дворике музея.
Настоящий ужас начинаешь испытывать, когда переходишь в зал с фотографиями жертв химических атак и видишь изуродованных фосфорными и напалмовыми бомбами людей. Еще тяжелее становится, когда фотовыставка показывает искалеченные тела вьетнамцев, которые родились через несколько поколений у тех, кто принимал участие в боевых действиях. Детей, внуков и правнуков участников войны. По статистике в стране даже в четвертом поколении у бывших участников войны родилось 2.000 детей-инвалидов. И в зале — фотографии этих детей, несмотря на увечья, пытающихся рисовать, заниматься спортом и заниматься ремеслами.
Однако среди ужасов войны здесь можно увидеть и много слов благодарности тем людям, которые поддерживали Вьетнам. И не только союзники. Фотографии американцев, которые подожгли себя в знак протеста против войны во Вьетнаме и митингов протестов в США довольно много.
…в отдельном павильоне находятся макеты орудий пыток и тюрьма… даже гильотина… Конечно, перед посещением музея лучше почитать что-то об истории Вьетнама и в особенности истории 20 века. Чтобы понять, сколько ужасов эта страна натерпелась за прошлый век, самый кровавый в ее истории.
Во дворе музея — военная техника времен войны с США — пушки, танки, военный грузовой вертолет, бомбы.
Безусловно – этот музей просто обязателен к посещению во время поездки в Хошимин, но приготовьтесь далеко не к радостным и положительным эмоциям от того, что вы увидите. Обязателен и для того, чтобы переосмыслить важность человеческой жизни и начать ценить ее по-новому.
Кофе Лювак… Копи Лювак (Kopi Luwak) … (Coffeе Luwak) …
Скажите кофе, — он или оно?
— Смотря какой кофе. Вот закажешь себе чашечку и думаешь он, а попробуешь – оно.
Вообще, — тема этого кофе всегда вызывает у меня улыбку на лице и блеск в глазах. Тема реально не для всех. Опять вспоминается мною, обожаемый Сальвадор Дали к которому многие относятся с превеликим восторгом и не менее большая группа испытывающая негатив и «рвоту». «Серединки» — как бы нет. Или – или.
И подобный выбор очень часто касается всех «экзотических» для Россиян продуктов. С чего, лично у меня, началось? Долго припоминал и вспомнил самое-самое раннее детство, когда старшую сестрёнку кто-то угостил кусочком сыра с плесенью, в те годы вообще неизвестный в стране продукт для среднего класса. Вспоминаю, как долго не мог себя заставить попробовать…, но потом всё же решился и был вне себя от вкуса, насколько он мне понравился. Много «хвастался» перед одноклассниками в школе. … Далее, наверное, черепаховый суп. Уже когда мне было лет 20 ездили на Ахтубу, где один из взрослых друзей (ему было около 40 лет) сварил суп из водяных черепах. Честно скажу, может это и моя личная «выдумка», так как сейчас уже не могу припомнить ни одного эпизода как мы его ели… и вида потрошённых панцирей… — не помню. Но, эту байку я твёрдо в башке закрепил, что типа – ел.
Далее, уже когда начал ездить с Супругой по «заморским» странам, даже предварительно начинал готовить себя к процедуре съедания чего-нибудь супер-муперного, что других от одного упоминания воротит: — лягушачьи лапки…, скорпионы, акулье и крокодиловое мясо, личинки шелкопряда, …
И вот, в нашу первую поездку во Вьетнам, произошла проба кофе Лювак.
До поездки я только поверхностно об этом кофе слышал… что он шипко-сильно дорогой, и цены на него за чашечку доходили в 2014-ом аж, до 70 долларов… и что это кофе – из говняшек какого-то чудо-юдо зверя… Но, даже и представить себе не мог, что за такую стоимость его буду пить…
И вот, абсолютно по нечаянности и спонтанно такой случай нам представился.
Наш гид – женщина экскурсовод, опять-таки входящий в стоимость тура (к сожалению, забыл, как её звали) – завела нас в какую-то разводиловку, где помимо всевозможного предлагаемого барахла в виде сувениров и футболок предложила нам попробовать нахаляву по чашечке кофе и чая в виде дегустации.
Но, сначала поведаю «что же енто за чудо-юдо такое – кофе Лювак:
Вот примерный пересказ длинной байки о том, как он появился: жил да был в 18 столетии крестьянин в Индонезии (родине этого сорта кофе). Бедненький, естественно он был. И «пахал» он в виде «раба» на своего хозяина – собирал кофе на плантациях. И шо-то маловато насобирал и позже его ещё и обработал (отделил мякоть от зёрен и высушил). Нехватало ему объёма в уже приготовленных мешках. А так как «хитрющий» он был как все хохлы на Окраине, добавил он в мешки говняшки с кофе, собранные в поле после «хождения по-большому» пальмового зверька лювака, которые, гады, питались на халяву на плантациях и срали от удовольствия этими зёрнами …
Короче, Троцкий – хозяин, опять же по-нечаянности попробовал кофе из ентих мешков… прибалдел от удовольствия… и продал вышестоящему начальству за более высокую стоимость как супер-мупер новый сорт… и пошло … и поехало …
А теперь реальность:
Первые кофейные деревья во Вьетнаме высажены в 1888 году. На них зреют ягоды (кофе – это ягода, ежель вы не в курсе). В странах Юго-Восточной Азии живут такие милые зверьки — семейства вивверовых — мусанги или пальмовые циветты или пальмовые куницы. Они бродят по окрестностям и едят все подряд, особенно любят забредать на кофейные плантации и лакомиться на халяву самыми вкусными и спелыми ягодами кофе. Но их желудочный сок не так силен, чтобы переварить само кофейное зерно. Зверек переваривает оболочку, мякоть, расщепляет некоторые белки, которые придают напитку горечь. Его анальные железы производят сильно пахнущее вещество цибетин, которое взаимодействует с оболочкой зерна и добавляет пикантные нотки в кофе.
Люди собирают «колбаски экскрементов» куниц… проделывают как я насчитал девять стадий различной очистки, промывки, сушки и только после этого употребляют в виде заваренного кофе.
Что же касаемо нас, то как и во-всех разводиловках нас культурно усадили за столики и начали «развешивать лапшу на уши», что кстати, — для нас было очень приятной и поучительной процедурой, начиная с рассказа о том, как пьют кофе Вьетнамцы:
Варят кофе вьетнамцы совершенно особенным образом – ни в кофеварке, ни в турке, а в аутентичном «фине». Это приспособление позволяет готовить кофе без варки и принцип его действия схож с капельной кофеваркой.
Фин – это несколько алюминиевых (бывает и серебряных) фильтров, которые ставятся на кружку. На дно первого насыпается кофе. Чтобы оно не просыпались внутрь, помол нужен крупный. Традиционно для приготовления кофе по-вьетнамски зёрна мелят не очень мелко. На него ставится в качестве пресса ещё один фильтр, а сверху наливается кипяток. Он просачивается через кофейную массу и ароматными маслянистыми каплями падает в чашку. А пока падают капельки, Вьетнамцы пьют зелёный чай. Настоящий ритуал. Такие фины мы купим, но уже во-вторую поездку во Вьетнам. А ещё, что интересно – Вьетнамцы любят кофе со сгущёнкой, которая перед началом заваривания кладётся в чашку.
Ca phe – так по-вьетнамски пишется кофе. Если есть приставка da, значит, кофе со льдом, su – с молоком. Чаще всего во Вьетнаме его подают именно со льдом (добавляют после заваривания) и пьют холодным.
Мы с Супругой – не гурманы… и не «знатоки» кофе. Ирина так и не смогла пересилить в себе вид «говняшек» в предлагаемых нам для покупки баночках. Попила только чай и с каплей отвращения смотрела на то, как я потихоньку дегустировал… о чём, кстати, она потом горько несколько лет сожалела пока, и сама не попробовала в Далате (об этом … о Вьетнаме-II я напишу позже). Вообще, кстати этот Далат расположен на высоте 1500 метров и считается супер-муперным местом для выращивания кофе и именно там ярче вкус и аромат кофе… лучше проявляются винные, цветочные и фруктовые нотки.
Я же реально старался продегустировать Лювак. Реально прочувствовать разрекламированные оттенки шоколада, лесных орехов, пряностей, карамели… Что-то почувствовал… что-то, увы, из-за чрезмерного употребления доз никотина – нет. Но, точно: — послевкусие долгое и приятное. Очень чистый и оригинальный вкус, насыщенный, крайне плотный, мягкий … и я бы сказал ещё – маслянистый…
При удобном случае, обязательно попробуйте его, иначе потом пожалеете, что этого так и не сделали! Ведь, реально, — одни люди готовы платить за него мульёны тугриков, а другие люди и за все богатства мира не возьмут в рот. Их просто вырвет …
Кафедральный Собор Нотр-Дам (Notre-Dame Cathedral Saigon) … собор Сайгонской Богоматери…
Следующий пункт нашей прогулки с гидом была так же одна из самых главных достопримечательностей — собор Нотр-Дам — духовное сердце Хошимина расположенный на площади Парижской коммуны в самом высоком месте города.
Настоящее название Хошиминского архитектурного шедевра — Notre-Dame Cathedral Saigon, то есть – Собор Сайгонской божией матери.
Я так и не понял почему мы не зашли внутрь… То-ли гид хотела «сократить экскурсионную программу» и смотаться домой пораньше… то-ли, реально в соборе была служба, так как через ограду были видны стоящие в нём люди… — ведь как потом уже я выяснил, многие туристы писали в своих отзывах, что войти в него, если главный вход закрыт, — можно через боковые входы и выходы… Жаль, конечно.
А вообще: эта территория Вьетнама была, и Сайгон конкретно, — столицей французско-лягушачьей колонии. Уже просто задолбали все эти англосаксы… португальцы и французы … и прочие, своим везде присутствием с целью грабежей, насилия, … навязывания своей веры, хотя сами уже заплевали католическую веру и на своей же территории… в своих же, вроде «родных» храмах и соборах устраивают рок концерты… и проповедь стали вести пидары в рясах…
То, что это настоящий архитектурный шедевр, понятно становится с первого взгляда. А когда знаешь историю его создания, на старые стены смотришь совсем иначе.
Собор строили 17 лет, с 1863 по 1880 гг. Все материалы были привезены из Франции: красный кирпич для фасада и двух башен по 40 метров с колоколами. Сталь, цемент, витражное стекло, металлические аксессуары. Кирпич везли прямиком из Марселя. На этом настаивал архитектор собора, он же лично контролировал качество привозимых материалов.
Строители — тоже французы — собор возводили по проекту архитектора Ж. Бура. Фундамент был спроектирован таким прочным, чтобы мог выдержать нагрузку здания в 10 раз более высокого, чем нынешний собор. Во время войны с США собор незначительно пострадал и некоторые элементы отделки пришлось заменить местными материалами. К сожалению, и не все витражи, привезенные когда-то из Шартра, пережили вьетнамскую войну, и кое-что было потеряно, но отреставрировано со временем, и в целом собор сохранил свой первоначальный облик.
В архитектуре соединились римский и готический стили. Собор должен был стать главной достопримечательностью города, оставив в тени все храмы и другие местные архитектурные шедевры. И автору это удалось. Нео-романский стиль с элементами готики действительно стал визитной карточкой современного Хошимина. Розовые стены не утратили своего цвета по прошествии свыше 140 лет.
Высота собора изначально была 36,6 метра. В ходе реконструкции 1895 года собору добавили две симметричные колокольни со стороны фасада. И высота здания достигла 57,6 метра. Шесть колоколов отлиты во Франции, каждый из которых соответствует нотам (до, ре, ми, соль, ля, си, кроме фа — ее нет), просыпаются только в определенное время. В пять утра и в половину шестого вечера звонит один из них. В выходные можно услышать звон трех колоколов. А все шесть бьют только раз в год – в самый главный праздник католиков. Когда они звонят все одновременно, звук разлетается много километров по округе.
Собор насчитывает 135 метров в длину и 35 метров в ширину. Зал для молитв может вместить 1200 человек.
Над основным входом располагается хор с органом, кстати, старейшим органом во Вьетнаме. Он был изготовлен полностью вручную.
Пространство между колоколами занимают часы, механизм которых весит около тонны. Он был сделан в Швейцарии в 1887 году и, несмотря на солидный возраст, механизм до сих пор работает отменно.
Перед собором — сквер, с дорожками, проложенными крестом. В центре сквера статуя Богоматери Мира, которая была создана скульптором Дж. Чоккетти. В ее руках небольшой земной шар, у ног стоит ящик, в который вьетнамцы опускают свои молитвы. Четырехметровая мраморная статуя для вьетнамцев является символом добра и мира. В 1959 году ее изготовили в Риме по заказу епископа Иосифа Фам Вам Тхиена. А 16 февраля состоялась церемония открытия статуи. До 1945 года на постаменте красовался епископ Адранский с принцем Канем. В 2005 году Дева Мария стала местом религиозного паломничества. Тысячи людей со всего мира приехали посмотреть, как она мироточит.
В 1962 году собору было присвоено название «базилика», которое используется только для соборов, которые имеют особое историческое и религиозное значение. С этой поры официальное название собора звучит как Сайгонский священный кафедральный собор Богоматери.
Фабрика лаковых изделий …
Один мудрый человек, однажды ляпнул наимудрейший совет уметь отделять «мух от котлет». Вот и очередная разводиловка несёт как огромное желание хозяев опустошить карманы туристов… но, так же и показ всевозможных ремёсел народов, воплощённых порой просто в шедевры.
Реально – шедевры из всевозможных форм из дерева от стульев и столов, кувшинов и тарелок … до необыкновенно красивых картин.
Нам довольно-таки подробно описали процесс изготовления, но так как он очень длительный и имеет кучу тонкостей, — описывать его не имеет смысла. Это можно, ежель есть желание – найти в литературе и тырнете.
Но, если коротко, то на деревянную поверхность наносится множество слоёв лака… многократно шлифуется… и наносится рисунок из тысяч, если не мульёнов всевозможных скорлупок от куриных, страусовых, утиных … яиц, перламутровых кусочков от ракушек и раковин… Подкрашивается… и опять многократно покрывается лаком. Изготовление одного изделия может занимать 100 дней и больше.
Конечно, — очень красиво. Но, если покупать всё красивое и понравившееся, то даже у миллионеров – денег не хватит. Мы просто посмотрели на великолепие, изготовленное вьетнамскими мастерами …
На этом наши «мучения» в этот день закончились. Силёнки куда-то исчезли… и место ужина мы долго не искали. В какой-то «подворотне» похожей на ночной рынок, увидели множественные кафешки… Почти без выбора присели и заказали почти европейские блюда…
А вообще, — всегда обедаем\ужинаем по принципу если в каком-нибудь ресторанчике или кафешке много людей, значит там и дёшево и вкусно.
… и домой в отель. Завтра — опять очень тяжёлый от впечатлений день. Нас уже ждёт Меконг …