2014. ГЕРМАНИЯ-II (*). Кёльн: фонтан гномов, набережная Рейна, ц-вь Св. Мартина, Тюннес и Шелл, пл. Альтер Маркт, Ратуша, ц-вь Св. Андрея, ц-вь Св. Апостолов, ц-вь Девы Марии на Купфергассе. 6 май. 1 день. 2 часть

= немецкая народная =

 

(*) – дабы сократить длинное название заголовка страницы (требования к сайту) поставил значок (*). Под ним подразумевается, что основная часть была посвящена БЕЛЬГИИ … день прилёта был посвящён Кёльну (Германия), день вылета – Дюссельдорфу (Германия) и один день ездили в Люксембург (Люксембург).

… вышли из Кёльнского Собора. Сказать, что мы оба были в восторге, увы – не могу.   Я бы сказал, что эмоции очень и очень двоякие. Ожидали гораздо более восторженных.

 

Первое – это конечно, вид на собор. Он буквально «обставлен» постройками. Не хватает какой-то большой площади перед ним. Ещё лучше и вокруг него – большего пространства. Какого-нибудь парка с низкорослыми кустарниками и клумбами, а ещё лучше – просто «лысой» площади.

Был бы я мэром города, то после второй мировой, когда было разрушено «под ноль» всё вокруг – не стал бы вообще строить\восстанавливать здания рядом. Всё равно – среди них не было каких-то исторически важных.

Второе – это чёрный вид Собора. Это же готика! В строении – не побоюсь этого слова – миллионы фигур и башенок… — и их просто не видно. Сливаются в этом сером фоне сажи.

Ведь наверняка современная наука изобрела что-нибудь такое, что не даст темнеть (окисляться) белому песчанику после очистки много – много лет. … … Ведь если посмотреть на фотографии Собора нескольких десятков последних лет – он всегда в строительных лесах. Не успели сделать, а этот же участок пора заново реставрировать…

 

Мы же просто устали. Требовался какой-то перерыв за чашечкой кофе. И недалеко от вокзала зашли в первую попавшуюся привлекательную кафешку с большим выбором выпечки…

 

 

… прогулка по Кёльну …

У нас ещё целых пол дня для прогулки по городу почти без какой-либо конкретной цели и первое что нам «попалось» на пути, — очень оригинальный памятник, созданный на основе легенды о гномах-домовых …

 

… фонтан гномов … (монумент женскому любопытству) …

Ежель что-то произошло фиговое в мире … — ищите женщину!

Помимо тыщи-мульёнов сто своих недостатков, эти ужасные существа (женщины) ещё и любопытны!

Когда-то давным-давно в некотором царстве… некотором государстве… был очень шипко-сильно богатый город – Кёльн. И богатство он нажил благодаря маненьким гномам Heinzelmännchen». Жители города были очень и очень трудолюбивыми. Целыми днями что-то делали и мастерили…

Но не все они успевали сделать за день. Многое приходилось оставлять на следующее утро. Недоделанное. Но каково же было удивление ремесленников, когда они просыпались и видели, что все их незавершенные с вечера дела, кто-то доделал!

Ночью, когда все уже спали в их дома приходили маненькие гномы и старательно всё доделывали и просили горожан лишь об одном, не выгонять их из укрытий, где они живут и никогда не подсматривать за ними! Так и заключили ремесленники Кельна негласное соглашение с гномами типа заключили договор, но не скреплённый только печатями…

Но, в этом городе жила-была ещё и любопытная баба жена портного. Она то всё и испортила.

Любопытная баба не могла спать по ночам от распиравшего ее желания увидеть крошечных жителей подземелья. И вот однажды вечером на ступенях лестницы, ведущей в подвал, она рассыпала сухой горох. Гномы, вышедшие на работу, поскользнулись на горохе и с грохотом кубарем покатились вниз по лестнице. Хозяйка дома тотчас появилась с припасённым заранее фонарем и разглядела несчастных перепуганных гномиков. Увидев женщину, бородатые труженики бросились врассыпную, сметая все на своем пути. Они были злы и обижены и больше уже никогда не возвращались в Кельн

Вот именно, поэтому, — сейчас во всей Германии – спад производства… и не из-за премьера Шольца (ливерная колбаса), а из-за этой любопытной женщины …    … А на памятнике столь значимому событию как раз и изображена сцена, когда гномики падают со ступенек…  Внизу на живописных барельефах запечатлены спящие жители и ремесленники. Гномы делают вино, варят пиво, занимаются плотницким ремеслом, делают колбасу и немецкие сосиски, портняжничают, пекут хлебушек, …

Потихоньку мы направились к набережной Рейна в район вокруг парка Райнгартен.

 

 

Мост Гогенцоллернов (Hohenzollernbrücke) … площадь рыбного рынка Фишмаркт (Fischmarkt) …

Мост Гогенцоллернов — стальной арочный железнодорожный мост через реку Рейн. Вместе с расположенными у разных концов моста вокзалами Кёльн и Кёльн–Мессе/Дойц является одним из важнейших железнодорожных узлов в Европе. В сутки по мосту проходит более 1200 составов.

Во время второй мировой войны мост Гогенцоллернов был самым загруженным железнодорожным мостом в Германии. Во время 262 бомбардировок Кёльна британской авиацией, главная из которых состоялась 30-31 мая 1942 года, мост сильно пострадал, а 6 марта 1945 года мост был полностью разрушен в результате подрыва его опор американскими сапёрами.

 

Сразу после войны началось восстановление моста. Движение по мосту было возобновлено 8 мая 1948 года по двум железнодорожным колеям. Башни у въезда на мост не восстанавливались и в 1958 году были полностью разобраны. Полностью восстановление моста с четырьмя железнодорожными путями завершилось в 1959 году.

8 марта 1985 года начались работы по расширению моста Гогенцоллернов. В ходе модернизации было добавлено 2 железнодорожных пути и обустроены пешеходно-велосипедные дорожки шириной 3,5 м. Строительные работы завершились в 1989 году. При расширении моста полностью было сохранён архитектурный облик моста.

Парк реально очень хороший для отдыха с огромным количеством скамеек… видом на Рейн… велодорожками … и большим количеством зелени. Туристы, гуляющие по набережной Кёльна, обязательно бросают монетку в Рейн, чтобы еще не раз вернуться сюда, но мы, к сожалению – забыли. Придётся ещё разок приехать и бросить уже две монетки !…

Мы же — подошли к небольшой площади с разноцветными средневековыми домиками, где особенно чувствуется дух старого города. Это площадь рыбного рынка Фишмаркт (Fischmarkt).

До 1100 года рыбный рынок был частью монастыря Святого Мартина. С XIII века рыбный рынок занимал площадь между церковью Св. Мартина и средневековой городской стеной на берегах Рейна.

К середине 13-го века был принят закон, согласно которому корабли, проходившие через Кельн с товарами, должны были остановиться здесь и уплатить таможню за свой груз. Для торговли рыбой это означало, что рыба (в основном из Голландии) должна была быть выставлена ​​на продажу гражданам Кельна в течение трех дней, прежде чем ее можно было бы транспортировать дальше по Рейну. В начале XIX века рыбный рынок получил название «Marché aux Poissons» на короткое время в период французского правления. К середине 19-го века традиционная продажа рыбы на открытой дороге изменилась, все больше людей начали продавать рыбу в магазинах.

Во время Второй мировой войны до 90 процентов старого города (а с ним рыбный рынок) были разрушены. Затем город был отстроен заново.

На площади расположен фонтан Фишвайбер «Жёны рыбаков», автор Райнер Уолк (Rainer Walk). Этот фонтан посвящен жёнам рыбаков, рыбакам и их тяжелой работе. Некоторые фонари и дверные ручки около площади сделаны в форме рыб …

Здесь стоят старинные цветные домики, чудом пережившие бомбардировку Кёльна 1943 года. За ними возвышается церковь Большой святой Мартин (Groß St. Martin).

… церковь святого Мартина …

Увы, в саму церковь мы так и не попали. Банально просто – была закрыта по непонятным причинам…

Церковь была построена на месте древнеримских бань, сохранился фундамент этих сооружений в крипте. В 10 веке на месте церкви было аббатство, потом — католический монастырь, в 13-14 веках собор горел…. Да и в годы ВОВ «Большой Святой Мартин», как его называют, был основательно разрушен, когда англо-пиндосская авиация превратила его в руины. Руины восстанавливали по чертежам и фотографиям, пытаясь воссоздать тот самый «романский» вид, чем-то похожий на замок злого волшебника. в 1965 году были отстроены стены церкви, а в 1987 году церковь полностью открылась.

 

Внешне собор представляет собой трехнефную базилику, по углам которой расположились четыре 70-метровые башни.

 

Тюннес и Шелл – скульптура героев анекдотов …

С задней стороны церкви Святого Мартина расположен большой образованный несколькими зданиями внутренний двор. В одном из углов двора и установлены фигуры Тюннеса и Шелла.

Про этих двух персонажей жителями Кельна сочинено множество историй и анекдотов. Тюннес – приземистый и коренастый мужичок с физиономией деревенского простака – воплощение простодушия.

Шелл высокий и стройный, как будто модель для соблазнения женщин…  хитроватый и несколько высокомерный… — воплощение хитрости

Считается, что в кёльнцах сочетаются черты характеров того и другого, не смотря на их совершенно очевидную противоречивость.

носы и ступни ног этих воплощений кельнского характера до блеска отполированы. Нужно одной Ногой нужно встать на ступню Тюннеса, другой ногой – на ступню Шелла, одной рукой взяться за картофелеобразный нос Тюннеса, другой рукой – за вытянутую руку Шелла… загадать желание… и будет вам целый мешок Счастья!

площадь Альтер Маркт …

Прошли всего один квартал и оказались на старинной площади Альтер Маркт которая находится в северной части Старого города, является одной из старейших и наиболее значимых площадей Кёльна.

На этой площади в декабре проходит одна из самых масштабных рождественских ярмарок в Кёльне, а в феврале здесь стартуют праздничные шествия Кёльнского карнавала.

Сегодня трудно поверить в то, что в римские времена на месте площади располагалась гавань, которая со временем иссохла и заросла илом. Известно, что к 992 году в рамках расширения города — это место засыпали и сделали вместо гавани торговую площадь.

Ее возникновение датируется Средневековьем, когда площадь служила центром торговли и общественной жизни города. Альтер Маркт свободна от транспорта и окружена историческими зданиями, многие из которых были восстановлены после Второй мировой войны. Множество кафешек и ресторанов привлекают на неё туристов… в том числе и нас. Правда ужинать было ещё рано, и мы просто немножко пофотографировали.

Именно на этой площади и расположена …

 

Кёльнская Ратуша …

В этом очаровательном здании мэрии сейчас находится ряд правительственных учреждений, а также главный офис мэра города. А вообще — это старейшая ратуша на территории Германии, история которой насчитывает в себе более девяти сотен лет. Весь комплекс строения представляет собой широкий спектр самых разных архитектурных стилей, в том числе и довольно стандартную историческую структуру XIV столетия – башню в готическом стиле и лоджию в стиле эпохи Возрождения. Строилась достаточно долго, подновлялась. На углах башни на разных уровнях статуи святых, епископов, исторических личностей Кельна.

Говорят, что основаниями для некоторых из них служат человеческие задницы, что говорит об отношении к ним жителей (если епископ, мэр или кто-то еще не давал денег, запрещал что либо, то его потом уже в камне ставили на такой своеобразный постамент.) На одной стороне башни — часы с головой, которая в определенное время под бой курантов трясет бородой и высовывает язык. Увы, — этот момент мы как-то пропустили прочесть в путеводителе во-время… и прочли уже только после…

 

В центре площади – очень красивый …

 

Фонтан-памятник Иогану фон Верту …

Фонтан открыт в 1913 году герою 30-летней войны немецкому генералу и полководцу Иогану фон Верту.   Родившийся в конце XVI века, он практически всю жизнь сражался за своих сюзеренов. Его неоднократно ранили и предавали, он побывал в плену у французов, участвовал во многих войнах, но все же сумел и остаться в живых. Умер он в возрасте 60 лет в своем поместье в Богемии. Судя по оставленным записям, Иоганн был искренним и прямодушным человеком, для которого честь была не пустым звуком. По его собственным воспоминаниям, во французском плену ему ничто не мешало убежать, кроме данного честного слова.

История такова, что молодой и бедный Иоганн полюбил бедную прачку, предложил ей руку и сердце, но она отказала ему, со словами «мы оба бедные, зачем же плодить бедность «. В итоге он ушел на 30-ти летнюю войну где прославился и стал генералом. А когда он вернулся с войны он встретил свою прачку… но было уже поздно — ведь прошло 30 лет… Об этом и повествует фонтан…

Об Иоганне и его возлюбленной Гриет и был воздвигнут этот памятник —  фонтан…

 

Фонтан «Кельнские женщины при смене времен» …

Фонтан женщин подарила Кёльну скульптор Аннелиз Лагенбах (Anneliese Langenbach) (1926 — 2008). Он представляет собой женские фигуры, размещенные вокруг круглой колонны, установленной в небольшом водоеме. На барельефе изображены женщины — представители народов, населявших Кёльн за время его более чем 2000-летней истории. Под каждой фигурой находятся название национальности женщин и дата.

— Святая Урсула (St. Ursula), которая единственная является фигурой без даты. Святая Урсула считается спасительницей города Кёльна от гуннов. Фигурки поменьше на её фоне символизируют 11 непорочных девственниц- её спутниц погибших вместе с нею под стенами Кёльна.

— Kölnerin (кёльнки) 1400,   — Jüdin (еврейки) 1424,   — Niederländerin (голландки) 1600.

Кёльнки как отдельная национальность показаны видимо с тем, что в 1475 году Кёльн получил статус свободного имперского города. У евреек стоит дата 1424 — это год, когда еврейская община, в очередной раз обвинённая, как и 1349 году в заражении жителей города чумой, снова была выгнана из Кёльна.

— Italienerin (итальянки)  1750,   — Preussin (пруссачки) 1832,   — и снова Kölnerin (кёльнки) 1987.

Вообще то Кёльн вошел в состав Пруссии после Венского конгресса, проходившего в 1814-1815 года. Возможно даты у итальянок и пруссачек — это даты поселения первых женщин этих национальностей. А 1987 год — это дата установки фонтана.

— Ubierin (убии) 50 год нашей эры,    — Römerin (римлянки) 50 год нашей эры,   — Fränkin (франки) 400.

Дата 50 год нашей эры связан сразу с убиями и римлянами по той причине, что на месте Кёльна жили германские племена убиев. Назвалось то место Оппидум Убиорум и в нём родилась римлянка Агриппина, ставшая потом женой римского императора Клавдия и матерью императора Нерона. Благодаря ей город получил в 50 году нашей эры статус римской колонии и название Colonia Claudia Ara Agrippinensium. Как это часто бывает — название постепенно сократилось до «Колония», что на местном диалекте прозвучало как Кёльн. Франки завоевали Кёльн в 454 году.

Фонтан символизирует, с одной стороны, историческую взаимосвязь между людьми разных поколений, с другой – ценность женщины в обществе: каждая из фигур держит в руках свой дар городу: цветы, фрукты, продукты, ткани. На руках у многих женщин маленькие дети – юные горожане Кёльна.

в небольшом дворовом скверике пришлось (почти вынужденно) сделать фотосессию для Супруги (в противном случае есть угроза получить по башке сковородкой).

 

 

Памятник кардиналу Фрингсу …

Бронзовый бюст кардиналу Йозефу Рихарду Фрингсу (Joseph Frings, 1887–1978) был создан в 1998 году кёльнским скульптором Куртом Аренцем. Фрингс стал единственным среди архиепископов Кёльна, ставшим почётным горожанином Кёльна. Стал он почётным горожанином еще двух городов: Bad Honnef (до 26 января 1960 назывался Honnef) и Нойса. А в 1952 году был удостоен ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

 

Увы, рылся позже в путеводителях… в тырнете… но, на мой взгляд он не сделал чего-то выдающегося. Просто, видимо, хороший кардинал, добросовестно исполнявший свои обязанности …

церковь Святого Андрея…

 

… и опять нам не повезло. Лицезреть смогли эту шикарную церковь только взглядом с улицы.

 

Старинный романский храм — церковь Святого Андрея, расположенная совсем рядышком с Кельнским собором.

Первая церковь была освящена на этом месте в далёком 974-м году. В XII-м столетии церковь перестроили в романском стиле. В XIV-м столетии в готическом стиле перестроили хоры, а в XV-м — возвели шатер. В годы Второй Мировой войны храму повезло — церковь относительно не пострадала. Вероятно, повлияла близость к Кельнскому собору, который не бомбили, используя как ориентир, так что основные разрушения восстановили уже к 1947-му году.

 

 

 

И опять доля невезения. Наша следующая церковь …

Церковь Святых Апостолов (St. Aposteln) …

… проводила службу. Хоть мы и зашли внутрь, но лишь посидели на скамейке  и сделали пару снимков…

Церковь Святых Апостолов на площади Neumarkt – третья по высоте из романских базилик Кельна. Ее колокольня вздымается вверх на высоту 67 метров и отчетливо вырисовывается на фоне неба из любого уголка Старого города.

Церковь была построена в первой половине XI века на территории монастыря Святых Апостолов. От старой церкви в составе нынешней сохранились только стены главного и поперечного западного нефов, остальное было разрушено в результате крупного пожара в 1192 году. После пожара церковь перестроили, при этом переместив хоры на положенную восточную сторону, а на их месте с запада пристроили изящный вестверк с главной башней. Тогда же над восточным средокрестием появилась самая примечательная церковная деталь – восьмигранный купол-октагон с двумя небольшими башенками, а алтарь перепланирован в форме листка клевера, как в церкви Святого Мартина.

Как и большинство религиозных сооружений Кельна, церковь Святых Апостолов сильно пострадала от налетов союзной авиации, но в 1957 году была восстановлена в начальной стадии. Реставрационные же работы были закончены лишь в начале 2000-х годов, а в 2010 году церковь получила статус приходской, и в настоящее время в ней проходят католические богослужения.

 

Церковь Святых Апостолов представляет собой романскую трехнефовую базилику с двумя трансептами. В главном ее зале вдоль стен выставлены красочное скульптурные изображения 14 святых Апостолов, изготовленные в период XVI-XVIII веков.

О том, что Кёльн в незапамятные времена основали римляне – немцы не любят вспоминать. Хотя примерно 2 тысячи лет, именно они и основали этот город. И даже название ему было — «Colonia Claudia Ara Agrippinensium», что в переводе означает, что это была личная вотчина Агриппины, матери Нерона. Так сказать – личная «дача» с 10 тысячами жителей… Уже даже не знаю сколько мы видели в разных странах мира волчицу-кормилицу, но здесь она кажется установлена «по делу». В реальности это фонтан …

Памятник Аденауру …

В общедоступном тырнете нашёл интересную и не длинную статейку об этой личности, ключевой фразой, которой является — «патриарх холодной войны». Т.е. в моём понимании – просто тварь.

В своей упоенности действительными и мнимыми экономическими внутри- и внешнеполитическими успехами западногерманский империализм и его партии, казалось, игнорировали исподволь нараставшие противоречия в экономике и обществе, изменение сил в мире в пользу мира и социализма.

Постепенно очевидной становилась политическая изношенность ХДС/ХСС, монопольно правившего страной. Его верхушку сотрясали острые внутренние противоречия, столкновение амбиций и группировок в борьбе за наследие престарелого канцлера, отстранить которого пытались впервые еще в 1959 году. Моральный авторитет христианской демократии был подорван разоблачениями «коричневого» прошлого ряда высших партийных и государственных деятелей, нечистоплотными финансовыми и политическими аферами Ф. Й. Штрауса, которого общественное давление в 1963 году все же выкинуло из министерского кресла.

Выборы в четвертый бундестаг 1961 года отразили нарастание недовольства политикой Аденауэра: его партия не только лишилась абсолютного большинства мандатов, но получила их меньше, чем в 1953 году. Сформировать новый кабинет Аденауэр мог только в коалиции со Свободно-демократической партией, но его личный престиж был уже в такой мере подорван, что СвДП поставила условием уход «железного Конрада» с поста канцлера еще до следующих выборов. В октябре 1963 года 87-летний «патриарх холодной войны» вышел в отставку. Поток официальных славословий не мог прикрыть полного банкротства 15-летнего правления, получившего на Западе претенциозное наименование «эры Аденауэра». … жалею только о том, что не подошёл к этому памятнику и не харкнул смачно харкотиной в сиё изваяние …

 

Церковь Пресвятой Девы Марии на Купфергассе (St. Maria in der Kupfergasse) …

Уже вечерело… Мало того, что для съёмки внешнего облика церкви было темновато, ещё и фасад заслоняет высокий кирпичный забор и близко стоящие здания. Короче – снимков снаружи у меня нет. Воровать чужие – не хочется… А вот внутрь зашли. Но, и здесь была неудача – шла служба. Так и остались мы почти без фотографий.

Действующая католическая церковь. Сооружение в стиле барокко (37,20 метров в длину и 17,30 метров в ширину), построенное в 1715 году на месте Часовни Лорето (1673-1675), где хранился чудотворный образ Богоматери, вырезанной из липового дерева. Фактически, новое здание было построено вокруг старой часовни, так что она оказалась внутри. Главным богатством храма считаются живописный портал Святой Марии и орган, выполненный Романом Зейфертом.

В начале XVII века из-за тридцатилетней войны кармелиты стали искать в Кёльне убежища. И обосновываться здесь. Главным достоянием Лаврентьевской Часовни или Часовни Лорето стала вырезанная из липы фигура Богоматери. Вероятно, это были работа какого-то голландского мастера до 1630 года. Часовня была освящена 8 сентября 1675 года.

С тех пор к образу Девы Марии потянулись паломники — прошел слух о его чудотворной силе. Паломники приносили к чудотворному образу драгоценности и бесчисленное количество свечей, так что образ приобрел черный оттенок от копоти и его также называют Черной Мадонной.

Затем было решено провернуть строительство более крупного храма. Оно началось в 1705 году — план предусматривал сохранение часовни, путем включения ее в новую церковь. Работы длились 10 лет. В 1798 году монастырь был упразднен французскими оккупантами, а здания были переданы в муниципальную собственность.

Во время Второй мировой войны церковь была неоднократно бомбилилась и она полностью сгорела в 1944 году. Реконструкция церкви началось в 1952 году… В 1962 — 1964 году проводились работы по точной реконструкции северного фасада и башни с куполом-луковицей. Орган построен в 1967 году Romanus Seifert. В колокольне — пять колоколов.

 

Немножко покружились (бывает у нас географическо-топографический кретинизм) и опять вышли на тварь Аденауэра на Апостельнштрассе. 1. Мысленно плюнули и пошли дальше …

 

В небольшом ресторанчике очень даже вкусненько поужинали …

 

Уже полностью солнышко скрылось за горизонтом и пошёл вредненький маненький дождик… Так что мы даже не подошли к монументу – конной статуе Фридриху Вильгельму III. Он так и остался в нашей памяти задницей к нам. Мы в «долгу» не остались… тоже повернулись к Вильгельму пятой точкой и направились в отель… … и уже очень скоро из нашего номера стало доноситься протяжное похрапывание …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх