= увертюра итальянская =
Церковь Сант Иво алла Сапьенца…
… следующая церковь хоть и была через маленькую дорогу, но вход в неё почти с противоположной стороны… пришлось сделать очередной перекур пока шли…
Сант Иво алла Сапьенца – римско-католическая церковь в Риме. Построенная в 1642-1660 годах по проекту архитектора Франческо Борромини, она считается шедевром римской барочной архитектуры.
В 14-м веке на этом месте стояла небольшая часовня, принадлежавшая Римскому университету Ла Сапьенца. Новую церковь было решено посвятить святому Иво Бретонскому, покровителю юристов. Борромини, получивший заказ на строительство церкви, решил не возводить новое здание, а модифицировать уже имевшиеся строения. Он остановился на форме звезды Давида и объединил изогнутые линии фасада церкви с внутренним двориком палаццо, стоявшего на том месте. Винтообразная лантерна (фонарь) в куполе была новшеством для тех лет.
Внутреннее убранство Сант Иво алла Сапьенца уникально своими формами. Например, окна купола – намного больше, чем боковые окна. Каждый боковой придел церкви имеет отдельный вход, и эти выходы ведут в шестиугольные комнаты (по одной с каждой стороны), которые соединены с ротондой и небольшими окнами фасада. Стены ротонды и ее купол украшены скульптурами Борромини. А главным украшением церкви является запрестольный образ работы Пьетро да Кортона, на котором изображен святой Иво Бретонский.
Базилика Сант-Андреа-делла-Валле (Basilica di Sant’Andrea della Valle) …
… крупнейший собор Рима, из построенных в стиле барокко. Над строительством сооружения, которое продолжалось в период с 1590 по 1650 год, работали такие известные архитекторы как Джаккомо делла Порта, Франческо Гримальди и Карло Мадерно.
Территория, на которой находится достопримечательность, несколько столетий назад называлась «Сиенской площадью». Именно здесь располагался дворец знатного тосканского рода Пикколомини. В конце XVI века Констанция Пикколомини Арагонская, герцогиня Амалфи, передала фамильный особняк во владение ордену Театинцев, завещая на его месте возвести величественный собор, посвящённый святому Андрею, покровителю Амалфи.
Инициатором строительства выступил кардинал Альфонсо Джесуальдо, который поручил работу над проектом будущего сооружения своему доверенному архитектору, знаменитому Джакомо делла Порта. Представленный на рассмотрение проект не получил одобрения со стороны представителей Ордена Театинцев, которые предложили в качестве главного архитектора Франческо Гримальди. Однако и его проект не был утверждён. В результате продолжительных дискуссий нашелся компромисс между двумя предложенными вариантами.
Строительные работы, начатые в конце XVI столетия, из-за недостатка финансирования продолжались более полувека. За это время поменялось несколько архитекторов, каждый из которых стремился привнести в изначальный проект сооружения что-то своё. Фасад был разработан Карло Мадерно, однако то изящество и многогранность элементов, подчёркнутая игрой светотени, которую сегодня можно увидеть во внешнем облике достопримечательности, является заслугой другого архитектора — Карло Раинальди. Величественный фасад из белого травертина украшают установленные на высоких пьедесталах круглые парные колонны с роскошными капителями.
В неглубоких прямоугольных нишах расположены скульптуры святых — работы Доменико Гуиди и Эрколе Феррата. Роскошный экстерьер Сант-Андреа-делла-Валле представляет собой ценнейший образец барочной архитектуры Рима и признан одной из лучших работ данной эпохи.
В архитектурном плане базилика имеет форму латинского креста с одним широким нефом, по обе стороны от которого расположены восемь капелл, со слабовыраженным трансептом и глубокой апсидой. Интерьер Сант-Андреа-делла-Валле богато декорирован настенными росписями и позолоченными элементами. Благодаря хорошему дневному освещению, проникающие внутрь помещения лучи солнца создают ощущение сияния и торжественности.
Особого внимания заслуживает купол базилики — третий по высоте купол Рима (после Собора святого Петра и современной Базилики святых Петра и Павла). По периметру барабана, поддерживающего купол, расположены прямоугольные окна, разделённые между собой простенками, декорированными пилястрами в виде прямоугольных колонн. Наличие широких окон в конструкции барабана, с одной стороны, создаёт превосходное освещение внутри базилики, но с другой — затрудняет визуальное восприятие великолепной фрески начала XVII века, работы Джованни Ланфранко.
Обед\перекус в ресторане L’Insalata Ricca — Largo dei Chiavari — хотел сначала выделить это заголовком, но подумал, что на сей раз событие, пожалуй, не достойно большого внимания. Просто потому, что мы больше радовались скорее воде, чем вкусной…, но без особого восторга пицце…
Какие экскурсии с набитым желудком? Тем более у порядочных макаронников, коими мы на тот момент являлись … Тем более время было — время сиесты… Вот мы и отправились на автобусе до «дома»… на мой часовой (Супруга больше времени не дала) отдых …
Ponte Sublicio (Ponte Aventino) …
… опять автобус… но, на сей раз мы поехали не в центр города, а по руслу Тибра до скверика на Piazza dell’Emporioдо около моста Сублиций. Соединяя площадь Порта Портезе в Трастевере с Тестаччо и Авентинским холмом, здесь находится мост Сублиций, первый зарегистрированный мост Рима. В оригинале, построенном около 642 года до н.э., вероятно, использовалось дерево, вбитое в грязь. Юлий Цезарь использовал аналогичный метод, чтобы переправиться через Рейн всего за 10 дней. Мост, много раз перестраивавшийся и заброшенный в классическую эпоху, сохранил репутацию магического места, возможно, связанного с ритуалами жертвоприношения, которые здесь совершали древние этруски. Нынешний мост датируется 1919 годом.
Если быть дотошным, то мы жили в самой северо-восточной точке района Рима — Аурелио. На границе северо-запада с районом Трастевере. Трастевере (итал. Trastévere, от лат. trans Tiberim — «за Тибром») — район узких средневековых улочек на западном берегу Тибра в Риме, южнее Ватикана и Борго. Занимает восточный склон холма Яникул. В глубокой древности этим берегом Тибра владели этруски; затем здесь селились иностранцы, преимущественно сирийцы и евреи. Октавиан Август выделил его в отдельный район города, а Аврелиан включил в состав новых городских стен. С историей этого района, да и Рима в целом, можно ознакомиться в музее Рима в Трастевере.
В простонародье… да и во-многих путеводителях , этот район просто обзывают Еврейским. Да и простые туристы не исключение. Встретив русско-говорящего чеха, тот конкретно указал на жидовский квартал. Удивляться нам не пришлось, ведь у многих народов еврей звучит как жид. Официально.
Сан-Франческо-а-Рипа (Chiesa di San Francesco a Ripa) …
Она посвящен Франциску Ассизскому, который когда-то останавливался в соседнем монастыре. Термин Рипа относится к близлежащему берегу реки Тибр.
Истоки этой церкви связаны с францисканским монастырем в римском квартале Трастевере, к которому в 1231 году была присоединена церковь святого Власия (Сан-Бьяджо). Эта церковь была украшена циклом Святого Франциска Пьетро Каваллини, ныне утерянным. Этот цикл, вероятно, послужил прототипом для знаменитых фресок «Легенда о Святом Франциске», приписываемых Джотто ди Бондоне в Верхней базилике Святого Франциска в Ассизи. Строительство нынешней церкви было начато в 1603 году Онорио Лонги, начиная с апсиды. Фасад был завершен в 1681–1701 годах по проекту Маттиа де Росси. С 1873 по 1943 год церковь использовалась как казарма Берсальери.
В первой часовне справа находятся фрески Фра Эмануэле да Комо и памятник кардиналу Микеланджело Риччи работы Доменико Гуиди. Во-вторых, Доменико Мария Муратори расписал фресками события из жизни Сан-Джованни из Капестрано (1725 г.). В третьей часовне находится алтарь (1685 г.) Стефано Мария Леньяни. В трансепте находится часовня Роспильози-Паллавичини, начатая Николасом Микетти и завершенная Людовико Рускони в 1725 году. Внутри алтаря изображены Сан-Пьетро-д’Алькантара и Сан-Паскуале-Байлон, расписанные Томмазо Чиаро, а также погребальные памятники Стефано Палавича и Лаццини. , Мария Камилла и Джамбаттиста Роспильози, основанные на проектах Микетти. Главный алтарь был завершен в 1746 году. Святой Франциск приписывается фра Диего да Карери, полотну Троицы Париса Ногари.
В левом трансепте часовня Палуцци-Альбертони, спроектированная Джакомо Мола (1622-1625). Внутри этой часовни находится один из шедевров Бернини, его Беата Людовика Альбертони (1671–1675). Эта скульптура легко напоминает лежащий экстаз Святой Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория. Позади статуи находится картина Джованни Баттиста Гаулли с изображением Святой Анны и Богородицы. В третьей часовне слева — бюст Лауры Франжипани, созданный Андреа Больджи (1637 г.), на стене лба бюст Орацио Маттеи, приписываемый Лоренцо Оттони. Во второй часовне фрески Джованни Баттиста Риччи. В центр Благовещение (1535 г.) Франческо Сальвиати. Могила Джузеппе Паравичини, предка императора Франции Наполеона I, была создана Камилло Рускони. В первой часовне находится картина Мартена де Вос (1555 г.), справа — Успение Антонио делла Корна, слева — «Рождение Богородицы» (1620 г.) Симона Вуэ. В том же левом трансепте часовня Сан-Карло хранит останки святого Карла Сеццкого, скончавшегося в больнице церкви в 1670 году.
Примечательна также копия предполагаемого портрета Святого Франциска монаха Маргаритоне д’Ареццо: в случае подтверждения — это будет первый настоящий портрет в истории итальянского искусства (оригинал находится в Пинакотеке Ватикана). В церкви также находится в келье, где жил святитель, черный камень, который он использовал как подушку. В саду монастыря растет апельсиновое дерево, которое по традиции посадил Святой Франциск. На площади перед церковью находится одна ионическая колонна, воздвигнутая Папой Пием IX из руин Вейи. https://ermakvagus.com/Europe/Italy/franche-rome-rus.html
Церковь Святой Марии дель Орто (Chiesa di Santa Maria dell’Orto) …
… к большому сожалению, следующий храм был закрыт. Да и хороших снимков не получилось из-за очень тесной улицы..
Церковь Санта-Мария-дель-Орто была построена между 15 и 16 веками, а территория, где она возвышается, использовалась в сельскохозяйственных и коммерческих целях до конца 19 века. Отель является национальной церковью японской общины. Туристов со всего мира привлекает его величественный внешний вид и интерьер, спроектированный учеником Микеланджело — Гвидетто Гуидетти. Это настоящая святыня Марии, полная точных символов и атрибутов. Истоки церкви связаны с чудом, которое должно было произойти около 1488 года. Фермер, страдающий церебральным параличом, молился изображению Девы Марии, нарисованному возле своего рынка. Мужчина выздоровел, и это событие вызвало всеобщее обожание образа. Вскоре 12 профессиональных объединений профинансировали строительство церкви на этом месте. Настоящая достопримечательность — монументальная Macchina delle Quarant’Ore, построенная в вечер Великого четверга. Это традиционное здание 19 века из богато украшенного позолоченного дерева, на котором установлено более 200 свечей. Его миссия — заполнить мистическую тьму. Это последняя конструкция такого типа, которая когда-то была установлена по всей Италии.
базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Santa Cecilia in Trastevere) …
… церковь 5-го века посвященная римской мученице Святой Чечилии (начало 3-го века нашей эры).
Первая церковь на этом месте была основана, вероятно, в 3 веке папой Урбаном I. он был посвящен молодой римской женщине Цецилии, замученной, как говорят, при Марке Аврелии Севере Александре (222–235 гг. н. э.). По преданию, церковь построили над домом святого. Баптистерий, связанный с этой церковью, вместе с остатками римского дома ранней Империи был обнаружен во время некоторых раскопок под Часовней реликвий. К концу пятого века на Синоде 499 года Папы Симмаха церковь упоминается как Titulus Ceciliae. 22 ноября 545 года папа Вигилий отмечал в церкви праздник святого, когда его схватил посланник императрицы Феодоры Анфемий Скрибо.
Папа Пасхал I перестроил церковь в 822 году и перенес сюда мощи святой Цецилии из катакомб святого Каликста. В 18 веке последовали новые реставрации.
Кардинальным священником, который в настоящее время закреплен за Санта-Чечилией в Трастевере, является Гуальтьеро Бассетти. Его предшественниками являются: Папа Стефан III, Папа Мартин IV (1261-1281), Адам Истон (1383), Папа Иннокентий VIII (1474-1484), Томас Вулси (1515), Папа Григорий XIV (1585-1590) , Микеле Маццарино (1647), Джузеппе Дориа Памфили (1785), Мариано Рамполла (1887-1913) и Карло Мария Мартини (ум. 2012).
С 1527 года община бенедиктинских монахинь жила в монастыре рядом с Санта-Чечилией и руководила базиликой.
У церкви есть фасад, построенный в 1725 году Фердинандо Фуга, который включает внутренний двор, украшенный старинной мозаикой, колоннами и кантарусом (сосуд для воды). Его украшение включает в себя герб и посвящение титулярному кардиналу, оплатившему фасад, Франческо кардиналу Аквавива д’Арагона.
Внутри Базилика разделена на три нефа. Большие окна освещают фреску на потолке » Победа Святой Чечилии» работа Себастиано Конка.
Балдахин над алтарем работа Арнольфо Ди Камбио .
Два бронзовых ангела над скульптурой Святой Чечилии работа Стефано Мадерно.
Вторая капелла справа считается местом где находилась баня и считается местом мученичества, называется капелла Баньо и в центре над алтарем находится картина Гвидо Рени «Свадьба Святой Чечилии».
Во время реставрационных работ в 1599 году, кардинал Паоло Эмилио Сфондати приказал открыть мраморный саркофаг ,в кипарисовом ящике были открыты мощи Святой Чечилии. Тело Святой сохранилось нетронутым тленом. Святая была в белом платье и со следами ранния на горле. Это событие было признано чудом.
Скульптор Стефано Модерно видел это тело и воспроизвел в мраморе и позу Святой Чечилии в которой было найдено тело. Сейчас , спустя века, мы можем видеть в каком виде предстала Святая Чечилия перед изумленными римлянами четыреста лет назад. Скульптура находится сейчас в нише главного алтаря церкви.
Сесилия за приверженность христианству была приговорена к смерти и было помещена в горячее отделение бани ( калдариум). В течении трех дней девушка находилась в горячем отделении бани и осталась жива, поэтому ей перерезали горло на четвертый день , во время правления императора Марка Аврелия. Святая была упокоена в катакомбах Святого Калиста и ее могила была потеряна. Когда же начались поиски захоронения никто не мог найти это место. Когда уже отчаялись и прекратили поиски могилы, Святая явилась во сне папе Римскому и указала место захоронения. Утром тело было в том месте где указала Святая. Тело было перенесено в 821 г.н.э. в церковь Святой Чечилии. Где и покоится сейчас.
Среди артефактов, оставшихся от здания 13 века, — фреска, изображающая Страшный суд (1289–1293 гг.) Пьетро Каваллини в хоре монахинь, и киборий (1293 г.) в пресвитерии Арнольфо ди Камбио. Готический киборий окружен четырьмя мраморными колоннами белого и черного цветов, украшенными статуэтками ангелов, святых, пророков и евангелистов.
Фреска Страшного суда, которая сохранилась до наших дней, покрывая всю ширину западной стены входа, вероятно, является частью цикла сцен Ветхого и Нового Завета Каваллини на северной и южной стенах нефа, основанного на оставшихся фрагментах сцены Благовещения. и рассказы из жизни Иакова.
Фрески были оштукатурены в ходе реконструкции под руководством кардинала Франческо Аквавивы в 1724 году, которая включала строительство закрытого хора, пол которого отсекает часть Страшного суда. Открытая заново в 1900 году, фреска может быть просмотрена в течение ограниченного рабочего дня за небольшую плату в размере 2-3х евро, выплачиваемую бенедиктинским монахиням церкви.
В апсиде сохранились остатки мозаик 9 века, изображающих Искупителя со святыми Павлом, Цецилией, Пасхалом I, Петром, Валерианом и Агатой.
Потолок Cappella dei Ponziani был украшен Богом Отцом с евангелистами (1470) Антонио дель Массаро (Антонио да Витербо или il Pastura). Капелла делле Реликвии была расписана фресками и снабжена алтарем Луиджи Ванвителли. Неф украшен фресками с изображением Апофеоза Святой Чечилии (1727 г.) Себастьяно Конки. В церкви есть два запрестольных образа работы Гвидо Рени: Святые Валериан и Чечилия и Обезглавливание Святой Сесилии (1603 г.).
Под циборием ди Камбио, который укрывает главный алтарь, находится стеклянный шкаф, в котором находится скульптура святой Чечилии из белого мрамора (1600 г.), созданная скульптором позднего Возрождения Стефано Мадерно. Мраморная плита на мостовой перед витриной цитирует заявление Мадерно под присягой о том, что он записал тело таким, каким он его видел, когда гробницу открыли в 1599 году.
Статуя изображает три удара топора, описанные в рассказе о ней в V веке. мученичество. Это также подчеркивает неподкупность ее трупа (атрибут некоторых святых), в котором спустя столетия чудесным образом все еще оставалась застывшая кровь. Эту статую можно рассматривать как протобарокко, поскольку она изображает не идеализированный момент или человека, а театральную сцену, натуралистическое изображение мертвого или умирающего святого. Поразительно, потому что на десятилетия опережает аналогичные скульптуры высокого барокко Джан Лоренцо Бернини (например, его Блаженная Людовика Альбертони) и Melchiorre Cafà (Санта-Роса-де-Лима).
Склеп оформлен в стиле Косматеско и содержит мощи святой Цецилии и ее мужа святого Валериана. В апсиде склепа находятся остатки алтаря, надпись которого указывает на то, что он был освящен папой Григорием VII (1073-1085) 3 июня 1080 года.
остров Тиберин …
… уже вечерело. День был очень насыщенным… Мы отправились в направлении «дома». Как всегда — решили идти к автобусной остановке не по-старому, а новому маршруту. С заходом на остров Тиберин. Правда, ещё в первую нашу поездку в Рим мы на нём уже были.
Этот остров расположен неподалёку от района Трастевере и Еврейского квартала. Длина острова Тиберина составляет 270 м, ширина – 67 м. Он расположен посреди реки Тибр, далеко от главных римских достопримечательностей. Поэтому большая часть туристов не уделяет ему внимания. Сами римляне этому скорее рады, поскольку в их любимом месте отдыха сохраняются тишина и покой. Начало истории Тибрского острова (Тиберины) связано со смертью римского царя Луция Тарквиния Гордого, который правил городом в 4-м ст. до н. э. Легенда гласит, будто остров Тиберина появился из тела мёртвого Тарквиния, к которому прилепился ил. Царь был убит своими подданными, когда они, возмущённые его жестокостью, восстали и утопили Тарквиния в Тибре. Другая версия возникновения острова также связана с Тарквинием. Римский летописец Ливий писал, что остров был образован из зёрен, принадлежавших царю. Жители Рима высыпали их в Тибр после того, как выгнали Тарквиния из города.
Вероятно, что по причине памяти о тяжёлом для обитателей города времени царствования Тарквиния остров Тиберина в течение нескольких столетий (до 293-го года до н. э.) оставался незаселённым и имел плохую репутацию.
В 293-м году до н. э. в Риме началась эпидемия чумы. Во время пика эпидемии римляне попытались найти помощь в Книгах Сивилл (жриц-прорицательниц). Сивиллы сказали, что чума «уйдёт» из города, когда в него придёт бог медицины Эскулап. Римляне сразу отправились к Эпидаврскому святилищу Эскулапа, чтобы принести оттуда главный символ этого бога – священную змею.
А когда они на корабле со змеей возвращались в Рим, то, согласно ещё одной римской легенде, причалили к заброшенному Тибрскому острову. Змея сразу вылезла на берег, показав таким образом, что выбирает остров для своего проживания. Чума после этого действительно ушла, а для сохранения памяти о спасении города от эпидемии римляне придали Тиберине форму корабля. Его берега были облицованы травертином, роль мачты выполнял обелиск, заменённый сейчас колонной, на которой установлены фигуры святых.
Ещё одна версия появления острова заключается в том, что остров Тиберина – это, собственно, и есть то судно, на котором плыли назад в город из Эпидавра римляне, которые собирались доставить священную змею. На этом месте змея уползла в воду и судно стало островом. Через 2 года, в 291-м году до н. э., на этом острове был торжественно освящён храм Эскулапа, который был построен тут в качестве памятного знака, напоминающего о спасении от чумы. Спустя несколько веков на месте этого храма император Священной Римской империи Оттон III построил церковь Святого Адальберта Пражского, в течение всего времени своего существования много раз реставрировавшуюся.
Сейчас она называется церковью Святого Бартоломео, в ней находятся мощи этого святого. Современный вид храм получил после того, как в 1624-м году была проведена его реставрация. Внутри него стоят 4 скульптурных изображения исторических личностей: Иисуса Христа, Святого Варфоломея, Святого Адальберта Пражского и императора Оттона III.
Эта церковь согласно изданному в 2002-м году указу Иоанна Павла II была освящена в честь мучеников 20-го столетия. На Тиберине находятся корпуса больницы Святого Иоанна, которая была построена ещё в 17-м столетии. Тогда в ней лечили больных чумой. Уйти с острова в тот момент просто так было нельзя, территория охранялась. Однако некоторые прятались в лодках, на которых с острова увозили трупы, уплывая таким образом с Тиберины. Сейчас больница на острове указывает на его принадлежность богу Эскулапу. Сегодня остров Тиберина соединён с городом двумя мостами. Оба они очень древние, потому их самих по себе можно считать заслуживающими внимания достопримечательностями:
…мост Фабричо был построен в 62-м году до н.э. Его построил Луций Фабриций, это самый старый мост во всём Риме. Посредством него остров соединяется с Еврейским гетто. Поэтому этот мост раньше назывался Иудейским. Его длина – 62 м, ширина арок – до 24,5 м.
Ещё одно название моста – мост четырёх голов, его он получил из-за наличия четырёх голов из камня, которые находятся на стенах возле входа на мост, как бы «охраняя» остров. Согласно легенде, в 16-м столетии тогдашний папа Сикст V приказал казнить архитекторов, которые реставрировали этот мост, поскольку они не сумели найти между собой общий язык, чтобы начать работу, постоянно ругаясь. Поскольку архитекторов было четверо, голов оказалось четыре;
мост Честио совсем чуть-чуть «моложе», чем Фабричо. Его построил Луций Цестий в 46-м году до н. э., через него Тиберина соединяется с районом Трастевере в Риме. В конце 9-го столетия этот мост был разрушен, однако чуть позже построен заново. Также его называют Мостом Святого Варфоломея; … имеется и третий мост, но в данный момент едва ли можно сказать, что это – мост, поскольку от него остался только 1 пролёт. Мост обвалился в конце 16-го столетия при наводнении, сейчас его так и называют – сломанный. Тиберина сегодня, образовавшаяся в действительности из вулканической скалы, форма которой напоминает корабль, не вызывает у римлян страха, как в древности. Этот «корабль» стал популярным местом для прогулок.
… мы же, сев на автобус и с небольшой пробкой под мостом\тоннелем добрались до дома. … Ужинали уже в другом ресторанчике… Опять взяли пиццу… Но, на сей раз она была уже не такой вкусной. Может уже не было эффекта «в первый раз» и мы уже как бы привыкли к хорошему…