… немножко Чардаша для настроения …
… кварталы: Бельварош и Жидо-недьед …
… много мы за прошедшие годы видели красивых городов, улиц и площадей. Ой, — много. Улицы Будапешта я по красоте поставил бы на одно из самых-самых лучших. Даже не знаю, кому из них дать первое или десятое место. Париж – красив по-своему. Барселона, Вена, Стокгольм и Копенгаген – по-своему… Амстердам, Киев, Пекин и Брюссель – так же не будут отдавать первенство и будут по-своему правы.
У кого-то больше зелени… у кого-то более старинные дома… у кого-то особенные пешеходные улицы … соборы, церкви… пагоды. Тупое это занятие – ставить 1-е, 2-е … и сотое место. К тому же все люди разные. Иные вообще судят о городах по количеству выпитого вина и звёздности отелей.
Вот и оценить Будапешт не берусь. Но, однозначно, — он шипко-сильно красив! …
… Сегодня мы ещё прогулялись по городу. Прошли ещё несколько кварталов по историческому центру города… внутри бывших городских стен на левом берегу Дуная. Это два района: Бельварош и Жидонедьед (Еврейский квартал).
… Вот написал и задумался – стоит ли писать это слово, производное от слова «жид»!? Моё жёсткое слово – стоит! Никогда, ни я… ни моя Супруга… — не были националистами! Всегда на подобное есть истина, что абсолютно в ЛЮБОЙ НАЦИИ – полно «говна». Но, абсолютное большинство – нормальные люди со-своими национальными плюсами и минусами (смотря с какой колокольни смотреть). Под последними словами, я понимаю, что, если лягушки и тараканы для Россиян вызывают чувство рвоты, а для самих «лягушатников» и китайцев – это лакомство.
Негров в Америке нужно называть Афро-Американцами… но, откуда взялось слово «негроидная» раса? Спросите у поляков – почему они называют Окраинцев – быдлом? Почему последние называют Россиян «москалями»? Мы их – хохлами? … лягушатники, косоглазые, подносы… и т.д. и т.п. Ой, спор будет длинным и не на один день\месяц\годы… Так почему же нельзя называть евреев – жидами? … а ведь до сих пор на улицах не только Праги и Будапешта висят надписи «жидовский квартал», «жидовское кладбище», «жидовский музей» — то-то и оно! К тому же, считаю, что как назвать нацию или людей, — дело образованности и культуры каждого! Дело истории прежде всего!
… мы же просто гуляем по Будапешту в направлении нашей цели – Большой Синагоги.
Красота зданий – потрясает! И если ещё учесть перспективу, то можно только представить как будут выглядеть улицы через год-два, ведь почти на всех улицах этих кварталов в далёком 2013-ом была «стройка». О чём свидетельствует фото-репортаж:
Францисканская церковь (Pesti ferences templom) …
Виляя между строительными лесами не только на зданиях, но и на дорогах, мы подошли к ещё одной старинной церкви Будапешта – Францисканской. Сразу смотрим в Путеводитель и читаем примерно такие строки: …
… уже хотел было начать переписывать строки из Путеводителя с моим «форматированием», но увидел, что в тырнете – одни и те же строки, что и в книжке. Зачем тратить время?- подумал, -я… И просто скопировал текст у первого попавшегося источника: https://otdihinfo.livejournal.com/129470.html?ysclid=m1ny3flch6406745152
… всё равно – у всех одно и то же!
На месте францисканской церкви еще в 1250 г. стояла средневековая церковь в готическом стиле. Она была построена Белой-IV, который был членом Францисканского ордена и считается одним из основателей венгерского государства.
Начиная с правления Ласло IV (1272–1290 г. г.), церковь принимает важное участие в жизни государства: здесь исполняется гимн «Тебя, Бога, хвалим» при избрании парламентом новых королей.
После поражения Венгрии в битве при Мохаче в 1526 г., турки пришли в Буду и Пешт и сожгли эту церковь вместе со многими другими. Монахи были уничтожены. Среди жертв был и первый венгерский поэт, известный по имени. Это был священник Ондраш Вашархель, который написал гимн Деве Марии в 1508 г. Спустя 15 лет, в 1541 г, церковь была восстановлена в качестве мечети Синан-бег.
В 1686 г., после освобождения Венгрии, в церкви состоялась первая католическая месса. Леопольд I передал церковь монахам-францисканцам в 1690 г.
Реконструкция в стиле барокко длилась несколько десятилетий и закончилась в 1743 г. 21 сентября, в день Святого Матфея, новая церковь была торжественно освящена. В эпоху реформ церковь служила пасторским центром. Здесь работали отцы Альбах, Гедьо и Гаспарих, которых называли «Троица проповедников Пешта». В 1950 г. коммунистическая власть распустила францисканский орден, а монахи смогли вернуться только к 1990 г.
Над оформлением церкви работал известный австрийский художник эпохи барокко, Франц Антон Маульберч. В церкви находится один большой неф и несколько боковых алтарей.
Роспись на главном алтаре изначально изображала забитее камнями мученика Святого Стефана, но она была разрушена в 1945 г. Новое изображение было нанесено Лайошем Мартоном. Сам алтарь, работа Хенрика Ягера Яноша, к счастью сохранился.
Орган был сделан в 1843 г. австрийским мастером Иоганом Лойбом.
От себя лишь добавлю, что на внешней стене слева, которая расположена на улице Кошут Лайош, мемориальный барельеф Барнабаша Холло, созданный в 1892 г на месте, куда во время большого потопа 1838 г. поднялся уровень воды. Учитывая высоту, на которой он расположен, легко представить уровень катастрофы и повреждений, которые нанес Дунай во время этого потопа. На барельефе представлен барон Миклош Вешелени, который руководил спасением жизней людей вытягивая их из воды в небольшие лодки. Барельеф напоминает о его героизме и катастрофе причиненной потопом. … к большому сожалению, — не сфотографировал ни барельеф,… ни уровень воды…
Большая Синагога (Nagy Zsinagóga) …
Для нас с Супругой нет большой разницы в какой храм мы идём. Независимо от конфессий – все храмы намоленные. Естественно, — самые родные – наши православные. И естественно, — не могли упустить главную Синагогу Венгрии.
Начну рассказ о Синагоге – с негатива. И он заключается в том, что вход в действующий храм – платный. ВСЕ действующие Храмы Будапешта свободные для посещения, бесплатны, а евреи взимают деньги. Берут деньги даже за то, что люди посещают кладбище на территории Синагоги, где расположены захоронения евреев, уничтоженных нацистами… У меня нет слов … … … Сколько же стоит билет для входа в Храм божий?????? … К тому же, уже во-дворе прямо перед входом находятся два магазинчика, торгующих не церковными атрибутами, а футболками, магнитиками и прочей другой сувенирной лабудой… — Евреи! У вас что с совестью?!
Но, вернусь к Синагоге. Точнее к истории… Большая синагога в Будапеште (Nagy Zsinagóga), которую также часто называют синагогой на улице Дохань (Dohány utcai zsinagóga) была построена в середине XIX века. Место строительства в центре Пешта выбрали не случайно – именно в этом районе в большом количестве селились евреи.
Проект синагоги с двумя куполами-луковицами в псевдоисторическом мавританском стиле, призванном напомнить о ближневосточных корнях евреев, был создан венским архитектором Людвигом Фёрстером, создавшим до этого синагогу в Вене. Строительство синагоги проходило в 1854—1859 годах. Инаугурация синагоги состоялась в сентябре 1859 года. Надо сказать, добавленные архитектором восточные мотивы не так часто используются в практике строительства дома собраний. Еврейская община, не вполне довольная творением Фёрстера, привлекла на помощь венцу местных архитекторов Фридеша Фесля и Йожефа Хильда.
Сотрудничество дало свои плоды, оно подарило городу двухэтажное здание, имеющее три нефа из красного и белого кирпича, украсила его цветная керамика, филигранный карниз и окно-розетка. Фасад религиозного учреждения украшают цветная керамика, замысловатый узор карниза и окна-розетки.
Над основным зданием синагоги возвышаются две башни, высота каждой из которых составляет около 44 метров. У внутреннего интерьера есть нечто общее с устройством католических соборов: ряды скамей, наличие боковых трибун, возвышение для чтения проповедей. Здесь очень красиво за счет сверкания огромных размеров ламп и переливов шестиугольных звезд в основаниях балконов, поражает изысканность мозаики на стенах и потолке, цветные витражи на окнах слегка пропускают свет внутрь.
Синагога недаром считается одной из самых больших не только в Европе, но и во всем мире. Здание может вместить около трех тысяч человек одновременно. Площадь внутренних помещений составляет 1200 кв. м.. Орган Большой синагоги помнит Ференца Листа и Камиля Сен-Санса.
К Большой синагоге примыкает здание Еврейского музея Будапешта, построенного в 1929—1931 годах по проекту Ласло Ваго и Ференца Фараго. Он появился на месте дома, где родился основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль. В то же время возвели Церковь героев в качестве дани памяти еврейским солдатам, которые пали в сражениях Первой мировой войны. Одновременно с этим завершили создание сада, окруженного столбами.
Тем не менее неумолимо приближалось военное время, весной 1931 года двое верующих были застрелены рядом с синагогой, а восемь лет спустя среди молящихся бросили ручную гранату.
Случившаяся в 1944 году немецкая оккупация сделала синагогу штабом и поликлиникой, только это помогло ей не быть уничтоженной. Здание синагоги серьезно пострадало за годы войны, а также было разграблено. В зимние месяцы 1944–1945 годов еврейский квартал был блокирован немцами, это отрезало от остального мира свыше 70 тысяч человек. Несмотря на иудейские традиции, люди были вынуждены создать погост прямо во дворе святилища, в результате там оказалось захоронено около 7 тысяч человек.
Война привела к разграблению синагоги, до нашего времени смогли дойти лишь кое-какая мебель и несколько витражных рам для окон, которые были припрятаны в мешки с песком в подвальных помещениях. Большая часть реликвий, похищенных сначала немецкими, а позже и советскими солдатами, была возвращена в святилище через много лет.
Отыскать святилище в городе достаточно легко, так как оно находится в самом центре еврейского квартала. Сам же он относится к району Пешт, славящийся удобным подъездом из любого другого района Будапешта. В сравнении с прочими еврейскими кварталами других городов Европы этот и по сей день продолжает оставаться исконно еврейским.
После войны, как и многие синагоги восточной Европы, здание постепенно приходило в упадок. Только лишь в 1996 году, через несколько лет после падения коммунистического режима в Венгрии, начался ремонт синагоги, с бюджетом в десять миллионов долларов. Большая часть суммы были пожертвованы венгерским правительством, голливудским актером Тони Кертисом (настоящее имя Бернард Шварц) и еврейкой венгерского происхождения владелицей косметической компании Эсти Лаудер. Еврейская община приняла решение об изменении стиля постройки, в итоге синагога обзавелась традиционными элементами религиозных строений евреев. Крышу украсили скрижалями завета, правда, разглядеть с улицы их не удастся.
На реконструкцию ушло около трех лет и здание восстановили в первоначальном виде.
Купили билеты и прошли строжайший досмотр – мою фото-сумку были вывернули, … ощупали на предмет оружия, Супругу просто строго оглядели. Уже при входе внутрь, прошли ещё так сказать – фейс контроль. Ирине – «приказ» плечи и колени закрыть, а мне надеть бумажную кипу. Уже позже мы долго-долго ржали, глядя на фотографии как из православного временно возник махровый еврей.
В начале Второй мировой войны витражные окна синагоги вместе с рамами были сняты и спрятаны с помощью двух подкупленных венгерских женщин в мешки с песком в подвалах Венгерского Национального музея. После войны представители музея возвратили витражи в синагогу. Благодаря этому сегодня все окна синагоги являются оригинальными с момента постройки.
Схема работы Большой синагоги в Будапеште весьма непростая, особенно для не иудеев. Она зависит от зимнего и летнего времени, а также от шабата, который наступает в пятницу перед заходом солнца и длится до вечера субботы, то есть в субботу синагога закрыта всегда.
Внутри, конечно, потрясающе красиво, намолено и очень спокойно. Все мужчины в ермолках, в каждом уголочке примостились группы, разделенные по странам или языкам.
Богатство внутреннего оформления поражает воображение! Ряды лавок с номерами мест, на многих именные таблички. Места начали продавать еще до завершения строительства, и они очень высоко ценились, так что и можно было заложить или в последствии очень выгодно продать.
Святилище является неологической синагогой, это означает, что женщины, посещающие службы, могут находиться в галереях второго этажа и отдельных рядах по бокам общего зала в отличие от ортодоксальной, где женщин и мужчин на время молитвы разводят в разные помещения. Стол для чтения здесь находится впереди, перед синагогальным ковчегом, а для самой службы используется венгерский язык, в ортодоксальной синагоге же Тору читают в центре зала и на иврите. Благодаря данному шагу Большой синагоги всё большее количество прихожан стало приобщаться к религии.
Установлен орган, на котором когда-то играли великие Ференц Лист и Камиль Сен-Санс. Правда, в настоящее время орган установлен более современный, но представить себе картинку игры Листа на этом величественном музыкальном инструменте, я думаю, несложно.
Вышли во двор, там расположено кладбище — 7 тысяч евреев покоятся на этом страшном погосте. Их уничтожили фашисты. Иудеи не устраивают кладбищ рядом с культовыми сооружениями, но в данном случае было сделано исключение. В память о жертвах нацизма кладбище переносить не стали, а в честь погибших и замученных до смерти евреях установили памятник.
Красивейший, известный памятник погибшим от рук варваров установлен во дворе синагоги. Это серебряное дерево, состоящее из семи тысяч маленьких веточек-лепестков. Оно несет в себе всю грусть, трагедию и величественность этого непростого и великого народа. Многочисленные листы дерева содержат выгравированные имена павших в бою венгерских евреев. Дерево поражает своей изысканностью; почти каждый турист, оказавшийся здесь, проникается грустью и скорбью.
Композиция была создана известным венгерским скульптором Имре Варга (Varga Imre).
Освобождение гетто, кстати, произошло 18 января 1945 года и об этом здесь напоминает специальная табличка.
Частью мемориала являются четыре гранитные плиты красного цвета, демонстрирующие имена 240 венгров, которые не были евреями, при этом они спасли жизнь евреям во время Холокоста. Наиболее известным героем стал шведский дипломат Рауль Валленберг — на его счету тысячи спасенных жизней. Благодаря его особым «защищающим» паспортам евреи сохраняли свои жизни.
Во дворе строения размещен Еврейский музей Будапешта, он появился на этом месте в 1930-е годы. Коллекция включает в себя предметы иудаики венгерских евреев, пожертвованные в музей на протяжении многих лет. Вещи там представлены, несомненно, красивые, старинные. Видно, что все экспонаты хранятся с любовью. Музей большой — три этажа. В двух из трех комнатах музея экспонаты не менялись с момента основания. Внутри него можно ознакомиться с коллекцией традиционных еврейских костюмов, рассмотреть предметы быта и обрядов, различные реликвии, также имеется вся необходимая информация о Холокосте. Музей обладает небольшими размерами, при этом он достаточно содержательный.
…………………….. на этом наш «трудовой день» — закончился. Впереди только дорога до отеля… и до кроватки….