2013. ШВЕЦИЯ. Стокгольм. музей корабля «Васа», Скандинавский музей. 5 август. 3 день. II часть.

«шведская народная прелюдия»

музей корабля «Васа» …

Этот день реально порадовал нас замечательной солнечной погодой. И, в приподнятом настроении, мы сошли с трапа нашего прогулочного кораблика как раз перед двумя основными достопримечательностями, которые хотели посмотреть (Скансен – в третьей части). И именно, музей «Васа» … из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где мы были, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.

 

Морское настроение продолжилось и уже на берегу, где были разбросаны всевозможные якоря… винты от кораблей … цепи… и даже старые посудины, которые я так и не понял – действующие или уже отданы на съедение ржавчине и водорослям …

 

… покупаем билеты … заходим в музей и испытываем легкое потрясение. Никогда, лично – я, не мог себе представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…

… и сразу покаюсь. Фото у меня, увы, не получились. Вспышка на дальние расстояния не берёт… Штатива на большие выдержки – не было… да и опыта в съёмке тёмных объектов у меня совсем… нету…

Поразив своим ужасом современников, только некоторые из их сохраняются в памяти потомков. Вот, например, гибель британского парохода “Титаник”. Эту трагедию помнят, но, возможно, и это благодаря фильму Камерона. А само название корабля стало нарицательным, даже синонимом катастроф, происходящих на водных просторах. Но о других, не менее масштабных несчастьях на морях и океанах, порой с гораздо большими человеческими жертвами, люди не помнят. Они быстро забывают беды, таково уж свойство человеческой памяти, и о них помнят только историки. А между тем список катастроф огромен. Были они и в прошлом веке, и в девятнадцатом, а уж во времена парусных судов это было закономерное явление. И вот одна из таких катастроф, Титаник 17 века, дала нам возможность своими глазами видеть судно далекого прошлого, галеон, единственный в мире сохранившийся деревянный парусник. Это музей Васа в Стокгольме, … музей единственного корабля.  16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.

Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.

Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.

К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.

Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Он должен был дойти до морской базы Эльвснаббен, что юго-западнее Стокгольма, где взять на борт 300 солдат и отправиться к берегам Польши, где его с нетерпением ожидал ведущий там боевые действия король.

Но корабль никогда не достигнет места своего назначения.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.

 

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.

Это был выдающийся человек и незаурядный король, один из наиболее образованных правителей своего времени, гениальный стратег и военачальник. Император Франции Наполеон I среди полководцев всех времен и народов ставил его рядом с Юлием Цезарем. У него была превосходная память, феноменальное трудолюбие, дар убеждения, немалые познания в различных областях. С первых дней правления ему приходилось вести войны то с Данией, то с Россией, сейчас он воевал с Польшей и нуждался для победы в могучем и впечатляющем флагманском корабле. В это время лучшие мастера судостроители были в Голландии.

Оттуда и пригласили одного из опытных корабелов. В это время наука кораблестроения только нащупывала свои законы, мастера не имели ни точных чертежей, ни точных расчетов. Мастера умели делать только так называемые “подсчеты” – весьма грубые расчеты, которые держались в секрете друг от друга. Король лично курировал строительство, сам утверждал размеры судна, его вооружение. Поэтому корабль был ‘королевским’, да и название ему он дал в честь своей династии – Васа. В те времена строительство судна было весьма долгим процессом, оно продолжалось два – два с половиной года. И вот во время этой работы, когда ее немалая часть уже была сделана, король узнает о датской военной новинке – корабле с двумя пушечными палубами. И поэтому он вносит коррективы в строительство. А мастеру-корабелу не хватает то ли храбрости, то ли у него нет веских аргументов противостоять королю в его задумке, и он просто выполняет полученные указания.

Строительство судна близко к завершению, когда неожиданно мастер-судостроитель умирает, и его вынужденно заменяют на другого голландца. И вот корабль готов и оснащен. Огромные суммы дополнительно потрачены на его великолепное, поистине королевское убранство. Однако, прежде чем принять его, адмирал счел нужным провести определенный тест на остойчивость галеона. Суть этого теста была в том, что человек 30 матросов несколько раз перебегали от борта к борту. Но тестирование пришлось в два счета прекратить, так как корабль едва не перевернулся. А между тем король настоятельно требует прибытии своего галеона на театр военных действий без малейшего промедления. И адмирал, полный дурных предчувствий, не осмеливается противиться монаршей воле.

Гнев короля был ужасен… Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.

В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.

Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.

Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным, и никто не был осуждён за катастрофу.

Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года. Несколько цифр: Корпус вес: 1200 т; Балласт вес: 120 т; Длина полная: 69 м; Ширина максимальная: 11,7 м; Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м; Осадка: около 5 м; Количество парусов: 10 шт; Количество пушек :64 шт.

В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.

Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.

 

После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность.

Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.

После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево.

В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: «В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек…»

25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.

Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.

Мы же, с Супругой часа три с наслаждением гуляли по музею… по разным этажам … Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели. Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.

Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами.

Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими.  Но макеты показывают их былую красоту. Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.

Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки. Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.

К слову, — за год музей Васа посещает под 1.5 миллиона человек! На борт самого корабля взойти, впрочем, не получится — уж слишком ветхи вековые доски. Любопытствующие могут нарезать круги вокруг законсервированного корабля — для удобства осмотра создана удобная многоярусная конструкция.

ПЫ.СЫ. В будущем число старинных-кораблей музеев в Швеции может возрасти. Как недавно выяснилось неподалеку от главной военно-морской базы страны, Карлскроны, на дне Балтийского моря лежит еще один раритет. Морские археологи считают, что это «Блекинге», который затонул в начале XVIII века. По-видимому, его потопили с целью создать искусственный риф для защиты Карлскроны.   Шипко-много спёр у http://www.control-point.ru/skandinavia/muzey-vasa-v-stokgolme/ и

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/stokgolmskij-muzej-korablja-vasa.1675/

Музей северных народов (Nordiska Museet) (Скандинавский музей) …

Буквально в нескольких шагах … может парой сотен шагов музей севера. Он, конечно, в первую очередь привлекает своим внешним видом. Здание музея настоящий замок! Строился он по образу резиденции датских королей Фредериксборг. Конечно хотелось попасть внутрь.

 

Перед входом величественный монумент Карлу Х Густаву (1622–1660). Естественно, как и все короли – на коне. Естественно с жезлом… На пьедестале выбиты названия важнейших побед. Воздвигнута в 1917 г., скульптор Густав Мальмквист.

 

Увы, — если само здание поразило до глубины души, то внутри … Внутри я бы сказал музей только для специалистов или на «любителя». Просто многие города России – сами представители северных регионов. Быт того же Архангельска или Мурманска – «покруче», чем широта Стокгольма. Да и самые северные районы Швеции… Норвегии … всё равно уступают по низким температурам, и соответственно быту той же Якутии …

 

И гуляя по залам музея, в принципе, я не увидел ничего «нового» для себя. Всё в принципе, как и у наших народов… Мне кажется в каждой стране есть подобный музей. Этот, конечно может похвастаться своей наружной помпезностью. В остальном же быт он и в Африке быт. Да много интересных традиций, предметов, одежда и украшений, в каждой стране они со своим колоритом.

Музей сам по себе огромный, растянулся на несколько этажей. Что очень хорошо – был немноголюдным. Был основан в 1873 году Артуром Хазелиусом (1833 – 1901), шведским учителем и фольклористом. Изначально названный Скандинавской этнографической коллекцией, в 1880 году был переименован в Nordiska Muséet. Хазелиус был также и основателем первого в мире музея под открытом небом «Скансен», открытого в 1891 году и являющегося продолжением или параллелью Северному музею.

 

Строительство музея было закончено в 1907 году, но изначально он планировался в 3 раза больше того размера, что есть сейчас. Основной зал украшен огромной скульптурой короля Густавы Васы, который считается основателем Шведского государства.

Музей вмещает в себя огромную коллекцию мебели, предметов интерьера, утвари и одежды с начала 1600-х годов, количество экспонатов превышает полтора миллиона. В подвале музея расположена экспозиция инструментов мебельных мастеров и предметов обихода кочевого народа саамов.

… представлен скандинавский быт, шведская культура и этнография. Очень много разных экспозиций, которые направлены на показ шведских традиций от 17 века до наших дней… отражение культуры Швеции. В многочисленных залах собраны самые разнообразные предметы, которые помогут перенестись на многие столетия назад, и ощутить на себе, как жили предки современных жителей Швеции и других стран Скандинавского полуострова. Официальная статистика гласит, что экспозиция насчитывает почти полутора миллионов предметов, начиная от одежды и заканчивая предметами мебели и быта. Даже подвалы здания музея оборудованы под выставочные залы. Именно там вниманию посетителей представлена жизнь мастеров и кочевников саамов, их инструменты, предметы быта и все, что было необходимо им для жизни и работы. Здесь же находится экспозиция, посвященная мастерам мебели из Швеции.

 

Одной из главных достопримечательностей музея считается деревянная статуя короля Густава Ваза основателя шведской государственности. Пожалуй, она действительно главная, так как приковывает внимание и хоть как-то удивляет в отличии от всего остального.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх