2020. СОЧИ. ж\д вокзал Сочи — Навагинская улица — Морской порт — Променад — Собор Архангела Михаила — Зимний театр — Сад — «Конь в пальто» — отель — Шереметьево. 13-14 октябрь. 8-9 день

увертюра о Сочи …

 

Я уже упоминал, что Адлер, лишь район огромного приморского города Сочи. Вот мы и захотели побывать в «центре». Но, что же является центром Сочи? Интересный вопрос с несколькими знаками вопроса и восклицания. Пришлось рыться в инете … Многие склоняются к ответу, что «Самым-самым центром» считается, безусловно, Центральная набережная (Приморская улица), от Морского вокзала примерно до Зимнего театра, окрестности улицы Орджоникидзе и окрестности пешеходной зоны на Навагинской улице от Курортного проспекта до железнодорожного вокзала. Вот и мы, проснувшись и позавтракав … сели в автобус… и отправились в этот «центр».

железнодорожный вокзал Сочи …

Автобус как раз остановился у красивого железнодорожного вокзала. Не простого стандартного, а Сталинского дворца. Ж\д вокзал станции Сочи находится на Привокзальной площади в Центральном районе города.

 

В 1952 году здесь открылось современное трехэтажное здание вокзала с тремя чередующимися внутренними дворами и 55-метровой башней с часами, диаметр которых составляет 5 метров. Эта башня стала настоящим украшением здания. Первый ж/д вокзал Сочи появился в 1923 году на этом же месте (тогда площадь называлась Ярмарочной). Уже через 16 лет на этом месте возвели второе здание.

Проектировал это здание академик архитектуры Душкин Алексей Николаевич. Есть люди талантливые, а есть архитекторы плюс инженеры, целованные Богом от души.

 

Сочинский ж/д вокзал,— памятник архитектуры федерального значения. Его отличают высокие арки, величественные колонны, … башни со шпилем, увенчанной звездой, часы не простые, и не золотые, а со смыслом, на них и знаки Зодиака и созвездия, … каждый арочный проём опирается на шестигранные колонны, облицованные полированным гранитом, … арочные потолки — сфера, очерченная орнаментом и посередине розетки, и розетки эти совсем не для красного словца, а для дела — в них имелся стальной крюк, на который вешались шестигранные светильники, … картины, нарисованные местными художниками, … внутренний дворик вокзала с девушкой с кувшином… очень симпаптюлечные плафоны у светильников … . Отделка выполнена местными стройматериалами: цоколь облицован песчаником, колонны — полированным гранитом.

Навагинская улица …

И выйдя из ж\д вокзала и немножко порывшись в картах на планшете… пройдя несколько сотен шагов … мы  попали на улицу Навагинская. И мы попали как будто в кусочек рая… Красотища!!! Высокие пальмы, всё чисто красиво, уютно, просто невероятно! Улица Навагинская полностью пешеходная. Вдоль улицы расположены всевозможные магазины, бутики, кафе и рестораны. Всё усыпано цветами, пальмами и красивыми деревьями.

 

Навагинская улица бесспорно одна из самых оживленных улиц Центрального района. Но у неё есть своя история: Почти 2 века назад возле нынешнего морского вокзала стоял был Навагинский форт, но в 1854 году русским войскам пришлось покинуть крепость, а уходя, солдаты разрушили крепость. Однако, слово «Навагиский» уже прижилось в местности (был район Навагинка, село Навагинское). Официально улица появилась в 1960 году, в пик комплексной застройки центра города. Изначально её назвали ул. Главная, но потом сменили на историческое ул. Навагинская. Полностью пешеходной улица была не всегда. В 2009 году, в начале великой олимпийской строки, с улицы убрали асфальт и начали преобразовывать в зону для прогулок и отдыха

 

Сейчас улица Навагинская – очень оживлённая и действительно симпатичная улица, соединив в себе своеобразный парк и ТЦ под открытым небом. На улице полно кофеин, ресторанов, фаст фудов, множество магазинов, есть винный бутик, ночные клубы, кальянные, столовые, кондитерские и булочные…

В конце улицы нас встретили символы Олимпиады и Чемпионата мира по футболу, а также крокодил Гена с Чебурашкой…

 

Но главная фишка улицы – гигантские пальмы и разнообразная южная флора. Гулять по улице можно просто для того, чтобы насладиться обилием субтропических растений и их приятными запахами!

Морской порт Сочи …

…пройдя улицу Навагинская почти сразу попали в парк Ривьера и Морской порт. Попали, пожалуй, на главную картинку предоставленную во-всех путеводителях о Сочи. Это реально — шедевр архитектуры из того «мрачного» прошлого, о котором нам в своём «светлом» будущем остаётся только мечтать. … Реально это памятник архитектуры и с этим даже не поспоришь.

Морской вокзал Сочи по праву считается одним из символов курортного столицы России. Двухэтажное здание, возведенное в 1955 году, в полной мере олицетворяет классический монументальный стиль сталинской эпохи, хотя достраивали его уже при Хрущеве. В ходе подготовки к зимней олимпиаде Сочи-2014 на расширенной территории порта появился новый Морской вокзал с усовершенствованной инфраструктурой. Он способен обслуживать современные круизные суда и пропускать до 1200 пассажиров в час. Старое здание Морвокзала отреставрировали и функционально переориентировали. Отреставрирован морвокзал в связи с олимпиадой.

После победоносной буржуазной революции все 90-е был закрыт и ветшал. Но в 2005 кое-как привели в порядок и открыли. Олимпиада, конечно, мать родная всему Сочи и в частности морвокзалу — привела его в великолепный вид…

Сегодня в нем располагаются бутики известных брендов, кафе, рестораны и зал ожидания. Перед фасадом, обращенным к морю, проходит модный променад, и находятся оборудованные стоянки для небольших судов — яхт, катеров, парусных лодок.

Основная часть здания имеет два этажа. Над центральной частью возвышается трехъярусная башня со шпилем, увенчанным стилизованным орденом Отечественной войны. С одной стороны, шпиль выполняет функцию ориентира, с другой — является своеобразным морским символом классической русской архитектуры. По углам башни расположены аллегорические скульптуры работы лауреата Сталинской премии, талантливого мастера своего времени Владимира Иосифовича Ингала. Четыре 5-метровые женские фигуры, установленные на первом ярусе, символизируют времена года — лето, зиму, весну и осень. Четыре 3-метровые мужские статуи, размещенные на втором уровне, представляют собой образы сторон света — восток, юг, запад и север. Основание шпиля окружают скульптуры, изображающие резвящихся дельфинов.

Необходимость в строительстве причалов и морского порта с вокзалом ощущалась с момента появления в 1838 году на берегу Черного моря Навагинского форта. Тогда о железнодорожном сообщении с соседними регионами и речи не шло, а добираться по горным дорогам было долго и небезопасно.

Оставался только морской путь доставки грузов и пассажиров. Долгое время небольшие суда приходилось швартовать в устье реки Сочи, а более крупные — оставлять на рейде. Грузы и людей переправляли на берег лодками, что сопровождалось трудностями во время морских волнений и штормов. Первый причал появился в 1872 году. Это была колесная конструкция, выдвигаемая в море или затягиваемая на берег в зависимости от погодных условий. Свайный причал появился позже. Он неоднократно разрушался и восстанавливался. В 30-е годы прошлого столетия соорудили волнолом и начали строительство морвокзала. Однако работы в 1941 году пришлось приостановить. В послевоенное время Сочи стал превращаться в курортный город, в связи с чем повысился пассажиропоток.

Возникла острая необходимость в реконструкции морского порта и строительстве полноценного вокзала. Монументальное сооружение торжественно открыли 15 декабря 1955 года. Уникальный объект построен по проекту заслуженных советских архитекторов — Каро Семеновича Алабяна и Леонида Борисовича Карлика. В работах принимали участие известные инженеры, скульпторы, художники. Внешне композиция получилась компактной, а благодаря пристроенной Г-образной галерее она приобрела пространственный объем. Облицовка мраморовидным известняком придала строению характерные «южные» черты. Архитектурный облик оживила игра светотени. Объект гармонично вписался как в береговой, так и городской пейзаж Сочи.

Общая длина Морского вокзала — 114 метров…   Количество заложенных в фундамент свай — около 1000…   Общая высота башни — 74 метра…   Длина шпиля — почти 38 метров.

В отделке внутреннего пространства использовался мрамор, а также ценные породы дерева, декоративные элементы из бронзы, богатая орнаментальная лепнина и множество скульптур. Стены были разрисованы в стиле счастливого и светлого советского будущего. Сегодня здесь можно увидеть майолику (панно из керамики, покрытой расписной глазурью), цветные мозаичные полы, восстановленную лепнину, массивные люстры, литые чугунные элементы и оригинальные часы.

Справа и слева от основного корпуса расположены галереи с внутренними двориками. В них установлены небольшие по размеру фонтаны с чашами, стилизованными под морские раковины. В одной из них размещена статуя девочки, в другой — мальчика. Обе скульптуры держат в руке рыбку.

С «сухопутной» стороны фасада Морского вокзала установлен оригинальный фонтан. В центре бассейна расположена чаша, поддерживаемая обитателями морских пучин. Находящаяся в ней женская фигура олицетворяет покровительницу мореплавателей Навигацию. Правой рукой она, как бы, успокаивает море, отправляя моряков в путь, а в левой руке — держит парусный корабль и лоцию.  Чуть в стороне стоят скульптурные группы персонажей известной комедии «Бриллиантовая рука». Рядом с ними фотографируются, выстраиваясь в очередь, им трут носы и кисти рук. Уж слишком популярны у народа герои любимого многими кинофильма Леонида Гайдая. Композиции были выполнены местными скульпторами и установлены на привокзальной площади в 2010 году.  Со стороны улицы Несербской находится сквер Кооперативный. В окружении пальм, кедров, розариев и зеленых газонов можно отдохнуть от курортной суеты, погулять по проложенным дорожкам, посидеть на скамейках или перекусить в кафе. На одном из участков растет сакура. На полянках виднеются фантасмагорические фигурки насекомых и рыб, а над сквером возвышается немного странная скульптурная композиция.  Одна из сцен популярной советской кинокартины «Бриллиантовая рука» была снята на причале Морского вокзала. В кадрах происходило прощание примерного семьянина Семена Семеновича Горбункова с женой и детьми перед злополучным круизным плаванием на лайнере «Михаил Светлов»… и естественно, — Лёлика и Гену Козодоева

Променад… памятник В.В. Высоцкому …

Вышли на ещё одну центральную улицу … На набережную Сочи — длинную пешеходную улицу по берегу Чёрного моря … на улицу Приморская, которая считается самой главной в городе (сколько же этих самых-самых улиц в Сочи ?).

Эту пешеходную набережную Сочи прозвали в народе Променад, подобно Набережной Променад в Сан-Тропе на французской Ривьере. Набережная представляет собой улицу, вымощенную плиткой, на которой собрана масса всевозможных развлечений: магазины, сувенирные лавки, торговые ряды, детские площадки, концертные залы, рестораны, кафе, бары, ночные клубы. Здесь всегда многолюдно, особенно много туристов. Невероятный вид на море, множество услуг, веселая атмосфера, местный колорит, розарии, аттракционы, роскошные пальмы, кусты зелени — все это делает Центральную набережную главной улицей города. Центральная набережная Сочи — самое сердце города, имеющее 2 яруса: верхний уровень набережной, окруженный Приморским парком, и нижний уровень набережной — Променад и пляжи. На верхнем уровне есть много площадок, с которых можно полюбоваться на живописные места Сочи и на нижний ярус Центральной Набережной. … вот и мы немножко прогулялись по Приморской… немножко посмотрели концертный зал «Фестивальный» … и ещё чуть поднявшись вышли к памятнику В.В. Высоцкому.

Владимир Высоцкий любил город Сочи, любил приезжать сюда с друзьями и со своей супругой Мариной Влади. В парке концертного зала «Фестивальный» в День города 20 ноября 2011 года открылся памятник всенародно любимому барду, актеру театра и кино. Неудивительно, что на открытие памятника Высоцкому многие поклонники его таланта пришли со своими гитарами. В тот день прозвучали любимые и знакомые всем песни. Много историй связано у барда и актера с городом Сочи. Первый раз он приехал сюда в 1954 году, когда был ещё совсем юным, в 16 лет. Город понравился ему, понравилось и купаться в шторм. Но в следующий приезд в 1957 году купание едва не закончилось трагедией. Зайти в воду при сильных волнах не так сложно, но вот выплыть обратно, очень трудно. Подсказали, как выбраться на берег те, кто оказался в тот момент на берегу. В Сочи в первый раз Высоцкий был назван поэтом. Актёру было поручено написать песни к фильму «Последний жулик», который снимала рижская киностудия в центре Сочи. В ведомости на получение гонорара в графе «должность» было указано «поэт». Так впервые Владимира Семёновича официально «утвердили» в этом звании… Однажды, когда он отдыхал в санатории «Актёр» у него, украли пиджак. Но когда воры узнали, кому принадлежит украденное, с извинениями вернули вещь. Сочинцы любили поэта, много раз бывавшего в их городе. Его песни, искренние, с душой и главное со смыслом, они пели и слушали. Инициатор создания памятника Высоцкого — мэр города Анатолий Николаевич Пахомов. Автор монумента — сочинский скульптор Пётр Хрисанов, работа выполнена в Ростове-на-Дону в литейной мастерской Андрея Дементьева. Высота памятника — около двух метров, вес скульптуры, отлитой из бронзы, — порядка 500 кг. На начальном этапе ростовские мастера-литейщики с глиняной фигуры сделали гипсовый слепок, затем форму залили воском и только потом изготовили металлическую модель, точнее её части, которые затем сварили и отшлифовали. Памятник Высоцкому в Сочи установлен на средства меценатов. (стащил на сайте tripguide.ru)

Собор Архангела Михаила …

… всего в нескольких шагах, — Православная реликвия:

Собор Архангела Михаила— главный православный храм города Сочи. Центр Сочинского благочиния Екатеринодарской епархии РПЦ.  Он находится в историческом «сердце» Сочи – в районе Морского вокзала. Данная часть микрорайона «прикрыта» с моря Круизной гаванью. Возле храма стоят Иверская церковь и памятник Александру II. Южнее раскинулся Оздоровительный комплекс им. Мориса Тореза, а севернее – Цветочные часы и монумент «Морская прогулка». Первоначально разработка проекта церкви с составлением сметы была поручена архитектору А. Вергилису, который в течение двух лет так и не сумел довести работу до логического завершения. Добровольную инициативу П. Верещагина о сооружении храма на собственные и привлеченные от частных лиц средства поддержал Д. Пиленко, занимавший в то время пост начальника Черноморского округа. В результате организация строительства была передана в руки Петру Васильевичу. Однако и он не смог продолжить работу, так как после очередной поездки на Черноморское побережье заболел малярией.

Дела принял на себя брат Верещагина — Арсений Васильевич, вложивший в проект и возведение собора сумму, полученную от продажи собственного дома. Кроме того, ему удалось привлечь к финансированию зажиточного местного купца и землевладельца Н. Мамонтова. Проект храма Архангела Михаила был выполнен московским архитектором А. Каминским в кратчайшие сроки. В начале апреля 1874 года его работу одобрили соответствующие службы, а спустя полтора месяца — 26 мая — провели торжественное мероприятие по установке закладного камня. Этот день считается датой основания собора. Четыре года понадобилось на возведение стен и сооружение кровли, а дальше — начались трудности, длившиеся с небольшими перерывами долгих 12 лет. Русско-турецкая война негативно повлияла на проблемы с рабочей силой и поставками материалов. Позднее А. Верещагин столкнулся с нехваткой финансирования.

Попытка привлечения промышленников и коммерсантов не увенчалась успехом. Лишь в 1888 году обязательства по выделению средств и завершению работ взял на себя Синод РПЦ. Освящение храма состоялось 24 сентября (7 октября) 1891 года, через год после окончания его строительства. После Октябрьской революции собор Архангела Михаила, как и большинство других религиозных объектов, был закрыт. Культовое сооружение с 1931 года использовалось под склады. Храм вернули прихожанам в 1944-м полностью опустошенным. В ходе послевоенных перестроек архитектурный облик здания был изменен. Ему удалось вернуть первоначальные черты, задуманные архитектором А. Каминским, только после реставрации 1992–94 гг. Рядом с собором был построен храмовый комплекс, включающий воскресную школу имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и крестильню во имя Иверской Иконы Божией Матери (заложена). Здание храма выполнено в форме четырёхконечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр — куполом. Длина здания — 25,6 метров, ширина — 17,1 метра, высота, включая крест на колокольне, — 34 метра. В 1993—1994 собор отреставрирован. Величественные купола собора виднеются практически с любой точки на набережной исторической части города Сочи, а если туристы пройдут мимо морского порта, сооружение откроется им полностью.

Фасад самого сооружения окрашен в нежные белые и голубые тона, а построен он был по классической схеме православных памятников архитектуры – с использованием средокрестия, как доминанты внешнего облика.

Наивысшая точка храмового комплекса – это вершина креста колокольни, которая составляет 34 метра от уровня земли. Сам же храм имеет весьма скромные размеры, и его суммарная длина чуть более 25 метров, а ширина – всего 18. Однако в данном случае прелесть памятника заключается не в размерах, а в гармонично расставленных постройках всего квартала, выгодно обращённых по сторонам света и удачно вписанных в природный рельеф местности, что и заставляет многих туристов восхищаться этим шедевром архитектурной мысли. Рядом с собором был построен храмовый комплекс, включающий воскресную школу имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и крестильню во имя Иверской Иконы Божией Матери (заложена 19 декабря 1995). Стены, своды и колонны собора Михаила Архангела богато украшены росписями. На них изображены библейские сюжеты, образы святых и широкие орнаментальные узоры. Золоченый фон придает внутреннему пространству особую торжественность.

Алтарная зона храма и иконостас были реконструированы в 2010 году.  На любого путешественника, зашедшего внутрь собора, несомненно, произведут сильное впечатление богато оформленные интерьеры, красивые правильные своды, золочёный отреставрированный алтарь, а также следующие главные святыни комплекса: Прежде всего – это знаменитая икона, известная ещё с древних времён, которая, по легенде, исцеляет от самых тяжёлых болезней каждого, кто к ней прикоснётся. В сочинском соборе она располагается с 2007 года, а точное число исцелившихся с тех пор людей исчисляется тысячами.  Главной иконой собора, в честь которой он и был назван, является огромный чудотворный лик покровителя города Сочи – Архангела Михаила, приветствующий гостей в отреставрированном виде уже почти 30 лет.

Также многочисленные верующие приходят сюда для того, чтобы поклониться иконе святой Матроны Московской и прикоснуться к небольшому фрагменту её мощей.  Важно! Помимо великолепных интерьеров отреставрированного храма, на территории комплекса туристы также смогут посетить храм Иверской иконы Божией Матери, в которой все элементы интерьера с точностью восстановлены ещё с царских времён, а также различные сооружения для забора питьевой воды, трапезная и воскресная школа с церковным хором для самых маленьких православных прихожан. Кроме того, на территории парка, примыкающего к собору, находится бюст новомученика, последнего русского царя Николая II.  Благодаря множеству качественных фото храм Архангела Михаила в Сочи стал популярен у тысяч российских отпускников, ежегодно навещающих летний курорт. Их отзывы можно обнаружить на основных туристических сайтах-агрегаторах, в том числе и у нас на ресурсе. Описанное место называют «обителью Света» и даже «главным собором исторического участка города».

По словам путешественников, этот объект паломнической экскурсии оставляет после себя приятное «послевкусие». В завершение предлагаем о нем видео, приятного просмотра.  Крестильный храм во имя Иверской иконы Божией Матери был заложен года рядом с главным православным собором Сочи. В воскресные дни здесь проходят ранние Божественные Литургии. В Иверской церкви хранится икона св. Матроны Московской с частицей ее мощей.  При соборе св. Архистратига Михаила функционирует Воскресная школа для взрослых прихожан и детей разных возрастных групп. Занятия проходят еженедельно в зале приходских собраний Иверской церкви.  В стенах школы для малышей 4–8 лет проводятся кружки, где детей обучают навыкам рисования и рукоделия. Кроме того, юных прихожан 5–15 лет приглашают принять участие в детском хоре. В рамках занятий их подготавливают к церковному пению во время богослужений. (материал взят из https://svjatyni.ru)

Зимний театр … Сад … «Конь в пальто» …

Здание, на которое ушло 11,5 миллионов советских рублей, было построено в стиле неоклассицизма по проекту малоизвестного Константина Николаевича Чернопятова.

Одни утверждают, что архитектора выбрал сам Сталин, другие рассказывают, что кандидатуру Чернопятова утвердил председатель комиссии Серго Орджоникидзе, который заинтересовался макетом здания, напоминающим греческий Парфенон. За счет того, что у театра два фасада, Константину Николаевичу удалось выполнить неразрешимую задачу — разместить его лицом и к Сталинскому (Курортному) проспекту, и одновременно к морю его парадной стороной, чтобы зрители в антрактах, прогуливаясь по галерее, могли любоваться водной гладью. Первоначально предполагалось, что главная лестница будет спускаться до самой набережной, но по какой-то причине задумка не осуществилась. Официальное открытие Зимнего театра состоялось 15 мая 1938 года оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста». Сегодня грандиозное здание театра значится архитектурным символом города-курорта Сочи. Некоторые краеведы утверждают, что Зимний театр оштукатурен песком с высоким содержанием золотых частиц. Рассказывают, что мастер Григорий Тютюнников обратил внимание на гору привезенного песка, который странно поблескивал на солнце.

В его бригаде работал бывший опытный старатель Тимофей Семенов, который предположил, что сверкать могут мелкие частицы золота. Решив проверить свою догадку, старатель промыл партию песка и обнаружил несколько граммов золота и платины. По проведенным расчетам оказалось, что содержание драгоценных металлов на тонну промывочного материала доходило до 6,5 грамм. По проекту архитектора Чернопятова все здание окружено колоннами с коринфскими капителями. Всего их 88. И это очень символично, так как именно столько клавиш у рояля. Всего в здании 124 колонны, включая установленные внутри театра. Однако во время сооружения столь громадного и тяжелого проекта инженеры-строители столкнулись с проблемой. Сложный ландшафт и подвижность земной коры могли привести к тому, что почва не выдержала бы вес здания. Пришлось искать выход из положения. И он был найден: чтобы уменьшить общую массу строения все крупные элементы сделали полыми внутри. Не обошла эта участь и знаменитые колонны. Известно, что в любом театрально-концертном заведении страны имелась сталинская ложа. Поэтому одной из главных задач архитектора была необходимость спроектировать ее так, чтобы обеспечить главе государства не только безопасность, но и полный режим инкогнито.

Сталинская ложа находилась справа от сцены и была задрапирована таким образом, что ни с какой стороны не было видно кто в ней находится. Кресло стояло под таким углом, что даже со сцены невозможно было заметить посетителя. Кроме того, под зданием со стороны гостиницы «Жемчужина» был проложен подземный тоннель, ведущий прямо в ложу, внутри которой была организована прямая телефонная линия с Кремлем.

Сегодня под зданием театра осталось лишь одно помещение, похожее на бомбоубежище, где теперь хранится театральный инвентарь. Большинство мифов и легенд в Сочи связано с личностью И.В. Сталина. Есть мнение, что глава государства ни разу не воспользовался секретной ложей и вообще никогда не посещал Зимний театр. Тогда для кого же играл оркестр Эдди Рознера в полностью пустом зале? В сентябре 1940 года для выступления в Зимнем театре был приглашен джазовый коллектив. Музыкантов тщательно обыскали и предупредили, чтобы ничему не удивлялись и просто отыграли свой концерт. Когда убрали занавес, перед музыкантами открылся полностью пустой зал. Помня о предупреждении, оркестр отыграл свою стандартную программу, собрал инструменты и покинул театр. Дирижеру оркестра сообщили, что гость остался доволен. Кто конкретно тогда скрывался в литерной ложе нигде не задокументировано. Возможно, это был сам Сталин, ведь, как оказалось, он любил джаз. Несмотря на то, что многие считают сталинскую ложу президентской, в театре она находилась в другом месте. Традиционно царскую, а ныне президентскую ложу располагали в центре второго яруса. Не исключение и Зимний театр. Однако в Сочи президентская ложа никогда не использовалась по своему прямому назначению, так как современное руководство предпочитает занимать десятый ряд в партере. Скульптуры Зимнего театра.

Считается, что на фронтоне театра находятся скульптуры, которые называют греческими музами: покровительница танца Терпсихора, муза трагедии Мельпомена и Талия — муза комедии. На самом деле фасад Зимнего театра украшают не музы, а аллегорические скульптуры — Живопись, Зодчество и Ваяние. По центру расположена фигура с рейсшиной и чертежной доской в руках, олицетворяющая Зодчество. Справа от центра фигура, олицетворяющая Живопись, она держит кисти. Фигура, олицетворяющая Скульптуру (Ваяние) расположена слева от центра. Стека, которую она ранее держала в руках, на сегодняшний день утеряна.

… мы подошли к Зимнему театру со стороны служебного входа и обнаружили удивительное место – сад.

В 70-х годах прошлого века жил в Сочи человек, создавший неповторимый «сочинский» стиль ландшафтного озеленения, звали его Сергей Ильич Венчагов. Его «перу» принадлежат самые необычные и уютные уголки в городе: сад российско-японской дружбы, «зеленый партер» у зала «Фестивальный», ландшафтное оформление у гостиницы «Москва». В своей работе он использовал необычные для того времени материалы: коряги, корни, пни поваленных деревьев, ракушечник, гальку, старую керамику. В память о нем был создан небольшой сад непрерывного цветения «Фитофантазия». Создал его В.А. Петухов, который в свое время был учеником Венчагова. Несколько лет это место было заброшено, в итоге здесь чуть не выросла очередная многоэтажка. Благодаря Петухову, а также стараниям и труду многих сочинцев-активистов, которые организовывали субботники по восстановлению и добились, чтобы были выделены средства из городского бюджета, этот удивительный уголок появился на свет.

Ведет в этот садик неприметная дверь, которая прячется в затянутой плющом стене. Переступив ее, мы попали в параллельный мир. Тенистые аллейки, маленькие пруды с декоративными растениями, дорожки, вымощенные диким камнем, замшелые пни, огромные лианы, перекрученные, как клубки змей, малая садовая скульптура. Каждый уголок продуман с любовью и профессионализмом, ничто не выглядит чужеродным. Территория этого уголка всего 1278 кв. м., но задержаться здесь можно надолго, так как совершенно пропадает ощущение времени.

Городская скульптура «Конь в пальто» — памятник в честь анекдотического образа из русской поговорки — шутливого ответа на раздражающий вопрос: «Кто, кто? Конь в пальто!».

Но сочинский конь — не просто «Конь в пальто», он — настоящий аристократ. Вальяжно попивая вино, конь одет как английский джентльмен: пальто, котелок, трубка в зубах. Фигура сидящего на металлическом кресле коня изготовлена из широкой водопроводной трубы весом свыше 80 кг. Мелкие детали и аксессуары выполнены отдельно, а затем собраны и сварены в единую композицию. Средства на создание памятника выделил один из сочинских меценатов, а затем памятник был выкуплен городскими властями и теперь является собственностью курорта.

Неординарная скульптура появилась на черноморском курорте в разгар туристического сезона — установлена в июне 2007 года на Театральной улице у перекрестка с улицей Орджоникидзе и пешеходного перехода. Автор этого веселого памятника — А. А. Халафян, создавший также и другие популярные городские скульптуры, в настоящее время украшающие улицы Сочи, Таганрога, Липецка, Армавира. Железной скульптурой мастер увлекался давно. У здания Художественного музея Сочи можно увидеть впечатляющую коллекцию произведений скульптора: «Бременские музыканты», «Осел, собака, кот и человек», «Квартет». Изготовление памятника обошлось в 120 тысяч рублей.

Одна из версий появлений памятника именно у здания прокуратуры гласит о том, что приставы часто жаловались: «Мы приходим в прокуратуру, стучим в двери и нас постоянно спрашивают: «Кто?». Приставам надоело представляться, и они стали отвечать «Конь в пальто». Впрочем, сами муниципальные работники эту версию не подтверждают, хотя и не опровергают.

Другая версия повествует о том, что автора памятника вдохновила супруга. Его жена частенько любила повторять: «Кто-кто? Конь в пальто!». Услышав в очередной раз эту фразу, скульптор отправился в мастерскую и изготовил мифического персонажа из подручных средств: куска водопроводной трубы, молота и кузнечного горна. Конь из поговорки изображен эдаким весьма уверенным в себе улыбающимся франтом: в шляпе и пальто в английском стиле, с трубкой в зубах, левая задняя нога закинута на правую, в левом переднем копыте — винный бокал. Со скульптурой любят фотографироваться туристы и горожане. И хотя многие по привычке бросают в бокал коня монетки на счастье, это противоречит авторской задумке. Скульптор поясняет, что конь не просит милостыню, и «пьет вино за Ваше здоровье».  Популярное русское выражение «Конь в пальто», по версии некоторых исследований, происходит от традиции извозчиков укрывать своих коней овчинными тулупами или пальто — в холодные зимы в ночное время извозчики подолгу простаивали на месте. Часто случалось, что какой-нибудь вор после преступления брал такой экипаж, и на вопрос полиции: «Кто же скрылся с места преступления?», местные отвечали: «Конь в пальто», так как они действительно не могли никого разглядеть в темноте, кроме коней, укрытых теплыми тулупами.

Всё… Находили мы своими ножками много-много шажков… … Просто – устали.  Конечно, можно было ещё погулять по центру Сочи. Много местных достопримечательностей были помечены для просмотра в нашем путеводителе, записанном на планшете… Но, силы человеческие – не беспредельны. К тому-же надо ещё и чемоданами заниматься, ведь завтра у нас уже вылет в Москву.

Так и поступили. Сели в автобус… доехали до отеля… отужинали в столовке стоящей рядом с ним с красивым названием «Окрошкин дом»… собрали чемоданы… Сон.

На следующий день, дабы «убить время» сдали чемоданы в холле главного корпуса, а сами пошли на пляж, где немножко отдохнули на лежаках… посмотрели на водную гладь и опять в отель. Но, времени «на убой» было ещё много и мы умудрились принять водные процедуры в бассейне главного корпуса. Фотографии размещены в 1-2 –ом дне этих записей…  Далее по-накатанной: … такси… аэропорт Сочи… Шереметьево … и встреча с любимыми котами…

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх