2008. ФРАНЦИЯ — I (Париж: Лувр). 8 октябрь. 5 день. 2 часть.

… увертюра …

…  продолжаю… (что было ДО см. 5-ый день. часть 1-я)

наполнив свои желудки приличной пищей (похоже мы только 1-е не брали) и отдохнув, мы двинулись дальше по направлению к Лувру.

… набережная Сены и Мост Леопольда Седара Сенгора…

слева мост  Леопольда Седара Сенгора по которому мы будем переходить Сену… справа мост Руаяль (Royal)…

около набережной продавали жареные каштаны «по французски» … впереди виднеется «Большой дворец изящных искусств»

 

… с мост Леопольда Седара Сенгора открываются потрясающие виды …

 

… а, за рекой музей д’Орсе около которого мы недавно были…

 

Сад Тюильри

Как не рассказать о ещё сразу двух попытках «лохотрона» для туристов… — Сначала к Ирине на мосту подходили цыганочки и «всучивали» золотое кольцо, но встретили почти послание на три заветных буквы…. а, уже в саду Тюильри к Ольге с Никитой Пермяковым другие доблестные лохотронщики Парижа. Но, на этом не закончилось. Ещё через пол часа опять же к Ирине — ещё одна группа шарлатанов. Опять золотое кольцо. … Похоже место у них «намоленное». Но, не долго «шарманка крутилась»… — пока Ирочка своим носиком обнюхивала цветочки в Тюэльри — я с Пермяковыми наблюдали картину, облапошивания очередных туристов ещё одной … (их видимо больше, чем людей на земле…) цыганской группой… но, доблестные стражи порядка жандармерии на конях выгнали их из сада (почему не арестовали?)…

Сад Тюильри – одно из самых красивых мест Парижа. Являясь визитной карточкой города, сад разместился в самом его центре, создавая неповторимый зеленый оазис, посреди суетливого Парижа. Чтобы не решил посетить гость города ему не миновать это замечательное место, так как изначально сад входил вместе со знаменитым Лувром в единый дворцовый ансамбль французских королей еще до того момента, когда они перебрались в Версаль.

 

1564 год – дата, когда был разбит сад. Раскинувшись возле нового дворца Марии Медичи, сад получил название Тюильри – так именовалось новое жилище королевы, которое было построено на земле ремесленников, производивших черепицу (тюиль). Будучи итальянкой по происхождению, Медичи, естественно, предпочитала стиль своей родины. Чего бы это не касалось – возведение дворца или разбивка сада. Поэтому изначально сад создавался исключительно в итальянском стиле. Здесь было масса фруктовых деревьев, в тени которых можно было спастись от полуденной жары. Последующие правители Франции вносили в сад существенные изменения. Наиболее серьезную трансформацию сад претерпел при правлении Людовика XIV, когда гениальный придворный ландшафтный архитектор Андре Ленотр взялся за его реконструкцию. Именно он внес во внешний облик сада ярко выраженную симметрию с четко продуманной геометрией. Как следствие получилась игра с перспективой и природным освещением. Впоследствии этот стиль стал называться французским.Простые граждане Парижа получили доступ в сад лишь после Французской революции. До этого здесь прогуливались королевские особы и знать. В 1871 году, во время уничтожения Парижской коммуны дворец был сожжен и сад остался сиротой. Но это не единственные трагические моменты в истории сада. Тюильри неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам в обеих мировых войнах прошлого столетия. Непосредственно на его территории шли бои. Однако сад восстанавливали, и после последней разрушительной войны он претерпел реконструкцию и реставрацию, благодаря которым, сегодня радует, как гостей города, так и самих парижан.
 
После разгрома наполеоновских войск, русские солдаты и казаки вошли в Париж. Некоторое время на территории сада Тюильри находился лагерь русских войск. Сегодня сад Тюильри – это место, где сосредоточено огромное количество произведений искусства. Сам сад в тени аллей скрывает множество скульптур, как признанных мастеров разных эпох, так и работы талантливых современников. Здесь можно увидеть «Поцелуй» Родена и шедевры других не менее известных скульпторов, начиная с XVIII века и заканчивая нашими днями. Впрочем, не стоит забывать, что многие статуи – это лишь качественные копии надежно спрятанных оригиналов. Очутившись на западном краю сада, стоит зайти в Музей Оранжери – картинная галерея, где представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов. Картина «Водяные лилии» кисти Клода Моне надолго задержит даже самого равнодушного посетителя. Северная часть сада может похвастаться наличием Национальной галереи Же де Пом. Любители современного искусства найдут здесь истинное наслаждение. Кроме этого, сад Тюильри располагает открытой площадкой, на которой происходят показы во время недель высокой моды. Периодически в самом саду происходят вернисажи и инсталляции современного искусства. В летний период функционирует городок аттракционов, причем не только для детей, но и для их родителей. Даже просто прогулка по живописному месту оставит массу впечатлений. Утомившись, можно передохнуть в одном из кафе, расположенном здесь же в саду.

Парижская конная жандармерия поддерживает порядок в саду…

 

1564 год – дата, когда был разбит сад. Раскинувшись возле нового дворца Марии Медичи, сад получил название Тюильри – так именовалось новое жилище королевы, которое было построено на земле ремесленников, производивших черепицу (тюиль). Будучи итальянкой по происхождению, Медичи, естественно, предпочитала стиль своей родины. Чего бы это не касалось – возведение дворца или разбивка сада. Поэтому изначально сад создавался исключительно в итальянском стиле. Здесь было масса фруктовых деревьев, в тени которых можно было спастись от полуденной жары. Последующие правители Франции вносили в сад существенные изменения. Наиболее серьезную трансформацию сад претерпел при правлении Людовика XIV, когда гениальный придворный ландшафтный архитектор Андре Ленотр взялся за его реконструкцию. Именно он внес во внешний облик сада ярко выраженную симметрию с четко продуманной геометрией. Как следствие получилась игра с перспективой и природным освещением. Впоследствии этот стиль стал называться французским.Простые граждане Парижа получили доступ в сад лишь после Французской революции. До этого здесь прогуливались королевские особы и знать. В 1871 году, во время уничтожения Парижской коммуны дворец был сожжен и сад остался сиротой. Но это не единственные трагические моменты в истории сада. Тюильри неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам в обеих мировых войнах прошлого столетия. Непосредственно на его территории шли бои. Однако сад восстанавливали, и после последней разрушительной войны он претерпел реконструкцию и реставрацию, благодаря которым, сегодня радует, как гостей города, так и самих парижан.

 

 

Как бы не было хорошо в саду, но пора и «меру знать». Время «часа икс» — наступает. Встреча с группой у памятника перед Лувром….

Лувр …

… мы здесь впервые. Ире пришлось долго искать этот памятник — конную статую Людовику XIV-му на карте. А, он оказывается в самом центре — около большой пирамиды. Идем к нему… проходя через Триумфальную арку на площади Каррузель…

 

немного стырю из инета о куполе:

Конструкция из стекла и металла, спроектированная ныне покойным китайским архитектором И. М. Пей, находится над подземным вестибюлем Лувра, соединяющим три его галереи: Сали, Ришелье и Денон. Пропорции пирамиды (квадратное основание и высота свода в 21 метр) повторяют Великую пирамиду Гизы. Построенная в XII веке крепость, которая сегодня является музеем Лувра, первоначально была королевской резиденцией. Однако, в 1793 году, в результате Французской революции, стала общественным музеем. И ничто в ее истории даже не намекает на связь с пирамидами.  Пирамида оказалась единственно возможным решением. Сегодня Пирамида может рассматриваться в качестве архитектурного чуда, которое заслуживает внимания вне ее связи с Лувром. Но основная цель сооружения — функциональная. Президент Франции Франсуа Миттеран объявил о проекте работ над Лувром в 1981 году. Он включал в себя реконструкцию существующих помещений и расширение его пространства. Предполагалось, что новые площади появятся за счет крыла Ришелье, который в то время занимало министерство финансов. Но и этого оказалось недостаточно. «В рамках проекта требовалось расширение на 92 000 квадратных метра. Сложно было представить, как организовать такую площадь над землей возле крепости, не нарушая его архитектурного стиля. Поэтому было решено разместить помещения под землей.

… вот и он… памятник !…

 

… вот и ещё раз сказалось преимущество туристических экскурсий группами перед самостоятельными. В те годы ещё не было заказов билетов через интернет при которых можно зайти в «пирамиду» не более, чем за пол часа. А, вот если стоять в очереди через кассу, то можно потерять и около шести часов… есть еще несколько дополнительных входов с разных сторон, где нет огромной очереди и всё происходит в разы быстрее — вход у арки Карусель, вход с улицы Риволи (левое крыло), вход «Львиные ворота» (правое крыло) и вход через Пассаж Ришелье. Мы об этом тогда не знали. Да и незачем было тогда…

…Нас пропустили почти сразу. Встретились группой…дождались «нашего времени входа»…и всю группу провели в музей. Далее мы были уже «свободными». Без гида и без аудио-гида, от которого сами почему-то отказались…

… что-то типа вестибюля…. Входа\выхода в Лувр…

 

Заходим внутрь и тут оказывается, что под землей еще 2 этажа.
Под пирамидой расположен холл, напоминающий муравейник — столько там людей. Всё потому, что тут и кассы, и кафешки, и раздевалки, и камеры хранения, и даже вход во все три крыла Лувра начинается отсюда (переход из одного крыла в другое, минуя этот центральный холл, возможен вроде бы только на первом этаже, поэтому, чтобы не заблудиться, нам пришлось каждый раз возвращаться сюда.

Итак, — осмотр начался… Самое первое место, которое мне понравилось — это восстановленные крепостные укрепления средневекового Лувра. Можно пройтись вдоль стен и внутри башни. И людей немного, что главное … Стены эти находятся на два этажа ниже уровня земли — представьте насколько «подрос» за несколько веков Париж…

Первый этаж во всех частях музея — этаж скульптуры разных эпох…

 

Спящий гермафродит. ….Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты, который соединился с нимфой Салмакидой, принял её формы, но стал двойственным существом мужского пола, но с грудью и формами женщины. Скульптор нашел тему, выражающую греческий стиль: расслабленная нагота, эффект неожиданности и театральность спустя века были объединены в искусстве итальянского барокко, проиллюстрировано здесь Бернини, который изображал чувственных куртизанок, по сравнению с которыми греческие статуи выглядят совсем невинно. Раньше была доступна для обозрения лишь задняя часть скульптуры.

 

… очень часто во многих залах встречаются подобные шикарные потолки…

 

 

Ника Самофракийская (около 190 до н. э., мрамор, высота 3,28 м.) — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв.

Правое крыло статуи — реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Трогать ее нельзя, само собой, хоть некоторые и пытаются. Но на такой случай рядом с ней дежурит смотрительница….

 

Стили 18-19 веков нашли во Франции свое наилучшее воплощение. Именно поэтому, среди шедевров Лувра этой эпохи особняком стоят скульптуры французских мастеров.   Скульптуру «Амур и Психея» украшает коллекцию пластики не только в Лувре, но и в Эрмитаже. Известно, что Канова создал две одинаковых работы с разницей в несколько лет. Лувр владеет ранней работой. В Эрмитаже – поздняя.

Во Франции мастер Бенвенуто Челлини освоил технику бронзового литья. Одним из первых крупных произведений Челлини в этой области стал бронзовый горельеф, выполненный по заказу Генриха, сына короля Франциска I, для своей фаворитки Дианы де Пуатье. Эта работа сейчас выставлена в Лувре и называется «Нимфа из Фонтенбло» (другое название «Диана»).

«Венера Милосская» (Афродита с острова Милос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Статуя богини любви была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море. Считается идеалом красоты. При росте 168 см имела объем бюста — 90 см, талии — 60 и бедер 90.

 

«Летящий Меркурий» Джамболоньи (16-й век). С «русской репликой» этой скульптуры связана интересная история. Копия «Летящего Меркурия» была изготовлена в 1783 году по заказу императрицы Екатерины II и с конца 18-го века по 1941-й год украшала парковый ансамбль Павловского дворца под Санкт-Петербургом. В начале войны скульптура вместе с другими статуями была закопана в Павловском парке для сохранения. После освобождения Павловска в месте захоронения ее не обнаружили. Только в 1979 году в художественно-историческом музее Вены сотрудник Эрмитажа обратил внимание на статую «Летящий Меркурий». Надпись на русском языке, совпадающая с надписью, зафиксированной в инвентарных книгах Павловского парка, позволила начать расследование судьбы этого произведения искусства. В течение многих лет российской и австрийской сторонами проводилась работа по определению происхождения скульптуры. Наконец, накануне 60-летия Победы в 2005-м году, посол Австрии в Москве возвратил «Летящего Меркурия» России.

Увы, а скульптуру справа я так и не нашёл в инете… долго ковырялся, но….  может вы сможете !?

 

Лувр запомнился мне огромнейшим числом туристов в бесконечных галереях и залах…

 

Ченни ди Пепо.  «Богоматерь с Младенцем на троне в окружении ангелов»         Уникальные произведения раннего Возрождения представлены в Лувре с удивительной полнотой. Собрал эту бесценную коллекцию директор Музея Наполеона, так тогда назывался Лувр, барон Виван-Денон. После падения Наполеона комиссия, призванная возвратить тосканские картины в Италию, их не востребовала. Одной из жемчужин этой коллекции был алтарный образ из церкви Сан-Франческо в Пизе с изображением Богоматери на троне с Младенцем в окружении ангелов. Эта алтарная створка по времени относится к концу XIII века. Картина, поступившая в Лувр в 1814 году, очень большая — самая крупная в разделе живописи раннего Возрождения. В ней наиболее ярко отражен переход от господствовавшего в то время в живописи византийского стиля к той особой текучести линий, которая станет неотъемлемой частью тосканского искусства. Знаменитый историк искусств Джорджо Вазари считал ее произведением тосканского художника Чимабуэ (настоящее имя -Ченни ди Пеппо), хотя вторая алтарная створка, находящаяся сейчас во Флоренции, приписывается Дуччо, сиенскому двойнику Чимабуэ, и считается более поздней. Этот алтарь открывает в живописном искусстве тот новый вид произведений, который носит отпечаток их творцов. Память о такой личности, как Чимабуэ, была жива и три века спустя, когда Вазари писал хронику эпохи Возрождения под названием «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». По словам Вазари, Чимабуэ был очень упрям, за что получил прозвище «Бычья голова». В его образах всегда присутствует особая напряженность, ощутимая в открытых, устремленных прямо на нас взглядах.

Были ещё в зале, где представлены пано с мозаикой из камней… опять таки — не нашёл в интернете авторов и место, где их сделали….

 

Корона Людовика Пятнадцатого — справа.  Украшена 282 бриллиантами, среди которых знаменитый 140-каратный бриллиант «Регент», 230 жемчужинами, 64 драгоценными камнями (рубины, изумруды, сапфиры, топазы). Изготовлена французским ювелиром Лорентом Рондом в 1722 году.

Длиннющие галереи с живописными полотнами. И людьми, само собой….

«Коронация Наполеона»       Полное название картины – «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.». Картина была написана в 1805-1807 гг. официальным художником Наполеона – Жаком-Луи Давидом. Полотно поражает своими размерами – 10 х 6 метров. Копия картины, сделанная самим автором, весит в Версальском дворце. На картине изображено более 200 человек. Причем Давид позволил себе вольности в интерпретации события: например, мы можем увидеть в центре главной ложи мать Наполеона, которая не присутствовала в реальности на церемонии.

… и напоследок – самое «вкусненькое»…

Моно Лиза (в быту погоняло «Джаконда»)

Интересно, что портрет Моно Лизы до начала 20 века был известен только специалистам и не привлекал такого внимания широкой публики. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. На протяжении всего этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Именно с этой истории и началась необыкновенная популярность этого шедевра.    Существуют две картины кисти Леонардо да Винчи — «Джоконда» и «Мона Лиза». При этом, на луврской картине представлена любовница Джулияно Медичи — Констанца д»Авалос. Именно эту картину Леонардо привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти.  Последние годы жизни великий художник по приглашению короля Франции Франциска I провел в Париже. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король.  Первым местом, где не одни художники увидели «Джоконду», была баня, баня короля, а королем был не только великий политик, но и великий коллекционер Франциск I. На исходе жизни Леонардо получил приют у французского монарха, который стал для него идеальным покровителем. Король подарил художнику дом близ своего замка в Амбуазе. Здесь гениальный флорентинец и умер. По легенде, перед смертью он продал «Джоконду» Франциску за 4 000 золотых монет — огромную по тем временам сумму.
Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая, игривая женщина». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Набожные католики крестились при виде «веселой, игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Таким образом, в Лувре находится «Мона Лиза». А подлинная «Джоконда» — изображение жены Франческо дель Джокондо, и, возможно, тайной любви Леонардо, находилась до 1962 г. в Лондоне, пока не была куплена синдикатом швейцарских банкиров. Лондонская картина, известная также как «Айуорская Мона Лиза», была случайно куплена известным британским антикваром в 1914 г. на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней. Полотно полностью отвечает рассказам современников о картине Леонардо да Винчи….Картина находится в музее на особом положении. Во время ее переноса в новый зал даже не вставал вопрос о том, чтобы провести реставрацию картины и смыть с нее «пыль веков». В Лувре существует полный запрет на прикосновение к поверхности полотна, что выделяет ее из всех других 6 тыс. картин, входящих в коллекцию самой большой галереи мира.

Всё, что написано выше — стандартные данные из свободного доступа.

Поковырявшись совсем недолго в просторах инета, я с лёгкостью нашёл ещё кучку различных версий написания и истории «Моньки». Выделяю их мелким шрифтом, т.к. как всегда захотелось покороче, а получилось на килограмм:

Все секреты Джоконды
Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное.  В чем же секрет Джоконды? Версий – бесчисленное множество. Вот вам самые распространенные и интригующие.  Этот загадочный шедевр озадачивал исследователей и историков искусства на протяжении веков. Теперь итальянские ученые добавили еще один аспект интриги, заявив, что да Винчи оставил на картине ряд очень маленьких букв и цифр. При рассмотрении под микроскопом, можно разглядеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы.  А в левом глазу также есть какие-то символы, но не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE, либо букву B.  На арке моста на фоне картины есть надпись либо «72», либо «L2» или буква L, а число 2. Также на картине есть число 149 и четвертое затертое число после них.  Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.  Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.  Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал…        В чем же секрет ее притягательности?
Версия № 1: классическая
Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».
Версия № 2: мать-китаянка
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Версия № 3: Мона Лиза – мужчина
Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.  О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I. Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д’Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.
Версия № 4: Джоконда — это Леонардо
Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы. А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.
Версия №5: шедевр с синдромом Дауна
Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль. В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Версия № 6: дитя под сердцем
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца.
Версия №7: иконографическая
Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.  Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера.  А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.
Версия № 8:Леонардо — создатель 3D 
  Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо — сфумато (с итал. — «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется. Мона Лиза — это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.
Версия №9: тайные знаки
Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине. Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.
Версия № 10: обрезанный пейзаж
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе… Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах… Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека. Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает. Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.  Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.

 

… Вишенка на тортике ! …

… Моя версия (с кучей доказательств и экспериментов) — написания картины «Монька Лиза»…

Сразу оговорюсь, — не моя! Моя роль в этой версии – пересказ слов гида, совсем немного информации из инета, а самое главное – проведённый эксперимент.

Первое, что хочется сказать – то, что в инете каким-то образом удаляется информация о происшествиях в Лувре. Когда приехали, я почти сразу в 2008 и 2009 годах смотрел разные статьи о Лувре… и в частности о «Моне Лизе». Было много!!! – подчёркиваю МНОГО случаев с потерей сознания. Были летальные случаи… Были и лишение у человека рассудка (психические заболевания). Приводились цифры. Сейчас, как я не пытался – информация отсутствует. Мистика! (я пока под наблюдением психиатров, слава Богу, — не состою).

Психические заболевания и потеря сознания медицина объясняет «Флорентийским синдромом». Суть его проста – от большого количества шедевров, прекрасного… того, чего ты давно хотел увидеть… — на маленькой территории и за малое время – у человека могут возникать различные отклонения в виде обмороков, потери сознания, судороги… и т.д. (смотрите в инете)

Когда мы были около шедевра Леонардо, — народа было мало. Человек 10-20 на весь зал. (пара раз набегали экскурсии…толпились…но, эти массовки быстро удалялись). Поэтому у меня была возможность спокойно посмотреть.

Естественно, первым делом я стал убеждаться, что Джоконда всегда и изо всех точек смотрит тебе прямо в глаза. Встал слева… по центру… справа…. Итог понятен, как ясный день. Это правда.  И тут вмешалась гид. Поведала свою версию и попросила воплотить её в действие.

Я встал слева. Замер. «Ушёл в себя» …Успокоился настолько, что уже в зале как будто не было никого, кроме её и меня. Смотрел ей в глаза … и стоял до тех пор, пока не почувствовал, что она как бы ожила… и как бы общается со-мной……….     Передо мной была именно Мона Лиза такая как мы и привыкли её видеть на картинках

… медленно отошёл в центр, не отводя взгляда… встал и повторил действо… через несколько минут передо мной уже была как бы состарившаяся женщина… и взгляд от неё уже был не таинственный, а просто озлобленный какой-то…

… опять медленно … продолжая смотреть глаза в глаза… перешёл в правую часть дуги ограждения… и опять встал и стал с ней «общаться» …. ….. на меня уже смотрела здорово состарившаяся с морщинами баба… и взгляд её был такой, как будто она скоро набросится на меня и даст по морде за оскорбление….

…- ноги мои были как «тряпка» и еле держали меня, чтобы я не рухнул……

Прилетев в Москву, я стал много «штудировать» инет и литературу. Нашёл несколько подобных статей (подобной той, что я сейчас пишу) и решил провести «эксперимент».

Я — школьный учитель. Преподавал множество предметов от Черчения с Рисованием до Информатики и Технологии. Именно в двух последних были большие кабинеты для моего «эксперимента» … да и количество детей было меньше. На технологии – только мальчики, а на информатике – половина класса. О сути никто из них не знал. Я просто просил «пообщаться с Монькой Лизой» один на один. В конце класса ставил очень хорошую большую репродукцию 300 х 500 мм к стене в конце класса и оставлял одного школьника «один на один» сначала  слева… потом с центра и с права… остальные ученики выполняли какое то учебное задание и не мешали «испытуемому». То, что он увидит – просто просил «оставить в себе» и ничего другим не говорить. В конце урока уже все делились своими «общениями». Итогом было то, что 100% видели, что «Монька» с любого ракурса смотрит глаза в глаза. А, около 60-70% !!! в последний момент видели не «стандартное» лицо «Моны Лизы», а что-то более ужасное. …-дряхлых старух…гнилые прореженные зубы (хотя у Моны Лизы рот закрыт)… кровь на руках…. Несколько ребят вместо кожи видели белые кости…полусгнившую кожу….

За урок успевало «пообщаться» человек 5. На «технологии» почти все – около 10-15 человек (2 спаренных урока). И в возрасте ребята разные от 5 до 9 класса.

— Не буду брать на себя ответственность для окончательных выводов, — это дело медицины, психологов, физиков и математиков с деятелями искусства, и живописи… Но, всё полностью подтверждает, что Леонардо действительно пользовался приёмом «сфумато». И скорее всего изначально был нарисован один фон… потом этот фон несколько изменил… наложил на него изображение человеческого черепа … беззубого и простыми костями … затем полупрозрачные виды сгнивших зубов и гнилой кожи… далее кожа уже была морщинистой… глаза из гневных превращались в более «живые и добрые» … и как итог – в конечном результате представала уже та Мона Лиза, к которой мы все привыкли. Примерно в такой последовательности судя по эмоциям детей. Ведь они как я и просил «общались» с разных ракурсов и свет утром падал из одного места, а уже после обеда приходившему новому классу «доставалось» уже другое освещение. Участвовавших в «эксперименте» детей было очень много – гораздо больше ста. То есть более 50 видели, как минимум состарившееся лицо… кто-то видел уже более ранний слой и просто старое лицо уже превращалось в дряхлое… Но, однозначно все видели её взгляд, направленный именно на него, т.к. слои взгляда зрачков Лизы скорее всего нанесены были последними с разных ракурсов…

А, ведь это не оригинал! Это была всего лишь большая и очень хорошая репродукция на листе бумаги…………

Что это всё таки: мистика?…мой бред пожилого человека?…эмоции школьников с желанием показать, что «я видел более и более ужасный-ужастик»…

Ведь проверить моё «сочинение» довольно таки просто – сделайте подобный эксперимент в любых точках мира и с разными возрастными участниками……

Так что я делаю заявление о ещё одной версии.

Версия № тыща мульёнов сто: Леонардо – создатель 3D с первичным изображением белого черепа и последующим «оживлением» человеческого обличия

(свои выводы о моём психическом заболевании пишите внизу в комментариях, но предупреждаю сразу то, что у меня есть справка – я не псих!)

Главный недостаток Лувра — китайцы. Да, китайские нашествия на Париж — это вообще отдельная тема, но концентрация китайцев в Лувре вообще зашкаливает. А по части самострела китайцам нет равных в мире. Китайцы фотографируются по одиночке, по двое, по трое, небольшими группами, большими группами, стоя, сидя, лёжа, обнимая шедевры, подползая под шедевры снизу, окружая шедевры и нависая над шедеврами с потолка. Переждать поток китайцев, жаждущих сфотографироваться рядом с шедеврами, почти нереально, потому что китайцы количеством менее 150 человек не ездят в турпоездки. А когда вдруг иссякает поток китайцев, приходят японцы. И начинают всё повторять за китайцами.

 

… ещё одну черту у себя приметил в этой поездке: — я Бабник !!!

не успел присесть на перекур около фонтана Лувра — как сразу стал знакомиться со-всеми подряд дамами с разной социальной ответственностью… дело дошло бы до более разнообразного общения, но как всегда помешала рядом находящаяся Супруга………. (вечно появляется не в нужный момент)…

Ещё в первые дни мы заметили, что Парижское метро тише Московского. Объяснение этому простое – вместо обычных стальных колёс у них добавлены ещё и резиновые. Как бы одновременно стальные едут по рельсам, а рядом резиновые едут по специально проложенным бетонным (иногда стальным) путям.  Естественно – меньше шума и едет мягче. Более быстрый разгон и торможение… можно ездить в горку и с горки…. Но, есть и минусы – при трении появляется запах. И довольно таки не приятный (горелой резины)… срок службы меньше… дороже в обслуживании… На поворотах – дикий скрип закладывающий уши

… быстрей домой… быстрей в койку… завтра опять будет тяжёлый день… завтра Фонтенбло и Шантийи….

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх