2009. ИТАЛИЯ — I (Рим (Колизей, Императорские форумы, Витториано, пл. Минервы, Пантеон, фонтан Треви, Испанская лестница …). 4 октябрь. 9 день.

… «увертюра» …

 

Это утро похоже, опять, — предвещает нам только самое хорошее. Солнышко светит… Кошки под окном — накормлены…  Мы так же — с хорошим настроением притопали в столовку. И в ней всё стандартно — средней паршивости завтрак. Сейчас (в 2021-ом), я бы подобный завтрак понизил до уровня «терпящего бедствие отеля», пытающегося на завтраках сэкономить последние гроши. Скудный…. очень скудный перечень булочек и сыра… сок «из пакетиков». Пожалуй, только кофе (Супруге — почему-то он нравился) был более-менее нормальным.

… Вот здесь у меня настал очередной «провал в памяти». Всё дело в том, что почему-то после поездки во Францию год назад, я почему-то твёрдо был уверен в том, что в следующую нашу поездку с собой обязательно нужно взять какой-нибудь «подарок из России». Кому я хотел в Париже подарить его — не помню. … Может шофёру с красивым именем Оливье… может гиду… может в отеле… — хоть убей не помню.

В эту поездку… в Италию… специально ходил в магазин и искал не дешёвую (т.е. , возможно, — «палёную») водку. Да ещё чтобы этикетка была красивой… . Вот в этот день мы и прихватили с собой эту бутыль. Уже стали просто «бояться», что привезём водку назад в Москву… Да и таскать целый день собой килограммовое сокровище не хотелось. Вот мы и решили подарить её какому-нибудь «местному гладиатору»… и заодно сфотографироваться с ним.

Опять метро. Опять станция «Colosseo» (по нашенски — Колизей). Просто нам таким маршрутом было очень удобно добираться до исторического центра. Да, заодно, и в очередной раз посмотреть Колизей и «избавиться» от водки. … Времени зря не стали терять и первому попавшемуся гладиатору её сбавили…. Сейчас сожалею, о том, что сделал слишком мало кадров, а те, которые у меня сохранились — фигового качества и лица наших рож не выражали большого счастья…

Не успели мы пройти и десятка шагов как нам повстречался гораздо симпаптюлечней и натуральней гладиатор… Но, время уже прошло… — водка утекла…  Супруге пришлось восстанавливать настроение в общении с лошадкой. Любит она лошадок! …

 

… ещё раз позыркали на Величественный Колизей. … Неизвестно ещё, — увидим ли мы его в эту поездку… Осталось только три дня… и улетаем в домой…

Колесница истории мчится вперед, подминая под себя народы, города, страны. Меняются ландшафты, русла рек, разрастаются мегаполисы. Уходят в необозримые дали, становятся призрачными Спарта, Троя, Атлантида, Византия. Только Рим, получивший в третьем веке статус «Вечного города», стоит нерушимо, оставаясь вечным стражником прошлого, куда едут толпы, чтобы посмотреть на каменные развалины площадей, бродят среди умерших зданий, прикасаются руками к уцелевшим колоннам, ступеням, восторгаются, вдохнув аромат старины

В этот раз мы уже шли от Колизея по-правой стороне, если встать спиной к нему. Шли по проспекту Виа деи Фори Империали. Широкий проспект. Был построен в 1932 году по приказу Бенито Муссолини. Прямая улица шириной 30 и длиной 850 м отделяет основной римский форум от императорских форумов.

Императорские форумы …

… Притронувшись к пыли тысячелетий, слушают шепот разваленного города, говорящего о вечности… В Императорских форумах некогда шумели голоса, вершились людские судьбы, избирались императоры, принимались законы, создавалась история. На этих площадях витал запах восточных пряностей, слышалась чужеземная речь, переливался в солнечных лучах сирийский шелк, блестела холодом дамасская сталь, ноги утопали в персидских коврах и сыпались сестерции (древнеримские серебряные монеты). …

Императорские форумы Рима представляют собой ряд монументальных площадей, построенных между 46 г. до н.э. и 113 г. н.э. Они считаются центром политической жизни Древнего Рима, местом, которое на протяжении нескольких веков украшалось зданиями и различными сооружениями.

Первым в этом великолепном комплексе возник форум Цезаря. Юлий Цезарь задумал строительство площади в пропагандистских целях; форум был открыт в 46 г. до н.э., а окончательно строительство было завершено при императоре Октавиане Августе. С восточной и западной сторон форум украшен портиками, а в глубине возвышается храм, посвященный Венере-Прародительнице. Площадь имеет форму квадрата, расширенного в северной части, где находился храм Марса, опиравшийся на стену, отделявшую площадь от народного квартала бедняков «Субурра». На форуме были установлены большие полукруглые ниши-экседры, предназначавшиеся для проведения судебных разбирательств. О великом прошлом должны были напоминать статуи, в которых запечатлелась история Рима, изображения членов рода Юлиев, Энея и Ромула. Шел 75 г. н.э.

Веспасиан только что покорил Иерусалим. Между форумами Августа и Цезаря императору было отведено пространство, изначально не включенное в форумы и известное как Храм мира. Этот квадратный в плане участок напоминал сад-музей с водоемами и пьедесталами для статуй. Все постройки погибли в результате пожара, а новые сооружения появились уже в эпоху династии Северов (III век н.э.); здесь поместили высеченную на мраморных плитах карту Древнего Рима, от которой до наших дней дошли лишь отдельные фрагменты. Домициан построил еще одну площадь, чтобы объединить пространство, остававшееся свободным между Храмом мира и форумами Цезаря и Августа.

 

Император не смог принять участие в его открытии: он скончался в 96 г. н.э., оставив трон Нерве. Так возник форум Нервы с прилегающим храмом Минервы, покровительницы императора. Из-за промежуточного расположения площадь называли также «проходной».

 

Работы, начатые Домицианом, частично продолжил Марк Ульпий Траян, имя которого носит четвертый форум.  Основную часть площади использовали для размещения военных лагерей и только малую часть – для общественных нужд. За ней по-прежнему возвышается Колонна Траяна – памятник подвигам императора в войне против даков. За строительством форума последовало возведение базилики Аргентариев, где торговали серебром, рынков Траяна и восстановление храма Венеры-Прародительницы.

Наконец, мы подходим к базилике Ульпия, названной в честь императора, самой большой базилике римского периода. Она была построена между 106 и 113 гг. н.э. по проекту Аполлодора Дамасского и включена в форум Траяна. Пространство предназначалось для торговли и судебной деятельности, здесь же проходили «манумиссии» (от латинского слова manumissio — амнистия, освобождение), то есть совершались публичные акты освобождения рабов хозяевами.

Витториано …

Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Площади Венеции в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в эклектичном стиле неоклассицизма с элементами второго ампира. Именно так понимали в то время возрождение «национального стиля» римской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Также в Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота.

Площадь Минервы …

Ещё одна небольшая площадь в историческом центре Рима — площадь Минервы. Обычно, как мне кажется, её быстренько пробегают мимо — двигаясь скажем от площади Венеции к Пантеону. Тем ни менее мы «по-второму разу» решили побывать в ней. В первый раз это было с группой. Скоротечно – пятиминутно. В этот раз нас во-времени у нас не было ограничений. Хотелось ещё раз посмотреть на стеллу\обелиск, вдруг размещённый на спине слона. Молодёжь сказала бы на это – прикольно! Площадь Минервы (Piazza della Minerva) получила своё название от храма, построенного по заказу Гнея Помпея и посвящённого богине мудрости Минерве, чья статуя в настоящее время хранится в Ватикане. В центре площади в 1667 году был установлен монумент работы Джованни Лоренцо Бернини в виде слона с обелиском на спине. Обелиск был перенесён из бывшего храма Исиды. Обелиск привезли в Рим из Гелиополя (Египет), вместе с обелисками Пантеона, Догали во времена императора Домициана. Он был установлен на Марсовом Поле перед храмом Изиды. Обелиск относится к периоду правления фараона Априя (VI век до н.э.) и является самым маленьким египетским обелиском Рима: его высота всего 5,47 метров, но с базаментом, слоником и крестом на вершине достигает 12,69 метров. Фигуру слона кстати местные жители называют «поросенком», поскольку считается, что Бернини изобразил именно поросенка. Маленький монолитный обелиск держит на спине слоник, который стоит спиной к старинному монастырю Доминиканцев. Здесь проводились еженедельные заседания и суды Верховной Священной Конгрегации Римской и Вселенской Инквизиции. Именно в этом здании проходил процесс Галилея, на котором он был вынужден отречься от публичной поддержки гелиоцентрической системы (после чего как гласит легенда сказал «и всё-таки она вертится»…

Санта-Мария сопра Минерва…

… единственный храм Рима, относящийся к готике …Название «Святая Мария над Минервой» как нельзя лучше отражает многоступенчатость римской архитектурной истории. Христианская церковь 1370 года построена на месте языческого храма, который ошибочно приписали богине Минерве. Когда-то на этом месте было Марсово поле и храм Минервы возвел император Помпей, затем тут обосновались греческие монахи, а позже уже доминиканцы. Церковь была построена флорентийскими мастерами и тут похоронены выходцы из Тосканы — художник фра Анжелико и несколько пап. Здесь же похоронена Екатерина Сиенская, религиозная писательница, много сделавшая для развития итальянского языка. Прихожанами было флорентийское землячество. Церковь известна еще тем, что именно здесь собирались комиссии по отречению еретиков, здесь прошел ритуал отречения Галилея и графа Калиостро. Граф был последним в истории европейской инквизиции осужденным еретиком, а Галилей… вышел из церкви, посмотрел на круглый Пантеон и в сердцах сказал: «А всё -таки она вертится !».

Basilica di Sant’Eustachio — церковь святого Евстафия …

Basilica di Sant’Eustachio находится недалеко от Пантеона. Красив фасад церкви с колоннами и балюстрадой, слева виднеется романская колокольня 12 века. В эту красивую барочную церковь туристы, не заглядывают. Мало кто о ней что-либо знает,… да и находится как бы в подворотне… Мы так же зашли – нечаянно. Искали какую-нибудь кафешку испить кофе…

Церковь возводилась в IV – XV вв. на руинах терм Нерона. В XVIII веке церковь была реконструирована и посвящена великомученику Св. Евстафию, в церкви хранятся мощи Святого Евстафия, его жены и сыновей. При императоре Адриане Евстафий был вместе с семьей казнён (118 г.), исповедуя открыто христианство, отвергнув римских богов. В портике церкви за красиво накрытыми столами обедают опрятно одетые мужчины и женщины, в основном средних лет. На столах стоят бутылки с водой, горячая еда аппетитно пахнет. Её разносят из капеллы церкви. Это обедают самые бедные люди Вечного города — бездомные итальянцы и мигранты. Уже в течение последних пяти лет каждый день (зимой внутри церкви) в 12:30 начинаются в церкви обеды для самых обездоленных. Здесь в сиесту могут поесть люди любого вероисповедания, христиане и мусульмане, верующие и атеисты. Каждый день здесь обедают до 140 человек. Летом люди ждут своей очереди внутри церкви. Волонтёры при выходе из церкви в портик проверяют у людей талончики на еду. В итальянских СМИ церковь назвали «рестораном для бедных» — “ristorante dei poveri”. 22 сентября 2018 года церковью был открыт «Дом сострадания» — «Casa della misericordia» для поддержки бездомных. В благотворительной акции принял участие Папа Римский Франческо, внеся 15 тыс. евро.

К огромному сожалению, — фотографировать в церкви запрещено. Поэтому снял только пару кадров и ретировался от взгляда какой-то верующей…

Пантеон …

Весь ученый мир считает 126 год н.э. датой окончания строительства столь знакового сооружения. Хотя никаких документальных подтверждений так и не удалось найти, исследователи опирались лишь на некоторые события, описанные в летописях. Они провели логические цепочки, а верны они или нет, достоверно неизвестно.

 

Пантеон был построен императором Марком Агриппой, но 2 века спустя сгорел. Здание было полностью перестроено во 2 веке нашей эры императором Адрианом, задумавшим создать такой Храм, в котором человек бы чувствовал себя в самом центре вселенной. И императору Адриану это удалось, потому, что Пантеон поражает свой монументальной величественностью — шестнадцать 12-метровых колонн, взятых от предыдущей постройки Агриппы, бронзовые двери по 20 тонн каждая, огромный круглый зал, грандиозный полусферический купол высотой 43,5 метра, в центре которого зияет отверстие диаметром 9 метров. В храме нет окон, поэтому дневной свет сюда попадает только через «око», что создает эффект того, что свет снисходит в Храм с самых небес.

 

На площади Ротонда (Piazza della Rotonda), перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры. По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Фонтан Пантеона был установлен Папой Грегорием XIII. Фонтан спроектировал Джакомо делла Порта, а построил его и выложил серым африканским мрамором в 1575 году Леонардо Сормани. В 1711 году Папа Клемент XI решил перестроить фонтан и пригласил для этого Филиппо Баригнони, который изменил бассейн, сделав его каменным, установил в центре фонтана обелиск Рамзеса II, а также добавил четырех дельфинов вокруг декоративного постамента. В 1886 году оригинальные мраморные фигуры были заменены на копии Луиджи Амичи. Сегодня оригиналы находятся в Музее Рима во дворце Брасчи (Palazzo Braschi).

 

 

 

 

 

Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Стены очень мощные, ее толщина до шести метров. Бетонный купол весом 46 тонн, ради которого такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен пятью рядами кессонов и действительно парил. Пантеон — (греч.) — «Храм всех Богов» является единственным античным архитектурным творением, дошедшим до нас практически неразрушенным.

 

Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн более десяти метров высотой, 60 тонн каждая, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Уникальность Пантеона – в его куполе, который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. В его установке использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой, и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции.

Могила Умберто I ……..                                                                                                ….    могила Эммануила II

 

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры: архитектор Бальдассаре Перуцци (1481-1536), живописца Аннибале Карраччи (1560-1609), композитор Арканджело Корелли (1653-1713), короли: Умберто I и Эммануил II.

Церковь Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio — церковь Сант-Игнацио …

Интерьер церкви похож на дворец, иезуиты не скупились на украшение своих церквей, возводимых ими по всей Европе. Интерьеры церквей поражают своим роскошным великолепием.

 

Немного о святом Игнатии Лойоле. Он родился в провинции Басков в 1491 г., и поначалу его жизнь проходила в Испании. Но затем он попадает на воинскую службу, и при обороне Памплоны был ранен. Во время лечения он начал читать книги, а книги были в большей части религиозные. В результате он понимает, что хочет стать священником, но для этого ему недостаточно знаний. Поэтому он отправляется учиться в Париж в Сорбонну, где знакомится с Франциском Ксаверием и другими сподвижниками, с которыми вместе он решил перебраться в Рим. Их объединяло решение создать общество служения Христу. Перебравшись в Рим, Игнатий с друзьями, с благословения папы Римского, официально создали новый монашеский орден — Орден Иисуса (орден иезуитов). Игнатий был избран первым настоятелем ордена иезуитов. В 1556 году он умер и был похоронен в церкви Иль-Джезу. В 1622 году Игнатий вместе с Франциском Ксаверием был канонизирован.

Памятник павшим воинам Первой мировой войны — Турилло Синдони, Рим, 1919 год.

  

Андреа Поцци — купол церкви — его рук дело. Самое примечательное, что купола нет, то есть вместо купола имеется совершенно плоское полотно холста, расписанное Поцци и представляющее сцену вознесения святого Игнатия, но впечатление от этой работы такое, что мы видим настоящий купол. Эта работа Андреа Поцци навсегда попала в учебники архитектуры, как образец создания трехмерного изображения. Если бы я не знал, что купол — обман зрения, то я бы и не заметила эту особенность церкви.

Поцци оформил аспиду и главный алтарь. Здесь мы видим фрески, расписанные сценами из жизни святого Игнатия. Основная тема — это тема, отражающая дух ордена иезуитов, несущих людям свет Божьей любви. Поцци изобразил луч света, посылаемый Богом-отцом своему Сыну, а он, в свою очередь, передает его святому Игнатию, который уже делит его на все части света: Европу, Азию, Африку и Америку.

В храме двенадцать капелл, с каждой стороны по шесть. Две из них самые известные, так как в них находятся надгробия двух почитаемых иезуитов: святого Алоизия Гонзага и святого Иоанна Берхмана.

  

В церкви Сант-Иньяцио находятся надгробия двух почитаемых иезуитов: св.Алоизия Гонзага и св.Иоанна Берхмана. Но, кто покоится под этим стеклянным саркофагом — я так и не разобрался…  … рядом очень красивые светильники и люстры …

  

В массивной нише  Сант-Иньяцио Андреа Поццо изображает Бога-Отца, посылающему луч света Господу Иисусу Христу, Который затем передаёт его святому Игнатию. Разделяя свет на четыре части, святой направляет их на четыре известные человечеству XVII века континента: Европу, Азию, Африку и Америку. Эта величественная фреска проникнута духом христианского миссионерства, главного дела в служении иезуитов.
Кстати, захоронения двух особо почитаемых братьев Ордена находятся здесь же, в церкви — оба они прославлены Римской Католической церковью. Это святой Алоизий Гонзага и святой Иоанн Берхман.
Разумеется, кроме Поццо в украшении церкви  Сант-Иньяцио приняли участие и другие выдающиеся мастера. В том числе и скульпторы. Правее алтаря, в часовне Людовизи можно увидеть величественную скульптурную группу с Папой Григорием XV в центре — это работа Пьера Легро (1666-1719). Несомненного внимания заслуживают и завораживающие своей красотой статуи, выполненные скульптором Камилло Рускони (1658-1728).

 

… совсем рядом — Храм Божественного Адриана — храм в честь императора Адриана Риме, руины которого сегодня встроены в здание римской биржи. Он был воздвигнут храм в честь Адриана в 145 году. Храм в коринфском стиле украшали 13 мраморных колонн по боковым сторонам и по 8 колонн узким боковым сторонам. От постройки до наших дней сохранились лишь одиннадцать коринфских колонн высотой 15 метров и одна из стен целлы. В 1878 году здание было перестроено для римской биржи и торгово-промышленной палаты, при этом античные фрагменты были очищены от надстройки XVII века.

Колонна Марка Аврелия …

Монументальная колонна Марка Аврелия – один из наиболее хорошо сохранившихся отголосков древнего Рима в центре итальянской столицы. Ее возвели в конце II века нашей эры, чтобы увековечить победы императора в Маркоманской войне, и в наши дни она украшает названную в ее честь площадь Колонны.  Общая высота колонны составляет без малого 42 метра, что делает ее самой высокой в Риме, даже несмотря на тот факт, что в конце XVI века для устойчивости ее заметно углубили в землю.  По своей структуре колонна Марка Аврелия напоминает более раннюю колонну Траяна, установленную на одноименном форуме, однако в данном случае рельефы проработаны глубже, обеспечивая яркую контрастность изображений в солнечный день. Ключевым эпизодом в сюжете колонны считается событие, известное в религиозной среде как «чудо дождя». Согласно легенде, самыми трудными в походах Марка Аврелия стали битвы с языгами и квадами. После успешных побед император был настолько вдохновлен, что пошел дальше завоевывать земли квадов. Однако просчитался и попал в окружение. Невероятно жаркое лето и отсутствие доступа к воде заставляло многотысячную римскую армию просто изнывать от жажды. Тогда император принял решение призвать на молитву весь XII легион. Боги услышали, начался проливной ливень, и воспрявшая духом армия смогла одолеть противника.

 

Фонтан Треви…

Словно часть античного мифа, воплотившаяся в наше время, возвышается в Риме над одноимённой площадью Фонтан Треви — пожалуй, самый грандиозный и монументальный фонтан в столице Италии. Фонтану ди Треви в том виде, в каком он знаком современности, всего несколько сотен лет – его возвели в XVIII веке. Но построен он был не на пустом месте. Примерно в 20 г н. э. Император Октавиан Август занялся переустройством Рима. Помощник и друг Императора, Марк Випсаний Агриппа, предложил, среди многочисленных реформ снабдить горожан свежей водой для питья. Потратив много сил на усовершенствование канализационной системы, Агриппа построил водопровод-акведук протяжённостью — 12 км.

В XVII веке Папа римский Урбан VIII пожелал преобразить центральную часть Рима более роскошной и запоминающейся архитектурой. Для создания нового облика фонтана был приглашён выдающийся мастер, творящий в стиле барокко, – Джан Лоренцо Бернини. Идея украсить площадь ди Треви (итал. Piazza di Trevi) получила вторую жизнь в 1700 г, когда Карло Фонтана, ученик Бернини, продолжил дело своего учителя. Он придал источнику более строгие, классические черты, не отступая в целом от барочного стиля. Именно Карлу Фонтана композиция обязана мощной скульптурой Нептуна и его свиты во главе. Работы над фонтаном велись 30 лет (1732 – 1762 гг.). Прославленный мастер справился с блеском: фонтан составляет единый архитектурный комплекс с дворцом Поли (итал. Palazzo Poli), включает в себя множество удивительных скульптур и, несомненно, привлекает внимание. Сцена происходящего настолько реалистична, что вот-вот оживет… Нептун, символизирующий воду, поднимается из морских глубин так стремительно, что кажется настоящим. Камень полностью передает пластику движения и самого бога, и его запряжённой тритонами и морскими конями колесницы. Бегущая вода ещё больше оживляет композицию, делая её достоверной.

Позади самого фонтана, на фасаде дворца Поли, расположены статуи двух богинь – Здоровья и Изобилия, которые скромно наблюдают за явлением повелителя морских глубин вместе с любопытными гостями из всех уголков мира. Бросить монету (а лучше несколько) в фонтан к их ногам, не глядя – хорошая примета. Одна монетка — чтобы вернуться в Рим, две — чтобы встретить любовь, три — свадьба, четыре — богатство. Эти деньги идут на помощь бедным — в благотворительную итальянскую организацию «Каритас». Таким образом, можно приманить к себе счастье, удачу в любви и получить шанс ещё раз побывать в прекрасном Риме. Надо сказать, что на этом нехитром ритуале город зарабатывает около миллиона евро в год.

 

Всё бы было прекрасно, если бы не куча… вернее толпа как на Бессарабском рынке в Киеве в ярмарочные дни. Поэтому мы нафотографировались и пошли в тишину соседствующей церкви, где эта толпа «испарилась» испугавшись какой-то проказы …

Церковь Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi  — Санти-Винченцо-э-Анастазио …

Она расположилась углу площади Треви. Построенна по указанию знаменитого кардинала Мазарини (еще один литературный след, на этот раз Дюма-отца, при этом реальная фамилия реального исторического кардинала выбита над входом). Неоклассический интерьер является результатом перестройки XIX века. Над портиком снаружи стоит присмотреться к женской головке, которую вполне можно принять за очередного ангела, хотя утверждается, что это — скульптурный портрет любимой племянницы кардинала Марии Манчини. В 1646-1650 гг. церковь была реконструирована в стиле барокко по приказу кардинала Мазарини, известного всем по роману Дюма «Двадцать лет спустя», хотя, как отмечает Википедия, образ Мазарини в романе далек от своего исторического прототипа. Эта церковь вызывает интерес и тем, что в ней похоронена княгиня Зинаида Волконская (1789-1872) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX век. Княгиня Волконская поселилась в Риме в 1829 году.

 

Сейчас Santi Vincenzo e Anastasio является как бы наполовину православным храмом. 24 мая 2002 г. Папа Иоанн Павел II отдал ее болгарской православной епархии под юрисдикцией патриарха Максима Софийского «для литургического использования». При этом она по-прежнему формально принадлежит Римской католической церкви.

… иконы перед кафедрой… и православные кресты… — реально, говорят о православии …

… вышли к Испанскому посольству. Многие считают, что это посольство страны в Италии, однако на самом деле — в Ватикане. Напротив, дворца можно увидеть «Колонну Непорочной» в честь соответствующей догмы католиков о том, что рожденная от простых людей дева Мария не переняла первородный грех. У основания монумента можно увидеть библейских пророков, а в ногах Девы Марии лежит змей-искуситель.

 

… можно не только полицезреть на монумент, но и приобрести зачётные труселя и халатики с присутствием органов Давида …

 

Испанская лестница….

Испанская лестница — одно из самых узнаваемых мест Вечного города. Свое название лестница получила от названия площади Испании, где она и установлена. Популярным это место стало задолго до возникновения массового туризма. Уже в начале 16 века здесь стали строить первые гостиницы, а в 17 веке Испания приобрела расположенный на площади дворец Мональдески, в качестве резиденции своего посольства при дворе Папы. С этого момента площадь и стала называться Испанской. Вслед за испанцами моду селиться в районе этой площади подхватили и молодые английские аристократы. Одно время англичан стало здесь так много, что этот район в шутку начали называть «английское гетто». 

Но справедливости ради, следует сказать, что не испанцы, и тем более не англичанее первыми облюбовали для себя этот район Рима. Еще в 1502 году по заказу и на средства короля Франции Людовика XII, на этом месте было начато строительство церкви Тренита-деи-Монти, которое закончилось в 1585 году, уже во времена правления Франциска I. Несмотря на то, что лестница называется Испанской, построена она была на французские деньги, и соединяет площадь Испании с французской церковью Тринита-деи-Монти.

Церковь построена на самой вершине холма Пинчо. От площади Испании к ней ведут 138 ступеней. Современный вид Испанская лестница обрела только к 1725 году, а до этого на её месте были лестницы куда менее удобные и просторные. Представляю себе несчастных французских монархов, карабкающихся наверх по крутым ступеням и умирающих от одышки

… Испанская лестница считается произведением барочного искусства. Её авторы архитекторы Франческо де Санктис и Алессандро Спекки, выигравшие в 1717 году конкурс на её строительство. Ступени лестницы имеют полукруглую форму, становятся то уже, то шире, и вытесаны из традиционного для Рима камня — травертина. Для удобства лестница разбита на несколько просторных террас, которые служат отличными смотровыми площадками. Привлекает сюда туристов и тот факт, что неподалеку от церкви Тринита-деи-Монти расположена галерея Французской Академии художеств. Здесь можно купить у уличных художников «за недорого» их полотна. Я бы не сказал, что не «за недорого», но именно здесь мы и приобрели с Супругой очередную картину маслом на холсте, которая «достойно» висит у нас на кухне…

От площади Испании отходит виа Кондотти, где располагаются самые модные магазины и бутики, в которых представлены товары известных итальянских брендов. А еще виа Кондотти известна своим старинным кафе Грэко, где всегда происходят встречи итальянских и иностранных артистов. Но особо привлекательной Испанскую лестницу делает, расположенный у её подножья, фонтан Баркачча. Ему у меня посвящен отдельный пост — Как лодка оказалась в центре Рима. Поблизости от площади Испании любили селиться многие известные люди. Даже Николай Васильевич, который Гоголь, жил неподалеку отсюда на «Счастливой» улице (via Felice), во время написания своего первого тома «Мёртвых душ». С площадью Испании связано еще много всяких историй, но большинство туристов приходят сюда не за историями, они приходят сюда просто потому, что каждому туристу здесь нужно обязательно побывать – поставить галочку на красивом историческом месте…

Практически у самого основания лестницы установлен фонтан Баркачча, который создали Пьетро и Джан Лоренцо Бернини. Его чаша имеет форму лодки, и эта форма была выбрана неслучайно. Фонтан посвящен наводнению в Риме 1598 года, когда на этом месте села на мель лодка.

Sacro Cuore di Gesù a Castro Pretorio – Посвящение Святому Сердцу Иисуса…

Давно мы хотели посетить эту церковь. Просто даже потому, что из окон нашего отеля прекрасно видна позолоченная статуя Иисуса возвышающаяся на Колокольне церкви…

Сакро-Куоре-ди-Джезу-а-Кастро-Преторио-это приходская и титульная церковь 19 века, малая базилика по адресу Виа Марсала, 42. Это в современном рионе Кастель Преторио (исторический Рионе Монти), и очень близко к фасаду вокзала Термини. Церковь была первоначально предложена святым Джоном Боско, и первый камень в ее основание был заложен в 1870 году. Однако аннексия Рима Королевством Италия затянула дело, и строительство было окончательно завершено в 1887 году после яростного лоббирования святого.

В то время папство отказывалось иметь дело с новым объединенным Королевством Италия, и святой Иоанн Боско справедливо указал, что Церкви грозит опасность стать ненужной, если она не будет уделять внимание обучению и наставлениям простых трудящихся в рамках нового политического порядка. Проект нового здания был разработан Вирджинио Веспиньяни, и он создал одну из самых богато украшенных и богато украшенных современных церквей Рима. Церковь обслуживается салезианцами, основателем которых был святой. Они управляют школой-интернатом искусств и промышленности рядом с церковью с правой стороны, пристроенной к зданию.

 

О церкви очень скудно представлено в сети. В Книгах об Италии она вообще не упоминается… Поэтому имею наглость скачать множество предложений с сайта: https://romanchurches.fandom.com/wiki/Sacro_Cuore_di_Gesù_a_Castro_Pretorio

План представляет собой латинский крест, с очень длинным пресвитерием или алтарем, имеющим световое окно в крыше рядом с пересечением, который зажигает хор салезианской общины. Здесь нет отдельной структурной апсиды, как и внешних куполов, так как крыша наклонная по всей площади.
Материал, используемый в наружных стенах, — белый травертин, добытый в Тиволи, с некоторым кирпичным основанием на фасаде, чтобы создать контраст архитектурным элементам. Есть три входных дверных проема для нефа и проходов, одинаковой конструкции, хотя вход в неф больше. Каждый из них окружен парой композитных колонн из серого гранита в круглой форме, поддерживающих антаблемент, над которым находится барабан с мозаикой, защищенный выступающим архивольтом. На центральном барабане находится Священное Сердце, которому поклоняются ангелы, на левой руке-Святой Петр, а на правой-Святой Павел.  На фасаде есть восемь коринфских пилястр в четырех парах, две пары по углам и две другие по бокам главного входа. Над проходом подъездах стоят две таблички с надписями, левая рука одном чтении иди ко мне, Омнес с qui laboratis и onerati Эстис, Эт эго reficiam ВОС (Придите ко мне все вы, кто трудится и обременен, и я вас успокою), а в правой Quisquis специального темплум благотво petiturus ingreditur cuncta ГП impetrasse laetetur (тот, кто входит в этот храм, чтобы обратится за пособием, может он радоваться за тех, кто уже предоставлен). Пилястры поддерживают полный антаблемент с пустым фризом, а над ним-сплошная балюстрада мансарды, украшенная пустыми тонди и табличками. На одном углу находится статуя Святого Франциска де Салеса работы Эудженио Барони, а на другом — статуя Святого Августина работы Адольфо Панторези. Фасад нефа второго этажа, над крышами проходов, имеет аркаду из трех арочных окон, обрамленных четырьмя пилястрами, поддерживающими антаблемент и треугольный фронтон. На фронтоне изображен герб папы Льва XIII, вырезанный одним Гепи, а над правым и левым углами расположена пара ангелов, вырезанных Анджело Бензони.
Колокольня находится на дальней стороне левого трансепта. Два этажа возвышаются над церковной крышей, с каждой стороны обоих с аркадой, содержащей три арки. Наверху находится небольшой восьмиугольный барабанный купол, на котором стоит колоссальная позолоченная статуя Христа-Искупителя работы Рафаэло Полити, возведенная в 1931 году. Здесь есть неф с боковыми проходами из пяти отсеков, затем трансепт шириной с неф и проходы и, наконец, квадратное святилище с куполом. За этим, а не частью общественной церкви, находится хор, который также квадратный, но немного больше и имеет собственную полукруглую апсиду. Одна странность, которую часто упускают из виду посетители, заключается в том, что фасад находится под углом к главной оси церкви, так что левая боковая стена длиннее правой. Если вы пройдете через правый боковой вход, вы окажетесь в проходе, но левый боковой вход сначала проходит через небольшой вестибюль, который находится там, чтобы правильно сориентировать стену контрфасады. Для церкви современной эпохи внутреннее убранство удивительно богато.
В трех окнах над входом есть витражи, изображающие Христа, Святого Петра и Святого Павла. Неф аркады имеют по четыре дорические колонны из серого гранита с каждой стороны, с импостами, поддерживающими арки. Над каждой аркой находится круглое окно с фресками в рамах между ними, изображающими Двенадцать пророков работы Чезаро Карозелли. На шпандрелях арок есть тонди с головами святых, вырезанными в горельефе, а арки вуссуаров кессонированы. Потолок также кессонный и резной, в красном, синем и золотом цветах с фресками на центральных панелях, за исключением средней, на которой изображен позолоченный деревянный рельеф Святого Сердца Андреа Бревилакки
Над святилищем есть внутренний купол с большим открытым окулом, но без фонаря. Фреска Святого Сердца в этом куполе принадлежит Вирджинио Монти, который также отвечал за другие фрески на крыше. Главный алтарь представляет собой огромный эдикул в стиле барокко с четырьмя коринфскими алебастровыми колоннами, поддерживающими треугольный фронтон, и был первоначально построен в церкви Сан-Франческо в Сиене. На нем изображено Святое Сердце Франца фон Родена, одного из представителей так называемой назарянской школы, ателье которой находилось в монастыре Сант-Изидоро-а — Капо-ле-Кейс. Скиния богато украшена драгоценными камнями и полихромным мрамором. За алтарем находится перегородка, вставленная в 1969 году, чтобы отделить частную хоровую капеллу салесианцев от основной части церкви.    Правый проход       В проходах есть купола-блюдца с большим количеством фресок в их подвесках и окулярах. В каждом проходе есть два боковых алтаря с богатой отделкой из полихромного мрамора, а в дальнем конце находится еще один алтарь.В правом проходе у входа находится мраморная статуя папы Пия IX работы Франческо Конфалоньери и портрет папы Льва XIII. Затем есть боковой алтарь, посвященный Святой Марии Доменике Маццарелло, с очень хорошим алтарем работы Паоло Джованни Крида 1966 года. Она считается основательницей женской ветви салезианской религиозной семьи, Дочерьми Марии, помогающей христианам, и на картине она изображена, указывая на изображение Мадонны с Младенцем над алтарем в стиле барокко. Следующий алтарь посвящен святому Франциску де Салесу, с портретом Пьомби. Алтарь в конце посвящен святому Иосифу и был первоначальным главным алтарем (первоначально церковь должна была быть посвящена святому Иосифу Рабочему в знак признания салезианской харизмы евангелизации рабочего класса). Алтарная часть работы Джузеппе Роллини изображает Святого Иосифа, Покровителя Вселенской Церкви.     
Левый проход   В левом проходе у входа находится баптистерий с купелью из каррарского мрамора и мраморным барельефом Крещения Христа. Затем есть боковой алтарь, посвященный святым Иоахиму и Анне, родителям Богоматери, с алтарем работы Гвидо Гвиди 1991 года, на котором изображена святая пара, обучающая Богоматерь чтению. Следующий алтарь посвящен эсэсовцам Джону Боско и Доминику Савио и включает в себя две древние рифленые мраморные колонны с серыми прожилками, подаренные частным образом. Здесь также есть очаровательная картина с изображением двух святых работы Джузеппе Крида 1934 года, который также вырезал рельефы под перилами алтаря.

 

 

 

 

 

Всё! План (правда, — никакого плана вовсе и не было…) — выполнен! Отель рядышком — буквально в сотне шагов… Пришли… отдохнули пару часов … и чтобы «не было так грустно за бесцельно проведённый вечер» — отправились наслаждаться ночным Римом !!!

Мы не профессионалы-фотографы! Простые путешественники. И фото-отчёты — дело вторичное. Самое главное лицезреть глазками и наслаждаться душой (совместно с мозгами в башке). … Именно, поэтому, — фотографий наснимали кучу, но получилось — раз, два и обчёлся…..

Прогулялись по площади Республики (До 1950-х годов площадь Эзедра. Расположена недалеко от вокзала Термини, напротив терм Диоклетиана. В центре — фонтан «Наяд».)  … Подышали влажным воздухом фонтана Наяд. (Возведен в 1912 г., скульптор Марио Рутелли. Фигуры Нимфы Озер на лебеде, Нимфы Рек на речном чудовище, Нимфы Океанов на коне и Нимфы Подземных Вод на драконе; в центре — Главк.)

 

… обогнули фонтан на площади Республики. Немножко посмотрели на Термы Диоклетиана, Церковь Санта Мария дельи Анджели… прошли мимо Аудитория и Кальдария — Ванны Диоклетиана … мимо Римского оперного театра …

  

… вышли на площадь Министерства Внутренних дел (Piazza del Viminale) прямо перед которым стоит интересный фонтан. В 1924 году муниципалитет Рима объявил конкурс на лучший проект фонтана для площади Mastro Giorgio. Работа архитектора Публия Морбидуччи не принесла автору победу, но обратила на себя внимание оценочной комиссии. Было решено, что его фонтан тоже заслуживает быть воплощенным в камне на одной из римских площадей, что и случилось в 1929 году. Именно в это время достраивалось здание МВД, и облагораживалась территория перед ним. Фонтан Морбидуччи стал завершающим аккордом в общей композиции обновленной городской площади. И самое интересное, что все источники в инете пишут, что увидеть фонтан работающим – огромная удача. Нам повезло !!!

Вечером гулять одно наслаждение. Гуляли так — гуляли… и невзначай опять вышли к Колизею… (просто обратно лучше ехать на метро или автобусе, чем идти пешком). …  — чувствовали, — на сей раз это уже точно — наше последнее в эту поездку посещение «развалюхи»-амфитеатра Флавиев…

 

… тем, кто не поленился и досмотрел мои мемуары до конца, — поведаю тайну. Ненавидим с Супругой мусорить! Все бычки (мы потребляем в большом количестве дозы никотина) — или в помойку, или во-внешнюю оболочку пачек сигарет (между пачкой и целлофановой обёрткой) — потом… потом в помойку. Если и бросаем что-либо, то только натуральное… быстро гниющее… и не загрязняющее экологию. Но, здорово бесит когда в столь популярных туристических местах — нет туалетов. А что в таких случаях делать ?! Ну, — когда буквально «не вмоготу». Пусть лучше, действительно, лопнет моя совесть, чем любимый мочевой пузырь! …. Пришлось столь величественное здание — обо.сс.ать……..

 

… обошли весь Колизей… и опять вышли к Триумфальной Арке Константина …

 

… очень оригинальные бывают станции метро в Риме. От очень даже уютных и «приличных»… до «ужаса» для нищебродов и «нелюдей»…  Московское метро — без всяких оговорок — лучшее в мире !!!

… уже поздно было искать другое кафе\ресторанчик, чтобы не быть «консерваторами». Зашли в уже проверенное и облюбованное… Бутылочка вина… пицца… — что ещё надо туристу перед сном !!

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх