Похоже, — все дни нахождения в Вероне у нас утром и вечером будет один и тот же маршрут. Просто потому, что отель располагается так, что нам очень удобно проходить сначала через ворота Порта Нуово… потом по проспекту корсо Порта Нуово и уже перейдя через крепостную стену выбирать «очередную цель» в виде какой-либо достопримечательности…
церковь Сан Фермо Маджоре…
Наша следующая остановка – церковь Сан Фермо Маджоре. Именно, — остановка. Так как мы воспользовались дарами цивилизации и проехали несколько остановок на автобусе.
Церковь названа в честь двух святых мучеников Ферма и Рустика из Бергамо, которые пострадали за веру в Вероне в 304 году. На месте мученичества двух святых в V веке была основана церковь. Со временем храм достраивался и приобрел вид двухъярусной церкви, которая интересна своим смешением романского и готического стилей
Сан-Фермо Маджоре — восхитительная церковь, состоящая из двух частей. Простые аркады нижней церкви, которая была сооружена монахами-бенедиктинцами в 1065 году украшены восхитительными фресками.
Нижний храм построен в форме латинского креста. Верхняя церковь была построена над нижним храмом в XIII веке. Этот храм называют сокровищницей веронского искусства. Многие знаменитые художники эпохи оставили здесь свои творения. Мощи святых мучеников Ферма и Рустика почивают в главном престоле верхнего храма. Свод верхней церкви по форме напоминает корабельный киль. Вся церковь украшена средневековыми фресками
Набережная реки Адидже, протекающей через город, проста и не прихотлива, нет какого-то особого оформления, но прекрасные виды с мостов и на мосты, старинные постройки оставляют неизгладимое впечатление.
Когда в городе есть река, это всегда красиво. Набережные стройны, панорамы впечатляющи, изгибы интересны. Многие итальянские (и не только) города стоят на реках, что их, бесспорно, очень украшает. Верона и Адидже отлично смотрятся вместе, гармонично дополняя друг друга. Одно из самых эффектных сочетаний, рождающее прекрасные виды.
Чуть не забыл сфотографировать с моста Шпилей памятник королю Умберто I… В историю Италии Умберто I вошел, как талантливый полководец. В правлении он в основном использовал силовые методы. Именно в эпоху правления Умберто I Италия начала завоевательные колониальные войны в Сомали и Эфиопии. Однако данные походы не стали достаточно успешными и не подарили стане новых территорий. В период с 1878 по 1897 годы на правителя было совершено два покушения анархистами Джованни Пассаннанте и Петро Аччарито, однако оба были неудачными. Правитель был застрелен в 1900 году в Монце. В честь Умберто I в Италии названо множество улиц и общественных мест, в том числе крупнейшая больница Рима и масштабная галерея в Италии.
Пройдя несколько кварталов, мы попали в зону археологических раскопок на улице Via Leoni. Здесь же — остатки ворот “Порта-Леони”, которые были когда-то частью стены, защищавшей город.
За зоной раскопок начинается Via Cappello, по которой мы дошли до того места, куда стремятся все туристы приезжающие в Верону…
«Дом Джульетты» …
Большинство туристов едут в Верону, именно из-за этого дома. Все хотят поверить в сказку!
Мы, — нет. Нам хотелось посмотреть на красивый городок… и если уж, получится, — зайти в «фальшивку 20-го века»… … посмотреть на место, где страждущие пытаются навести порядок в сердечных делах…
Шекспировские страсти не могли не получить воплощение в реальности. Шекспир сочинил красивую историю, но она так завладела сердцами людей своей трогательностью, что легенда хотелось воплотить явью. Именно это и сделали в Вероне в бывшем особняке дома клана Копелло. Для этого поклонники произведения про Ромео и Джульетту подыскали подходящие дома.
Для туристов здесь есть и самое романтическое и интересное место, где Ромео признавался любви к Джульетте. Это дворик особняка и тот самый балкон, как нам это представляют. Именно это место собирает вокруг себя миллионы туристов со всего мира.
…интересная деталь — балкон Джульетты. Балкон был пристроен совсем недавно — в 1997 году. Конечно, для его возведения были использованы современные материалы и технологии, но облицовочные плиты ориентировочно принадлежат XIV веку. Примечательно, что в тексте самой трагедии Шекспира о балконе не было и речи — Джульетта показывалась из окна, но со временем при постановке пьесы в театре постановщики добавили в декорации балкон, что дальше и переняли многие художники и режиссеры, ставившие пьесу.
Род Монтиколи (Монтеки) был не просто богатым и знатным, но и одним из самых могущественных в то время. Понятно, что подобный союз сложиться просто бы не мог. Шекспир развил эту тему и получилась известная всему миру история трагической любви.
Пройти к дому Джульетты и дворику можно только через небольшой пятиметровый арочный проход. Все стены арки исписаны словами любви на разных языках мира. Администрация города пыталась запретить на стенах подобные любовные послания, и вводила то штрафы, то входную плату.
Паломничество влюбленных остановить было невозможно. Запрет лишь на письма, приклеиваемые на жвачку, поскольку выглядит это совсем не эстетично, и убирается с трудом.
Стену красят раз в неделю, — мы похоже, проходили как раз перед покраской, т.к. свободного места, где можно было бы оставить свои любовные каляки-маляки – просто не было.
Однако, традиции пылких влюбленных на этом не заканчиваются.
В 1972 году веронский скульптор установил во дворике бронзовую статую Джульетты. Вокруг себя она собирает то же количество туристов, что и двор, и балкон дома Джульетты. Образ Джульетты представлен скульптором очень трогательно, наивно, по- детски мило, напомню, следуя пьесе возлюбленные Ромео и Джульетта были совсем юные.
Не совсем понятно, откуда родилась следующая традиция. Необходимо дотронуться левой рукой до правой груди Джульетты, и любовные дела пойдут на поправку у тех, кто в разладе, одинокие найдут вторую половинку, а люди в браке никогда не расстанутся. Грудь девушки отполирована до блеска. Желающих прикоснуться выстраивается целая очередь.
В самом доме расположился музей, посвященный Джульетте. Внутри нет ни единой подлинной вещи, повторю, что во время приюта дом был разорен и разрушен. В музее находятся костюмы той эпохи из разных экранизаций, а также различные декорации.
Внутри воссозданы средневековые интерьеры, расставлена старинная антикварная мебель. Кровать (брачное ложе) является реквизитом из экранизации пьесы. Там же можно найти и компьютеры, стилистически удачно вписанные в интерьер: оттуда можно отправить письмо Джульетте.
Красивая легенда о любви продолжает жить, добавляя все новые традиции. Пока вера в них жива, толпы туристов буду продолжать посещать этот дворик.
На выходе из арки можно заметить мраморный герб в виде шляпы. Повторюсь, что семейство Даль Каппелло ( в переводе с итальянского «капелло» означает –шляпа), и стало прототипом клана Капулетти в шекспировской трагедии.
Пусть место и с искусственно- созданной историей, но не лишено своего романтического очарования, побывать здесь безусловно приятно.
Сам дворик Джульетты совсем не большой, на задней стороне двора есть ещё железная решётка, на которую влюблённые, по — традиции вешают замки. Этот ритуал нам не удалось сфотографировать, там тоже была толпа туристов, да и замка у нас с собой не было, туристы из других стран прям были подготовленные и стояло парами и с замками. Также это место и популярно среди грамотных волонтеров. Именно они читают послания к Джульетте и отвечают на письма с вопросами. Вопросы в письмах самые разные и наверняка, все они о любви и взаимной и не взаимной.
Помимо Дома Джульетты в Вероне есть еще и Дом Ромео (Casa di Romeo), но этот дом находится в частном владении, а хозяева до сих пор отказываются продавать дом городским властям. Если таковой шаг будет осуществлен, но в Вероне, скорее всего, появится еще один новый дом-музей — Дом Ромео.
… вышли на Пьяцца делле Эрбе… вчерася мы здесь уже были…
… очень хотелось «покорить» башню Ламберти … и в поисках входа в неё опять попали на Площадь Синьории с памятником Данте Алигьери
Башня Ламберти …
С северо-востока веронской площади Эрбе возвышается башня Ламберти, встроенная в Дом Коммуны XII века. Башня высотой 84 метра видна отовсюду, и была построена веронской семьёй Ламберти, именем которой её теперь и называют. Конечно, строили её совсем не для нужд города — башни в XII веке были надёжными домами-крепостями могущественных семей в городе.Чем выше дом и престижнее место, тем семья значительнее. Земли вокруг бывшего Римского Форума прямо в сердце Вероны, конечно, были самыми престижными и дорогими. Вокруг стороили башни-крепости, обеспечивающие безопасность хозяевам в неспокойные времена борьбы за власть и влияние в городах, междоусобных распрей гвельфов и гиббелинов. В 1172 году Бозено ди Ламберто начал строить свой дом-башню рядом в площадью Эрбе, которая в то время называлась Большая площадь, в типичном для того времени романском стиле архитектуры.
Через несколько десятилетий вокруг башни Ламберти построили Дом Коммуны, и она стала составляющей частью этого общественного здания города.
В течении веков башню делали выше, надстраивали, в 1295 году башня стала Колокольней Ламберти. Наверх поместили 2 колокола, определявшие ритм городской жизни. Колокол Ренго — самый большой, собирал народ на важные собрания и звонил в случаях опасности для города, а второй Марангона отбивал часы работы для ремесленников и звонил в набат в случае возникновения пожаров. В мае 1403 года в самую верхушку Колокольни ударила молния, и колокола были повреждены. Решили отремонтировать Башню, сделать её выше и установить новые Колокола. Эти работы длились с 1448 по 1463г. Торре Ламберти достигла 84 метров, и над трифорами башни возвели восьмиугольную капитель, открытую со всех сторон сдвоенными окнами-бифорами из белого камня.
В этой восьмиугольной звоннице на самом верху находятся до сих пор старый Колокол Ренго. Он весит 4215 кг, и является вторым колоколом в Венето по размерам. Больше него только Колокол Кафедрального Собора Вероны, который весит 4566кг. На третьем месте в районе Венето — главный Колокол Сан Марко в Венеции (вес 3625кг). Колокол Марангона вместе с двумя малыми колоколами находится ниже Ренго, в звоннице основания восьмиугольной верхушки Башни Ламберти.
До сих пор наша Башня сохранила свою средневековую структуру, полоски из кирпича и белого камня — романский XII век, кирпичные стены — XIII, вершина — венецианский XV век. Тогда над тройными окнами башни установили гербы наместников Венеции — Подесты и Капитана города. Посдеднее приобретение — часы на Башне — установлены в 1779 году после того, как сломались часы на Башне Гарделло на площади Эрбе (самые старые часы Европы работали с 1370 по 1715гг.).
На вершину башни Ламберти ведут 368 ступеней. Теперь на уровень первых 243 ступеней есть лифт, и наверху из звонниц самой высокой колокольни Вероны открывается незабываемая панорама исторического центра города и окрестностей Вероны.
Последняя реставрация Торре Ламберти закончилась в 2007 году. С апреля 2014 года Башня Ламберти входит в состав музейного комплекса Дома Коммуны, где открылась экспозиция современного искусства периода 1840 -1940гг. Поэтому входные билеты есть только на Башню, и общие с Галереей живописи и скульптуры, где можно посмотреть Капеллу Нотариусов в Доме Коммуны XII века.
Вернулись на Площадь Синьории …
… выли на улочку Via Santa Maria Antica…
Арки Скалигеров…
Арки Скалигеров (Arche Scaligere) или гробницы Скалигеров — представляют собой готические надгробия трёх представителей могущественной династии рода Скалигеров, управляющих Вероной в XIII — XIV веках. Расположены возле церкви Санта Мария Антика.
Предшественником арок Скалигеров считается висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, созданный в 1320 году и находящийся у церкви Санта Анастасия. Самой старой аркой является Арка Кангранде I делла Скала. Именно этот памятник считается ярким образцом искусства эпохи Средневековья, которая представляет собой нишу в форме полукруга с саркофагом или табернакля. Расположена над входом в церковь в Санта Мария Антика. Является одним из самых выдающихся образцов веронской скульптуры XIV века. Скульптор неизвестен, авторство ряд исследователей приписывает Джованни Риджино, но традиционно автора называют «мастер арок Скалигеров».
Кангранде I дважды изображён на ней: лежащий, объятый вечным сном и на вершине надгробия сидящим на лошади как участник турнира. В настоящее время оригинал гробницы находится в музее Кастельвеккио, а над входом в церковь установлена копия. Вторая арка — Арка Мастино II дела Скала, которая напоминает шатер, выполненный в стиле готика, а украшают ее 4 статуи добродетелей. В ней похоронен Мастино II делла Скала, скончавшийся в 1351 году. Строительство надгробия началось ещё при его жизни. Саркофаг украшен фигурами ангелов и святых, сам правитель, одетый в доспехи, изображён на коне. Очень изящно и богато смотрится третья арка, которая принадлежит Кансиньорио дела Скала. Арка выполнена в 1375 году мастерами болонской школы Гаспаре Броаспини и Бонино да Кампионе.
Надгробие шестиугольной формы поддерживается витыми колоннами красного мрамора, барельефами и статуями святых. Грани украшены скульптурой, рельефами. На вершине установлена конная статуя Кансиньорио. Рядом с этими монументами расположены скромные захоронения остальных представителей рода Скалигеров: Мастино I, Альбоино, Бартоломео, Альберто I и Кангранде II.
Как быстро пролетает время, когда интересно и красиво! Как незаметно пролетают метры и метры, дома и скверы! Прошёл только час, а мы уже умудрились оказаться на другой стороне исторического «полуострова». Правда, успели сделать небольшой перекус…
Церковь Святой Евфимии…
Церковь Святой Евфимии (Chiesa di Santa Eufemia) – большой католический храм в Вероне. Эта средневековая постройка за столетия своего существования приобрела облик причудливой смеси готического и романского архитектурного стилей. Внешне простая и строгая, внутри церковь блещет позолотой и хранит множество ценных произведений искусства.
В 1262 году один из первых Скалигеров, правитель Вероны Мастино I делла Скала, предоставил монахам-августинцам небольшую церковь возле берега реки Адидже.
За несколько лет святые братья расширили свои владения до размеров римского квартала, построили монастырь и в 1275 году взялись за масштабную реконструкцию существующей церкви. Работы длились довольно долго, и храм освятили только 9 октября 1331 года. В 1340 году церковь снова была удлинена. В 1390 году Nicolò da Ferrara закончил оформление апсид. В 1420 году был завершен готический фасад церкви, а в 1430 году рядом появилась колокольня в романском стиле. В последующие годы церковь обогащалась украшениями и произведениями искусства. В 1807 году здесь появился барельеф Девы Марии из соседней церкви, упраздненной Наполеоном. В 1930–1947 годах интерьер церкви претерпел реставрацию, а в 1967 году приняли нынешний облик и расположение пресвитерия алтарь и крестильный шрифт. Архитектура и интерьер Фасад церкви выполнен из красного кирпича. Главный портал сделан в готическом стиле, из белого мрамора. Он украшен статуями 3 святых, главенствующее положение среди которых занимает святая Евфимия Всехвальная.
Над входом размещено круглое окно, заменившее готические окна в середине 18 века. С боковых сторон фасада размещены 2 огромных вытянутых окна, разделенные мраморной колонной на 2 арки. Под ними размещены саркофаги знатных граждан Вероны: Cavalcano dei Cavalcani под правым, Tommaso Lavagnoli под левым окном. Боковые стены также сделаны из терракоты, на них размещены окна, украшенные треугольными фронтонами. Сверху тянется своеобразная дорожка из пилястр. В левой стене есть 2 красивые мемориальные памятники Leonardi (1587 год) и Marco Verità (1566 год). Церковь имеет один неф со сводчатым потолком. Последний украшен 3 фресками со следующими сценами: Благовещение, введение в храм Пресвятой Богородицы, Рождество. Неф заканчивается полукруглой апсидой с крестильным шрифтом и главным алтарем. Триумфальная арка украшена фресками с изображениями ангелов, святых, а также со сценой Тайной вечери. В стенах размещены в общей сложности 14 боковых алтарей, украшенные скульптурами, фресками и картинами. Обилие полотен известных художников делает церковь своеобразной сокровищницей искусства, стоящей посещения не только с целью поклонения.
… вышли к набережной…
… но, уже с другой стороны изгиба реки Адидже … Слева мост Победы (Ponte Vittoria) … справа мост Скалигерров (Corso Castelvecchio), но о нём позже… завтра мы посетим эту часть Вероны…
Церковь Сан — Лоренцо…
Улица Корсо-Кавур соединяет Кастельвеккьо с Пьяцца делле Эрбе. Недалеко от Порта-Борсари находится небольшая церковь Сан-Лоренцо, ещё одна жемчужина в короне веронских базилик и церквей. Только эту маленькую жемчужину никто не замечает, подавляющее большинство туристов, проходящих мимо, даже не знают о её существовании.
Вероятно, и в том, что она находится немного в глубине, не выходит на Корсо-Кавур. А у большинства туристов, спешащих по улице к центральной площади, нет времени заглядывать во дворы.
Рядом с домом номер 28 по улице Корсо-Кавур видим готическую арку XV века со статуей Св. Лаврентия наверху. Арка гораздо моложе самой церкви, но нам туда, там находится боковой дворик церкви.
Трудно перечислить все причины, по которым эту суровую трехнефную церковь нужно посетить. Одна из древнейших в городе, стена из обожженного камня и кирпича, положенного «римской кладкой», древние фрагменты фресок, необычная ориентация абсид (все пять в одном направлении), широкий трансет, занимающий два пролёта сводов церкви, барельефы римской эпохи, капители колонн, украшенные орлами, символами Рима, не только уникальные сохранившиеся матронеи (места, предназначенные для женщин в палеохристианских базиликах), но и мало где сохранившиеся башни, по которым матроны поднимались на галерею.
Официально считается, что существующая церковь построена в XII веке. Но на самом деле она была восстановлена после землетрясения в прежнем виде, во время реставрации были обнаружены фрагменты мозаичных полов V века с античной мозаикой, а некоторые части пилястров, капителей и трансетов явно не старее эпохи лонгобардов.
Во времена раннего христианства женщинам не разрешалось присутствовать в основном помещении, они располагались на своеобразных галереях второго этажа. А для того, чтобы они проходили не через главный вход, и были сделаны такие башни ещё перед входом в церковь, по которым женщины поднимались наверх. Башни не несли абсолютно никакой защитно-боевой функции, как некоторые ошибочно считают.
Такие башни, внутри которых только винтовые лестницы, были обычным архитектурным решением у римлян, сейчас они настоящая редкость в Италии, да и не только в Италии.
Свет проникал в башни узкими длинными окнами, которые больше напоминают бойницы, В основании башен — фундаменты из каменных блоков, фасад сложен из грубо обтёсанных квадратных камней, разбавленных рельефной декоративной полосой, как было принято в римскую эпоху.
Пилястры из полос туфа и кирпича поднимаются до сводов здания, они перемежаются двойными арками на мраморных колоннах, доходящих до верхнего этажа. Встречаются древние захоронения, непонятно кому принадлежащие
Интерьер храма никто не менял по крайней мере с XII века, уже 900 лет. Свет поступает только через небольшие окна очень высокого центрального нефа, поэтому в боковых апсидах полутьма, иногда кажется, что находишься в склепе.
Конечно, картины и предметы интерьера более поздние, кстати редкий пример распятия, на котором изображен процесс снятия с креста, одна рука уже свободна. Иногда встречаются фрагменты старых фресок.
В церкви Сан Лоренцо все архитектурные украшения направлены на главную цель – достичь гармонии и единения души с божественным духом, которым пронизана атмосфера этой необыкновенной церкви.
Церковь Апостолов (Saint Apostles) …
Церковь Апостолов построена в V веке на территории, засаженной садами. В XII веке он была реконструирована после пожара. От этой реконструкции сохранилась апсида и фрески в византийском стиле. Трехнефная церковь в XIV или XVI веке была уменьшена до однонефной и перекрыта деревянными фермами. В последующие века неоднократно перестраивалась, а в 1945 году была сильно разрушена. Реставрационные работы проводились периодически вплоть до 2012 года, причем в процессе реставрации были открыты остатки раннехристианской постройки. Церковь в романском стиле, ее длина значительно превышает ее ширину.
Арена-ди-Верона…
Арена-ди-Верона (Arena di Verona) представляет собой амфитеатр, который был построен еще древними римлянами. На сегодняшний день, сооружение насчитывает уже около 2 000 лет. Поэтому данная достопримечательность заслуживает не меньшего внимания, чем знаменитый Колизей. В настоящее время на Арене проводятся концерты, оперные постановки и фестивали. В Вероне, как и в известном оперном театре Ла Скала в Милане, можно посмотреть выступления лучших оперных певцов. Конечно, Арена-ди-Верона является памятником Всемирного наследия. Сооружение хорошо сохранилось, несмотря на землетрясение 12 века. Кстати, это третий по размеру амфитеатр, после Колизея и другого амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере.
Античный амфитеатр Арена-ди-Верона был построен примерно в 30 году нашей эры во времена правления императора Тиберия Юлия Августа. Он располагался приблизительно в 70 м от центра Вероны. Изначально, как и в других подобных сооружениях, здесь проводились гладиаторские бои и цирковые представления.
После падения Римской империи, представления на Арене практически прекратились. К тому же, из-за сильного землетрясения в 1117 году значительно пострадало внешнее кольцо сооружения. Постепенно местные жители разрушили сооружение еще больше — камни Арены брали для строительства других зданий.
Во времена Средневековья амфитеатр использовался для казни еретиков, а также здесь проводились фестивали и турниры. В период 18-19 веков на Арене устраивалась коррида – бои с быками.
И только с 1913 года Арена-ди-Верона стала местом проведения оперных постановок и выступления знаменитых певцов.
Конструктивно амфитеатр включал в себя четыре эллиптических кольца – два внутренних и два внешних. Изначальный фасад сооружения был покрыт розовым и белым известняком, привезенным из Вальполичелла. К настоящему времени сохранился только фасад из цемента, камня, кирпича и речной гальки.
Кавея амфитеатра пережила землетрясение и отлично сохранилась на протяжении веков. Общая вместительность Арены — более чем 30 000 зрителей. При этом места внутри амфитеатра устроены в форме лестниц из мрамора, всего насчитывается 44 яруса.
Больше всего Арена-ди-Верона знаменита своими концертами и оперными спектаклями. Ежегодно амфитеатр принимает около 600 000 зрителей! Амфитеатр славится на весь мир также из-за своей изумительной акустики. Традиционно здесь ставится опера «Аида», впервые созданная к столетию Джузеппе Верди. Вот уже более 79 лет проводится этот оперный фестиваль. Здесь выступали такие оперные звезды, как Мария Каллас , Тито Гобби , Джузеппе ди Стефано , Пласидо Доминго , Лучано Паваротти , Рената Тебальди , Владимир Атлантов, Анатолий Соловьяненко, Евгений Нестеренко и другие.Самые известные оперы, которые ставят в Вероне — «Аида» Верди, «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Норма» Беллини, «Турандот», «Севильский цирюльник» Россини.
… как сказало бы молодое поколение — «прикольно»… «круто»… сходить в туалет, стены которого хранят многовековую историю…
Часто в амфитеатре выступают мировые звезды, такие как Адриано Челентано и Джанни Моранди, Metallica и Pink Floyd, Бьорк, Стинг…
… «круто» так же поужинать напротив парка Виктора Эммануила II… в десяти шагах от монумента в его честь… и в 50-ти от Веронского Колизея… … но, сможем ли мы съесть огромные порции? … Это одна из главных причин, почему я люблю простые столовки типа шведского стола. Видишь и берёшь то, что вызывает слюноотделение и кладёшь на поднос столько, сколько съешь. В ресторанах часто бывает так, что ты приходишь голодным, а тебе размазывают по тарелке чайную ложку гарнира… … или наоборот, как в этот раз — салат с тунцом оказался двумя «бадейками»… , а ведь ещё и картошка с мясом… пицца… …-ясно — дело… — обожрались!!!