… увертюра …
Остров Сен-Луи…
Все прекрасно знают, что есть в Париже речка Сена… что, есть на этой речке несколько островов и на одном из них (Сите) возвышается знаменитый Собор Парижской Матери (Богоматери)… а, вот то, что этот остров почти вплотную сливается с другим островом (святого Луи), увы – не все. (Конечно, — кроме меня, у которого и по истории, и по географии всегда была стабильная «пятёрочка»). Просто потому, что нет на этом острове каких-нибудь ярких … «звёздных» … достопримечательностей. Кроме, пожалуй, одной — на этом острове, как говорят самое вкусное мороженое в Париже. И мы, прогулявшись по собору Нотр Дам… выйдя в восточную часть (т.е. в «зад» собора) … ну, просто чисто морально не могли не пройти ещё сотню шагов через мост и чуть-чуть погулять по соседнему острову.
Перешли мост Сен Луи … Перед нами открылся тот самый настоящий Париж, без толп туристов и великолепия. Хотя великолепие есть и здесь, просто оно особое, легкое и ненавязчивое.
До начала XVII века остров Сен-Луи в Париже, точнее два соседних островка Нотр-Дам и остров Коров, образованные в результате строительства канала Филиппом Августом, были необитаемы и там пасли скот и устраивались дуэли. Такое положение вещей не устраивало Людовика XIII, который приказал начать их застраивать инженеру Кристофу Мари. Тот в кратчайшие сроки засыпал канал между островами, таким образом, что образовался единый большой остров. Он обустроил набережные и построил мост, который и по сей день носит имя своего создателя. Очень скоро благодаря стараниям архитекторов — братьев Ле Во —там появились красивые особняки, где в разное время жили такие известные личности, как, например, великие философы Вольтер и Руссо, баснописец Лафонтен, поэт Шарль Бодлер. Поэтому парижский остров Сен-Луи нередко называли Островом дворцов.
Честно говоря, — гуляли мы не долго. Прошли пару кварталов вглубь острова… Полюбовались простыми улочками и домами… без каких либо особенностей. Просто Парижские белые дома с коваными решётками на балкончиках…. естественно, с цветами. … ещё пара кварталов и …мы уже весь остров прошли!
Купили и попробовали мороженое в одном из лучших в мире кафе «Бертийон»… но, … но, оно нам страшно не понравилось. Создалось впечатление, что это простая замороженная вода с добавлением химии запаха банана и манго… Ирина в каком то магазинчике прикупила нам в Москву «вонючку» для распространения благовония через воткнутых в баночку каких то палочек… и зашли в зелёный оазис острова — Сквер Барье, который занимает южную часть острова Сен-Луи. В его названии запечатлена память о скульпторе и художнике-анималисте Антуане Луи Барье (1795-1875). Там же в сквере установлен и памятник ему…
… с острова заснял и «чёрные» пятна застройки Парижа. Не ожидал, что в самом центре могут быть такие безликие здания… чем-то напоминающие наши «серые хрущёвки»…
… отдохнули … — пора покидать остров…
мост Архиепархии…
Называется по располагавшейся вблизи архиепархии, стоявшей с юго-восточной стороны Нотр-Дама, между кафедральным собором и Сеной. Здание архиепархии было снесено после антиклерикальных беспорядков 14 и 15 февраля 1831 года, когда оно подверглось разграблению и разрушению. С 2010 года мост Архиепархии является символическим местом для любящих людей, крепящих на нём металлические замочки в знак своей любви…. А ключи выбрасывают в речку…
… набережная Сены …
Немного в Европе городов, чей облик настолько определяется рекой. Сена – главная ось Парижа: любые расстояния измеряются удаленностью от её берегов, от набережных начинается нумерация домов. Сена лучше всяких границ делит Париж пополам: правый берег на севере, левый – на юге. Город протянулся вдоль Сены почти на 50 км. Важнейшие здания Парижа находятся на набережных или в непосредственной близости от них. Элегантные жилища буржуазии, роскошные особняки, знаменитые музеи и чудесные памятники украшают берега Сены. А на воде – своя жизнь. Многие столетия Сена обрастала большими и малыми причалами. И хотя автомобиль изменил нашу жизнь, по реке все так же ходят баржи с грузами, а прогулочные суда, которые парижане называют «мухами», — с ветерком катают всех желающих.
На набережной пришвартовано несколько ресторанов и … плавучих домов. На этих судах живут люди, у них есть свои почтовые ящички, расположенные тут же на набережной…
… с одной стороны — эти ящики на заборе здорово портят все виды на Сену, а с другой — очень хорошие у удобные места\ларьки для продажи разных сувениров и антиквариата. Чаще всего мы видели как в них продают старые книги…
… ещё раз любуемся величием собора Парижской Богоматери …
… Латинский Квартал …
сквер Рене Вивиани…
Нельзя было в Париже не познакомиться с Латинским кварталом. Ведь это — один из парижских мифов — антагонизм Правого и Левого берегов Сены. На Правом берегу — буржуазия и чиновники, на Левом — богема, библиофилы, профессура, студенты и писатели. На Правом берегу — деньги, власть и высокая мода, на Левом — дух свободы и веселья. На самом деле все давно изменилось и перепуталось. Лучшие годы Левого Берега позади. Богема обзавелась буржуазными привычками, знаменитые «левые» перебрались в правительство, недвижимость взлетела в цене, местные жители ложатся спать в пол-одиннадцатого. Тем не менее, это один из самых исторических районов Парижа — Пантеон, Сорбонна, Музей Клуни, Площадь Вивиани, Арена Лютеция и Мечеть Парижа находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга.
Здесь на узких старинных улочках, где когда-то хвастался новой шляпой с пером сам Д’Артаньян, расположена масса закусочных со всевозможными сладостями и свежеиспеченными булочками, кафе-мороженое, китайские и мексиканские фаст-фуды, стоят ларьки с бельгийскими вафлями и крепами (традиционными французскими блинчиками с наполнителями). Здесь можно отрешиться от забот, полностью уйти в созерцание происходящего, наслаждаться французской, хоть и не такой высокой в этом районе, кухней и почувствовать себя счастливым, просто от того что ты здесь, в Париже, в Латинском Квартале.
И первая достопримечательность, которая попалась нам «под ноги» — сквер Рене Вивиани, названный в честь французского премьер-министра времён Первой мировой совсем небольшой. В нём растёт Робиния — псевдоакация, скромно стоящая на краю сквера, – самое старое дерево Парижа, ей более четырёхсот лет. Королевский садовник Жан Робин посадил её в 1601 году. Ботаник и лесовод Жан Робин был королевским садовником при трёх монархах – Генрихе III, Генрихе IV и Людовике XIII, культивировал редкие виды растений. Дерево, которое теперь называется его именем, было тогда для Франции экзотическим. В центре сквера — фонтан. Считается, что тема фонтана – жизнь и смерть святого Юлиана Странноприимца. Святой Юлиан, по ошибке убивший своих родителей, посвятил жизнь служению людям и был прощён, когда согрел своим телом замерзающего прокажённого.
церковь Сен Жюльен ле Повр …
Ранние годы здешней церкви, точнее даже, стоявшей на этом месте молельни или часовни, теряются в глубине веков. На заре Средневековья выросла тут больница на пути паломников в Испанию, в Компостель, к знаменитой церкви Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела. Позднее на месте больницы находилось аббатство, носившее имя Святого Юлиана Госпитальера или Юлиана Бедного. То же имя носила часовня аббатства, а потом и церковь, в которой еще в 580 году служил мессу Григорий Турский. Конечно, и часовня, и церковь, и больница, и, позднее, аббатство пережили немало бед. Сперва были набеги норманнов, потом другие несчастья. В XII веке стены здешней часовни видели знаменитого учителя Гийома де Шампо и его еще более знаменитого ученика-диалектика Абеляра, перешедшего с острова Сите сюда, на левый берег, но в конце концов вытеснившего учителя и из школы в прогулочном дворике Нотр- Дам. В XIII веке аббатство Сен-Жюльен становится центром университетской жизни Парижа. Ученая слава аббатства была долгой, но после 1524 года, когда мятежные студенты, недовольные результатами выборов ректората, устроили в церкви погром, монахи потребовали отмены университетских собраний в аббатстве. Но тут и слава аббатства начала увядать. Церковь была отстроена в 1563 году и стала часовней при богадельне и больнице. Тогда она и получила нынешний свой элегантный фасад. Чтобы разрушить целое аббатство, потребовался, однако, погром более серьезный, чем простой студенческий бунт. Его устроила Великая французская революция. Стены церкви, впрочем, и тогда уцелели: согласно революционному обычаю ее приспособили под склад. Службы возобновились в ней только через столетие – в 1889 году. Молящихся католиков – да еще и приверженцев мелькитского обряда – здесь бывает ныне не так уж много, как, впрочем, и в других церквях Парижа, но зато приходят сюда много ценителей старинной архитектуры, – приходят, чтоб осмотреть эту сельского вида церковь, где наряду с элементами готики XVI века различимы еще и элементы романского стиля. В мощных контрфорсах, поддерживающих абсиду, и в опорах кровли видятся туристу волнующие знаки старины глубокой. Чувство древности усиливает старинный колодец у портала и перенесенный сюда обломок плиты с римской дороги, что вела чуть не две тысячи лет назад из Парижа в Орлеан. Внутри же церкви взгляду знатока и эстета предстает истинное пиршество искусств – и великолепные капители колонн, и резьба на каменных надгробьях XV века, и барельефы XVI века, и кованое железо XVII, и иконостас работы дамасского мастера…
… уже не помню, по какой причине я не фотографировал… скорее всего просто потому, что запрещено, но в этой церкви было очень много икон. У меня создалось впечатление, что это не католический, а православный храм… может именно, поэтому у меня такая рож… личико с гримасой удивления…
…не успели мы пройти и нескольких шагов по улочке Юшет …
… как соблазнительные витрины ресторанчиков вдарили сильным пинком по нашим желудкам… те, в свою очередь по мозгам… и уже мозг заорал диким воплем, что нам пора «пожрать»… Пришлось зайти в первый понравившийся и … отведать:
салат + помидоры + горячий козий сыр на маленьких кусочках хрустящего хлеба… салат из авокадо… креветки.. короче — сами видите…
…паста с сыром пармезан «тальятелле» в сливочном соусе с мидиями ….. это пришлось «уничтожить» мне. Да и Ирине пришлось не сладко с поглощением тушёного петушка в красном вине… рис .. картофельная запеканка в соусе с красным вином …
… комментарии не нужны …
… уже сбился со счёта в какой раз «отметились» на любимой улице Кота Рыболова — самой узкой в Париже — ее ширина всего 1.8 метра…
… обогнув по улочке Ксавье Прива мы ещё один раз подошли к церкви святого Северина. И опять не повезло – она была закрыта для посещения. Фотографии я выкладываю… а вот рассказ и её историю поведаю позже… заглядывая в будущее скажу, что мы в ней побываем….
… как приятно моему глазу видеть такое большое количество гаргулек….
… в магазинчиках множество интересных вещей можно приобрести: … мозги … целую голову …
театра Одеон…
… прошли около знаменитого театра …
Здание театра Одеон построено в эпоху просвещенного короля Людовика XVI как новое помещение для «Комеди Франсез». А на открытии 9 апреля 1782 года присутствовала его супруга, королева Мария-Антуанетта. Неоклассическое здание театра отличается строгостью своих кубических форм, а его монументальность напоминает величие памятников Античности. Квадратный вестибюль украшен тосканскими колоннами, а в фойе ведут две симметричные лестницы. Планировка зала была по тем временам революционной, поскольку впервые в партере были предусмотрены кресла для зрителей. В 1965 году художник Андре Массон расписал потолок зрительного зала фресками.
…Люксембургский Сад …
Сашку Дюма читали? Я имею ввиду Трёх Мушкетёров и К*…. Во-всех его книжках почти на каждом шагу упоминается словечки типа «Люксембург» … «Люксембургский Сад» … то, они ходили туда опрокинуть на грудь бургундского пару бутылей… то, выяснить отношения из-за какой нибудь дамы…. Всё это про это место, которое когда-то было пустырём…а теперь роскошный сад.
А, теперь не поленитесь и нажмите кнопочку «Пуск» и послушайте песенку Джо Дассена «le jardin du luxembourg»
«Люксембургский сад…
Как давно я сюда не приходил!
Вот бегают дети, вот падают листья,
Вот студенты мечтают о конце занятий,
А преподаватели – об их начале…»
… подходим к Люксембургскому Дворцу и Саду с таким же названием…
История Люксембургского сада берет свое начало в 1611 году, когда у вдовствующей королевы Марии Медичи появилось желание построить дворец в итальянском стиле и разбить вокруг него сад, напоминающем о родине королевы – Флоренции. Для этого она приобрела у герцога Люксембургского земельный участок в пригороде Парижа. Архитектор дворца Саломон де Брюс использовал в качестве основы проект флорентийского дворца, в котором выросла будущая королева Франции. Одновременно со строительными работами обустраивали территорию вокруг дворца. Перед его фасадом появился красавец-фонтан, на территории сада были обустроены и другие водоемы. Для их водоснабжения был построен открытый акведук, напоминающий мост. В 1624 году появился еще один фонтан, названный в честь Марии Медичи. Сегодня именно этот уголок Люксембургского сада считается его самым романтическим местом.
И вот мы в Люксембургском саду. Тишина, утренняя прохлада, океан зелени, пальмы в кадках. Светлый и чистый, практически «пляжный» песок (в отличие от ряда других мест Парижа, в парке почти идеальная чистота). Пруд с серебристой водой. Отряды прекрасных статуй. Не просто тщательно выстриженные, а практически вылизанные газоны и длинные ковровые дорожки цветов – невероятно стильное, элегантное сочетание белого, желтого, лимонного и оранжевого. Площадь сада, замечу, немаленькая – двадцать с лишним гектаров. Гулять по таким угодьям можно до бесконечности.
… обратите внимание куда повёрнуты стульчики …
Народу в парке было мало. В основном это были любители оздоровительных пробежек и воздушно-солнечных ванн. Кто-то просто читал или строчил какие-то тексты на дебильниках (так я называю мобильные устройства)…
фонтан Медичи — построен в стиле барокко архитектором Саломоном де Броссом для все той же Марии Медичи. Таинственный и необычный, фонтан Медичи (La fontaine médicis) считается красивейшим фонтаном Парижа. А вот понять и принять его красоту могут не все. Скрытый под сенью деревьев фонтан расположен в глубине Люксембургского парка. Столь уединенное место располагает к раздумьям о мирской суете под шелест листьев, журчание воды и редкий всплеск рыбы в пруду фонтана. Многие приходят сюда побыть наедине с собой и прикоснуться к Прекрасному, а кому-то фонтан кажется мрачным и забытым…
… есть в Саду и такие лужайки. … И обязательно с памятником какой нибудь королеве…
… а, бывают и такие. Грациозные и стройные девушки! Со-всеми прелестями фигуры. Не то, что нынешние дохлые селёдки с костями обтянутыми намёками на кожу…
… повернули и пошли в обратный путь — к нашему отелю Hôtel Saint-Pierre… сразу встретили «старого приятеля» — Пантеон. Который «изучали» в прошлую поездку…
… на площади «Пантеон» …
… потихоньку подобрались к церкви Сен Этьен дю Мон …
… к сожалению, она опять была закрыта. Мы в очередной раз остались «с носом». … Но, не на тех нарвались! «Мы сами — с усами!!! — через некоторое время мы её посетим… Там и более красиво распишу-напишу…
Красивые (закрытые) двери всё-же сфотографировал…
… проходим церковь — Église Saint-Éphrem-le-Syriaque. Нынешнее здание представляет собой третью часовню, возведенную на месте. Первая часовня построена около 1334 года: Андре Гини, епископ Арраса, в это время превращает свой парижский отель в колледж для итальянских студентов, колледж лангобардов. Этот колледж выкуплен в 1677 году двумя ирландскими священниками, которые превращают его в колледж ирландцев ; около 1685 года они строят вторую часовню. Нынешняя часовня закончена в 1738 году архитектором Пьером Боскри. В 1825 году прекратила религиозную деятельность. В конце концов она была выкуплена Парижской ратушей, которая в 1925 году приписала ее к сирийской католической миссии во Франции.
… проходя сквер Мишеля Фуко увидели с тротуара статую знакомого Данте Алигьери, с которым познакомились в поездке по Италии. Это тот самый поэт тринадцатого века, который написал «Божественную комедию», возможно, величайшую литературную работу на итальянском языке.
…Супруга продолжает «балдеть» и наслаждаться домиками с коваными балкончиками….
… в музей Средневековья мы специально не шли. Просто он находится недалеко от нашего отеля и мы частенько мимо него проходим…
… пришли «домой». Я естественно, — вырубился «похрапеть» на час… Ира за это время пробежалась по половине Парижа (у неё сзади электровеник прикреплён)… и когда уже пришла, мы пошли на вечернюю прогулку по нашему райончику Сен-Мишель. Пошёл небольшой дождик и мы стали совмещать полезное с приятным посещая различные магазинчики сувениров и продуктов… Приобрели моего любимого двурогого Химерчика, который сделал задумчивую мордочку обхватив двумя лапами подбородок… и от удовольствия высунул язык…. А Ирине полкило сладостей к чаю… в магазине шоколада ручной работы….
…на этом день закончился… Пора бай-бай…