(*) – дабы сократить длинное название заголовка страницы (требования к сайту) поставил значок (*). Под ним подразумевается, что основная часть была посвящена БЕЛЬГИИ … день прилёта был посвящён Кёльну (Германия), день вылета – Дюссельдорфу (Германия) и один день ездили в Люксембург (Люксембург).
= увертюра из песенки Бельгии =
Вслед за Антверпеном, Мехелен и Брюгге наступила очередь осмотра ещё одному средневековому городку – Гент, который в два раза ближе к Брюсселю и соответственно до него на электричке ехать всего-то около 40 минут.
Так как мы часто ездим из Брюсселя по другим городкам (кроме Гента ещё будет поездка в Лёвен, Люксембург и в обратную дорогу в Германию), то и выбирали отель поближе к вокзалу. Ведь проще, если часто по утрам куда-то уезжаешь, доезжать до вокзала, чем разными маршрутами ездить до достопримечательностей Брюсселя, находящихся не только в центре, но и разбросанными по городу… Так сказать: отель был ещё и хорошим пересадочным пунктом.
Уже как бы «по привычке» … хорошей привычке… — зашли отведать Панос! Ежель точнее, т.к. не все знают, что «Panos» — это ну, очень хорошие магазинчики быстрого питания, где можно попить хорошего кофе не только за столиком, но и взять с собой.
Именно с собой в электричку мы и взяли пару стаканчиков кофе и несколько разных выпечек на завтрак. В наших апартаментах – завтрак не предусмотрен. А самим, иной раз, просто лень было что-то готовить …
Электрички ходят просто «одна – за другой» с интервалом не больше 10-15 минут… и пока мы ехали с любопытством смотрели из окна, на абсолютно ровные пейзажи Бельгии. Ни холмика …
Сейчас, сидя за компьютером, задумался и очень хорошая мысль пришла в мою седую кочерыжку… как хорошо и удобно стало после того, как тырнет глубоко вошёл в нашу жизнь. Ведь ещё совсем недавно, перед каждой поездкой куда-либо нужно было обязательно как можно быстрей бежать в книжный магазин и покупать Путеводители и наполнять голову информацией. Сейчас большинство путеводителей уже переведены в электронный вид и «гуляют» в свободном доступе. Помимо их масса сайтов путешественников, которые правда излагают всё подряд и часто не проверяют то, что «воруют» от других. Но, зато очень честно выражают свои эмоции от увиденных городов и достопримечательностей. Как всегда, «на вкус и цвет – товарищей нет!», и кто-то в восторге… кто-то в ужасе… Кто-то видит через розовые очки…, а кто-то через чёрные выискивая каждую пылинку и соринку, не видя бревна в своём глазу. … Приходится читать очень многих, чтобы об одном и том же городе или стране была более-менее объективная информация.
За семнадцать лет общения на сайтах путешественников я стал совсем другим туристом, мое понимание планеты систематизировалось и стало более осмысленным.
Почему всё это написал? Просто «нарвался» сейчас на одного автора, который «обозвал» Гент — «Недоухоженным городом». С чем-то я после долгого рассуждения – согласен. Я бы даже добавил «недоухоженный серый город». Но, об этом позже…
Вообще Гент — это старинный город на северо-западе Бельгии, расположенный в месте слияния рек Лейе (Лис) и Шельда. Является центром провинции Восточная Фландрия с населением почти 273 тысяч человек. История Гента началась примерно в 7 веке, когда жители стали пользоваться удобным положением слияния рек. Позднее в 9 веке после набегов викингов здесь выросла крепость (Замок графов Фландрии (Gravensteen), которая несколько раз перестраивалась и свой нынешний вид приобрела в 12 веке.
Сегодняшний Гент — это важный морской узел: порт города является третьим по величине в Бельгии. А еще это крупный учебный центр: Гентский университет входит в топы лучших мировых учебных заведений.
Вокзал на площади Королевы Марии Хендрики (Koningin maria hendrikaplein) ничем не примечателен, кроме, пожалуй, огромной башни с часами и большого числа «припаркованных» велосипедов прямо на площади перед вокзалом… и идиотского фонтана работы Пола Ван Гизегема. Муж и жена представляют Шельду и Лею. Обе реки еще раз символизируются двумя водными источниками, которые сходятся в центре, где стоит статуя. Угловатые элементы изображения предполагают проход, ворота.
Впрочем, до соседней Голландии всего меньше сотни километров, так что влияние на город очевидно. И уже стандартно для эвропы — проработанная вело-инфраструктура. Отношение к автомобилям в Бельгии и Голландии известное. Сплошные велосипеды.
Парковочного пространства мало, а в центре города оно дорогое. Прекрасно развит общественный транспорт в виде автобусов и трамваев… и почти совсем нет автомобилей.
Так как до центра города топать на своих двоих, — занятие только для молодёжи… мы воспользовались, ежель память меня не покинула вовсе – трамваем №1 и уже минут через 10-15 подъехали к огромной махине в виде церкви …
Церковь Святого Николая (Sint-Niklaaskerk) …
Строительство церкви Святого Николая началось в XIII веке (1241) на месте более древней романской церкви построенной по распоряжению аббатства Святого Петра в начале 12 века. От прошлого сооружения почти ничего не осталось: его полностью перестроили.
Построен в стиле шельдской готики (Scheldegotiek). От названия реки Шельды. Отличительные черты этого стиля: строительный материал – сине-серый камень из Турне, … мощная башня, расположенная над сводом храма, … и множество угловых башенок.
Церковь освятили в честь Николая Мирликийского (Nicolaas van Myra), который был покровителем торгашей, купцов и пекарей.
В то время рядом находился зерновой рынок, в дальнейшем – площадь Коренмаркт (Korenmarkt). Представители гильдий, торговавших на рынке, стали часто посещать храм. Именно они в 14-15 веках финансировали возведение нескольких часовен, устроенных рядом с центральным нефом. Строительство главной башни частично было осуществлено на городские средства.
Колокольня церкви была сторожевой башней до тех пор, пока не построили Белфорт. В XVI веке храм разграбили протестанты, в годы Великой французской революции он превратился в конюшню и только в середине XIX века начались реставрационные работы, которые продолжаются и поныне. Интересно размещение колокольни – выстроена над пересечением главного нефа и трансепта, а не над центральным порталом. Ее высота составляет 76 метров, состоит их четырех этажей. При этом изначально башня была еще выше: неудивительно, что ее сначала использовали в качестве сторожевой.
Понятно, что изначально церковь была декорирована в соответствии со своим периодом. Но в дальнейшем на долю храма выпало немало испытаний. Так, период Реформации привел ее внутреннее убранство почти полному уничтожению. В этот период протестантские фанаты практически уничтожили все религиозные изображения в храме, разграбили, а потом и вовсе устроили здесь конюшню.
Увы, послушать живой звук потрясающего органа, изготовленного во Франции, в Париже в мастерской Cavale-Coll известным мастером Аристидом Каваль Коллем, взамен прежнего, созданного Ваном Петегемом (Van Peteghem) – нам не удалось. Как раз, когда мы зашли… в храме проходила служба.
Именно, по этой причине нам не удалось «вдоволь» как пофотографировать …, так и посмотреть все достопримечательности храма. А их судя по Путеводителю, ой как много. Стены украшены многочисленными картинами, в основном написанными бельгийскими мастерами. В церкви хранятся важные реликвии – изделия из серебра, распятия, ритуальные чаши и другие, применяющиеся в религиозных службах. Кроме того, здесь можно увидеть ювелирные украшения и облачения служителей церкви.
Алтарь просто роскошен. Он украшен статуями св. Николая и ангелов. Великолепные алтарные врата были добавлены в период царствования стиля барокко. Окна в церкви очень высокие и достаточно узкие. А окно над центральным порталом вообще простирается до самой крыши.
Ну, а вдоволь насладившись всем увиденным красотам церкви мы вышли на площадь Эмиля Брауна (Emile Braun) любоваться причудливой и нарядной архитектурой вокруг неё. Тут реально, челюсть отпадает от восторга. Дело в том, что тут на относительно маленькой площади возвышаются сразу три внушительных готических строения: церковь св. Николая, собор св. Бавона и Белфорт.
Памятник — фонтан «преклонение юности» …
Но, и бестолковые «шедевры» — современного идиотизма присутствуют. Я имею ввиду памятник — монумент барону Эмилю Брауну «Преклонение юности»… Площадь названа в честь члена либеральной партии Эмиля Брауна, который в 1895–1921 годах был мэром Гента. Это композиция из пяти скорбящих фигур, которые окружают гранитный колодец. Почему голые? Писают или скорбят?… почему пять?… что хотел сказать автор Жорж Минне (George Minne) когда изображал фигуры ??? и т.д. Возможно – подсказка в том, что Браун умер в возрасте всего 26 лет. … Хотя, как утверждают бабки в тырнете, — Жители города относились к мэру весьма благосклонно, а в народе его прозвали Miele Zoetekoeke — «сладкий пирог». И не зря, ведь он инициировал масштабную реконструкцию города к началу всемирной выставки 1913 года. Многие здание были отреставрированы, а некоторые вообще отстроены заново по старым проектам. Был расчищен центр города, в частности снесены здания между Белфорт и собором Св. Бавона, что открыло вид на главные достопримечательности города.
Ещё одно здание, построенное в период с 2010 по 2012 год, и испоганившее площадь, —
Галле де Гент (по-голландски stadshal van Gent) …
Не потому, что я недолюбливаю современную архитектуру.
Дело в том, — как она вписывается со старинными зданиями?! На мой взгляд, — хуже некуда. И хорошо ещё, что это уё…бище ещё не огромных размеров и высоты. Ведь когда-то здесь была простая площадь… со-временем сделали парковку… и «умники» архитекторы Robbrecht & Daem и Marie-José Van Hee разместили здесь павильон… лучше бы просто сделали площадь ровной … с кучей скамеек и посаженными деревьями.
После таких встреч с «шедеврами» болезни головного мозга хочется высказаться в стиле хуеморген. Это такое неверное прочтение голландской песни «Goeiemorgen, morgen», ставшее популярным из-за своего звучания в русского языке. Песня, кстати, жизнерадостная…
Разве может это, повторюсь, — уёб…ище сравниться с шедевром средних веков?!
Дом Гильдии Каменщиков (Metselaarshuis)…
Дом Гильдии Каменщиков был построен в XIII столетии. В XVI веке его фасад был изменён в стиле брабантской готики. На нем появились 6 бронзовых фигурок, исполняющих танец мореска и поворачивающихся при порывах ветра. В Генте вы найдете два таких здания. Копия Дома Гильдии Каменщиков находится рядом по адресу Graslei, 8. Дело в том, что оригинальное здание было застроено и… забыто. Копию возвели к открытию выставки в 1913 году на более видном месте. Но в конце прошлого века оригинал Дома Гильдий решили освободить от заслонявшей его застройки. Так в Генте появилось 2 одинаковых здания.
… и здесь же… в нескольких шагах, — уже другое воплощение современного и старины… Но уже достойно и красиво.
Колокол Роланд (Klokke Roeland) …
В небольшом скверике в бетонной звоннице установлен колокол Роланд. Это сторожевой колокол, который собирал народ для защиты города от врагов и когда-то эта громадина висела на вершине башни. Самый первый Роланд был отлит в 1314 году, позже мастер Хемони использовал его как сырье для отливки колоколов своего карильона. Причем самый большой колокол вновь назвали Роландом.
В 1914 году колокола оснастили электропроводами, и почему-то Роланд-второй треснул. Колокол Klokke Roeland сняли и установили на бетонной звоннице. В модернизированном карильоне звонят уже безымянные колокола, где для карильона отлили новый Роланд – третий по счету…
Башня Белфорт (Belfort van Gent) …
Исторический центр Гента, действительно, выглядит фантастически. Гент в Средние века был одним из самых богатых и больших городов Европы. Неудивительно, что здесь просто умопомрачительная плотность готических соборов, домов, башен и замков. Одной из доминант площади, несомненно, является колокольня Белфорт.
Башня Беффруа. Башню эту называют на французский манер – Беффруа. Ежель на голландский, то Белфорт. И то, и то переводится как «колокольня».
Функция у этой башни одна: она служила сторожевой башней, на ней висел набатный колокол, звон которого был слышен по всему городу… Предназначена для оповещения жителей о пожарах, вражеском нападении и других опасностях.
Строительство башни началось в 1313 году и продолжалось 67 лет. Разработчиком архитектурного проекта был мастер Ян ван Хельст (Van Jan van Haelst). Полностью работы закончили только в 1377 году. Тогда же разместили флюгер в виде дракона и колокол Роналда (Klokke Roeland), который своим звоном обозначал время.
С 1442 года по 1869 гг. на башне располагался наблюдательный пост: дозорный следил за безопасной обстановкой в городе.
Со временем к башне «приросло» отдельно расположенное строение, называемое беффруа (Beffroi Gent) и вся эта конструкция превращалась в ратушу, то есть обрастала государственными функциями. Тут заседал городской совет, находился архив и т. д…
Уже с обратной стороны от входа в башню мы наткнулись на грубо высеченный, но удивительно четкий барельеф на здании бывшей тюрьмы появившееся в 1742 году, втиснутого между Суконным залом и колокольней. Большой рельеф изображает бородатого старика в кандалах, которого женщина кормит грудью. Отсюда его название ‘маммелоккер» (Mammelokker), что на местном фламандском диалекте означает «сосущий грудь». Тема дочери, спасающей своего отца от голодной смерти, кормящей его грудью в тюрьме, заимствована у римлян и вдохновляла многих художников, но мы никогда не видели ее в скульптурной форме. В Эрмитаже есть картина Рубенса «Отцелюбие римлянки» с подобным сюжетом.
Первым делом мы полезли на Белфорт. Высота башни составляет 95 метров. В ее верхней части — часы, а еще выше – остроконечный купол со шпилем, на котором установлен флюгер в виде золотого дракона. По четырем сторонам купола находятся небольшие башенки.
Внутри несколько залов на разных уровнях:
— Нижний зал — Считается, что именно в Нижнем зале располагалась секретная комната, в которой находились хартии о городских привилегиях. Они хранились здесь с 1402 года, затем в 1539 году были перевезены в Счетную палату города Лилля. С 1578 года документы находятся в ратуше Гента, а в Белфорте хранятся только архивы гильдии Святого Михаила. Помещение несколько раз перестраивалось: на сегодняшний день планировку отличает отверстие в потолке, служащее для подъема колокола. Если посмотреть в крипту, то взгляду откроются четыре каменные статуи – это стражники, защищающие город. Раньше они находились по углам колокольни, однако после 1870 года были перенесены сюда. В период Второй мировой войны в Нижнем зале находился бункер, сооруженный для нужд немецкой армии.
— 2 зал — Во втором зале также имеется круглое отверстие, через который поднимали колокол, – на этот раз в полу. Здесь можно полюбоваться макетом шпиля беффруа и статуей дракона, которая служила флюгером с 1839 по 1979 гг.
Гигантский флюгер-дракон был сделан из листового железа и со временем проржавел до дыр. Его много раз латали, и сегодня вид зверя, спущенного с насеста на шпиле в 1839 г.,
Флюгер-дракон неоднократно заменяли. Железная статуя была установлена еще в 1380 году. При замене прежнего деревянного шпиля на чугунный в 1851 году ее сняли, разместив другую статую. Каменный шпиль появился уже в 1913 году — работами руководил Валентин Вервийк (Valentin Vaerwyck).
Именно второй дракон хранится теперь в башне в качестве экспоната. Его сняли по той же причине, что и первую статую – постепенное разрушение.
— Третий и четвертый залы — В третьем и четвертом залах размещена коллекция колоколов. Поскольку большой колокол звонил очень громко и мог перепугать тех, кто находился близ беффруа, его звон предваряли предупреждающими сигналами колоколов поменьше. Такая система стала предшественницей карильона. После реконструкции 1982 года в карильоне насчитывалось 37 колокола: с течением времени появилось еще 17 изделий. Последний колокол – Роберт – повесили в 1993 году. Особенно интересен большой колокол, снабженный ударным механизмом.
Хотя почти с самого начала существования колокольни каждый час бой большого колокола предвещал перезвон нескольких маленьких колокольчиков, полноценный карильон был установлен в 17 веке и весил 30 тонн! Сейчас конструкция состоит из 54 колоколов и каждый час радует жителей и гостей Гента приятной мелодией.
— Пятый зал — В пятом зале посетителям представлен музыкальный барабан – действующий механизм карильона, на котором записаны мелодии, которые играют колокола Белфорта. Он — один из старинных звуковых механизмов, насчитывающий 17 600 отверстий квадратной формы. В эти отверстия устанавливались кулачки для управления колокольным карильоном. Кроме того, здесь можно увидеть старинный часовой механизм.
— и смотровая площадка — Если не на лифте, то придётся топать через 400 ступенек. Мы же, — воспользовались дарами цивилизации – поехали на лифте, преодолев по ступенькам лишь почти половину пути. Поднявшись на самый верх, открывается потрясающий вид на весь город. Виды с Белфорта, действительно, очень достойные.
К Белфорт примыкает вытянутое прямоугольное здание. Хотя в первый момент может показаться,что это часть здания колокольни, на самом деле оно было построено в середине 15-го века и там располагалась гильдия ткачей. Здесь проверялось качество ткани, измерялось количество товара, и главное, совершались сделки.
Памятник Жану Франсу Виллемсу …
на площади Сент-Баво (Sint Baafsplein) в 1899 году установлен Памятник Жану Франсу Виллемсу. Это работа скульптора Isidoor De Rudder и архитектора Paul Hankar. На памятнике изображены две аллегорические фигуры: молодая женщина, представляющая фламандских девушек, и молодой человек, который должен представлять фламандского гения. В основании памятника изображён Ян Франс Виллемс, отец фламандского движения. Также на пьедестале есть медальон с портретом Виллемса, по бокам выбиты аллегории его литературных работ.
Ещё одна интерпретация композиции: молодая женщина представляет спящую Фландрию, а молодой человек — символ фламандского движения, «отцом» которого величали Виллемса, — поднимает накидку, пробуждая свою Родину ото сна.
Получив общее представление о Генте с высоты Белфорта, мы отправились гулять по только что увиденным достопримечательностям. И вышли на площадь Коренмаркт (Korenmarkt), которая в переводе с голландского означает «зерновой рынок» (или пшеничный).
Когда-то здесь находился огромный рынок зерна. Вот и название площади пошло от торговли зерном, которая велась здесь в X-XI веках, когда Гент был центром торговли в графстве Фландрия. Зерно, которое привозили в город по близлежащим каналам Граслей и Коренлей по реке Лейе и продавалось на рыночной площади.
На ентой площади – полным-полно средневековых зданий в стиле брабантской готики. Эта разновидность стиля более поздняя, чем шельдская. Одно из зданий я уже показал (см. выше) – это дом гильдии каменщиков (где на крыше танцуют фигурки). Ещё одно красивейшее здание в стиле неоготики конца 19-го века – здание бывшей Почты. … Вообще, описывать каждое здание (а они этого явно заслуживают) – дело очень длительное. Если кого-то заинтересуют, — в свободном тырнете множество статей, описывающих их историю и предназначение…
… мы же, уже чувствовали посвистывание в пустых животах с требованием что-либо перекусить.
А, что лучше может быть, чем бельгийский атрибут – вафли?! Вот и в первом попавшемся кафе около этой площади в очередной раз перекусили популярными бельгийскими вафлями с клубникой смазанной нутеллой…
Церковь Святого Михаила (Sint-Michielskerk) …
Наш следующий храм был уже на другом берегу реки Лейе. Как бы на противоположном от основных достопримечательностей. Перешли по шикарному мосту, Святого Михаила, который сам по себе представляет архитектурную ценность. Но, о нём и району вокруг обоих берегов реки – уже на следующей странице.
К этому храму скорее можно приписать сослагательное «если бы», чем восторгаться реальностью.
Изначально на этом месте с начала XII века существовала часовня, которая впервые упоминается в 1105 году. Ее снесли из-за ветхости и невозможности восстановления, а с 1147-го года здесь появилась отдельная приходская церковь.
Строительство ныне существующего храма началось в 1440-м году. Основную часть церкви завершили к 1528-му году, после чего продолжилось строительство башни (до современного уровня ее достроили к 1566-му году). Однако из-за религиозных войн строительство прекратилось, а церковь была частично разрушена кальвинистами в 1578-м году.
Планы у создававших чертежи церкви были очень и очень амбициозные. Он замахнулся на нашего Великого Шекспира…. Тьфу … – на переплёвывание колокольни св. Баво, имеющую 89 метра и создать башню, аж 134-х метровую.
Всё дело в том, что, когда уже в 1662-ом году архитектору Ливинусу Круйлу предстояла работа по уже реконструкции всё ещё «недоделанному» храму, он задумал построить сверхвысокую колокольню. Но, увы, — «финансы пели романсы» и это стало очередным «долгостроем», но уже средних веков. Башня в стиле брабантской готики так и не была закончена. Долгое время она стояла недостроенной, пока в 1828 году ее не накрыли плоской крышей с высотой 23 метра. Получается, что строительство церкви святого Михаила продолжалось около 400 лет: с 1440 по 1828 годы.
Храм получился в готическом стиле, как и подобает сооружениям того времени. При возведении церкви использовался красный кирпич и белый известняк, которые создают интересный контраст.
Рядом с церковью стоит здание ризницы, построенное в 1650-1651 годах.
Когда мы зашли в храм, увы, нас ждало очередное разочарование. И в этой церкви проходила служба. Так что, особо не смогли ни посмотреть… ни пофотографировать. Особенно множество картин, находящихся в храме. К тому же, освещение в храме желает быть лучше. Даже если бы я попытался сфотографировать Ван Дейка или полотна Филиппа де Шампань – у меня вряд ли получились бы фотографии…
Вообще — Храм довольно просторный. Строгое оформление соответствует готической манере. Ровный ряд колонн, высокие арочные своды, вытянутые витражные окна – всё создает ощущение устремленности ввысь. При этом в интерьере резко заметен цветовой контраст: основная часть декоративных элементов, в том числе колонн, выполнена из светлого известняка, а при создании свода и стен применялся красных кирпич.
Следует отметить богатое убранство церкви: алтарь, амвон в неоготическом стиле, резные исповедальни, выполненные в манере барокко, рококо и неоклассицизм, большое количество скульптур XVIII века и множество картин эпохи барокко, в том числе «Христос на кресте» Антониса ван Дейка.
Так же хочется отметить множество важных реликвий, находящихся в Храме: — Истинный Крест, который был подарен эрцгерцогом Альбрехтом и Изабеллой в 1619 году, — Святой Дорн, переданный храму Королевой Шотландии Марией Стюарт, — серебряная реликвия Святой Доротеи.
Первый орган был изготовлен в 1817 году мастером де Вольдером (De Volder). В 1951 году его реконструировали: на сегодняшний день представляет собой еще одну достопримечательность храма.
… в следующей записи – Собор Святого Бавона …