2013. ПОРТУГАЛИЯ. Порту: парк Кордоария, церкви Кармо и Кармелиток, вокзал Сан Бенту… 9 май. 9 день. I часть.

= увертюра =

 

Как я уже писал, в отеле Star Inn Porto – вполне приличный завтрак. Ну, скока звёздочек – такой и завтрак!

Подкрепились и в путь! Сегодня предстоит очень насыщенный день с просмотром Порту и последующим длительным переездом в Лиссабон…

Парк Кордоария … (Jardim da Cordoaria) …

 

… и начался день с остановки нашего автобуса около стен … Городского Суда (Tribunal Judicial da Comarca do Porto) и шикарного парка перед ним — Jardim da Cordoaria. Официально этот парк называется садом Жоана Шагаса с 1924 г., однако он более известный как Сад Кордоариа — в переводе означающее «Сад Изготовителей канатов». Это необычное название возникло потому, что на этом месте, когда–то работали мастера по производству канатов (кордоэйруши). В середине XIX в. площадь Кордуариа была превращена в общественный парк …

Да, растущие здесь деревья, — по листве, стволу выше комеля (для тех, кто не знает, — скажу, что так называется ствол дерева от корней до примерно метр-два выше) – очень напоминают платан. И ствол с характерной «плешью» вечно отрывающихся чешуек… и листва. А вот сам комель – что-то от платана. Признаюсь, — искал в тырнете его название… но, то-ли сыщик из меня фиговый… то-ли среди тырнетчиков шипко-мало ботаников… деревья похожи на какие-то гигантские раздувшиеся бутылки-вазочки в которые вставили стебли уже более мелких деревьев…

 

… небольшой прудик в окружении экзотических деревьев… несколько памятников фиг знает кому… что придают парку некую романтичность. Парк выглядит достаточно ухоженным. Ровные дорожки, подстриженные кустики … ну, очень смешные эти пузастые деревья…

Под стать деревьям на этой аллее и скульптура: испанского скульптора Juan Munõz под названием «Treze a Rir Uns dos outros» (Тринадцать человек смеются друг над другом). В разных частях парка разбросаны похожие композиции… Смысл простой — сидящие» сверху изваяния «смеются» над тем, кто упал вниз…

 

Фигуры изображены в разных позах. И у всех выражение искреннего смеха. Скажу честно,  что, глядя на них реально хочется тоже засмеяться.

Церковь Кармо (Igreja do Carmo) … и Церковь Кармелиток (Igreja das Carmelitas) …

Скажу честно, — опять «прозевал» рассказ гида-Марины о этих двух церквях. Она всем рассказывала на улице около них, а я как всегда отошёл, чтобы не дымить на всех в сторонку. … Если бы не это курение, то мне сейчас было бы гораздо проще сочинять запись. Просто обе церкви были в очень слабом освещении и фотографии просто не получились. Фотовспышка освещала только ближайшие пять метров … а интерьер в обоих церквях ой как схож… Тяжело различить в какой церкви (левой или правой) была съёмка. Пришлось дотошно ковыряться в параметрах «дата съёмки» и сравнивать потолок, алтарь, стены с фотографиями других путешественников. … Поэтому не даю 100%-ю гарантию что левая – это левая церковь, а не правая.

Внешне различия просты: церковь Кармелиток – слева, Кармо – справа. Между ними жилой дом! Только чтобы его увидеть – нужно напялить очки или мелкоскоп.

 

Сначала мы зашли в Кармелитскую … описывать что в одной, а что в другой церкви – не могу. В обоих Уникальная архитектура, богатый интерьер… очень богато декорированный фасад. Барокко как раз свойственно такое вот украшательство и обилие деталей, завитушек, башенок и т.д. Вместе они создают общий архитектурный ансамбль.

 

На фасаде Кармелиток — статуи Святого Иосифа, Святой Терезы, и Святой Богородицы с младенцем на руках. Внутри еще больше золота, чем в церкви Кармо… большие красивые окна… Когда смотришь на обилие золота, — всегда припоминаешь вопрос: «где деньги Зин?» … Ведь всё это золото на крови… грабили ведь весь мир все эти испанцы, португальцы, англичане … Ватикан …

 

Не менее возмущаюсь всеобщим рвением присвоить звание «самый» буквально всеми эвропэйскими странами и пиндоссами. Всё дело в том, что по-древним законам не могли строить две церкви вместе. Т.е. с одной общей стеной. Вышли из положения просто – между ними «слепили\всунули» дом… Просто не очень понятно, зачем было строить две церкви рядом, да еще и заморачиваться на постройку дома между ними. Можно было бы просто оставить пространство между церквями пустым… Но, это только мои домыслы старого консерватора …

 

Так вот все наперебой утверждают, что это типа самый-самый узкий дом в мире… «где точные данные о ширине, Зин?» — Даже на фотографиях видно, что это около 1,5 метра! А подобных зданий в Нидерландах – пруд пруди. Лично мы видели и пару десятков в других странах. Так что, — пока не будет официальных данных – не скажу, что это «самое-самое» … Хотя, то что оно очень-очень узкое – никто не опровергает.

 

Оба храма очень симпатичны и были построены в 1748 году в стиле барокко — модным в середине 18 века в Европе. Безусловно фишка церкви Кармо — на боковой фасад, где изображено основание орденов Кармелитов. Стена выложена полностью традиционной, сине-белой плиткой Португалии, азулежу. Живописное панно изображает мотив основания Ордена кармелитов в Израиле. Панно было создано в 1912 году.

Перед церковью расположена достаточно большая площадь Тейшейра с очень красивым фонтаном, увенчанный скульптурами львов.

Совсем рядышком расположен знаменитый книжный магазин Лиллу. Книжный магазин Lello в Порту всегда выделялся архитектурой фасада и внутренней отделкой. Однако мировую славу ему принесла Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере. Легенда гласит, что она была поражена красотой Lello настолько, что перенесла его на страницы романа о волшебниках.  Двухэтажное уютное здание с черепичной крышей, необычный фасад в стиле неомануэлино с легкими штрихами модерна. Над надписью: “Лелло и Брат” два женских силуэта, воплотившие Науку и Искусство, которые должны были царить в книжном магазине, по задумке Жозе. К сожалению, — внутрь мы не заходили

церковь Клеригуш … (Igreja dos Clerigos) …

… где бы мы не ступали в историческом центре города… если б не мешали ближайшие дома… — отовсюду видна башня колокольня Клеригуш и естественно церковь «под» ней.

История самой церкви – это творение архитектора Николау Назони. Строительство культового здания в старой части города для Ордена нищенствующих клириков завершилось в середине XVIII века (с 1732 по 1750 год). Сам Николау Назони был итальянцем, а после окончания строительства он присоединился к Братству Клириков, для кого собственно и возводилась церковь. Архитектор был похоронен в церковном склепе – это была его предсмертная воля.  Главный фасад церкви богато украшен характерными для барокко рельефами и статуями святых, а ее внутренне пространство выполнено в овальной форме.

 

К главному входу в храм ведет монументальная каменная лестница с балюстрадами. Однако еще за два года до окончательного завершения всех строительных работ здесь уже начали проводить службы. Здание было построено стиле барокко по римской схеме. Данная церковь стала первым «овальным» культовым сооружением во всей Португалии.

Позади церкви возвышается 76–метровая колокольня в стиле барокко, построенная также в XVIII в. Башня церкви Клеригуш была самым высоким сооружением в Португалии, когда была завершена в 1763 году (национальным рекордом в настоящее время является лиссабонская башня Васко да Гама), и, как главная достопримечательность горизонта города, корабли использовали ее в качестве ориентира при заходе в Кайш-да-Рибейра. Башня Клириков имеет шесть этажей, узкую винтовую лестницу с 225 ступенями и карильон из 49 колоколов. На шестом ярусе башни оборудована обзорная площадка с чудесным панорамным видом на Порту и его окрестности.  Колокольня ничем не отличается от самой церкви – она выполнена также в стиле барокко. Украшают ее две статуи святых. Первый этаж башни украшает дверь с изображением Святого Павла. Строители постарались на славу – гранитные стены первого этажа в толщину целых два метра. На шестом этаже расположилась смотровая площадка, откуда открываются хорошие виды на старую часть города Порто и его реку Дору. Колокола Торре-душ-Клеригуш находятся на третьем и шестом этаже церкви.

Площадь Свободы … (Liberdade Square) …

… как-то незаметно «выскочили» на можно сказать, — главную площадь Порту.  Она была построена в начале XVIII века, когда заселялся город. В 1718 году был разработан проект урбанизации, в результате которого были построены новые улицы и появилась просторная площадь, которая получила название Праса Нова (Новая площадь).

 

Границы этой площади в то время определяли крепостные стены города, а также построенные городские дома. К сожалению, ни один из этих домов не сохранился до нашего времени. После 1788 года границы стен города слегка сместились. Внушительный фасад монастыря в неоклассическом стиле – самое старое здание площади, которое сохранилось до наших дней. В наши дни монастырь перестроили в роскошную гостиницу. Гости города, которые остановились в гостинице, ночуют в кельях, а едят в крытых галереях.

В XIX веке площадь приобрела особую важность: после 1819 года в здании, которое находилось в северной части площади, разместился муниципалитет. Так же к концу XIX века недалеко от площади были построены мост Луиша I и вокзал Сан-Бенту. На тот момент площадь Свободы была важным политическим, экономическим и социальным центром города Порту. В 1866 году посреди площади был торжественно открыт памятник королю Педро IV. Композиция была создана французским скульптором Анатоле Кальме и представляла собой конную статую короля Педро IV, держащего в руке конституцию, которую он провозгласил своему народу. Педру IV родился в 1798 году во дворце Келуш.

В 1807 португальская королевская семья бежала в Бразилию от вторгшихся в страну наполеоновских войск. Через 13 лет король с королевой вернулись обратно в Португалию, а Педру остался регентом. Когда в стране началось движение за независимость, он его поддержал и 7 сентября 1822 года, объявил Бразилию независимым государством. Таким образом он стал первым императором Бразилии и из Педру IV стал Педру I. Поэтому в Бразилии и Португалии его называют по-разному. Для Португалии Педру тоже оказался важной фигурой, и памятник ему установили не за жизнь в Бразилии, а за участие в гражданской войне. В 1830 году Педру отказался от бразильской короны в пользу сына и поехал на родину, где официально правила его дочь, но ситуация вышла из-под её контроля. Королём Португалии он стать не смог, т.к. никто из европейских монархов этого не поддержал, но, несмотря на все сложности в гражданской войне вышел победителем. Противоположная сторона была сторонником абсолютизма, поэтому Педру IV в Португалии считают одним из людей, остановивших эту тенденцию. Говорят, что он участвовал в сражениях наравне с солдатами и делал всё, что и любой другой военный, включая тяжёлую физическую работу. Поэтому на памятнике изображён как «король-солдат».

 

Продвигаемся дальше… даже не кварталами, а всего лишь повернули за угол и протопали сотню шагов… Вышли на Praça de Almeida Garrett. Ничего особенного… тьфу, шо это я ляпнул… — особенное тут везде! Особенно дома. Ой, сколько же тут трудилось архитекторов. И все талантливые… Хочется реально, — ходить по городу и просто фотографировать все подряд дома… простые жилые дома!

И ведь почти все они — жилые. Вот на одном из них встретились окна увешанные флагами. Честно скажу, — не помню то-ли в честь победы футбольного клуба… то-ли это просто очередное выступление профсоюзов в поддержку какого-то мероприятия…

 

… церковь церковь Святого Антонио фасад которой, очень красиво украшен португальским азулежу… … интересная, прикольная буква «М» обозначающая вход в метро и очень жалко, что метро Порту мы так и не посетили… не увидели ни одной станции…

 

Вокзал Сан Бенту … (São Bento Station) …

Итак, — самая-самая вишенка на торте – вроде обыкновенный вокзал… Но главное здесь конечно не поезда, а невероятные интерьеры, оформленные панно из азулежу со сценами из истории Португалии.

Место для вокзала выбрано, кстати, удачное, он стоит на возвышении, на довольно-таки большой площади. В 1900 году король Карлос Первый велел начать строительство вокзала. Тогда железные дороги были модным и прогрессивным веянием и по всей Европе строились вокзалы-дворцы. Решил не отставать и португальский король. Но только он всю красоту дворца решил сосредоточить внутри здания.   Самый первый поезд пришёл на вокзал, когда на месте современного здания стояло всего три деревянных ангара, это было в 1896 году. Центральный вокзал Сан-Бенту был открыт в 1916 году на месте старого бенедиктинского монастыря Сан-Бенту-де-Аве-Мария, сгоревшего в 1783 г. Затем несколько, раз была реконструкция.  С виду вокзал выглядит очень респектабельно, но привычно. Архитектор Жозе Маркус де Сильва, которому король доверил строительство, выполнил здание в традиционном французском неоклассицизме.

Автор панно португальский художник Jorge Colao (Жорже Коласу). Он решил создать на стенах вокзала шедевр из азулежу – керамической плитки. Азулежу — это керамическая (или глиняная) обожженная плитка, покрытая росписью и специальной глазурью. Происходит слово от арабского «зулляйдж», что означает «маленький полированный камень». Во время строительства вокзала для азулежу использовались четыре цвета: синий, зеленый, желтый и белый.

Художник десять лет работал над проектом. К сожалению, такую красоту он не увидел, закончили сборку панно, все 20 тысяч плиток, в 1968 году после смерти художника. На панно вокзала изображены: битва при Валдевезе, прибытие короля Жуана I вместе с супругой Филиппой Ланкастерской в Порту в 1387 году, деяния Генриха Мореплавателя и подвиги национального героя – рыцаря Эгаша Мониша… масштабные полотна из истории железных дорог, разные батальные сцены, иллюстрации к португальской истории и сцены из жизни крестьян.

 

Вид этих картин ошеломляет. Нужно потратить значительное количество времени, чтобы сориентироваться в изображениях. Возможно, с точки зрения живописи там и нет никаких прорывов, но все нарисовано очень реалистично и выразительно, да и размах работ впечатляет.

 

В общем, художник, видимо, решил воплотить сразу все свои замыслы. И на 20 тысячах плиточек были вручную нанесены его полотна.

в следующей записи … самое высокое место в Порту …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх