2013. ПОРТУГАЛИЯ. Томар. Тамплиеры и немножко масонов. Мануэлино. 6 май. 6 день. IV часть.

= португальские мотивы =

 

Томар … (Tomar) …

… последний наш объект сегодняшнего дня — Томар. Пока мы выгружаемся из автобуса — я немножко порассуждаю…

Когда речь заходит об основах какого-либо исторического факта всегда найдутся личности, «более умные… более мудрые…» которые будут утверждать, что жили 5000 лет назад … всё видели своими глазёнками и их сведения самые-самые правдивые.

И люди верят! Верят всевозможной чуши, которая уже насильно (последнее время) не внедряется, а уже лопатами вбрасывается в мозг доверчивых людей. Появились даже целые страны… целые национальности…, которые историю переписывают исключительно под себя. Примеров – масса. К бабушке ходить не надо! …

От себя могу написать примеров явного вранья – на большой многотомник хватит. Просто таких примеров, — которые лично для меня, — на все 101% — враньё.

—Зайдите в «дом Инвалидов» в Париже – узнаете, что во второй мировой – победу над фашизмом одержали … естественно, — французы! Им только немножко помогли американцы и англичане. СССР – только «пушечное мясо». Более никакой роли в войне у неё не было.

—плотина Гувера – самая большая в мире. Об этом во-всех углах трезвонят в США… а вот когда приедете в Таджикистан и посмотрите на Нурекскую ГЭС, — вам эта плотина Гувера покажется детской игрушкой… Кому верить? Своим глазам или тому, что впаривают в мозг пиндоссы?!

—кто такой Наполеон? Созидатель и герой, — как утверждают лягушатники или тварь, которая разрушала, грабила… убивала везде, где ступала нога?

— про последние утверждения «историков» из Окраины … о том, что Иисус был хохлом… о том, что хохлы построили пирамиды и Великую Китайскую стену… … и т.д. и т.п.

К чему всё это —  я?

Залез в тырнет… Хотел не только написать о своих ощущениях нахождения в Томаре, но и просто познать что-то о масонах… о тамплиерах… … И … о Боже! … держите меня – семеро! … Столько всевозможных «умников», переписывающих бред одного чуть ли не в докторские диссертации!

Ребята! Что тамплиеры… что масоны … — это же были закрытые… тайные общества (масоны, как я понимаю и сейчас существуют и естественно, — они тайные… закрытые…) … Откуда у вас помимо общих фраз столько информации? Может поделитесь этой инфой с самими масонами и тамплиерами, ежель конечно, — последние ещё существуют!

Короче: — в это сообщество переписчиков, я входить не буду. Ограничусь лишь общими фразами … — ляпнул и не сдержался… Нарвался на «приличный сайт» не делающий из себя супер-мупер умный. Скопировал (отформатировав) небольшую статью, которая на мой взгляд, является правдоподобной и не претендует на «всезнайство». Источник: https://did-you-know.ru/

… и пока мы ходим около крепостной стены… пока наслаждаемся небольшим парком сразу за входом… — почитайте немного о истории тамплиеров…

Крестовые походы христиан-европейцев на Восток стали причиной возникновения как минимум 12 различных религиозных движений (орденов). Наиболее жизнеспособными из них оказались: Орден госпитальеров; Орден тамплиеров; Тевтонский Орден.

Судьба Ордена тамплиеров до сих пор окутана тайной – даже после 700 лет после его формального роспуска многие конспирологи считают, что Орден до сих пор существует и даже образовал то самое «теневое правительство», которое принимает решения о судьбе нашей планеты в целом.

Кто такие тамплиеры и чем они занимались.

I Крестовый поход европейцев на Святую Землю закончился победой христиан. Но результаты триумфа оказались несколько неожиданными. Ведь если раньше христианские паломники могли свободно перемещаться на пути к Иерусалиму, заплатив определенный налог в местную казну, то теперь безопасность их передвижения оказалась под большим вопросом.

Большинство окончивших свою миссию рыцарей вернулось в Европу, на Святой Земле остался совсем небольшой их контингент. И если в самом Иерусалиме было относительно спокойно, то в окрестностях города обитали банды разбойников, нападающих на путешественников. Несколько крестоносцев предложили королю Балдуину II свои услуги по вооруженной охране и сопровождению пилигримов. Король принял предложение, а в качестве жилья выделил откровенно бедствующим рыцарям мечеть Аль-Акса, расположенную на Храмовой горе. Раньше именно здесь располагался храм царя Соломона. Так в 1119 году на территории Иерусалима возник новый рыцарский орден, вошедший в историю под названием «Бедные воины Христа и храма Соломона». Его участники называли себя храмовниками, или тамплиерами (от французского слова «temple» — храм). Ряды первых тамплиеров не могли похвастаться многочисленностью – их было всего 9 человек. Идейным вдохновителем и наставником Ордена считался Гуго де Пайен, он же впоследствии стал первым Великим магистром.

Ценности Ордена. Система ценностей тамплиеров во многом была схожа с монашескими обетами: бедность, безбрачие и послушание.

 

Бедность. — Первые тамплиеры были настолько бедны, что далеко не у каждого рыцаря была своя лошадь. Этот факт был отражен и на печати Ордена – на ней изображены два рыцаря, сидящих на одном коне. Чтобы поправить финансовое положение храмовников, король Балдуин II распорядился, чтобы налоги с окрестных деревень шли прямиком в казну тамплиеров; к тому же монарх безвозмездно передал им часть прилегающих земель для ведения хозяйства.

Безбрачие. — Постоянные служители Ордена не могли заводить семью и состоять в отношениях с женщинами. Уже женатые мужчины могли быть допущены на временную службу. Этим «контрактникам» полагалось носить одежду чёрного или коричневого цвета – надевать же знаменитые белые накидки с красными крестами они не имели права. Женщины не могли вступать в Орден ни при каких условиях.

Послушание. — Храмовники должны были коротко стричься, но при этом не брить бород. Ночевали все рыцари в одной общей комнате, в которой постоянно горел огонь. Мясо можно было есть не чаще, чем два раза в неделю. Орден тамплиеров запрещал рыцарям в повседневной жизни праздные разговоры, а также громкое пение и смех, азартные игры (вне закона оказались игры в кости и шахматы).

 

Однако кодекс тамплиеров имел и существенные различия с заповедями монахов – всё-таки храмовники были людьми военными и могли на законных основаниях вступать в сражения и проливать кровь врагов. При этом членам Ордена запрещалось покидать поле боя, пока над ним развевается хотя бы один боссеан (военное знамя тамплиеров). Рыцари обязаны были сражаться с врагами-иноверцами, даже если на стороне противника было троекратное превосходство по численности. Вступать в бой с другими христианами можно было лишь после того, как они напали на тамплиеров не менее трёх раз.

С точки зрения организации и субординации, Орден тамплиеров был идеальным военно-религиозным движением. Жёсткая дисциплина и соблюдение всех правил позволило храмовникам из горстки нищих крестоносцев превратиться в мощную политическую и экономическую структуру, обладавшую огромным влиянием на европейских монархов.

 

За первые десять лет с момента основания Ордена в Иерусалиме о тамплиерах встречается очень мало упоминаний – они вели свой скромный образ жизни, отгоняя головорезов от паломников и перебиваясь немногочисленными пожертвованиями.

Поворотным моментом в истории храмовников становится возвращение Гуго де Пайена во Францию с целью вербовки последователей и сбора новых пожертвований. Возможно, к этому шагу лидера Ордена подтолкнул беспрецедентный поступок Фулка Анжуйского, пополнившего казну тамплиеров на 30 000 ливров. На родине де Пайен встречается с монахом Бернаром Клервоским, очень влиятельной фигурой уже в то время. После смерти Бернара из Клерво причислили к лику святых. Встреча Гуго и Бернара была поистине судьбоносной: именно монах создал основной документ Ордена – его Устав, включающий в себя 72 главы (помимо прочего в нём зафиксировано право убивать врагов во имя Христа в неограниченных количествах).

 

Именно Бернар Клервоский предложил использовать как символ тамплиеров знаменитый красный восьмиконечный крест на белом фоне (под такими парусами Колумб в своё время открыл миру Америку). И именно по его инициативе в январе 1129 года был созван собор в Труа, на котором Орден тамплиеров и был представлен высшему свету со всеми подобающими атрибутами.

После этого дела храмовников резко пошли в гору. Очень скоро Орден получил первые пожертвования в виде земельных наделов от Тересы, королевы Португалии, а всего через 10 лет тамплиеры уже владели участками во Франции, Шотландии, Англии, Испании, Фландрии, Италии, Германии, Венгрии, Австрии, Богемии и Иерусалиме.

 

Согласно Уставу, Орден подчинялся только Великому магистру и Папе Римскому. В период с 1139 по 1145 г. было выпущено 3 буллы (официальный документ авторства Папы), которые наделяли Орден тамплиеров поистине исключительными правами.

Храмовники освобождались от уплаты любых сборов при пересечении границ, а гражданам, передававшим свои владения в пользу тамплиеров, автоматически отпускались все грехи. Орден приобрел громадную популярность, даже дети аристократов стремились попасть в него. Высокопоставленные тамплиеры привлекались в качестве третейских судей в спорных делах, а слово Великого магистра приобретало всё больший вес. Некоторые из них даже осмеливались вступать в спор и открыто дерзить монархам.

Это и неудивительно – движение собирало под своим крылом не только воинов, но и достаточно образованных людей. Тамплиеры стояли у основания банковской и кредитной системы. Заплатив в филиале Парижа или Лондона, пилигримы с выданной квитанцией могли беспрепятственно прибыть на Святую Землю и получить свои же средства в «офисе» Иерусалима, поскольку путешествовать с наличными было более чем опасно.

Также Орден выдавал ссуды под 10% (для сравнения – другие организации брали до 24%), но во избежание обвинений в ростовщичестве заёмными средствами граждане могли воспользоваться для оплаты расходов на паломничество или для выкупа пленных.

Успехи Ордена в делах мирских позволили тамплиерам расслабиться. В 1187 году армия Ордена терпит сокрушительное поражение в битве с султаном Саладином и теряет Иерусалим. Храмовники понесли большие потери – руководство почти уничтожено, тысячи человек отправились в рабство. Оставшиеся тамплиеры перебираются в Аккру, но спустя 100 лет терпят поражение и там. Орден бежит из Палестины на Кипр (удачно выкупленный тамплиерами у Ричарда Львиное Сердце). Впоследствии оттуда остатки когда-то доблестного войска перебираются в Европу.

Тем временем, солидная по размерам казна тамплиеров волновала правителей разных уровней. Особенно неравнодушен к ней был король Франции Филипп IV, ведь он и так задолжал Ордену крупную сумму. Король решает объявить служителей Ордена еретиками. 13 октября 1307 года случилась по-настоящему «чёрная пятница» — все тамплиеры на территории Франции и других государств были арестованы и обвинены по таким пунктам как: богохульство; поклонение идолам; содомия; отречение от Христа.

 

Многих из арестованных тамплиеров зверски пытали, выбивая признательные показания; имели место и показательные казни. В 1314 году Великого магистра Жака де Моле и его сподвижника Жоффруа де Шарнэ после 7 лет заключения также приговорили к публичному сожжению. В последний момент де Моле проклял короля Филиппа IV и Папу Климента V, призвав их в течение года на Божий суд.

 

Климент V умер, спустя 33 дня – ему разорвало кишки толчёными изумрудами, которые врачи рекомендовали принимать от дизентерии. Позже скончался и король — от инсульта при падении с лошади на охоте. Его наследники, довольно бездарно управляя страной, также погибли в течение следующих 14 лет.

Великого магистра Жака де Моле и его сподвижника Жоффруа де Шарнэ после 7 лет заключения также приговорили к публичному сожжению…

Все эти факты, а также так и ненайденная баснословная казна тамплиеров порождает всё больше слухов о том, что тайная организация Ордена до сих пор существует и влияет на мировую обстановку.

 

Итак – в пятницу… 13-го… 1307-го года… на рассвете… Объявляется приказ об аресте всей верхушки ордена Тамплиеров. Якобы при посвящении новых членов ордена их заставляли плевать на крест… отрицать Бога… непристойно целоваться и предаваться гомосексуальным связям (ни что Вам не напоминает современную Эвропу с пиндосстаном?).

 

Арестованных подвергли нечеловеческим пыткам, заставив признаться по всем пунктам обвинения. В один день была решена судьба ордена. Именно, поэтому пятница 13-го и считается самым несчастливым днём в году… Далее уже Папа Римский – одобряет арест всех членов ордена во всём мире…

 

Имущество тамплиеров передаётся другому военному ордену – госпитальеров. Он существует и по ныне в виде Мальтийского ордена (читайте наше путешествие на Мальту). Исключением стали лишь три королевства: Кастилия, Арагон и Португалия.   ….   Португальский король Даниш – первый не слал подчиняться папочке Римскому и отказался преследовать тамплиеров. Но, поскольку официально орден был распущен, в Португалии тамплиеры просто придумали себе новое название и стали Орденом Христа. При этом всё имущество сохранили и окончательно обосновались в крепости города Томар…

Гуляли-гуляли по внутренним дворикам, которых аж целых восемь … среди кельи и жилых помещений…  но, вопрос – где деньги, Зин? Так и улетучивался. Да и золотишко стибрить из монастыря – так же не помешало бы нам…

 

Тамплиеры были сказочно, баснословно, невероятно богаты, однако в захваченных замках и поместьях удалось найти не так уж много золота. Множество версий куда сбежали тамплиеры, прихватив с собой золотишко… но главная — указывает на Португалию.

 

Нам же с Супругой (да и всей группе – заодно) чудилось\казалось, что брульяны именно в круглой башне-ротонде, в которую мы и направились… к тому же именно в ней было всё буквально пронизано духом тамплиеров…

 

Церковь Шарола представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. Считается, что форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона.

Вот это действительно настоящий алхимический сосуд, имеющий кристаллическую структуру для преобразования человеческого духа. Здесь чувствуется дух тамплиеров, не только воинов и торговцев, но и алхимиков, хранителей сокровенных магических знаний Востока.

 

Внутри это настоящий шедевр! К сожалению, фото у меня получилось плохо… и вообще не передают ее великолепия!

 

Роспись и богатство убранства делают эту грозную средневековую башню волшебным ларцом, полным тайн. Это самый необыкновенный алтарь, который мы видели…

Вообще — во всём монастыре столько деталей… завитушки-фигнюшки, мозаика… — фотографируй сутками и всё равно не сфотографируешь. А у нас на всяческие «мелочи — детали» просто не было времени… Групповуха!!! Но, иногда удавалось немножко заснять «не стандартного». К примеру обыкновенный дымоход… или лестница… или просто окошко… Ведь такие архитектурные особенности — нужно ещё спроектировать… и воплотить…  Я, как не состоявшийся архитектор, — отвечаю: не так всё просто как кажется на первый взгляд…

 

Интересно, что именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём, если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал относительно небольшой сбор. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов, игравших роль денег. Теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком пергамента, и в любой комтурии получить полновесную монету. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников.

… а на фото — обеденный зал (столовка по-нашенски)… окна тюрьмы… и очередной внутренний дворик…

 

Мануэлино …

… мы вышли к месту, которое в первую очередь распространено на всевозможных буклетах и путеводителях. Опущу описание в глубокую яму, т.к. если кого и заинтересует – мгновенно можно найти у всех и вся… Я лучше немного повествую о Мануэлино. О морском стиле в архитектуре Португалии.

Задала Португалия задачу историкам искусства: большие архитектурные стили приходили в эту страну с опозданием на столетия, смешивались в причудливый коктейль, впитывали экзотические заморские влияния, обогащались непривычными для архитектуры мотивами.

 

Таков мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии, внезапно появившийся в конце 15 столетия. По сей день искусствоведы спорят о том, что же такое мануэлино – модификация поздней готики или национальный вариант ренессанса? Совершенно оригинальный стиль или вторичное художественное явление, основанное на заимствованиях?

 

Татьяна Каптерева в книге «Искусство Португалии» так определяет стиль мануэлино: «Тенденция оценивать искусство мануэлино как вариант поздней готики, испытавшей в условиях Португалии влияние восточных и ренессансных форм, замыкает его истолкование в узких рамках стилевого этапа.

Между тем это искусство, которое зародилось на гребне коренного перелома национальной истории, представляет собой более сложное подвижное единство уходящего старого и того, что формировалось в жизни и культуре народа. Врастая из поздней готики, оно одновременно утверждало нечто качественно новое, принадлежащее уже к явлениям ренессансной эпохи.  Взаимодействие различных художественных тенденций, то в противоборстве, то в смешении и слиянии, придало этому искусству при его ярко выраженной стилевой цельности, возможность несхожих и оригинальных творческих решений».

 

Собственно, название «мануэлино» появилось лишь в 19 веке. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы. Вслед за временем первых морских экспедиций, организованных в 15 столетии Инфантом Энрике мореплавателем, наступила эпоха Великих географических открытий.

От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино — стиль триумфаторов, стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов. Новые континенты, — их экзотическая культура, незнакомые прежде растения, —  привнесли в архитектуру удивительные мотивы.

От построек в стиле мануэлино исходит ощущение монументальности. С мощными цельными объемами зданий контрастируют мавританские башенки, витые колонны, богато украшенные сложнейшей сочной резьбой порталы и окна. Т. Каптерева отмечает «типичный для мануэлино контраст статичных, строго уравновешенных масс здания и его прихотливого силуэта».  Своей неевропейской избыточностью и вязкой орнаментикой декор мануэлино напоминает порой об искусстве Индии, куда португальцы проложили путь в 1498 году.

 

Мавританские башенки, морские раковин, витые колонны, растительные орнаменты, растения и жемчужины, канаты, морские узлы, якорные цепи, якоря, тросы, корабельные снасти, и даже… навигационный прибор, морские водоросли, кораллы, жемчужины, виноградные гроздья, листья дуба, лавра, плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые древесные ветви … … и т.д. Было бы времечко, — ой сколько бы я нафотографировал не только в Томаре, но и других местах где мы были…

… ух… всё. Закончился наш очередной трудовой день в виде осмотра прекрасных городков. Осталось только сесть в автобус … вернуться в Лиссабон … в отель … и заснуть …  Завтра — очередные «мучения»…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх