= Бельгийская народная песенка =
Центральный железнодорожный вокзал Антверпена …
И всё-таки в том, что вспоминаешь «дела давно прошедших лет», — имеет и кучу преимуществ. В первую очередь потому, что по прошествии множества лет можно посмотреть на «прошлое» с более осмысленным взглядом и учётом множества второстепенных факторов, о которых «в древности» и не мог подумать. Это, пожалуй, больше всего касается всех недальновидных политиков, финансистов… но, и вроде бы «безобидную» профессии как архитекторы и деятели искусств, в которых, казалось бы, нужны простые принципы ваяния покрасивей и по привлекательней.
Я сейчас более конкретно вспоминаю прибытие в Антверпен. Вроде-бы на обыкновенный вокзал. Ведь кто бы мог подумать в средние века строя город что через несколько сотен лет будущие поколения изобретут железных коней в виде автомобилей и будет большая потребность в большом расстоянии между домами для их проезда… что изобретут экономичный для перевозок грузов и людей железнодорожный транспорт… и т.д.
Здесь и проявляется талант людей разных профессий. Их очень много – талантливых людей. Гениальных, «видящих» не несколько столетий вперёд – единицы. Именно, поэтому, когда был затронут в школе среди старших классов об именно, гениальных людях… когда лично мне задали вопрос: «кого лично Вы Владимир Александрович, считаете самым-самым гениальным и выдающимся человеком последних нескольких столетий?» — я, после длительного размышления ответил – Леонардо Да Винчи. Человека, реально видящего будущее. Можно со мной спорить… можно предлагать другие личности…
Вот и прибыв на вокзал Антверпена, я вспомнил об этих размышлениях, когда конкретные архитекторы сотворили вроде бы обычное строение – на несколько десятилетий вперёд времени (с оговоркой реконструкции и модернизации, которую произвели).
Мало того, что вокзал – произведение искусства, — он ещё и выполняет все функции современности для человека. Немножко из истории вокзала из общедоступного тырнета: Здание центрального вокзала Антверпена находится на площади Королевы Астрид (Koningin Astridplein). Первое вокзальное здание было деревянным и появилось здесь в 1836-м году, когда был открыт железнодорожный путь Антверпен-Мехелен. В 1854-м был построен второй деревянный вокзал больших размеров. В 1899 году началось строительство третьего, современного здания, которое продлилось шесть лет. Автором оригинального проекта стал архитектор Луи Деласензери, открытие Антверпен-Центральный состоялось в 1905-м году. Здание вокзала выполнено в эклектическом стиле. Большой центральный купол имеет высоту 75 метров. Свод над железнодорожными путями достигает 43 метра в высоту, длина его составляет 186 метров. Выполнен он из стекла и железа. Интерьер вокзала отделан двадцатью видами мрамора и по своей красоте может сравниться с дворцовым.
Начиная с середины 20-го века здание вокзала постепенно начало приходить в упадок. Антверпен-Центральный был признан памятником архитектуры и в 1998-м году началась его реставрация. Основной причиной реконструкции вокзала было то что он был тупиковым, а развитие дорог требовало чтобы вокзал был сквозным. Было много проектов, даже планировался снос вокзала, но причисление его в 1975 году к историческим памятникам сделало свое дело. Было решено реставрировать старое здание. Были восстановленные демонтированные ранее элементы, отреставрирована внутренняя часть и фасад здания. Был построен тоннель на два пути, соединивший вокзал с северной частью города, а также возведен новый вход к перронам со стороны улицы Кивитстрат. Реставрация длилась 11 лет и была закончена только в 2009 году.
Первая эмоция, когда мы оказались внутри вокзала – отсутствие толп пассажиров. Теоретически должна быть своего рода давка ведь был почти «час пик». Сильного, плотного движения пассажиров – не было. Именно, — грамотное и продуманное распределение движения к перронам и эскалаторам. Нет прямого «лоб в лоб», хотя сам по себе зал небольшой.
Небольшой, но как оказалось «маленький, но удаленький». Не один – два этажа как обычно, а как минимум четыре (может и больше, просто в «разведку» не ходили).
Этаж с торговыми площадками, коммуникациями, залами ожиданий, кафе и магазинами.
Ещё один этаж — городские и пригородные электрички. Ниже — междугородние и международные поезда. Ниже этого — скорее всего, метро или ещё один уровень поездов. Все этажи связаны многочисленными эскалаторами и лифтами, везде множество маленьких кафешек и торговых точек, достаточно много мест с лавочками и скамеечками.
Впечатление от внутреннего убранства – это явно не вокзал, а подобие дворца или на худой конец – шикарного выставочного зала.
Множество готики … даже часы с башенками… Всё внутреннее обустройство — органичная смесь из старой и новой архитектуры, из заклёпочно-болтовых крашеных металлических балок и колонн — и бетонных, металлопластиковых, камня, мрамора и стеклянных конструкций.
Особенно в глаза бросается центральный высокий портал. Перрон накрыт гигантской металлической аркой и застеклён… Он огромен, сложен в архитектуре и просто непозволительно, невероятно красив! Различные колонны, красивейшие балюстрады с башенками, статуи, ампир, позолота и огромные окна…
Ещё понравились цены в привокзальных кафешках. Особенно в «Поносе» (сеть кофеен и фастфуда под названием «Panos»). Даже удивительно, но в них нет тех космических накруток как почти во-всём мире и особенно в России (об этом напишу позже).
Но и как говориться «хорошая семья не без урода». Вместе с высокоскоростными поездами и высоким уровнем комфорта у перрона стояли две раритетные электрички как в Индии, где только форма их указывала на предназначение скотовозки. За ржавчиной и не пойми каким намёком на граффити невозможно было даже подумать, что это 21 век… На выходе – довольно-таки большая площадь, которая запомнилась прежде всего своей чистотой. За ней, однозначно, хорошо следят. Не увидели ни на вокзале и ни на площади где-то брошенной бумажки или пустой бутылки. Нет и бомжей с их подобием…
Площадь Гроте Маркт (Grote Markt) …
Гроте-Маркт — это главная площадь Антверпена название которой переводится с нидерландского языка как «Большой рынок» и одновременно основная его достопримечательность.
На протяжении тысячи лет она остается центром жизни торгового города. Здесь происходили практически все важные события … В память о прошлом ежегодно в день католического праздника Вознесения Богоматери, который отмечается 15 августа, на площади Гроте Маркт устраивается «Рубенсовский рынок». Стоящие за прилавками в этот день мужчины и женщины одеты в костюмы эпохи Рубенса.
О самой площади и о почти всех без исключения зданиях вокруг неё можно рассказывать и рассказывать… У нас такой цели смотреть всё, и вся не было… – мы с Супругой просто гуляли и держали путь к самому «сладкому» и привлекательному.
Естественно, при входе на площадь ещё издалека на глаз попадаются разноцветные флаги на здании. Это …
Городская ратуша …
На протяжении большей части года главный фасад мэрии украшен 87 флагами. Центральные флаги в нижнем ряду представляют Антверпен, Фландрию, Бельгию, Европу и Организацию Объединенных Наций. Другие флаги представляют страны, которые являются членами Европейского Союза, и страны, которые имеют консульство в Антверпене. Нашего, скорее к радости – я не нашёл …
Городская ратуша в Антверпене — центральное произведение нидерландского Возрождения и одно из первых ренессансных зданий на севере Европы. Здание, выстроенное по чертежам зодчего Корнелия Флориса де Фриндта, стало украшением старого города. С непререкаемой определенностью оно заняло главное место на Большой площади, застроенной готическими гильдейскими домами. Строгие формы ренессанса, смягченные фантазией фламандского архитектора, образовали фасад простой, но не однообразный.
Красный мрамор цокольного этажа, светлый камень облицовки окрашивают площадь летучим разноцветным мерцанием, то отражаясь во влажной брусчатке в ненастный день, то не по-антверпенски ярко сияя на солнце; тонкая и высокая — выше 50 метров — башня взлетает к небу с готической стремительностью, которой не могут помешать отчетливо прорисованные ренессансные пилоны и карнизы. А в статуях, украшающих башню (Богоматерь, Справедливость и Мудрость), уже угадывается барокко.
В середине шестнадцатого века старая готическая ратуша Антверпена (1406 год) стала слишком маленькой для быстро растущего города, в то время известного как «Метрополис». Городской совет решил построить новую ратушу к северу от существующей. Город стал самым мощным коммерческим центром в мире, затмевая такие города, как Брюгге, Генуя и даже Венеция, потому новое здание должно было стать символом богатства и власти города.
Городской совет изначально намеревался построить новую ратушу в готическом стиле, но к тому времени, когда необходимые средства были найдены, Ренессанс стал новым модным архитектурным стилем. Этот стиль использовался прогрессивными художниками, такими как Корнелис Флорис II де Вриендт, который и стал ответственным за большие части внешнего вида здания. Дизайн де Вриендта находился под сильным влиянием итальянской архитектуры и является фламандской версией флорентийских дворцов.
Строительство здания началось в 1561 году и было завершено через четыре года. Фасад богато украшен статуями, орнаментом и гербом. В 1587 году иезуиты заменили расположенную в центре статую Брабо — символа города — статуей Марии.
В верхней части здания статуя орла обращена к Аахену, который то время был резиденцией Священной Римской империи.
Первый этаж здания состоял из небольших магазинов с сорока пятью небольшими входами. Строительство мэрии было частично финансировано арендной платой, полученной от владельцев магазинов. Во время Испанской Ярости в 1576 году новое здание было подожжено мятежными испанскими солдатами, в результате чего остались только внешние стены. Мэрия была перестроена три года спустя, в 1579 году. Большая часть роскошных интерьеров мэрии восходит к девятнадцатому веку, когда здание было отремонтировано в соответствии с современными требованиями. Двор был покрыт и установлена парадная лестница. Интерьер украшен множеством портретов художников, мэров, монархов и других правителей. Картины девятнадцатого века Анри Лейса изображают бурную историю города. … многое стащил из 3-х путеводителей, и у https://lifeglobe.net/entry/10256 и https://mosintour.ru/city.asp?Id=41&Id2=8765
фонтан Брабо …
В центре Гроте Маркт в 1887 г. был установлен фонтан Брабо, созданный скульптором Жефом Ламбо. Кстати говоря, Ламбо родился в одном из окружающих площадь домов в 1852 г. Сначала скульптор изготовил небольшую гипсовую модель и представил ее на проходившей в Генте художественной выставке. Лишь через 4 года власти Антверпена обратились к Ламбо с просьбой об изготовлении бронзовой статуи на деньги, выделенные одним из купцов-немцев. Согласно легенде, жестокий и коварный великан Антигон, захвативший вход в гавань, требовал с моряков плату за возможность проплыть мимо его замка. Но однажды Сильвиус Брабо, древнеримский воин, отрубил ему голову и правую руку, а затем швырнул их в реку. Такова одна из версий, объясняющих происхождение названия Антверпен, означающего «брошенная кисть руки». Жеф Ламбо запечатлел Брабо с отрубленной кистью в руке, а обезглавленного Антигона – рухнувшим на камни, истекающим кровью и судорожно сжимающим левой рукой обрубок правой. Фонтан украшают фигуры трех морских нимф, поддерживающих корабль, на котором находится крепость с башнями, как на гербе Антверпена. На одной из башен висит отрубленная голова Антигона.
Также для украшения фонтана использованы фигуры реальных и фантастических морских существ. Первоначально скульптор планировал создание чаши, но эта часть проекта не была реализована, и вода льется из фонтана на мостовую.
Дома гильдий …
Площадь также нередко называют жемчужиной архитектуры XVI века, скорее из-за домов гильдий. Хотя средневековые гильдии в Антверпене не были так влиятельны и сильны, как в Генте или Брюгге, их дома отличаются парадностью и пышностью. Наиболее роскошные здания располагаются в северной части Гроте Маркт. Почти все они построены в XVI в. Но большинство фасадов домов на центральной площади было реконструировано в начале XX в. в духе готики и ренессанса.
В 1795 г. французские революционные власти упразднили все южнонидерландские гильдии. После этого в зданиях на Гроте Маркт разместились городские службы, рестораны и другие учреждения. Каждый дом имеет собственное название, например, «Золотой Рукав» (гильдия бондарей), «Дом Испании» (стрелки из арбалета), «Зеркало» (стрелки из лука), «Сокол» (мелкие лавочники), «Лиса» (плотники), «Золотой Леопард», «Золотые Весы» (сукновалы), «Красная Крепость» (кожевники, а позднее мебельщики).
Собор Богоматери … (Антверпенский Кафедральный Собор Богоматери … Анверпенский Собор Нотр-Дам) …
Вот с Собором у нас была неудача за неудачей. Слава Богу – частного значения. То добздик (так племянница обзывает мелкие дождики) заморосил…, то ходили по кругу и никак не могли попасть внутрь… то, не было обычных церковных проспектиков, из которых я черпаю иногда интересную информацию, которой нет в других источниках…, то нас огорчило отсутствие посещение колокольни или смотровой площадки. Да и главное, — как у Варвары, потерявшей очки мы самый главный шедевр Антверпена не скачали на планшет и ходили почти «слепыми». Ходили и просто наслаждались. Почти полностью копирую шипко-сильно «заумную» статью об истории Собора из https://architecturalidea.com/
И ещё одна неприятность нас поджидала уже внутри, когда начали фото и видео съёмку. На моём объективе фотоаппарата было несколько капелек от добздика… Когда заметил, увы мы уже покидали Собор…
Предшественниками были существовавшая еще до XII в. капелла и сменивший ее романский храм (начат приблизительно в 1132 г.). Уже он выделялся по тем временам величиной (80 м в длину).
В 1352 г. был заложен готический собор. Сведения о мастерах и датировке хода работ разноречивы. Общий замысел приписывается Яну Аппелмансу из Булони. Строительство началось с хора, который в конце столетия был готов, ибо в нем уже устанавливали витражи. Предполагают, что эту часть здания делал Якоб ван Тинен.
Первоначально планировался всего лишь трехнеф желала воздвигнуть в нем собственный алтарь своему покровителю-святому, до того увеличилось, что по новому замыслу, принадлежащему архитектору Питеру Аппел- мансу, сыну Яна, предполагалось пять нефов. А по проекту, составленному около 1450 г., — уже семь. Ранее, в 1419 г., тот же Аппелманс Младший заложил передние башни. Сооружение южной было приостановлено в 1475 г. на отметке 65 м, пока X, де Вагемакере и М. Келдерманс не завершат боковые нефы. Но она так и осталась недостроенной. Между тем северная (правда, тоже после некоторого перерыва) с 1502 г. продолжала возводиться Р. Кел- дермансом и Д, Вагемакере. Около 1520 г. ее закончили.
Тем же архитекторам было поручено расширить площадь храма в три (!) раза, а количество башен составило бы пять. В 1521 г. император Карл V положил первый камень в основание нового хора. Но эту гигантоманию пресек катастрофический пожар 1533 г. «Планы «новой постройки» были теперь забыты — отныне все внимание и деньги были направлены на реставрацию уже сделанного… Реставрация проведена быстро, но планы, связанные с расширением здания, отложены в долгий ящик». Из-за начавшейся Реформации им не суждено было осуществиться вовсе. В 1566 г. собор пережил иконоборческий погром, а в 1578-1585 гг. правившие Антверпеном кальвинисты снова удаляли изображения Христа и святых.
После восстановления и обогащения в эпоху Рубенса новыми произведениями искусства собору опять довелось пострадать, на сей раз от разграбивших его революционных французских солдат. В XIX в. интерьер был переделан сперва в стиле классицизма, а затем с добавлением неоготического, в частности, скульптур порталов. Капитальная реставрация, развернувшаяся с 1973 г., шла два десятилетия. Торжественное открытие собора состоялось в 1993 г., но работы не прекращаются и по сей день.
Корпус собора, составляющий семь нефов, за выступающим однонефным трансептом имеет решенный уступами в глубину хор. Начинается тот двумя прямоугольными частями — двухнефной и однонефной. Последняя служит чем-то вроде второго, восточного трансепта и предшествует деамбулаторию с венком из пяти капелл. Общая длина здания -118 м.
Внутреннее пространство, не являясь в полном смысле зальным, некоторые исследователи склонны, тем не менее, относить к зальному типу и считать нетипичным для готического собора. Редкие, как уже говорилось, для Нидерландов пучкообразные столбы несугнервюрные своды, четырехлотковые, но в крайних с боков нефах и трансепте получившие весьма затейливую форму, родственную французской «пламенеющей» готике. Взамен трифория над разделяющими столбы арками выведены во множестве вертикали колонок, сопрягающиеся с двойным, разделенным карнизом, поясом мелких глухих роз. Нижний ряд располагается над столь же мелкими декоративными стрельчатыми арочками, верхний — под окнами. Купол средокрестия с его двумя рядами простых оконных проемов опирается на систему арок, с чьих архивольтов как бы свисает узорчатая «бахрома».
При недавней реставрации открыты фрагменты росписей стен и сводов, выполненные в конце XII-XV вв. Среди них одна, над южным нефом — загадочная композиция из звезд, солнца, луны и монограмм. В интерьере находятся 4 великолепные алтарные картины Рубенса «Вознесение Богоматери», «Воздвижение», «Воскресение» и «Снятие с Креста».
Главный фасад, как это и в Брюсселе, лишен розы, замененной окном, несколько странных для готики арочных очертаний. Под ним — центральный портал, в то время как два боковых очень узкие, даже малозаметные. Северная башня добавляет к наибольшей для Старых Нидерландов длине здания рекорд высоты (123 м). Ее венчающая восьмериковая часть с коротким, но причудливым шпилем дополнена четырьмя контрфорсами с перекинутыми от них аркбутанами, отчего образовался, «пучок устремленных ввысь сложно профилированных вертикалей».