= Рок из Камбоджи =
Бантей Срей (Banteay Srei) …
Чем меньше по габаритам храм, — тем меньше и о них информации. И не только в словах гида, но и несколько наших путеводителей помалкивают «набравшись воды в рот». А если и есть что-то, то крайне скудно и умещается в паре предложений. Гид Нид сказанул лишь пару фраз и перевёл разговор на совсем другие темы о погоде… и просторах мирового пространства…. А вот фотографий отсюда, наоборот – просто дикое количество. Особенно мелких в виде фрагментов изображений всевозможных богов и сражений древних кхмеров.
Пожалуй, Бантей Срей, — самый маненький из всех храмов, которые мы посетили. Ежель не высокий забор, то можно было-б весь комплекс уместить только на одной фотографии. И ещё три сделать с других частей света для полного восприятия… мои же – более тысячи, — в принципе лишь барельефы и мелкие детали разных скульптурок.
Этот храм – самый дальний из всех посещённых нами храмов и ежель глянуть на карту, то находится примерно в 40 км от Сием Рипа.
Построен из розового песчаника и его настоящие краски очень зависят от солнечного освещения, и лучше всего проявляются рано утром или на закате. В полдень Цитадель Женщины становится оранжевой, и не поймёшь какие оттенки более красивые: светлые или более тёмные. Да и цвет земли около комплекса буквально ярко-рыжий … я бы даже сказал – огненный и насыщенный. Как и многие храмы Ангкора, Бантей Срей окружает ров с водой, что символизирует Мировой океан.
Бантей Срей или Бантеай-Срей — храмовый комплекс на территории провинции Сиемреап в Камбодже у подножья горы Пном Дай. В отличие от подавляющего большинства кхмерских храмов, был построен вовсе не королем Раджендраварманом — II,, а советником короля Раджендравармана — брахманом Яджнаварахом и его младшим братом. Был создан в 967 году. Он назывался тогда Трибхуванамахешварой. Брахман Яджнавараха получил право на строительство храма в знак признательности за потомственную службу королю.
Храм построен из красного песчаника, окружающие его стены — из латерита. Пол Пот и его красные кхмеры уничтожали надписи на санскрите, потому что в древности его использовали правители и духовенство. На кое-как найденной на территории храма стеле написано, что Яджнавараха был учёным и филантропом, который помогал нищим, страждущим, больным и невинным. Королевской казны на масштабное сооружение у семьи придворного не было, поэтому дальновидный чинуша решил взять не количеством, а качеством, украсив свое детище изысканной резьбой по камню. Тяжело отрывать себя от разглядывания ювелирной работы камнерезов. Кажется, тут не осталось ни одного кусочка камня, не облагороженного восхитительной резьбой.
…Бантей Срей называют «жемчужиной кхмерского искусства» и, уверяю, он абсолютно заслуживает это гордое звание. Этому храму присущи три отличительные особенности, которые резко выделяют его на фоне остальных ангкорских строений: во-первых, он построен из розоватого песчаника, что придает комплексу в целом особую пикантность, оценить которую в наибольшей степени можно, оказавшись в его стенах на рассвете или перед закатом, когда он буквально светится изнутри мягким розоватым светом; во-вторых, он практически весь покрыт резьбой тончайшей работы, подобную которой вы не увидите больше нигде в Ангкоре; в-третьих, храм крайне миниатюрен, что совершенно не свойственно для большинства ангкорских построек, строители которых явно страдали гигантизмом…
Бантей Срей — храм получил из-за многочисленных изображений Деват — полубогинь. И означает — Цитадель Женщины или «Женская крепость»…
Интересна и дальнейшая история Бантей Срей. После перемещения столицы Камбоджи из Ангкора в Пном Пень в XIV веке, храм был поглощен джунглями, а открыт заново только в 1914 году французами, почти через 50 лет после колонизации страны. А известность свою приобрел потому, что писатель и авантюрист Андре Мальро был задержан за воровство статуй Деват из этого храма. Благодаря скандалу после воровства этот комплекс был очищен от джунглей сразу же в 1924 году, и восстановлен Анри Маршалом в 1931—1936 годах. Восстановление храма проводилось методом анастилоза. Позже, в 2000-2003 была устроена система дренажа, для спасения стен Бантей Срей от подтопления и очередная работа, над расчисткой территории от деревьев-паразитов, которые упорно пробиваются и снова и снова прорастают, разрушая восстановленное с таким трудом.
Свою громкую славу и любовь туристов Бантей Срей снискал главным образом благодаря своим уникальным барельефам, равных которым в Ангкоре нет. Резное кружево картин украшает буквально всю поверхность стен, не оставляя живого места. Остается только ходить с открытым от удивления ртом и пытаться представить, как это все делалось без современного технического оснащения и сколько потребовалось времени и сил на такую колоссальную работу.
В «сердце» Бантей Срей — три башни, установленные на одном пьедестале, средняя чуть выше остальных, но сами строения не больше 10 метров. Сам храм был посвящен индийским богам Шиве, Вишну и Индре, видимо эти три башни принадлежат каждому из этих божеств.
Постройки — миниатюрны и украшены сложной декоративной резьбой. На барельефах изображены сцены из Рамаяны-индийского эпоса. Во время археологических раскопок вокруг храма было найдено несколько удивительных мифологических персонажей: шесть мужских и женских статуй, на лестницах сидели фигуры с телами людей и головами монстров, обезьяны и львы возле южной части храма, гаруды возле северной башни. Этот потрясающий памятник древней империи периодически подвергался нападкам любителей легкой наживы, которые так и норовят стащить пару статуй. Поэтому в настоящее время почти все крупные скульптуры заменены на копии.
Даже в наши дни — это единственный храм, поражающий своей узорчатостью и шедеврально исполненной резьбой сцен из Рамаяны. Хануман, чтимое в индуизме обезьяноподобное божество, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Рассматривать эти фигурки, изображающие моменты жизни различных индийских богов, интересно даже не посвященному в эту культуру. Даже если не знать, что именно изображено на барельефах, их можно рассматривать долго, переходя от одного здания к другому…
В храме выставлены некоторые сильно поврежденные находки, как, например, эта скульптура быка. Быка зовут Нандин, на нем ездит Шива. От лингамов остались только йони. Здесь это прямоугольные подставки, символизирующие женское начало, а сами лингамы символизируют мужское начало. О чём долго-долго рассказывал гид…
«Маленький, да удаленький» – это про Бантей Срей, ведь вопреки всей своей миниатюрности он имеет все необходимые составляющие, присущие другим храмам – это и барай, и библиотеки, и галереи, и центральное святилище. Несмотря на свою малую территорию, трижды окружен стенами и имеет два входа.