= Катька Ковач на сцене =
Эстергом (Esztergom) …
Вообще, — рассуждать о том, что посетить в какой-нибудь стране или городе можно долго-долго. Ежель, нет каких-то реально стандартных достопримечательностей, о посещении которых мечтал с пелёнок, то все остальные со-временем здорово поднадоедают. Так как чем-то похожи друг на друга. Это что-то, как будто ты из северного спального района Москвы приехал вдруг в южный спальный район. Похожие друг на друга дома и дороги… Мы всегда верим, что вокруг очень много интересного — нужно лишь поискать. А иной раз просто сменить шумный мегаполис или столицу на какой-нибудь провинциальный городок.
Вот мы и решили по наводке Путеводителя посетить самый религиозный город Венгрии – Эстергом.
Эстергом — город в северной Венгрии, расположенный на южном берегу Дуная. Река образует в этом месте границу со Словакией, а на противоположном берегу находится словацкий город-побратим Штурово.
Добираться до него можно несколькими способами, но мы решили по-старинке… на электричке. И сразу хочется сделать отступление в виде гнева, возмущения, смеха, слёз (нужное – подчеркнуть) … дебилизма Евросоюза. Да, — именно ДЕБИЛИЗМА !!!
Судите сами: … Мы довольно-таки много проехали на автобусах и ляпиздричке по землям Венгрии. Видели множество всевозможных полей и садов. И о Боже!!! Винограда мало… Мало так же и яблоневых, сливовых садов… Но, — полным-полно полей с подсолнечником. Подсолнухи стояли, как солдатики, плотными рядами, как будто держась друг за друга, были и уже абсолютно черными и спелыми. И с золотыми поспевающими шляпками. Огромное количество полей кукурузы. Насколько, мне известно – это кощунство использовать шикарнейшую природу и землю Венгрии на столь нерентабельные культуры, дающие вместо «золота» в виде самых лучших в МИРЕ!!! (не шучу и не вру – доказано наукой) – яблок, томатов, перчика и других культур – «копеечную» кукурузу и подсолнечник. Это так же, как в СССР чернозём засевали кукурузой и подсолнечником, но там была «уважительная причина» — огромную страну надо было «кормить» и продавать за валюту на экспорт. А сейчас в Венгрии – почему и зачем? … напоминает бредни тов. Хрущёва, который и на Северном полюсе собирался выращивать кукурузу, а прекрасно растущий лён на Ярославщине загубил почти на корню. Вот именно и поэтому мы наблюдали картину в магазинах Будапешта, когда яблоки продавались производства Польши, а томаты из Нидерландов. «Дебилы БЛЯ» (с). Губит Евросоюз Венгрию – на корню!
Эстергом – один из старейших городов страны, исторический центр и просто красивое место лежит от Будапешта всего в 50 километрах. Пендельтаки (электрички по-шведски) уходят с Западного вокзала Будапешта примерно каждые полчаса. Время в пути — 1 час.
Городок – небольшой. Проживает около 30 тысяч человек. Но вот история – шипко-сильно «древняя»:
Согласно раскопкам, первые люди жили в местности во время последнего ледникового периода – 22 тысячи лет назад. Более-менее цивилизованный народ – кельты – пришел в район Эстергома в 350 году нашей эры. Но развиваться город стал только под властью римлян, при которой назывался Солва. Позже Эстергом заселили франки, авары, а в VIII-IX веках – славяне, давшие городу название Стрегом.
В 960 году поселение выбрал в качестве резиденции венгерский король Геза. С этого момента Эстергом становится экономическим и политическим центром страны, здесь возводят на престол королей и создают епископство. И по сей день тут находится резиденция архиепископа Венгрии, высшего духовного лица страны.
В 976 году здесь родился сын Гезы Вайк, принявший при крещении имя Иштван и вошедший в историю как Иштван Святой. В 1001 он был коронован здесь же, в Эстергоме.
Начиная с XIII века Эстергом пережил несколько разрушительных нашествий: монголов в середине XIII века, Чехов под руководством Вацлава III в 1304 году, турок-осман в XVI-XVII веке.
Между чехами и турками жители восстановили город, построили главную святыню – собор Святого Адальберта. Но в 1543 году с пришествием мусульман все надежды пошли крахом. Новая власть перенесла резиденцию архиепископа, уничтожила соборы, королевский дворец и множество исторических домов в центре. В городе Эстергом (Венгрия) достопримечательности старше XVI века почти не сохранились.
В 1683 году местность освободили. Сюда приехали словаки и немцы, но венгров оставалось больше. С 1708 года Эстергом объявили королевским свободным городом. В 1869 году на месте бывшего собора построили базилику Святого Адальберта. Еще одна потеря настигла город во время Второй мировой – немцы взорвали мост Марии Валерии, ведущий в Словакию. Восстановили его только в 2001 году.
… мы же держали путь в направлении к куполу Базилики Св. Адальберта, которую было видно почти с любой точки городка если она не была «закрыта» силуэтом какого-нибудь дома.
Как я уже сказал, в городе не так много жителей, но при нашей прогулке мы вообще почти никого не видели. На дорогах в Эстергоме очень мало машин. Совсем-совсем мало людей на улице.
Город даже летом как мертвый. Красивые ухоженные домики …
Старый Уютный городочек довольно обычен, хоть и красив. Чем-то напоминает Эстергом — здесь маленькие виляющие улочки, много церквей и красивые витрины. Нас всегда поражает в маленьких городах то, что в них столько красоты, за которой не нужно ехать в столицу.
В Эстергоме не очень много достопримечательностей, но на посещение города всё-таки можно выделить целый день. Путь туда мы выбрали не самый короткий, но этот путь оказался очень красивым…
холм Св. Томаша …
Честно признаюсь, — нет у меня сейчас ни времени… ни желания рыться в поисках материалов о холме, на который сейчас забираемся. Стал искать в Путеводителе – ноль с дырочкой как у бублика. Лишь одна фраза, что на холме Св. Томаша стоит часовня Пресвятой Богородицы. Тырнет как всегда сыплет массой трёпа на разный лад и цвета. Ни одной более-менее вразумительной статьи об этом холме и его особенностях – я так и не нашёл. Поэтому, не буду распространять лишние сплетни и ограничусь лишь несколькими предложениями.
Мы медленно поднимались (старость – не радость) и по пути встречали небольшие скульптурные композиции. Не знали мы, что это скульптурные упоминания о Крестном пути Христа по дороге под тяжестью креста от Крепости Антония до Голгофы. В путеводителе, как я уже упомянул – дырка от Бублика… Сфотографировал только несколько этих памятников, а вообще их должно быть 14. Символизирующих различные события,
Канонизировано 14 таких остановок (станций), которые обозначают различные события, из библейских сказаний о страданиях Христа:
Первая станция — это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом
2 – я, считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец, и здесь он принял крест.
3 – я, — место первого падения Иисуса.
4 – я, — встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
5 – я, — в этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса.
6 – я, — Скорбного пути — встреча с Вероникой, которая вышла навстречу Иисусу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. Платок с отпечатком лика Христа — Спас Нерукотворный, считается церковью чудотворным, и находится в Соборе Святого Петра в Риме.
7 – я, — второе падение Иисуса. По преданию, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.
8 – я, — обращение Иисуса Христа к женщинам Иерусалима, которые шли за ним и оплакивали его : «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям», тем самым предсказывая скорое разрушение города.
9 – я, — место третьего падения Христа. Отсюда он увидел Голгофу
10 – я, — снятие одежд с Иисуса.
11 – я, — распятие на кресте.
12 – я, — смерть на кресте.
13 – я, — снятие с креста.
14 – я, — положение во гроб: Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и происходит по библейскому преданию и воскрешение.
… и вот мы уже поднялись на этот холм и оказались перед часовней Пресвятой Богородицы, построенной здесь в 1823 году.
На нём оказалась Рядом находится статуя распятого на кресте Христа, установленная на холме ещё раньше, в 1781 году, то есть этот холм символизировал Голгофу. А рядом с Христом стоят ещё три статуи — Святой Марии, Святого Иоанна и Марии Магдалины, которые раньше были установлены рядом с базиликой Святого Адальберта, а потом перенесены к часовне. В часовню, к сожалению, зайти нам не удалось, она была закрыта, вероятно, её открывают только по особым случаям.
Очень понравился памятник Елизавете. Здесь она действительно красива, что свойственно далеко не всем памятникам сварганенным в честь её. Баварская принцесса Елизавета, супруга императора Франца Иосифа I, своей красотой и обаянием покорила всю Европу. Ей поэты посвящали стихи, художники рисовали ее портреты. Сисси, так нежно называли Елизавету близкие люди… Она осталась образцом чистоты и добропорядочности.
Елизавета панически боялась постареть и до конца дней своих сохраняла прекрасную фигуру и свежесть лица…
Бюст королевы Елизаветы. Терракотовая статуя высотой 80 см, копия творений Дьердя Зала (1926)…
Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Адальберта…
Это чудо, однозначно требует более подробного рассказа:
Эстергом знаменит тем, что здесь расположено место архиепископа Эстергомского и именно здесь находится главный храм Венгрии — базилика Святого Адальберта. Храм служит кафедральным собором архиепархии Эстергома-Будапешта и кафедрой примаса Венгрии. Базилика находится на высоком холме на берегу Дуная, что визуально увеличивает её высоту и расположена на окраине старого центра.
Святой Адальберт, в честь которого освящен храм – это Адальберт Пражский, который посещал Венгрию и погиб в 997 году во время миссии в Пруссии.
Первый храм на этом месте построил Иштван Святой еще в самом начале XI века. На месте современной базилики была возведена церковь в период между 1001 и 1010 годом, вскоре после его коронации в Эстергоме как первого христианского короля Венгрии. На протяжении последующих двух столетий церковь несколько раз серьёзно пострадала. В конце XI века она почти полностью сгорела. Не успели закончиться восстановительные работы, как церковь была вновь разорена монгольским нашествием, что вызвало необходимость нового восстановления. В 1270 году в храме был похоронен король Бела IV. Разорение Эстергома, предпринятое в 1304 году Вацлавом III, претендентом на венгерскую корону, окончательно уничтожило первый эстергомский собор.
Во время чешского нашествия здание разрушили, а в XIV веке местные жители построили новый храм, который простоял немногим больше ста лет. Здесь в первой половине XIII столетия нашел свой последний приют король Венгрии Бела IV. Церковь святого Адальберта стала первой христианской церковью Венгрии.
Его (уже второй храм) — тоже уничтожили – турки в 1543 году. Эстергомские архиепископы вынуждены были перенести свою резиденцию в Трнаву (совр. Словакия). Современная базилика Святого Адальберта появилась в 1856 году, ее построили за 34 года. От второго храма сохранилась одна часовня, возведенная на средства кардинала Бакоца и поэтому названная его именем. Когда в 1822 году началось строительство нынешней, третьей по счету базилики, часовню Бакоца разобрали по камешкам, пронумеровали все детали, а потом гармонично встроили в новый храм. Сейчас ее можно посетить во время визита в базилику. Архитекторами нового здания, которое своим величием и размерами должно было превосходить все имеющееся в Венгрии церкви, стали Пал Кюнель и Янош Пакх. Заканчивал строительство базилики святого Адальберта Йожеф Хильд. Это произошло во время правления архиепископа Яна Скитовского. Отделка неоклассического собора были завершена только в 1869 году.
Огромный собор, — действительно огромный, это его первое и главное качество. 100 метров в высоту, 118 в длину и 48 в ширину. Дата основания – 1001 год. Время строительства – 1822–1856 годы. Это реально большое, … огромное, … громадное, невероятно и неожиданно впечатляющее сооружение. Это просто невероятная махина – самое высокое здание страны! Настолько большое, что, кажется, купол его ближе к небу, чем к земле.
Сейчас базилика входит в число главных достопримечательностей Венгрии. Эстергом привлекает туристов как раз этим сооружением.
К главному фасаду базилики ведёт обширная эспланада, носящая имя святого Иштвана. Правее здания базилики расположены два памятника — святому Иштвану и монумент принятия Венграми христианства.
Фасад базилики украшен массивным восьмиколонным портиком коринфского типа, высота каждой колонны — 22 метра. Над портиком находится надпись на латыни — Caput, Mater Et Magistra Ecclesiarum Hungariae (Глава, Мать и Учитель Церкви Венгрии). По бокам расположены две башни, между башнями и центральным портиком находятся проходные арки.
Вход в базилику в городе Эстергом бесплатный, но за посещение крипты, сокровищницы, панорамного зала и купола придется опустошить свой карман, что мы с успехом в дальнейшем и сделали.
Храм построен в стиле неоклассицизм и имеет крестообразную форму. В месте пересечения поперечного трансепта с главным нефом расположен массивный купол высотой 71,5 метров и диаметром 33,5 метра.
Интерьер храма украшен фресками, мозаикой, статуями и мраморными колоннами. Стены отделаны мрамором различных пород. Фрески выполнены мюнхенским мастером Людвигом фон Моральтом. Статуи созданы итальянскими скульпторами Пьетро Бонани, Пьетро делла Видова и австрийцем Йоханом Майнснером. Несколько скульптур принадлежат венгерским мастерам — статуя святого Стефана Первомученика выполнена Иштваном Ференци, статуя кардинала Яноша Шимора создана Алайошем Штроблем, а статуи на боковых алтарях выполнены Дьёрдем Киссом. В убранстве базилики Святого Адальберта выделяются четыре шестиугольных мозаичных образа большого размера, расположенные под куполом и световым барабаном. На них изображены четыре латинских учителя Церкви — Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин и Григорий Великий.
Что-что, а к органам у меня какое-то особое отношение. Не только потому, что я просто очень люблю органную музыку (особенно Баха), но и просто для меня вид органов сравним с чем-то очень и очень красивым, и солидным. Если в храме есть орган, то церковь уже «стоит» для меня на каком-то особом месте… Как если на брюках военных увижу генеральские красные лампасы …
Орган базилики смонтирован в 1856 году, на время строительства он был самым большим в Венгрии и насчитывал 3530 труб, 49 регистров и 3 мануала. Орган претерпел целый ряд реконструкций, последняя по времени из которых началась в 80-х годах XX века и до сих пор полностью не завершена. В настоящее время инструмент насчитывает 85 регистров и 5 мануалов, планируется к завершению реконструкции увеличить число регистров до 146, что сделает его третьим по величине органом Европы. Размер труб инструмента колеблется от 10 метров до 7 миллиметров.
В 1856 году на освящении базилики Ференц Лист исполнял на соборном органе Гранскую мессу (Гран — немецкое название Эстергома), написанную им по случаю окончания строительства собора.
Жемчужиной интерьера базилики считается огромное алтарное полотно, написанное итальянским живописцем Микеланджело Григолетти. Художник создал реплику полотна Тициана, посвященного Вознесению Богородицы. Оно расположено над белокаменным резным алтарём. Алтарный образ размерами 13,5 на 6,6 метров — самый большой в мире из числа написанных на цельном куске полотна. У левой стены пресвитерия находится богато украшенная кафедра епископа.
Слева от главного нефа в нише стоит капелла Бакоца, названная в честь эстергомского архиепископа Тамаша Бакоца — одно из главных достопримечательностей церкви. Это уникальный объект, который старше самого здания на 350 лет. Капелла была построена в 1507 году.
Часовня чудом уцелела во время турецкого разорения собора в 1543 году. В 1823 году, в период возведения современной базилики она была разобрана на 1600 частей, а после завершения строительства вновь собрана уже в новом храме.
Выполнена из красного мрамора в стиле ренессанс итальянскими мастерами. Стены капеллы украшены в тосканском стиле. Часовня Бакоца — один из наиболее ценных сохранившихся образцов искусства эпохи Возрождения в Венгрии. Базилика известна во многом как раз благодаря капелле.
Сокровищница Бакоца хранит более 400 экспонатов ювелирного искусства, созданных из золота и усыпанных драгоценными камнями, — чаш, коллекция крестов и распятий и другие атрибуты религиозной тематики и собранных эстергомскими епископами за несколько столетий. Среди них — коронационный крест Арпадов по преданию подаренный Иштвану Святому папой Сильвестром II, золотое распятие Матьяша Корвина, украшенное жемчугом и драгоценными камнями, и готическая чаша для евхаристии 1440 года.
Увы, фотографировать там нельзя, фотографий у нас нет. Да и по прошествии стольких лет… и того, что за эти более 10 лет мы посетили не один десяток разных сокровищниц и всё в башке уже перепуталось, я уже начал сомневаться – а, были ли мы там вообще? Но, скорее всего, конечно были. Хлебом нас не корми – дай позырить на золотишко или на древние захоронения.
Под собором находится обширная крипта, выполненная в древнеегипетском стиле. В ней много захоронений епископов начиная с Амбруша Кароли (умер в 1809 году) и почитаемых венграми людей… Среди захоронений крипты особо почитается могила кардинала Йожефа Миндсенти, деятеля Венгерской революции 1956 года, который после подавления восстания жил сначала в американском посольстве в Будапеште, а затем в Вене, где и скончался в 1975 году. 4 мая 1991 года останки кардинала Миндсенти были торжественно перезахоронены в крипте эстергомской базилики.
Но, самое любимое у нас – подняться на какую-нибудь смотровую площадку или башню. Особенно, если до неё … до «макушки» работает какой-нибудь лифт, фуникулёр или поезд на зубчатых колёсах, как было на горе «Юной проститутки» — Юнг Фрау, что на высоте почти в 4000 метров! (это в Швейцарии).
Увы, — лифта в базилике нет, а подъем на самый верх включает 400 ступеней в три этапа, три разные лестницы. Купол расположен на световом барабане с 12 окнами.
Сверху открывается превосходный вид, а сам подъем очень трудный, длинный и интересный.
Виден Дунай, дворец архиепископа, храм Визиварош и королевская резиденция, ныне превращенная в музей, … вид на памятник коронации Иштвана, … живописная панорама на Эстергом, Дунай и окрестное пространство, а также соседнюю Словакию, на реку и мост через нее. Купол могут закрывать в плохую погоду.
мост Марии Валерии…
Естественно, после красивейших видов на Дунай мы захотели прогуляться по красивому парку на набережной, расположенный прямо вокруг базилики. И естественно, невозможно не увидеть шикарнейший мост через Дунай, который неоднократно запечатлен на наших фотографиях и, я думаю, на фотографиях всех гостей Эстергома. О нём хочется немного поведать:
Мост Марии Валерии— мост через Дунай, соединяющий венгерский город Эстергом и словацкий город Штурово. Длина моста составляет 500 метров. В Словакию от сюда можно пройти пешком, что многие и делают. В Венгрии дешевле, поэтому многие этим пользуются. Построили мост в 1895 году и назвали в честь эрцгерцогини Марии Валерии, дочки Франца Иосифа I, тогдашнего императора Австро-Венгрии.
Очень красивый мост между двумя городами, построен по проекту Яноша Фекетехази, был открыт в 1895 году и был дважды разрушен: в 1920 и в 1944 году, второй раз оказался фатальным. 26 декабря 1944 года он был взорван отступавшими немецкими войсками. После этого мост был восстановлен только через 60 лет и открылся 11 октября 2001 года. До 2001 мост между Эстергомом и Штуровом отсутствовал, между обоими городами существовало лишь паромное сообщение.
Мост имени Марии-Валерии, любимой дочери Сисси, ее называли «венгерским ребенком» — мать воспитывала ее в Венгрии, заставляла говорить на венгерском языке. Мария-Валерия терпеть не могла ни венгерский, ни Венгрию…
… через пол часика мы уже поедем по этому мостику…
… но это уже в следующей записи …