2022. ИРАН. Кашан: дворец Табатабаи, мавзолей, баня султана Амира Ахмада Ибн Мусы (виды крыши). 12 ноябрь. 8 день — I часть

= увертюра =

 

Сегодня наше путешествие по Ирану, увы, — заканчивается. Предстоит очень трудный день, т.к. предстоит проехать более 400 километров до аэропорта Тегерана с посещением нескольких исторических мест… и перелёт до Москвы. Но, что говорить про нас, если многим после Шереметьева ещё лететь и ехать… … ехать и ехать…

Вечер вчерашнего дня, для меня прошёл уже стандартно – сбор чемоданов.

Какие же мы молодцы, что не стали слушать «всезнающего» Юрия и взяли с собой стандартный чемодан для багажа + креон. «самовосхвалялки – всезнайки» есть всегда, а вот расплачивались за его бред наши девушки, которые поехали только с чемоданами под ручную кладь. Сколько они хотели купить сувениров, но не смогли … Да и мы – так же пострадали: не смогли купить не только гранаты, но и финики, которые очень просила соседка, которая всегда остаётся с двумя нашими котами. Второй большой, ой как бы пригодился!

Один чемодан упаковал «окончательно». То есть, обмотал его пищевой плёнкой, небольшой рулон которой всегда беру с собой на обратную дорогу. Именно, благодаря этой плёнке наши чемоданы служат уже с 2006 года и до сих пор имеют вполне нормальный вид…

Вещи готовы. Проснулись и спокойно стали входить в ритм трудного дня, начиная со стандартных рыльно-мыльных процедур, макияжей и одеваний. А также уборки. … Да – да, — уборки. Хотя прекрасно знаем, что горничная для уборки перед новыми жильцами всё перевернёт вверх-дном… всё равно, — уходя мы оставляем в чистоте и порядке номер.

В столовке неприятная для меня процедура – принудительное принятие пищи (ну, нет у меня никакого аппетита минимум до 11-12 часов) … но, надо!

… и вот мы уже в автобусе. Ехать долго… можно и доспать, и увидеть недосмотренные сны…

Дом-дворец купца Табатабаи …

Вот что вы будете делать, ежель после изнурительной работы пером и лопатой, кольтом и нунчаками, адвокатской «честностью» и депутатской «правдой»? … — правильно, — купите за мульярд яхту, за два мульярда футбольный клуб… а ежель у вас ещё есть и мозги – то построите себе дом. Хороший дом!

Вот, похоже и в Иране раньше были «труженики» с мозгами. В начале XIX века торговля в Кашане шла бойко, торговцы богатели и соревновались в строительстве шикарных особняков. Один такой с погонялом Боруджерди, похоже имел даже много мозгофф… Как и другой, более старый – с кликухой Табатабаи – имел ещё больше извилин.

Так тот, который был более старым уже имел у себя дом-дворец. Но, мало того, — имел ещё и дочку (скорее всего, но не обязательно – красавицу). И решил Боруджерди жениться на этой девице… Но, тот который Табатабаи и будущий тесть поставил условие провдя потенциального зятя по своему дому – отдам я за тебя свою дочку, но ты – будь добр, — построй для неё домик похлеще моего! Нечто не менее замечательное! Зять слово сдержал: дом Боруджерди, хотя и меньше по размеру, сегодня также является одной из достопримечательностей города.

Традиционно дом снаружи (со стороны улицы) выглядел достаточно скромно, однако внутри поражает роскошью интерьеров. Мы же, вообще, — шли к дому Табатабаи дружной толпой через лабиринты извилистых улочек из глины. Т.е. между заборами…

Всего традиционных купеческих домов-музеев в Кашане 5: Tabatabaei (где мы были), Abbasin, Borujerdis, Amеriha и Taj – с этнографическим музеем.

Купцы в Иране были сословием образованным и уважаемым, дома себе строили, не только руководствуясь модными веяниями в отделке, но и традициями предков и практическими соображениями. Все дома состоят из нескольких домов, дворов, галерей и помещений разного назначения – большой подвальный зал для отдыха в жару, помещения для приема гостей, для прислуги, женские покои и пр. Обязателен бассейн (в идеале – с рыбками) и садик с деревьями – гранаты, апельсины и пр.

Исторический дом был построен главой семьи Сейедом Джафаром Табатабаи, который был торговцем коврами во времена династии Каджар (1790 — 1925). Был спроектирован Устадом Али Марьямом, который чуть позже строил известный исторический особняк Боруджерди. Почти 10 лет потребовалось богатой семье Табатабаев, чтобы построить этот исторический особняк. Великолепный дом Табатабаи появился в 1881 г. Дом Боруджерди, построенный в 1893 году, хотя и несколько уступает по размеру, по роскоши возможно даже превзошел дом тестя.

 

Сейед Табатабаи приказал архитекторам, чтобы сюжеты декора и форм основывались на легенде о птице Хоме (Сфинксе), поскольку это было имя его жены, которую он очень любил.   Дом Табатабаи расположен в переулке Солтан Амир Ахмад возле одноименной гробницы.

Дворец купца с площадью 4700 квадратных метров украшен настенными росписями, фресками, а также элегантными витражами. В доме 40 комнат, 4 двора, 4 подвала, 3 с наветренной стороны. Довлат Абади и Наср Абади Канатс являются основными источниками воды в особняке. После входа парадная арка и вестибюль переходят в прямоугольный двор, выложенный мрамором, с купелью и шестью садами внутри. Дом Табатабаи — один из аристократических домов, который является символом значительной персидской архитектуры. Красота здания дала ему титул «Невеста домов».

 

Наветренные стороны сохраняют в доме прохладу, и любой посетитель может почувствовать разницу температур внутри и снаружи дома.

В процессе проектирования архитектор постарался учесть основные характеристики местной архитектуры, на которую в основном влияют климат и погода пустыни.

Дом Табатабаи состоит из трех классических черт традиционной персидской архитектуры: бируни (внешней части) — общественной зоны, где велись приемы, андаруни (внутренней части) — частной женской зоны и особого места для персонала; сорока комнат; четырех дворов — главный с бассейнами и фонтанами в центре дома, два двора для женской зоны в удаленной части дома и одного для слуг; трех бадгир (башен охлаждения ветра), двух Канатов (каналы для поступления воды).

красивые фотографии подарила Елена Носырева…

Архитектура особняка сочетает в себе традиционный иранский стиль с тщательно продуманной каменной кладкой, тонкой штукатуркой, изящной лепниной, сводчатым потолком, расписанным традиционными орнаментами, разноцветными витражами и европейский стиль с фресками, иллюстрирующими пейзажи французских импрессионистов в женской половине дома.

 

Также в этой зоне особняка стены инкрустированы зеркальной мозаикой, заменяющее звездное небо в периоды долгих песчаных бурь.

Персидские двери –отличаются своими, особыми приметами. Так, некоторые из них богато украшены сложными витражами или чеканкой (как правило, в мечетях, общественных местах, дворцах или особняках богатых семей).

В Иране есть очень простые, деревянные двери с ручками-молоточками. Таких ручек две: одна для мужчин, вторая – для женщин. «Молоточки» для мужчин – потяжелее и издают громкий, гулкий звук, а женские «молоточки» представляют собой полукруг, и звук от них тише. Так, по стуку в дверь, хозяева дома могли заранее узнать, кто к ним стучится: мужчина или женщина.

Сейчас такие двери ушли в прошлое, но, приехав в Иран в качестве туриста, вы сможете полюбоваться на них в некоторых городах, где сохранилась традиционная архитектура.

Здесь же фото механизма, поднимающего воду … и потом по трубе уже в дом или хамам …

Фото – хорошо работающего смартфона Елены Насыревой …

 

Мавзолей султана Амира Ахмада Ибн Мусы …

Кашан – город, расположенный в 200 км к юго-востоку от столицы республики – Тегерана, в северной части иранской провинции Исфахан. Название города происходит от слова Кассиан — так называли самых первых жителей города, появившегося здесь примерно 7 тысяч лет назад (его руины были найдены при раскопках холма Тепе-Сиалк). Археологические находки Сиалка, расположенного в четырех километрах к западу от современного Кашана, демонстрируют, что в доисторические времена этот регион являлся одним из ведущих центров цивилизации. Предметы, найденные при раскопках в Сиалке, сегодня находятся в парижском Лувре, нью-йоркском Музее Метрополитан и в Национальном музее Ирана. Есть мнение, что Кашан являлся именно тем городом, откуда вышли три библейских волхва в направлении Вифлеема к месту появления на свет Христа. Но в этой трактовке нет исторических достоверных подтверждений. Да, — город по нынешним меркам сейчас не большой. Всего около 300 тыс. жителей.

В 1778 г. землетрясение сравняло Кашан с землей: были разрушены все строения, возведенные сефевидским Шахом Аббасом, погибло более восьми тысяч человек. Но город отстроили заново и сегодня он стал одной из самых известных туристических достопримечательностей Ирана.

Но, достопримечательностей – хоть отбавляй!

Нас же по уже пройденному маршруту опять «вернули» к мавзолею султана Амира Ахмада

Постояли немного. Немного пофотографировали издалека… Внутрь нас не повели – видимо, там нет каких-либо больших изысков … … Нима усердно рассказывал… Арвин переводил… Все слушали… я только подслушивал чуточку и фотографировал внутренний двор места упокоения султана Амира Ахмада…

 

… Вход в этот мавзолей довольно величественный, и он дает реальное представление о типичной персидской архитектуре Кашана. Внутри этого крытого помещения и находится могила этого святого человека…

 

Через этот мавзолей, похоже, приводят всех туристов в начале маршрута. Прямо возле входа расположен мини-рынок, где можно затариться розовой водой, пряностями, чаем и тряпками. Конечно, лучше это сделать после экскурсии, чтобы не таскать с собой покупки по жаре, но, как показывает практика, после длительной экскурсии рынок — это последнее, что интересует туристов. Местные гиды отрабатывают свой хлеб, и мы честно тратим пол часа на созерцание сотни видов пряностей и полсотни видов ароматов, слушая про очередные самые лучшие в мире магнитики, шафран, розу и что-то ещё непереводимое. Наши девушки массово скупили мини коврики… Зачем?… ну, это дело личное…

Баня Султана Амира Ахмада …

Вот наша следующая достопримечательность, ой как переполнена фотографиями из интернета! Место настолько «фотогенично», что уверен, — люди тратят свои гигабайты памяти в дебильниках и фотоаппаратах всего за несколько минут…

Шли мы к нему совсем немного… через старый город. Постройкам сотни лет, и я не сильно удивлюсь, если тысячи. Материал напоминает, как я уже писал, высушенную солому с глиной и чем-то ещё. Арвин на уточняющий вопрос отвечает честно: «Г.мно, солома, глина и палки».

Кашан — город в Иране, в остане Исфахан. Центр одноимённого шахрестана. В Кашане находится Баня Султана Ахмад Амир. Это общественная баня XVI века, построенная во времена империи Сефевидов, которая управляла Ираном, а также частью Турции и Грузии с XVI по XVIII век.

Иранцы строят купальни уже больше двух тысяч лет. К началу эры Сефевидов (XVII век), которая была самой процветающей эпохой для местной архитектуры, в Иране насчитывалось 182 купальни. В исламский и даже доисламский период места для омовения играли важную роль в общественной жизни: здесь, в окружении мягкого, расслабляющего света, люди встречались, проводили время за неспешной беседой, обсуждали последние новости и даже подыскивали себе пару. Одним из самых ярких подобных сооружений является купальня султана Амира Ахмада, названная в честь мавзолея султана, расположенного неподалеку.

В своё время она не только способствовала чистоте тела, но и была местом отдыха, дискуссий и даже молитвы. Это — своеобразный прототип современного СПА-центра.

Как принято в персидской архитектуре, здание украшено изумительными декоративными плитками, часть из которых бирюзовые, а часть — золотые. Купальня состоит из двух основных частей — восьмиугольного зала для переодевания и зала для горячих купаний. Это не основная область для купания, скорее туалетный зал или Sarbineh , где купальщики лежали и общались. Для обогрева внутренних помещений оборудованы каналы под полом, которые называются горберо. Они распространяют тепло из подземной нагревательной камеры, которая расположена за пределами купальни.

Внутренняя архитектура отличается сводчатыми потолками, изысканной мозаикой и картинами. Это великолепное сооружение является одной из самых красивых и хорошо сохранившихся исторических бань в Иране сегодня.

 

Баня объявлена в 1956 году национальным наследием Ирана Департаментом культурного наследия Ирана, баня названа в честь султана Имамзаде Амира Ахмада, чей мавзолей находится поблизости. С древних времен бани играют важную роль в общественной жизни иранцев, и они до сих пор сохраняют эту функцию. Бани предназначены не только для очищения себя и отдыха , но и места, где можно встречаться друг с другом, вести беседы, сплетничат и даже молиться.

Помещения купальни расположены под землей, что позволяет не только эффективно сохранять тепло внутри, но и экономить огромное количество энергии.   Бани в Иране существовали и в доисламский период. После того, как население приняло ислам, мытье тело приняло ритуальное значение и стало требованием религиозной жизни, и купание стало неотъемлемой частью существования. По всей стране были построены тысячи бань. Их популярность снизилась в последнее время, так как в большинстве современных домов теперь есть душевые кабины и ванны. Несколько общественных банях, которые остаются в Иране в настоящее время посещают в основном туристы.

Пока я рылся в инете в поисках истории этой бани (кстати, — нифига в тырнете нету! Все копируют друг у дружки без стеснения несколько предложений, раза в три меньше, даже чем я «нарыл») – нашёл интересную статейку о том какие правила были у наложниц в гареме при принятия «водных процедур» у султана. Ворую, но с дикими сокращениями. Так что можно подумать, что это писал я сам…

Хамам (то есть – баня) это одно из самых сакральных мест гарема.

При этом всегда существовал определенный свод правил, который должен был быть соблюден. Некоторые из порядков сохранились и до наших дней. Их не могла ни одна женщина во дворце. Независимо от титула и возраста, несоблюдение правил всегда строго наказывалось.

Даже если ты дочь султана, быть голой в хамаме нельзя. Итак, перед тем, как пойти в хамам было важно помнить о том, что:

=== С собой обязательно было необходимо взять чистую простыню и паттены или налины. Простынею девушки закрывали свое тело от груди и до колена. Паттены или налины – это специальная высокая деревянная обувь (у султанш она изготавливалась из черепахового панциря). Делалось это не только в религиозных соображениях, но и ради безопасности. На полу в хамаме была плитка, был велик риск поскользнуться и разбиться. К тому же если хамам был общий, то подцепить босыми ногами грибок было проще, если не принимать никаких мер.

=== Обязательное посещение хамама. Это правило – своего рода непреложный закон. Неважно устала ты или болеешь, хочешь или нет – посетить баню в указанный день и время ты просто была обязана. За этим очень строго следили не только евнухи или калфы, но и другие хатун. Нечистая девушка либо переводилась на грязную работу, либо вовсе выгонялась из дворца.

=== Было запрещено мыться в стоячей воде. Никто из обитательниц Топкапы и даже сам султан никогда не наливали воду в таз и не мылись в нем. К слову, в «Великолепном веке» этот момент был отлично показан. Специальными ковшами воду выливали на себя. Стоячая вода считалась грязной, а купание в ней было бессмысленным.

=== Отбеливание кожи и придание ей идеальной гладкости. Этот этап купания был строго обязателен. Волоски убирали со всего тела, используя медовые пасты, отвары из трав и скрабы. Кожу отбеливали при помощи самодельных скрабов, соков и настоев листьев и плодов растений. Чем более белокожей была девушка, тем она считалась привлекательнее.

=== Раздельное посещение хамама. Никогда женщина не могла мыться вместе с мужчиной в бане. Хоть ты была трижды любимой фавориткой султана или даже его наложницей, посещение хамама вместе было запрещено. К сожалению, этот момент в саге показали немного иначе.

Посещать хамам с мужем или повелителем — запрещено….

Кстати, есть интересная легенда, согласно которой после возведения первой бани для наложниц девушки устроили бунт – они хотели купаться тогда и как желали этого сами. В наказание – всех, не повиновавшихся воле падишаха, выгнали, и они смогли вернуться домой. После этого рабыни еще несколько раз проворачивали этот трюк с целью получения свободы. Но их хитрость была пресечена – в течение следующих лет каждую недовольную рабыню просто казнили.

 

И сегодня купаться в хамаме в стоячей воде — нельзя.

Фото с улыбкой на лицах и главное — бесплатно! — предоставили Ольга Спирина и Ирина Мягкова…

Хотя хамам занимает особое место в восточной культуре, сегодня его вытесняют водопроводы, установленные в каждом доме. Поэтому купальня султана Амира Ахмада является музеем и по праву стала объектом национального наследия. Прекрасная архитектура и богатый декор никого не оставят равнодушным!

 

Крыша здания состоит из куполов с выпуклыми стеклами, которые не только обеспечивают достаточное освещение в помещении, но и очень неплохо скрывают купальню снаружи. Эти купола выглядят очень сюрреалистично! Вот и куча снимков этих куполов с крыши бани …

обед в Melal restarurant‎ …

… ну,  просто огромнейший зал столовки!

 

… и выбор блюд шведского стола почти полностью в ирано-европейском виде — большой…

 

… и в беседке при выходе — не удивляйтесь: что-то типа «самогонного аппарата по ирански»…

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх