… увертюра …
Проснулись, и как предчувствовали что-то неладное, — глянули в окно. Дождь! Смотрим по-французскому телику прогноз погоды… — ещё хуже: обещают самую холодную погоду за наше путешествие. Всего 10 градусов тепла. И целый день обещают дождь…..
Пришлось сразу рыться в чемоданах и смотреть всё самое тёплое и непромокаемое. Зонтики… Свитера… более тёплые рубашки…
Сен-Северин (Église Saint-Séverin)…
Улица, на которой находится церковь Сен-Северен, называется Rue des Prêtres St Séverin и расположена на левом берегу Сены, в недрах шумного и переполненного запахами восточной и средиземноморской кухни Латинского квартала, который, похоже, давно пора переименовать в Арабско-Греческо-Турецкий. Церковь названа по имени отшельника Святого Северина, жившего здесь в VI веке. Его хижина находилась примерно в том месте, на котором построена церковь. Первыми, кого мы встретили у церкви, если не принимать во внимание орду туристов, были каменные горгульи…
Сто-мульёнов раз мы проходили мимо этой церкви. Сто-мульёнов раз осматривали её со-всего периметра, но так ни разу внутрь и не заходили. В этот раз нам опять не совсем повезло — была служба (ещё один повод съездить в третий раз в Париж…)… и более внимательно осмотреть храм мы так и не смогли. Так же не смогли и провести фотосессию. Сняли только видео для домашнего фильма.
Служба подходила к концу. … мальчики-служки вышли во двор.. провели обряд поклонения Деве Марии … и опять зашли в церковь. Там уже началась «уборка» помещения… складывали множество стульев… и было не удобно для осмотра. Да и освещение в храме было почти выключено…
Первые упоминания о молельне на месте нынешней церкви Святого Северина датируются VI веком. Небольшая молельня была построена над могилой отшельника Северина и названа его именем. Норманны, завоевавшие Париж в VII веке, разрушили ее, но жители левого берега Сены на месте пепелища построили часовню, ее, к сожалению, постигла та же печальная участь. И так до XI века – все храмы на месте нынешней церкви исчезали с лица земли. Но в XI веке построили каменную романскую часовню, ставшую приходским храмом для всего левобережья Парижа. XVIII век ознаменовался установкой органа. В конце столетия появились новые витражи. А в 1970 году нижние окна украсили витражи с изображением семи церковных таинств. Витражи храма поражают великолепием. Самые старые находятся под куполом и датируются XIV веком. Кроме древних витражей, церковь может похвастаться самым древним колоколом в Париже – отлит он в 1412 году. В храме хранятся мощи Святой Урсулы и список польской иконы Богоматери Остробрамской, подаренный польскими эмигрантами. Есть и легенды церкви. Первая легенда гласит, что монах-отшельник Северин, на могиле которого построен храм, обратил в монашество Хлодоальда, внука короля Хлодвига I. Вторая легенда говорит о том, что поклонение Святому Мартину Турскому в стенах храма принесет удачу в путешествии. Третья легенда связана со статуей Святого Антуана, молитвенное обращение к святому будто бы помогает найти утерянные вещи.
Сквер Рене Вивиана (Square René Viviani-Montebello…
Сквер Рене Вивиани, названный в честь французского премьер-министра времён Первой мировой, невелик. Однако в нём находятся сразу четыре достопримечательности: робиния, фонтан, церковь и вид.
Робиния — псевдоакация, скромно стоящая на краю сквера, – самое старое дерево Парижа, ей более четырёхсот лет. Королевский садовник Жан Робин посадил её в 1601 году. Ботаник и лесовод Жан Робин был королевским садовником при трёх монархах – Генрихе III, Генрихе IV и Людовике XIII, культивировал редкие виды растений. Дерево, которое теперь называется его именем, было тогда для Франции экзотическим.
Фонтан Юлиана Бедняка появился в сквере в 1995 году. Сложен для понимания – вот подходящие слова для его описания. Считается, что тема фонтана – жизнь и смерть святого Юлиана Странноприимца. Святой Юлиан, по ошибке убивший своих родителей, посвятил жизнь служению людям и был прощён, когда согрел своим телом замерзающего прокажённого.
… очередные виды Парижского метро …
Елисейские поля (Champs-Élysées) … Триумфальная арка (Arc de triomphe de l’Étoile) …
… жаль… но, дождик всё шёл … и шёл…. Виды для фотосессии, конечно не самые лучшие…
Проектирование Елисейских полей, площади Шарля де Голля относится к 1667 году. Территория проектировалась садовником Андре Ленотром для короля Людовика XIV. Идеи озеленения были позаимствованы из регулярного сада дворца Сен-Жермен. Сады Тюильри (тогда сады Большого двора) раньше простирались до нынешней площади Шарля де Голля. Лишь в 1709 году нижняя часть садов получила название Елисейские поля. А спустя почти полвека, в 1758 году поступило предложение от архитектора Жан-Этьена Рибара де Шамуста возвести в месте завершения полей монументальную скульптуру.
Изначально королю было предложено возвести 60-ти метровую водонапорную башню в виде слона с действующим фонтаном, вода в который должна была подаваться из бассейнов Ла-Виллет. Внутренние помещения планировалось благоустроить под концертные залы, жилые помещения для приезжающих в Париж иностранных делегаций. На вершине сооружения планировали установить статую короля в окружении львов и флагов. Правящий король Людовик XV отказался от проекта, посчитав данную скульптурную композицию местом преклонения Ганнибалу, нежели своим достижениям.
Провозглашенный в 1804 году император Наполеон I отдаёт приказ в декабре 1805 года срочно начать строительство Триумфальной арки в честь победы французских солдат в бое под Аустерлицем. В феврале 1806 года Наполеон подписывает императорский указ, предписывающий возвести арку в честь Великой Армии.
Над проектом трудится архитектор Шальгрен. Не решен вопрос и с местонахождением, изначально планировалось возвести арку на площади Бастилии, однако пересечение транспортных путей мешает геометрии всей композиции. Через три месяца архитекторы предлагают построить Триумфальную арку в западной части Елисейских полей, чтобы ее можно было увидеть из императорской резиденции дворца Тюильри.
… нам предстоит одолеть, аж 284 ступеньки ! …
… хорошо, что было утро. Силы у нас ещё были… и поднимались мы более-менее «окрылённые»…
… на лицах даже улыбки…
В настоящее время в арке находится музей, где можно ознакомиться с историей строительства арки и посмотреть наиболее значимые событиях. Честно, говоря, то-ли он был закрыт… то-ли мы его «прозевали»… но, в нём мы не были…
… только воспользовались как нельзя-кстати установленными мягкими скамейками …
… и вот мы у «цели»… Ещё одна «высотка» нами покорена… …но, дождик, падла — всё шёл и шёл… мерзкий… противный…
… ограждение «для самоубийц». … Жаль — очень высокие. Приходилось, иной раз, — вставать на «ципочки»…
…. 2 апреля 1810 года Наполеон женится на австрийской императрице Марии-Терезии. Свадебная церемония должна из дворца Сен-Клу отправится в Лувр через главные ворота — Триумфальную арку. На тот момент, строительство находилось в начальной стадии — опорные столбы едва вылезали на поверхность земли….
29 июля 1836 года строительство Триумфальной арки было завершено. Планировалось торжественное открытие монумента, но из-за угрозы нападения на правящего монарха, открытие состоялось в скромном формате. На церемонии открытия присутствовало всего 11 человек.
… узнаваемые виды … … тут как принято говорить — «без комментариев»…
… Так как Триумфальная арка была возведена в честь армии Наполеона Бонапарта, значительная часть ее элементов повествуют о деяниях и заслугах военачальников французской армии. Так внушительный 5-ти метровый фриз с барельефами рассказывает о подвигах смельчаков, кроме того выше над барельефом находится аттик, с выгравированными названиями 30 побед Наполеоновской армии: … битве при Жемаппе (1792 год) когда французская армия полностью разгромила австрийское войско, заняв при этом часть Австрийских Нидерландов, Бой при Арколе, Похороны генерала Марсо, Битва под Аустерлицем… Не упустил архитектор отметить победу Наполеона в Александрии (1798 год), на одном из барельефов изображено действие, когда тельцы на повозке везут Сфинкса, все это сопровождается маршем (повозку окружают музыканты армии Наполеона). Характерными для той эпохи являются изображения победителей в кругу прекрасных дам, принимающих всевозможные почести, что не упустил запечатлеть скульптор…, Битва при Абукире, Сражение при Жемаппе, Битва за Каноб, … Очередной барельеф рассказывает о похоронах генерала Марсо-Дегравье 1796 года. Победа Наполеона над турками при Абукире, закрепила власть Франции в стране Пирамид до 1802 года, что и показано на барельефе от 1799 года. Знаменательное событие 1796 года – битва при Арколе с армией австрийцев — отмечено на одном из барельефов арки, ведь именно в этом бою Наполеон проявил свой личный героизм….
Основное внимание к арке привлекают четыре скульптуры высотой 12 метров. Самая впечатляющая – Марсельеза или Выступление волонтеров (автор Ф. Рюда), создана в 1792 году. Повествует история Марсельезы о народной доблести в те времена, когда офицеры армии разбежались перед возможной войной с Австрией. Эта скульптура показывает истинного патриота, который готов сложить голову за Францию. Скульптура «Триумф 1810 года» или Апофеоз Наполеона, выполнена скульптором Корто, в честь подписания Венского мирного договора, по условиям которого Австрия, фактически, теряла большинство территорий и становилась зависимым от Франции государством… Сопротивление 1814 года, Марсельеза, Мир 1815 года, Триумф 1810 года
Триумфальная арка интересна не только своим оформлением, но и смотровой площадкой, которая расположена на крыше сооружения. С этой точки отлично видны Лувр, Елисейские поля, Триумфальная площадь, башня Монпарнас и другие, не менее величественные достопримечательности города.
… низкие тучки немного рассосались… и башенка Эйфеля предстала во-весь рост….
… за оградой Елисейские поля… … пора спускаться… да, и дождик уже достал…
… обошли на последок арку «по кругу»…
… и вперёд … … наша следующая цель — Собор Александра Невского !