2013-2014. КАМБОДЖА — Вьетнам. Сием Рип: Ангкор-Тхом. храм Байон… 1 январь. 2 часть

= Камбоджийская — народная =

 

Ангкор-Тхом…

Жили да были в Индокитае парочка народов. Одни называли себя империей кхмеров, а другие не менее великими живущие в государстве Тампа.

 

И решили они немножко между собой повоевать. Дело было в 1181 году. И на одном из участков боёв – в море, устроили они великое морское сражение, которое стало в принципе решающим. Типа: кто победит, тот и возьмёт себе все лавры победителя (вместо лаврушки у них были пальмовые листья (без кокосов, т.к. они шипко-сильно тяжёлые и можно радикулит подцепить)). Ну, в принципе, как хохлы ща борются за свою типа нэзалэжность посягнули на империю москалей. Естественно флот хохлов был в ентой битве полностью уничтожен (только драные фанерные лодочки осталися). Но у хохлов был мудрый вождь-еврей (тьфу, опять путаю…) … вождь Тампов. Хитрый он был до безобразия. И просрав морское сражение решил от типа заключить соглашение. Мирное. Типа – нужно выждать время и силёнок поднакопить (когда хохол родился, еврей поморщился). Джаявармана VII, который сумел переменить течение затянувшейся войны и даже прогнать захватчиков. Военные действия продолжились в землях противника, которые в принципе никогда им и не принадлежали (… Донецк, Ворошиловград… … да в принципе и вся Новороссия и Малороссия)

 

Каким было это сражение, можно увидеть и сегодня на барельефах ангкорского храма Байон. А вот Тямского государства и самих ентих Тямов, как и хохляцкого государства, вы в реальности скоро не увидите. Только Чёрное море, которые они выкопали останется в памяти народов (в тырнете).

 

Эта победа всецело была заслугой уже немолодого кхмерского принца Джаявармана (Путинка-первый), два раза, отказывавшегося от императорского престола не желая быть причиной междоусобных гражданских войн при дележе власти (Меченого-Горби-I и Алкаша-I). На этот раз Джаяварман не уехал в свои имения (в Питер). В конце 1181 года он был коронован под именем Джаявармана VII.

 

Первые годы его правления ушли на подавление восстаний и волнений в дальних провинциях (Чеченская республика), а когда в стране воцарился мир, Джаяварман приступил к восстановлению столицы. Ранее на этой территории находилась прежняя столица кхмеров — г. Яшодхарапура, однако, после нападения тямов в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной.

 

Джайяварман VII — один из самых выдающихся правителей Ангкорской империи. Он царствовал дольше всех царей Ангкора и умер, прожив почти 100 лет. Он вел масштабное строительство зданий, дорог, постоялых дворов и больниц. При нем архитектура, скульптура, поэзия и наука пережили последний расцвет. В многочисленных учебных заведениях преподавали философию, историю и риторику. Работала буддистская академия для женщин, в которой преподавала жена императора.

Построен Ангкор Тхом (с кхмерского означает «Великая столица») был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV как столица была перенесена в Пномпень (после нападения тайцев).

После его смерти в 1218 году строительство прекратилось — строители Ангкора закончили свой многовековой проект.

Население столицы составляло порядка миллиона человек и это был один из крупнейших, если не самый крупный город в эпоху позднего средневековья в мире.

По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый комплекс храмов. Ангкор-Тхом считается «первым буддистом» Кхмерской Империи, когда Камбоджа в первый раз сменила культ Шиваизма на Буддизм.

Храмы Ангкора были построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Реставраторы восстанавливают их с использованием оригинальных материалов и с сохранением изначальной формы. Новые материалы разрешаются только там, где невозможно найти оригиналы и где надо проявлять осторожность. Здание полностью разбирают, нумеруя каждую деталь, одновременно находят все обломки, упавшие на землю, а потом при помощи компьютерной модели вновь собирают. Недостающие детали заменяют другими, легко узнаваемыми по специальным меткам. Это воистину амбициозный проект, в котором участвуют многие страны.

храм Байон (Bayon)

… мы уже топаем по древней столице на своих двоих в составе целого войска (группы). Южные ворота остались в заде (в тыльной стороне). И во-главе у нас Великий гид Колян-I (Нид (Николай)) с голубым шарфиком на шее для устрашения врагов… Через несколько минут пред нами предстанет фантастический храм Байон (Bayon), который часто называют храмом «тысячи лиц». Издалека храм выглядит довольно бесформенно, но по мере приближения к кажущимся грудами камней башням на них проступают удивительные лики.

  

Храм был возведён чуть позже знаменитого Анкгор-Вата (Angkor Wat). Но, некоторые ученые считают, что храм был построен спустя почти 100 лет после Ангкор-Вата, но как показал радиоуглеродный анализ, фундамент храма построен за много столетий до самого Ангкора. Ангкор Ват последний был индуистским храмом, а Байон – это буддийское святилище. Ведь кхмерский король Джаяварман VII сделал буддизм государственной религией.

 

Величественное строение находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму.

«Фишкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Они уникальны. Ни в одной стране мира нет подобного сооружения. Главной особенностью Байон считаются 54 башни (которые были у храма изначально), с высеченными на них 216 каменными ликами.  Выражения лиц с каждой стороны разные, и символизировали 54 провинции, находящиеся под властью Джаявармана-VII (Jayavarman VII, правил 1181-1220 гг.). К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен.

 

Каждая башня имеет по четыре лика, каждое устремлено на определенную сторону света, причем изначально все башни когда-то были покрыты золотом.

Существует легенды, которые объясняют происхождение лиц и их предназначение. Согласно одной из них, лики символизируют Авалокитешвара — божества, обладающего безмерной мудростью, добротой и состраданием. Еще одно мнение склонно к тому, что башни с ликами – это символ монаршей власти Джаявармана VII, которая распростерлась во все части света. Число башен храма Байон в Камбодже соответствует количеству провинций, которые были в средневековой Камбодже. Центральная же обозначает короля и его безграничную власть.

Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).   Эти барельефы — одна из самых ярких особенностей храма — заполняют почти все стены с внешней и внутренней сторон, причем они нанесены в несколько рядов. Они посвящены военным сражениям и повседневной жизни кхмеров того времени.

  

Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий – круглую. Храм построен из каменных блоков, некоторые его части – из дерева, в целом, сохранился достаточно хорошо.

Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м, высота стен – 4,5 м. По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон – по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа. Во внутреннем дворе с восточной стороны – два здания библиотек.

Чуть позже мы оказались на втором этаже…  Он сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м. Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами. На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. Ярус содержит внутреннюю галерею с барельефами, расположенную не в окружающей ярус галерее, а в отдельных помещениях, образующих дополнительные галереи. Тематика барельефов посвящена религиозным сценам. Увы, сохранность некоторых изображений оставляет желать лучшего.

На третий ярус ведут довольно крутые лестницы. Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами, есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты.

Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли. Центральная башня имеет восемь башен, самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии. Внутри башня разделена по осевым линиям на несколько самостоятельных комнат-святилищ, где ранее находились статуи буддийских и индуистских божеств. В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам. В этом помещении изначально была установлена статуя Будды высотой 3,6 м, найденная в фундаменте при раскопках Байона, впоследствии она была извлечена, восстановлена и помещена позади башен Прасат Суор Прат.

 

В древности Байон являлся религиозным центром, здесь селились жрецы и местная знать. С храмом связана легенда о Пахтанье Молочного океана, согласно которой Байон является основой для взбивания Океана молока и получения элексира бессмертия — амрита.

Внутри центральной башни Байона тоже стоит статуя Будды и разносится аромат благовоний. Любой желающий может «поговорить с Буддой» за небольшое денежное пожертвование, получив взамен веревочку на запястье и одну-три палочки-благовония, которые нужно поставить в горшок с песком.

 

…к сожалению, на самую-самую макушку мы уже не забирались … заградительную верёвочку натянули…

Вообще, — археологическое исследование храма началось в 1925 году. Через несколько лет в скважине фундамента была найдена статуя Будды, что чертами лица напоминала самого Джаявармана VII. Но статуя была немного повреждена. Интересно, что это случилось сразу же после кончины Джаявармана VII. Возможно, таким способом приверженцы индуизма хотели отомстить правителю за насаждение новой религии. Сейчас найденная статуя отреставрирована и установлена в специальном лёгком павильоне Ангкора.

Издалека Байон показался мне каким-то невнятным каменным хаосом, но стоило приглядеться и уже невозможно было оторвать от него взгляд.

 

Храм Байон многократно перестраивался. Изначально он был возведен как буддистский храм, когда же в середине XIII столетия кхмеры вернулись к индуизму, он был изменен. Позже, когда в Камбоджу снова пришел буддизм, он был дополнен новыми элементами: библиотекой, террасой … Но, в конечном итоге, Байон, как и многие другие храмы Камбоджи, был «обезвожен и съеден» джунглями. Вновь открыт он был лишь в начале ХХ века.

Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма. Вместо индуистского-языческого культа Девараджи (бог-царь) император ввел буддийский культ Локешвары (Авалокитешвары), который, будучи бодхисатвой, остался на Земле и стал символом страдания, чтобы утешать смертных в их горестях. Смена культа потребовала постройки нового храма, которым и стал Байон.

В одной из комнат мы встретили фаллический символ Шивы – лингу. Это такой весьма крупный пестик в ступе, означающий соединение мужского и женского начал …

И как бы в заключении добавлю, что ежель мы ещё раз поедем, то исключительно НЕ в групповом туре. Для того, чтобы не только пройтись по уже увиденным храмам, но и вне стандартной «групповухи». И обязательно и на рассвете (дабы Сием Рип находится рядышком) и на закате. Ведь к бабке не ходи, а от попадания солнечного света в течение суток, лики меняют «свое выражение», в разное время дня они могут выглядеть добрыми или злыми. Да и всегда, именно рассвет и закат дают превосходный ракурс для фото… и мало того, днём слишком много туристов. Особенно если высадится миллионный десант китайцев всего из одной тыщи автобусов.

 

 

 

 

 

 

… после принятия стандартной дозы никотина, дающей второе дыхание, мы отправимся к храму Бапхуон и храму Пхименакас. Но, это на следующей странице …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх