= прелюдия =
Наступил очередной день, который со стандартных процедур рыльно-мыльного и собирательного характера спокойно перешёл в завтрак и погрузку чемоданов в столь полюбившийся нам автобус. Предстоял переезд из Йезда в Исфахан.
Если судьба кого-нибудь забросит в Иран, то почти наверняка большинство там, как и мы, испытает множество противоречивых эмоций. Всю гамму чувств, которая несёт в себе эта страна, трудно описать. Отвращение и восхищение, страх и удивление, непонимание и преклонение…
Но чтобы всё это прочувствовать по максимуму, как и в любом большом путешествии, важно не оставаться на долго в одном месте и стараться, как можно больше перемещаться в неизведанном пространстве. Может и это пространство – обыкновенная дорога… Которые кстати, во всей центральной части Ирана поражают отличным качеством. Автомагистрали тянуться на десятки километров лишь изредка начинают петлять посреди горных круч. Одним словом, при желании в дороге можно отлично выспаться, тем более, что у нас просто превосходные сиденья в автобусе… да и большей части пейзажи за окном не радовали глаз разнообразием, но тем интереснее было в голой пустыне замечать небольшие оазисы жизни… Иногда интересно выглядели и исторические памятники – старинные разрушенные крепости, мечети и подчас какие-то непонятные конструкции… Особенно приятно после пустошей выглядели горы.
Как понимаю, в Иране тщательно следят автобусным сообщением и именно поэтому оно поражает своей пунктуальностью и качеством обслуживания – обычно при въезде или выезде в какой-либо город у касс платных трасс — обязательные регистрации водителей в будках транспортной полиции. На что, у нашего водителя имелась толстая папка-тетрадка, в которой как в аэропортах проставлялись штампы с отметками времени. Ну, чтобы водитель не был за рулём лишних часов … Чтобы у него было время отдыха.
Мейбод. Магазин-разводиловка гончарной керамики …
Проблемы с туалетами в групповых турах решаются так же очень просто – делается остановка либо на обед … либо у какого-нибудь магазина-разводиловки или дегустационных залов. Это уже просто константа. Если в «столовках» гиды и шофёры просто обедают за счёт группы, то в разводиловках получают реальные бабки от выручки за покупки группы. У нашего Арвина (похоже и у Нимы так же) – просто нет в душе этой коммерческой жилки. Никакой рекламы предстоящих магазинов они не делали в автобусе при подъездах к этим «злачным» местам по освобождению кошельков туристов от лишних денег. У нас был ярчайший пример гида-бизнесменки Натальи, когда она в ходе нескольких дней только и «пела» о том, что в таком-то магазине вы будете есть самый-самый вкусный… сыр, пить самое-самое лучшее вино…, купите самые-самые дешёвые товары и сувениры… и т.д. А вот о самой Италии… её традициях, достопримечательностях, истории … молвила только после того, как мы уже почти в грубой форме у неё просили…
Итак – мы приехали в город Мейбод. Очень и очень интересный и самобытный город Ирана, у которого многовековая история и целая куча всевозможных достопримечательностей… Стоило вообще бы там остановиться на денёк… а то и два… На его окраине сделали остановку одновременно и в туалет, и на мастер-класс изготовления керамических изделий.
Забегая вперёд на пару дней – выражу наше возмущение: ну, наФ.уя Арвин не делал рекламы?!… наФ.уя не сказал, что в этой гончарной мастерской – реально самая дешёвая керамика?!… Ежель сказал бы хоть пару слов, — сам бы обогатился, и мы бы выполнили свои планы по покупкам всевозможных сувениров из керамики… (да и времени дал бы на пол часика побольше) …
Зашли в не очень большое помещение с множеством всевозможных полок, где стояли мульёны и мульёны всевозможных готовых и только на какой-то стадии создания керамических изделий. Встав полукругом вокруг симпаптюлечного, с определёнными яркими чертами хорезматичного иранца началось представление… Гончарный круг вертелся от электродвигателя… груда глины быстро превращалась то в один горшок… то в другой… После резкого удара мастера опять превращалась в кучу глины… ещё минута – и перед нами уже кувшин… второй… третий… все разной формы. Фирма веников не вяжет!!! Мастер – золотые руки! Наши рты были у всех от удивления открыты… У многих текла слюна от удовольствия лицезреть талант профессионала …, пожалуй, скорее только я не был удивлён, так как со своими школьниками ездил на Кузнецовский завод в Дулёво и всю процедуру изготовления видел не только в ручном, но и в промышленном масштабе.
Чтобы остановить слюноотделение и добавить немножко юмора в массы, мастер попросил самую наивную барышню поучаствовать в изготовлении шедевра. Очень симпаптюлечный и красивый кувшинчик он попросил украсить небольшими фигурными вензелями при помощи небольших сжатий и защипываний… она усердно, с этим справилась. Далее по сюжету жанра должно было быть продолжение в виде росписи… обжига… и подарка этого оригинального кувшина барышне в виде сувенира … Но, Аллах распорядился по-другому. Мастер взял руку туристки и … как шарахнет по шедевру сверху – вниз!!! и на гончарном круге опять только куча глины… … У кого-то смех … у кого-то смех сквозь слёзы …
Далее уже обыкновенно по сценарию. Мы уделили несколько минут осмотру помещений … просмотру нанесения на посуде всевозможных рисунков двумя мастерами росписи. Работа ювелирная и требует усидчивости … и … в просторный зал, забитый стеллажами где были представлены всевозможные удивительные поделки и товары для продажи. Время ограничкно, и быстрый осмотр, выбор, приценка подарков в Россию. Выбор большой. Здесь и традиционные росписи, и христианские мотивы, кувшины и чаши, блюда и часы, светильники и лампады, различные поделки и декоративные магниты. Тематика росписи не очень разнообразна и красочна. Большинство изделий – в традиционных узорах с преобладанием голубого…
Чего здесь только не было! Глаза разбежались по стенам, полкам, столам… и даже на полу стояло, пожалуй, даже больше всевозможных творений гончаров… и забыл сказать — даже после выхода из магазина всё было просто усеяно и заставлено всевозможными чашами и кувшинами с горшками… Всё-таки талантливые люди здесь живут и не зря этот город славится своими мастерами и шедеврами!
Вывод простой, как трусы за рупь – сорок: «Разводиловка» — супер! Керамический рай для туриста! Цены в разы меньше, чем на рынках Эсфахана. Арвину – выговор с занесением в личное дело, за то, что «Предупреждать надо !!!» и времени давать побольше …
«караван-сарай» Шаха Аббаси…
Торговля между разными государствами и городами всегда играла огромную роль для экономики. Однако столетия назад транспортное сообщение было ограничено возможностями людей и вьючных животных – ведь еще не было товарных поездов, фур (ну, люблю я к ним цепляться в зад и спокойно ехать со-стабильной скоростью в 90 км\час) и самолетов-транспортников. Необходимо было перевозить товары на большое расстояние, зачастую через лишенные жизни местности, такие как пустыни. И для того чтобы торговые караваны могли найти себе пристанище, отдохнуть и подкрепиться в безопасном убежище, и стали строить караван-сараи.
Слово «караван-сарай» имеет персидское происхождение и буквально означает «дворец для караванов». Фактически это было место, где торговцы, перевозившие товары с помощью вьючных животных, могли отдохнуть в безопасности и относительном комфорте, а также дать отдых своим верным помощникам – верблюдам, мулам, ослам и другим вьючным животным.
Больше всего караван-сараев было на территории Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии. Точную дату их появления установить сложно. Но еще Геродот, живший в V в. до н. э., писал о прекрасных пристанищах для путников. Караван-сараи были на Великом шелковом пути, на Царской дороге, построенной персами, и на Великом колёсном пути, проходившем через Индию и Бангладеш.
Во времена распространения ислама эти сооружения были типичным элементом пейзажей Ближнего Востока, Северной Африки и европейских стран, находившихся в подчинении османов. Караван-сараи также приносили доход, который затем использовался в благотворительных целях, через так называемый вакф.
фото — безвозмездно (даром) предоставила Елена Носырева
Дворцы для караванов обычно располагались на удалении 30-40 км друг от друга. Расстояние примерно соответствует одному дню пути, то есть торговцы успевали добраться до очередного пристанища раньше, чем опускалась ночь. Как нетрудно догадаться, строились эти сооружения в основном вдоль торговых путей. Однако можно было найти их и в городах. Большинство караван-сараев представляли собой прямоугольную или квадратную постройку в один или два этажа и с большим внутренним двором. В дворике обычно располагался большой колодец.
Стены здания были мощные и имели мало сквозных отверстий. Поэтому караван-сараи были достаточно безопасны и легко могли при необходимости превратиться в крепость и выдержать нападение разбойников. Но, конечно, против хорошо организованной армии им было не выстоять. Внутри комплекса располагались жилые комнаты для постояльцев, продовольственные и товарные склады, загоны для вьючных животных. Поскольку строились караван-сараи обычно в засушливых землях, в комплексе также часто был полуподземный резервуар с чистой водой.
Хотя снаружи караван-сараи напоминали настоящие дворцы, внутреннее убранство было довольно скромным. В некоторых даже не было постелей для гостей, и постояльцам приходилось возить спальные принадлежности с собой.
Однако комплексы, построенные в крупных городах, отличались повышенной степенью комфорта. В них торговцы могли посетить баню, бассейн и чайхану, обменять деньги. Укреплены городские дворцы для караванов были хуже, ведь и риск нападения на них был ниже.
Караван-сараи имели огромное значение для торговли. Однако в XIX в. их роль постепенно сошла на нет, когда начали строить железные дороги и товары все реже перевозили с помощью караванов.
Наш караван-сарай в Мейбоде был Построен в 17 веке с целью восстановления «Шелкового пути» через Иран и развития его экономики. Таких караван-сараев Аббаси выстроил по всей Персии несколько десятков.
На башнях постоянно дежурила стража от готовая очень приветливо встретить гостей из «НАТО»…-тьфу, из не очень дружественных бандитских формирований у которых вечная проблема с газом, нефтью и вообще с психикой. На снимке крыши над въездными воротами – очень симпаптюлечные квадратные отверстия для полива нерадивых голов из Эвропы и тех гейвыродков из-за океана обычным кипящим маслом. Ну, типа для профилактики болезней… … … что-то я похоже, вижу продолжение своего сна… (только что проснулся) …
Сейчас караван-сарай используется в качестве ремесленных мастерских и торговых помещений. Здесь на наших глазах ткут шарфы, ковры, шьют сумки из кожи, если захотите, можно что-то купить … … мы не захотели …
Яхчал (холодильник опередивший время) …
в Мейбоде есть забавная достопримечательность, которую показывают приезжим, – куполообразное здание, которое раньше использовалось для хранения льда.
Нам еще предстоит открыть так много вещей из прошлого. Древние цивилизации были развиты гораздо сильнее, чем мы предполагали. Многочисленные открытия археологов говорят о том, что древние греки, римляне и другие цивилизации изобрели многочисленные технологии для выполнения повседневных задач. К 400 году до нашей эры персидские инженеры освоили технику хранения льда летом в пустыне. Зимой персидский народ привозил лед с близлежащих гор и складывал его в ямы, между слоями укладывалась солома. Ледяные ямы, известные как «яхчал», были одним из самых древних холодильников, известных человечеству. Они также использовались, чтобы сохранить пищу прохладной и здоровой в течение интенсивного лета.
На первый взгляд сооружение выглядит как большой купол из глинобитного кирпича. Некоторые строения достигали очень больших размеров в высоту. Под куполом находится большое подземное пространство с избыточной складской площадью. Чаще всего яхчалы имеют доступ к акведуку и иногда оснащаются системой кяризов и бадгиров — древней разновидностью ветроловов или ветровых башен, которые способны быстро снижать температуру внутри яхчалов до нуля даже в летние дни. Созданный и хранящийся в яхчале лёд используется в течение всего года.
А вообще эта достопримечательность выглядит довольно-таки смешно. При входе подходишь к двери, которая закрыта, платишь за вход около 5 баксов, заходишь… А внутри пусто. Просто яма, в которой ничего нет, даже того самого пресловутого льда. Можно ещё на дырку в куполе, через которую внутрь попадает свет, взглянуть. И всё… Ровно пять минут, и можно смело выходить…
«голубиная башня» … голубятня по-нашенски…
В 5 километрах от караван-сарая находится «голубиная башня». Еще один памятник архитектуры эпохи Каджаров (1785-1925). В 15-16 веках такие башни строились повсеместно в больших количествах. Тысячами … Голуби в них гнездились, разводили птенцов, а их помет использовался в виде удобрений. Кроме того, голубиное мясо по исламской Медицине считалось очень вкусным и полезным … и даже целебным … Его, если не ошибаюсь не только ели… но, и едят до сих пор…
Внутренние стены башни, состоящей их трех этажей сплошь состоят из огромного количества (везде пишут, что до 40 000, но я думаю – перебор!) персональных гнездовий для голубей. Подъем на голубиную башню приводит на ее крышу. Эта конкретная башня совмещала производственные функции (как голубиная) с охранными (на крыше есть помещения для дозорных).
Диаметр башни обычно от 10 до 22 метров, высота около 14 метров. Во всех ячейках гнездились голуби. 1 раз в год башню чистили от помета. Это чисто национальное изобретение.
В Башне три этажа с выходом на крышу. И на всех этих этажах — прямо-таки мини-театр какой-то! Ячейки для птиц в оформлении, наверное, барокко, ажурные перила, бортики. Правда, наличие такой башни о любви персов к голубям, в общем-то, не говорит. Голубей в Мейбоде, как и во многих других городах, использовали и в практических целях — для голубиной почты, еды и получения перьев…
В голубиной башне три этажа. Конструкция позволяла сохранять тепло зимой и прохладу летом. Эта конкретная башня совмещала производственные функции (как голубиная) с охранными (на крыше есть помещения для дозорных).
левая фотаффка получилась нажатием на спусковой курок — Еленой Носыревой… Правая — Нимой
Светлая полоса на стене голубиной башни – защита от змей. Полоса на стене имеет прикладное назначение – гладкая штукатурка не позволяет змеям заползать вверх по стене голубятни.