2014. БЕЛЬГИЯ (*). Гент: Замок графов Фландрии. 11 май. 6 день. 3 часть

= немножко народной из Бельгии =

 

… Вот и остались позади красивые центральные симпаптюлечные площади со сказочными домами… и вышли на ещё одну площадь Sint-Veerleplein с домиками не менее потрясающими.  невероятно нарядными фасадами и удивительными крышами.

 

Нас ждёт посещение немного мрачноватый… в чём-то линейный… лишённый изяществ – замок.

Не хочу изобретать «велосипед» и опять обращусь к Сайту гида в Бельгии – Феликсу. И судя по тому, что его рассказы об истории и достопримечательностях страны очень грамотные и интересные, пожалуй, посоветую всем, кто собирается в поездку по Бельгии рассмотреть вопрос заказа экскурсий и трансферов по телефону +32488813100, который он выставляет. https://belgium-art.org/ghent/castle/castle-3

 

Я же, очень много скопировал\своровал с этого сайта с большими сокращениями. Так что полную версию о замке – смотрите там.

Замок графов Фландрии (Гравенстейн) (Gravensteen) …

В те времена, когда земли Фландрии были под угрозой возможных нападений норманов, граф Болдуин построил первую крепость недалеко от трех главных водных путей города Гент.

Возводя крепость, графы Фландрии думали не только о потенциальной угрозе нападения извне, но и о демонстрации силы и власти передаваемыми ими во Фландрии из поколения в поколение. Графская крепость находилась на вытянутом острове, окруженном реками Лис и Лея, каналам «Плотерсгахт» (так называемым «каналом кожевенников») и «Корабельным каналом».

Это графское владение состояло из двух частей. В юго-восточной части находилась резиденция, а также все военные, административные и религиозные сооружения. Вторая часть была своеобразной агломерацией городского характера, так называемый «графский город». На этой территории, окруженной стенами, жили и выполняли заказы графа в основном кожевники, которые производили одежду, упряжь и военную амуницию для армии.

Первый замок, возведенный на упомянутой выше территории имел название «novum castellum» (новый замок) в «Miraculi Sancti Bavonis». Граф Арнульф I-ый построил центральную часть крепости, а также отремонтировал находящуюся в стенах замка церковь святого Фаральдиса. Все это было проделано до 937-го года, когда вернулись монахи из Аббатства святого Баво, которым пришлось спасаться бегством во время вторжения викингов, и найти убежище во Франции. Напротив, «novum castellum» (нового замка) находилась конгламерация кожевенников, так называемый, «vetus burgus» или Оудебург. «Novum castellum» служил убежищем для жителей города. Он включал в себя канцелярию, дома официальных лиц и «tiend barn», построенные из земли, дерева и, возможно, из натурального камня.

В конце XI века, во времена правления Робрехта Фризского, укрепление этого региона, было необходимо для политики графа. В этот период было возведено новое, впечатляющее своими размерами, здание из известняка — «Каменный дом». По проекту, каждый этаж представлял собой просторную комнату. Соединялись этажи между собой прямыми лестницами, что облегчало перемещение и делало его быстрым на случай возникающей опасности. В помещение можно было попасть через дверь в виде тоннеля, который располагался в центре восточного фасада (единственная сторона, выходящая на сушу).   Первый этаж был плохо освещен, свет попадал через узкие оконные проемы.

В большом холле, на втором этаже, который служил залом приемов, было четыре камина, две уборные, а окна были, по сравнению с первым этажом, большими, что делало холл гораздо более приятным помещением. Самый верхний этаж был отдан в личное распоряжение жителям замка и их слугам.

Постепенно развивающийся порт, вскоре окружил замок, и именно поэтому, необходимо было улучшить возможность наблюдения за прилегающими территориями. Между основным сооружением и выступающими уборными была воздвигнута башня наблюдения, в которую можно было попасть из главной комнаты.

Еще одним изменением было строительство первой, цельной защитной стены. Пространство между замком и каналом (долина реки Лис) было приподнято, что позволяло защитникам с легкостью подниматься на стены для организации их обороны, и одновременно осложняло задачу захватчикам.

Очередное, третье изменение, состояло в окапывании «каменного дома». После того как были замурованы окна и двери, здесь был насыпан откос вдоль нижнего, кирпичного уровня, что стало причиной того, что первый этаж превратился в подвал или склад. Графский дворец в высоту теперь был только семь метров. Он стал основой для строительства новой башни.

 

На фоне нарастающего напряжения в отношениях между графом и классом городской знати, а также их борьбы за власть, последующее расширение и укрепление крепости было необходимостью, как для защиты, так и для увеличения престижа самого графа.

В 1180-ом году граф Филипп Эльзасский придал графскому замку его нынешний, впечатляющий вид. В XI-ом веке замок был приподнят в очередной раз, кроме того его высота увеличилась за счет надстройки еще трех новых этажей. Таким образом, в замке появилась еще и темница. Также была реконструирована крепостная стена; к ней были пристроены двадцать пять боковых башен и крепкие ворота.

 

Во время крестового похода графа Филиппа Эльзасского в Палестину в 1178-ом году, культура строительства укрепленных замков была принесена с Востока. Этим и объясняется удивительное сходство между графским замком и сохранившимися до наших дней фрагментами некоторых замков на Востоке.

В новом замке располагался гарнизон; но в нем совершенно не было подходящих жилых помещений для губернатора или для графа. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, к концу XII-го столетия к западу от подземной тюрьмы был построен графский дом. В серверной части замка были сооружены графские кухни и галерея, а в восточной стороне – жилище губернатора. Все эти сооружения отличались богатством архитектурных деталей, сохраняя при этом свой общий военный характер. В это же самое время граф Филипп имел доступ к графскому острову, укрепленному башнями и крепкими воротами. Филипп стремился выразить свою власть в каменных сооружениях, и это не удивительно. В те времена во Фландрии шла бесконечная борьба за власть. Будучи расположенным в месте слияния двух судоходных рек, город Гент был идеальным местом для проживания.

 

Окружала замок территория, отвоеванная местными торговцами у феодалов, их законов и управления. Им также удалось получить некоторые привилегии и выразить свою власть и мощь через строительство сооружений (получивших название «steenen» или «камни»), впечатляющих своим величием.

В мирное время охрана замка и надзор за осужденными, содержащимися в подземной тюрьме, возлагались на одного охранника, часового и тюремного надзирателя. Более того, в замке во время пребывания здесь графа, находились четыре офицера, которые сотрудничали с полицией, задачей которой было поддержание покоя и порядка в городе.

 

В 1300-ом году виконт передал канцелярию губернатора города Гента вместе с придворными Робрехту из Bethune. В свою очередь Робрехт передал виконту замок в Саафтинге. Титул виконта стал почетным званием без сохранения каких-либо обязанностей, тем самым виконт не имел больше права управлять графским замком. Эта обязанность теперь была передана офицеру графства, который также выполнял функцию военного охранника. С тех пор, находившейся здесь гарнизон, во время войны или народных волнений, стал формироваться из наемников.

 

Замок 1180-го года осаждался дважды. Впервые это произошло второго апреля 1302-го года. В эти времена страна была захвачена французским королем Филиппом Красивым. Члены городского совета, принявшие сторону французского короля, наложили на жителей Гента непомерно большие налоги. Было вполне ожидаемым, что люди подняли мятеж против таких жестких мер, вследствие чего представителям городского совета пришлось спасаться бегством и укрываться в графском замке и пережидать там осаду. Все мольбы о помощи со стороны городских старейшин были проигнорированы; замок был подожжен, в результате чего члены городского совета вынуждены были сдаться.

В 1338-ом году, во второй раз графский замок подвергся нападению и осаде. Когда граф Луи Неверский отказался создавать альянс с Англией, население города Гента было недовольно отказом Луи.

Он укрывался в замке, как предполагалось, со своими многочисленными приверженцами, однако после взятия замка, оказалось, что их было не больше двадцати человек. Жители Гента вместе с Якобом ван Артевельде осадили крепость; в конце концов, им удалось проделать дыру в крепостной стене и попасть внутрь замка.

В XIII-XVI-ом веках во время своих коротких посещений города Гента, графы Фландрии обычно останавливались в одном из городских аббатств. Однако, если их приезд был по случаю собрания или празднования определенных событий, они жили в своем замке. В такие дни как Пасха, Троица или Рождество, проводили заседания местного суда. Для фламандской аристократии устраивали банкет, граф назначал новых рыцарей и принимал подношения и подарки от местного населения.

Но вскоре стало понятно, что графский замок не самое подходящее место для резиденции, так как чаще всего он был окружен враждебно настроенным городом и его жителями, а значит, он (замок), не мог быть защищен как следует.

Члены городского совета Гента уже приобрели в свое владение Одебург и графство Виконт, в результате чего оставшийся анклав графства становился более и более заселен. По этой причине Людовик ван Мале построил новую резиденцию в Хофтен Валле, позже известный под названием Принсенхоф.

С 1806-го года, в графском замке располагалась прядильня. В одной из частей подземной тюрьмы была основана прядильня Фон Эйкер-Сеутерик и Ко. С 1807-го года по 1884-ый, графский дом служил ее машинным отделением. В период с 1845-го года по 1846-ой год фирмой Стейнберг и Ко здесь был создан строительный цех.

Кроме фабрик и частных домов в замке, в бывшем доме губернатора и графских кухнях, также располагалось около пятидесяти домов рабочих, а ниже была галерея.

Передний двор был застроен маленькими домами.   На протяжении около 75-ти лет XIX-го столетия часть графского замка принадлежала Джулиусу Юлину, процветающему политически активному либералу.

В других зданиях находились фабрики Делиз, управляемые Арманом Лютенсом. Так как дальнейшее расширение фабрик требовало значительных материальных вливаний, их реконструкция была отложена на неопределенный период. Единственно правильным решением было пустить замок с молотка. Согласно предложенному плану 1885-го года, было решено разрушить все сооружения, создать новую оборонительную систему и проложить две новые дороги. Так или иначе, предложенный проект не получил должного внимания.

Позднее власти приняли меры по возвращению замка в государственное владение. Уже в 1865-ом году министр внутренних дел заявил, что правительство готово предоставить часть средств на выкуп главных ворот и прилегающих к ним сооружений, которые перешли в городское владение в 1872-ом году. И только через пятнадцать лет, представился очередной шанс выкупить оставшеюся часть графского замка.

Демонтаж крепостного вала вокруг графского замка начался в 1888-ом году.

К 1892-му году дома, расположенные на площади святого Фаральдиса были снесены также, как ранее снесенные вдоль «Geldmunt». Последние работы по демонтажу зданий были проведены в 1896-ом году вдоль берегов реки Лия.

А первые реставрационные работы начали проводить в 1893-ем году, и касались они ремонта крепостных ворот, стен вдоль площади святого Фаральдиса и сегодняшней улицы Рекелигестраат. Затем в 1904-ом году последовала реставрация подземной тюрьмы, а также конюшен (1904-1905 гг.). Реставрационные работы в графской резиденции проводились в 1907-1908 гг. Работы по восстановлению переднего фасада подземной тюрьмы и галереи в романском стиле были закончены в 1913-ом году. Реставрационные работы длились двадцать пять лет, и стоили 900 000 золотых франков, но с началом первой мировой войны их пришлось свернуть. С 1907-го отреставрированные части графского замка были открыты для посещения широкой публике. Здесь также проводят банкеты, собрания, театральные перформансы и концерты.

Крепостные ворота начинались от крепостного вала и были намного его выше, и поэтому их можно было считать отдельным наружным сооружением. Над архивольтом у входа располагались три ниши со сквозными отверстиями, а венчал всю эту конструкцию, так называемый Иерусалимский крест (окно в форме креста).

 

До XIV-го века вассалы Kasselrij из Одебурга проводили свои собрания под открытым небом, перед воротами графского замка. Как только они (вассалы) получили в свое распоряжение свой собственный дом городского совета, на этом месте представители “Совета Фландрии” начали проводить смертные казни через повешенье или путем отрубания головы.

Приговоры, вынесенные представителями городского совета Гента, приводились в исполнение здесь, “Совет Фландрии” также как коллегия Одебурга выставляли здесь на общее обозрение в качестве наказания своих заключенных. На этом месте, также клеймили бродяг.

 

Поистине, ужасающей была традиция отрубания рук на пороге крепостных ворот у преступников, совершивших преступления против офицеров графства.

 

Перед входом во внутренний двор находятся внутренние ворота, укрепленные поперечными балками. Они сдерживали натиск нападавших если не выдерживали основные. Перед ними в стенах есть отверстия, через которые на головы нападавших выливали кипящую смолу или воду.

Внутренний двор выглядит так же, как и в Средневековье. Справа находился склеп, который изначально использовался в качестве графских конюшен, а позднее как комната пыток. Во дворе приводили в исполнение смертные приговоры, на глазах у любопытной толпы. В XVI-ом веке здесь также казнили через повешенье или отрубание головы еретиков.

Когда захватчики прорывались через две пары ворот и попадали на передний двор, солдаты гарнизона могли забаррикадироваться в подземной тюрьме, которая соединялась с крепостными воротами высоким пешеходным мостом. От этого двойного пешеходного моста сохранились только ворота в форме арки, которые были сооружены на опоре из белого камня.

Между 1621-ым годом и 1614-ым годом в задней части переднего двора был построен прекрасный дом городского совета Одебурга. Это здание было продано в конце XVIII-го столетия, а затем и вовсе было уничтожено пожаром в 1829-ом году.

 

Подземная тюрьма. Это остатки каменного дома конца XI-го столетия. Этот дом состоял из трех этажей, два нижних сохранились до наших дней. С целью укрепления стен был применена укладка в елку. Изначально на первом этаже у двери в восточной стене были расположены ворота. Балки второго этажа располагались над отверстиями в стене. Балки, которые мы можем видеть сегодня, были установлены в ходе реставрационных работ самого графского замка. Здесь же, на втором этаже можно видеть остатки двух каминов, расположенных в нишах стен. Первый и второй этажи сооружения были переоборудованы в подземную тюрьму Филиппом Эльзасским. В том виде, в котором мы можем видеть ее сегодня, она сохранилась с XIII-XIV-ого веков.

Рыцарский зал – свидетель многих важных исторических событий. В 1445-ом году здесь был проведен банкет по приглашению Филиппа Доброго в честь провозглашения хартии ордена Золотого Руна. В зале также проводили инагурацию графов Фландрии, а также провозглашали мирные договора, заключенные ими же.

Данная комната частично построена из стен самого замка, который был приподнят в 1180-ом году. Соединение между следующими сооружениями находилось под высокими окнами. В задней части комнаты находятся два свода, которые были построены гораздо позже самого холла. В одном из них располагается лестница, которая соединяет дом губернатора с подземной тюрьмой. Здесь, напротив подземной тюрьмы также находится молельня святого Иво, построенная представителями “Совета Фландрии” в 1655-ом году. Начиная с XV-го века, советы Фландрии и Одебурга провозглашали здесь свои приговоры.

С начала XV-го столетия замок начал терять былую мощь и славу, в большей степени по вине самих графов. Примерно в 1400-ом году пожаром была уничтожено деревянное основание крыши. Вместо того, чтобы его отремонтировать, между стенами на первом этаже были помещены две громоздкие крыши. В 1682-ом году стена с бойницами была разрушена, а строение было покрыто четырехугольной крышей. Крытый холл соединял подземную тюрьму с графским домом.

 

Первая комната, комната графини с 1407-го по 1442-ой годы использовалась в качестве «служебной комнаты» или канцелярии “Совета Фландрии”. Рядом располагалась комната графа, которая была в распоряжении “Совета Фландрии” с 1407-го по 1442-ой годы. С 1717-го по 1778-ой годы здесь хранились хартии совета. Сегодня в этом помещении находится Музей судебных инструментов. В коллекцию входят инструменты пыток, используемых членами “Совета Фландрии”, инструменты судебного пристава города Гента, а также инструменты его палача. Коллекция была завершена инструментами из дома Rasp и больницы для душевно больных.

 

Спиралевидная лестница ведет нас в комнату с «черной ямой». Это подземная тюрьма XIII-го века, которую использовали по назначению вплоть до XVIII-го века. Так называемая «яма» была глубиной в пять с половиной метров и покрыта сводчатой крышей. В ней было совершенно темно, и сбежать из нее было невозможно, так как стены были толщиной в два метра, а пол – три с половиной. Преступники в ней могли содержаться в холоде и неприемлемых санитарных условиях как несколько недель, так и несколько месяцев, что обрекало их на медленную и мучительную смерть.

Укрепленная стена, которая располагалась вдоль крепостного вала, имела эллиптическую форму. Она была укреплена двадцатью четырьмя башнями. Самая большая закрытая башня служила в качестве пункт наблюдения, на котором постоянно находились часовые. В каждой башне были отверстия и мерлоны.

 

В военные времена башни могли быть разделены на два уровня при помощи горизонтальных деревянных полов-перекрытий, поддерживающие балки которых были расположены в выемках в поддерживающих камнях. Стены с бойницами были оснащены специальными ставнями, которые были призваны защитить солдат.

До конца XVIII-го столетия подземный уровень крепостных ворот использовался в качестве тюрьмы. Из-за своей формы первая комната имела название «Квадрат». В этом месте проводились пытки по судебным процессам “Совета Фландрии” и “Коллегии Одебурга”. Вторая комната носила название «сахарный ящик», «в честь» клетки, которая здесь находилась, и в которой содержались осужденные. Изначально эта комната служила в качестве часовни для солдат гарнизона.

В шаге от крепостного вала появились крытые графские конюшни. Шесть вентиляционных труб проходят через сводчатую крышу, покрытую землей.

В подземной тюрьме были проведены раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки первого замка: отверстия в полу, основания стен, по-видимому, принадлежащие башне наблюдения этого самого замка и одна несущая стена. А под галереей находился старый колодец (1362-ой год).

Во время проведения раскопок в подвале крепости в 1904-ом году здесь было найдено четыре скелета. Возможно, это кости осужденных, приговоренных к смертной казни.

В середине XVI-го века подвал был трансформирован в комнату пыток. Именно здесь палач Гента лишал жизни осужденных и приговоренных к смерти членами “Коллегии Одебурга” и “Совета Фландрии” или совета «Keure». Вода, необходимая для проведения казней добывалась из каменного колодца.

… следующий день… на следующей странице мы посвятим полностью Брюсселю …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх