2023. Турция-ИТАЛИЯ-ПОЛЬША. Варшава: Рыночная пл., Костёлы иезуитов и св. Яна, Замковая пл., ц-вь Успения, Президентский дворец, Костёл визиток, Базилика Cв. Креста. 17 апрель. 3 день. II часть

увертюра п-шеков

 

Итак – вторая часть нашей прогулки по Варшаве. Для поднятия боевого духа при её чтении залезаю в п-шековско – Русский словарь… Как будет на п-шековском фраза «мохнатый шмель» ?   … … … — «волоснявый жужик»!!!

Мы же после пересечения Барбакана и пройдя парочку мини квартальчиков … вышли на Рыночную площадь.

Рыночная площадь …

Рыночная площадь в Варшаве была первым городом, который функционировал как центр управления, представительства и торговли в средневековом районе. Узкие дома, построенные вокруг старого рынка, сначала были заселены переселенцами, а затем богатыми купцами и дворянскими семьями. На Рыночной площади располагалась также ранняя ратуша (построенная в 14 веке), которая была разрушена в 1817 году. Здания вокруг площади изменились в соответствии со стилями, характерными для той эпохи — сначала это были типичные готические дома, которые впоследствии превратились в красочные буржуазные поселения. Одна из причин удаленности Старого города от центра города лежит в истории XVIII века и перемещении богатых в новые районы Варшавы. За это время центральная площадь была превращена в обычный рынок, и дома стали сдаваться в аренду.

 

В течение 19 века он утратил власть репрезентативной части Варшавы и стал переполненным районом в плохом состоянии. Другой причиной удаленности старого сердца от нового города является послевоенная история Польши. В коммунистические времена, когда Дворец культуры и науки был построен как символ польско-советской дружбы, центральная точка Варшавы была перенесена на ось улиц Маршалковска и Алея Ерозолимских.

Стоит отметить, что большая часть того, что мы видим сегодня, — это современная реконструкция Старого города — только 6 из 260 домов здесь пережили Вторую мировую войну. В конце войны практически 85 процентов строений Старого города было уничтожено фашистами. Было решено отстроить исторический центр заново по чертежам, старым фотографиям и даже по картинам итальянского художника с видами Варшавы. И реконструкция производилась до 1962 года.

 

План был выполнен с большим мастерством (он был зачислен в 1980 г. в список ЮНЕСКО) с привлечением самых известных польских архитекторов и художников, которые отвечали за отделку фасадов многоквартирных домов. Если присмотреться поближе, вы увидите современные орнаменты, выполненные в технике сграффито, которые относятся к старой иконографии. Один из интересных фактов, который следует знать, заключается в том, что в процессе реконструкции главный архитектор, проф. Захватович использовал, среди прочих источников, в качестве ориентира фотографические детали картин Бернардо Беллотто (Каналетто). Они изображали Варшаву XVIII века в эпоху расцвета и расцвета.

В тырнете пишут, что особенность нумерации домов Старого города в том, что она отсутствует, а вместе этого на фасадах каждого дома находится фигура животного или какого-либо предмета. Дома вместо номеров имеют свои собственные названия – дом подо львом, под негритенком, под кораблем. Очень интересно было разглядывать эти архитектурные изюминки города. Кованые вывески, двери, фонари, окна.

 

Раскинувшаяся во всей красе Рыночная площадь также заставила просто ахнуть при виде окружающих ее разноцветных «веселеньких» домов. Не зря, совсем не зря жившие когда-то здесь богатые варшавские горожане устроили соревнование, чей дом лучше украшен, кто более состоятелен. Темы росписи фасадов различны. Здесь и бытовые картинки, например, изображение пивной – бочки, любители пива сидят за столами, а одного подвыпившего главу семейства пытается поднять жена с ребенком. Есть изображение любителей чая и кофе. Рисунок диковинных птиц и зверей. Дамы с кувшинами. Или изображение исторических личностей, вероятно почетных граждан Варшавы. Или просто фасады украшены геометрическими орнаментами. Встречаются украшения статуями, барельефами. Тут и петушок, и лев, и маленькие ангелочки, корабли.

 

В центре Рыночной площади находится символ города скульптура Русалочки, или более правильно – Варшавская сирена со щитом и мечом как защитница города. Оригинал скульптуры в Музее Варшавы, а то что мы видим сейчас это копия, установленная в 2008 году. Кто захочет увидеть оригинал скульптуры, то музей находится в сразу исторических трех зданиях тут же на площади. Русалка – символ Варшавы, как и та Русалочка в Копенгагене. Но датская русалочка тихонько сидит на камне, а варшавская – воинственная, в руках меч и щит, взгляд – воинственный. Я бы назвал её скорее не русалкой, а змеюкой-подколодной… Старейшее известное изображение герба Варшавы с сиреной относится к 1400 году. Но тогда сирена была не совсем русалкой, а скорее женщиной-драконом, со временем она утратила крылья и птичьи лапы и обзавелась рыбьим хвостом. В варшавском фольклоре есть несколько легенд о русалке, и во всех она является покровительницей и хранительницей города.

Недалеко расположились два красивых костёла:

Костёл иезуитов (Jesuit church) …

Костёл иезуитов (польск. Kościół Jezuitów), другое название Костёл Милостивой Божьей Матери (Kościół Matki Bożej Łaskawej) — ярко украшенная церковь в Варшаве (Польша). Находясь непосредственно в соседстве с Собором Святого Иоанна Крестителя она служит ярчайшим примером архитектуры польского маньеризма в польской столице.

Костёл иезуитов был основан королём Сигизмундом III Ваза и подкоморием Анджеем Боболи Старым по инициативе Петра Скарги в 1609 году для иезуитов. Главное здание церкви было построено между 1609 и 1626 годами в стиле польского маньеризма Яном Франкевичем.  В 1627 году церковь была окружена тремя часовнями, и в 1635 году Урсула Мейерин, будучи ярым сторонником Общества Иисуса, была похоронен здесь. Мейерин профинансировала приобретение костёлом серебряной дарохранительницы. Урсула Мейерин была также любовницей короля Сигизмунда III и обладала огромным политическим влиянием. Её могила была разграблена и разрушена шведами и бранденбургскими немцами в 1650 году во время «Шведского потопа». Вестибюль был добавлен в интерьер храма в 1633 году, а хор — спустя 3 года. В 1640-е годы кардинал Карл Фердинанд Ваза установил алтарь из серебра. Костёл был разграблен и повреждён в 1656 году.

В последующие годы здание стало всё больше и больше украшалось: богатой барочной мебелью и мраморными алтарями и полами. Добавились ещё 2 часовни. После упразднения Ордена иезуитов в 1773 году, церковь сменила владельцев несколько раз. Например, в течение некоторого времени костёл служил в качестве церковно-приходской школы, позже он и вовсе был магазином по продаже церковной мебели, затем церковь была отдана ордену Пиаристов. Иезуиты не могли вернуть костёл обратно до конца Первой мировой войны. В 1920-х и 1930-х годах церковь была отремонтирована.

Во время Второй мировой войны после подавления Варшавского восстания, немцы полностью разрушили иезуитскую церковь. Всё, что осталось от четырёхсотлетнего здания было большой грудой щебня. В 1950 и 1973 годах церковь была перестроена в более упрощённом, нежели прежний, архитектурном стиле. Фасад костёла выполнен в стиле маньеризма, хотя интерьер вполне современный, потому что очень мало что осталось от оригинальной мебели церкви. Внутри сохранились фрагменты памятника Яну Тарло, выполненного Яном Ержи Плершем в белом и чёрном мраморе в 1753 году, восстановлены эпитафии Сарбевского, Конарского, Онуфрия Копчинского и Яна Килинского. В костёле хранятся: картина с изображением Божией благодати, привезённую в Польшу в 1651 году епископом Хуаном де Торресем в подарок от папы Иннокентия X, а также деревянное распятие 1383 года, барочные скульптуры Божией благодати начала XVIII века и каменная скульптура лежащего медведя середины XVIII столетия. Из-за расположения в узком месте для костёла была выбрана оригинальная структура. Особенно необычен выбор освещения алтаря через фонарь, расположенный над апсидой эллиптического купола. Крипта, с находящейся в ней камнерезной мастерской, расположена на месте фундаментов готических городских домов, стоявших здесь ранее. Погребены: Кароль Фердинанд Ваза, Матей Казимир Сарбевский (1595—1640), литовско-польский латиноязычный поэт и теоретик.

Кафедральный собор Святого Яна …

Рядышком, … а ежель точнее, то «стена к стене» расположился главный католический храм Польши. Ничего и никогда я не говорил и не буду говорить плохого о различных религиях, кроме конечно, о всяческих течениях, призывающих к войнам и смерти, — но мнение своё всё-таки выражу. … «фигня это, а не главный католический храм п-шеков». Да, на этом месте были намоленные храмы … Да, фашисты и всевозможные катаклизмы уничтожали древние строения, но намоленное место оставалось. Да, — как смогли – реставрировали и восстановили… из груды камней костёл… Но, зачем в храме устанавливают тряпки (флаги) хохлов? С каких это пор церковь становится рычагом политиканов? Зачем устанавливать всевозможные памятные таблички различных деятелей, которые не захоронены здесь… да и не посещали этот храм никогда? Так и хочется назвать это обычным словом – реклама.

Ходили мы с Супругой и изначально восторгались… — красиво!!! Но, чем больше ходили, тем больше начинал «шевелиться червячок» в моих мыслях… Увидели вмонтированную в стену табличку Юзефа Пилсудского… лично мне сильно захотелось не просто плюнуть… харкнуть на его рожу. … Уж, историю, я более-менее хорошо знаю. Именно из-за него были убиты тысячи и тысячи пленных Русских солдат с 1917 по 1922 годы… Это его цитата «от моря до моря» — проникла в головы большинства поляков и до сих пор происходят всевозможные распри… … ой, много чего отвратительного сотворила эта мразь…   Рядышком такая-же мемориальная доска Леху Качиньскому, политикану, который сделал всё, чтобы Россияне вместо нормальных отношений с Польшей стали её ненавидеть… (и наоборот).

Увы, «реклама» возымела своё действие. Я реально подумал, что эти политиканы здесь захоронены… И уже в Москве, калякая эту запись, узнал, что и они … и большинство следующих «мемориальных досок» не захоронения, а просто таблички… (кстати оба они захоронены не в Варшаве, а в усыпальнице под башней Серебряных Колоколов кафедрального собора краковской крепости).

Соборная базилика св. Яна — собор архиепархии Варшавы — одна из старейших церквей Варшавы. Первоначально собор назывался Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. Это одно из важнейших мест польской культуры и национальных традиций. В его стенах проповедовал священник Петр Скарга, Король Владислав IV Ваза присягнул на верность, здесь проводились свадьбы, коронации двух польских правителей, похороны многих личностей, а 3 мая была принята Конституция. Сегодня здесь проходят важные национальные праздники Польши. Храм возводили на городской улице среди жилых домов, а не как в других польских городах, на площадях. Такое расположение объясняется его двойной ролью — приходской церкви для города и часовни для замка.   Первый деревянный храм был на этом месте построен ещё в 12 веке и за храмом находилось кладбище.

 

Около 1390 года по инициативе князя Януша I Старшего было возведено готическое кирпичное здание. Церковь также стала местом захоронения князей Мазовецких. В 1428 году Анна Гольшанская основала здесь первую часовню Успения Богородицы. В 1510 году в соборной церкви появился новый готический алтарь (сохранившийся до наших дней). Осенью 1602 года в результате урагана обрушилась массивная готическая западная башня, частично разрушив внутреннее убранство храма.  Первая коронация Королевы Польши Цецилии Ренаты состоялась в храме ещё в 1637 году. В 1818 году храм стал городским собором.   В 1837–1842 годах храм, находившийся в плохом техническом состоянии, был полностью перестроен на государственные средства в английском неоготическом стиле. Однако собор ещё раз был реконструирован в 1948–1956 годах по образцу первоначальной церкви 14 века. Хотя история говорит, что послевоенный фасад — это новое творение в истории храма, которое никогда ранее не было таким.

Окончательно тот собор был разрушен во время Второй мировой войны. Сначала он сгорел во время Варшавского восстания и затем в 1944 году фасад взорвали отступающие немецкие солдаты и от довоенного собора остался только фундамент. Немцам удалось ввести в собор танк со взрывчаткой, огромный взрыв разрушил большую часть здания.  Примерно с 1951 по 1971 год крыша собора была покрыта красной монастырской черепицей, которая, несмотря обменяли позже обменяли на медную крышу. Восстановленный собор был официально освящен 9 июня 1960 г. предстоятелем Польской Католической Церкви Стефаном Вышинским, который и погребён в этом соборе и 12 сентября 2021 года возведён в степень святости. В 1960 году церкви было присвоено звание малой базилики.  В 2012–2015 годах в соборе были проведены масштабные ремонтные работы. Сегодня базилика имеет грубый и темный интерьер со звездным сводом. В пресвитерии находится главный алтарь с изображением Ченстоховской Богоматери и вотивным приношением Яна III Собеского за победу в Вене, барочные киоски с деревянными фигурами святых, а над ними висят крыльцы для оркестра, украшенные резными гербами.

 

В соборе находится распятие начало 16 века с золотыми волосами, которое было привезено либо из Вроцлава, либо из Нюрнберга и его удавалось сохранить в годы войны. В соборе находятся мощи святого митрополита Варшавского Зигмунта Щенсны Фелиньского. Имеются надгробия аж с 16 века, самое старинное датируется 1526 годом.

….погребено множество знаменитостей… правители Польши: король Станислав Август Понятовский; князь Мазовецкий Януш I Старший; Станислав, князь Мазовецкий; Князь Мазовецкий Януш III; Изабелла Вазувна, дочь Владислава IV Вазы; Президент Польши Габриэль Нарутович; Президент Польши Игнаций Мосьцицкий; Премьер-министр Игнаций Ян Падеревский; Главнокомандующий, генерал Казимеж Соснковский; Епископ Станислав Витвицкий; Королевский придворный маршал Адам Казановский; Писатель Хенрик Сенкевич; Художник Марчелло Баччарелли и его жена Фредерика; Адам Парзневски, судебный пристав Анны Вазувны.   … несколько архиепископов Варшавы, глав польской католической церкви…

Вот уж, — не знаю… список длинный. Не очень-то верится, что все из списка, реально, здесь погребены. В тырнете множество фотографий 1944 года, где вместо церкви просто груда камней. Конечно, есть вероятность того, что все погребения были в подвальных помещениях крипты… … но после увиденной «рекламы» — верится с трудом… …, а также здесь 24 мая 1829 года прошла торжественная месса после коронации Николая I Романова как польского короля. Сам акт коронации проходил в Сенаторском зале Королевского замка.

Замковая площадь …

В 1596 году столица Польши была перенесена из Кракова в Варшаву — власти оценили по достоинству удачное расположение молодого города между двумя основным точками быстро расширяющегося Содружества наций. Местный замок, перейдя во владение герцогов Мазовии, был отреставрирован по королевскому вкусу, а Варшава стала быстро развиваться, вскоре превратившись из небольшого городка в один из главных европейских центров торговли.

 

Человека, ответственного за такое продвижение, можно увидеть в самом центре города на вершине колонны. Это Зигмунт, правление которого считается высшей точкой в истории Речи Посполитой, после чего она пришла в упадок. Колонна была возведена его сыном, Владиславом IV, в 1644 году. Высота конструкции составляет 22 метра, и это самый высокий светский памятник Варшавы. Меч и крест на нем символизируют храбрость в борьбе со злом. Легенда гласила, что, если меч упадет, городу будет грозить страшная опасность — и в 1944 пророчество сбылось. Колонну уничтожили во время войны, однако, ее части вмурованы в стены замка. На месте старой колонны возведена ее копия из гранита.

Замковая площадь в Варшаве является центральной исторической площадью, которая находится между варшавским королевским дворцом и варшавским Старым городом. До разрушения Варшавы в 1944 году от площади вела вниз в сторону реки Вислы крутая улица Новы Зъязд (Новый Съезд, польск. Nowy Zjazd), которая затем направлялась через эстакаду Феликса Панцера к мосту Кербедзя и далее к варшавскому району Праги на правом берегу реки Вислы.  Примечательно, что здесь была принята памятная конституция 1791 года. Во время Второй мировой войны по приказу Гитлера замок был взорван и к работам по восстановлению приступили только в 1971 году, а закончили в 1988 году. Проект реконструкции был разработан Яном Богуславским в соответствии с состоянием объекта до разрушения. Воспроизведена масса здания в стиле раннего барокко, готический фасад крыла со стороны Двора, а также ансамбли барочных и классических интерьеров, используя фрагменты прежних построек.

 

… Это всё исторические сведения из тырнета. У меня же, свои мысли в башке витали … Да, — красиво! Да, — молодцы восстановили, реконструировали! Но, какого лешего этому месту присвоили в 1980-ом опять же ЮНЕСКОвскую защиту? Опять же, всегда сравниваю с Московским Кремлём, которому из-за Дворца Съездов поставили «кирпич запрета» … Кремль – история. Эта площадь на 99,9 – новодел… Почему эти грёбанные эвропэйцы не придирались к подземному-современному тоннелю? Почему не заставили прорыть его в другом месте? Двойные стандарты в красе! …

 

Ещё одно моё желание – подойти и плюнуть на этого Сигизмунда III. Пусть для п-шеков он «великая» личность, но мне, как Патриоту России, — это мерзость, которая в «смутное время» не только хотела подчинить\захватить Россию под «Речь Посполитую», но даже перевести православие в католическую веру… … жаль, мало об этом в тырнете написано…  Развеселили в очередной раз хохлы! Ну, на каждом шагу клянчат на «пожрать» и на помощь своим «хероям — сала»… даже переодевшись в китайских панд…

Проспект “Краковское предместье”

Много было вариантов куда нам дальше пойти, но выбрали наугад по виднеющейся впереди красивой улице. Удачно выбрали… это оказался проспект “Краковское предместье”, который является одним из самых популярных туристических маршрутов Варшавы – здесь расположено столько достопримечательностей, что прогулка по этому красивому проспекту заняла у нас как минимум часа два…

 

«Краковское предместье» вместе с улицей Новы Свят и Уяздовскими аллеями образует знаменитый Королевский тракт. Проспект начинается у Замковой площади и тянется на юг, в сторону Кракова, связывая Старый город с современным центром Варшавы. Здесь расположены знаменитые на весь мир Варшавский университет (он же Казимировский дворец), костел святой Анны, общежитие Дзеканка, Академия изящных искусств, отели «Бристоль» и «Европейский», памятники Адаму Мицкевичу (скульптор К. Годебский), князю Юзефу Понятовскому и Николаю Копернику. Автор памятника польскому астроному — великий датский скульптор Б. Торвальдсен. Одна из главных достопримечательностей «Краковского предместья» — костел Святого Креста, в стене которого замурована урна с сердцем великого польского композитора Фредерика Шопена.

В 2006-2008 годах проспект был реконструирован, с тех пор здесь запрещено движение легковых автомобилей — по улице могут ездить только такси и автобусы, а для пешеходов сделаны широкие тротуары.

Памятник Адаму Мицкевичу …

Подошли к очень красивому памятнику… Особенно впечатлила, почему-то, — шикарная ограда…

Памятник Адаму Мицкевичу был установлен в Варшаве в 1898 г. Следует заметить, что это был не только выдающийся поэт, но и известный деятель польского национально-освободительного движения. Поэтому, когда у знаменитого писателя Генрика Сенкевича возникла идея почтить 100-летие со дня рождения гениального поэта установкой ему памятника, царские власти согласились, но денег на это выделено не было.

Деньги собрали жители Варшавы, и сумма по тем временам получилась просто огромной – 236 тыс. руб. Были оговорены дополнительные ограничения. Во-первых, памятник должен был быть не выше установленного сравнительно недалеко монумента Паскевичу – одному из подавителей польского восстания, во-вторых – все марши и речи в этот день были запрещены. Так что памятник был открыт в день рождения Адама Мицкевича в присутствии 12 тыс. чел. практически в тишине под музыку Станислава Монюшко. Памятник благополучно простоял до середины XX ст., но в 1942 г. германские власти его демонтировали и вывезли в Германию. Уже после войны два фрагмента статуи – голова и часть торса – были обнаружены в Гамбурге и возвращены в Варшаву. И скульптура, и постамент были восстановлены. Второе открытие в Варшаве памятника Адаму Мицкевичу состоялось в 1950 г., в конце января. Однако на этом история не заканчивается – последняя (на сегодняшний день) уцелевшая часть оригинального памятника, а именно детали металлической ограды, были возвращены в Польшу лишь в 80-х годах прошлого века.

Церковь Успения Божией Матери и Святого Иосифа …

Церковь Успения Божией Матери и Святого Иосифа находится в двух шагах от памятника. Естественно, мы сразу направились на её осмотр. Уж больно красивая и манящая она снаружи…  Это одна из самых известных церквей города в стиле барокко с элементами в стиле рококо и классицизма. В настоящее время является церковью высшей митрополичьей семинарии в Варшаве.

В 1643 году в Варшаве для монахов-босых кармелитов на средства Албрыхта Весселя, народного хорунжия и старосты Рожанского и Маковецкого, при поддержке короля Яна Казимира, была построена деревянная церковь. Она была уничтожена протестантами шведами и немцами во время оккупации Варшавы в 1650 году. В 1661 году строительство новой церкви получило благословение примаса Польши, кардинала Михала Стефана Радзеёвского, который также построил в Варшаве церковь Святого Креста.

Храм был возведён в 1692-1701 годах по проектам архитекторов Костантино Тенкаллы, Джузеппе Симоне Беллотти и Тильмана ван Гамерена. Основные строительные работы были завершены к концу XVII века. Единственное исключение, фасад построенный в 1761 году архитектором Эфраимом Шрёгером по заказу Кароля Станислава Радзивилла.

В первой трети XIX века в церкви кармелитов великий польский композитор Фридерик Шопен дал свой первый сольный концерт на органе.

Когда Супруга вычитала это в тырнете и озвучила … наши объективы сразу стали искать этот орган… из которого когда-то лились звуки, издаваемые пальцами Шопена. Вроде пустячок, но как приятно…

 

В 1864 году, после подавления Январского восстания, правительство Российской империи ликвидировало монастырь босых кармелитов за антиправительственные действия во время смуты. Здания упразднённого монастыря, включая храм, были переданы в ведение Варшавской архиепархиальной семинарии, а монахи-кармелиты продолжили служить в церкви, в качестве священников семинарии. Во время Второй мировой войны церковь была спасена от умышленного уничтожения отступавшими нацистами. До реконструкции Собора Иоанна Крестителя здесь находилась кафедра архиепископа Варшавы.

Храм представляет собой латинский крест с главным и двумя боковыми нефами. Фасад церкви выдержан в стиле барокко с элементами классицизма, типичными в правление короля Станислава Августа Понятовского, с колоннами на усечённом карнизе. Над главным порталом, с резным орнаментом из черного и зеленоватого мрамора, в картуше помещён герб рода князей Радзивиллов. По бокам над фасадом две колокольни в форме кадил. В 2000 году на них установили новый колокола. На том же уровне находятся ниши со статуями Святой Терезы из Авилы и Святого Илии Пророка. Верх ниш украшают скульптурные группы «Любовь» — мать с ребенком и ангелами и «Надежда» — женщина с якорем и ангелами. Между ними в центре фасада Папская эмблема. Верх фасада увенчан медной сферой с размещённой на ней позолоченной хостией — символом веры.

Интерьер церкви выдержан в стиле позднего барокко с элементами рококо. На стенах храма картины Шимона Чеховича, известного живописца XVIII века. Полотна польского художника Францишека Смуглевича украшают главный алтарь, как и скульптуры Иоганна Георга Плерша, перенесённые из церкви доминиканцев в Варшаве. Позолоченный потолок украшен великолепной лепниной.

Президентский дворец …

Следующим объектом, привлёкшим наше внимание, был Президентский дворец. Только привлёк, но не более… Просто сразу вспомнилось недавнее посещение и показ по ТВ как две пропиндосские шавки анджей дуда и зеленский заключили сделку, суть которой сводилась к тому что, если так называемое «контрнаступление» окраины провалится – Польша займёт западную часть постсоветской республики. Не буду описывать всё что реально будет (события происходят на окраине прямо сейчас … когда пишу). Поживём – увидим! Но, то что это именно – шавки – факт неоспоримый.

Недавно здесь висели тряпки жёлто-блакитные… Недавно люди махали флажками с тряпками… Поэтому сделав несколько снимков, мы просто ушли с этого места…

Президентский дворец — одна из резиденций президента Польши. Первый дворец на этом месте был построен еще в 1650-х гг для великого коронного гетмана Станислава Конецпольского. Позже дворец занимали другие важные персоны. В 1770-х гг. дворец использовали в качестве театра, где была поставлена первая польская опера.

Двухэтажное здание, выполненное в генуэзском стиле, впервые было построено на этом месте в середине XVII в. для гетмана Станислава Конецпольского. Через 16 лет владельцем особняка стал маршал Любомирский, а в 1673 г. поместье перешло в руки аристократам из рода Радзивиллов, которые не раз перестраивали замок по своему вкусу. Свой нынешний облик дворец приобрел лишь в начале XIX в., после того как его выкупили для польского представительства царского наместника.

Здание перестроили, придав ему более мягкие черты, характерные для классицизма, при этом крыло, расположенное ближе к саду, переделали под стиль неоренессанс. Следующий ремонт особняка провели в 1856 г., после чего в нем был организован бал в честь русского императора Александра II. В отличие от многих других дворцов Варшавы, президентский во время Второй мировой уцелел: гитлеровцы организовали здесь казино и отель, который работал буквально до последних дней оккупации. В последний раз архитектурный комплекс был отреставрирован в 1990 г., после чего сюда была перенесена основная резиденция польского главы государства. Здесь жил и работал Лех Валенса, Александр Квасневский и Лех Качиньский. Нынешний президент – Бронислав Коморовский – сделал своей основной резиденцией Бельведерский дворец.

Перед дворцом – памятник Понятовскому… Юзеф Понятовский (1763-1813) был польским генералом. Вся его жизнь прошла на поле боя: сначала он служил в австрийской армии, затем в польской армии, возглавлял городскую милицию в Варшаве, служил Наполеону, стал военным министром великого герцогства Варшавского, получил звание маршала Франции.

Костёл визиток (Церковь Святого Иосифа) …

Костел визиток – костел, названный в честь соответствующего женского католического ордена, имеет и другое название — Костел опеки Святого Иосифа. Костел является одним из немногих примеров изысканного стиля позднего барокко в польской столице. Удивительно, но именно эта церковь оказалось в числе немногих варшавских строений, нетронутых во время крупных разрушений, связанных с событиями II Мировой войны.

 

Первая деревянная церковь на этом месте была создана в 1651 году по распоряжению королевы Марии – Луизы Гонзара де Невер для французского ордена Пресвятой Девы Марии. Эта церковь была сожжена шведами в 1656 году. В 1664 году началось строительство новой церкви. Первый камень был заложен Вацлавом Лещинским. К сожалению, будучи недостроенной, церковь сгорела в 1695 году.

 

Строительство новой церкви в ее нынешнем виде началось только в 1728 году по проекту архитектора Кароля Вау по инициативе политического деятеля Эльжбеты Сиенявски.

В 1734 году строительство было приостановлено из-за отсутствия денежных средств и продолжилось спустя несколько лет благодаря участию Марии Софии Чарторыйской. Фасад и алтарь церкви были выполнены польским архитектором Ефремом Шрегером. Скульптуры на фасаде — работа величайшего польского скульптора Джона Джорджа Плерша. Освятил костел епископ Джозеф Эндрю Залуски 20 сентября 1761 года.

 

В 19-м веке на местных хорах выступал сам Шопен, будучи студентом Варшавского лицея. Именно здесь он начинал свою музыкальную карьеру, играя на церковном органе помнящий руки великого композитора… инструмент до сих пор можно послушать по воскресным и праздничным дням. Здесь же гораздо позже писал свои стихи Ян Якуб Твардовский. Он же был первым ректором костела. В основе храма лежит латинский крест с боковыми нефами. Над главным порталом виднеется герб Радзивиллов.

Меня же поразила очень красивая лепнина. Жаль, — именно в этот день побаливала шея и я не мог сфотографировать всё, что «налепили» скульпторы… уж, больно высоко эти фигуры расположились под куполом…

… прикольные «атланты» держат козырёк музея Варшавского университета… Скажу честно, — я до сих пор и не понял выбитые зубы — настоящие или их «выбили» позже… Может даже подрисовал местный «талантливый» хуйдожник…

 

Базилика Cвятого Креста …

Известно, что в 1510 году на месте костёла стояла часовня Святого Креста. В 1525 году был построен деревянный храм, который позже был расширен Павлом Зембрзуски, так как церковь была слишком мала, чтобы удовлетворять потребности растущего города. Первоначально расположенная далеко за пределами городской черты, в 17 веке она стала одной из главных церквей в южном пригороде (предместье) города. В 1653 году церковь была передана ордену лазаристов и стала главным храмом ордена в Польше. Современное здание базилики было построено в 1679-1696 годах. После того, как предыдущее здание было разрушено Шведскими войсками и не подлежало восстановлению.

Освятил храм Майкл Стефан Радхеевский 14 октября 1696 года. Башни и купола выполнены Джозефом Фонтанам в стиле позднего барокко (1725-1737 года), а фасад был создан в 1756 году Якубом Фонтанам.

В конце 19 века церковный интерьер был немного обновлен, а в 1882 году урну с сердцем Фредерика Шопена замуровали в один из столбов. Спустя несколько десятилетий была добавлена урна с сердцем Владислава Реймонта.

В 1944 году, в ходе Варшавского восстания храм был серьезно поврежден: фасад был разрушен вместе со сводами и алтарем, уничтожены картины «Вечеря Господня» и «Распятие». После этого храм был взорван немцами в январе 1945 года. В период с 1945 по 1953 года церковь была восстановлена по проекту архитектора Зборовского. Интерьер претерпел некоторые изменения: ни барокко, ни фресок. Главный алтарь был восстановлен в период между 1960 и 1972 гг. В 2002 году Папа Иоанн Павел II возвел церковь Святого Креста в ранг малой базилики.

Базилика знаменита не интерьерами, а тем, что в ней покоится сердце Фредерика Шопена…  Шопену было 20 лет, когда в 1830 году он простился с родными и уехал за границу … покинул свою Родину после Польского восстания, так как участвовал в освободительном движении, не подозревая, что никогда больше не вернется на родину. Прославив ее, он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. На родину вернулось его сердце. Урна с сердцем Шопена была замурована в 1880 году в колонну костела Святого Креста, примыкающего ко дворцу Красиньских, ныне Академии художеств — последнему варшавскому дому Шопена. Сердце великого композитора покоится во второй от входа левой колонне.

Зная, что его телу никогда не будет суждено оказаться на родине, Фредерик Шопен в последние дни жизни завещал отправить на захоронение в Польшу хотя бы свою частичку – сердце. После смерти композитора его старшая сестра Людвика Енджеевич исполнила последнюю волю маэстро, забрав сердце, прежде чем тело было погребено, и, поместив орган в сосуд с коньяком, отправилась на отчизну.

Для того чтобы избежать допросов таможенников, Людвика спрятала ценный багаж под плащом и смогла довезти его контрабандой до Костела Святого Креста в Варшаве, где под маленьким памятником сердце и было захоронено. Из-за большой популярности Шопена в его родной Польше это место быстро стало точкой сбора для гордых националистов.

Во время Второй мировой войны нацисты, зная о том, какое мощное влияние оказывает на людей наследие композитора, похитили реликвию и объявили запрет на его музыку. После капитуляции Германии сердце вернулось в Варшаву. «Пламенный» орган Шопена был повторно упокоен в храме и оставался там нетронутым до недавнего времени. В 2014 году официальные представители церкви, ученые и медицинские эксперты под покровом ночи раскопали захоронение. Это был акт проверки, во время которой «нарушители покоя» обследовали сосуд, сохраняющий сердце, на предмет целостности. Возникло опасение, что емкость раскололась, и тогда бы орган композитора подвергся высыханию и распаду. К счастью, сердце Шопена хоть и не бьется, но все еще пребывает в отличном состоянии. Для того чтобы увидеть место его погребения, отправляйтесь в Костел Святого Креста и найдите колонну с памятной табличкой.

В нескольких шагах от костёла стоит памятник Николаю Копернику. Увы, — у меня хоть и была по астрономии пятёрка, но я до сих пор не знаю за что она была мне поставлена!? Знания в астрономии у меня сводятся к грани стоит ли земля на трёх китах и насколько шустро солнышко вращается вокруг нашей планеты… То, что это величайшая личность – знают, пожалуй, все…  но, усталость своё взяла. Не стали переходить дорогу и фотографировать с лучших ракурсов. Мы посчитали, что достаточно и с более далёкого расстояния … (прости – Коля Коперник!)

Памятник Николаю Копернику был возведён в 1830 г., чтобы служить напоминанием того, как Коперник изменил привычную идею устройства мира. Во время Второй мировой войны нацисты прикрепили к памятнику табличку, на которой говорилось, что Коперник на самом деле немец. Гнев поляков был настолько силён, что нацисты убрали и спрятали статую. Сейчас она снова стоит в центре Варшавы, символизируя мудрость и любовь к науке.

На этом экскурсионная часть этого дня закончилась. Просто мы здорово устали. Скорее не физически, а морально… Уж, слишком много килограмм нервов было потрачено на посещение посольства.  … … Просто зашли в магазинчик… купили немножко продуктов на ужин и завтрашний завтрак… отдохнули и … и бай-бай…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх