= итальянская увертюра =
Видимо, не только мы хотели, как можно быстрей покинуть недружелюбную страну, но и п-шеки поскорей хотели избавиться от Русских. Ещё ночью начался дождик. А когда проснулись и встали он из мелко-моросящего перешёл достаточно сильный. Чемоданы собраны. Осталось только доложить в него рыльно-мыльную мелочь из душевой… перепроверить безменом вес (не более 8 кг.) … и упаковать их в пищевую целлофановую плёнку. … Плёнка как нельзя – кстати, — при выходе из апартаментов, дождь уже был настолько сильный, что те пять минут, которые мы провели под дождём, намочили бы полностью мой «тряпичный» … да и в дырки пластмассового, наверняка бы просочилось.
Да и то, что взяли всё-таки с собой дождевики, — просто ещё раз подтвердило истину, что лучше всё-таки перестраховаться. Перед отъездом смотрели погоду на разных сайтах. Только в один день обещали небольшой дождик. Причём он должен был быть три дня назад, но его не было. А вот сегодня – наоборот, — неожиданно пошёл.
Вызвали по телефону такси … но, ихненский тырнет не глупый. Вместо того, чтобы подъехать прямо к дому, — он остановил машину за углом… ещё хорошо, что Супруга вовремя заметила смещение точки на дебильнике… Пришлось пробежаться с чемоданами под дождём… Промочили немного ноги, но не страшно… …
Дождь не последняя пакость от п-шеков. «Бдительность к врагам шипелявых» проявил охранник аэропорта. У нас было около часа на «отдых». Перекусили … и я просто пошёл на улицу перекурить. Когда больше половины сигареты уже догорели ко-мне подошёл «охранник в форме» и на п-шековском языке прошипелявил, что в этом месте курить, типа нельзя… что курительное место находится не у входа, а в конце здания. Я, соблюдая «конспирацию» и будучи в роли Штирлица не проронил ни единого слова – спокойно загасил сигарету о край мусорки и выбросил окурок. Вроде инцидент исчерпан … бескровно … Но, так мне только казалось. На самом деле этот охранник почуял во-мне «врага народа»… видимо, с расстояния в 5 метров, умудрился прочесть на пачке сигарет текст написанный Русскими буквами! … Уже когда мы взяли свои чемоданы и пошли на «досмотр» — нас остановили «полицейские» (стукач был в 10 шагах и наблюдал…) … Долго (минут 5) расспрашивали… смотрели паспорта… Что бы было в дальнейшем (не пустили бы на рейс «до выяснения личностей\обстоятельств» … Конфискации паспортов на сутки\двое… Порчи паспортов… — да, подобные случаи уже описывались в тырнете в последние дни с другими, именно – Русскими гражданами…) – не известно, но нас «спасло» то, что, увидев в паспорте ВИЗу США – эти полицейские мгновенно изменились в рожах. Видимо, дрожь в коленках перед одними картинками герба США на них произвело магический эффект. Обосрались по-нашенски! … отдали паспорта и ретировались…
Но, на этом не закончилось. Тут посмею сразу сделать маленькую, но важную «вставочку» — наш рейс был «внутренним»! Мы не пересекали границы, как таковые. Мы были в «шенгенской зоне». И «шмон» чемоданов должен был быть только поверхностным… Да, авиакомпания «Ryanair» такая-же дерьмовая, как и наша «Победа». С жесточайшими требованиями к объёму/весу багажа… Да, они (да и не только они) устанавливают правила, что все жидкости, продукты в ручной клади должны быть в прозрачных пакетиках… Но, у всех пассажиров была более-менее «щадящая» проверка. Заставляли (если видели через рентген сканирование) купить и упаковать в пакетик какой-нибудь флакончик… Но, мы же Русские! У двух п-шеков мгновенно проснулась звериная хватка перерыть оба наших чемодана вверх дном! Найти ВСЕ сосудики в которых могла содержаться жидкость… (а их было около 2-х десятков)… в разряд «запрещённых» попала даже зубная паста в мини тюбике (одноразовая)… даже порошок какого-то Ириного макияжа уже стал не сыпучим материалом, а жидкостью… И всё это богатство нужно было либо выкинуть… либо возвращаться … покупать в автомате пакетики и заново проходить… Дебилизм – был на лицо!!! Т.е. если бы во-флаконе с надписью «лосьон» была бы взрывчатка (жидкая) то, без этого пакетика она – взрывчатка. Ежель в пакетике – нет! «Дебилы Б.ЛЯ» С. Лавров (с).
… Я ещё кое как сдерживал себя… через «не могу» ещё играл роль Штирлица… но, Супруга была в гневе! Где она нашла в себе силы – не знаю. Но, всё же вернулась… где-то нашла п-шековские гроши … и наскребла примерно на 2 евро. Купила. Упаковали. И едва сдерживая себя прошли эту гребаную таможню.
Пы.Сы. – в аэропорту Рима … эти пакетики лежали стопками… бесплатно…!!! (я даже умудрился спереть штук 20-30 для будущих поездок).
Италия… Рим …
И всё же – как хорошо, что в самолётах у меня сон. Пусть и в неудобных позах… пусть с отёком пятой точки… но, всё же – отключка! А после сна, я обычно забываю всё плохое… у меня как бы наступает ещё один день жизни.
Вот и приземлившись в Римском аэропорту чартерных и бюджетных авиалиний – Чампино я уже «забыл» эту грёбаную Польшу… забыл всё плохое в ней и остались только хорошие эмоции.
Варшава «провожала» холодом и дождём … Рим же встретил нас солнечной и тёплой погодой!
Мы без перекуров реально «побежали» к автобусной остановке. Просто уже изучили не только тонкости «где-что-по чём», но и расписание рейсов до Рима. Итальяшки очень грамотно всё сделали: автобусы отходят как раз после очередного прибытия рейсов. И чем быстрее мы сядем, то и быстрее уедем!
… далее всё просто: не плохая «обзорка» как пригорода, так и Рима. Выход в Термини … посадка на автобус, который нас довёз до следующих апартаментов. Ежель более точно – до Отеля типа «постель и завтрак» Armonie Romane
гостевой дом «Armonie Romane» …
В очередной раз подтвердилась константа, что Ирина имеет какое-то чутьё… предвидение… в выборе отелей. Вот и в этот раз произошло то, чего ни я… ни она даже мечтать не могли. … Что, скажите, ожидать от апартаментов или отелей в самом центре Рима? – Пожалуй, только подобных отелей как в центре Парижа («Cosmotel» и «Saint Pierre»), где в номере еле-еле можно было обойти кровать… или с большими проблемами добраться до туалетной комнаты. Единственное, что было общим в этом отеле и других отелях в центрах столиц – это лифт, в который может зайти только один человек с одним чемоданом (двое, конечно могут втиснуться, но вот дышать уже не смогут!). Во-всём остальном – «небо и земля»!
Начну, пожалуй, с двух только минусах, которые после долгих раздумий, — я всё же нарыл. Первое, это то, что хозяин очень плохо описал как найти свой номер. Дом нашли… посчастливилось, что общая дверь была открыта (в противном случае были бы ещё дополнительные проблемы) … а что дальше? Налево или направо? На какой этаж? Где этот Armonie Romane? Лишь после встречи с одним из жильцов, мы узнали, что на втором этаже есть дверь общего входа в Armonie Romane. … подробней следовало бы объяснять хозяину. И вторая мелочь – связка трёх огромных ключей… плюс магнитный ключ… плюс огромнейший брелок… — таскать такую тяжеленную связку целый экскурсионный день – проблематично.
Всё остальное – сплошные плюсы! Не зря я написал в отзыве об отеле в booking.com – «Превосходный гостевой дом!». Ведь, реально, — местоположение супер! Ватикан всего лишь в 500 метрах по прямой. Автобусные остановки и несколько минимаркетов, кафешек и ресторанчиков — в 100 метрах.
Чистое бельё. Хорошая, удобно расставленная мебель. У нас был номер с небольшим балконом во-двор, где я спокойно курил. Есть все душевые принадлежности. Хороший завтрак (кофе на плите готовит сотрудник). Круассан, фрукты, йогурт, варёные яйца… Ежедневная уборка. Можно пользоваться общей кухней на 4 номера, где есть холодильник, эл. плита, эл. чайник и посуда …
… В А Т И К А Н …
Мы уже в третий раз в Италии. В самый первый раз…, а это было в далёком 2009 (см. ЕВРОПА — ИТАЛИЯ-I) несколько дней были в Риме. Была у нас и экскурсия в Ватикан с гидом. Прошлись по музеям… побывали в Сикстинской капелле… в Соборе Святого Петра. Уже в другой день опять посетили Собор… и даже «покорили» купол.
Да, — хотелось ещё раз пройтись и там, где были… и в новых местах Ватикана… но, не сегодня. Мы пошли погулять уже после обеда… Ватикан в двух шагах – почему бы вечернюю прогулку не совершить по площади св. Петра?!
Как я уже писал, — Ватикан — это карликовое государство, самая маленькая страна в мире. Он расположен в центре Рима и занимает площадь всего 0,44 кв. километра. Это где-то в три раза меньше площади парка Горького в Москве. И всего в 500-х метрах от апартаментов. Дошли всего минут за 15… Всё по-старому – ничего абсолютно не изменилось…
Нет необходимости описывать и саму площадь св. Петра – всё в записях 2009 года. Да и, пожалуй, это одна из самых популярных достопримечательностей в мире. Мульёны материалов … мульёны отзывов… мульёны всевозможных исторических фактов в тырнете. Есть необходимость – ищите и смотрите.
Вот только одно изменение, которое я сразу заметил: новый памятник. Сразу скажу свой негатив – нафига он на исторической площади? Теперь на этой площади следует в моде новых веяний ставить памятники ЛГБТ?… или неграм, типа «негры тоже люди»?… а почему бы не поставить памятник хохлам выкопавшим чёрное море и уж, что более актуально – хохлам, ведь они родоначальники не только христианства, но и сам Иисус Христос по их версии – хохол…
Но, если официально — памятник посвящён мигрантам и беженцам. В Ватикане на площади Святого Петра появился памятник, посвященный мигрантам и беженцам всех времен. Скульптура получила название «Ангелы не знают». Над памятником год работал канадский художник Тимоти П. Шмальц, который известен своим произведением «Бездомный Иисус».
20-футовую скульптуру открыл Папа Римский Франциск в 2019 году во время мессы в 105-й Всемирный день мигрантов и беженцев, 18 декабря. Скульптура представляет собой лодку, на которой собрались 140 мигрантов разных времен — тут есть евреи, бежавшие из нацисткой Германии, сирийские беженцы, мальчик, убегающий из голодающей Ирландии в 1840-х годах и многие другие. Также есть изображение родителей Христа, Марии и Иосифа. «Я хотел сделать скульптуру, которая будет включать в себя весь опыт мигрантов… на протяжении веков. Каждый раз, когда вы смотрите на это, вы сразу получаете визуальное сообщение о том, что миграция — это то, что всегда касалось человечества. Всех культур, рас, религий», — сказал скульптор.
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами — религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano). Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), Рафаэлем (Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.
В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом. Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики. Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала.
Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу — восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом. Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время. Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран. В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.
Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки, вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне. При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола. Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел, в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти. Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы, что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.
К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма. Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе. За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви, скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).
Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора. Греческий крест, в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский, за счет удлинения продольной части. Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь. Описание Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола — 132 м, общая площадь храма — 23 тысячи м2. Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки. Интересный факт: второй по размеру католический храм – собор святого Павла (St Paul’s Cathedral), находится в Лондоне. Фасад Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину — 118 м и высоту — 48 м. Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier). За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них — Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu).
Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов. Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма — фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии. Интерьер Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников. Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии. Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века. Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии Джан Лоренцо Бернини, потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел. Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых. Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.
Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини — обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον). И по сей день в Риме ходит поговорка: “Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини”. Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини. Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.
Правый неф Пьета В правом нефе храма расположена скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год). Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком! Памятник понтифику Льву XII По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке. Капелла Святого Себастьяна В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Усыпальница маркграфини Матильды Каносской Уникальный памятник — усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме. Часовня Святого Причастия Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам Франческо Борромини (Francesco Borromini). Внутри часовни — работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини. Левый неф Гробница Александра VII (лат. Alexander VII) Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия. Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.
В руке скелета находятся песочные часы — метафора окончания земной жизни понтифика. Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа. Часовня Крещения В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Антонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) — гробница понтифика Иннокентия VIII. Центр Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело. В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино. Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом — Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь. Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан. Купол Купол Собора Святого Петра представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота — 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 м, внутренний диаметр — 41,5 м, общий вес — 14 тысяч тонн!
Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана. Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся Пантеоном и Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции. Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости.
Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба. В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара. Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной. Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров. Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi). Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Могила Святого Петра В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема. Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI. Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro) Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике. Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет, начав строительство в 1656 году. Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору. С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей! На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
По легенде на вершине обелиска хранился прах Юлия Цезаря, но, когда обелиск переносили в 16 веке, оказалось, что там ничего нет. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра. Этот материал, я аккуратно приватизировал у https://italy4.me/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html
Интересненькое-прикольное место находится в конце (может начале) площади св. Петра. Граница! Долго, конечно можно искать, где линия разграничения Италии и государства Ватикан. В этот раз я искать не стал, но вспомнил как в 2009 году перешагивал эту линию туда-сюда…туда-сюда… туда-сюда… Ну, типа я тыщу раз был в Италии и тыщу раз в Ватикане…
Когда всё же выходишь из Ватикана, — сразу попадаешь на площадь… или улицу Виа делла Кончиалиационе
улица примирения … (Виа делла Кончиалиационе) …
Виа делла Кончилиационе – широкий бульвар, ведущий от собора Святого Петра к набережной Тибра.
Название это длинной улицы дословно переводится как «улица примирения». Еще со времен итальянского ренессанса существовали «открытый» и «закрытый» планы строительства основной дороги к храму Святого Петра. «Открытый» представлял собой клиновидный бульвар, широкий возле базилики Святого Петра и сужающийся к набережной Тибра. Другая схема, представленная архитекторами, представляет собой «закрытый» план, который состоял бы из двух дорог, выгибающихся наружу в эллипсе, с Тибром и Площадью в противоположных концах. Главный Министр Бенито Муссолини возродил идею грандиозной магистрали, соединяющей Ватикан с сердцем Итальянской столицы. «Путь примирения» был разработан в 1936 году архитектором и градостроителем Марчелло Пьяцентини и архитектором Аттилио Спацарелли, в результате Лютеранского пакта 11 февраля 1929, который подтвердил примирение между итальянским государством и Святым Престолом.
Строительство грандиозного бульвара требовало сноса целого района Спина ди Борго. В результате до 600000 м ³ зданий были сметены, в том числе четыре церкви и исторических дворца, и заново отстроены на новой дороге.
Естественно, не могли отказаться от соблазна зайти в красиво стоящую перед нами церковь…
церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина …
Санта-Мария-ин-Траспонтина – церковь в Риме, принадлежащая монашескому ордену кармелитов.
Она была возведена в 1566 году, история места ее возведения довольно интересная: церковь расположена на месте древнеримской пирамиды, которую в Средние века считали гробницей Ромула. При Александре Борджиа * втором Папе римском из испанского рода Борджа* пирамиду снесли. Её изображение можно видеть на бронзовых дверях портала базилики св. Петра и триптихоне Джотто в Пинакотеке Ватикана. На этом месте вблизи замка Святого Ангела была воздвигнута первая церковь канониров, разрушенная в 1527 году, чтобы расширить линию пушечного обстрела из замка. После была воздвигнута церковь, которую мы видим сегодня. Ее купол построен очень низким, для того чтобы предотвратить очередное разрушение из-за обстрела. Церковь имеет четыре часовни с каждой стороны нефа, интерьер которых украшен фресками различных мастеров. Внутреннее убранство и алтарное изображение начала XVII века, главный алтарь (1674 г.) работы архитектора Карло Фонтана(1638 -1714). Один из алтарей церкви посвящен покровительнице артиллерии св. Барбаре и украшен военными мотивами (ядра и пушки). У алтаря одной из капелл стоят две колоны, к которым по легенде были привязаны Петр и Павел прежде чем подверглись мученичеству. Здесь также находятся статуи XVII века работы Alessandro Rondoni, Giacomo Antonio Lavaggi, Vincenzo Felici и Michel Maille, византийская икона Богородицы, терракотовая скульптура Мадонны с Христом в руках.
Мы просто гуляли… Солнышко уже стало помахивать ручонками прощание, и мы приняли простое решение сделать небольшой круг через замок Ангела… через мост Святого Ангела с огибанием по другой стороне Тибра по набережной до моста Виктора Эммануила II. Далее уже пешочком до отеля.
Замок св. Ангела …
Замок Святого Ангела — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана, иногда называемый Печальный Замок, представляет собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра. Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Когда-то замок считался самым высоким зданием в Риме.
После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции.
Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.
Император Адриан начал строить крепость в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. После смерти Адриана завершил строительство в 139 г. его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером. В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму.
С наступлением тяжёлых времён мавзолей постоянно укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с мощными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела.
В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок. Этот скрытый ход папа Александр VI использовал для бегства при нападении на Рим войск короля Франции Карла VIII в 1494 г., а в 1527 г. по этому коридору папе Клименту VII удалось бежать из Ватикана после захвата города многонациональными войсками императора Карла V.
В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён. За всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег из замка.
Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично. В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились.
Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий сегодняшнему вид. В зале Правосудия в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Мост Святого Ангела …
Мост Святого Ангела — пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия».
В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; погибло множество пилигримов.
C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла, к которым с подачи Бернини впоследствии добавилось ещё десять статуй ангелов.
Для любознаек и шипко талантливых в архитектуре описываю то, что нарыл в общедоступном тырнете: Угловые скульптуры. Ангел с копьем (Доменико Гуиди); Ангел со св. губкой (Антонио Джоргетти); св. Павел (Паоло Романо, 1463); св. Петр (Лоренцетто, 1530) Скульптуры на мосту. Ангел с надписью (Джулио Картари); Ангел с крестом (Эркуль Феррата); Ангел с колонной (Антонио Раджи); Ангел с вуалью Вероники (Косимо Фанцелли); Ангел с покровом с кубиками (Паоло Налдини); Ангел с короной из шипов (Паоло Налдини); Ангел с гвоздями (Джироламо Люценти); Ангел с хлыстами (Лаззаро Морелли)
Мост Виктора Эммануила II
Мост Виктора Эммануила II — мост через реку Тибр, построенный по проекту, разработанному в 1886 архитектором Эннио Де Росси. Мост строился около четверти века. Строительные работы затягивались, сроки сдачи неоднократно переносились, и мост был открыт только 5 июня 1911 года. Мост, названный в честь императора Виктора Эммануила II, соединил исторический центр Рима с Ватиканом. Он заменил собой несколько древних мостов, которые уже были разрушены до того времени.
Непосредственно возле моста сохранились фрагменты древнего моста Нерона. Каменный трехарочный мост имеет общую длину 108 метров. Оба его края украшают установленные на высокие постаменты большие бронзовые скульптуры крылатой Виктории и над каждым из причалов — массивными аллегорическими скульптурными группами травертина.
Уже полностью солнышко скрылось за горизонтом … чтобы не повторяться, пошли не по центральной площади «примирения», а свернули и прошлись по ул.Borgo Santo Spirito… на которой увидели церковь Church Holy Spirit in Sassi. Естественно, она была закрыта. …
Опять прошлись около площади св.Петра и уже около «дома» присели на улице в ресторанчике «Ristrot San Pietro».
Пицца …
Пицца — это один из символов Италии и самое распространенное итальянское блюдо на свете. Ну и, конечно, самое вкусное! Да и кто не удержится попробовать настоящую итальянскую пиццу, побывав в этой солнечной стране. Традиционно считается, что родиной пиццы является Неаполь, но истоки ее мы найдем далеко отсюда. Еще 6000 лет назад в Египте начали производить хлеб, сперва начали готовить лепешки из муки и воды, со временем заметили, что иногда приготовленное тесто начинало расти и расширяться, так были открыты дрожжи. Дальше дело за малым: была изобретена печка, она имела конусовидную форму, лепешки клали на стенки снаружи, и когда они падали, то считались готовыми с этой стороны, готовили сначала с одной стороны, затем с другой, и прошло еще несколько столетий прежде чем печку стали использовать изнутри. Подобные лепешки встречаются во многих древних культурах: греческой, римской, азиатской. Всем известны и пита, и лаваш, и тортильи, и наан, и мацца. Первое же упоминание о пицце встречается в 997 году, в Гаете возле Рима был найден договор аренды мельницы, по которому крестьянин обязался в рождество и пасху дарить 12 пицц. Происходит же слово от латинского pinsa (давленный – давить).
Но появление настоящей пиццы связано с двумя событиями: появлением сарацинов в средние века и открытием Америки в 1492. Именно сарацины дали в качестве контрибуции 100 буйволов, из молока которых впервые была создана моцарелла. Ну а с открытием Америки связано появление помидоров, привезенных в Европу от ацтеков. Но сначала их считали ядовитыми и только в 17 веке помидоры начали использовать в кухне в том числе и для приготовления лепешок в Неаполе. Кстати само слово “помидор” тоже итальянское, первые томаты были желтого цвето, за что их и прозвали “золотыми яблоками” (pomo d’oro). И вот эти уже настоящие пиццы продавали в Неаполе для бедняков прямо на улице, появилась даже профессия пиццайоло. Одной из таких лавок была, открытая в 1738 году Port’Alba, именно ее предприимчивый владелец превращает в 1830 году в первую на свете пиццерию Port’Alba, действующую по сей день. Пиццу здесь готовили на дровах в печке отделанной кирпичом, и по сей день считается, что это идеальный способ приготовления этого блюда. Здесь собирались писатели и художники, и вести о пицце распространялись по всей Европе, даже сам Александр Дюма о ней писал. Не остается равнодушной к новому блюду и сама королева Италии Маргарита Савойская, она во время своего летнего пребывания с мужем в Неаполе, приглашает во дворец лучшего пиццайоло того времени Рафаэля Эспозито.
Он представил для нее три вида пиццы: Brabdi… -с топленым свиным жиром, сыром и базиликом …-с помидорами, чесноком и оригано (marinara) …-с помидорами, моцареллой и базиликом. Последняя так понравилась королеве как вкусом, так и тем что имела цвета флага Италии, что пиццайоло дал ей имя королевы – пицца Маргарита! Стоит ли говорить, что продажи этой пиццы пошли на ура, ну а Рафаэль Эспозито получил лавры изобретателя, хотя в Неаполе готовили эту пиццу уже веком ранее. Сегодня эти два вида пиццы (Margarita и Marinara) охраняются даже европейскими законами. Сегодня существует огромное количество рецептов и видов пиццы даже в самой Италии: римская, неаполитанская, кольцоне, фокачча, ал тальо и алла палла. Но вне сомнения классической на протяжении десятилетий остается пицца Маргарита, созданная по неаполитанской традиции: на дрожжах, вручную без использования скалки и других приборов, в кирпичной печке при температуре 485 градусов, и готовят ее не более 90 секунд. Римская же пицца, в отличие от мягкой и воздушной неаполитанской, тонкая и хрустящая, но также по старой традиции готовят ее в печке, но уже при более низкой температуре. В Риме же изобрели новый вид пиццы – pinsa romana. Готовят по античному римскому рецепту. Как в Древнем Риме крестьяне использовали бедные злаки (пшено, ячмень, полба, овес), так же и сейчас римляне вернулись к античному рецепту. Пинса романа мягче, диетичнее и лучше усваивается, поэтому побывав в Риме, стоит попробовать этот деликатес.
Мы же заказали уже по привычке «четыре сыра». И салат… Увы, — даже не буду пытаться описать состояние, в котором мы пребывали… Тончайшее тесто… вкуснейшие сыры… прямо из печки… Да и салат был просто неземной. Скажу одним словом – и салат… и пицца … — это что-то Божественное! … не земное !!!…
На этой хорошей ноте… и закончился этот день …