… увертюра …
Вот и наступил наш последний день пребывания во Франции. Чемоданы были собраны ещё вчерася вечером. По ноутбуку… по Скайпу… позвонили Алексею (это наш постоянный «шофёр» отвозящий до и от аэропортов) и назначили время прибытия. Вылет из Шарль де Голля у нас в 18-35… до Швейцарского Цюриха. Пересадка в размере 1 часа 5 минут … и прилёт в Домодедово уже на следующий день в 2 часа 10 минут ночи.
Теоретически времени до вылета полно. Его бы хватило на полный «рабочий» экскурсионный день…. Но, ведь мы до этого уже 10 дней в бешенном ритме осматривали не только «крутые» достопримечательности, но и мелкие закоулки Парижа, Британи и Нормандии. Хотелось хоть в последний «чемоданный» день немножко отдохнуть. Хотелось….
Но, надо знать мою Супругу. У неё жизненный принцип измотать меня до последней капли оставшихся сил… …День получился «по-полной программе».
Немножко хочется описать номер в отеле Saint Pierre на 4 ул. Эколь де Медсен.
Отель всего 2 с плюсом звезды. Вроде «ниже некуда». Но, как я уже писал в первых записях — в центре Парижа все дома старинные. Максимум начала 19 века. Лестничные пролёты очень узкие. Лифтовые шахты не строили… Ну, вы поняли. … Даже с перестройкой, перепланировкой,… заменой деревянных полов… установкой (если это возможно) лифтовых шахт…. — площадь дома ведь не увеличишь. И поэтому на 95% все отели не превышают 3-х звёзд. А разнице в цене с отличием всего в 1 звёздочку — огромная. И тут вопрос встаёт ребром — или платить «бешенные» деньги … или брать отель очень далеко от центра.
У нас номер — 12 bis. Ира молодец — заказала официальный номер для курящих. (может эта добавочка «bis» и означает, что для курящих). … Можно доехать до «нашего» 2-го этажа (у французов это только первый) на вот таком очень-очень узком лифте. Умещает «втиснувшись по-полной» двух человек и двух чемоданов (один на другой)… и если только «не дышать»! Можно и по «винтовой». Ступеньки удобные — не высокие. Коридорчик около входных дверей в номера для людей из Освенцима или французских фотомоделей…
Жаль, что тогда не было у меня широкоугольника. Не могу показать наш очень узенький номер. Узкую кроватку. Маленький шкафчик для одежды. Столик — вроде обеденный, а вроде…. для ноутбука… ведь больше на него ничего не положишь… Зато Wi-Fi работал очень даже шустро. Пароль на него дают на рецепшен..
… то-ли это минус… то-ли это плюс… Но, двери в туалетную комнату — прозрачные. С одной стороны — как то не удобно публично «делать дела» на «публику»… а с другой стороны — будут пресечены попытки не экономной растраты туалетной бумаги……. Широкие подоконники и отличные открывающиеся окна. Можно присесть на подоконник и спокойно в окошко покурить….
Расстояние улицы между отелем и филиалом Сорбонны всего метров 5. Проехать может только одна машинка и одна человеческая задница (боюсь вторая уже не поместится…). Каждое утро мы рассматривали такой вид из нашего окошечка…налево и направо…
… отошли от отеля сотню метров и нам впервые встретился очень дружелюбный французский Бомж. Есть у них (бомжей) национальная бомжатская особенность — обязательно клянчить милостыню с собачкой. А так как мы были не очень расположены к отдаче евриков — нам и послали личное душевное приветствие!
… ещё одна сотня шагов и с нами попрощались голова и и мозги … Почти каждый день нашего путешествия мы с ними «встречались»…
Opera Garnier…
Решили не пешком … решили доехать до вокзалов и их осмотреть… Но, 21 автобус нас высадил у Opera Garnier. Ира что-то «перемудрила». Opera так Opera!
Это и будет нашим первым объектом сегодняшнего дня, хотя у этого Opera Garnier мы в первую поездку были ежедневно…
Вид конечно, — потрясающий !
Одноимённая площадь — Opera…
красивые дома на множество (замучился считать сколько улиц «уходит» с этой площади) улиц и проспектов …
… и вид на Оперу с боковой стороны…
… пока шли к Вандомской площади Супруга продолжала снимать красивые домики, улицы, кафешки и …. и вообще всё, что попадалось на её орлиный взор …
… в принципе — весь Париж натыкан подобными кафешками и ресторанчиками…
Вандомская площадь (Place Vendôme)…
Восьмиугольная Вандомская площадь расположена в 1-ом округе Парижа в начале улицы Рю-де ля Пэ (Rue de la Paix), к северу от Сада Тюильри и к востоку от церкви Святой Мадлен.. Вандомская площадь — это шик и красота. Ее украшают вывески бутиков люксовых брендов и дорогих отелей, среди которых — Ритц, в котором жили Шанель, Хемингуэй и Леди Ди. Здесь же находится министерство юстиции.
Площадь начали сооружать в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь «короля-Солнце» Людовика XIV. Здания, окружающие площадь, построены в стиле классицизма. Их ансамбль был закончен только в 1720 году. Дело в том, что Людовик XIV тратил множество средств на постройку Версаля. Параллельно Франция вела множество войн, что требовало огромных сумм на содержание армии. Денег на строительство Вандомской площади у «короля-Солнце» постоянно не хватало, поэтому долго время вокруг статуи стояли только фасады домов, за которыми ничего не было. В центре площадь была украшена конной статуей Людовика XIV, которая была разрушена в ходе революции. Названа в честь дворца Сезара де Вандома (внебрачного сына Генриха IV Великого), который ранее располагался на месте площади. Первоначально площадь, на которую выходила только одна улица, была тихим аристократическим районом (за исключением дней, когда проводилась ежегодная ярмарка). Затем Наполеон проложил улицу Рю-де ла Пэ, и в XX веке Вандомская площадь стала местом с интенсивным движением транспорта.
Вандомская колонна создали по образцу Троянской колонны. Ее высота 44 метра, облицовку из 425 спиральных бронзовых барельефов отлили из орудий, захваченных у объединенных армий англичан и русских после битвы при Аустерлице. Барельефы были созданы скульптором Пьером-Ноласком Бержером. На колонну поместили изваяние увенчанного лавровым венком Наполеона, держащего меч в правой руке и земной шар со статуей Победы в левой. После Реставрации Бурбонов изваяние сбросили и расплавили, а из полученной бронзы заново отлили конную статую Генриха IV, установленную на мосту Пон Нёф. Однако позже король Луи-Филипп распорядился водрузить на колонну новую статую Наполеона в современной одежде (треуголке, ботинках и рединготе), более величественную, по мнению короля. 12 апреля 1871 года правительство разрешило демонтировать имперский символ. Колонну разрушили 8 мая, сохранив бронзовые пластины с барельефами. Под давлением Адольфа Тьера Парижская Коммуна приняла решение восстановить колонну со статуей Наполеона. Густава Курбе, инициировавшего снос монумента, обязали оплатить часть расходов. Неспособный заплатить Курбе уехал в добровольную ссылку в Швейцарию.
… продолжаем движение среди массы дорогущих магазинчиков и бутиков…
Сад Тюильри (Tuileries Garden)…
… «добросовестный» читатель уже заметил, что этот Сад у нас с Супругой — самый популярный. В нём без лишней скромности мы побывали даже больше, чем мульён-тыща-сто раз. В «старых» записях ещё 2008 года… да и в этой поездке много описал исторических сведений о нём. Сейчас лишь немножко повторюсь и добавлю что нарыл ещё в инете……..С южной стороны Сада Тюильри протекает река Сена. Основные аллеи Сада расходятся в разные стороны света. Несколько веков назад с Садом соседствовал дворец Тюильри, но он был разрушен во времена Парижской коммуны.
В наши дни сад Тюильри — один из самых больших регулярных или «французских» парков Парижа, что означает строгую геометрию в очертаниях аллей и мест посадки деревьев. Этот стиль парков преобладал в XVII веке, так люди с помощью архитектурного замысла подчеркивали власть человека над природой.
В XV веке место сада Тюильри находилось за стенами Луврской крепости, это была окраина Парижа. На этой окраине свалка соседствовала с местом добычи глины для производства черепицы. Черепица по-французски называется «тюиль» (tuile), от этого слова произошло название Тюильри. Есть и более романтичная, но менее правдоподобная версия о том, что название Тюильри произошло от слова «тюльпан». Первый парк на этом месте возник в 1564 году по решению Екатерины Медичи, которой хотелось иметь новый дворец, окруженный садом для прогулок. Парк был разбит в итальянском стиле, «квадратами».
Площадь парка 25,5 гектаров. Длина — 920 м. Ширина — 325 м. Количество растений — более 3000, из них 1800 деревьев. Екатерина Медичи, вступив в брак с будущим королем Генрихом II Валуа, быстро обзавелась зловещей репутацией. Она умело расправлялась с теми, кто ей мешал, ловко используя яды. Поэтому, когда Екатерина повелела заложить парк вокруг замка, многие заподозрили, что отравительница планирует выращивать ядовитые растения на грядках под окном.
Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли. Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра. В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе». Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков. В саду Тюильри постоянно проводится множество мероприятий. Достаточно сказать, что первая автовыставка — прообраз Парижского автосалона — состоялась в саду Тюильри еще в июне 1898 года.
Вот и нам «повезло». На одной из аллей увидели посередине вот такую Арт машину…
Площадь парка 25,5 гектаров. Длина — 920 м. Ширина — 325 м. Количество растений — более 3000, из них 1800 деревьев. Екатерина Медичи, вступив в брак с будущим королем Генрихом II Валуа, быстро обзавелась зловещей репутацией. Она умело расправлялась с теми, кто ей мешал, ловко используя яды. Поэтому, когда Екатерина повелела заложить парк вокруг замка, многие заподозрили, что отравительница планирует выращивать ядовитые растения на грядках под окном.
Обновленный парк стал доступен публике и приобрел огромную популярность. Кроме аттракционов и уютных павильонов, посетителей поражала невиданная в XVII веке роскошь — общественные туалеты. В 1871 году Сад пострадал: революционеры уничтожили дворец Тюильри, а также часть построек в парке. Новое правительство парк не жаловало, ведь в свое время Наполеон избрал Тюильри своей резиденцией. Постепенно Сад Тюильри терял популярность и в результате пришел в полное запустение. Его возрождение началось только в конце XX века, с началом масштабной реконструкции Лувра.
Художники, отдыхавшие в прекрасном парке, вдохновлялись его красотой и сохраняли его образ на своих полотнах. Одно из самых известных изображений сада Тюильри — картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», на которой среди пышных природных красот запечатлен сам автор и около 2 десятков его известных современников. Среди них поэт Бодлер, композитор Оффенбах, критик Готье и прочие. Александр Дюма упоминал сад Тюильри в своем романе «Три мушкетера». Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.
Мост Руаяль (Pont Royal)…
… вышли на мост Руаяль – один их трёх старейших парижских мостов (первые два – Пон-Нёф и Мари). Он ведёт к улице Бак на левом берегу. Название улицы напоминает о том, что когда-то, ещё в XVI веке, с этого места отходил паром, перевозивший каменные блоки для строительства дворца Тюильри (bac по-французски и означает «паром»). Паром ходил восемьдесят два года, но в 1632 году появился мост – финансист Барбье его заказал, а местный предприниматель Пиду построил. Деревянный мост был красного цвета, поэтому его называли Пон-Руж, хотя официально он именовался Пон-Сен-Анн (в знак уважения к Анне Австрийской).
С мостом всё время что-то происходило. Сначала его отремонтировали, потом полностью перестроили, после чего он горел, тонул, его снова реконструировали, подпирали, и, наконец, восемь арок из пятнадцати унесло наводнением в 1684 году. Мадам де Севиньи в своих знаменитых письмах особо отмечала последний случай, после которого было решено построить каменный мост. Строительство полностью финансировал Людовик XIV, он же весьма логично дал мосту, соединявшему левый берег с дворцом Тюильри, новое название – Руаяль, то есть Королевский. Мост спокойно просуществовал столетие, горожане любили проводить на нём уличные праздники.
Во время Французской революции название быстро сменили – мост стал Национальным, что тоже вполне логично. Именно здесь 13 вандемьера (5 октября) 1795 года Наполеон поставил пушки, чтобы защищать от вооружённых роялистов Национальный Конвент и комитет общественной безопасности, располагавшиеся во дворце Тюильри. Это был переломный момент в жизни Наполеона. Командующий войсками Конвента Баррас предложил молодому генералу руководить операцией по подавлению мятежа, и после некоторых колебаний тот согласился. Наполеон приказал доставить сорок пушек и занял ими подступы к Конвенту. Против артиллерийского огня мятежники ничего не смогли сделать, хотя и попытались пробиться с левого берега по Национальному мосту и захватить орудия, стоявшие как раз возле него. Так были обеспечены безопасность Конвента и карьера Наполеона, решено будущее Европы. Впоследствии Наполеон дал мосту ещё одно название – Тюильри, а в 1814 году Людовик XVIII вернул ему королевское имя. Сейчас этот пятиарочный мощёный мост простого и строгого вида входит в число исторических памятников Парижа.
…прогулялись по набережной уже по левой стороне Сены… тут уже попались нашему взору массовая парковка Парижских городских велосипедов и один из самых узких домов Парижа. Я бы назвал этот дом «затычкой» между двумя «серьёзными» домами… но, дверь и окно, — говорят, что это «нормальный» дом…
Мост Каррузель (Pont du Carrousel)…
… так тихонечко по набережной мы дошли до моста Каррузель. На противоположном берегу красуется величественный Лувр.
Переправу напротив арки Каррузель строили по королевскому указу Луи-Филиппа I от 1831 года. Строительство было поручено инженеру Антуану-Реми Полонсо, человеку, склонному к инновациям и продуманному риску. В то время большинство парижских мостов были висячими, но он поставил арочный, при этом использовал относительно новый материал – чугун в сочетании с древесиной. Опоры конструкции украшали крупные чугунные кольца, которые парижане сразу стали иронически называть кольцами для салфеток. На каждом углу моста на высоких постаментах располагались каменные аллегорические скульптуры в классическом стиле работы Людовика Петито – женские фигуры, изображающие Промышленность, Изобилие, Париж и Сену.
В 1883 год мост закрывали на полгода, чтобы обновить деревянные элементы. Уже тогда специалисты рекомендовали заменить их железными, но сделали это только в 1906 году, использовав железобетон. Несмотря на реставрацию, мост, слишком узкий и слишком низкий, устарел для двадцатого века. Было решено построить новый, слегка передвинув его.
Инженеры Анри Ланж и Жак Моран, разрабатывавшие проект, стремились сохранить силуэт старого моста, уже привычный горожанам. Кроме того, они отказались от применения металла из-за непосредственной близости старинных сооружений – Лувра, Пон-Нёф и Пон-Руаяль. Таким образом, трёхарочный мост Каррузель, ведущий прямо в ворота Лувра, не выглядит современным. Хоть и железобетонный, он облицован камнем, а при въездах на него всё так же стоят на своих постаментах бережно сохранённые Промышленность, Изобилие, Париж и Сена.
… далее шли опять-таки по набережной. Слева остался мост Каррузель … справа мост Искусств (Pont des Arts) …
… на набережной … перед Институтом Франции установлена статуя. Долго рылся в инете пока не нашёл в честь чего\кого она установлена. Оказалось: (не редактировал. текст оригинальный) Республика — монументальная статуя работы Жана-Франсуа Суату (1824 — 1891). Это первое представительство Республики, проведенное в 1848 году по заказу французского правительства. Падение республики в конце 1851 года ставит под угрозу его установку, и статуя убирается. Город Париж приобрел эту работу в 1879 году и имплантировал ее перед Институтом 24 февраля 1880 года. В 1962 году она снова была депонирована, а затем отреставрирована и размещена на ее нынешнем месте 23 сентября 1992 года по случаю двухсотлетия. провозглашения Первой республики. Произведение возведено в восточной части набережной Малакэ в Париже (6-й округ) на платформе (площадь Махмуда Дарвича) на выходе с улицы Сены, рядом с Институтом Франции. Это каменная статуя. Он представляет собой аллегорию Республики в образе женщины в тоге, ее голова окружена триумфальной короной из дубовых ветвей, закрытой звездой. В правой руке она держит меч, а левая рука лежит на связке ликторов. У его ног улей символизирует работу. Статуя покоится на каменном постаменте, на котором выгравирована надпись, в которой упоминается ее название, автор и краткое изложение обстоятельств ее создания и установки.
… взглянув на набережную, где шла торговля книгами, мы свернули на «материк» и пред нами вырос Институт Франции…
уже за институтом … в сквере Square Gabriel Pierné возвели памятник Вольтеру … свернули опять к набережной …
… стоит эта гордая статуя французского философа и математика, маркиза де Кондосе (1743-1794) (Statue de Condorcet)
… за Институтом по уже очень…очень узким улочкам\переулкам. Встречались ресторанные столики прямо в арках домов…. Попался и очень красивый ресторанчик инкрустированный резьбой на дереве…
… вышли на более широкие улицы…
Статуя Дантона (Statue de Danton)
Когда-то в XVIII веке на одной из улиц Парижа проживал известный политический деятель, революционер и реформатор. Сегодня на этом месте установлен памятник этому великому французу — Жорж-Жану Дантону. Скульптура Жорж-Жана стоит на площади Сен-Жермен. На этом месте в XVIII веке находился его дом, из которого революционера забрали и повезли на казнь в 1794 году. Вскоре здание снесли для того, чтобы проложить здесь современный бульвар. Спустя почти 100 лет, прошедших со дня восхождения Дантона на эшафот, городской совет Парижа в полном составе принял решение отдать дань памяти политику, создав памятник. Открытие монумента также посвящалось столетию, прошедшему со дня свершения Великой французской революции. Жорж-Жан родился в семье успешного адвоката и собирался связать свою будущую жизнь с юриспруденцией. С монастырским образованием и 25 монетами в кармане будущий революционер отправился покорять Париж. Несмотря на громогласность, своенравный характер и непривлекательную внешность, он быстро заводил друзей, потому что отличался отменным чувством юмора, интеллектом и харизмой. Дантон стал прародителем новой Франции – заплатил высокую цену за свершение в 1792 Великой французской революции. Соотечественники запомнили его мужественным, непреклонным перед трудностями, страстно любящим свою родину и желающим для нее и своего народа лучшего будущего.
…голод не тётка! … пришлось зайти в Моноприкс и отовариться кучей свежеиспечённых круассанов и литровой бутылкой молока…
… где перекусить? … этот вопрос решился мгновенно. В скверике перед музеем Средневековья! …
Красивый вид музея только добавляет аппетит…
…даже в этом небольшом скверике Square Paul Painlevé стоят небольшие памятники…
Сытые… довольные… вроде бы пора садиться на чемоданы… Но! Но, Ирочка ещё не выполнила план на 108%… Мы ещё не посетили …. об этом позже. А, пока мы проходим мой любимый Пантеон…
… Дворик Коллеж де Франс — старейшего бесплатного образовательного заведения, основанного Франциском I. Король оплачивал работу профессоров, которые преподавали всем желающим. Рядышком с Пантеоном и Сорбонной.
И вот мы пришли к выполнению плана в 108%…
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont)
Характерная особенность этого храма — оригинальный фасад, представляющий собой наслоение нескольких художественных стилей, сменившихся за период продолжительных работ по его возведению, с 1492 по 1622 годы. Фасад построен классическим способом, он состоит из трех фронтонов, поставленных один на другой. Но при взгляде на эту церковь создается ощущение, что каждый из стилей приложил «руку» к оформлению ее фасада: здесь прослеживаются черты лаконизма и строгой симметрии ренессанса, тяжеловесной вычурности барокко, простой и возвышенной готики. Центральный вход в храм оформлен классическим фронтоном, рядом коринфских пилястр, барельефными медальонами с сюжетами из античной жизни и нишами, в которых поместились статуи святых. Следующий уровень фасада, логически продолжая нижний, в то же время наполнен архитектурными элементами, присущими барочным сооружениям, — это скругленный фронтон, аттики с глухими окнами, круглые окна, и общий принцип «перетекания» форм. Завершает эту композицию готическая крыша с окном-розеткой, которая как будто старается еще больше возвысить, визуально вытянуть вверх всю архитектурную конструкцию.
Но самый необычный элемент интерьера церкви, делающий ее неповторимой в своем роде, — это амвон, место в христианском храме, с которого традиционно произносятся проповеди или читаются главы Священного писания. В большинстве церквей это совсем небольшое возвышение перед алтарем, куда ведут ступеньки. Здесь же амвон устроен в виде поперечного балкона, приподнятого на уровень второго этажа, отделяющего неф и хоры. Он создан предположительно в 1521-1545 годы, и его автором считается Филибер Делорм, известнейший французский архитектор эпохи Возрождения.
Продолжением изящного амвона являются винтовые лестницы, идущие с двух сторон и придающие всему помещению эффект постоянного движения. Изящные каменные «кружева» перил лестниц повторяют рисунок бортиков балкона, а устроенные по обеим сторонам балкона входы в другие помещения храма, выполнены в лучших традициях Ренессанса. Главной реликвией церкви Сент-Этьен-дю-Мон считается гробница, в которой хранится рака с сохранившимися после Французской революции мощами покровительницы Парижа Святой Женевьевы. История повествует о том, что именно она в далеком 451 году защитила город от нашествия гуннов и их жестокого предводителя Аттилы. Внутри галереи, окружающей хоры, недалеко от пилонов капеллы Пресвятой Девы Марии, расположены гробницы почитаемых жителей Парижа – Блеза Паскаля и Жана Расина, а в часовенке, слева от входа, установлены их бюсты. Еще одним важным историческим свидетельством, расположенным у главного нефа храма, является плита, указывающая на то место, где в середине XIX века отлученный от церкви священник Жан Верже, не принявший догмат о непорочном зачатии Девы Марии, убил архиепископа Парижа Сибура. Установленный в храме большой богато украшенный орган, выполненный мастерами XVII века, привлекает не только прихожан церкви, но и поклонников живой музыки и хорового пения.
Церковь, оказалась, — действительно обалденной! Буквально всё в ней. И не меньший эффект произвёл на меня орган. Он играл!… Шикарная органная музыка… Присели… Присели и слушали. … Наслаждались… и заодно просто отдыхали…
… когда вышли … уже пости напрямую двинулись к отелю за чемоданами…
… через Сорбонну…
Сорбонна – университет Парижа (La Sorbonne)
Сорбонна – сердце Парижского университета. Это студенческий город со свойственными ему нравами, с одной стороны, и внушительный исторический памятник, архитектурная доминанта Латинского квартала, с другой. В тонком сочетании этих качеств и кроется интерес прогулок вокруг Сорбонны. Почти вся культурная и научная жизнь средневековой Европы вращались вокруг религии. Не стала исключением и Сорбонна. В 1257 году она была основана как богословский коллеж Робером де Сорбоном, духовником короля Людовика IX Святого. От отца-основателя коллеж и получил свое название. Учебное заведение пользовалось большим авторитетом в Европе и служило авторитетной инстанцией в религиозных вопросах на стороне католичества, разумеется. В 1553 протестантам удалось ненадолго “прорваться” к управлению колледжем с помощью короля, но не прошло и года, как они были изгнаны. Постепенно Сорбонной был поглощен теологический факультет Парижского университета, а к 17 веку название коллежа распространилось уже на весь университет.
В это время Сорбонна процветала. Под покровительством Ришелье строится, в частности, знаменитая церковь Святой Урсулы, поныне занимающая центральное место в университетском ансамбле. После Французской революции богословский коллеж оказался закрыт. Финальный удар по старой Сорбонне нанес Наполеон Бонапарт. Он отдал здания под нужды других подразделений Парижского университета. В наши дни Сорбонна представляет собой уникальный комплекс из 13 университетов: 4 из них находятся непосредственно в Латинском квартале, остальные рассредоточены по Парижу и пригородам. В исторических зданиях находится ректорат, университетская канцелярия, Практическая школа высших исследований, Национальная школа хартий, амфитеатр для торжественных собраний и обширная библиотека, насчитывающая миллионы томов, в том числе, многие редкие, старые издания.
В Сорбонне сохранилось множество средневековых традиций, принципов, ритуалов, связанных как с учебным процессом, так и жизнью студентов вне лекционных залов. Эти традиции порождают редкое единство среди учащихся. Студенты современной Сорбонны были одними из самых активных зачинщиков и участников знаменитых событий мая 1968 года. Учеба здесь может быть увлекательной, хотя определенно будет непростой. Сохраняя традиции, здесь не забывают и о современных технологиях – они на высоком уровне. Примечательно, что обучение в университетах Сорбонны недорого не только по заграничным, но и по отечественным меркам. Дорого иностранному студенту оказывается жить в Париже все время учебы.
… и вот наступил наш последний пункт путешествия — отъезд домой в Москву… Забрали чемоданы из камеры хранения отеля… дошли (близко от отеля) до метро… Сели на электричку прямо до аэропорта…
… удобный переход в наш терминал по красивым переходам с «лесенками-чудесенками» без ступенек…
… и всё везде в стекле…
… я «балдел от этих лесенок-чудесенок» !
… дошли до нашего гейта… Сели и стали ждать наш самолёт до Цюриха… за окошком приземлились япошки… Скоро и наш должен подрулить…
Вылет в 18-35… Часовая пересадка в Цюрихе … и в Домодедово мы приземлимся глубокой ночью в 2 часа 10 минут.
Что написать в конце? Не повезло с погодой (половина дней были дождливыми). Но, это не повлияло на наши впечатления второй поездки во-Францию. Всё было прекрасно! Уверен, — это не последняя в эту страну поездка. Скорее всего следующим будет посещение Средиземноморских земель этой чудесной страны Сашки Дюма….