2012. ФРАНЦИЯ — I I (Париж: церковь Сен Жермен л’Оксерруа, Собор Святого Евстахия, мост Нёф и Сквер Вер-Галан, …). 13 октябрь. 8 день. 2 часть.

… увертюра …

… с дождиком нам сегодня, явно не повезло. Он постоянно издевался над нами. Мне честно говоря, уже стало надоедать постоянное одевание и снятие плаща…. так мы дошли до площади Побед.

Площадь Побед (Place des Victoires)…

 

Датой основания Площади Побед (Place des Victoires) считается 1686 год, когда страной правил Людовик XIV. После победы в Голландской войне, маршал Франсуа де ла Фейяд, решил не просто угодить правителю, а по-настоящему его удивить — он выкупил небольшой участок земли неподалеку от королевского дворца Пале-Рояль, снес все дома на выбранном месте и решил, что здесь непременно должна быть площадь в честь военных побед Людовика XIV. С момента основания площадь неоднократно меняла свой облик. К примеру, после Великой Французской революции, вместо статуи короля установили неприметную пирамиду; после, на площади возвышалась скульптура одного из военачальников эпохи Наполеона. Наконец, в XIX веке статуя победителя Людовика XIV была возвращена на законное место. C XVII века и по сегодняшний день к площади можно пройти по шести разным улицам. Самой панорамной считается улица ведущая от дворца Пале-Рояль. Претерпевшая изменения скульптура Людовика XIV находится в центре площади. Сегодня Людовик восседает на коне, а раньше скульптура находилась на постаменте, и одна нога опиралась на фигуры, символизирующие Англию, Швецию и Голландию. Интересно, что изображение монарха — некорректно. Если присмотреться к скульптуре, то лицо всадника немолодое, а тело вполне стройное. По факту, король-солнце в преклонных годах обладал тучной фигурой. Почему скульптор решил его изобразить в подтянутой форме — остается загадкой.

Несмотря на то, что скульптура выглядит иначе, улицы расширены, а практически все дома перестроены, на площади Побед сохранена главная идея архитектора площади — показать архитектуру Франции времен правления великого победителя.

… Проходим по улице 13 века. Улице Кокийер (Rue Coquillère) — названной в честь владельца одного из земельных участков на ней….   … за ремонтными щитами виднеется Торговая Биржа…

 

… оригинальные узкие дома напоминающие Нидерланды…

Церковь Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache)…

… церковь встретила нас солнышком!  … небо очистилось от тучек…

Церковь Сент-Эсташ— это церковь Святого Евстафия, которая находится в первом округе Парижа и располагается в непосредственной близости с бывшим Центральным рынком, а в наше время это центр называется Ле-Аль. Церковное здание считается одним из последних церквей в готическом стиле. Эта величественная церковь сочетает в себе ренессансные формы классических фасадов и архитектуру готики. История церкви начинается именно с часовни Агнесс, которая была построена здесь еще в далеком XIII веке. В 1233 году на месте этой часовни было решено построить церковь святого Евстахия, святые мощи которого покоятся с момента основания.

 

Так началась долгая история переустройства, строительства и восстановление после революций и пожаров. Некоторое время эта оригинальная церковь считалась обычной придворной церковью, поскольку она находилась всего в 300 метрах от знаменитого Лувра. Само рождение церкви связано с рынком, а, именно, в самом начале XIII века, один гражданин от самого короля получил право взимать всю подать у торговцев рыбой на местном рынке Ле-Аль. Некая часть «свалившегося» на мужчину богатства была пущена именно на строительство небольшой церквушки св. Агнессы. Далее храм расширялся совместно с паствой, и через некоторое время по неясной причине церковь св. Агнессы стала называться Сент-Эсташ. Евстафий был знаменитым римским военачальником, который принял христианство в результате чего был убит мученической смертью. Много сотен лет святого Евстафия чтили католики, но затем пришел Папа Павел VI, который в 1969 году перечитал житие святых, сразу, же переиздал календарь праздников, из которого сам Евстафий выпал с простой формулировкой «ахинея неправдоподобная».

  

В 1532 году церковь разрушили, дабы построить на ее месте новую, большую, которая вмещала бы в себе намного больше людей. Конечно же, за основу был взят Нотр-Дам. И можно заметить на старинных фотографиях, что у них действительно несколько схожи линии фундаментов. Но из-за отсутствия денег, церковь строилась более века, а за это время готика уже вышла из моды, а актуальной стала эпоха Возрождения. Так храм получился несколько эклектичным.

 

Церковь вовсе не могла рассчитывать на действительно центральное место Парижа, однако после переезда всего королевского двора в Лувр, данный храм стал самым ближним к центру. Соответственно, здешняя публика сразу же стала более респектабельной. К примеру, на службы сюда водили Людовика XIV, крестили и отпевали Мольера, отпевали мать Людовика Анну Австрийскую, здесь хоронили Кольбера.

 

Знаменитый орган Сент-Эсташ является по-истине самым крупным органом в Париже, да и во всей Франции, который по своим огромным размерам превосходит размер органов Сен-Сюльпис и собора Нотр-Дам. Этот орган насчитывает приблизительно 8000 труб. Современный вариант органа был смонтирован только в 1989 г, поскольку он, как впрочем, и сама церковь, также горел, а затем был восстановлен только в конце XVIII века. Также при монтаже использовали часть труб, которая осталась уцелевшей из старинного инструмента.

Парижские бездомные или клошары вполне уютно и безопасно чувствуют себя в центре самой оживленной авеню…

 

проходим здание Торговой биржи XVIII века – уже с другой стороны…

 

Церковь Оратории Лувра в Париже (Temple protestant de l’Oratoire du Louvre)…

 

20 января 1616-го года Пьер де Берюлль, отец французской Оратории, вместе с пятью компаньонами приобрел особняк Бушаж у герцогини де Гиз, рядом с Лувром. Там ораторианцы организовали свою первую молельню, которая была уже готова в мае 1616-го года. Успех ордена заставил Берюлля начатть скупать близлежащие дома для строительства церкви, план которой был разработан Клеманом Метезо к концу 1620-го. По постановлению королевского Совета незаконченная церковь была возведена в ранг королевской капеллы 17 июля 1624-го. К тому времени, южная часть церкви с трансептом были почти завершены. Но затем строительство снова остановилось, поскольку Берюлль смог купить лишь один дом на улице Сент-Онорэ. В 1627-м году второй дом был все-таки куплен, а король выделил 10 000 ливров. Стены поднялись до первого пролета нефа со стороны трансепта. Перпендикулярные нефу капеллы были закреплены за членами семей, близким к ораторианцам, их украсили Филипп де Шампень, Шарль Лё Брен и Симон Вуэ….В связи с поражением партии Набожных в 1630-м году во главе с Марией Медичи и хранителем печати Мишелем де Марийаком работы по строительству Оратории снова прервались, поскольку Берюлль также принадлежал к партии, враждебной королю и кардиналу. План Тюрго нам показывает незавершенную церковь в 1734-1739 годах. Но в связи со званием королевской капеллы, там читались надгробные проповеди и молитвы за упокой Людовика XIII, королев Анны Австрийской и Марии Терезии, канцлера Сегье, кардинала Ришелье. Примерно в 1730-м году генерал ордена отец Жан-Батист Сож решил закончить Ораторию. Работы были поручены архитектору Пьеру Какэ. Фасад, выходящий на улицу Сент-Онорэ, появился в 1744-1746 годах. В 1746-1748 годах работы велись и внутри по приданию соответствия старой и новой части церкви. В 1747-м году началось изготовления главного алтаря. В 1748-м году работы были закончены. Новая церковь освящена 12 июля 1750-го года архиепископом Санским. Во время революции оратория была разграблена.

Скорее к сожалению, — когда мы зашли в церковь там проходила служба Протестантов. Ведь в 1811 году Наполеон передал её им…. Так что мы только постояли немного у входа посмотрели… и ушли….

 

Топали-топали… и притопали на 4 ул. Амираль де Колиньи. По нашему пути справа оказалась «задница» Лувра…..

 

… с левой стороны цель нашей ходьбы…

Церковь Сен-Жермен-л’Оксеруа…

Церковь Сен-Жермен-л’Оксеруа (Église Saint-Germain-l’Auxerrois) – католическая церковь, расположенная в 1-м округе Парижа, на площади Лувр, напротив восточного фасада музея Лувр. С 1862 года она является историческим памятником Франции. Строительство здания началось в 12 веке и закончилось в 16. Стиль – готический. Помимо своей красоты и художественной ценности, сооружение было церковью французской королевской семьи, с тех пор, как династия Валуа поселилась во дворце Лувр.

 

Здесь похоронены многие художники, а также многие из министерства французского двора. Стоит вспомнить историю непопулярного министра Кончини, при Людовике XIII: люди потревожили его могилу через 24 часа после захоронения, разрезали на куски и сожгли тело, а затем продали пепел.

Фасад церкви, который мы видим сегодня, был создан в 1435-1439 годах. Именно тогда было добавлено окно-розетка и готический портик с пятью арками колонн. Под портиком, созданным Жаном Госселем, находятся три портала XIII века, наиболее ценным из которых является центральный.

Справа мы видим последовательность горгулий и готический фасад южного трансепта.

 

Рядом с трансептом стоит небольшая колокольня (XIII век) с четырехугольным планом. В апсиде установлены двойные контрфорсы. Слева находится резиденция 1-го округа, спроектированная Жаком Гитторфом. Между двумя сооружениями находится еще одна неоготическая колокольня с восьмиугольным планом, построенная между 1858 и 1863 годами Теодором Баллю.

Что касается интерьера церкви, то план представляет собой латинский крест с пятью нефами. Центральный неф соединен с трансептом через крест, а его клеристорио состоит из четырех огромных окон. Кроме того, этот неф составляет хор, который заканчивается многоугольной апсидой, окруженной двойным амбулаторным сооружением; здесь – оконные проемы и рифленые колонны в неоклассическом стиле, также, как и главный алтарь.

 

Внутри церкви можно полюбоваться настоящими произведениями искусства: полихромной деревянной статуей Сен-Жермен д’Оксер (XIII век); вставки мебели – королевская трибуна и кафедра – работы Франсуа Мерсье (1684); ворота хора (с 18 века); фламандский деревянный доссал (15 век), на котором вырезаны «Сцены из жизни Христа»; деревянный алтарь (XVI век), вырезанный и позолоченный с изображением Жития Богородицы.

  

Магазин Коров !!! …

 

… не могли мы ни как пройти магазинчика, на витрине которого были такие эксклюзивные… смешные… Коровы!

 

… на любой вкус бурёнки …… если бы не цены… за ручную работу — обязательно бы приобрели

Pont Neuf (Новый мост)

… самый старый из сохранившихся мостов Парижа. Решение о возведении моста было принято ещё Генрихом II Валуа, а Генрих III в мае 1578 г. заложил первый камень. Позднее работы были приостановлены на долгие годы и продолжились уже при Генрихе IV. Так как по доброй воле горожане не стремились жертвовать деньги на строительство, средства были изысканы таким образом: был введён налог на каждую ввозимую в Париж бочку вина и к 1607 г. мост был завершён.

Деталь карты Парижа 1615 г. (фото не моё. Стащил из общедоступного интернета)

До появления Нового моста переправа с одного берега Сены на другой представляла собой довольно нетривиальную задачу, поскольку в Париже существовало всего лишь четыре моста: мост Нотр-Дам и мост Менял соединяли правый берег и остров Сите, а Малый мост и мост Сен-Мишель — левый берег и остров Сите. Теперь Новый мост стал важнейшей городской артерией, связавшей одновременно и Сите, и оба берега.

 

Новый мост был новым во всех смыслах этого слова:  он был каменным, а не деревянным, и, следовательно, мог выдержать серьёзную нагрузку; он принципиально отличался от других тем, что на нём было запрещено строительство сооружений, в то время как многие другие мосты (вспомним тот же мост Менял) были плотно застроены домами и лавочками, что приводило к угрозе их обрушения; он был замощён и здесь впервые появились специальные приподнятые дорожки по обеим сторонам, предназначенные для пешеходов и торговцев, которые стали прообразом современных городских тротуаров; он был необычайно широким — 20 метров, т.е. гораздо шире, чем большинство городских улиц.

На таком просторном мосту с лёгкостью могли разъехаться четыре кареты. Разъехаться-то они, конечно, могли, да только это плохо получалось. Помимо карет, запряжённых лошадьми, участниками дорожного движения были: носилки, в которых перемещались богачи, крестьяне со своими повозками, всадники, пешеходы, куры, собаки, овцы и т.д. Отныне в Париже появились самые настоящие пробки, и чтобы не быть покалеченным, надо было передвигаться, широко раскрыв не только глаза, но и уши.

После гибели Генриха IV безутешная вдова Мария Медичи повелела поставить своему супругу памятник. Конная статуя, открытая 23 августа 1614 г. в центре моста, стала настолько известной, что горожане, назначая друг другу встречу, нередко говорили: «Встретимся у Бронзового короля».

 

Берега Сены, которые находились в непосредственной близости от Нового моста, облюбовали купальщики и любители принимать солнечные ванны. Позднее властям пришлось сделать отдельные купальни для мужчин и для женщин. Полиции приходилось регулярно пресекать хулиганские действия со стороны мужчин, пытавшихся проникнуть в дамские купальни, а в начале XVIII в. был издан специальный запрет, не дозволявший «мужчинам оставаться на песке возле Нового моста в обнажённом виде».

Но была и тёмная сторона моста… На Новом мосту поистине было раздолье ворам, шарлатанам, шулерам, грабителям и прочим душегубам всех мастей, которые, к слову, иногда выглядели как добропорядочные и обеспеченные горожане. Любой, кто зазевался, рисковал остаться без кошелька, золотой цепочки или часов, а доверчивые люди легко становились жертвами мошенников. Горе было одинокому всаднику или прохожему, который был вынужден ночью перебираться через мост. Здесь орудовали две шайки, имеющие благообразные названия «Братья Доброй Самаритянки» и «Рыцари Короткой Шпаги». Эти братья и рыцари без каких-либо колебаний лишали жизни любого путника. Своя жизнь кипела и под мостом, где обитали и «работали» девицы лёгкого поведения.

Буйным цветом расцвёл на Новом мосту своеобразный вид правонарушения — кража мужских плащей. Этот предмет гардероба, на который уходило несколько метров роскошной ткани и украшенный дорогой тесьмой, был лакомой добычей для воришек. Они незаметно подкрадывались к жертве, быстро сдёргивали плащ и в мгновение ока исчезали, растворившись в толпе. У дам похожим образом срывали фишю (платки из тонкой ткани или кружева, прикрывавшие декольте). Фишю тоже были недешёвыми, но всё же стоимость плаща была несравнимо выше. Воров плащей частенько называли «офицерами Нового моста» и «придворными Бронзового коня». Сейчас во французском языке есть слово «filou» (жулик, мошенник, шулер, прохиндей), возникшее в XVII-м веке и имеющее тогда конкретное значение «вор, крадущий ночью мужские плащи».

Даже герцог Гастон Орлеанский (непутёвый родной брат Людовика XIII) в компании своих придворных промышлял забавы ради краж плащей, в результате чего к нему пристало прозвище «Грабитель с Нового моста». Отдельно стоит упомянуть вербовщиков, которые набирали молодых людей на службу королю. К каким только средствам они не прибегали, чтобы достичь своей цели: сулили юношам щедрое жалование и хорошие харчи, спаивали их, захватывали силой и избивали, даже не гнушались помощью соблазнительных красоток, которые умели уговаривать на свой манер. Вербовщики имели нелестную репутацию «продавцов человеческого мяса», ведь за каждого рекрута они получали примерно 30 ливров, а если родные хотели вернуть сына-простофилю в лоно семьи, выкуп обходился в гораздо большую сумму.

 

Новый мост не раз становился свидетелем не только праздных, но и трагических событий. Вечером 19 декабря 1605 г. на Генриха IV, который возвращался с охоты, было совершено покушение — помощник прокурора из Санлиса по имени Жак де Иль (Jacques Des Isles) с кинжалом напал на короля. Генрих не пострадал, а преступник был схвачен и отправлен в тюрьму, где вскоре и распрощался с жизнью.

В мемуарах кардинала Ришелье Новый мост упоминается в связи с событиями 1617 г, когда был убит фаворит Марии Медичи Кончино Кончини (маршал д’Анкра). Далее цитата из мемуаров кардинала: «Тело маршала д’Анкра, без траурной церемонии погребённое под хорами в соборе Сен-Жермен-л’Оксерруа, было вырыто при большом стечении народа под крики и оскорбительные слова толпы, которая отволокла его к Новому мосту и повесила вниз головой в знак устрашения тем, кто чинит народу зло. Маршалу отрезали нос, уши и срамные места, а внутренности швырнули в воду, глумясь над трупом любыми возможными способами. …..”».

сквер Вер Галан (du Vert Galant)…

 

Самый известный остров Парижа, это, несомненно, Сите.  На нём расположен самый знаменитый собор Парижа «Нотр Дам де Пари». Но, если встать спиной к главному входу собора и пойти по левой стороне острова, то ваш путь закончится на стрелке острова в небольшом уютном зеленом скверике. Это и есть сквер Вер Галан (du Vert Galant).

Переводится, как «зеленый и галантный». Так в Париже называли старых дамских угодников. Дамским угодником называли короля Генриха IV, скульптура которого установлена на мосту Нёф. Собственно, скверик разбит в его честь.

Скверику это название очень подходит, он действительно зеленый, тихий и… галантный. В тени деревьев есть удобные скамеечки с двумя фонтанчиками с чистой питьевой водой.

 

Однако название «зеленый и галантный» появилось у скверика несколько позже, а до этого репутация стрелки острова Сите была не очень приятной и даже зловещей. Здесь в средние века проходили казни. Самая известная из них состоялась в 1314 году, когда на этом месте по приказанию Филиппа IV был казнен Великий магистр Ордена Тамплиеров Жак де Моле. Когда спускаетесь в сквер с моста Нёф через узкий зловещий туннель, то можно будет увидеть памятную доску в честь этого события.

… был и небольшой курьёз, который мог привести к трагическому исходу….   Дело всё в том, что в наших Семейных отношениях бывают дружеские «обзывалки с повышением голоса». Т.е. между нами — это обычный «лексикон» от которого мы только улыбаемся…….. И вот в момент съёмок Супруги я своим громким «учительским голосом»… (для посторонних он выглядит громче криков на стадионе при забитие гола в финале чемпионата мира (может мы когда нибудь до финала и дойдём…)… я ей что-то «порекомендовал\посоветовал в принятии нужной позы…    … а, мимо проходил мужчина….. шипко лягушатник (француз) испугался… настолько сильно, что не стал обходить меня, а прыгнул на металлический забор и перелез через него и на его штанинах появились следы жидкой диареи… …..     ….Но, на этом его мучения не закончились….Ира увидев его диарейные портки неожиданно так же громко засмеялась и так же что-то громко мне проорала (…типа: Вова не ори…а, то француза прохватил понос…)  … и уже на её визг французик обгадился повторно……….

 

Мыс скверика Вер Галан. Несколько лет назад на месте этой ивы стояли две, но они со временем состарились, и мэрия Парижа приняла решение их срубить, чтобы они не завалились на кого-нибудь.

На сегодня день заканчивался. Оставалось стандартное — Латинский квартал … улица Юшет… один (но, новый) из ресторанчиков… плотный ужин.

На сей раз нам на стол положили: Вове — паштет с зеленью и помидором, петух в вине и картофелем…. на десерт — профитроли с горячим шоколадом… Ире — салат с грецким орехом, говядина с гриля и жареным картофелем сорбент (фруктовое мороженое (смородиновое) и лимонное с кремом….Мороженое судя по всему было натуральное… даже чувствовались кусочки цедры и ягоды смородины … За всё пришлось выложить 30 евриков…..

 

… осталось только дотащить свои отяжелевшие и вздувшиеся животы до койки….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх