= прелюдия макаронников =
… … …
Повествование о следующем дне, вынужден начать с прелюдии:
Увы, — порой жизненная ситуация нарушает все планы. Хотел закончить рассказ об этом нашем путешествии и начать готовиться к следующей поездке, начав собирать чемоданы… но, не успел. Просто на каждую страницу уходит примерно плюс-минус пара дней… домашние дела тоже ведь нужно делать. Билеты на самолёт в Майами уже куплены… Вот я и посчитал, что просто не успею. Или придётся собирать чемоданы в «горячем режиме», что крайне плохо. 100% — или что-либо забудешь… сделаешь плохо… не купишь… Вот и пришлось отложить на 2 месяца этот сайт. Сбить все мысли… подзабыть… В голове-то события… эмоции … остались, а вот написал их на бумаге иль только хотел — увы, не помню.
Так что, после «свежих» эмоций из Майами — описание предыдущего путешествия, наверняка получится скомканным… Заранее, — прошу прощения…
… … …
Проснулись – без лишней спешки привели фейс-контроль… оделись… и нас ждал уже завтрак, который был в общей столовой. Итальянец, (увы, не помню его имени) ходил около плиты… наливал свежезаваренный кофе, тем кто это хотел… раскладывал на общий стол небольшой скарб продуктов, состоящий из варёных яиц, свежих круассанов, булочек, масла, джема… Уже позже мы увидели, что на полке стояла ваза с фруктами… Выбор не большой… Но, для завтрака вполне подходящий и вкусный.
Куда направиться на экскурсию? Рим, пожалуй, самый-самый исторический город в мире. Город, в котором нельзя копать землю. На каждом метре территории – история, причём многослойная. Каждый слой – куча артефактов, соответствующие своему периоду. Даже покурить «спокойно» нельзя. Много раз было такое, что ищешь какую-нибудь скамейку для перекура и отдыха и не находишь ничего лучшего, как просто сесть на валяющуюся колонну, которой не одна сотня лет… а то и тысячу…
В какую сторону не пойдёшь – везде масса исторических зданий, церквей, акведуков… Вот мы и долго не «парились» в поисках маршрута. Хоть мы и были уже в Риме… хоть очень много мест посетили… , но увидеть\посмотреть ВСЁ – невозможно. И месяца… и года – не хватит. Да и второй раз побывать в уже увиденных местах – «не грех», а большое удовольствие
площадь Венеции (Piazza Venezia)…
Вот мы и направились, пожалуй, на самую главную площадь Рима – площадь Венеции (Piazza Venezia) т.к. в Риме нет главной площади, но если бы пришлось такую выбирать, то ею могла бы стать именно площадь Венеции.
Еще в период Римской республики площадь Венеции была важным транспортным узлом. Здесь пересекались римская крепостная Сервиева стена и древняя Фламиниева дорога. Отсюда как лучи расходятся основные римские улицы: Четвертого Ноября, проспект Виттора Эммануила, который ведет к собору святого Петра, Виа Дель Корсо, ведущая к месту, где располагались древние Северные ворота города, Виа Дель Плебесцита и Фори Империали, ведущая к Колизею.
К гoдовщинe объединения Италии имeнно здecь рeшeно былo грандиозный памятник последнему королю Сардинии и первому королю Италии Виттору Эммануилу ll. … (Monumento Vittorio Emanuele II, или Vittoriano, Джузeппe Саккони, 1885—1911). Собственно, поэтому строение известно под названием Витториано. Это самое большое здание на площади Венеции. Оно занимает внушительную территорию на северном склоне Капитолийского холма.
Apxитeкторам нe удалось гармонично вписать oгpoмноe сooружeниe в ансамбль бoлee рaнниx, нeвыcoкиx пoстpoeк на площади Венеции. Монумeнт из бeлого мрамора, высотой 81 м и шириной 135 м, подчинил сeбe всe пространство piazza Venezia. Житeли Рима называют eгo «свадeбным тортом», «чeрнильницeй» и «пишущeй машинкой». Для того, чтобы построить этот монумент, были снесены целые кварталы. Этот памятник можно назвать долгостроем, так как его строили целых 26 лет. Работы начались еще в 1885 году, а закончились в 1911. После окончания Первой Мировой войны сюда добавили еще Музей Армии и памятник Неизвестному солдату. Поэтому у монумента есть другое названия — «Altare Della Patria» или «Алтарь Отечества».
В цeнтpe мeмориала ycтановлeна конная статуя Виктора Эммануила II (Витториано). Памятник отлили из бронзы старыx пушeк папского замка Сант-Анджело, в знaк пeрexода власти нaд Римом к королю. Снизу статуя кажется не очень большой, но на самом деле её размеры внушительны, примерно 10 на 12 метров. Она настолько большая, что 20 рабочих после того, как статуя была завершена, накрыли внутри неё длинный стол и отпраздновали завершение работ.
Свой современный вид Витториано получил только в 1935 году. В самом памятнике расположился музей Рисорджименто, посвященный борьбе за независимость страны. Из-за своего внешнего вида местные жители называют Витториано «пишущей машинкой», «свадебным тортом», а иногда и …«вставной челюстью». К тому же сами римляне не очень любят этот монумент, так как, по их мнению, он не сочетается с окружающей архитектурой.
На входе монумента есть 2 фонтана. Fountain of the Tyrrhenian справа и Fontana dell’Adriatico слева. Первый фонтан символизирует Тирренское море, а второй Адриатическое.
У пoднoжия монумeнта в Алтape Отeчeства (Altare della Patria, Анджeло Занeлли, 1924) заxоронeн гроб c праxом Неизвестного солдата. Здecь гopит Вечный огонь и cтoит почeтный караул бeрсальeров, coлдат элитныx стрeлковыx частeй итальянской армии.
Слeвa oт ступeнeй монумeнта oдин из нeмногиx памятников вpeмeн рeспубликанского Рима. Двуxэтaжная пocтройка из травeртина, oт кoтopой соxpaнилось ocнованиe c надписью и обломки кoлoнн, пpeдcтавляeт собой надгробный памятник I вeка дo н. э., поставлeнный «ceнатом и римским народом» Гаю Публицию Бибулу, эдилу, то ecть дoлжностному лицу, отвeчавшeму зa строитeльство xрамов и пpoвeдeниe общeствeнныx мeроприятий.
Cпpaва oт Алтаря Отечества нaxoдится eщe oдин дрeвний памятник — инсула (insula), типичный римский мнoгo этaжный дoм II вeка. В дрeвности подобныe дoма строились из-за пeрeнасeлeнности гopoда. Это здaниe былo пятиэтaжным, в раскопe видeн пepвый этaж, гдe oбычнo paзмeщались магазины и склады. Ocтальныe этaжи были заняты квартирами, кoтopыe xозяин дoма сдавал жильцам.
Дворец Венеция (Palazzo Venezia) …
… пройдя небольшой скверик Сourtyard Piazza di S. Marco и пройдя за угол мы оказались прямо у фасада дворца Венеция. Это тот самый дворец, от которого и пошло название площади. Он расположен в западной её части и раньше назывался Дворец Сан-Марко, то есть Святого Марка.
Скажу честно, никакого желания рано утром ходить по всевозможным залам и смотреть музейные ценности не было от слова «совсем». Кроме Национального музея, в здании дворца располагается штаб-квартира Музеев Лацио, главный офис Национального института археологии и истории искусств с огромной тематической библиотекой. Немного передохнув в холле, мы просто направились во внутренний дворик дворца. Где в спокойной обстановке устроили фотосессию у фонтана и сада Павла II, окруженный двухуровневыми лоджиями.
Дворец Венеция является одним из первых светских дворцов в Риме, давших начало новому оформлению городских фамильных резиденций в ренессансном стиле. Строительство дворца началось в 1455 г. венецианцем Пьетро Барбо, получившим в 23 года кардинальский титул благодаря своему дядюшке — папе Евгению IV. Впрочем, в 1464 г. Пьетро самому удалось добиться папского престола путем обещания подарить по вилле каждому кардиналу, проголосовавшему за его избрание. Он вошел в историю Ватикана как папа Павел II. В период начала возведения палаццо, Барбо являлся кардиналом-священником с титулом базилики Сан-Марко. Он окружил базилику стенами своего дворца, сделав ее частью величественного здания.
При строительстве беззастенчиво использовались выломанные из Колизея камни, что, впрочем, было неудивительно, так как монументальное сооружение уже давно было заброшено. Дворцовый комплекс возводился поэтапно на протяжении четверти века. Понтифик скончался раньше его завершения. Расширением палаццо занимался Марко Барбо, племянник первого владельца, и Лоренцо Чибо, племянник Иннокентия VIII. В апартаментах Чибо проживали кардиналы, служившие в базилике Сан-Марко. В качестве папской резиденции дворец использовался чуть более века. Свое название палаццо получил после того, как в 1560 г. папа Пий IV (Медичи) подарил его Венецианской республике с условием сохранения в апартаментах Чибо квартир для кардиналов и выделения средств на содержание дворца. В здании было размещено посольство Венеции.
В 1797 г. Республика оказалась под властью Габсбургов, и резиденцию занял вначале австрийский посол, а с 1867 г. — австро-венгерский. В 1909–11 гг. часть дворцового комплекса — палаццетто — была перенесена на другое место в несколько уменьшенном виде, так как закрывала вид на Витториано со стороны виа дель Корсо. В 1916 г. Палаццо Венеция перешел под юрисдикцию королевства Италия и был превращен в Национальный музей средневекового и ренессансного искусства. В 1922 г. в огромном зале Маппамондо расположилась штаб-квартира фашистского правительства. По вечерам и ночам в окнах всегда горел свет, намекая, тем самым, что работа над повышением благосостояния страны продолжается круглые сутки. Муссолини любил произносить пламенные речи с выходящего на Пьяцца Венеция балкончика. Отсюда в один из дней 1940 г. он объявил войну Франции и Великобритании. Вскоре после окончания Второй мировой войны дворец Венеция вновь стал музеем. Палаццо изначально проектировался по канонам замка-крепости, но в итоге обрел вполне престижный и относительно элегантный, по понятиям XV столетия, вид. Авторство приписывается Леону Баттиста Альберти, теоретику искусства эпохи Возрождения и зачинателю нового направления европейской архитектуры. Но есть еще одно мнение, утверждающее, что проект создал Франческо дель Борго, на творчество которого оказал влияние Альберти. Во всяком случае, внутренний дворик дворца Венеция выполнил именно Борго. Кроме того, источники упоминают другие имена итальянских архитекторов, в том числе Джулиано да Майано и Бернардо Росселлино. Несмотря на то, что здание имеет множество элементов, связывающих его с началом римского Ренессанса, экстерьер дворца напоминает средневековую архитектуру. Здание прямоугольной формы венчает зубчатый парапет. Окна главного фасада имеют разные размеры и форму, с боковых сторон все проемы арочные. Окно над высокой входной дверью декорировано замысловатыми узорами и львиной головой на перемычке. Еще выше находится балкончик, сооруженный в 1714 г. По бокам от входа можно рассмотреть кардинальские гербы. Изящество, свобода и роскошь присутствовала внутри — мраморные украшения, позолота, фрески, спрятанные от любопытных взглядов сады с фонтанами и лоджии. При строительстве дворца Венеция были впервые использованы технологии бетонного литья кессонного потолка по образу свода древнего Пантеона. К зданию пристроена башня Торре делла Бишиа (Ужа или Змеи). Она получила свое название из-за лестницы, поднимающейся вверх серпантином. Ее карниз также венчался зубчиками, но впоследствии их убрали.
Церковь Иль-Джезу … (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù) …
… прошли всего метров 200 от дворца Венеции и вошли в церковь во святое имя Иисуса соборную церковь ордена иезуитов, в которой похоронен ее основатель Игнатий Лойола.
Путешествуя по городам Европы, мы давно уже обратили внимание на иезуитские церкви: уж, очень роскошно их внутреннее убранство. Во всех городах Европы… Но при этом внешний вид — очень скромен, просто аскетичен. И главная церковь иезуитов — Иль Джезу в Риме — яркое этому подтверждение. Несмотря та то, что построена она в стиле барокко, и, как считается, — первая в этом стиле, фасад её, созданный архитектором Джакомо делла Порта, не изобилует декором. Здесь минимум архитектурных украшений: пилястры, волюты, ниши со скульптурами св. Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, а в верхней части фасада ниши вообще пусты, — вот и всё. Но он, красив! Ослепительно красив своей белизной и простотой.
Строительство церкви было завершено к 1584 г. и Иль Джезу стала образцом для храмов иезуитов, да не только иезуитов, по всей Европе.
Внутреннее пространство храма — роскошно. Декорации барокко во всей пышности. Может, с этого и начинается загадка иезуитов? С противоречия между внешним и внутренним? Формой и содержанием?
Отделка интерьера была закончена только к 1673 г., почти через сто лет после строительства здания. Фреска на потолке — удивительная иллюзия, когда не знаешь, где заканчивается живопись и начинается скульптура, создание Джованни Баттисты Гаулли, прозванного Бачиччио, «Триумф имени Иисуса». Скульптуры выступают за пределы рамы фрески в реальное пространство церкви и кажутся живыми.
Церковь примечательна тем, что имеет первый в мире барочный фасад. Строительство церкви началось в 1568 году. В нем принимали участие выдающиеся итальянские архитекторы Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. Церковь построена на месте другого храма, в котором, как считается, святой Игнатий Лойола молился перед образом Богоматери. Этот образ сейчас находится в капелле святого по правую руку от алтаря. Церковь была построена в разгар Контрреформации и удовлетворяла всем требованиям, сформулированным на Тридентском соборе. У нее не было притвора, был единственный неф, так, чтобы вся паства могла сосредоточиться на службе, проводившейся у большого алтаря.
Вместо боковых нефов здесь идет серия одинаковых сообщающихся капелл за арками, вход в которые прикрывают балюстрады. Трансепты редуцированы. По модели церкви во святое имя Иисуса в Риме построены многие иезуитские церкви во всем мире.
Самым примечательным элементом внутреннего декора является грандиозная фреска Триумф Имени Иисуса, выполненная Джованни Баттиста Гаулли в конце 17 века (фото). Справа находится капелла святого Андрея, украшенная фресками Агостино Чампелли, в третьей справа капелле фрески Федерико Цуккари (16 век). Правый трансепт был декорирован Пьетро да Кортона, здесь на алтаре расположена картина Смерть Франциска Ксаверия, выполненная Карло Маратта в 17 веке.
В первой капелле слева интересен алтарный образ святого Франсиско Борджа, изображенный Андреа Поццо, известным итальянским иезуитом, живописцем и теоретиком искусства. В третьей капелле слева обращает на себя внимание фресковая роспись стен, выполненная несколькими видными итальянскими художниками в 80-е годы 16 века. Самое интересное место в интерьере церкви левый трансепт, оформленный Андреа Поццо в конце 17 века. Здесь располагается капелла святого Игнатия со статуей святого работы французского скульптора Пьера ле Гро.
Площадь Торре Арджентина … (Largo di Torre Argentina)… Кошки …
Разбудите меня ночью и спросите «какое твоё самое любимое место в Риме?» … Если не дадите подумать, то я отвечу быстро: Колизей, Пантеон, площадь Навона… фонтан Треви… … … но, ежель я немножко подумаю… и более-менее проснусь… однозначно будет ответ: Арджентина! Площадь кошек!!!
Исторический символ Рима – это волчица, которая выкормила и сохранила жизнь братьям Ромулу и Рему. А вот негласный символ современной итальянской столицы – это кошки. Причем не какие-нибудь изнеженные красавицы, а самые обыкновенные мурлыки дворняжной породы. Местным жителям и гостям столицы Италии вольные коты пришлись очень по душе, совместными усилиями люди заботятся о благополучии усатых-полосатых. А городские власти отдали на откуп кошачьим приличный кусок земли на площади Largo di Torre Argentina недалеко от Алтаря Отечества. Итальянцы чрезвычайно трепетно относятся к кошачьему племени.
Среди кошатников числятся как рядовые жители страны, так и знаменитости. В частности, большим любителем кошек прослыл Папа Римский Бенедикт XVI. Пушистые питомцы облюбовали для себя древние развалины Рима. Разноцветные шубки то и дело мелькают на фоне памятников истории: обломков четырех античных храмов, чинно возвышающихся над брусчаткой площади Аргентина. От скуки и повседневности этот тихий уголок итальянской столицы спасают несколько сотен котиков и кисок. Пожелтевшие от времени колонны и развалины обжиты на законных основаниях. Аккуратная надпись сообщает посетителям, что перед ними убежище бездомных римских котов. И не просто приют, а место прописки! То есть пушистые питомцы получили статус полноправных жителей Рима. На территории Торре Арджентина котов подкармливают, по мере необходимости оказывают медицинскую помощь и, конечно же, отлавливают для стерилизации. Заботливые волонтеры знают каждую кошку по имени. В течении дня коты гуляют сами по себе или спят на теплых руинах, на руки к незнакомцам залезать не торопятся. Многочисленное поголовье гордых зверьков обслуживает армия добровольцев. Люди выделяют по нескольку часов в день, чтобы выдать животным заслуженный паек и облагородить место их обитания.
На долю туристов также выпадает возможность подкормить кошачье племя, хотя это не рекомендуется, чтобы коты привыкали кушать в одном месте. Но, конечно, при подходящем случае кошки не растеряются и могут самостоятельно требовать еду у разомлевших путешественников. Что касается развалин, столь полюбившихся кошкам, то они также заслуживают внимания. Небольшая римская площадь получила свое название в 15 веке, когда на ее территории возникла каменная башней. Строение было возведено на деньги Йоханнеса Буркхарда, служившего при итальянском дворе. Родиной Буркхарда являлся город Страсбург, латинское написание которого звучит как «Argentoratum». Новенькая башня получила от ностальгирующего вельможи имя Торре Арджентина (Башня Арджентина). А площадь, на которой расположилось строение — Largo di Torre Argentina. В начале 20 века изрядно потрепанную временем башню и прочие постройки на площади сравняли с землей. В 30-х годах, во времена правления дуче Муссолини, часть булыжников на площади была разобрана. Второе название Торе Арджентина обрела после того, как археологи обнаружили под ней обломки нескольких древних храмов. Места поклонения богам считались сакральными для жителей прошлого. Современные итальянцы также трепетно отнеслись к своему наследию. Храмы наиболее древним строением в Area Sacra считается храм, посвященный богине плодородия – Феронии. Его датируют 4-3 веками до н.э., сохранившиеся фрагменты строения украшены черно-белой мозаикой. Также выделяют храм, лишь частично освобожденный от толщи земли – в этом месте поклонялись богам, оберегающим семейный очаг (2 век до н.э.). Храм Ютурны, покровительницы ремесленников, предположительно был построен по окончании первой Пунической воины в 240 г. н.э.
Его прихожанам богиня даровала исцеление и крепкое здоровье. Не менее интересна история храма везения. Округлая постройка, окруженная шестью массивными колоннами, была украшена мраморной статуей. Данный храм был воздвигнут по приказу военачальника Лутация Катулла в 100 г. н.э. Место убийства Юлия Цезаря А главной достопримечательностью Area Sacra является предание, согласно которому, знаменитый полководец и первый император Римской империи, Юлий Цезарь был убит именно в этих местах. Великий муж стал внедрять множество реформ, чтобы изменить политику и экономику своего государства. Избранный курс задевал интересы многих знатных вельмож. Поэтому 15 марта 44 года до нашей эры, Цезарь и погиб от рук, приближенных к нему людей во время заседания сената в ложе театра Помпеи. Место трагедии также относится к Священной земле. Приют для кошек если же вернуться к нашим котам, был основан в 1993 году двумя жительницами Рима. Помещение убежища разделено на две части. В одной из них поселены котята и подростки, а в другой – взрослые особи. В дождливую или холодную погоду мурлыки охотно сидят дома, а в солнечный день, их непременно можно увидеть среди камней заброшенных храмов. К сожалению, в этот день было очень солнечно для котов… жарко… Сотен котов, в отличие от нашей первой поездки в Рим, мы не увидели. Всего десяток… и то, с большим трудом высматривая их среди развалин…
Церковь Санта-Кьяра … (раскаявшихся проституток) …
Прошли мимо церкви с необычным для Рима фасадом. Фасад в неоренессанском стиле обращает сразу на себя внимание. У этой церкви интересная история.
В 1562 году на этом месте при поддержке Папы Pius IV была сооружена церковь при женском монастыре — Casa Pia. Монастырь был предназначен для donne convertite — раскаявшихся проституток, которым из-за своей прежней деятельности было трудно наладить обычную жизнь. В то время в Риме насчитывалось около семи тысяч проституток. В 1855 году крыша церкви обвалилась, и церковь стояла заброшенной пока её не приобрела Конгрегация Святейшего Сердца Марии. Восстановление церкви началось в 1883 и продолжалось до 1890 года.
Церковь считается часовней, и она закрыта для публичного посещения, кроме первого четверга каждого месяца и вечерней молитвы в субботу и воскресенье, о чём объявление на ограде церкви. Нам, естественно, — не повезло. Церковь была закрыта и мы полюбовавшись фасадом прошли мимо …
Базилика Св. Евстафия (Basilica di Sant’Eustachio) — «ресторан для бедных»…
Basilica di Sant’Eustachio находится недалеко от Пантеона. Красив фасад церкви с колоннами и балюстрадой…. Евстахио (Sant’ Eustachio) или святого Евстафия посвящена римскому святому ранних христианских времен, известный своей помощи бедным. В средневековые времена многие благотворительные братства избрали святого Евстафия в качестве своего покровителя.
В портике церкви за красиво накрытыми столами обедают опрятно одетые мужчины и женщины, в основном средних лет. На столах стоят бутылки с водой, горячая еда аппетитно пахнет. Её разносят из капеллы церкви. Это обедают самые бедные люди Вечного города — бездомные итальянцы и мигранты. Уже в течение последних пяти лет каждый день (зимой внутри церкви) в 12:30 начинаются в церкви обеды для самых обездоленных. Здесь в сиесту могут поесть люди любого вероисповедания, христиане и мусульмане, верующие и атеисты. Каждый день здесь обедают до 140 человек. Летом люди ждут своей очереди внутри церкви. Волонтёры при выходе из церкви в портик проверяют у людей талончики на еду. В итальянских СМИ церковь назвали «рестораном для бедных» — “ristorante dei poveri”.
Церковь возводилась в IV – XV вв. на руинах терм Нерона. В XVIII веке церковь была реконструирована и посвящена великомученику Св. Евстафию, … хранятся мощи Святого Евстафия, его жены и сыновей. История святого такова:
При императорах Тите (годы правления 79-81) и Траяне (правил с 98 по 117 г.), Евстафий был военачальником. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой и двумя сыновьями. При императоре Адриане Евстафий был вместе с семьей казнён (118 г.), исповедуя открыто христианство, отвергнув римских богов.
Первое упоминание о церкви относится к 795 году, во время понтификата папы Льва III, и помнят, как древнеримского дьякона (центр помощи бедным). Старинное здание было полностью перестроено и расширено в 1195-1196 годах папой Селестино III; по этому случаю была добавлена романская колокольня, которой можно восхищаться и сегодня. Мемориальная доска, сохранившаяся в ризнице, напоминает об освящении церкви в 1196 году. Документ, датированный 1406 годом, свидетельствует о существовании портика и монастыря, над которыми просматривались покои каноников.
В 16 веке это было одно из любимых мест молитв святого Филиппа Нери. Между семнадцатым и восемнадцатым веками церковь была полностью перестроена, снесены все средневековые постройки (кроме колокольни) и перестроены в соответствии со вкусами того времени: архитекторами реконструкции был Чезаре Корвара, руководивший работами с 1701 года. до 1703 г.; Джован Баттиста Контини, добавивший часовни и портик; Антонио Каневари, Никола Сальви и Джованни Доменико Навоне завершили работу добавлением апсиды и трансепта. Его реконструкция была необходима из-за разливов Тибра и чрезмерной влажности, подтачивавшей его фундамент. Дальнейшие реставрации здания проводились в девятнадцатом и двадцатом веках с вмешательствами, которые касались не только сохранения построек, но и их украшения.
Церковь является резиденцией кардинала Сант-Эвстахио, основанного примерно в седьмом веке.
Фасад — работа Чезаре Корвара. Он имеет два порядка, из которых высший отстоит от низшего. Последний отмечен четырьмя пилястрами и двумя колоннами, выходящими на портик. С правой стороны находится мемориальная доска в память о разливе Тибра в 1495 году, воды которого достигли базилики. Верхний этаж отмечен четырьмя пилястрами, которые делят большое окно и две ниши, украшенные раковинами. Фасад заканчивается тимпаном, внутри которого открывается окулус, окруженный пальмовыми ветвями и увенчанный короной. В верхней части фасада изображена голова оленя с крестом между рогами. Олень относится к оружию семьи Маффи, которая участвовала в реконструкции с обильным пожертвованием, и связано с легендой о видении, свидетелем которого был Святой Юстас во время охотничьей поездки и которое послужило причиной его обращения в христианство.
Интерьер базилики имеет план латинского креста с одним нефом и тремя часовнями с каждой стороны, сообщающимися друг с другом. Это работа Чезаре Корвары и Антонио Каневари. На встречном фасаде выделяется витраж с изображением кающейся Магдалины, выполненный в последнем десятилетии XIX века Габриэлем и Луи Геста из Тулузы.
Пантеон в Риме (Pantheon) — Храм всех богов …
Уже несколько Пантеонов мы увидели во-многих странах. Везде просто неизгладимое впечатление оставили… Но, что же с обозначает слово «пантеон»? … как я уже многократно писал – столь популярная в мире «википедия» — просто исчадие лжи и вранья. В бочку мёда выльют не каплю… не ведро… говна, а иной раз наоборот в каплю мёда выльют два ведра дерьма. … По этому поводу всегда ругаю наших программистов за то, что никак не могут сделать удобный один Российский сайт, а не множество разрозненных и плохо доступных. Такой, чтобы можно было читателям вносить изменения и поправки, которые должны подвергаться очень жёсткой проверке компетентной комиссии, состоящей из реально людей, для которых ПРАВДА – важнее всевозможных политических и финансовых предпочтений.
Итак: значение слова «пантеон».
- Храм, посвященный всем богам у древних греков и римлян…
- Общее наименование для всех богов в какой-л. политеистической религии.
- Место погребения выдающихся деятелей.
- перен. Книжн. Собрание, совокупность выдающихся имен, произведений, фактов истории и т. п. Кто, кроме французов, сделал из улиц своего города пантеон лучших человеческих слав, даже раньше всяких статуй и монументов? Стасов, Столица Европы. Сила выражения этого лица [на портрете Платона Кукольника] приближается, вернее стоит рядом с великолепнейшими образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. В. Яковлев, О великих русских художниках.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Одно из наиболее заметных сооружений античности – Пантеон в Риме – являет собой до настоящего времени непревзойденное творение купольной архитектуры, невзирая на то, что за свою историю перенес много преобразований. Из-за прекрасного состояния, по аналогии с прочими древними памятниками итальянской столицы, он дает возможность посетителям осознать подлинную мощь Римской империи, не пользуясь помощью воображения.
… храм был построен во славу всех богов и не имел аналогов за весь период строительства в Римской Империи. Многие века назначение римского Пантеона менялось: он был и крепостью, и храмом, пока, в конце концов, не превратился в усыпальницу известных личностей и просто прекрасно сохранившийся памятник архитектуры.
Строение центрическо-купольной архитектуры расположилось в полутора километрах северо-западнее Колизея и в двух километрах юго-восточнее собора Св. Петра. Уже при первом взгляде на римский Пантеон поражает простота его композиции: огромный по объёму цилиндр венчают мягкие очертания круглого купола. Превзойти по своему диаметру, равному 43 метрам, сферическую чашу купола не удалось впоследствии ни одному из последующих римских строений. А сплошной громадный массив кирпичной кладки без каких-либо проёмов всего лишь служит задним фоном для портика с большим количеством колонн, увенчанного фронтоном.
Строительство Пантеона было начато ещё в I веке до н.э. полководцем Марком Агриппой. А перестраивали здание уже во II веке при небезызвестном императоре Адриане. В соответствии с традициями строительства, существующими при Адриане, надпись на латыни о том, что Пантеон воздвиг сын Луция Агриппа, была перенесена со старого строения на новое. Историки выяснили, что самое первое здание Пантеона в Риме было предназначено для военных советов и разнообразных собраний, происходивших во время выборов. О назначении римского Пантеона «образца» Адриана сказать трудно, поскольку, в связи с произошедшими ранее изменениями в политическом устройстве, прежние функции строения не были бы затребованы. А в III веке император Септимий Север начал новую реставрацию Пантеона.
Своё громкое название римский Пантеон (в переводе с греческого – «всем богам») получил, благодаря обилию размещённых в здании статуй богов. Из-за этого ранние последователи христианской религии принимали строение за языческий храм. Поэтому 1 ноября 609г по приказу тогдашнего понтифика Пантеон был превращён в ещё один оплот христианства в Риме и освящён во имя Богоматери Мучеников. Скорее всего, именно это обстоятельство впоследствии спасло здание от разрушений – незавидной участи, которой подверглись многие античные строения. Правда, это не смогло запретить следующим поколениям римлян снимать разнообразные детали экстерьера с Пантеона в Риме и использовать их при строительстве новых зданий.
В эпоху Возрождения римским Пантеоном восхищались, как одним из величайших сооружений всех времён и народов. Микеланджело и Брунеллески вдохновляла современность древнеримского храма. Именно в этот период Пантеон в Риме был украшен живописью, и многие культурные деятели, первым из которых стал Рафаэль Санти, обрели здесь вечный покой. В XVII веке потолок портика из бронзы был переправлен и отправлен на укрепление Замка Сант Анджело, зато сам Пантеон обзавёлся парой башен, которые, правда, уже в XIX веке были снесены. А в XVIII веке реставрационные работы в Пантеоне велись в весьма вольном стиле. На сегодняшний день по рисункам художников периода Ренессанса восстановлен лишь небольшой фрагмент интерьера.
Изначально в храм всех богов приходилось подниматься по лестнице, но теперешний уровень грунта намного выше, чем сотни лет назад, и все ступеньки оказались под землёй. Большой портик с фронтоном треугольной формы предваряет вход в здание. Целых четыре ряда продольных и один ряд фронтальных колонн коринфского ордера, выполненных из серого египетского гранита, поддерживают фронтон. Ротонда из бетона и кирпича перекрыта полусферическим бетонным куполом, высота которого равна его диаметру. А наружные элементы кирпичной кладки в старину именовали мраморной облицовкой.
Примечательным является то, что даже многочисленные переоборудования здания Пантеона в Риме не особо изменили его внутреннее убранство. Скорее всего, изнутри строение должно было напоминать небесный свод. Здесь есть всего два источника естественного освещения: входная дверь и большое отверстие круглой формы под куполом (оно же – вентиляция). На случай попадания ливневых вод сквозь отверстие в куполе строители Пантеона предусмотрели дренажную систему пола. Кессонированный потолок купола состоит из 28 рядов кессонов, в каждом из которых – пять кессонов, ранее украшенных бронзовыми рисунками. Кстати, кессоны имеют и конструктивное значение – они значительно снижают общий вес купола.
Апсиды и ниши многих алтарей, предстающие взглядам современных туристов, были исполнены Алессандро Спекки в начале XVIII века, а хор – Луиджи Полетти в средине XIX века. На стенах Пантеона капеллы, отделённые парными колоннами от общего пространства, чередуются с нишами, оформленными фронтоном. Работа XV века Мелоццо да Форли под названием «Благовещение» находится справа в первой капелле, а «Коронование Богоматери» (фреска неизвестного художника из Тосканы) – во второй по счёту нише с правой стороны. К слову, многие ниши и алтари этого величественного здания украшают работы итальянских живописцев XVII – XVIII веков.
Несмотря на то, что Пантеон в Риме уже давно перестал быть просто местом для обращения с молитвой к Всевышнему, в качестве церкви его тоже до сих пор используют. По случаю больших христианских праздников в нём всё ещё служат мессы.
Палаццо Мадама — здание сената Италии …
В следующем квартале пред нами предстал дворец Сената Италии.
Палаццо Мадама — резиденция итальянского Сената, расположенная на Корсо дель Ринашименто. Палаццо получило название в честь «мадам» Маргариты Австрийской, жены Алессандро Медичи, которая жила в этом дворце.
Дворец построили в шестнадцатом веке на месте императорских терм Нерона, вблизи площади Навона. В средневековье данными территориями владели монахи Фарфа. Позже они продали земли роду Медичи. Дворец был возведён в 1505-м. В нём жили кузены кардиналы Джованни и Джулиано. Первый из них стал папой Львом Десятым, второй – Климентом Седьмым. Перед тем, как стать французской королевой, во дворце обитала Екатерина Медичи. Но имя дворцу дала Маргарита Австрийская. Эту незаконную дочь Карла V в Риме называли мадама. Сначала она была женой Алессандро Медичи, а когда он умер, вышла замуж за Оттавио Фарнезе. Таким образом, многие коллекции с произведениями искусства попали в семью Фарнезе. В 1750-м дворец стал приобретением папы Бенедикта Четырнадцатого и со временем его начали использовать для размещения папских ведомств, а с 1871 года в здании начал заседать Сенат.
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези… Караваджо …
Сан-Луиджи-деи-Франчези (итал. San Luigi dei Francesi) — церковь французской общины Рима, названная в честь короля Франции Людовика IX (1226–1270), руководителя 7-го и 8-го крестовых походов, погибшего в Тунисе в разгар попытки обратить местного султана в христианство. В последствии Людовик IX был канонизирован, став первым святым среди французских королей.
Строительство церкви началось в 1518 году на землях, принадлежавших ранее монастырю Фарфа, а позднее проданных семейству Медичи. На этом месте была расположена скромная Ротонда святой Марии, а также древнеримские развалины Терм Нерона и Ванн Агриппы. Папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) поручил возведение новой роскошной церкви Джакомо делла Порта. Финансировала строительство королева Франции Екатерина Медичи, самая могущественная женщина Европы XVI века. На некоторое время постройка была прервана из-за разграбления Рима в 1527 году войсками императора Карла V. Только в 1589 году церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези была достроена Доменико Фонтана, а 8 октября этого же года и освящена.
Двухэтажное здание церкви венчает тимпан с мраморным гербом Франции, а также барельеф с саламандрой, которая являлась геральдическим символом короля Франции Франциска I. Фасад из белого мрамора и травертина предположительно работы Джакомо делла Порта имеет три входных портала и по две ниши со статуями на первом и втором ярусах. Скульптуры изображают императора Карла Великого, короля Франции Людовика IX Святого, святую Клотильду Бургундскую и святую Жанну Французскую.
Пять капелл и свод церкви оформлены фресками знаменитых живописцев, таких как Чарльз Джозеф Натуар, Франческо Бассано, Караваджо и Доменикино.
В пятой капелле левого нефа находится знаменитый трептих Караваджо : «Призвание Святого Матфея», «Святой Матфей и Ангел», «Мученичество Святого Матфея». Все картины были написаны в период между 1599 и 1601 годом.
Имя капелле дали по имени французского Кардинала Матеу Коинтрел который заказал и оплатил создание этих полотен. Имя кардинала было переименовано на итальянский язык — Маттеи Контарелли
Полотна изображают сцены из жизни святого Матфея: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Матфей и ангел».
В Сан-Луиджи-деи-Франчези расположена гробница Франсуа Иоаким Пьер де Берни (кардинал, министр короля Франции Людовика XV, французский посол в Риме). Также здесь покоятся известный исследователь и живописец Клод Лоррен, посвятивший свою жизнь изучению римской сельской местности, знаменитый скульптор Пьер Легро и либеральный экономист Фредерик Бастиа. Французский писатель и дипломат Франсуа Рене де Шатобриан устроил в стенах церкви усыпальницу для своей возлюбленной графини Полины де Бомон.
Впереди нас ждёт Пьяцца Навона. Она в соседнем квартале… и в следующей записи…