= Камбоджийский Рок =
Ангкор-Тхом. Терраса Прокажённого короля (Terrace of the Leper King)…
Вот на собственном примере убедился, что память с возрастом у человека ухудшается. Вообще-то у меня с детских лет она отсутствовала не некоторые вещи. Несколько дырок в кастрюле с памятью всегда присутствовало… К примеру, имена и фамилии забывались очень быстро. А вот на зрительную, вроде и до сих пор более-менее всё в порядке. Сейчас вот открыл в Гугл маршрут нашего путешествия и хот и немного, но чуть иначе представлял расстановку храмов и то, как мы к ним подбирались.
Да и путь был не совсем прямым как указано на моей карте. В реальности мы шли-скакали как испуганный заяц, убегая от коварной жирной лисицы, которая уже видела косого у себя за столом обеда. … То, какое-нибудь дерево попадалось фотогеничное… то камень-блок призывал на поглощение дозы никотина…, то развалины какого-то строения манили не только нас, но и гида Нида (Николая)… Заодно, остановившись мы вникали в долгий перевод его изречений на Русском и как оказалось, интересные только на тот момент пока мы его слушали и снимали не только на фото, но и видео.
Уже сейчас, когда собираю всю информацию из блокнота и видеозаписей. Читая путеводители (а их несколько) и роясь в тырнете, однозначно пришёл к выводу, что источников – раз, два… и обчёлся!
Составили несколько «мудрецов» на основе какого-нибудь факта свой вывод о строении или каком-нибудь правителе. К ним добавились архитекторы, которые придумали название стилю строений или барельефов… и всё. База как говорится – готова! Далее все подряд пишут с этой «шпаргалки» на пару страниц всевозможные свои сочинения, байки и сплетни облачая их в виде легенды.
В принципе, что говорил гид почти под копирку взято из путеводителей. И в тырнете все подряд переписывают одно и тоже только переставляя запятые и вставляя пару модных фраз.
Поэтому, и – я, не мудрствуя лукаво просто читаю путеводитель и уже «своими словами» пишу, как будто являюсь летописцем тех времён.
Итак. Терраса названа в честь статуи «прокаженного короля», которая первоначально стояла в центре террасы. Оригинал статуи теперь выставлен во дворе Национального Музея в столице Камбоджи Пномпень, но современная копия остается на месте.
При этом выдвигается несколько версий происхождения названия. Статуя традиционно принадлежала «королю прокаженных», принцу Преа Тхонгу, индийцу, который приехал в Камбоджу, чтобы жениться на дочери короля Нага, он же основал город Ангкор. Ассоциация этой статуи с болезнью проказа, возможно, произошла в результате обветшалого внешнего вида статуи: ее покрытое лишайником лицо и отсутствующие пальцы рук и ног, возможно, были ошибочно приняты местными жителями как преднамеренное представление проказы. Однако при внимательном рассмотрении статуи, вырезанной обнаженной, никаких следов болезни обнаружено не было. Современные ученые считают, что статуя может изображать Шиву или, возможно, Яму, индуистского бога смерти. Если это верно, то терраса могла служить местом для королевских кремаций (расположение террасы на северной стороне королевского дворца подтверждает эту теорию).
Были и другие предположения в виде того, что статуя изображает короля Джаявармана VII, который, как предполагалось, болел проказой. Однако позже подтвердилось, что это статуя индуистского бога смерти Яма (Дхармараджа — выбито на основании стати), что, принимая во внимание форму террасы, позволяет судить о ее погребальном назначении.
Гиды любят рассказывать любопытную легенду о Прокаженном Короле и временах становления кхмерской империи.
… в некотором царстве… в некотором государстве… жил да был король. Был он молоденьким и красивеньким. Он прославился в военных походах и в управлении страной, сердце же его было черствым и жестоким. Его ненавидели все, кроме четырех наложниц, с которыми он любил развлекаться. Прихоти были для него законом. Когда женщинам наскучили придворная жизнь и этикет, который они были обязаны соблюдать, они пожелали, чтобы король отправился с ними в путешествие, на поиски приключений. После долгих размышлений король решил на некоторое время отказаться от привычной роскоши и блеска и, никого, не оповестив о своем решении, уехал словно странствующий рыцарь. На следующий же день после его отъезда в королевстве вспыхнули раздоры, мир был нарушен, и два знатных вельможи, враждуя между собой из-за трона, собрали каждый целую армию, чтобы добиться его; кровью гражданской войны было залито все королевство. Между тем король и четыре женщины путешествовали по лесам и долам, радуясь новой необычной жизни. Так прошло два месяца, и как-то услышали они об удивительном отшельнике, умевшем предсказывать ход грядущих событий. Много дней шли они, пока добрались до пещеры, где жил этот удалившийся от мира человек.
Когда переодетый в чужое платье король предстал перед святым отшельником, тот угадал высокий сан посетителя и сказал так: «Ты был великим государем, о благородный пришелец, но отныне никогда больше тебя не станут звать королем. Две большие армии сражаются, чтобы лишить тебя трона, и только ты можешь положить конец распрям и соперничеству двух твоих мятежных сановников. И все же в зените своей славы и торжества ты познаешь горечь бытия и тебя постигнет ужасная судьба». Эти слова потрясли короля. Вместе с наложницами он снова пустился в странствия и пережил необыкновенные приключения, подробно изложенные камбоджийским повествователем. После того как королю удалось избежать многих страшных опасностей, он, переодетый и никем не узнанный проник в лагерь одного из мятежных вельмож, заключил с ним союз и возглавил часть его армии. Обратив в бегство другого, в последствии он убил и того вельможу, с которым заключил союз. Во главе обеих мятежных армий король вернулся в столицу, чтобы восстановить мир и вложить священный меч в ножны. И вот тогда-то и сбылось предсказание отшельника, и он познал горечь бытия и «несчастья омрачили его благородное лицо».
Когда король верхом на коне ехал по городу, старая женщина в грязных лохмотьях неожиданно схватила поводья коня и прежде чем кто-то смог её удержать, бросилась на правителя. Она стремительным ударом вонзила кинжал в грудь лошади, которая взвилась на дыбы и рухнула, увлекая за собой короля, и ужасная старуха бросилась на него, заключив его в объятья и прижалась к нему своим дряблым и грязным телом. Короля освободили из этих объятий, женщина упала, раненная тысячью ударами. Эта женщина отомстила за то, что несколько лет назад ее единственная дочь была похищена королевскими телохранителями и заключена в гарем, чтобы служить утехам короля. На теле повелителя не осталось следов какой-либо раны, но старуха была прокаженной и заразила короля. Проказа развивалась быстро и оставляла страшные следы; все покинули короля, кроме четырех наложниц, которые остались ему верны. Он лишился права на трон и должен был жить один за пределами дворца, обреченный на отчаяние и голодную смерть. Удалили от него и четырех наложниц, но им удалось, несмотря на тысячи трудностей, проделать тайный ход в каменной стене темницы, куда был заключен король. Они носили пищу и утешали его до самой смерти. В легендарной истории Камбоджи этот прокаженный король отождествляется с принцем Преа Тхонгом, пришедшим из Индии, чтобы жениться на дочери царя Нага, он же якобы основал и первую столицу Камбоджи — город Ангкор Тхом.
Терраса Прокаженного короля – однозначно, — одна из самых загадочных достопримечательностей Ангкора. Ежель терраса Слонов – это нечто для публичных мероприятий, то терраса больного короля нечто для личного обряда. Некий лабиринт длиной около 25 и высотой 6-8 метров. Для удобства прохода туристов пол террасы выложен досками. И когда мы зашли внутрь – народу почти не было. Три внешних стороны террасы — южная, восточная и северная — вместе с короткой восточной секцией, ближе к северу, вырезаны высокопрофильными барельефами c мифологическими сценами. Они выполнены в шести и семи рядах и показывают полубогов, несущих мечи, девов и другие небожители, на самом нижнем ряду изображены наги и морские существа. Лучший из барельефов находится на стене, обращённой на восток, сразу за северной террасой. Интересной чертой террасы также являются скрытые двойной стеной барельефы. Внешняя стена была пристроена, чтобы поддержать разрушающуюся первоначальную стену и за одно расширить площадь террасы. Пространство между внутренней и внешней стеной было заполнено латеритовыми блоками, которые позже в ходе раскопок были вынуты. После чего были обнаружены барельефы на внутренней, более древней стене.
Терраса полностью покрыта скульптурным рельефом. Стены украшают длинные ряды сидячих изящно вырезанных фигур, в основном из многоголовых змей Нагов, вооруженных стражей, Гаруд и женских небесных существ Апсар, демонов, принцев и принцесс… а также — мифологических существ и морских тварей. Внешние стены украшены резьбой, похожей на Дворцовую сцену с меченосцем и Шивой, держащим трезубец. Внешняя галерея Террасы Прокаженного Короля содержит барельефы с фигурами вооруженных людей, апсар, демонов и прочие, которые усажены в ряд очень близко друг к другу. Изображения размещены в семь рядов по горизонтали, самый верхний – седьмой ряд почти не сохранился. Все панно очень хорошо сохранились и достаточно интересны, однако, если особо не вглядываться, производят впечатление однообразности и монотонности.
Без всевозможных казусов в путешествиях не бывает. Вот и сейчас кто-то обратил внимание на уши Будды. Почему они такие огромные? Почему огромны и мясисты мочки у этих ушей? На эти вопросы пришлось Николаю – Ниду «отдуваться», но он блестяще справился! В ушах у девушек тяжелые серьги, благодаря чему у них сильно оттянутые мочки ушей. И это тоже неспроста, потому что если человеческое ухо олицетворяет собой человеческий зародыш, то его мочка голову. По ней можно определить карму человека, потому что мочка в первую очередь связана с духовностью человека. Чем она больше и более ярко выражена, тем более самостоятелен дух человека. На востоке считается, что большие, полные, длинные и мясистые мочки — показатель счастья, удачи во всех материальных делах, сексуальности.
Мне же, по моей необразованности казалось, что с возрастом у людей растёт только нос и уши. Чем человек старее, тем у него уши как у спаниеля… а, оказывается, нужно радоваться тому, что дыра со временем вытягивается, а сама серьга буквально сползает к кромке уха. И чем уши больше, тем мы красивее и сексуальнее…
Ангкор — Тхом. Терраса Слонов …
Терраса в свое время она служила «трибуной», с которого король и приглашенная публика могли наблюдать за официальными церемониями и проводить смотр войск. Также на террасе остались следы построек, в которых король мог принимать делегации. Слоновья терраса получила свое название благодаря многочисленным барельефам слонов, украшающим ее почти по всей длине.
Дата ее постройки — середина XII века. Её длина — около 300 метров и по всей длине – слоны.
Исходя из этого, существует предположение, что на месте слоновой террасы было какое-то культовое сооружение, посвященное Брахме. Но что-то конкретное утверждать сложно, так как Слоновая терраса множество раз перестраивалась и что там было изначально в литературе не указывается.
На террасу ведут 5 входов со стороны Королевской площади: три в центральной части и по одному с каждого конца. Центральная часть террасы украшена барельефами орла Гаруда и статуями львов, а боковые части (северная и южная) — барельефами слонов с погонщиками, выполненными в натуральную величину.
С террасы видны башни Prasat Suor Prat. Всего 12 башен: 10 расположены в один ряд и 2 башни находятся чуть поодаль во втором ряду. До сих пор нет четкого представления о назначении этих башен. Николай — гид, рассказывал, что эти башни использовались для того, чтобы разрешить различные споры между людьми или установлении личности преступника. Каждого из спорящих запирали в одной из башен на несколько дней под наблюдение родственников. Когда спорящих выпускали из башен, неправым признавали того, у кого проявились признаки болезни (например, лихорадка), а правым — того, чье здоровье осталось в норме.
Очень жаль, но к этим башням мы даже не подошли. Нас уже ждал наш экскурсионный бусик и мы через Ворота Победы выехали к следующему «объекту» — Храму Та Прохм. Но, о нём, — на следующей странице …