= Кхмерский Рок =
… до следующего объекта долго идти не пришлось. Всего метров 200 и показался древний храм Бапуон. А от него ещё столько же и ещё один – Пхимеанакас.
Храм Бапуон (Baphuon) …
Идти по террасным дорожкам, да и просто по небольшой роще красивых деревьев – просто удовольствие, если бы только не спешка групповых туров. Гид Николай (Нид) и его голубой шарфик как всегда где-то впереди, а мы пытаемся его догнать одновременно, пытаясь пофотографировать. Именно в «групповухах» привозим множество бракованных фотографий, да и просто паршивеньких не одну сотню… Ведь нет времени не только подобрать ракурс и сфотографировать в 10-20-ти шахах слева-справа, но и вообще выставить на фотике нужный режим.
И страдают не только фотографии, но и объём информации для наших кочерыжек (голов). Ведь плетущиеся в конце, т.е. – отстающие, не успевают услышать всю информацию от Николая, которых хоть и крайне фиговенько говорил на русском, он к тому же просто давал информацию так, что просто нужно было ещё и перевести набор слов. Составить из них предложение по смыслу.
Вот из набора слов Коли, я и понял, что Байон – это Золотая башня. А подходим мы к Бронзовой башне – Бапуон, — поистине великолепный монумент с более чем десятью залами в основании.
В путеводителе написано, что этот Храм – хорошо сохранился. Причём эта фраза «хорошо сохранился» написана уже после 2011 года, когда он открылся для осмотра посетителями французскими реставраторами. То есть сначала разобрали весь Храм «по кирпичику», потом собрали. Всё дело в том, это был единственный способ спасти храм от обрушения. Каждый блок пронумеровали и отметили где он должен стоять. Можно только представить какого им это стоило «поиграть в конструктор» с более 300 000 блоков из песчаника. Но ещё более 10 тысяч камней остались разбросанными по лесу вокруг храма, не найдя своих мест в храмовой конструкции. И это они называют «хорошо сохранился»?! Я вообще дико сомневаюсь в компетентности этих реставраторов. Скорее произошла обычная «отмывка» денег. Воры эти французы. Почему спросите? Были мы в полностью разрушенном Дрездене… были в Индии в храмах Кхаджурахо (это там, где на стенах барельефы 1000 и одной позы в сексе, как между женщиной и мужчиной, так и «любви», и совокуплении с разными животными). Так там всё собрали всё валяющееся вокруг… разобрали всё что осталось в постройке. Пронумеровали и сделали по вновь сделанным чертежам блоки «утерянных». Как итог: здания «как новые» с сохранением всех первоначальных форм, помещений, барельефов… И только «оригиналы» из тёмных блоков, а «новодел» — беленькие.
Здесь же просто «беспредел» под видом реставрации. «Дебилы Б.Л.Я.» С. Лавров…
Нет не только отдельных блоков, но и огромнейших скульптур и зданий, колонн и целых башен… Между блоками дыры, где может не только ветер «гулять», но и животные лазить… … … далее идёт не очень цензурный перечень слов, которыми владеют почти все Русские люди.
Эти слова и размышления относятся и к другим Храмам Ангкора.
Или делайте настоящую реставрацию с сохранением шедевра в первоначальном виде или просто оставляйте все блоки разбросанными для будущих поколений, которые будут более ответственными. Путь туристы гуляют по территории, где будет свалка исторических камней\блоков, как в том же Риме, где вместо скамейки для перекура валяется блок какого-нибудь собора до нашей эры…
В том же путеводителе отмечено, что эти французские «археологи\реставраторы СВОРОВАЛИ в 1960-х годах — девять миллионов фунтов. И наворовали бы больше, если б в 1995-м году красные кхмеры не пришли к власти и «немного похулиганили» разрушив и старое … и частично восстановленное.
Собственно, это не храм, а его руины, но со следами реставрации.
Индуистский храм Бапуон был построен в XI веке как центр столицы Удаядитьяварманом-II, правившим в период с 1050 по 1066 гг. и являлся столицей Яшодхарапура. Через 100 лет этот город был почти полностью разрушен, но храм устоял и не подвергся разграблению. Затем на месте прежней была построена новая столица — Ангкор Том.
Храм сегодня находится в полуразрушенном состоянии, и не все его локации открыты для осмотра.
Он был первоначально посвящён Шиве, а позже преобразован в буддийский храм Тхеравады правда, в более позднее время в это святилище была добавлена статуя лежащего Будды: она не была полностью доделана и сейчас еле различима.
Храм находится в центре священного города Ангкор-Тхом, однако он был построен еще до основания города, в XI веке. Отличительным архитектурным элементом Бапуона являются барельефы в форме маленьких квадратов, в которых изображены различные сцены из повседневной жизни кхмеров и изображения леса. К сожалению, из-за плохого состояния храма видны лишь некоторые барельефы.
Бапуон представляет собой храм-гору, расположенную на высоком основании. Это символическое представление горы Меру. Храм окружает треугольная песчаная стена размером 425×125 метров. Длинная песчаная дорога (200 метров) с восточной стороны служит в качестве моста, ведущего к главному храму. Мост поддерживается тремя рядами невысоких колонн.
Центром Бапуона является огромная трехуровневая пирамида. Площадь её основания 13.056 м², а высота — 49 метров (к месту, наверно, стоит напомнить, что 7 х 7 = 49, а число семёрка считается магическим числом чуть ли не во всех верованиях).
Храм стоит на треугольном фундаменте из песчаника, состоящем из пяти уровней примерно одинакового размера, в отличие от классического варианта, где каждый следующий уровень меньше предыдущего. Первый, второй и третий уровни окружены галереями, сделанными из песчаника.
Галерея окружной стены обвалилась, и позже из этих камней была сделан Будда, протянувшийся вдоль западной стены (голова слева, обращена на храм). Будда изображен в абстрактной форме, поэтому его очертания различить тяжело, хотя длина Будды не маленькая — 90 метров, высота — 9 метров! Лестница, ведущая к вершине, начинается посередине Будды.
Из-за нескольких обрушений верхний уровень храма находится в плохом состоянии. Изначально здесь находилось центральное святилище, состоящее из двух крыльев.
Основной особенностью трехъярусного храма являются барельефы — виньетки, вырезанные в маленьких каменных квадратах, расположенных один выше другого, подобно черепице. Внутренние галереи храма сплошь покрыты барельефами с изображением сцен из Рамаяны, а также изображениями животных и музыкантов.
храм Пхимеанакас (Phimeanakas) …
… опять двести метров и опять среди множества, блоков которые как белые грибы в Русских-народных сказках через шаг и все огромных размеров …
Пхимеанакас (Phimeanakas) в переводе с кхмерского, означает «небесный храм».
Построен в соответствии с индуистскими традициями и посвящен индуизму. Построен в стиле Клеанг который для меня, как гром среди ясного неба. Впервые о таком даже услышал.
Пхимеанакас – это построенная кхмерами в начале XI века трехступенчатая пирамида с четырьмя лестницами, ориентированными в соответствии со сторонами света. Она находится в центре Ангкор Тома. Интересно, что две ее лестницы украшены необычными статуями львов. Сам он расположен недалеко от храма Бапуон, прямо напротив главного входа на территорию внутреннего города со стороны Террасы Слонов. Его предназначение ученые определяют, как домашний храм короля.
Строительство Пхимеанакас велось с конца X до начала XI вв. при Раджендравармане II (Rajendravarman II, правил 944-968гг.), после перестройки в правление Сурьявармана I (Suryavarman I, правил 1002-1049гг.) предстает в настоящем облике. В начале XX в. начались восстановительные работы по очистке храма. Ранее Пхимеанакас был украшен сверху золотым прасатом из золотых пластин. Этот непривычный стиль был позаимствован у монов (древнее королевство на территории современной Мьянмы), с которыми кхмеры враждовали с переменным успехом.
С назначением этой башни связана одна кхмерская легенда: здесь король предавался любовным утехам с нагой (змеей), которая представала перед ним в виде красивой женщины. В случае, если нага в какую-то ночь не появится, это означало смерть королю, а если не появится король – то несчастья королевству. Барельефов в храме, увы, — нет.
Лестница с главного (восточного) входа довольно крутая, поэтому для безопасного подъема оборудована лестница с западной стороны.
Пхимеанакас представляет собой трехъярусную прямоугольную пирамиду. Основание пирамиды имеет размеры 35м на 28м. Высота храма составляет 12м. Храм имеет четыре осевые лестницы, обрамленные кое-где сохранившимися статуями львов, по углам пирамиды – разрушенные статуи слонов. Так как, храм построен из песчаника, то и сохранился не очень хорошо, особенно верхний ярус и центральная башня, которые и стараются осмотреть туристы.
Третий ярус (30м на 23м) содержит узкий внутренний двор с рядом окон, как открытых, так и ложных по всему периметру. Кое-где на наличниках даже сохранилась резьба с орнаментом. По углам ранее располагались небольшие павильоны. В центре находится возвышение из земли, обрамленное блоками из песчаника, – это и является некогда центральной башней храма, его святилищем. Оно имело крестообразную форму с выходами-входами на все четыре стороны света и позолоченный купол. Здесь то и происходили события, описанные в упомянутой выше легенде. Сегодня от былого величия башни остались лишь остатки дверных проемов.
При посещении Пхимеанакаса в очередной раз проявилась «спешка» в «групповухах». Лично, — я с превеликим удовольствием покорил бы вершину. И хоть виды, как пишут в тырнете, там не ахти, но всё равно пофотографировал бы… Но, стандартно, со слов гида Николая, мы «отставали от графика», — просто обошли храм… вышли через пруд и оказались у террасы Прокажённого короля и террасы Слонов. Но о этом – в следующей записи …