= мелодия Северного Вьетнама =
Программа поездки Северный Вьетнам – Камбоджа – Южный Вьетнам уж шипко-сильно была насыщенной. Сейчас сижу и просто просматривая материал в виде блокнотных записей, домашнего видео фильма, смонтированного собственными руками, более 4-х тысяч фотографий даже начинаю сомневаться смогу ли я обо всём поведать на десятке страниц в своём сайте. Ведь о большинстве мест где мы оказались можно писать не голыми фразами, а трактатами величиной в объёмную книгу. Причём, даже мною, не умеющему красиво писать и делающему кучу грамматических ошибок только в одном предложении.
Но, хватит демагогии. Мы продолжаем осматривать Ханой вместе с гидом Ми, бегая за ней, как куча утят за мамой-уткой. И очень грамотно организаторы тура составили переход от одной достопримечательности к другой… возникло впечатление, что все объекты расположены на одной улице и расстояние между ними всего несколько шагов. Молодцы! Не успели «очухаться» от одного, как пред нами уже совсем другой шедевр. На сей раз
мост где восходит солнце и Храм Нефритовой горы …
Так или иначе, но следующая достопримечательность Ханоя связана с озером Хоан Кьем — озером возвращенного меча, которое образовалось на месте старого русла Красной реки и легендой про черепаху когда-то жившей в нём.
Местные жители так и именуют акваторию вокруг озера — поэтическим названием возвращенного меча черепахе. Свое название озеро получило в результате легенды, согласно которой в этом месте восставший против китайского владычества император Ле Лой получил от золотой черепахи меч, которым в итоге разбил китайские армии. Легенд сложено множество. Все они удивительны и жители Ханоя передают из уст в уста. Одна их них примерно такая:
Самая древняя легенда повествует о том, что в некотором царстве… некотором государстве с именем Вьетнам… жила-была черепаха в озере (и, возможно, ещё живёт). Не простая, а золотая, которая вдруг ни с того и ни с сего… взяла и подарила так же золотой, и к тому же и волшебный, меч императору Ле Лою основателю вьетнамской династии Ле, для победы над китайской армией война с которой в 15 столетии уже продолжалась долгих 10 лет. Когда Ле Лой поднял меч над головой, то увидел, как на нем проявилась надпись: «Небесная гармония». Владыка увидел в этом нечто знаком свыше и решил взять меч с собой на очередную, затянувшуюся битву… Император – бац и правда победил в тяжелом сражении!
В честь великой победы Ле Лой устроил праздник на озере. Где пиво и вино текли по усам, но в рот не попадали… И вдруг перед его лодкой всплыла та самая золотая черепаха и молвила человеческих голосом на вьетнамском языке: «Здорова, Ле Лой! Я дала тебе меч, чтобы разгромить врага. Китайцы повержены, пришло время мира. Верни, п-жалста мне меч». И даже не дожидаясь ответа, черепаха сцапала в зубы магический меч и нырнула с ним в воду. Успев, сказать ему (опять же на вьетнамском), что ежель возникнет новая опасность народу – она обязуется опять отдать мечь. Аквалангисты утверждают, что меч и ныне на дне озера… С тех пор водоем получил название Озера Возвращенного меча.
На ентом красивеньком ёзере (это по-сербски) Hoan Kiem Lake находятся два небольших острова. В северной и южной частях. Считается, что это тело и голова священной черепахи. На южном – построена в 1886 году — Башня черепахи. Эта башня представляет собой четырехэтажную конструкцию с окнами в форме арок и была построена в память о городской легенде про Золотую черепаху.
По другим сведениям, ее приказал отстроить богатый человек, чтобы похоронить в ней прах своего отца. Однако его замысел был раскрыт, после чего ему пришлось уйти в отставку, а чудесная Черепашья башня осталась, радуя взгляд своей красотой и изяществом… На крыше башни возвышается скульптура золотой черепахи.
Шипко-сильно умных людей, не только в России, но и во-Вьетнаме пруд – пруди. Вот и один мудрец из Ханоя утверждает, что раньше в озере возвращенного меча жили 4 черепахи редкого вида, три из них умерли (и хранятся в храме Нефритовой горы и в Музее Ханоя).
Последняя черепаха дожила до глубокой старости, несмотря на болезни (ее даже как-то вылавливали для лечения), но в 2016 году и она, увы, погибла, опечалив всех жителей Ханоя. Вес черепахи, относящейся к редкому виду Rafetus vietnamensis составлял 180 килограмм, а возраст насчитывал более 80 лет. После кончины символа озера из неё сделали чучело и поместили в Храме Нефритовой горы. Всего же в мире насчитывается всего 4 живых черепахи этого вида — две во Вьетнаме и две в Китае.
Загадкой озера является и то, что вода в нем всегда имеет зеленый цвет, хотя оно регулярно чистится европейскими специалистами. Следовательно, раньше его называли Люк Туи – Озеро Зеленой воды.
Так же, гид Ми поведала, что черепаха из легенды, которой вернули меч, была реально огромна. Больше двух метров. А в Нефритовом храме, куда мы двигаемся, хранится чучело одной из родственниц той самой черепахи. Вес красотки более 200 килограммов. И, по мнению специалистов, ей не менее 500 лет! Черепаха была поймана в 1968 году.
Мост Хук или Кау Тхехун (Мост утреннего солнечного света) (арка Восходящего солнца) …
Северный остров, куда мы пришли, соединен с берегом красным деревянным мостом, известным в народе, как Арка Восходящего солнца и является визитной карточкой Ханоя.
На самом деле арка является мостом (Cầu Thê Húc) и ведет к легендарному Храму Нефритовой горы. В качестве материала для строительства моста мастера прошлого использовали ценные породы дерева.
Изящный дугообразный мостик не отличается высотой и построен в классическом азиатском стиле. Основную конструкцию поддерживают двойные лаги, уходящие в воду. Красный цвет моста ассоциируется у вьетнамцев с радостью и победой над злыми духами.
Красный, деревянный мост необычной формы указывает дорогу к местному святилищу, где находиться чучело золотой черепахи … вернее её родственнице.
Благодаря этому, мост стал любимым местом романтиков и любителей подобной атмосферы. Место — пристанище буддистов и простых жителей Ханоя, которые ищут умиротворения. Место очень популярное среди туристов и местных молодоженов, которые любят на нем фотографироваться… в том числе и нас…
Вокруг моста растут необычные деревья, корни которых переплетаются между собой, создавая фантастический пейзаж. Местами берега озера напоминают настоящие джунгли и выглядят как декорации к фильмам ужастикам …
Пагода на одном столбе …
Именно так именуется сия достопримечательность Ханоя. Эта пагода, возведенная в форме лотоса на столбе чуть больше метра диаметром, является одним из символов города. Она также называется Храмом отдаленного спасения и Башней цветка лотоса… В буддизме этот цветок символизирует просветление.
Построена в 1049 году, в честь Богини Милосердия, которая возвестила бездетного императора Ли Хай Тонга (11 век) о скором рождении у него наследника. император Ли Тхай Тонг, увидевший во сне божество, сидящее на цветке и передающее ему в руки ребенка. Это послужило поводом женитьбы на крестьянке. Спустя некоторое время у императора действительно родился долгожданный наследник.
Император приказал построить Пагоду в честь благодарности богине за ее дар.
Само строение Пагоды напоминает по форме цветок лотоса, символизирующий высший разум, чистоту и божественное просветление в Буддизме.
Эта достопримечательность является местом, которое особенно часто посещают молодожены. Это своего рода молитвенный дом, куда приходят многие с просьбами к богам о даровании им детей.
Пагода на одном столбе была построена в одиннадцатом веке. Первоначально это было местом проведения молитв, посвященных правящему монарху. Сюда приходил молиться и сам император.
Во время правления династии Ли (12-13 века) здесь проводили праздничные ритуалы, посвященные рождению Гаутамы Будды. Тогда Пагода была отреставрирована. К ней была пристроена Священная Башня и изогнутые мостики.
В 54-м году прошлого столетия пагода была уничтожена французами полностью. Вот только зачем французам в 1954 году понадобилось при отступлении разрушать эту буддистскую святыню? — непонятно. Ее отстроили заново лишь в 1995 году.
В строительстве пагоды на одном столбе использовалась прочная порода дерева. Основанием ее служит каменная колонна. Внешне Пагода напоминает цветок лотоса. Это прямоугольное в плане строение выполнено в типичном вьетнамском стиле, где доминирует стремление подчеркнуть в конструкции горизонтальные линии. Углы строения загнуты вверх, что также является характерной чертой вьетнамской архитектуры. Они символизируют лепестки цветка лотоса.
К храму ведет пристроенная к нему специальная лестница. Только с последней ее ступени можно увидеть внутреннюю часть храма, поскольку войти сюда сложно из – за маленьких размеров строения. Перед лестницей находятся маленькие ворота, дверцы которых выполнены из резного дерева.
Внутри Пагоды на одном столбе на небольшом пьедестале можно увидеть статую богини милосердия — тысячерукою Куан Ам (Авалокитешвара), окруженную цветами и дарами из фруктов.
Оригинальное строение не сохранилось до наших дней. То, что является современной достопримечательностью- это лишь миниатюрная его копия.
Возле Пагоды растет небольшое дерево. Оно считается священным деревом бодхи. Согласно буддистским легендам, сидя под таким деревом, Будда достиг просветления.
Храм Литературы (Ван Миеу) (Van Mieu) (Temple of literature) …
Не успели мы «очухаться», как нас ждал ещё один шедевр, — в виде университета, где обучались сыновья мандаринов (вьетнамских высокопоставленных чиновников). Он находится всего в 1 км к западу от озера Хоанкьем.
Только начал смотреть домашний фильм, где наш гид Ми рассказывала нам об этом месте гуляя с нами по территории, … только хотел записать её слова на компьютер, как Супруга (подглядывавшая как я мучаюсь, — нашла очень хорошую статью на сайте https://top-vietnam.ru/khanoj/174-khanoj-khram-literatury-van-mieu.html — как говорится: лучше не поведаешь! Спасибо этому сайту, где я не стесняясь своровал почти весь текст. Итак:
Окруженный высокой каменной оградой, Ван Миеу занимает зеленый участок площадью около 55 тыс. кв. м. Что бы ни происходило на окружающих храм улицах, здесь всегда царят тишина и умиротворяющий покой, нарушить который не в силах даже нескончаемая вереница туристических групп.
Вьетнамское название храма представляет собой видоизмененное китайское название «вэнь мяо», что означает не просто «храм литературы», но «храм книжной учености» и даже «храм книжной мудрости». Так называли в Древнем Китае храмы, посвященные памяти Кунцзы, или Конфуция (551 —479 гг. до н.э.), — философа- гуманиста, который в беседах с учениками сформулировал принципы гармоничных отношений между людьми на разных ступеньках общества — от деревни до царского двора.
Начиная со II в. до н.э. идеи Кунцзы стали в Китае основой науки управления государством. Сам мыслитель превратился в полубога, в честь которого в каждом городе Поднебесной в обязательном порядке воздвигался храм. Для конфуцианства характерен настоящий культ знаний, причем таких, которые основаны на чтении книг, а не на «грубом» жизненном опыте. Именно поэтому конфуцианские святыни именуются Храмами литературы. Появление подобного святилища в столице Вьетнама было закономерно. Добившись политической независимости от Китая, средневековые правители страны вовсе не собирались отказываться от заимствования полезных достижений северного соседа. В их числе была до мелочей разработанная схема государственной машины, а также система образования, позволявшая готовить «запчасти» для этой машины, то есть чиновничьи кадры.
С XI в. учение мудрого китайца Кунцзы стало господствующей идеологией национального вьетнамского государства подобно тому, как китайские иероглифы стали письменностью старого Вьетнама. В 1070 г., в царствование короля Ли Тхань Тонга, в столице был построен главный конфуцианский храм — нынешний Ван Миеу. Здесь проводились различные церемонии, часто отнюдь не религиозного характера. Так, в храме проводились государственные экзамены на соискание ученой степени, дающей право занимать чиновничью должность. Система экзаменов также была заимствована вьетнамцами в Китае. Получившие домашнее образование претенденты в указанный срок являлись в уездный город и сдавали экзамен на низшую ученую степень, примерно соответствовавшую европейскому «бакалавру».
Суть экзамена состояла в написании объемистого сочинения на заданную тему из области этики, истории или государственного управления. Победители, которые уже могли рассчитывать на пост в администрации уездного уровня, но не желали довольствоваться малым, отправлялись в провинциальный город, где испытание повторялось. На этот раз наградой была степень «магистра», дававшая, помимо прочего, право сдавать экзамен на высшем, столичном уровне. Победитель столичного экзамена становился «доктором» и мог рассчитывать на губернаторский или министерский пост.
Имена победителей вырезались на каменных стелах, украшавших храмовое подворье в назидание потомству. Это был успех, обеспечивавший славу и благополучие семьи на несколько поколений вперед. Формально в экзаменах мог участвовать любой человек, способный купить книги и сосредоточиться на подготовке к сочинению. Даже если не принимать во внимание коррупцию, распространенную в среде экзаменаторов, получение степени было для большинства участников чрезвычайно трудным делом. Китайский писатель XVII в. Пу Сунлин потратил на одоление первой экзаменационной ступени 50 лет жизни, но так и не добился успеха! Между тем этот человек по праву считается классиком китайской новеллы, а его книги по- прежнему пользуются любовью миллионов читателей.
Территория Ван Миеу состоит из 5 дворов, разделенных внутренними стенами, но соединенных анфиладой ворот. Первый и второй дворы предназначались для прогулок и ожидания. Ворота, ведущие во второй двор, украшает изящный двухъярусный павильон Кхюе Ван. Наряду с Башней Черепахи и пагодой Мот Кот, это строение является символом Ханоя. Третий двор занимает Галерея стел. Здесь высятся 82 памятника, увековечивших имена 1307 лауреатов 82 столичных экзаменов, проводившихся с 1442 по 1779 г. — по одной стеле на каждый экзамен.
В четвертом и главном дворе находится храм Конфуция — Дай Тхань. Его центральный алтарь посвящен самому Учителю, а боковые — его главным ученикам Янь Хуэю (вьет. Нянь Уен), Цзэн Шэню (вьетн. Тан Шэм), Цзы- ся (вьетн. Кхонг Ты) и Мэн-цзы (вьетн. Мань Ты). Кроме того, в храме воздвигнуты статуи самого любимого ученика философа — Цзы Гуна (вьетн. Чы Конг) и 72 выдающихся конфуцианских теоретиков.
С обеих сторон к храму примыкают бывшие экзаменационные залы, ныне приютившие книжные и сувенирные лавочки. Кроме того, здесь дают небольшие концерты традиционной вьетнамской музыки. В пятом дворе Ван Миеу некогда находилась конфуцианская академия Куок Ты Зям — первый вьетнамский университет. Здесь до сих пор сохранились жилые каморки студентов, непритязательные учебные комнаты, а также внушительных размеров колокол и барабан. С их помощью подавали сигналы, отмечавшие ход времени и регулировавшие распорядок дня.
На протяжении более чем столетия, с 1076 по 1802 г., ханойский Ван Миеу выполнял функции университета и национальной академии наук. После того как столицей династии Нгуен стал Хюэ, ханойский храм Литературы пришел в упадок. В 1947 г., во время II Индокитайской войны, бомбардировки французской авиации сильно повредили (фактически разрушили) древний памятник.
Восстановление Ван Миеу началось уже в начале 1950-х гг. Немалую роль сыграл в этом Хо Ши Мин, всю жизнь с огромным уважением относившийся к личности Конфуция. Известно его высказывание о том, что Конфуций и Маркс смогли бы найти общий язык, случись им встретиться. В 1965 г., в свой 75-й день рождения, лидер Вьетнама посетил могилу и храм философа в китайском городе Цюйфу.
Реставрация комплекса Ван Миеу длилась несколько десятилетий и была завершена лишь в 2000 г. Несмотря на восстановительные работы, храм вот уже долгие годы входит в обязательную программу визита всех высокопоставленных гостей страны. В разное время здесь побывали Климент Ворошилов и китайский премьер Чжоу Эньлай, Фидель Кастро и Джавахарлал Неру, Билл Клинтон и Владимир Путин. Во время визита российского президента в феврале 2001 г. его свита оказалась столь многочисленной, что центральную дорожку храма пришлось срочно расширять на добрых полметра.
Кукольный театр на воде (Thang Long Water Puppet Theatre) …
Уже вечером нас привезли в национальный театр. Он интересен тем, что является одним из немногих в мире театров на воде. Традиция подобных театров насчитывает во Вьетнаме тысячелетия и глубоко почитается местными жителями.
Кукловоды встают в воду по пояс и закрываются занавесом из бамбука. Они управляют куклами с помощью специальных длинных палок и веревочек. В ночных сумерках возникает эффект «живых кукол», плавно движущихся по воде. Представление сопровождается национальной музыкой, которую исполняют народные ансамбли. Спектакли длятся около 40 минут и в основном посвящены историческим темам и мифическим персонажам вьетнамского фольклора. Представление, конечно же, на вьетнамском, но перевода не требует. И так все понятно — сначала вам покажут основные традиционные ремесла, процесс выращивания риса, охоту и рыбалку, а потом — историю об обретении меча в озере. Но, мы не знали о 40 минутах и смотались через 30. Просто настолько нам показался этот театр\спектакль детским, что сидеть и «терпеть» не хотелось. Хотя, уже через десять лет, стал просматривать видео, которое в театре поснимал на нашу видеокамеру, — и позырил с большим удовольствием…
Уже стемнело, а животиках у нас был сквозняк. И как назло, никак не могли найти приличный ресторанчик с пищей, хоть немного напоминающей европейскую.
«Китайский опыт», когда я несколько дней не мог абсолютно ничего есть азиатского – давал о себе знать до сих пор. Но, всё-таки прямо около озера мы отыскали. Под пиво – у меня «проскочило» всё… и даже понравилось! Может на это повлияло то, что наши столики были на балконе с очень хорошими видами… и красочной подсветкой озера…
… ежель перевернёте страничку следующего дня, то Вас ожидает «Чудо Света» !!!!